Путешествие в азербайджан на машине
Азербайджан. Стоит ли ехать?
– Где мой хиджаб? – сердито ворчала дочка, перебирая свои летние маечки. – Куда мы вообще едем? Нас прямо на границе украдут и продадут в гарем! А я не хочу в гарем, я хочу в Испанию! Или в Италию! На пляж!
– Когда в девяностые мой сослуживец ездил к себе домой, в Азербайджан, то он сразу надевал форму. Так, на всякий случай. – отец внимательно посмотрел на меня и многозначительно повторил. – На всякий случай.
Мама ничего не говорила. Но ее мысли фактически материализовались в виде мультяшных облачков над головой, на которых можно было прочитать: «Горы…», «Ислам…», «Многоженство…», «Блондинки…»
Да, волей судьбы я являюсь ближайшим родственником двум прекрасным сероглазым блондинкам. И для того, чтобы уговорить их поехать в Азербайджан, мне пришлось задействовать весь свой авторитет. Даже упоминание того, что они в свое время замечательно выжили в криминальнейшей Абхазии и гуляли по темному Сухуму, поначалу не помогало.
Ну что же, мы там были и буквально на днях вернулись из автомобильного путешествия по Азербайджану, и мне есть что рассказать об этой стране. О высоких горах и о выжженной пустыне. О местных жителях и о самочувствии блондинок на улицах азербайджанских городов и деревень. И показать тоже…
2. По пути я снова заехал к церкви в Гергети, традиционно плотно оккупированной местными полноприводными деликами. Заехал, чтобы показать семье прекрасные виды, и чтобы проверить, как ползает по горам мой новый автомобиль. И если на Санте пару лет назад мне в некоторых местах было немного волнительно, то сейчас я просто ехал:
3. В этот раз я старательно ломал самого себя и пытался фотографировать людей. Надеюсь, что некоторые кадры получатся. Грузинская бабушка из Сигнахи:
4. А потом мы телепортируемся через границу и оказываемся в азербайджанском селе Илису, где живем две ночи, параллельно лазая по горам пешком и на машине.
Утром я иду на местный рынок, привлекая внимание всей округи, чтобы купить на завтрак домашнего сыра из буйвола (сам в шоке был), отборной черешни по 70 рублей за килограмм и не превзойденных еще никем и нигде великолепных азербайджанских помидоров. По 36 рублей за кило!
5. Попадаем с помощью странного знакомого к водопаду невероятной красоты. Параллельно я без устали снимаю колоритные каменные улочки окрестных деревень. Ха! Знал бы я, какие улочки ждут нас дальше:
6. Пыльный Шеки, где есть два вполне себе настоящих караван-сарая, в одном из которых мы с удовольствием торговались за всякие сувениры, вкусная халва и дворец шекинских ханов, сопровождаемый хорошим экскурсоводом
Поставил автомобиль в тень под деревом и не обратил внимание на подозрительно свободное место, хотя в жарких странах место в тени, где можно припарковать авто, обычно на вес золота. Дерево оказалось шелковицей и по приходу наша машина оказалась буквально засыпанной спелыми ягодами и выглядела так, как будто я только что прорвался через полк обезумевших пейнтболистов:
7. Ну вот как тут не останавливаться через каждые 100 метров?
8. Из-за подобных картинок в место нашего следующего назначения я приезжаю уже после наступления темноты и долго ползаю по узким каменным улочкам, местами с весьма ощутимым уклоном, в поисках нашего гест-хауса:
9. Просыпаемся напротив мечети, на небольшой площади, куда стекаются мощеные камнем улочки одного из старинных торгово-ремесленных центров:
10. Торгуемся в местных лавках за разные вкусные травки для чая. Знакомимся с кузнецом. Взаправдашним, до сих пор подковывающим лошадей
Кстати, только тут я понял, как нужно пить чай и научился-таки играть в нарды. Не просто понял, а поставил себе цель найти себе правильные армуды (такие стаканы грушевидной формы), а также найти правильные, большие нарды. Нашел в Баку и привез домой!
