Расчет категории гаража для автомобилей на бензине
Категория пожарной опасности автостоянки
Данный вопрос является одним из острых вопросов при проектировании помещений для хранения автомобилей: автостоянок, автомобильных паркингов, гаражей.
Для начала следует ответить на вопрос: «А нужно ли определять категорию пожарной опасности автостоянки или гаража?».
Ответ однозначный – да, нужно. Если посмотреть в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ФЗ №123), то в статье 32 есть для автостоянок четкая классификация – класс функциональной пожарной опасности Ф 5.2, как для складских помещений.
Т.е. категорию пожароопасности для автостоянки нужно определять однозначно, и единственным документом, по которому следует проводить расчет категории пожарной опасности стоянки или гаража, является СП 12.13130.2009.
В соответствии с п. 5.2 СП 12.13130.2009 категорию по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять последовательной проверкой от наиболее опасной категории (А) к наименее опасной (Д).
В связи с этим, расчет категории гаражей и автостоянок с автомобилями на газообразном (пропан) и жидком топливе (бензин, дизельное топливо) следует начинать с категории А по взрывопожарной опасности. Хотя многие инженеры и проектировщики на этот счет грешат и сразу ставят категорию В по пожарной опасности, что является недопустимым и неправильным.
Итак, мы решили, что определять категорию пожарной опасности автостоянки нужно, переходим к самим расчетам.
Пример расчета категории пожарной опасности автостоянки №1
Подземная автостоянка на 90 машиномест, рассчитанная на временную стоянку легковых автомобилей. Проектом не определен вид топлива, которое будет использоваться в автомобилях. Это в принципе и предусмотреть невозможно, не будет же потом на стоянке стоять охранник и проверять каждую заезжающую машину.
Размеры автостоянки 36X72 м, высота 4 м.
Поскольку конкретные марки автомобилей, вид топлива заранее узнать невозможно, начинаем проведение расчета с категории А по взрывопожарной опасности, т.е. в качестве топлива принимаем СУГ (пропан).
Наиболее часто в легковые автомобили устанавливают газовые баллоны, объемом 50 л. Поскольку газовые баллоны в соответствии с требованиями безопасности заправляют не более чем на 80%, то в качестве расчетного объема берем 40 л.
При расчете принимается, что вся масса газа, находящаяся в топливной системе автомобиля поступит в помещение автостоянки.
Суммарная масса газа, вышедшая в помещение, составит:
Свободный объем помещения принимается равным 80% от объема помещения:
Плотность паров пропана при расчетной температуре:
Средняя концентрация пропана в помещении стоянки составит:
Поскольку концентрация пропана меньше половины НКПР (НКПР пропана в воздухе равен 2,3% по объему), то возможно применение Приложения Д СП 12.13130.2009 по расчетному определению коэффициента участия горючего во взрыве.
Однако, проверим, превысит ли избыточное давление взрыва в случае, если коэффициент участия горючего во взрыве принять равным максимальному значению – 0,5.
Поскольку избыточное давление взрыва не превышает 5 кПа, то помещение автостоянки не будет относиться к категории А по взрывопожарной опасности.
Данный вывод получается при условии, что объем газового баллона не превышает 50 л.
Произведем расчет в случае размещения на автостоянке автомобилей на жидком топливе – бензине.
Пример расчета категории пожароопасности автостоянки №2
Объем топливного бака автомобиля принимаем равным 60 л, степень заполнения 95%.
Площадь пролива составит:
Для расчета интенсивности испарения бензина в качестве справочных данных можно воспользоваться данными по бензину АИ-93 из пособия к НПБ 105-95.
В помещении автостоянки всегда работает общеобменная вентиляция, работу которой необходимо учитывать в расчете при определении интенсивности испарения.
Скорость воздушного потока составит:
По таблице А.2 СП 12.13130.2009 находим значение коэффициента η для скорости воздушного потока в помещении стоянки 0,1 м/с и температуры воздуха 25°С равное 2,4.
Т.е. при данных условиях бензин будет испаряться почти в два с половиной раза быстрее.
Интенсивность испарения W составит:
Масса паров, поступивших в помещение, составит:
Проверим, не превышает ли расчетная масса бензина общей массы, содержащейся в бензобаке. Плотность бензина принимается по ГОСТ Р 51105-97 равной 780 кг/м 3 :
Поскольку реальная масса бензина в бензобаке меньше расчетной, то берем последнюю величину за основу.
Бензин представляет собой смесь углеводородов, а не индивидуальное вещество, поэтому при расчете избыточного давления взрыва следует применять формулу А.4, а не А.1 СП 12.13130.2009:
Поскольку избыточное давление взрыва более 5 кПа, то помещение следует относить к категории А по взрывопожарной опасности.
В соответствии с п. А.2.3 СП 12.13130.2009 допускается учитывать работу аварийной или общеобменной вентиляции. В нашем случае стоянка автомобилей оборудована общеобменной вентиляцией.
