Рамный автомобиль что это

Рамная конструкция кузова

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Рамная конструкция кузова — один из видов несущих систем автомобиля

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

У автомобиля, как и у человека, имеется свой скелет. Именно к нему прикрепляются все навесные системы и элементы. Называется такой каркас несущей системой автомобиля. Эти системы бывают рамными или безрамными. Чем же они отличаются?

Типы несущих систем

В основе рамных несущих систем лежит жесткая стержневая конструкция, в которой элементы соединены между собой во всех или нескольких узлах. Именно к этой отдельной раме в дальнейшем прикрепляются все основные системы автомобиля (двигатель, рулевое управление и т.д.). Кузов тоже может крепиться к раме. Такая система характерна для грузовых автомобилей, тракторов и внедорожников.

В безрамных системах функцию опоры выполняет сам кузов, т.е. становится несущим. Такие системы сложны в изготовлении, обслуживании и ремонте. Тем не менее, они часто используются для современных легковых автомобилей и минивэнов.

В рамно-кузовных системах рама и кузов представляют собой единую конструкцию. Нагрузки распределяются между рамой и каркасом кузова. Эта система проста в изготовлении и обслуживании.

Устройство рамы
Рама – это самая тяжелая часть автомобиля. В среднем масса рамы составляет около 15% от общей массы машины. Рама должна быть прочной, одновременно крепкой и легкой, обладать высокими технологическими качествами. Основные детали рамы – это две продольные балки, соединенные поперечными. Количество балок меняется в разных марках машин. Рамы часто изготавливают переменной ширины: в зоне двигателя чуть шире, а в зоне заднего моста уже. Наиболее распространены клепаные рамы. Они просты в изготовлении и наиболее технологичны. При мелкосерийном производстве возможно болтовое соединение. Бывают и цельносварные рамы, использование которых целесообразно для тяжелой дорожной техники. К отдельной раме кузов обычно крепится за счет кронштейнов на болтах с толстыми резиновыми прокладками, которые нужны для уменьшения уровня вибраций, получаемых кузовом.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Рамы классифицируют в зависимости от типа несущей структуры.

Лонжеронные. По своей конструкции эти рамы похожи на обычную лестницу. Поэтому иногда можно встретить название «лестничная рама». Состоят такие рамы из продольных балок (лонжеронов) и поперечин. Применяются почти во всех грузовиках.

Переферийные. У этих рам лонжероны в центральной части значительно раздвинуты. При установке кузова они оказываются за порогами дверей. Это позволяет значительно опустить пол кузова и уменьшить общую высоту автомобиля. Такая конструкция повышает безопасность при боковом столкновении. Этот тип рамы использовался в советских автомобилях ЗИЛ.

Хребтовые. Главный элемент такой рамы – центральная трансмиссионная труба. Конструкция используется в автомобилях с независимоей подвеской обеих осей. Преимущество хребтовой схемы – повышенная крутильная жесткость. Однако ремонт крайне затруднен, поэтому используют этот вид редко, лишь на грузовиках улучшенной проходимости.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

История появления рамных конструкций

Идея использовать раму в качестве несущей конструкции возникла еще в самом начале развития автомобилестроения. В конных экипажах каркас кузова был деревянный, но для автомобиля его прочности было бы недостаточно. Поэтому первые автомобильные рамы делались по аналогии с железнодорожным транспортом.

Впрочем, рамы сначала тоже изготавливали из твердого дерева и лишь иногда из металлических труб.

В 20-е годы чехословацкая фирма «Татра» придумала хребтовую раму и применила ее на ряде своих моделей. Однако эта инновация использовалась лишь в Чехословакии и не нашла реализации в других странах.

Примерно в это же время машиностроители предложили пространственную раму. Аналогию они провели с конструкцией лодочного корпуса. Первый автомобиль с такой рамой — это Lancia Lambda 1922 года.

Американская компания «Оберн» (Auburn) в те же годы разработала лонжеронную раму с Х-образной поперечиной. Она соединила в себе относительную легкость и повышенную крутильную жесткость.

