Расчет машины постоянного тока
Проект расчета электрической машины постоянного тока
Проектирование двигателя постоянного тока с мощностью 4,5 кВт, степенью защиты IP44. Выбор электромагнитных нагрузок. Расчет обмотки якоря, магнитной цепи, обмотки добавочных полюсов. Рабочие характеристики двигателя со стабилизирующей обмоткой и без нее.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦЬКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра “Электрические машины”
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Тема: “Проект расчета электрической машины постоянного тока”
Пояснительная записка к курсовому проекту
по дисциплине “Электрические машины”
КП 09.0601-99-514.14.00.00. ПЗ
Выполнил: И.С. Стеценко
студент гр. ЭАПУ-97а
Проверил: профессор А.С Апухтин
Нормоконтролёр: А. А. Гусаров
Объектом разработок является двигатель постоянного тока номинальной мощностью 4,5 кВт, номинальным напряжением 220 В, номинальной частотой вращенья 1000 об/мин и степенью защиты IP44.
Проектирование выполняется на основе опыта проектирования и испытания большого числа машин, множество геометрических параметров и значения физических величин, например, индукции в различных участках магнитной цепи машины, были приняты или рассчитаны на основе опытных зависимостей этих величин от частоты вращения, высоты оси вращения или степени защиты двигателя. Так как в основу проектирования был положен отдельный типоразмер электродвигателей единой серии 2П, то при расчёте были использованы некоторые справочные данные, характерные для этой серии.
В результате проектирования был рассчитан и разработан конструктивно двигатель постоянного тока, а также рассчитаны его рабочие характеристики, что позволяет судить о месте использования данного двигателя.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ НАГРУЗКИ, ОБМОТКА ЯКОРЯ, ПОТЕРИ, МАГНИТНАЯ ЦЕПЬ, ОБМОТКА ВОЗБУЖДЕНИЯ, КОММУТАЦИЯ, КПД, КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОЩНОСТЬ.
Перечень условных обозначений
Выбор электромагнитных нагрузок и расчёт главных размеров
Выбор обмотки якоря
Расчёт геометрии зубцовой зоны
Расчёт обмотки якоря
Расчёт магнитной цепи
Расчёт параллельной обмотки возбуждения
Расчёт коллектора и щёток
Расчёт обмотки добавочных полюсов
Рабочие характеристики двигателя со стабилизирующей обмоткой
Рабочие характеристики двигателя без стабилизирующей обмотки
Список использованной литературы
Приложение А. Сводные данные расчёта двигателя постоянного тока
Приложение В. Перечень замечаний нормконтролёра
Достоинствами двигателей постоянного тока являются хорошие пусковые свойства и возможность плавного регулирования частоты вращения в широком диапазоне. Недостатками этих машин являются высокая стоимость, пониженная надёжность и сложность в изготовлении.
Соответственно их достоинством, двигатели получили распространение в станкостроении, в металлургической промышленности, также используются для привода подъёмных средств, в качестве тепловых двигателей привода транспортных средств, в качестве крановых двигателей.
Недостатки машин постоянного тока обусловлены коллекторно-щёточным узлом, который выполняет функцию преобразования переменного тока в постоянный и наоборот. Важными параметрами машин постоянного тока являются электромагнитные нагрузки, которые выбирают по опытным кривым, полученным в результате конструирования многих машин. Вхождение электромагнитных нагрузок в рекомендуемые пределы обеспечивает превышение температуры отдельных частей машины над температурой охлаждающей среды меньше предельно допустимого.
Метод расчёта машин постоянного тока основан на «магнитной постоянной», определяемой из допустимых электромагнитных нагрузок.