Проведем расчет при условии размещения дополнительных (резервных), которые будут запускаться при остановке основных, электроснабжение данных вентиляторов необходимо осуществлять по 1-ой категории надежности (см. ПУЭ).
В соответствии с п. А.2.3 количество паров бензина в помещении можно уменьшить на величину, равную:
где А – кратность, T – время поступления горючего вещества в помещение.
Определим последнюю величину.
Время полного испарения бензина составит:
Коэффициент К равен:
Т.е. общая масса паров бензина находящаяся в момент взрыва в помещении автостоянки за счет работы общеобменной вентиляции, оснащенной резервными вентиляторами и электроснабжением по 1-ой категории, может быть снижена в 2,7 раза.
Следовательно, и избыточное давление взрыва также снизится в 2,7 раза и составит 2,45 кПа, т.е. менее 5 кПа.
Таким образом, категория автостоянки по взрывопожарной и пожарной опасности уже не А, стоянку можно отнести к категории В1-В4 по соответствующему расчету.
Пример расчета категории автостоянки по пожарной опасности №3
Произведем расчет категории автостоянки по пожароопасности в случае, если она будет относиться к категории В1-В4 по пожарной опасности. Данный расчет применим для любого помещения хранения автомобилей, в том числе для гаража.
Для этого нам необходимо знать массу каждого горючего материала, входящего в состав автомобиля.
Такие данные, перерыв немало литературы, мне найти не удалось, поэтому предлагаю поступить по-другому. Известно, что доля горючих материалов от общей массы автомобиля составляет порядка 10%. Теплоту сгорания автомобильных материалов можно принять по базе типовой пожарной нагрузки (31,7 МДж/кг).
Еще раз оговорюсь, что заведомо знать, какие автомобили будут размещены на автостоянке, невозможно. Но, как показывает практика, можно ограничиться массой автомобиля в 3500 кг, что, кстати, является граничным значением при отнесении автомобиля к легковому, а также довольно большим запасом. К примеру, масса большинства легковых автомобилей составляет в пределах 1500 кг, крупных внедорожников в районе 2500 кг.
Итак, пожарная нагрузка автомобиля при принятых условиях составит:
Теперь нужно определить площадь размещения пожарной нагрузки. Она будет равна площади автомобиля в горизонтальной проекции. Условно можно принять ее равной площади прямоугольника, образованного двумя размерами: длиной и шириной единицы автотранспорта.
Удельная пожарная нагрузка составит:
Помещение с данной удельной пожарной нагрузкой может быть отнесено к категории В3 по пожарной опасности. Необходимо проверить неравенство. В этом случае нам понадобится третий геометрический размер автомобиля – его высота. Высоту можно принять с достаточным запасом равной 2,5 м.
Как указано ранее, высота помещения составляет 4 м, с учетом этого, неравенство принимает вид:
11095≥0,64·1400·1,5 2 =2016
Т.к. условие выполняется (пожарная нагрузка превышает предельно допустимую), то помещение стоянки следует отнести к категории В2 по пожарной опасности.
Итак, помещение стоянки относится к категории В2 по пожарной опасности.
Расчет категории гаража для автомобилей на бензине
При этом во введении есть следующие указание «Отнесение к категории В помещений хранения…….. подвижного состава, работающего на жидком и газообразном топливе согласовано……. с учетом выполнения мероприятий, указанных в письме ГУПО МВД СССР от 29.12.85 г. № 716/4286»
В Приложении 2 указывается допустимое прогнозируемое количество свободно разлившейся ЛВК, приходящееся на 1 м3 свободного объема помещения при t = 30С.
Согласно п.5.4 СНиП 21-02-99 Категории помещений и зданий для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями НПБ 105.
В связи с этим вопросы:
1.правильно ли я понимаю, что применение категорий указанных в Р 3107938-0301-89 возможно только при выполнении требований касающихся допустимого количества разлившейся ЛВК. И что именно это и имеется ввиду «с учетом выполнения мероприятий, указанных в письме ГУПО МВД СССР от 29.12.85 г. № 716/4286» При невыполнении- расчет по НПБ.
2.Вопрос практический- согласно выполненному расчету категория гаражного бокса на 2 автомобиля помещение бокса отнесено к категории А/В-1А. Расчет выполнен из расчета розлива всего бензина(90л) хранящегося в баке одной из машин.
Из опыта: насколько соответствует практике приведенные категории?
Не является ли вариант расчета из условия вылива 100% топлива из бака заведомо «ужесточенным»?
[04.12.2009 13:15:24]
Вы всё правильно говорить про ЛЖВ, про разлив, по категорию.
Но для гаражей, автостоянок есть исключение из правил.
[04.12.2009 22:18:05]
[04.12.2009 23:50:24]
Про исключение читал.У меня в боксе автобус.
Проблема в следующем: делали проект реконструкции электропроводки гаражных боксов. Категорию определяли за неимением у заказчика необходимых данных по Р 3107938-0301-89 и с учетом технического задания по пременяемому оборудованию. Когда проект согласовали с кем требуется заказчик выполнил все таки расчет категории, получил В-1А и теперь требует проект переделать.
