Путешествия на авто камерзанов
«Я снимал видео с девушками в бикини и торговал половиками, чтобы заработать на кругосветное путешествие»
Я получил диплом бакалавра новосибирского Нархоза в 1999 году и уехал учиться в США. Получил степень MBA в университете Святого Томаса. После возвращения домой я начал заниматься семейным бизнесом.
Мама в советское время работала товароведом на базе «Росгалантерея». Наступил 1991 год, она ушла с госпредприятия и начала работать на себя — открыла магазин по продаже ковров. Когда я вернулся из США, мне нужно было масштабировать розничный магазин в торговую сеть, а из названия «Ковровый дом» сделать бренд.
Сегодня мы работаем на рынке корпоративных услуг — создаем индивидуальные дизайн и производим укладку ковровых покрытий. В основном это гостиничные сети, банки, офисные центры. Мы продаем и укладываем тысячи квадратных метров ковровых покрытий в год. Это хорошо, но не моё.
Мне хотелось быть первооткрывателем, а не продавцом ковров.
Девочки в бикини сделали меня известным
В 20 лет я со своими друзьями — Игорем Сосуновым, Костей Рабиным, Димой Горбовским и Жанной Решетниковой — поехали на Алтай. Тогда я ездил на родительском Mitsubishi Pajero. С этого всё началось. Потом выезжали на Байкал, в Хакасию и Туву.
Мне потребовалось 10 лет, чтобы подойти к рубежу, когда из дружеских покатушек можно начинать делать приключенческие проекты, которые можно «продавать». Чтобы продать рекламное место на борту автомобиля, нужна аудитория, которая будет следить за проектом. На поиск аудитории у меня ушло еще семь лет.
В первые поездки я брал с собой бытовую камеру и фотоаппарат. Потом садился на пару месяцев за компьютер и монтировал фильм о путешествии. Чтобы научиться съемке и монтажу я ходил в кинотеатр каждую неделю. Покупал в переходе программы для обработки видео или скачивал с торрентов. Мне это нравилось, но за пределы моего дома фильмы не выходили.
Я предложил нескольким телеканалам взять мои видеоотчеты о путешествиях. Первым ответил «Драйв», сейчас в его эфире пять моих фильмов. Позже мне захотелось масштабировать идею ролика «Очень жаркий день в Шерегеше».
Я позвонил в представительство книги рекордов Гиннесса и сделал заявку, которая была зарегистрирована как «The largest swimwear parade on skies». В 2013 году мы установили мировой рекорд. Со склона спустилось пятьсот человек в купальниках и шортах. Теперь это ежегодная традиция.
Со временем купил профессиональную технику и стал использовать легальный софт. С 2014 года делаю репортажи из своих путешествий для телеканала «Россия.Новосибирск». Общее число моих подписчиков в соцсетях приближается к 30 тысячам.
Камеры Sony FS700, Panasonic AGAC160, Canon 6D, несколько бытовых камер Sony, GoPro, квадрокоптер. Из дополнительного оборудования: штативы, радиосистемы, петличные микрофоны, ветрозащита, стабилизаторы. Работаю с видео в Adobe Premiere Pro.
Премьеры фильмов чаще, чем у Спилберга
Чтобы не отнимать время, лучше посмотрите видео. Можно легко проследить как из любителя попрыгать с камерой, я постепенно стал подходить к своему хобби профессиональнее. Сейчас я этим зарабатываю.
1. 2009 год, Шория, Хакасия, Тува, Алтай. 2 850 км, 10 дней, 4 авто, 12 человек. Бюджет 65 тысяч рублей.
2. 2010 год, Плато Укок. 7 дней, 2 267 км, 3 авто, 10 человек. Бюджет 80 тысяч рублей.3. 2011 год, дороги БАМа. Первый фильм, который попал в эфир федерального ТВ. 8 000 км, 21 день, 3 авто, 10 человек. Бюджет 150 тысяч рублей.