Некоторые довоенные автомобили оснащались сильно облегченной рамой. Она хоть и была отделена от кузова, но самостоятельно выдержать всех нагрузок не могла. Поэтому часть из них все равно приходилась на кузов. Пример автомобиля с такой системой – Ford Prefect.

Уже после Второй Мировой войны популярность приобретает несущий кузов. Однако не все фирмы-производители стремились перейти на производство автомобилей с таким типом каркаса. Ведь при рамной конструкции можно было менять дизайн кузова, в то время как рама оставалась в том виде, в каком и была. В случае с несущим кузовом автомобиля изменение дизайна становилось очень сложной и дорогостоящей задачей.

Рамы легковых машин и внедорожников с 70-х годов до нашего времени практически не изменились. Определенную эволюцию прошла лишь технология их производства. Например, появился метод штамповки эластичными средствами (обработка металлов давлением). Однако используют сами рамы сейчас значительно реже, чем в 70-е. В основном ими оборудуются большие пикапы и внедорожники.

Преимущества и недостатки

В современных легковых автомобилях предпочтение отдано несущему кузову. Это происходит в силу ряда причин. Несмотря на явные преимущества (простая конструкция, упрощенная сборка автомобиля на заводе, легкий ремонт), у рамного кузова есть и существенные недостатки. Во-первых, при разделении функций кузова и рамы, приходится значительно увеличивать массу. Во-вторых, лонжероны, которые проходят под кузовом, забирают у пассажирского салона значительную часть. Пороги оказываются большими, а это затрудняет посадку в автомобиль. В-третьих, у рамных автомобилей уровень пассивной безопасности значительно ниже, ввиду возможности смещения рамы относительно кузова при ударе. В-четвертых, плоская рама уступает несущему кузову по показателю жесткости на кручение.

Таким образом, так как легковой автомобиль должен быть и комфортным и безопасным, несущий кузов для него стал незаменим. В тех же автомобилях, которым необходимо работать в сложных условиях, используют только рамные конструкции.

Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

Источник

Кузов автомобиля

С развитием технологического прогресса, производили могут использовать все больше и больше различных материалов в устройстве автомобиля. Если раньше при производстве авто использовали больше натуральных материалов, таких как дерево. То сейчас есть куча заменителей. Металл, пластик и прочее. С появлением станков кузов автомобиля стал изготавливаться проще и быстрее.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Совершенствование конструкции кузова автомобиля расширилось. Инженеры придумали много разных конструкций. В том числе это касается рамных и несущих автомобилей, подвеска которых крепится сразу кузову. Обо всех этих конструкциях автомобилей мы должны иметь представление. И уметь их различать ведь производителю так легко впарить нам какую-то чушь, до того момента пока потребитель не разберется в этом. Так что же такое рамные и чем они отличаются от несущих кузовов автомобилей.

Несущий кузов автомобиля

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Большинство легковых автомобилей которые вы видите построены по принципу несущего кузова. То есть, всю нагрузку на себя берет кузов автомобиля. Все нагрузки воспринимаются его панелями и коробчатым элементами. Такой кузова обладает высокой жесткостью. Так как намного проще рассчитать все нагрузки. А также обеспечить наиболее рациональное использование металла и наименьшие затраты в массовом производстве.

К несущему кузову напрямую крепиться все агрегаты автомобиля. Кстати знаменитая бмв x5 например, это не рамный внедорожник, а просто кузов к которому прикрепили рычаги, мосты, подвеску и конечно же двигатель. При сборке машины с несущим кузовом, её приходится перекладывать с боку на бок. Вертеть во всех положениях что очень неудобно по сравнению с рамным кузовом. Несущий кузов, это когда кабина выполняет роль самой рамы. На кузове крепится двигатель, коробка, все валы и агрегаты.