[05.12.2009 10:48:00]
Расчет на категории А,Б,В,Г,Д (по НПБ 105) выполняется. То есть, Сергей получил для своего бокса при расчете категорию А? Это означает, что автобус ездит не на дизтопливе, а на бензине. вроде и автобусов таких нет.
[07.12.2009 11:41:10]
Нет смысла делать взрывозащищенную проводку, оборудование. В гараже.
Пары ЛВЖ воспламенятся не только от искры в выключателе.
Оборудование автомобиля само источник искрообразования!
Искры из выхлопной трубы!
Двигатель разогрет выше точки воспламенения ЛВЖ.
Нормотворец смирился с образованием взрывоопасной зоны с гараже.
В ПУЭ есть пункты огроваривающие снятие требований по взрывощащите к электрооборудованию для помещений где ведется процесс с образованием искр, открытого огня, нагрева оборудования выше точки воспламенения горючей среды.
Поищите эти пункты. Подойдите творчески.
[08.12.2009 17:17:25]
[08.12.2009 17:17:29]
[27.09.2010 15:55:45]
Согласно Перечня категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок Р 3107938-0301-89
помещение хранения подвижного состава с двигателями, работающими на бензине и дизельном топливе относят:
по взрывопожарной и пожарной опасности-В
C введением СП 12.13130. все Перечни утратили силу. Автомобиль имеет 40 кг бензина—категория А. При наличии аварийной вентиляции, удовлетворяющей известным требованиям, можно получить категорию В2.И не будет противоречий.
[28.09.2010 5:43:09]
Так уж и все? Я знаю, например, Перечень национальных стандартов и сводов правил от 21.06.10. В него включен СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей», а в СНиПе есть пункт 5.4 «Помещения для хранения легковых автомобилей допускается относить к категориям В1 — В4».
[18.02.2011 4:45:05]
Р А С Ч Ё Т
М о л я р н а я м а с с а (к г /к и л о м о л ь ):
Ч и с л о а т о м о в у г л е р о д а :
Ч и с л о а т о м о в в о д о р о д а :
Ч и с л о а т о м о в к и с л о р о д а :
Ч и с л о а т о м о в г а л о и д о в :
Р а с ч ё т н а я т е м п е р а т у р а в о з д у х а (0С ):
Р а с ч ё т н а я т е м п е р а т у р а ж и д к о с т и :
П л о т н о с т ь п а р о в (к г /м 3):
С т е х и о м е т р и ч е с к и й к о э ф ф и ц и е н т к и с л о р о д а в р е а к ц и и с г о р а н и я :
С т е х и о м е т р и ч е с к а я к о н ц е н т р а ц и я (% о б ъ е м н ы х ):
К о э ф ф и ц и е н т у ч а с т и я г о р ю ч и х п а р о в в г о р е н и и :
А т м о с ф е р н о е д а в л е н и е (к П а ):
Т е м п е р а т у р а в с п ы ш к и (0С ):
П л о т н о с т ь ж и д к о с т и (к г /м 3):
К о э ф ф и ц и е н т ы у р а в н е н и я А н т у а н а :
О п р е д е л я е м д а в л е н и е н а с ы щ е н н ы х п а р о в (к П а ):
Г е о м е т р и ч е с к и й о б ъ ё м п о м е щ е н и я (м 3):
О п р е д е л я е м с в о б о д н ы й о б ъ ё м п о м е щ е н и я (м 3):
О б ъ ё м т е х н о л о г и ч е с к о г о б л о к а (б е н з о б а к а ) (м 3):
О п р е д е л я е м о б ъ ё м в ы л и в ш е й с я ж и д к о с т и (м 3):
О п р е д е л я е м м а с с у в ы л и в ш е й с я ж и д к о с т и (к г ):
Р а с ч ё т н а я п л о щ а д ь п р о л и в а (м 2):
О п р е д е л я е м п л о щ а д ь и с п а р е н и я (м 2):
О п р е д е л я е м и н т е н с и в н о с т ь и с п а р е н и я (к г /с *м 2):
О п р е д е л я е м в р е м я и с п а р е н и я ж и д к о с т и (с ):
Р а с с ч и т ы в а е м и з б ы т о ч н о е д а в л е н и е в з р ы в а в п о м е щ е н и и (к П а ):
Расчет категории гаража для автомобилей на бензине
6.3. Помещения с горючими пылями
Фракция пыли, мкм | £ 100 мкм | £ 200 мкм | £ 500 мкм | £ 1000 мкм |
Массовая доля, % (масс.) | 5 | 10 | 40 | 100 |
Критический размер частиц взрывоопасной взвеси сахарной пыли d* = 200 мкм.
2. Обоснование расчетного варианта аварии.