4. 2012 год, Азиатское кольцо. «Вся Средняя Азия за одну экспедицию». 12 700 км, 37 дней, 3 авто, 9 человек. Бюджет 350 тысяч рублей. 5. 2013 год. Байкал Трофи. 2 034 км, 10 дней, 10 авто, 22 человека. Бюджет 2,6 млн рублей. 6. 2013 год. На край Евразии. Мы доехали до мыса Пиай — самой южной точки Евразии. Тогда родилась идея кругосветного автомобильного путешествия. 21 000 км, 2 авто, 67 дней, 10 человек. Бюджет 1,5 млн рублей. 7. 2014 год, Новосибирск-Магадан. 11 000 км, 4 авто, 10 человек, 41 день. Бюджет 700 тысяч рублей.Сейчас мне 38 лет, я дошел до проекта, о котором мечтал всю жизнь. 20 июня 2015 года из Новосибирска мы отправились в кругосветку. За два этапа проехали 30 776 км через территории десяти стран: России, Монголии, Китая, Лаоса, Таиланда, Мьянмы, Индии, Пакистана, Ирана, Азербайджана. Сейчас наши автомобили находятся в Баку.
Мы купили три новых Toyota Hilux. Очень практично, когда все автомобили одинаковые, в первую очередь из-за взаимозаменяемости запчастей. Перед стартом машины прошли дополнительную внедорожную доработку. Надеюсь, их ресурса хватит на этот проект.Подняли на 4 дюйма, усилили подвеску новыми амортизаторами и рессорами, поставили кунги, расширители арок, увеличенные колеса, силовые бампера, рации, трансформаторы на 220 вольт, экспедиционные багажники, блокировки дифференциала, воздушные компрессоры и ресиверы.
Маршрут разрабатывался год. Нужно было подготовить документы, проработать логистику и запасные пути на случай форс-мажора. Когда планируешь пройти такое расстояние, лучше иметь не один, а пять запасных вариантов. Например, из-за серьезного землетрясения в Непале нам пришлось его объезжать через Лаос, Таиланд и Мьянму. В Пакистане нас через всю страну сопровождал военный конвой, иначе могут взять в плен или просто расстрелять колонну.
Для проезда по Китаю мы получали китайские права, номера и техосмотр. Процедура занимает около трех месяцев. В Бирме с нами постоянно ехала машина сопровождения, с представителем спецслужб, чтобы мы не «сбились» с дороги.
Для Ирана, Пакистана и Индии, делали таможенный документ Carnet de passage и вносили общий залог в 1,5 млн рублей. Если что-то оформляешь неправильно при прохождении таможни, залог могут не вернуть. Не зная этих тонкостей заранее, рискуешь застрять посредине пути, без возможности поехать вперед или вернуться обратно.
Проект рассчитан на четыре года и состоит из 12 этапов. В среднем мы едем 45-60 дней, оставляем машины в той точке, до которой доехали в конце этапа и улетаем домой. Через несколько месяцев прилетаем в страну, где оставили машины и продолжаем путь. У каждого из участников есть бизнес и семья. Мы выбрали такой принцип путешествия, чтобы не потерять ни то, ни другое.
Мы покажем интересные особенности исследованных нами стран, нюансы прохождения границ на автомобилях, а также поделимся личными мнениями и идеями.
Наша цель: объехать весь мир на автомобилях!
СССР уже нет как четверть века, а память о былой империи еще сохранилась во многих местах.
Это памятник дружбы в египетском Асуане, где Советский Союз активно помогал египтянам осваивать Нил и строить Асуанскую плотину. Тут всегда море народу и желающих поделать селфички.
Алексей Камерзанов
Про менталитет и танки.
.
От Египта остался звон в ушах: не снимать, запрещено, уберите камеру, ваш микрофон сильно профессионально выглядит, триподы нельзя и еще тысяча причин параноидального характера.
Показать полностью.
Кстати у нас забрали рации и спутниковый телефон при прохождении границ на авто.
Израиль: На границе нам не задали ни одно вопроса о камерах, коптере, рациях, спутниковом телефоне. на Голанских высотах, рядом с границей Сирии и Ливана мы увидели танки. Не стесняясь мы подъехали начали фотать. Через минутку к нам подошел офицер и с таким полувиноватым видом сказал: «Вы знаете, это ведь военная часть, тут по хорошему фотать нельзя. Вы потом эти фотки лучше удалите». Эти фотки мы убрали, но потом снова увидели танки, где нас никто не ограничивал в съемке.
В общем Израиль оставил самое позитивное впечатление от отношения к путешественникам, а вот Египет надолго запомнится глупостью, жадностью и паранойей.
Кругосветная автомобильная экспедиция из Новосибирска
Проект «Мир наш» — настоящая кругосветная российская автомобильная экспедиция из самого сердца планеты. Мы хотим попасть на автомобилях с российскими номерами туда, где их еще никто не видел.