Теперь будет чай только из правильной посуды и сделаю все возможное, чтобы убрать из дома эти дурацкие чайные пакетики, убивающие на корню саму суть чаепития:
11. На обратном пути любуемся горными дорогами. Ха! Знал бы я, что ждет меня дальше:
12. На подъезде к Баку сворачиваем на грунтовку, чтобы доехать до одного интересного места, и за окном начинаются пустынные пейзажи, которые меня натурально завораживают, ведь фактически благодаря этим картинкам, увиденным в свое время на границе Грузии и Азербайджана, я и захотел приехать в эту страну.
На пекло тут все же, жуть:
13. А буквально через пару часов селимся в самом центре Баку, буквально в ста метрах от старого города, Ичери-шехер. Кстати, кто считает, что в Грузии водят плохо – приезжайте в Баку, в час пик. Офигеете:
14. Этот город шикарен, что тут говорить:
15. Обратная сторона медали. Либо опора ЛЭП, либо нефтекачка, и так до горизонта. Вот примерно так я представлял себе Баку 100 лет назад, когда черпали нефть буквально ведрами из каждой лужи:
16. Катались к грязевым вулканам, где рядом толпится кучка таксистов. Но если не возвращаться сразу назад, на трассу, ведущую обратно к городу, а забраться по грунтовке на ближайшую вершину, то окажется, что там, немного в стороне, есть и другие вулканы, пусть и не такие бурлящие, и красивые виды, и прикольные дорожки:
17. Видели красные горы Хызы:
18. Вжууух! И мы опять в настоящих горах и забираемся к селу Хыналыг, что на высоте более 2000 метров. Ну уж тут-то точно должна быть самая красивая дорога.
19. Мы тут живем целый день и спим прямо на полу, под двумя ватными одеялами сразу, потому что тут так принято. Моих девчонок впечатлило не столько то, что хиналугцы потомки древней Кавказской Албании и имеют свой язык, сколько то, что дома тут топят кизяком – высушенным коровьим навозом. И заборы тут из него, из навоза. Да и дома, в общем-то, тоже.
20. Из Хыналыга мы спускаемся в долину кругом, через горы, по грунтовой дороге. И вот она точно – самая красивая в этом путешествии:
Обсуждали с гаишниками фотографию моей машины, но с чужой скоростью и получали в подарок от имама в мечети молитвенный коврик и четки. Оторвали крепление защиты днища, которую я предусмотрительно поставил фактически накануне выезда и расплющили в блин какую-то железяку снизу, рядом с водительским колесом.
– На заклепках. Не нужна она тут. К уям! – сказал мне в последствии механик СТО и решительно оторвал болтающийся железный блин монтажкой.
И везде, буквально в каждом городе, постоянно общались с местными и поражались их гостеприимству. Азербайджан очень и очень меня приятно удивил. И отвечая на свой же собственный вопрос — ехать в эту красивую страну не только можно, но и нужно.
Продолжение следует, конечно же. Техническому посту – быть.
Правила въезда в Азербайджан на автомобиле в 2021 году
Въезд в Азербайджан на автомобиле прост. Гражданам России и других стран СНГ не нужна виза. Достаточно иметь загранпаспорт и соблюсти определенные условия.
Особенности въезда в Азербайджан для россиян в 2021 году
Для граждан РФ действуют упрощенные правила въезда в Азербайджан. Для пребывания в стране до 90 суток включительно виза не нужна.
Безвизовый режим действует и в транзитных поездках. Если путешественник задерживается, ему необходимо запросить визу или получить вид на жительство в консульском учреждении Азербайджана.Для поездки в Азербайджан всегда рекомендуется оформить страховку, которая покрывает лечение COVID-19. Сделать это можно онлайн в течение 5 минут на сайте Cherehapa.ru, на котором сравниваются цены от всех крупных страховых компаний.
Документы поездки на автомобиле
При проезде через границу Азербайджана на автомобиле нужно иметь:
Автомобиль должен иметь класс не ниже Евро-4. Иначе потребуется вносить залог в размере 33% от рыночной стоимости машины. При выезде его возвращают.
Видео: пересечение границы Азербайджана на машине
Таможенные правила
Иностранцы должны декларировать любое количество денег. Государственную валюту (манат) можно ввозить/вывозить только подданным Республики.
Беспошлинно можно вывезти до 1 тысячи USD на 1 человека. Потребуется справка из банка, если сумма до 10 тыс. USD. Больше 10 000 USD вывозить нельзя.
Какие товары запрещено ввозить в Азербайджан
В Азербайджане покупают сувениры:
Популярный гостинец из РА – чёрная икра. В Азербайджане она дешевле, чем в России. Таможенные правила позволяют ввезти 250 гр икры на человека.