Аварийная ситуация, которая сопровождается наибольшим выбросом горючего материала в объем помещения, связана с разгерметизацией смесителя, как емкости, содержащей наибольшее количество горючего материала. Процесс разгерметизации может быть связан со взрывом взвеси в смесителе: в процессе перемешивания в объеме смесителя создается взрывоопасная смесь горючего порошка с воздухом, зажигание которой возможно разрядом статического электричества или посторонним металлическим предметом, попавшим в аппарат при загрузке исходных компонентов; затирание примесного материала между шнеком и корпусом смесителя приводит к его разогреву до температур, достаточных для зажигания пылевоздушной смеси.
3. Расчет избыточного давления взрыва DР производится по формуле (4) НПБ 105-95, где коэффициент участия пыли во взрыве Z рассчитывается по формуле (14) НПБ 105-95 (для d£200 мкм F = 10 % = 0,1) и составляет
Z = 0,5 · F = 0,5 · 0,1 = 0,05.
По формуле (43) Пособия получаем
кПа
4. Расчетное избыточное давление взрыва превышает 5 кПа, следовательно, помещение фасовки пакетов с сухим растворимым напитком относится к категории Б.
1.1. Складское помещение мукомольного комбината для хранения муки в бумажной таре по 5 кг. Свободный объем помещения Vсв = 500 м 3 Значительное количество мелкодисперсной муки в таре по отношению к объему помещения и ежесменная пылеуборка в помещении позволяют пренебречь пылеотложениями на полу, стенах и других поверхностях.
2. Обоснование расчетного варианта аварии.
Аварийная ситуация с образованием пылевоздушного облака может быть связана с разрывом тары одного из пакетов с мукой, в результате которого его содержимое (5 кг) образует взрывоопасную взвесь.
3. Определение избыточного давления взрыва DР по номограмме (рис. 28 Пособия).
4. Расчетное избыточное давление взрыва превышает 5 кПа, следовательно, складское помещение мукомольного комбината относится к категории Б.
6.4. Помещения с горючими жидкостями
При определении категории помещений в нижеприведенных примерах учитываются следующие положения НПБ 105-95:
— в качестве расчетного выбирался наиболее неблагоприятный вариант аварии, при котором участвует аппарат, имеющий наибольшую пожарную нагрузку (п. 3.1);
— в процессе аварии все содержимое аппарата поступает в помещение и образует пожарную нагрузку (п. 3.2);
— площадь пожарной нагрузки определяется с учетом особенностей технологии, под площадью пожарной нагрузки понимается площадь разлива ГЖ из агрегата, ограниченная бортиками, поддонами, сливными емкостями и др.
Цех разделения, компрессии воздуха и компрессии продуктов разделения воздуха. Машинное отделение. В помещении находятся горючие вещества (турбинные, индустриальные и другие масла с температурой вспышки выше 61 °С), которые обращаются в центробежных и поршневых компрессорах. Количество масла в компрессоре составляет 15 кг. Количество компрессоров 5.
Определим категорию помещения для наименее опасного случая, когда количество масла в каждом из компрессоров составляет 15 кг, а другая пожарная нагрузка отсутствует.
В соответствии с п. 3.20 НПБ 105-95 пожарная нагрузка определяется из соотношения
,
Для пожарной нагрузки, состоящей из ЛВЖ и ГЖ, расстояния между участками разлива пожарной нагрузки должны быть больше предельных.
Поскольку данное условие для машинных отделений не выполнимо (расстояния между агрегатами не более 6 м), эти помещения следует отнести к категории В3. В соответствии с табл. 4 НПБ 105-95 проведем проверку соответствия этого помещения категории В3 по примечанию 2. Определим, выполняется ли условие
После подстановки численных значений получим
0,64 · g · Н 2 = 0,64 · 62,8 · 9 2 = 3255,6 МДж.
Так как Q = 628 МДж и условие Q ³ 3255,6 МДж не выполняется, помещение следует отнести к категории В3.
Определим категорию помещения с помощью номограмм. Согласно процедуре определения категории помещения, схематически представленной на номограмме рис. 29 Пособия, воспользуемся номограммой на рис. 30 Пособия для данного конкретного случая. Значение предельной площади размещения пожарной нагрузки вычисляем из соотношения
Определим категорию помещения для другого случая, когда количество масла в одном из компрессоров (имеющем наибольшее количество масла) составляет 1200 кг.
В соответствии с п. 3.20 НПБ 105-95 пожарная нагрузка будет равна
Q = 1200 · 41,87 = 50244 МДж.
В соответствии с табл. 4 НПБ 105-95 помещения с данной удельной пожарной нагрузкой могут быть отнесены к категории В2 при условии, что способ ее размещения удовлетворяет необходимым требованиям, изложенным в примечании 2.
В данном помещении минимальное расстояние от поверхности пожарной нагрузки до покрытия Н составляет около 6,5 м.
Определим, выполняется ли условие
После подстановки численных значений получим
0,64 · g · Н 2 = 0,64 · 1674,8 · 6,5 2 = 45286,6 МДж.
Так как Q = 50244 МДж и условие Q ³ 45286,6 МДж выполняется, помещение следует отнести к категории В1.