Также бывает, когда машина построена по принципу крепкого несущего днища, то есть большая часть нагрузки воспринимается порогами, поперечинами пола, колёсными нишами и подрамниками. Такое очень крепко днище напоминающие раму, то есть несущее основание. В итоге рама объединена с полом автомобиля, в результате получается несущая платформа на которую крепится кузов агрегаты и подвеска. Такой кузов имеет не разборное соединение, но отличается от обычного несущего кузова тем что имеет цельные лонжероны.

Рамный кузов автомобиля

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

А вот рамные кузова автомобилей, это тогда на готовую раму, на которой уже установлен двигатель, просто сверху надевается уже собранный кузов. В этом и отличие внедорожников от легковушек. Что на дорожниках имеется рама, а в легковом, роль несущего элемента является кузов.

Рама это то, на что крепятся все агрегаты двигатель, мосты, коробка передач, подвеска и собственно сам кузов. Кстати рамные автомобили могут ехать даже и без кузова, вы просто можете залезть на раму и поехать включив при этом передачу. В то время как с несущим кузовом такое в принципе невозможно. В рамных автомобилях бывает несколько типов рам. Лестничная, она же лонжеронная, хребтовая, периферическая и решетчатая рама. Даже Х образная например автомобили газ м-1, то есть под кузовом стоит рама в виде буквы Х.

виды рам

Хребтовая рама, это тогда она сделана по подобию хребта и от нее уже крепиться подвеска колес. Также решетчатая рама, сваренная из труб. Но самая популярная, это лонжеронная. На её основе чаще всего построены самые популярные внедорожники в мире. Лонжероны, это балки с усилениями соединенные между собой сваркой, заклепками или даже болтами.

При езде на рамной машине вы испытываете больший комфорт, потому как нет вибрации. Удары по ямам менее слышны и ощутимы. Так как все нагрузки равномерно распределяются по всей раме. Также на рамные автомобили обычно ставят мощные двигатели. Хоть они стоят дороже, но собираются намного проще. Все агрегаты крепятся на раму, а салон собирается отдельно в кузове. То есть машина собирается раздельной в конце рама и кузов соединяются.

Также чем хорош рамный автомобиль, это тем что независимо от того какая там рама дизайн кузова можно сделать абсолютно любой. И менять его хоть каждый год. Также их очень просто ремонтировать, просто отсоединяйте например, какие-то бачки омывателей и прочие и поднимаете кузов на домкратом. Но рамные автомобили за счет своего веса потребляют намного больше топлива. А также имеют ниже показатели безопасности. Другими словами, при столкновении кузов может сместиться относительно рамы, то есть просто сорваться с креплений.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Подведем итог

Кузов является самым дорогим элементом автомобиля. Так как чаще остальных агрегатов устройства подвержен влиянию окружающей среды. Не смотря какого типа, несущий или рамный. Он требует должного внимания и ухода.

Спасибо за внимание! До скорой встречи, желаю вам удачи.

Источник

На чём держатся наши автомобили, что как и почему.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Итак, на данный момент существует несколько классических конструкций силовых элементов автомобиля.
1. Несущий лонжеронный кузов.
2. Лонжеронная рама с закреплёнными на ней не силовыми элементами.
3. Кузов с интегрированой рамой.
4. Пространственная рама обшитая кузовными панелями. Либо просто пространственная рама.