Машины постоянного тока серии 2П по сравнению с машинами других серий обладают радом преимуществ, а именно: повышенная нагрузочная способность, расширенный диапазон регулирования частоты вращения, улучшенные динамические свойства, уменьшенный шум и вибрация при работе, увеличенная надёжность и ресурс работы.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
двигатель электромагнитный ток
— коэффициент полезного действия
— линейная нагрузка якоря
— расчётный коэффициент полюсного перекрытия
— магнитная индукция в воздушном зазоре
— расчётная ширина полюсного наконечника
— число коллекторных пластин
— число пар параллельных ветвей обмотки якоря
— номинальный ток якоря
— ток в параллельной ветви обмотки якоря
— число эффективных проводников
— зубцовое деление по наружному диаметру якоря
-число эффективных проводников
-число витков в обмотке якоря
— наружный диаметр коллектора
— окружная скорость коллектора
— плотность тока в обмотке якоря
— результирующий шаг обмотки якоря
— первый частичный шаг обмотки якоря
— второй частичный шаг обмотки якоря
— шаг обмотки по коллектору
— коэффициент заполнения паза
— индукция в зубцах якоря
— больший радиус паза
— меньший радиус паза
— площадь паза в штампе
— площадь сечения пазовой изоляции
— односторонняя толщина пазовой изоляции
— площадь пазового клина
-площадь сечения паза, заполненная обмоткой
— площадь сечения паза
— коэффициент заполнения паза изолированными проводниками
— число элементарных проводников в одном эффективном проводнике
— высота спинки якоря
— внутренний диаметр якоря
— магнитная индукция в спинке якоря
— магнитный поток на полюс
— средняя длина полувитка обмотки якоря
— длина лобовой части
— удельное сопротивление меди при рабочей температуре
— ширина выступа полюсного наконечника
— ширина сердечника главного полюса
— индукция в сердечнике главного полюса
— индукция в станине
— внутренний диаметр станины
-наружный диаметр массивной станины
-индукция в воздушном зазоре
— магнитное напряжение воздушного зазора
— магнитное напряжение зубцов якоря
— магнитное напряжение ярма якоря
— магнитное напряжение сердечника главного полюса
— магнитное напряжение станины
— суммарная МДС на полюс
— МДС обмотки возбуждения
— размагничивающее действие реакции якоря
-средняя длина витка обмотки возбуждения
— число витков обмотки возбуждения на полюс
— длина обмотки возбуждения
— число щёток на болт
— активная длина коллектора
— поток в сердечнике добавочного полюса
— сечение сердечника добавочного полюса
— число витков обмотки добавочного полюса
— длина полувитка обмотки добавочного полюса
— потребляемая мощность машины
— суммарные потери в машине
— МДС стабилизирующей обмотки
— номинальная мощность двигателя
-номинальный момент двигателя
— номинальная частота вращения двигателя
1. ВЫБОР ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ НАГРУЗОК И РАСЧЁТ ГЛАВНЫХ ПАРАМЕТРОВ
Расчётная электромагнитная мощность машины
м, из табл. 17.5 [3, с.307].
Выбираем электромагнитные нагрузки по рис. 1.1 [1, с.6]
Расчётная длина якоря
Расчётная ширина полюсного наконечника
2. ВЫБОР ОБМОТКИ ЯКОРЯ
2.1 Выбор типа обмотки якоря связан с током якоря и числом главных полюсов, причём все типы проектируемых симметричных обмоток должны удовлетворять условиям симметрии
Ток параллельной ветви
По условиям коммутации, нагрева и технологии обмоточных работ А. Принимаем простую волновую обмотку.
Предварительное общее число эффективных проводников
Зубцовое деление по наружному диаметру якоря
Зубцовое деление в данном случае должно находится в пределах м [1.c.10]. Отсюда крайние значения чисел пазов якоря
Число эффективных проводников в пазу
Так как дана машина малой мощности, то выбираем паз полузакрытый овальный.
Число коллекторных пластин для различных значений выбираем сравнивая три варианта:
Курсовая работа: Расчет машины постоянного тока
Название: Расчет машины постоянного тока Раздел: Рефераты по физике Тип: курсовая работа Добавлен 20:30:07 04 апреля 2011 Похожие работы Просмотров: 4363 Комментариев: 19 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
h, мм | 80–200 | 225–315 | 355–500 |
t, мм | 10–20 | 15–35 | 18–40 |
Ориентировочно число пазов можно определить по формуле:
(2.4)
отношение
При выбранном Z t1 :
(2.5)
Число эффективных проводников в пазу (целое число):
(2.6)
Максимальное число коллекторных пластин:
(2.7)
где – число элементарных пазов в одном реальном и
;
Напряжения между соседними коллекторными пластинами:
(2.8)
(2.9)
где DК – диаметр коллектора и при полузакрытых пазах DК = (0,65–0,85) D.