На границе нужно обязательно предъявить чек на покупку.
Транспортный налог и штрафы
При въезде в страну взимают транспортный сбор. Его размер зависит от типа двигателя машины и предполагаемого времени путешествия. Минимальная налоговая ставка – 15 USD.
Перед въездом необходимо убрать со стекол машины тонировку. Иначе придется заплатить штраф (150 манатов, это около 5000 р.) и снять тонировку.
Въезд в Азербайджан для иностранцев и лиц без гражданства
Для свободного пересечения границы РА нужно:
Правила продления визита
По истечении 10 суток иностранец может продлить срок легального пребывания (подробнее о процедуре читайте на официальном сайте посольства РА в РФ).
Но для этого должны быть веские основания:
Ходатайство о продлении срока пребывания передают в миграционную службу. В случае его одобрения срок действия визы увеличивают до 2 месяцев. Иначе придётся покинуть страну.
Въезд с несовершеннолетним
Путешествие с детьми возможно при соблюдении нескольких требований:
Пенсионеры дополнительно предоставляют ксерокопию пенсионного свидетельства и финансовые гарантии обеспечения поездки.
Правила получения виз
Иметь въездное разрешение надо гражданам стран Содружества и другим иностранцам, для которых действует визовый режим.
Виды виз
Россияне получают въездные разрешения в консульском отделе посольства Азербайджана в Москве.
Перед оформлением визы нужно определить цель визита.
После конфликта, связанного с Нагорным Карабахом, власти страны считают преступлением посещение этого региона, контролируемого Арменией. Армян в Азербайджан не пускают вообще, объясняя это тем, что сложно обеспечить их безопасность.
Как и где получить визу
Чтобы получить въездное разрешение, нужно:
На государственном портале Азербайджанской республики можно оформить документ для однократного въезда (E-Visa).
Для этого следует онлайн заполнить пункты:
Затем оплачивают пошлину онлайн. Размеры взноса определяются в зависимости от предоставленных данных (для уточнения величины госпошлины, перейдите по ссылке).
После этого можно скачать готовый документ для въезда в Азербайджан.
Стандартная анкета-заявка состоит из 39 вопросов. Заполняется на английском или азербайджанском языке.
Подать заявку на электронную визу можно на 1 человека, на семью (от 2 до 10 человек) и на группу (от 10 до 300 человек). Срок оформления – 3 дня.
Необходимые документы
Их перечень небольшой:
Сроки и стоимость
Стандартные сроки обработки документов – 3-7 дней. Максимальный срок – 10-15 дней. В сложных случаях заявление рассматривают до 30 дней, в экстренных ситуациях – до 2 дней.
Советы туристам
Азербайджан – современная страна. Но там действуют свои традиции и обычаи.
В путешествии рекомендуется:
Видео: полезные советы о путешествии в Азербайджан на машине
Land of fire. Путешествие в Азербайджан.
Посетив родину динозавров и минеральной воды Боржоми, а также крепость Рабат в Грузии, мы отправились к нашему последнему пункту назначения — Баку.
От Тбилиси до границы с Азербайджаном около часа езды через город Рустави. По ощущениям мы оказались в Азербайджане еще до пересечения границы: чем ближе мы к ней подъезжали, тем меньше плакатов на грузинском видели. Судя по всему, азербайджанская диаспора в Грузии очень большая.
Уже с первых минут стало понято, что Азербайджан — не самая «tourist friendly» страна и к гостеприимству азербайджанцев это не имеет никакого отношения, просто чувствуется, что им и без туристов вполне себе нормально живется, в отличие от той же Грузии.
Очереди на границе не такие, как между Россией и Грузией, стояли мы около часа. Грузинскую как обычно проехали за 15 минут — они даже не досматривают машины, то ли надеятся на то, что вторая сторона посмотрит все внимательнее, то ли я не вызываю подозрений. А вот на азербайджанской стороне все выглядело куда печальнее. Грустные будки, подозрительные люди в военной форме и совершенно непонятная процедура прохождения границы. К вам по очереди подходят разные люди, и несмотря на то, что Азербайджан бывшая страна СССР, по-русски, в отличие опять же от Грузии, никто не говорит.