Первый вариант – несущий кузов.
Самая распространённая конструкция, совмещающая в себе технологичность, удобство, жёсткость и малый вес. Для автопроизводителей самый выгодный вариант.
Части кузова отштамповываются каждая из своего вида стали или алюминия.
Верх рамки лобового стекла и верхние части центральных стоек крыши делают из конструкционной стали. Дверные проемы и пол изготавливаются из стальных сплавов повышенной прочности; а более нагруженные вертикальные части рамки лобового стекла и поперечины, отделяющие салон от багажника – из прочной стали. Наконец, из особо высокопрочной стали делаются подмоторный каркас и балки, перед которыми ставятся бамперы. При этом внешние панели, не влияющие на пассивную безопасность, могут быть не только стальными, но и алюминиевыми, пластиковыми и даже стекловолоконными – применение таких материалов повышает стойкость к коррозии и снижает вес автомобиля в целом.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Все детали кузова и ответственность каждой из них за какие либо конкретные элементы нагрузки или безопасности перечислять не буду, их там вагон и маленькая тележка.
В отличие от рамных, все агрегаты крепятся к кабине, и сама кабина (вместе со всеми внешними и наружными элементами кузова) несет всю нагрузку. Яркое преимущество перед рамами — легкий вес и лучшая жесткость на кручении (в рамных машинах её во многом обеспечивает водружённый сверху кузов, хотя силовым несущим элементом он как бы и не является.). Следствие низкого веса — лучшая управляемость, экономичность и динамика. Другое неоспоримое преимущество — лучшая пассивная безопасность, так как изначально конструкторы могут создать специальные зоны, которые при аварии будут поглощать энергию удара.
И всем бы был хорош несущий кузов, вроде бы всё круто, но… Есть и один очень существенный минус. Из-за того, что все элементы несущего кузова взаимосвязаны и вместе отвечают за всю конструктивную нагрузку, при повреждении одного элемента страдает весь кузов, теряя свои характеристики и жесткость. Есть и другие минусы не несущие таких критических факторов. Например, есть такой фактор, как низкая ремонтопригодность несущего кузова. В отличие от рамы восстановить родную геометрию кузова после повреждений практически невозможно, не говоря уже об исходных характеристиках жёсткости и управляемости.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Ещё у большинства легковых машин со временем начинает деформироваться передняя часть кузова, особенно в местах крепления стоек кузов нажинает «разъезжаться». Проявляется это в связи с эксплуатацией на плохих (читай наших) дорогах, банальной усталости металла и общей нагруженности передней части авто.
И тут к нам на выручку приходит подрамник. Замечательный «кусок рамы» который более равномерно распределяет нагрузку от подвески на несущий кузов и препятствует локальным перегрузкам силовых элементов. Бывает как передний, так и задний. Является наиболее часто применяющимся силовым элементом усиливающим конструкцию несущего кузова.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

И ещё большинство кузовных деталей, особенно не относящихся к капсуле безопасности, плохо дружат с сопроматом, что впрочем компенсируется некоторым избытком прочности на этих деталях.
Итак: Несущий кузов применяется на подавляющем большинстве современных легковых автомобилей и автобусов.

Плюсы:
Вес.
Жёсткость на кручение.
Технологичность изготовления.
Высокая степень безопасности из-за поглощения силовыми элементами энергии удара.
Управляемость, вследствие меньшего веса и высоты, а также возможности минимизации паразитных факторов вроде лишних элементов.

Минусы.
Низкая ремонтопригодность.
Низкая жёсткость на излом.
Плохая приспособленность к агрессивным условиям эксплуатации без дополнительных усилений.