Определим категорию помещения, приведенного в примере 9, для другого случая, когда количество масла в одном из компрессоров (имеющем наибольшее количество масла) составляет 1200 кг.
В соответствии с п. 3.20 НПБ 105-95 пожарная нагрузка будет равна
Q = 1200 · 41,87 = 50244 МДж.
В соответствии с табл. 4 НПБ 105-95 помещения с данной удельной пожарной нагрузкой могут быть отнесены к категории В2 при условии, что способ ее размещения удовлетворяет необходимым требованиям, изложенным в примечании 2.
В данном помещении минимальное расстояние Н от поверхности пожарной нагрузки до покрытия составляет около 6,5 м.
Определим, выполняется ли условие
После подстановки численных значений получим
0,64 · g · Н 2 = 0,64 · 1932,5 · 9 2 = 100181 МДж.
Так как Q = 50244 МДж и условие Q ³ 100181 МДж не выполняется, помещение следует отнести к категории В2.
Определим категорию того же помещения (пример 11) для случая, когда количество масла в одном из компрессоров (имеющем наибольшее количество масла) составляет 7000 кг.
В соответствии с п. 3.20 НПБ 105-95 пожарная нагрузка будет равна
Q = 7000 · 41,87 = 293090 МДж.
В соответствии с табл. 4 НПБ 105-95 помещение с данной удельной пожарной нагрузкой следует отнести к категории В1. Этот же результат определяется с помощью номограммы рис. 30 Пособия.
6.5. Помещения с твердыми горючими веществами и материалами
Определим полное количество горючего материала (картон) в каждом ряду стеллажей:
10 ярусов · 16 отсеков · 3 коробки · 1 кг = 480 кг.
Q = 480 · 13,4 = 6432 МДж.
Удельная пожарная нагрузка составит
g = Q / S = 6432 / 57,6 = 111,7 МДж · м 2
В данном помещении минимальное расстояние от поверхности пожарной нагрузки до покрытия Н составляет около 2,2 м.
Определим, выполняется ли условие
После подстановки численных значений получим
0,64 · g · Н 2 = 0,64 · 111,7 · 2,2 2 = 346 МДж.
Так как Q = 6432 МДж и условие Q ³ 346 МДж выполняется, помещение следует отнести к категории В2.
Пользуясь номограммой рис. 38 Пособия, определим, что точка пересечения значений массы горючего материала и S = 57,6 м 2 лежит в области, соответствующей категории В3, правее прямой S = 0,64 · H 2 = 0,64 · 2,2 2 = 3,1 м 2 (предельная площадь размещения пожарной нагрузки). Значит, это помещение относится к категории В2.
Q = 13,8 · 47 = 648,6 МДж.
В соответствии с табл. 4 НПБ 105-95 помещения с данной удельной пожарной нагрузкой следует отнести к категории В4.
Поскольку в помещении лаборатории нет других участков с пожарной нагрузкой, помещение относится к категории В4.
Q = 18 · 41,87 + 118,4 · 33,52 + 120 · 43,59 + 4 · 24,3 + 1,8 · 47,14 + 2,5 · 13,4 + 9 · 17,76 +
+ 2,6 · 14,31 = 10365,8 МДж.
В соответствии с табл. 4 НПБ 105-95 помещения с данной удельной пожарной нагрузкой следует отнести к категории В3.
Определим, выполняется ли условие
После подстановки численных значений получим
0,64 · g · H 2 = 0,64 · 1036,6 · 6 2 = 23883,3 МДж.
Так как Q = 10365,8 МДж и условие Q ³ 23883,3 МДж не выполняется, помещение следует отнести к категории В3.
Так как номограммы для смеси горючих материалов нет, для оценки категории данного помещения воспользуемся номограммой рис. 30 Пособия, как номограммой для веществ с наиболее близкой теплотворной способностью к рассматриваемым.
Предельное значение площади размещения пожарной нагрузки составит
0,64 · Н 2 = 0,64 · 6 2 = 23 м 2
6.6. Помещения с горючими газами, легковоспламеняющимися жидкостями, горючими жидкостями, пылями, твердыми веществами и материалами
1.1. Помещение малярно-сдаточного цеха тракторосборочного корпуса. В помещении цеха производится окрашивание и сушка окрашенных тракторов на двух конвейерных линиях. В сушильных камерах в качестве топлива используется природный газ. Избыток краски из окрасочных камер смывается водой в коагуляционный бассейн, из которого после отделения от воды краска удаляется по трубопроводу за пределы помещения для дальнейшей ее утилизации.
1.2. Используемые вещества и материалы:
— грунт ГФ-0119 ГОСТ 23343-78;
— эмаль МЛ-152 ГОСТ 18099-78;
— сольвент ГОСТ 10214-78 или ГОСТ 1928-79 (наиболее опасный компонент в составе растворителей грунта и эмали).
1.3. Физико-химические свойства веществ и материалов [5]:
— сольвент =113,2.
Расчетная температура tp, °C:
— в сушильной камере tк = 80.
— сольвента = 850.