В какой-то момент планирования нашего путешествия мы поняли, что незаслуженно обделили своим вниманием Африку. Добраться до восточной Африки наземным путем получалось только через аравийский полуостров.
Немного веселья в пятницу! Расскажу вам о наших грандиозных кругосветнических планах)
Первая часть пути шла по побережью, возвращались мы через центр страны. Такие две разные дороги. Одна из них может быть даже опасной
Сегодня третья серия зимних приключений в фильме «Следующая остановка – Северный полюс»! В финальной серии мы начинаем испытания «Бурлака» на Карском море.
Друзья! Сегодня в эфире вторая серия зимних приключений в фильме «Следующая остановка – Северный полюс».
Проехав всю Грузию, мы в последнюю очередь попали в Тушетию. С уверенностью можно сказать, что это самый труднодоступный регион Грузии. 8 месяцев в году он отрезан от остальной Грузии высокогорным перевалом. В зимнее время тут живет считанное количество семей. Летом же, сюда заезжают с «большой земли» и живут до начала октября. В советское время было налажено воздушное сообщение вертолетами (вспомним фильм «Мимино») и легкими самолетами. Сегодня все этого нет, добраться можно только на машине или если у вас есть достаточно денег, то говорят можно и на частном вертолете.
Подошел конец августа и мы продолжаем ехать по миру ) На данный момент мы проехали за рулем по маршруту: Россия-Монголия-Китай-Лаос-Таиланд-Бирма-Индия-Пакистан-Иран-Азербайджан-Грузия-Турция. Общий пробег составил более 40 000 км. В силу особенностей таможенного законодательства и непредвиденных личных обстоятельств машины пришлось два раза вернуть на территорию России.
Друзья! Приглашаю вас на просмотр нашего фильма «Следующая остановка-Северный Полюс». История испытаний новейшего вездехода-амфибии «Бурлак» от Алексея Макарова.
kamerzanov
kamerzanov
Мы едем вокруг света на внедорожниках. «Мир наш»!
Кругосветка на внедорожниках. «Мир наш»
Летом 2013-го, стоя на краю мыса Пиай, в Малайзии мы восторженно смотрели на Малаккский пролив, Сингапур и Индонезию вдалеке. За два месяца, через десять стран, мы добрались до самого края Евразии на своих машинах из Новосибирска. Куда дальше? Да только вокруг света, наверное…
Так родилась идея объехать на машине весь земной шар. Мы поняли, что это безумно интересно, мы можем и знаем, как это сделать. Родившийся маршрут охватывал пять континентов, более 50 стран, величайшие пустыни, горные системы, реки, тропики. Практически все климатические зоны, от экватора до полярного круга. Невероятные высоты, огромный размах температур. Мы не ставили цели пройти что-то быстро, «для галочки», посему наш путь причудливо извивается по планете. Хочется найти самое интересное, самое сложное, самое необычное.
Все путешествие разбито по принципу яхтенных кругосветок — на этапы. Всего получилось 12 этапов, каждый этап продолжительностью около шести недель. По окончанию каждого этапа автомобили остаются в заранее спланированной точке, команда возвращается домой. За это время нужно решить организационные вопросы, сделать новые документы, спланировать подробно дальнейший маршрут.
Проект «Мир наш» — настоящая кругосветная российская автомобильная экспедиция из самого сердца планеты. Мы хотим попасть на автомобилях с российскими номерами туда, где их еще никто не видел.
Цель: Объехать весь мир на авто
Информационная концепция экспедиции
Нашу экспедицию будет отличать от похожих проектов оперативность информации. На карте сайта в любой момент можно будет увидеть в какой точке земного шара мы находимся с точностью до 100 метров. Используя платформу Agakat мы максимально подробно покажем как выглядят те или иные места, без фильтров и редактирования, достаточно щелкнуть по фотографии, чтобы определить где она сделана. Ежедневно на нашем сайте мы будем рассказывать, как проходит экспедиция, с чем сталкиваемся на нашем пути. Видеофрагменты, фотоотчеты, периодические публикации наших приключений позволят следить за этим необычным путешествием.