Несущая лонжеронная рама с размещёнными на ней прочими элементами конструкции.
Несущая рама в наше время встречается чаще всего на внедорожниках и грузовых автомобилях. Это достаточно мощная конструкция, хорошо приспособленная к агрегатированию на неё кузова-кабины и прочих элементов авто. Использование её на технике подразумевающей тяжёлые условия эксплуатации или серьёзные силовые нагрузки оправдано, и компенсирует большинство её недостатков. Помимо этого такая конструкция обладает большой модульностью, т. е. на одной и той же раме можно построить разные авто, например пикап или вагон, или же, в случае грузовиков седельный тягач или самосвал.
В основе рамы лежит конструкция, к которой крепятся все агрегаты вашего автомобиля, и вся нагрузка (удары от подвески, вибрации от мотора, вес всех агрегатов) ложится именно на нее. Она может быть сварной реже цельнолитой или даже клёпаной. Сварные рамы имеют ряд преимуществ: их части штампуются, большинство деталей сваривается между собой при помощи электросварки, а некоторые элементы делаются съемными (части, к которым крепится силовой агрегат, и те, которые находятся в наиболее часто подверженных деформациям местах).Кабина (место, где размещены водитель и пассажиры) минимальную силовую нагрузку и крепится через элементы, которые полностью или частично убирают вибрации (демпфирующие элементы, как то резиновые, гидравлические или пневматические подушки), к самой раме. Рама же представляет собой жесткую стальную конструкцию, способную выдержать серьезные нагрузки.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Плюсов у такой конструкции много. Во первых, как уже было сказано выше, это модульность. Т. е. «испортив» старый кузов на неё можно с успехом водрузить новый. Кроме того восстановить геометрию повреждённой рамы значительно проще, для этого, правда, придётся демонтировать все навесные элементы. Раму можно весьма эффективно усиливать без применения сложных конструкций, при этом, правда пострадает вес. Но в целом любые усиливающие элементы требуют увеличения веса. Кроме того, у такой машины после долговременной езды по плохим дорогам не будет перекосов дверных проемов и трещин на стойках лобового стекла. И еще немаловажный момент: если взять два внедорожника одного класса, – рамный и безрамный – и посмотреть на их склонность к опрокидыванию, то можно заметить, что первую машину перевернуть существенно сложнее, ведь у нее центр тяжести гораздо ниже.
Но, естественно у такой конструкции масса минусов. Для начала это вес, ведь кроме рамы нам нужен ещё и кузов, который весит хоть и меньше несущего, но всё же немало. Естественно лишний вес сказывается и на управляемости и на расходе топлива. Кроме того на «чувство машины» сильно влияют опорные элементы между рамой и кузовом. При езде на рамном авто сложно отделаться от ощущения валкости и «ватности». Минусом рамной конструкции также является неудобство установки на неё легкового кузова. Либо авто будет избыточно высоким, либо придётся жертвовать местом в салоне. Кроме того от избыточных нагрузок рама может лопнуть, и хотя восстановить её не так уж сложно, но всё же это фактор достаточно неприятный.
Есть свои минусы и в плане безопасности. Хотя практически, при столкновении двух авто тяжёлый внедорожник оказывается более безопасным в силу веса и прочности, то например, при ударе в дерево или столб рама играет злую шутку. Она практически не деформируется, соответственно минимально гася энергию, соответственно вся кинетическая энергия «прилетает» водителю и пассажирам. Не менее неприятный расклад при срыве кузова с рамы. И хотя современные рамы относительно травмобезопасны в этом плане, они всё же проигрывают кузовам.
Итак: несущая лонжеронная рама применяется в большинстве грузовиков и достаточно большём количестве внедорожников.
Плюсы:
Прочность.
Модульность.
Ремонтопригодность.
Хорошая изоляция от шумов и вибраций за счёт элементов крепления кузова к раме.
Лояльное отношение к серьёзным нагрузкам.
Практически никогда не нуждается в серьёзном усилении сторонними элементами.

Минусы:
Вес.
Управляемость и экономичность.
Безопасность при столкновении со слабо деформируемыми препятствиями.

Кузов с интегрированой рамой.
Тут существует 2 варианта.
Представитель первого Jeep Cherokee – конструкция проста до безобразия. Классическая лонжеронная рама с наваренным на неё кузовом.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Представители второго — многочисленные кроссоверы. Например, Suzuki Grand Vitara нового поколения. В этом случае рама и кузов являются равноценно нагруженными элементами. Да и сама рама не такая мощная как на Джипе.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Собственно такая конструкция включает в себя и плюсы, и недостатки, как несущего кузова, так и несущей рамы. Всё зависит от конкретного автомобиля. Там, где рама мощнее, соответственно больше от «рамника», там где рама больше походит на родные лонжероны кузова, больше от авто с несущим кузовом.
Итак: интегрированая рама встречается на кроссоверах и лёгких внедорожниках, реже на среднеразмерных внедорожниках. Своеобразный компромис двух миров, и, что характерно, неплохо работает. Малые нагрузки воспринимает кузов, большие рама.