Плотность газов и паров, кг · м 3 :
— метана ;
— сольвента ;
.
Парциальное давление насыщенных паров при температуре 39 °С [5], кПа:
— сольвента
=3,0
1.4. Пожароопасные свойства [5]:
Температура вспышки, °С:
Нижний концентрационный предел распространения пламени (НКПР), % (об.):
— сольвент = 1,0.
Стехиометрическая концентрация, % (об.):
— сольвент = 1,80 (
).
1.5. Размеры помещений и параметры технологического процесса.
1.5.1. Общие размеры цеха: L = 264,7 м, S = 30,54 м, Н = 15,75 м.
Объем помещения Vï = 264,7 · 30,54 · 15,75 = 127322,0 м 3
1.5.2. Площадь окрасочного пролета со встроенными помещениями на отметке 0,00:
Fобщ = 264,7 · 30,54 = 8083,94 м 2
1.5.3. Площади встроенных помещений:
— тамбур (ось В/1) F1,встр = 1,75 · 3,49 = 6,11 м 2 ;
— ПСУ (оси К-К/1) F2,встр = 1,97 · 6,61 = 13,02 м 2 ;
— помещения (оси Л/З-Р/1) F3,встр = 82,76 · 6,55 = 542,08 м 2 ;
— помещения (оси У-Х1) F4,встр = 50,04 · 6,55 = 327,76 м 2 ;
— суммарная площадь встроенных помещений:
1.5.4. Площадь окрасочного пролета без встроенных помещений:
1.5.5. Объем окрасочного пролета с площадью Fоп, и высотой Н:
Vбвп = 7194,97 · 15,75 = 113320,78 м 3
1.5.6. Объемы встроенных помещений на отм. 6,500:
— венткамера (отм. 6,500, ось В/1, консоль):
V1,встр = 1,95 · 27,05 · 9,25 = 487,91 м 3 ;
— венткамера (отм. 6,500, оси Х/Х1, консоль):
V2,встр = 5,47 · 23,99 · 9,25 = 1213,83 м 3 ;
— венткамера (отм. 6,500, оси И/2-К/2):
— венткамера (отм. 6,500, оси Р/1-У):
V1,встр = 5,43 · 6,55 · 9,25 = 328,99 м 3 ;
— венткамера (отм. 6,500, оси П/2-У, консоль):
V5,встр = 0,72 · 27,0 · 9,25 = 179,82 м 3 ;
— суммарный объем встроенных помещений:
1.5.7. Объем окрасочного пролета без объема V1-5,встр:
1.5.8. Объемы над встроенными помещениями на отм. 12,030:
— венткамеры (отм. 12,030, оси Л/3-М/1):
V1,пер = 10,5 · 6,55 · 3,72= 255,84 м 3 ;
— помещения (отм. 6,500, оси М/1-М/3):
V2,пep = 6,5 · 6,55 · 9,25 = 393,82 м 3 ;
— венткамеры (отм. 12,030, оси М/3-Н/1):
V3,пер = 5,08 · 6,55 · 3,72 = 123,78 м 3 ;
— помещения (отм. 7,800, оси Ф-Х):
— тамбур (отм. 3,74, ось В/1):
V5,ïep = 1,75 ·3,49 · 2,26 = 13,80 м 3 ;
— ПСУ (отм. 3,040, оси К-К/1):
V6,ïep = 1,97 · 6,61 · 2,96 = 38,54 м 3 ;
— общий объем над встроенными помещениями:
1.5.10. Объем помещения окрасочного участка малярно-сдаточного цеха:
1.5.11. Свободный объем помещения окрасочного участка малярно-сдаточного цеха:
1.5.12. Толщина слоя лакокрасочных материалов:
— эмаль МЛ-152 dэ = 20 мкм.
1.5.13. Расход лакокрасочных материалов:
1.5.14. Содержание горючих растворителей в лакокрасочных материалах:
— эмаль МЛ-152 jэ = 78 % (масс.).
1.5.15. Расход растворителя на единицу площади окрашиваемых поверхностей тракторов:
1.5.16. Производительность конвейера по площади нанесения лакокрасочных материалов:
— линия окрашивания тракторов в серийном исполнении
— линия окрашивания тракторов в экспортном исполнении
1.5.17. Производительность конвейера по массе растворителя, содержащегося в нанесенных лакокрасочных материалах:
— нанесение грунта ФЛ-03К (сольвент), окрашивание тракторов в экспортном исполнении
— нанесение эмали МЛ-152 (сольвент), окрашивание тракторов в экспортном исполнении
— нанесение эмали МЛ-152 (сольвент), окрашивание тракторов в серийном исполнении
2. Обоснование расчетных вариантов аварии.
2.1. Разгерметизация трубопровода, подающего природный газ в теплогенераторы, при работающем конвейере.