Освещать экспедицию мы будем на нашем сайте: http://mirnash.kamerzanov.su/
Регулярно будут выходить новостные выпуски в программе «Вести» на канале Россия 24 (Новосибирск), их можно будет посмотреть в разделе «Видео». Для телевизионного канала «Драйв» мы будем снимать многосерийный приключенческий фильм, который позже выйдет в эфир федерального телевидения. В автомобильном журнале «Полный привод 4×4» можно будет читать подробные статьи о технической составляющей нашего путешествия. Мы публикуем отчеты на самых известных сайтах для автомобилистов и путешественников: travel.drom.ru, drive2.ru.
На чем мы поедем
Автомобиль дает неповторимую свободу передвижения, современные технологии — свободу общения. Это те принципы на которых строится наш проект. В составе нашей команды:
Все автомобили подготовлены к условиям жесткого бездорожья, внесены следующие изменения в конструкцию каждого авто:
Кто едет
Участники проекта — не просто пассажиры, которые едут по обычному туристическому маршруту. Выбор маршрута принадлежит участникам.
Наш опыт
Мы организовывали и участвовали в следующих автоэкспедициях:
Нами сняты несколько полнометражных фильмов, написаны десятки статей для федеральных журналов.
Мы активно сотрудничаем с крупными федеральными и локальными медиаканалами:
Особенности маршрута
Прокладывается по наиболее интересным местам планеты: горным системам, тропическим лесам, фьордам, пустыням, плато, подножиям вулканов и ледников, историческим достопримечательностям, мегаполисам, заповедникам, разным климатическим зонам.
Затрагивает 5 континентов.
Проходит по территории более чем 50 стран мира.
Высоты колеблются от 0 м до 6000 м. над уровнем моря.
Температуры варьируются от −40 до +50.
Пересекается полярный круг.
Предусмотрены паромные переправы, в том числе между континентами.
Маршрут составлен не кратчайшим, а наиболее интересным и трудным образом, опускаясь сначала на юг до африканской Сахары, далее взлетает к полярному кругу. Именно такое построение маршрута позволяет охватить максимум интересных мест.
График
1 Этап, июнь-июль 2015 г.
Россия, Монголя, Китай, Непал.
2 Этап, октябрь-ноябрь 2015 г.
Индия, Пакистан, Иран, Азербайджан, Грузия.
3 Этап, май-июнь 2016 г.
Грузия, Армения, Турция, Болгария, Румыния, Венгрия, Словения, Италия, Тунис.
4 Этап, август-сентябрь 2016 г.
Тунис, Алжир, Марокко, Испания, Португалия, Андорра, Франция.
5 Этап, декабрь-январь 2017 г.
Германия, Польша, Беларусь, Латвия, Эстония, Финляндия, Швеция, Норвегия.
6 Этап, май 2017 г.
Англия, Ирландия, Исландия.
7 Этап, июль-август 2017 г.
США, Канада.
8 Этап, октябрь 2017 г.
Мексика, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Коста Рика, Панама, Венесуэла.
9 Этап, январь 2018 г.
Бразилия, Перу, Чили, Аргентина.
10 Этап, март-апрель 2018 г.
Австралия.
11 Этап, июнь-июль 2018 г.
Индонезия, Малайзия, Таиланд, Кабмоджа.
12 Этап, октябрь-ноябрь 2018 г.
Бирма, Лаос, Китай, Россия.
Знаковые места
Пустыни: Гоби, Такла-Макан, Сахара, Австралийские пустыни.
Горные системы: Алтай, Гималаи, Каракорум, Апеннины, Альпы, Пиренеи, Кордильеры.
Большой и малый Тибет, Эверест, пролив Гибралтар, Аляска, Патагония, Берега Индийского, Тихого, Атлантического океанов.
Величайшие реки мира.
Тибет, сокровища Тадж-Махала, пустыня Сахара, снежная Скандинавия, полная неожиданностей Исландия, загадочная Аляска, тропики Бразилии, суровая Патагония, бескрайние просторы страны-континента Австралии, Юго-Восточная Азия.
Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Через Мозамбик
В процессе прокладки маршрута у нас не раз возникал вопрос: стоит ли вообще ехать в Мозамбик? Знакомые автопутешественники утверждали, что всё самое интересное там находится на островах, а север, со стороны которого мы должны были въезжать, скучен и однообразен. В принципе, можно было бы посмотреть столицу – Мапуту, но она, наоборот, на самом юге, около границы с ЮАР и Свазилендом (кстати, теперь он называется Эсватини). В общем, от всей этой неопределённости был соблазн пропустить Мозамбик, но не выбрасывать же такой кусок маршрута.