Пространственная рама.
Пространственная рама представляет собой несущую конструкцию в виде клетки опоясывающей с разных сторон части авто. К ней крепятся все элементы конструкции и декоративные элементы кузова. В серийных авто встречается крайне редко по причине низкой технологичности и сложности изготовления. Лучше всех дружит со сопроматом, поэтому самая прочная при минимальном весе.
Реально применяется при постройке суперкаров или гоночных автомобилей. Было несколько премиум моделей не спортивных авто строящихся на пространственной раме, но на данный момент таковых нет.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Обладает массой плюсов и практически не имеет минусов. Главный минус этой конструкции – цена. Т. к для производства требуется несоизмеримо больше времени чем для любой другой конструкции, то авто с пространственной рамой это либо сверхдорогие суперкары, либо строящиеся в единичных экземплярах гоночные авто.
Лёгкая, прочная с хорошо прогнозируемой деформацией, такая рама, практически, представляет собой несущий гоночный каркас и несущую раму одновременно. Декоративные элементы нужны лишь для того чтоб закрыть саму раму, но не несут никакой силовой нагрузки.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Итак: Пространственная рама применяется при строительстве гоночных авто и суперкаров в силу сложности изготовления и низкой технологичности процесса.
Плюсы:
Вес.
Прочность.
Минимальная деформация в любых плоскостях.
Прогнозируемость деформации при ударах.
Лояльность к высоким нагрузкам.

Минусы:
Цена.
Абсолютная «недружелюбность» к водителю. Вибрации и рельеф будут чётко ощутимы даже с мягкой подвеской.

Источник

Рама – это навсегда: почему автомобили с несущим кузовом никогда не вытеснят рамные

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Первые серийные автомобили с несущим кузовом появились еще в 30-х годах прошлого века, а в 2011-м сошел с конвейера последний рамный седан Ford Crown Victoria. Но рамы никуда не денутся, и мы объясним, почему.

Предтечи

К тому времени у многих марок стали появляться массовые модели, производство которых стремились удешевить и упростить в числе прочего и за счет снижения материалоемкости и упрощения технологии сборки. Распространенные тогда конструкции с рамным шасси и кузовами на деревянном каркасе к этому не располагали, и, несмотря на более высокую цену стали, кузовостроение переориентировалось с древесины на металл.

Кузова стали варить из штампованных металлических деталей. Конструкторам, получившим в свое распоряжение технологии штамповки каркасных деталей нужного профиля и прочности, оставалось лишь усилить пространственную конструкцию кузова до той степени, чтобы она могла нести на себе узлы и агрегаты всего автомобиля.

Методики расчета и технологии металлообработки к тому времени достигли того уровня, когда стало возможным при массовом производстве достигать небольшого веса и достаточной жесткости трехмерной системы.

Lancia Lambda Torpedo 4 Series 1922-1924

Opel Olympia 1935-1937

Так, собственно, и родился несущий кузов автомобиля. Первые безрамные серийные легковушки — итальянская Lancia Lambda (1922 г.) с открытым кузовом «торпедо». Потом были компактный седан Opel Olympia (1935) и ставший впоследствии легендарным переднеприводный Citroen 7 Traction Avante (1934). Они показали, что рама для массовой легковой машины вовсе необязательна. Но эти автомобили были сродни сегодняшней Tesla или BMW i8. О них знали все, но имели очень немногие.

Перелом

К середине ХХ столетия обозначилось еще одно существенное преимущество цельнометаллического несущего кузова перед рамной конструкцией. Общественность начала заботиться о пассивной безопасности транспортных средств. Краш-тесты показали, что машины с лонжеронной рамой опасны при самых распространенных столкновениях — фронтальных.