2.1.1. Расход газа метана в подводящем трубопроводе при давлении = 178,4кПа:
2.1.2. Масса газа , поступающего из трубопроводов диаметром dг = 0,219 м и общей длиной участков трубопроводов Lг = 1152 м согласно п. 3.2 в) и 3.8 НПБ 105-95 составит
= 0,19844 · 300 + 0,01 · 3,14 · 178,4 ·
· 1152 · 0,626 = 107,97 кг.
2.1.3. Масса растворителя, испаряющегося с окрашенных изделий, при работающем конвейере за время аварийной ситуации Та = 3600 с = 1 ч [2] с учетом коэффициента избытка лакокрасочных материалов Ки = 2 составит:
— линия окрашивания тракторов в серийном исполнении, окрашивание эмалью МЛ-152
— линия окрашивания тракторов в экспортном исполнении, грунтование грунтом ФЛ-03К
— линия окрашивания тракторов в экспортном исполнении, окрашивание эмалью МЛ-152
2.1.4. Масса растворителя трб (кг), испаряющегося со свободной поверхности бассейна коагуляции Fбк = 226,84 м 2 за время аварийной ситуации Та = 3600 с [2], составит
2.2. Разгерметизация красконагнетательного бака при работающем конвейере.
2.2.1. Масса растворителя, поступающего в помещение при аварийной ситуации из красконагнетательного бака Vбк = 60 л = 0,06 м 3 и трубопроводов диаметром dбко = dбкп = 0,04 м и длиной (Lбко + Lбкп) = 312 м, составит
mбк = Ки · nрэ · tа + [Vбк + 0,785 · ( · Lбко +
· Lбкп)] · jэ ·
=
= 2 · 0,007413 · 300 + [ 0,06 + 0,785 · (0,04 2 · 156 + 0,04 2 · 156)] · 0,78 · 850 = 304,04 кг.
2.2.2. Площадь испарения Fи,бк (м 2 ) с поверхности разлившейся из бака и трубопровода эмали МЛ-152 будет равна
м 2
2.2.3. Масса растворителя трбб (кг), испаряющегося со свободной поверхности бассейна коагуляции и с поверхности разлившейся эмали МЛ-152 из красконагнетательного бака, будет равна
2.2.4. Масса растворителя трк (кг), испаряющегося с окрашенных изделий при работающем конвейере (п. 2.1.3), составит
2.2.5. Масса паров растворителя mп,р (кг), поступившего в объем помещения при аварийной ситуации, будет равна mп,р = трбб + трк = 78,7628 + 74,836 = 153,5988 кг.
2.3. Разгерметизация красконагнетательного бака, остановка конвейера.
2.3.1. Масса растворителя трбб (кг), испаряющегося со свободной поверхности бассейна и с поверхности разлившейся эмали МП-152 из красконагнетательного бака (п. 2.2.3).
2.3.2. Площадь окрашиваемых поверхностей, находящихся на технологических линиях окраски тракторов в экспортном и серийном исполнении, и масса растворителя, содержащегося в лакокрасочных материалах, нанесенных на эти поверхности, составят:
— участок нанесения грунта ФЛ-03К, линия окрашивания тракторов в экспортном исполнении
— участок сушки грунта ФЛ-03К, линия окрашивания тракторов в экспортном исполнении
— участок нанесения эмали МЛ-152, линия окрашивания тракторов в экспортном исполнении
— участок сушки эмали МЛ-152, линия окрашивания тракторов в экспортном исполнении
— участок нанесения эмали МЛ-152, линия окрашивания тракторов в серийном исполнении
— участок сушки эмали МЛ-152, линия окрашивания тракторов в серийном исполнении
2.4. Разгерметизация трубопровода, подающего природный газ в теплогенераторы, остановка конвейера.
24.1. Масса газа , поступающего из трубопровода (п. 2.1.2).
2.4.2. Масса растворителя, испаряющегося с окрашенных поверхностей и со свободной поверхности (пп. 2.3.2 и 2.1.4).
3. Расчет избыточного давления взрыва DР для различных вариантов аварийных ситуаций проводится согласно формуле (1) НПБ 105-95.
3.1. Разгерметизация трубопровода, подающего природный газ в теплогенераторы, при работающем конвейере:
Расчетное избыточное давление взрыва менее 5 кПа, следовательно, при данном варианте аварийной ситуации помещение малярно-сдаточного цеха не относится к категориям А и Б.
3.2. Разгерметизация красконагнетательного бака при работающем конвейере:
Расчетное избыточное давление взрыва менее 5 кПа, следовательно, при данном варианте аварийной ситуации помещение малярно-сдаточного цеха не относится к категориям А и Б.
3.3. Разгерметизация красконагнетательного бака, остановка конвейера:
Расчетное избыточное давление взрыва менее 5 кПа, следовательно при данном варианте аварийной ситуации помещение малярно-сдаточного цеха не относится к категориям А и Б.
3.4. Разгерметизация трубопровода, подающего природный газ в теплогенераторы, остановка конвейера:
Расчетное избыточное давление взрыва превышает 5 кПа, следовательно, при данном варианте аварийной ситуации помещение малярно-сдаточного цеха относится к категории А.