Почти две недели до выезда мы с тревогой следили за новостями, в свете которых наша поездка становилась ещё более сомнительной. Сначала побережье накрыли ливни, а вслед за ними пришёл тропический шторм «Идай», зацепивший Мозамбик, часть Зимбабве и Малави. Мы внимательно изучали карты дорог, но большая часть из них оставалась закрытой, о чём постоянно напоминала погодная служба (для полноты картины мы даже вступили в специальные группы в соцсетях, где путешественники обсуждали последние новости). Больше всех пострадал Мозамбик: портовый город Бейра просто ушёл под воду, а многочисленные городки и деревни стонали и просили о помощи. Людей спасали, перевозя в безопасные места, но едва стихия отступила, как ленты заполнили сообщения о том, что в затопленных районах начались эпидемии тифа и холеры. И у нас снова возник вопрос: а оно нам надо?
Три дороги
Предварительно мы разработали три основных варианта переезда из Танзании в Мозамбик. Первый был, пожалуй, самым сложным и непредсказуемым. Начать с того, что для этого требовалось переплыть на пароме через реку Ровуму, где расписание парома напрямую зависело от погоды, поломок судна, и количества желающих на него попасть. Некоторые путешественники публиковали грустные истории о том, как они по 3–4 дня жили на берегу в ожидании переправы. Кроме того, остроты добавлял тот факт, что в этих местах кровожадные ребята из «Аль-Шабаб» (террористическая организация, запрещённая в России) частенько убивали людей и жгли деревни, а значит, ночью ездить крайне опасно. И даже при условии успешного пересечения реки нужно было максимально быстро, за световой день, домчаться до городка Пальма и уже там ночевать. Но преимуществом этого пути были отдельные внедорожные участки и нам хотелось проехать именно по нему. Два других маршрута существенно увеличивали пробег и проходили по мостам и дорогам с плотным грузовым трафиком. Несколько недель перед переходом границы мы списывались с капитаном парома Гастоном, и он утверждал, что переправа работает по расписанию и на берегу мы точно не застрянем.
В ожидании парома из Танзании в Мозамбик
На пристани
Пройдя КПП, мы оказались на так называемой пристани. Место это более чем колоритное: соломенные лачуги, куча народа, сумасшедший гвалт и жуткая грязь, в которую попадаешь сразу, как только выходишь из машины. Паром уже загружен, но капитана почему-то нет… Первое, что нас смутило – следы шин, по которым было видно, что автомобили на паром загоняли явно не сегодня и их почти полностью смыло дождём. А свежие человеческие следы поверх автомобильных лишь усиливали тревогу. После долгих разбирательств выяснилось, что машины заехали ещё вчера, а сегодня утром паром попытался отплыть, но чуть не сел на мель в середине пути. Теперь мы ждём большого прилива, который начнётся около десяти вечера. Причём информацию эту мы собирали, опираясь на наши скромные знания португальского языка, на котором говорят в Мозамбике. Благо он имеет романские корни, и нам кое-как удалось понять смысл происходящего.
Река Рувума. По ней проходит граница между Танзанией и Мозамбиком
Отдельной задачей оказалось найти капитана, для чего мы снова приступили к допросу местных. Все кивали и говорили, что он скоро приедет, а может уже приехал, но никто не мог сказать, где он находится. Закончилось тем, что, прихватив одного из самых разговорчивых аборигенов, я отправился на поиски, и вскоре мы подошли к рубке капитана, на полу которой совершал намаз человек в белых одеждах. Он и оказался капитаном, только звали его не Гастон, а Ахмед. И, кстати, он понятия не имел с кем мы переписывались всю предыдущую неделю. Прилив будет не в десять, а в шесть вечера, и места на пароме должно хватить всем. Я попросил его помочь, недвусмысленно намекая на вознаграждение, а заодно объяснил, что у нас четыре автомобиля, двенадцать пассажиров и нам очень нужно на другой берег.
– Хорошо, но будьте готовы заехать сразу, как только я скажу. Отправляемся ближе к пяти, когда начнётся прилив. Будет второй заход, и я постараюсь вас взять.