Число коллекторных пластин уточняют путём сравнения вариантов:
Таблица 2.1 Варианты выполнения обмотки якоря
Число витков в секции (целое число):
(2.10)
Уточненное значение линейной нагрузки:
(2.11)
Скорректированная длина якоря:
(2.12)
Окружная скорость коллектора:
(2.13)
(2.14)
Предварительное значение плотности тока в обмотке якоря:
(2.15)
где
Предварительное сечение эффективного провода:
(2.16)
Для всыпных обмоток с полузакрытыми пазами из таблицы 2.4 [1] выбираем круглый провод марки ПЭТВ при классе нагревостойкости B:
Определяем сечение эффективного проводника:
3. Расчет геометрии зубцовой зоны
Площадь поперечного сечения обмотки, уложенной в один полузакрытый паз:
(3.1)
где – диаметр одного изолированного провода;
– число элементарных проводников в одном эффективном;
– число витков в секции;
– число элементарных пазов в одном реальном;
– коэффициент заполнения паза изолированными проводниками
.
Высота паза ;
Ширина шлица ;
Высота шлица ;
(3.2)
где – допустимое значение индукции в зубцах; КС – коэффициент заполнения пакета якоря сталью, КС = 0,95.
Большой радиус паза:
(3.3)
Меньший радиус паза:
(3.4)
Расстояние между центрами радиусов:
(3.5)
Минимальное сечение зубцов якоря:
(3.6)
Рис. 3.1 Полузакрытые пазы овальной формы с параллельными сторонами зубцов
Составляется эскиз пазов овальной формы по рис. 3.1.
Предварительное значение внутреннего диаметра якоря и диаметра вала:
(3.7)
Предварительное значение ЭДС:
(3.8)
где – коэффициент;
Предварительное значение магнитного потока на полюс:
(3.9)
Для магнитопровода якоря принимается сталь марки 2312. Индукция в сечении зубцов:
(3.10)
4. Расчет обмотки якоря
Длина лобовой части витка:
(4.1)
Средняя длина полувитка обмотки якоря:
(4.2)
где –длина якоря, приближенно для машин без радиальной вентиляции
.
Полная длина проводников обмотки якоря:
(4.3)
Сопротивление обмотки якоря при температуре 20 °С:
(4.4)
Сопротивление обмотки якоря при температуре 75 °С:
(4.5)
Масса меди обмотки якоря:
(4.6)
Расчет шагов обмотки:
Шаг по коллектору :
(4.7)
Первый частичный шаг :
(4.8)
где å – дробное число, с помощью которого Y1 округляется до целого числа
5. Определение размеров магнитной цепи
Высота спинки якоря (см. рис. 3.1):
(5.1)
Магнитная индукция в спинке якоря:
(5.2)
где – площадь поперечного сечения спинки якоря с учетом аксиальных каналов диаметром d.
Предельно допустимое значение магнитной индукции в спинке якоря Bj =1.4¸1.45 Тл.
Ширина выступа полюсного наконечника:
(5.3)
где из п. 1.13.
Ширина сердечника главного полюса:
(5.4)
Индукция в сердечнике:
(5.5)
где для четырех полюсной машины.
Для стали 3411 предельно допустимая индукция
Размеры главного полюса показаны на рис. 5.1
Рис. 5.1 Полюсный наконечник главного полюса.
(5.6)
где ВС – индукция в станине, ВС = 1,3 Тл.