1.1. Помещение отделения консервации и упаковки станков В помещении производится обезжиривание поверхностей станков в водном растворе тринатрийфосфата с синтанолом ДС-10, обезжиривание отдельных деталей станков уайт-спиритом и обработка поверхностей станков (промасливание) индустриальным маслом И-50. Размеры помещения LxSxH = 54,0х12,0х12,7 м.
2. Обоснование расчетного варианта аварии.
3. Объем Vж и площадь разлива Fи поступившего в помещение при расчетной аварии уайт-спирита согласно п.3.2 НПБ 105-95 составят:
4. Определяем давление Рн насыщенных паров уайт-спирита при расчетной температуре tp = 35 °С:
5. Интенсивность испарения W уайт-спирита составит
6. Масса паров уайт-спирита т, поступивших в помещение, будет равна
7. Избыточное давление взрыва DР согласно формуле (22) Пособия составит
кПа
9. В соответствии с п. 3.20 НПБ 105-95 определим пожарную нагрузку Q и удельную пожарную нагрузку g:
Q = 538 · 42,744 +24 · 13,272 + 1650 · 20,583 = 57277 МДж;
Полипропилен и его сополимеры в процессе переработки при его нагревании выше температуры t = 150 °С могут выделять в воздух летучие продукты термоокислительной деструкции, содержащие органические кислоты, карбонильные соединения, оксид углерода. При этом на 1 тонну сырья выделяется 1,7 кг газообразных продуктов (в пересчете на уксусную кислоту).
Размеры помещения LxSxH = 24х36х12 м. Объем помещения Vп = 10368 м 3 Свободный объем помещения Vcâ = 0,8 · 10368 = 8294,4 м 3 Площадь помещения F = 864 м 2
2. Обоснование расчетного варианта аварии.
При определении избыточного давления взрыва в качестве расчетного принимается наиболее неблагоприятный по последствиям взрыва из двух вариантов аварии. За первый вариант аварии принимается разгерметизация бункера при загрузке полипропилена в смеситель. За второй вариант принимается разгерметизация трубопровода на участке между смесителем и задвижкой перед насосом, перекачивающим смесь из ванны в смеситель.
2.1.1. Интенсивность пылеотложений n6 в помещении при загрузке в бункера смесителей полипропилена из тары по исходным данным составит
2.1.2. Масса пыли M1, выделяющейся в объем помещения за время (30 дней = 720 ч) между генеральными пылеуборками (b1 = 0,2; a = 0), будет равна
M1 = 0,0495 · 720 · 0,2 = 7,128 кг.
2.1.3. Масса пыли М2, выделяющейся в объем помещения за время (8 ч) между текущими пылеуборками (b2 = 0,8; a = 0), будет равна
М2 = 0,0495 · 8 · 0,8 = 0,317 кг.
2.1.4. Масса отложившейся в помещении к моменту аварии пыли mп (Кг = 1,0; Ку = 0,7) и масса взвихрившейся пыли твз (Квз =0,9) составят:
2.1.5. Масса пыли maв поступившей в помещение в результате аварийной ситуации, будет равна
2.1.6. Расчетная масса взвешенной в объеме помещения пыли т, образовавшейся в результате аварийной ситуации, составит
т = 9,572 + 0,12 = 9,692 кг.
2.2. Разгерметизация трубопровода на участке между смесителем и задвижкой перед насосом, перекачивающим смесь из ванны в смеситель. Расчет проводим в соответствии с п. 3.2 НПБ 105-95 и исходными данными.
2.2.1. Масса вышедшей из смесителя (Va = 15 м 3 ) и трубопровода смеси при работающем насосе mсм будет равна (q = n3; Та = 300 с)
кг.
2.2.2. Масса полипропилена тпр в массе mсм составит, исходя из соотношения битума, полипропилена и талька, как 8:1:1:
2.2.3. Масса летучих углеводородов m, выделяющихся при термоокислительной деструкции из полипропилена, входящего в состав разлившейся смеси (из 1 тонны полипропилена выделяется 1,7 кг газообразных продуктов), будет равна
m = 0,0017 · mпр = 0,0017 · 1568,2 = 2,7 кг.
3. Избыточное давление взрыва DР для двух расчетных ва риантов аварии определяем по формулам (22) и (43) Пособия.
3.1. Избыточное давление взрыва DР при аварийной ситуации, связанной с разгерметизацией бункера при загрузке полипропилена в смеситель,составит
кПа
3.2. Избыточное давление взрыва DР при аварийной ситуации, связанной с разгерметизацией трубопровода на участке между смесителем и задвижкой перед насосом, перекачивающим смесь из ванны в смеситель, составит
кПа
6. В соответствии с п. 3.20 НПБ 105-95 определим пожарную нагрузку Q и удельную пожарную нагрузку g:
G = 4 · 10 · 1000 + 2 · 15 · 0,9 · 1000 = 67000 кг;
Q = 67000 · 41,92 = 2808640 МДж;
- Расчет каско на новый авто
- Расчет километража между городами на автомобиле рассчитать