Взяли 20 долларов транспортного налога и 20 манат за страховку. Или наоборот, я не понял.
Забавно, что на обратном пути процедура была намного приятнее: меня спросили, как мне страна и что понравилось больше всего. Не знаю, были они так рады, что мы наконец уезжаем, или человек попался вежливый.
Хочу еще обратить внимание на уважительное отношение к женщинам со стороны азербайджанцев. Границу переезжает только водитель, остальные должны пройти ее пешком, а вот девушкам разрешают остаться в машине и проехать ее вместе с водителем.
Если верить путеводителям, то кроме Баку, в Азербайджане смотреть нечего, жаль, что мы повелись. На обратном пути мы случайно заехали в маленький городок и там было много интересных построек, но его посещение не входило в наши планы и пришлось посмотреть его проездом.
В остальном дорога до Баку действительно грустная, пейзажи особо не радуют, зато асфальт идеально ровный.
Вопросы вызывают правила расстановки знаков — 110-90-110-90-110, смена скоростного режима может произойти 20 раз за 10 км.
Ездят в Азербайджане удивительно. В городе такой же хаос, как и в Грузии, а вот на трассе все по-европейски. Никто не моргает, просто включают левый поворотник, и все уступают дорогу. Скорость тоже никто не превышает — видимо местная полиция очень строго за этим следит.
Хотя на пути нам довольно часто попадались машины, едущие по обочине против движения.
Добрались мы до Баку с учетом таможни за 7 часов. Говорят, что в Азербайджане дешевый бензин, но я что-то не заметил этого. На полный бак для нашей Куги требовалось около 1700-2000 руб, столько же, сколько в России. Еще на заправках не принимают карты MasterCard, в гостинице — то же самое. Лишь пара кафе оказались лояльны к европейской платежной системе. Хорошо, что у моих пассажиров нашлись карты Visa, а то так и остался бы в Азербайджане, ну или машину бы там оставил.
Баку поражает с первых километров — своим размахом и разнообразием. При въезде в город вас встречает огромный флаг Азербайджана. Буквально огромный — его длина 70 метров, а ширина — 35. Все это возвышается на флагштоке высотой 162 метра, шириной в 3,2 метра у основания и 1м на верхушке. Флаг весит около 350 кг, а вся конструкция 220 тонн. Из-за сильного ветра и размера кажется, будто он развевается в замедленной съемке.
Первое место, куда мы направились — конечно же старый город, вокруг которого несколько месяцев назад проносились машины Формулы 1.
Часть барьеров и пит-билдинг, кстати, так и не разобрали.
Внутри старого города вас ждет много интересного, а также главная достопримечательность для российских туристов — место съемки знаменитой сцены из фильма «Бриллиантовая рука». Забавно, что никто не говорит или не хочет говорить с вами на русском языке, но услышав название фильма, тут же покажут вам дорогу.
Я, конечно, тоже не мог не сказать «Черт побьери».
Гуляя по узким улочкам старого города, сложно поверить, что находишься не в Европе.
В старом городе можно застрять на целый день, если вы любите просто гулять. Прямо на его территории организована платная парковка, стоит всего 2 маната в час.
Паркуются, к слову, в Баку как хотят — никто не обращает внимания не знаки, а вечером найти парковочное место что-то из разряда фантастики.
Одна из самых важнечших частей старого города с исторической точки зрения — Девичья Башня, котороя была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году. Сейчас внутри что-то вроде музея.
Еще одна достопримечательность в Баку — торговая улица, здесь всегда много туристов и есть McDonald`s — главный атрибут туристического центра города =)
Вечером много народу и на набережной, а вот днем людей там не найти — слишком жарко даже в сентябре.
Кстати, это не первый мой визит в Баку. Я был здесь в 2012 году по время Евровидения и должен заметить, что город не сильно изменился, но при этом очень много необычных зданий строится по всему городу.
Вид на «Пламенные башни» — самые высокие здания в Баку, выполненные в форме языка пламени. Здания покрыты LED панелями и ночью переливаются разными цветами, от имитации огня до флага Азербайджана. Их видно практически с каждой точки города.
Больше всего поражает Баку чистотой. Вы не поверите, но это подземный переход!
На улицах, по крайней мере в центральных районах нигде нет мусора, бычков или пустых бутылок. Я не знаю, как им удалось достичь подобной чистоты, но другим странам определенно стоит взять пример.