(5.7)
(5.8)
Наружный диаметр станины:
(5.9)
Внутренний диаметр станины:
(5.10)
Высота главного полюса:
(5.11)
где d – воздушный зазор; d = 0,0018
6. Расчетные сечения магнитной цепи
Сечение воздушного зазора:
(6.1)
(6.2)
Минимальное сечение зубцов якоря:
SZ из п. 3.7
Сечение спинки якоря:
(6.3)
Сечение сердечников главных полюсов:
(6.4)
где
из п. 5.5
7. Средние длины магнитных линий
Коэффициент воздушного зазора, учитывающий наличие пазов на якоре:
(7.1)
Расчетная длина воздушного зазора:
(7.2)
(7.3)
(7.4)
Сердечник главного полюса:
Воздушный зазор между главным полюсом и станиной:
(7.5)
(7.6)
8. Индукция в расчетных сечениях магнитной цепи
Индукция в воздушном зазоре:
(8.1)
Индукция в сечении зубцов якоря:
(8.2)
Индукция в спинке якоря:
из п. 5.1
Индукция в сердечнике главного полюса:
из п. 5.4
Индукция в станине:
(8.3)
где для четырех полюсной машины;
9. Магнитное напряжение отдельных участков магнитной цепи
Расчётная величина | Расчётная формула | Ед. изм. | 0,5Fdн | 0,75Fdн | Fdн | 1,1Fdн | 1,15Fdн | 1,2Fdн |
ЭДС | E | В | 53,35 | 80 | 106,7 | 117,4 | 122,7 | 128 |
Магнитный поток | Вб | 0,006 | 0,009 | 0,012 | 0,0132 | 0,0138 | 0,0144 | |
Магнитная индукция в воздушном зазоре | Тл | 0,305 | 0,457 | 0,61 | 0,67 | 0,7 | 0,732 | |
МДС воздушного зазора | Fd =1,6∙10 6 Bd Ld | А | 1054,45 | 1581,67 | 2108,9 | 2319,39 | 2425,235 | 2530,68 |
Магнитная индукция в зубцах якоря | Bz =Kz Bd | Тл | 0,805 | 1,21 | 1,61 | 1,77 | 1,85 | 1,93 |
Напряжённость магнитного поля в зубцах якоря | Hz | А/м | 140 | 410 | 3600 | 11700 | 16400 | 23700 |
Магнитное напряжение зубцов | Fz =2Hz Lz | А | 5,6 | 16,456 | 144,49 | 469,6063 | 658,25 | 951,2539 |
Магнитная индукция в спинке якоря | Тл | 0,465 | 0,6975 | 0,93 | 1,023 | 1,0695 | 1,116 | |
Напряжённость магнитного поля в спинке якоря | Hj | А/м | 73 | 96 | 205 | 252 | 282 | 320 |
Магнитное напряжение в спинке якоря | Fj =Hj Lj | А | 2,26 | 3,39 | 14,53 | 4,972 | 5,198 | 5,424 |
Магнитный поток главного полюса | Fг =sг Fd | Вб | 0,007275 | 0,01091 | 0,01455 | 0,016 | 0,0167 | 0,0175 |
Магнитная индукция в сердечнике главного полюса | Тл | 0,55 | 0,825 | 1,1 | 1,21 | 1,256 | 1,32 | |
Напряжённость магнитного поля в сердечнике главного полюса | Hг | А/м | 81 | 136 | 213 | 246 | 261 | 283 |
Магнитное напряжение сердечника главного полюса | Fг =2Hг Lг | А | 13,467 | 22,61 | 35,41 | 40,90 | 43,395 | 47,053 |
Магнитная индукция в воздушном зазоре между главным полюсом и станиной | Bс п =Вг | Тл | 0,55 | 0,825 | 1,1 | 1,21 | 1,256 | 1, 32 |
Магнитное напряжение воздушного зазора между главным полюсом и станиной | Fс п =1,6∙10 6 Bг Lс п | А | 102,6313 | 153,947 | 205,4 | 225,789 | 234,373 | 246,315 |
Магнитная индукция в станине | Тл | 0,65 | 0,98 | 1,30 | 1,43 | 1,50 | 1,56 | |
Напряжённость магнитного поля в станине | Нс | А/м | 535 | 898 | 1590 | 2300 | 2890 | 3560 |
Магнитное напряжение станины | Fc =Hс Lс | А | 93,827 | 157,49 | 278,852 | 403,37 | 506,844 | 624,348 |
Суммарная МДС на пару полюсов | FS =Fd +Fz +Fj +Fг +Fc n +Fc | А | 1272,235 | 1935,563 | 2787,58 | 3464 | 3873,295 | 4405,07 |
МДС переходного слоя | Fdjz =Fd +Fz +Fj | А | 1060,05 | 1601,52 | 2267,9 | 2793,97 | 3088,68 | 3487,358 |
10. Расчет параллельной обмотки возбуждения
Необходимая МДС параллельной обмотки:
(10.1)
Средняя длина витка катушки параллельной обмотки:
(10.2)
Толщина изоляции принимается приближенно
при диаметрах якоря до
.