Слишком жесткая рама не позволяла «передку» автомобиля деформироваться и в нужной степени поглотить энергию удара, в итоге пассажиры в салоне получали смертельно опасные травмы от удара о детали интерьера.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

У безрамного автомобиля оказалось гораздо проще рассчитать зоны деформации для самых «популярных» типов столкновений и обеспечить сохранность «обитаемой капсулы». Несущий кузов также позволял конструкторам при его существенном смятии от лобового удара направить тяжелый силовой агрегат под днище, а не в салон, как нередко происходило у рамной конструкции, закрытой снизу жесткими лонжеронами.

Таким образом, сформировался целый комплекс причин, приведших к отходу от широкого применения рамных конструкций:

1. Появление технологий производства несущих кузовов небольшой массы и достаточной жесткости;

2. Борьба за облегчение автомобилей;

3. Стремление увеличить полезный объем кузова;

4. Желание улучшить управляемость автомобиля за счет снижения центра тяжести;

5. Повышение требований к пассивной безопасности автомобиля.

Рамный автомобиль что это. Смотреть фото Рамный автомобиль что это. Смотреть картинку Рамный автомобиль что это. Картинка про Рамный автомобиль что это. Фото Рамный автомобиль что это

Автомобиль Nash 1942 г. На рисунке выделены усилители кузова.

Долгое расставание

Мир легковых автомобилей расставался с рамами не спеша. В Европе это происходило по мере смены моделей в производственной программе ведущих автомобильных марок, то есть относительно быстро. А вот в Новом Свете процесс затянулся всерьез.

Стремительное развитие потребительского рынка в послевоенной Америке привело к частому, буквально ежегодному обновлению модельных линеек. Непрерывная работа над рестайлингами и сменой моделей облегчалась благодаря рамным конструкциям американских машин: оставляя шасси неизменным многие годы, конструкторы обновляли только кузов.

К тому же рамной архитектуре как нельзя лучше соответствовала концепция американских дорожных дредноутов в целом: высокие требования к плавности хода, большие габариты (длина до 5,5 м, ширина до 2 м), тихоходные многолитровые двигатели (объем до 5-6 л), значительная масса (более 2 т), которая порой выдавалась рекламистами тех лет за достоинство.

Ford Crown Victoria police interceptor

По указанным причинам рамные конструкции продержались в американском автопроме вплоть до 2011 года, когда был закрыт завод, выпускавший последнего из полноразмерных могикан — Ford Crown Victoria, который мы все знаем по американским боевикам 1990-х и 2000-х годов как основной транспорт полиции.

Машина была прочной, выносливой и комфортабельной, хотя по нынешним меркам при существенных габаритах (5,4 х 2,0 х 1,5 м) не могла похвастать соответствующим пространством в салоне. Следующий полицейский Ford — седан Taurus Police Interceptor (о нем мы писали в статье про американские модели, которые нельзя купить в России) — выполнен уже по цельнонесущей схеме.

А как же офф-роуд?

Не так все просто сложилось в сообществе автомобилей-внедорожников: лишить их рамы без существенных потерь оказалось сложнее. Как минимум потому, что езда по плохим дорогам или бездорожью так или иначе предполагает частое «вывешивание» машины — ее диагональный перекос.

Чтобы обеспечить при этом сохранение геометрии несущего кузова, необходимо значительно усиливать его за счет дополнительных косынок, распорок, более мощных балок. В противном случае неизбежны перекосы проемов с невозможностью открыть или закрыть дверь, а то и усталостные трещины в самых нагруженных местах. Ситуация усугубляется тем, что большинство внедорожников имеют крупные пятидверные кузова, обеспечить пространственную жесткость которых еще труднее.

В общем, полностью «забрать» раму у больших внедорожников конструкторы не смогли — ее сделали интегрированной. Иначе говоря, облегченные части обычной рамы встроили в силовой каркас кузова. В первую очередь это были продольные лонжероны, развитые до трехмерной формы в определенных «районах» кузова. Так сделали создатели третьего поколения Land Rover Discovery (2004 г.) или Suzuki Grand Vitara (2005 г.) второй генерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *