Расчет расстояния видимости встречного автомобиля
Расчет расстояния видимости встречного автомобиля
Дороги автомобильные общего пользования
Automobile roads of common use. Visibility distances. Methods of measurement
Дата введения 2015-12-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации», Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2015 г. N 916-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32963-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на дороги автомобильные общего пользования и устанавливает методы измерения расстояния видимости.
Стандарт не распространяется на временные автомобильные дороги различного назначения (сооружаемые на срок службы менее 5 лет) и автозимники.
2 Нормативные ссылки
ГОСТ 8.401 Государственная система обеспечения единства измерений. Классы точности средств измерений. Общие требования
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 13837 Динамометры общего назначения. Технические условия
ГОСТ 19223 Светодальномеры геодезические. Общие технические условия
ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 объект видимости: Пластина белого цвета квадратной формы с размером сторон 0,20 м.
3.2 граница видимости: Максимальное расстояние, с которого видна верхняя часть объекта видимости.
3.3 условия недостаточной видимости: Внешние погодно-климатические и другие условия (туман, дождь, снегопад, сумерки и т.п.), при которых видимость дороги составляет менее 300 м.
4 Условия проведения измерений
4.1 Не допускается проводить измерения расстояния видимости в условиях недостаточной видимости, а также в случае невозможности выполнения измерений по заданной траектории, например при порывистом ветре, значительных повреждениях дорожного покрытия, превышающих установленные действующими нормативными документами.
4.2 Погодно-климатические условия при выполнении измерений должны удовлетворять требованиям условий эксплуатации применяемого средства измерения.
4.3 Для обеспечения безопасности людей, выполняющих измерения на проезжей части, следует использовать автомобиль, оборудованный специальным светосигнальным устройством и дорожными знаками, размещенными на автомобиле в соответствии с ГОСТ 32758.
5 Требования к средствам измерения
5.1 Средства измерений и вспомогательное оборудование
5.1.1 Для измерения расстояния видимости применяют следующие средства измерений:
Допускается применять другие средства измерений не ниже 3-го класса точности по ГОСТ 8.401.
5.1.2 Измерения выполняют приборами, прошедшими установленные процедуры метрологического освидетельствования.
5.1.4 Для фиксирования высоты положения глаз водителя над проезжей частью допускается использовать специальные приспособления перископного типа в соответствии с рисунком А.1.
5.2 Дальномеры
5.2.1 Дальномеры применяют для измерения расстояния видимости на прямолинейных участках дорог, в том числе в зоне выпуклых вертикальных кривых.
5.2.2 Дальномеры должны соответствовать требованиям ГОСТ 19223.
5.3 Измерители пройденного пути, установленные на передвижную дорожную лабораторию
5.3.1 Измерители пройденного пути применяют для измерения расстояния видимости на любых участках дорог.
5.3.2 Дорожная лаборатория с измерителем пройденного пути должна быть оборудована механическим датчиком с приводом от колес (колеса) автомобиля или бесконтактным прибором для измерения расстояния в направлении движения лаборатории.
5.3.3 Механический измерительный датчик рекомендуется устанавливать на левом, не ведущем колесе передвижной дорожной лаборатории. При установке датчика на ведущем колесе или коробке передач автомобиля в процессе измерений следует не допускать проскальзывания колес по дорожному покрытию.
5.3.4 Для обеспечения требуемых метрологических характеристик измерений следует ежедневно перед началом работы контролировать давление воздуха в шинах колес, от которых осуществляется привод датчика.
5.3.5 В случае использования для измерения расстояния бесконтактного прибора, входящего в состав лаборатории, следует руководствоваться инструкцией по его эксплуатации.
5.4 Мерные колеса
5.4.1 Мерные колеса применяют для измерения расстояния видимости на любых участках дорог с учетом 4.1.
5.4.2 Беговая дорожка мерного колеса не должна иметь повреждений и деформаций. Колесо должно свободно вращаться при движении по дорожному покрытию. Люфт, радиальное и осевое биение колеса не допускаются.
5.5 Рулетки измерительные
5.5.1 Рулетки измерительные применяют при выборочном контроле видимости на отдельных участках автомобильных дорог при отсутствии других средств измерений.
5.5.2 Лента рулетки не должна иметь вмятин и перегибов. Разматывание и наматывание ленты на барабан должно производиться свободно. Все деления на ленте должны быть видны и однозначно считываться.
5.5.3 Рулетки должны соответствовать требованиям ГОСТ 7502.
6 Подготовка к измерениям
Подготовку средств измерений выполняют в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
Средства измерения должны иметь метрологические документы.
7 Методы измерения расстояния видимости на различных элементах автомобильных дорог
7.1 Общие положения
7.1.1 Для измерений используют средства, указанные в 5.1. Измерения выполняют два наблюдателя. Оба наблюдателя должны быть оснащены средствами связи (радиостанции, телефоны и т.п.). При отсутствии средств связи при необходимости, (например, на кривых в плане), с целью передачи визуальной информации, допускается привлечение третьего оператора. Для фиксации положения глаз первого наблюдателя на требуемой высоте используют вешку 1 в соответствии с рисунком 2. Вешку 2 фиксирует второй наблюдатель. Во время работы вешку 1 устанавливают так, чтобы ось перекладины вешки совпадала с касательной к кривой, а вешку 2 устанавливают вертикально. При вертикальном положении вешки 2 объект видимости должен касаться одной стороной поверхности дорожного покрытия, а плоскостью обращен в сторону первого наблюдателя. Для контроля вертикального положения вешки допускается использовать отвес или жидкостный уровень.
7.1.2 Измерения расстояния видимости участков дороги выполняют в продольном направлении вдоль кромки проезжей части, на расстоянии 1,5-1,7 м от нее. Измерения выполняют отдельно для каждого направления движения. За конечный результат принимают меньшее значение из измеренных расстояний.
7.1.3 Основные частные случаи измерения расстояния видимости, не рассмотренные в разделе 7, представлены в приложении Б.
Приложение Б. Расчет расстояния видимости, минимальных радиусов вертикальных кривых
Расчет расстояния видимости, минимальных радиусов вертикальных кривых
1 При проектировании автомобильных дорог и определении значений геометрических элементов автомобильной дороги с целью обеспечения безопасности дорожного движения обеспечивают следующие минимальные значения расстояний видимости в соответствии с изложенными ниже указаниями настоящего раздела[2]:
— минимальное расстояние видимости по условиям остановки;
— минимальное расстояние видимости при обгоне;
— минимальное расстояние видимости для принятия решения на транспортных пересечениях;
— минимальное расстояние видимости на участках горизонтальных кривых в плане малого радиуса (Приложение А);
Расстояние видимости по условию остановки представляет собой расстояние требуемое водителю движущегося автомобиля со скоростью для того, чтобы осуществить своевременную и безопасную остановку автомобиля перед неожиданно появившимся препятствием на проезжей части.
2 Расстояние видимости по условию остановки автомобиля определяют по формуле:
— путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя приведение в действие тормозной системы, м;
3 Минимальное расстояние видимости покрытия проезжей части по условию остановки принимают не менее значений определяемых в зависимости от расчетной скорости и продольного уклона по формуле:
— коэффициент, учитывающий эксплуатационное состояние тормозной системы автомобиля, не менее 1.2;
— коэффициент продольного сцепления;
— расчетное время реакции водителя в сек., принимаемое 1,5 сек.
4 Минимальные радиусы вертикальных выпуклых кривых по условиям видимости определяют по формуле:
— высота глаза водителя над уровнем проезжей частью дороги (h =1,0 м)
— высота видимого препятствия 0,2 м.
5 Минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой обеспечивает минимальное расстояние видимости по условиям остановки при движении автомобиля в темное время суток в свете фар с проектной скоростью.
В этом случае минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой определяют по формуле:
— высота фар автомобиля над уровнем поверхности проезжей части, для легкового автомобиля м;
— угол отклонения пучка света фар, °.
1 Минимальное расстояние видимости для обгона на двуполосных дорогах является суммой четырех расстояний
— расстояние, пройденное обгоняющим автомобилем при маневре обгоне, определяемое по формуле:
— средняя скорость движения обгоняющего автомобиля в процессе обгона, км/час
— расстояние, пройденное встречным автомобилем за время совершения обгона обгоняющим автомобилем
Наименования показателя скорости
Значение показателя скорости
Скорость движения обгоняющего автомобиля в начале маневра,
Скорость движения обгоняющего автомобиля в процессе обгона
Скорость обгоняемого автомобиля,
Скорость движения встречного автомобиля
Параметры, учитываемые при определении минимального расстояния видимости для обгона для различных интервалов проектных скоростей приведены в таблице Б.2 и Б.3.
Интервал проектных скоростей движения, км/ч
Средняя скорость обгона, км/ч
Среднее ускорение обгоняющего автомобиля при начале маневра, км/час/сек
Расстояние, пройденное обгоняющим автомобилем за время принятия решения о начале маневра обгона и начала ускорения до выезда на встречную полосу