Культурный центр имени Гейдара Алиева — еще одно удивительное сооружение, поразительно сочетающее в себе современные черты с советским размахом.
Местные утверждают, что если взглянуть на здание сверху, то оно повторяет форму росписи бывшего президента, если это так, то они выбрали не лучшее место для строительства — единственную равнину в холмистом Баку. Взглянуть на задние сверху получится разве что при помощи квадрокоптера.
Я остался под большим впечатлением от Баку. Удаление от Москвы на 2500км делает его не очень привлекательным для автотуризма, хотя довольно часто нам попадались машины с российскими и даже питерскими номерами.
Думаю, стоит совместить визит сюда со следующим этапом Формулы 1.
Путешествие по Азербайджану: Баку-Шемаха-Лагич-Габала-Шеки-Гянджа
Восток — дело тонкое. В прошлый раз по приезду в Азербайджан пограничники уточняли у меня, не армянское ли у меня имя, и нет ли у меня армянских родственников. В этот раз их заинтересовала фамилия. Напряженность между двумя народами с годами не ослабевает — печально наблюдать это, будучи гостем и там, и там.
Формальности позади. Звонкий щелчок. Еще один штамп в паспорте, который потом станет предметом расспросов в Израиле, если окажусь там — но какая разница? Границы — неизбежная, но условность. Из кондиционированной громады аэропорта, напомнающей гибрид айсберга и звездного крейсера «Дискавери», делаю шаг в выжженную солнцем полупустыню Апшеронского полуострова. Для неподготовленного жителя равнин — жара, как в бане. «Вам повезло, сегодня у нас ветерок». Пот льет ручьем…
В Баку я уже был два года назад, за это время город практически не изменился. Показная, вычурная, нарисованная лучшими мировыми архитектурными бюро нефтедолларовая роскошь соседствует тут с полуразрушенными, но от того еще более очаровательными деревянно-глиняными постройками на старых улочках.
Пустить пыль в глаза — известный восточный прием. Фасады зданий вдоль бывшего Московского, а ныне проспекта Гейдара Алиева, украшены местным бежевым камнем, но стоит заглянуть за них, во дворы, видишь выцветшие стены панелек. Там, где они бросаются в глаза и портят красоту, их «реновируют», закрывая фасад еще одним фасадом. Иногда в ходе такой реконструкции у зданий появляются лоджии вместо балконов, иногда что-то идет не так — и за нарядными фасадами видны еще одни, не совпадающие по размеру окна. Зато снаружи красиво.
Компактный и насыщенный достопримечательностями старый город. Усыпанные розами сады, в которых на деревьях вместо воробьев щебечут попугаи. Роскошные пятизвездочные отели. Улыбчивая молодежь охотно демонстрирует знание английского.Люди постарше рады нашим русским лицам. Вышедшая из одного из подъездов черноволосая женщина декламирует какое-то очень идеалистическое стихотворение на чистейшем русском языке, с вышибающими слезу интонациями учительницы младших классов. Разговорились. Ей 83, и всю жизнь она проработала учительницей младших классов в русской школе. «Когда работаешь с детьми, все время видишь их улыбки, видишь счастье в их глазах, и это счастье достается и тебе. Вот почему я не выгляжу на свой возраст!»
Магнит для ностальгирующих туристов средних лет из СССР в Баку — место где «поскользнулся, упал, очнулся, гипс». Хороший повод пройти мимо, не сделав фото. В центре Баку путешественнику комфортно, что уж там, особенно, когда есть в кармане деньги. Лучше — наличные манаты, по сорок рублей одна штука. Но в дорогих кафе и отелях с охотой примут и карту. Знай плати!
Город городом, но он и в Азербайджане — государство в государстве. Что, если отправиться подальше от столицы? В прошлый свой приезд я посещал грязевые вулканы Гобустана и старейшее местное поселение Хыналыг далеко в горах. Маршрут нынешнего двухдневного выезда — на северо-запад страны, в сторону границ с Дагестаном и Арменией. Едем на Skoda Kodiaq в разных версиях.
Асфальтовая составляющая в Азербайджане — не для любителей езды с ветерком. Проще всего ехать по знакам на круизе.