Следующие несколько часов мы пристально наблюдали за маленьким островком в центре реки, который буквально на глазах уходил под воду. Она прибывала так быстро, что за время нашего созерцания её уровень поднялся почти на метр. Заурчали двигатели, и загруженный вчерашним грузом паром отправился на противоположный берег. Пару раз он останавливался на середине реки (видимо, пытаясь сесть на мель), но, в конце концов, продолжил движение и вскоре исчез за горизонтом. Мы напряжённо наблюдали за его манёврами во все доступные нам увеличительные приборы, и минут через сорок паром вновь показался на горизонте, приближаясь к нашему берегу.
Коллапс на загрузке
Судно было ещё далеко, когда на пристани началось тревожное оживление, ведь за один раз паром брал на борт не больше десяти машин. Перед нами в очереди было всего несколько автомобилей с мозамбикскими номерами, но из кустов и из-под навеса внезапно стали вылезать малолитражки, которые мы сначала приняли за такси. Они тут же образовали параллельную очередь, и чем ближе был момент погрузки, тем сильнее росло напряжение. Единственное, что мы могли сделать, так это перекрыть дорогу, чтобы прибывшие позже не пролезали в начало очереди. Перспектива остаться здесь на ночь не вдохновляла: на берегу не было ни одного свободного пятачка, а возвращаться на КПП и второй раз проходить границу совсем не хотелось, поскольку было достаточно дорого. В общем, нам во что бы то ни стало нужно на паром. В момент, когда посудина причалила и последний из прибывших с того берега выехал на сушу, начался настоящий ад, что неудивительно, ведь некоторые ждали парома уже три дня. Обе очереди рванули одновременно, а капитан беспомощно метался между желающими попасть на борт.
Путешествующие без машин, ждут на пристани лодку
За пять минут прямо на наших глазах произошло несколько аварий, которые моментально заблокировали обе очереди. Но в середине оставалось пространство, через которое можно было проскочить, и, пока водители на запредельно высоких тонах выясняли отношения, капитан Ахмед кивнул нам, и мы буквально проскользнули между двумя машинами, владельцы которых были увлечены разборками. При этом, замыкающий Hilux зацепил зеркало одного из участников аварии, но на него никто не обратил внимание. В общем, каким-то чудом мы попали на паром! За нами въехала ещё одна малолитражка, и уже через несколько минут крики толпы растворились в сумерках, а мы неторопливо плыли по реке. Темнело, паром периодически натыкался на мели, но уверенно полз дальше. Вновь пошёл дождь, но нам казалось, что все сложности остались позади. Однако самое интересное было как раз впереди… Ночь в этих широтах наступает быстро, и, когда до противоположного берега было ещё очень далеко, всё вокруг погрузилось во тьму. Паромщик высвечивал путь штатным фонарём, и в какой-то момент луч выхватил берег и толпу, которая громко кричала и улюлюкала. Совсем скоро мы узнали, чему так радовались местные.
Внедорожные приключения
Стоило нам съехать с парома, как возник вопрос, туда ли мы вообще приплыли – небольшая песчаная площадка, на которой суетятся десятки местных, и узенькая дорожка, уходящая в камыши. Других дорог нет, и совершенно непонятно, где погранпереход. Мы нырнули в заросли, проехали несколько сотен метров – и перед нами развернулась картина, снова заставившая задуматься, куда мы попали… Дорога стала шире, но ровно посередине лежала широкая метровая лужа с топкой скользкой жижей по краям. По правую руку – застрявший грузовик, по левую – десяток африканцев, выталкивающих маленькую «Тойоту». Всё это нужно было обязательно снять, как часть местного колорита. Я вылез из машины и пошёл по отвратительному липкому чернозёму, размытому недавним ливнем. Через мгновение ко мне подбежал абориген: «Сэр, я знаю, как проехать, и сейчас покажу дорогу!» Позже выяснилось, что это вполне успешный местный бизнес – показать путь, где машина как бы случайно попадёт в глубокую грязь, а потом за 100 долларов помочь вызволить её из плена. Перспективе подобного заработка и радовались два десятка местных жителей на пристани. Разумеется, мы решили всё делать сами. Ну потому что опытные и подготовленные.
Картина была эпической: ночь, орущие лягушки, камыш выше человеческого роста, повсюду снуют и галдят местные, непрерывно идёт дождь и первый же наш Hilux неудачно соскальзывает в грязь… Начинается реальный офф-роуд – с лебёдкой и стравливанием давления в шинах. Одно неверное движение – и автомобиль скатится или налево в лужу, или направо в заросли высокой травы. С третьего захода мы медленно, но успешно преодолели самый сложный участок, а машина покрылась красивым ровным слоем грязи… Но тут из темноты вынырнули люди с автоматами наперевес.