.
Сечение меди параллельной обмотки:
(10.3)
где –коэффициент запаса;
– коэффициент, учитывающий увеличение сопротивления меди при увеличении температуры до 75 0 С.
Номинальная плотность тока принимается:
(10.4)
Число витков на пару полюсов:
(10.5)
Номинальный ток возбуждения:
(10.6)
Полная длина обмотки:
(10.7)
Сопротивление обмотки возбуждения при температуре 20 ° С:
(10.8)
Сопротивление обмотки возбуждения при температуре 75 ° С:
(10.9)
Масса меди параллельной обмотки:
(10.10)
11. Коллектор и щетки
Ширина нейтральной зоны:
(11.1)
Принимается ширина щетки:
(11.2)
Поверхность соприкосновения щетки с коллектором:
(11.3)
При допустимой плотности тока , число щеток на болт:
(11.4)
Поверхность соприкосновения всех щеток с коллектором:
(11.5)
Плотность тока под щетками:
(11.6)
Активная длина коллектора:
(11.7)
12. Расчет обмотки добавочных полюсов
МДС обмотки добавочных полюсов для машин постоянного тока без компенсационной обмотки находится в пределах:
(12.1)
Число витков на один полюс:
(12.2)
где ад – число параллельных ветвей обмотки добавочных полюсов, ад =1
Предварительное сечение проводников:
(12.3)
где , при IP23
Принимаем сердечник добавочного полюса длиной :
при равной длине якоря
Ширина сердечника
Средняя длина витка обмотки добавочного полюса:
(12.4)
где –ширина катушки добавочного полюса;
и
– односторонний размер зазора между сердечником добавочного полюса и катушкой с учетом изоляции сердечника;
при диаметрах якоря D до 0,5 м.
Полная длина проводников обмотки:
(12.5)
12.7 Сопротивление обмотки добавочных полюсов при температуре 20 0 С:
(12.6)
Сопротивление при температуре 75 0 С:
(12.7)
Масса меди обмотки добавочных полюсов:
(12.8)
Электрические потери в обмотке якоря:
(13.1)
Электрические потери в обмотке добавочных полюсов:
(13.2)
Электрические потери в параллельной обмотке возбуждения:
(13.3)
Электрические потери в переходном контакте щеток на коллекторе:
(13.4)
где – потери напряжения в переходных контактах
Потери на трение щеток о коллектор:
(13.5)
где – давление на щётку
;
– коэффициент трения щетки
;
Потери в подшипниках и на вентиляцию:
Принимаем
Масса стали ярма якоря:
(13.6)
Условная масса стали зубцов якоря с овальными пазами:
(13.7)
Магнитные потери в ярме якоря:
(13.8)
где – удельные потери в ярме якоря:
(13.9)
где – удельные потери в стали для
и
;
– частота перемагничивания
;
Магнитные потери в зубцах якоря:
(13.10)
где
(13.11)
(13.12)
(13.13)
Конструкция двигателя постоянного тока
В данной работе был выполнен расчет двигателя постоянного тока параллельного возбуждения: исполнения по степени защиты – IP22, по способу охлаждения – IC01, изоляция класса В, за основу была взята машина серии 2П.
В частности был произведен расчет главных размеров двигателя, выбрана и рассчитана обмотка якоря, произведен расчет и проверка магнитной цепи машины, также расчет параллельной обмотки возбуждения, щеточно-коллекторного узла и добавочных полюсов. В заключении был произведен расчет потерь и коэффициента полезного действия машины и сделан подробный чертеж машины постоянного тока с приведенной спецификацией.
Список используемой литературы
1. Вольдек А.И. Электрические машины. – Л.: Энергия, 1978.
2. Виноградов Н.В. Производство электрических машин. – М.: Энергия, 1970.
3. Иванов – Смоленский А.В. Электрические машины. – М.: Энергия, 1980.
4. Копылова И.П. Электрические машины. – М.: Энергоатомиздат, 1986.
5. Проектирование электрических машин. / Под ред. Копылова И.П. – М.: Энергия, 1980.
- Расчет машины в лизинг
- Расчет машины тда количество человек