Или — ломиться по грунтовкам. На дорогах — огромное количество камер, и еще больше полицейских засад. Полиции тут настолько много, что через какое-то время начинаешь видеть копа в каждой остановившейся на окраине иномарке. Машины у полиции тут приличные.
Чем дальше от цивилизации, тем меньше камер. Уходящие из Баку широкие шоссе истончаются довольно быстро, уступая место грунтовым участкам в зонах реконструкции и старым двухполоскам. При желании, проблем с обгонами нет, так как трафик небольшой. Местные не брезгуют выездами на встречку и обгонами по обочинам.
В принципе, мне торопиться некуда — наслаждаюсь прекрасной шумоизоляцией, отличной музыкой и комфортом дизельного Skoda Kodiaq в версии Scout европейского производства и бесхитростными красотами полупустыни. В этот раз про автомобили я решил более подробно рассказывать в подписях к фото, чтобы каждый мог выбрать, про что ему интереснее.
Горы Азербайджана сравнительно молодые, и геоморфологические процессы тут происходят прямо на твоих глазах. Вздымающиеся тут и там холмы разрезаны складками, оползнями и выветриванием. Под ногами не крупные камни, а податливая смесь песка и гравия, на которой каким-то чудом умудряется выживать скудный травяной покров, который остервенело жуют коровы и лошади — худые, как истощенные героином и анорексией фотомодели.
Ближе к Баку рельеф опален солнцем. Приближаемся к горам — и охра уступает место неожиданно пышной зелени.
Сквозь колеблющиеся волны поднимающегося от асфальта горячего воздуха на горизонте вырастают вечные символы спокойствия — заснеженные четырехтысячники Кавказского хребта, отделяющего Кавказ от Закавказья.
Проплывают за окнами городки, слепленные человеком по указке создателя словно по одному рецепту — старые домики, сложенные из камней, новомодные стекляшки из стекла, бетона и металлла, мечеть. И, конечно же, Гейдар Алиев, смотрящий на тебя с бесчисленного множества портретов размером начиная от 3 на 6 метров. «У нас тут сложилось так же, как культ Ататюрка в Турции» — смущенно и одновременно с гордостью поясняет гид.
Поселок Лагич, расположенный на высоте в 1375 метров, известен чеканным промыслом.
В местных горах развит медный промысел. Тарелки, ножи, браслеты и другие медные изделия из Лагича до сих пор ценятся на весь Азербайдан. Дома и дороги тут построены из речного камня.
Не так давно это место было первозданным и удаленным. Строительство новой асфальтовой дороги (которая уже стремительно разрушается в результате оползней и камнепадов) и усилия местной администрации превратили центральную улицу Лагича в один большой туристический магазин.
Новоприобретенная простота логистики и туристический интерес сделали свое дело. Сегодня китайских сувениров на мощеных крупным речным камнем узких улицах Лагича куда больше, чем местной продукции. Но она есть, старые мастера все также делают изделия из меди и каракулевые шапки. Во многих лавках в углу стоит примитивное оборудование — кузнечные меха, наковальня, шлифовальный аппарат.
Усатый полноватый мужчина средних лет черными от грязной работы с металлом протягивает мне сделанную им тарелку, уговаривая сделать покупку. В другой лавке делаю портрет седовласого пожилого мужчины с офицерской выправкой. Каракулевые шапки он до сих пор делает собственными руками, несмотря на солидный возраст. Впрочем, помогают родственники. В горах любой бизнес — семейный, будь это чеканка или кровная месть.
Для тех, кто смотрел 11 серию 3 сезона Grand Tour, пейзажи Лагича могут показаться знакомыми, и это неслучайно.
Именно по улицам Лагича Кларксон сотоварищи устраивали гонку с Эбби на своих суперкарах. Делать этого, конечно же, не стоит — по Лагичу нужно гулять пешком. Общаться с мастерами, пройтись не только по главной улице, но и по остальным, чтобы составить хотя бы примерное впечатление о том, как устроена сельская жизнь в горах, темп изменения которой в среднем гораздо медленнее, чем в городах.
Участок дороги после Лагича наиболее опасен — но и живописен. Нависающие над дорогой скалы — обнаженные сланцы. И, конечно же, геоморфология в движении. Булыжники и валуны падают на дорогу — наверняка, в основном, с первыми лучами солнца, когда перепад температур максимален, но это, как говорится, неточно.