– Мы русские, едем в Мозамбик.
– А зачем снимаете? Тут кругом исламисты, а вы с камерой.
– Да мы просто для себя.
Люди в форме изучили паспорта и сверили количество людей в автомобилях.
– Прямо, через пару километров будет пограничный КПП. Но учтите, что сегодня дальше вы не проедете.
Через несколько километров действительно появились очертания зданий, но, как нас и предупреждали, контрольный пункт был закрыт. В принципе спать здесь можно было только в машинах, но мы, спросив разрешения, поставили палатки на бетонной отмостке рядом с местным магазином, развернули полевую кухню, и ещё долго в ночной тиши слышались крики: «Ребят, кому гречки?»
Вглубь Мозамбика
Трехкилометровый мост на остров Мозамбик
За время экспедиции по Африке в наш обиход прочно вошло выражение «время подлёта». Оно обозначало промежуток времени от момента остановки нашей колонны до появления первых местных жителей. В Эфиопии ожидание длилось недолго – от 30 секунд до 2 минут, а в Мозамбике люди оказались спокойнее и рассудительнее. К примеру, во время одного из полевых обедов на нас долго смотрели жители дома напротив, причём не переходя дорогу, а просто наблюдая издалека. И пока готовилась еда, один из наших сам решил их проведать. Африканцы показали, как они живут, что едят, согласились на фотосессию и при этом даже не попросили денег, что было совсем уж неслыханно. Мы, со своей стороны, раздали взрослым немного вещей, а детям – альбомы-раскраски с фломастерами. Все были счастливы! Миновав Пальму и Пембу, мы направились на остров Мозамбик, который, собственно, и дал название этой стране, долгое время находившейся в статусе португальской колонии.
Позитив! Африканская молодежь всегда энергична и отзывчива
Остров Мозамбик
В далёком XV веке к берегам острова причалили корабли Васко да Гама и с тех пор Португалия полностью контролировала эту частью Африки. Её протекторат закончился в 1975 году, но языковая и экономическая связь с бывшей метрополией сильна, как и прежде. Название Мозамбик происходит от имени богатого арабского торговца Муссы Бин Бика или Муссы Бен Мбики, который жил и вёл дела на этом кусочке суши. Остров находится в трёх километрах от материка, и с большой землей его соединяет узенький, однополосный мост с карманами, с помощью которых можно разъезжаться с местными гонщиками, далеко не всегда вежливыми и предупредительными. Остров Мозамбик – живое воплощение господства Португалии в регионе: старинный форт, европейская архитектура и тёплое море. Чудесное место! К русским относятся хорошо, но двух дней пребывания более чем достаточно, особенно для тех, кому ещё предстоит долгий путь.
Деревенский рынок. Здесь можно купить курицу, рыбу и живых кроликов
Мапуту
Спустя месяц, успев сделать крюк через несколько стран, мы вновь въехали в Мозамбик, чтобы на прощанье познакомиться с его столицей – Мапуту. В общем и целом город выглядит почти так же, как и северная часть страны. У местной полиции нет к нам вопросов, и она приветственно машет, завидев незнакомые номера. В самом городе, в части, выходящей к океану, сосредоточено максимальное количество объектов колониальной архитектуры, самый впечатляющий из которых – железнодорожный вокзал, построенный в 1910 году по проекту французского инженера Гюстава Эйфеля. Да, представьте, того самого. Перед началом этапа я рассказывал про наш маршрут одному из приятелей, и, когда дошёл до момента «а потом мы ещё раз заедем в Мозамбик, чтобы посмотреть столицу Мапуту», он оживился:
– Я жил там, когда был маленьким! Авеню Владимира Ленина, дом 33! «Трента треш» на португальском. Сможешь фотографии привезти?
Разумеется, я пообещал, потому что мне и самому интересны подобные истории. Приятель прислал координаты и детское фото 1985 года, где он стоит около того самого дома. Через некоторое время я переслал привет с места его детских воспоминаний. Вообще, в центре Мапуту множество улиц носящих имена борцов за независимость и строителей коммунизма: Саморы Машела, Карла Маркса, Хо Ши Мина и т. д. Проехав по ним, мы попрощались с Мозамбиком и направились в сторону самой развитой страны континента – ЮАР.
Текст Алексей Камерзанов, фотографии автора и участников экспедиции