До Габалы — одного из двух в стране горнолыжных курортов — добираемся спустя пару часов. Дорога реконструируется, но не очень активно. Кругом — бесхитростная красота азербайджанской глубинки, и бесчисленные автомобили ВАЗ — причем зачастую еще советского производства.
Построенный с серьезными вложениями горный курорт в Габале окружен недостроенными отелями и полузаброшенными, но охраняемыми коттеджными поселками. Очевидно, что темпы строительства были слегка охлаждены истощенным потоком нефтедолларов.
В конце маршрута — обустроенный оазис роскошного отеля, непосредственно от которого начинаются несколько линей гондольной подвесной канатной дороги. Трассы оборудованы системами механического оснежения. На вершине, на высоте в 1920 метров я оказываюсь за 15 минут за закрытия канатки, насладиться видами и прогуляться немного не хватает времени. Но горы — это горы, в них всегда дышится вольготнее, а сердце наполняется спокойствием, даже если смотришь на них мельком. Мерно гудит трос канатки, передавая умиротворяющую вибрацию через зажим на корпус кабины. Последние солнечные лучи растворяются в ночи в сладком дыме кальяна и тонут в водоеме системы оснежения.
Продолжение маршрута — вдоль отрогов Кавказского хребта. Тут зелено, и сравнительно прохладно — всего +30. Дороги — тоннели сквозь склоненные к асфальту кроны грецкого ореха. Прохлада тени в Азербайджане в цене. В рощах повсеместно оборудованы своего рода кемпинги, предназначенные не для ночевки, но для дневного отдыха. Дополнительный комфорт достигается путем распыления воды из горных ручейков — их тут в избытке.
Город Шеки — одно из самых ярких мест на туристических картах Азербайджана. Хорошие отели, отреставрированные караван-сараи, один из которых до сих пор работает как отель.
Внушительный дневной дворец местного паши постройки 19 века (внутри которого нельзя фотографировать), плюс — знаменитая местная пахалва, которую выпекают прямо на твоих глазах в крошечных мастерских. Для любителей сладостей — настоящий рай, только пальцы все время липкие…
Дорога из Шеки до Габалы имеет реконструируемые участки. Почти 40 километров из 160 — каменистый грейдер. Сегодня мы едем на Kodiaq российской сборки — с мощным 180-сильным двухлитровым бензиновым мотором. Обгоны ему даются отлично, а комплектация и качество отделочных материалов — на такой же высоте, как и в европейской версии. отличия только в шумоизоляции (у дизеля она заметно лучше), и в подвеске (у российских машин она более жесткая и энергоемкая). Остановиться на придорожном рынке было плохой идеей — до нас с коллегой докопался пьяненький мужичок. Татуировки, сломанный много раз нос, сбитые костяшки. Разговор об уважении начинается на русском, потом он начинает переходить на английский, и мы предпочитаем спешно ретироваться, пока не началась драка.
Гянджа — второй по площади город Азербайджана. В народе называют его культурной столицей, но, скорее всего, речь идет о том, что назвать его «нефтяной» столицей трудно. Поток нефтедолларов тут превратился в струйку — кроме величественных ворот в парке имени Гейдара Алиева и международного аэропорта его же имени, тут не так много достопримечательностей.
Ночью на улицах темновато, если отошли за пределы самого центра. Для прогулок, на первый взгляд, пригоден только упомянутый парк и самый центр города, после Баку не особенно и впечатляющий. Придают колориты акценты — например, «бутылочный» дом или ресторан, оформленный в духе косплея на СССР с уклоном в тематику Великой отечественной. Что тут скажешь — значительная часть истории страны связана с Россией, и за всю поездку мне встретилось всего несколько людей, не говорящих по-русски.
Нужно ли ехать в сельский Азербайджан за пределы роскошного Баку с отличным туристическим сервисом? Однозначно! Но только в том случае, если вас интересуют бесхитростные красоты гор и предгорий, простая и небогатая сельская жизнь, разговоры с интересными людьми, а также ностальгия по советской автомобильной классике — в провинции других автомобилей практически нет, причем многие экземпляры — в прекрасном состоянии.
А в Азербайджан я с удовольствием вернусь еще как-нибудь, равно как c охотой отправлюсь в дальнее путешествие на Skoda Kodiaq.
***
Текст и фото — Артем Ачкасов. Снято на Olympus OM-D E-M1 Mark II.