Расчет технико эксплуатационных показателей грузовых автомобилей
Технико-эксплуатационные показатели автомобильного транспорта
Технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта характеризуют техническую готовность подвижного состава, выпуск его на линию и использование на перевозках, продолжительность его работы.
Они необходимы для планирования и анализа работы автотранспортного предприятия, учета работы подвижного состава, отчетности и оценки деятельности предприятия.
Для пребывания автомобиля на автотранспортном предприятии (календарные дни) складываются из дней нахождения автомобиля в эксплуатации, ремонте и простое.
Готовность автомобилей к выполнению перевозок и выпуск их на линию характеризуются коэффициентами технической готовности и выпуска.
Коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют делением количества автомобиле-дней АД г нахождения автомобилей в технически исправном состоянии на общее количество автомобиле-дней АД п пребывания автомобилей в автотранспортном предприятии
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяется отношением автомобиле-дней АД э нахождения автомобилей в эксплуатации (в работе) к автомобиле-дням АД п пребывания автомобилей на автотранспортном предприятии.
Коэффициент выпуска на линию грузовых автомобилей при пятидневной рабочей неделе должен определяться как отношение автомобиле-дней АД’ э эксплуатации в рабочие дин к автомобиле-дням АД’ п пребывания автомобилей на автотранспортном предприятии в те же дни.
Пример. Пусть месячное количество автомобиле-дней пребывания, автомобилей на транспортном предприятии АД п = 6200, в том числе автомобиле-дней пребывания в рабочие дни АД п =4200.
Количество автомобиле-дней в эксплуатации (по табелю) в том же месяце АД э = 3650, в том числе в рабочие дни АД’ э = 3550.
Тогда общий коэффициент выпуска автомобилей на линию
Коэффициент выпуска автомобилей на линию в рабочие дни
Для повышения коэффициентов технической готовности и выпуска подвижного состава на линию необходимы регулярное и качественное выполнение технического обслуживания, внедрение агрегатного метода ремонта автомобилей, хорошо налаженное материально-техническое снабжение и эксплуатационные материалы высокого качества.
Время пребывания в наряде слагается из времени движения и времени планируемых простоев для погрузки и выгрузки грузов (посадки и высадки пассажиров) и по техническим надобностям.
Техническая скорость движения автомобиля определяется делением пробега автомобиля в километрах за данный период на время движения в часах.
Она зависит от: динамических свойств автомобиля; типа, профиля и плана дороги: состояния дорожного покрытия; интенсивности движения на дорогах, частоты ипродолжительности остановок в пути (у светофоров, на перекрестках и железнодорожных переездах), ограничении скоростей движения по дорогам; приемов вождения автомобиля, опытности водителя и его состояния; конструкции и технического состояния тормозной системы, рулевого управления, приборов сигнализации, освещения и др.
Эксплуатационная скорость движения автомобиля определяется делением пробега автомобиля в километрах на время пребывания автомобиля в наряде. Эта скорость тем выше, чем выше техническая скорость и чем меньше простои на линии.
Общим пробегом называется расстояние в километрах, проходимое автомобилем. Общий пробег грузового автомобиля складывается из пробега с грузом, пробега без груза и нулевого пробега.
Нулевым называется пробег автомобиля из автотранспортного предприятия в пункт первой погрузки и из пункта последней разгрузки на автотранспортное предприятие, а также заезды на заправку топливом, техническое обслуживание и текущий ремонт.
Коэффициент использования пробега определяют делением пробега с грузом или пассажирами на общий пробег. Для грузовых автомобилей этот коэффициент зависит от размещения погрузочно-разгрузочных пунктов и организации работы на линии.
Коэффициент использования пробега повышают путем улучшения организации диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов, смены водителей на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.
Коэффициент статического использования грузоподъемности равен отношению количества перевезенного груза к количеству груза, которое может быть перевезено при полном использовании грузоподъемности автомобиля (автопоезда).
В практике применяют коэффициент динамического использования грузоподъемности, определяя его делением фактического количества тонно-километров на количество тонно-километров, возможное при полном использовании грузоподъемности автомобиля.
Коэффициент использования грузоподъемности может быть повышен путем правильного подбора автомобилей для перевозки соответствующих грузов,приспособления кузова к роду груза (например, наращивание бортов при перевозке легковесных грузов), приспособления тары и упаковки к условиям перевозки, группировки сборных и мелких грузов в партии.
За каждую ездку один автомобиль перевозит количество груза, равное qγ, где q— грузоподъемность автомобиля (автопоезда),т; γ— коэффициент использования грузоподъемности.
Количество грузов, перевозимых одним автомобилем (автопоездом) за рабочий день, в тоннах
где z е — количество ездок с грузом.
где L — общий пробег автомобиля (автопоезда) за рабочий день, км; β — коэффициент использования пробега; q — грузоподъемность автомобиля, г; γ — коэффициент использования грузоподъемности.
Производительностью автомобиля называется количество перевезенного груза в тоннах или количество выполненных тонно-километров в единицу времени.
Производительность грузового автомобиля рассчитывают на автомобиле-прицепо-день или автомобиле-прицепо-час работы, на списочный или ходовой автомобиль в год.
Как следует из приведенных выше формул для Q и Р, производительность грузового автомобиля может быть повышена: увеличением коэффициентов использования пробега и грузоподъемности; широким применением прицепов; увеличением среднесуточного пробега автомобиля, зависящего от технической скорости движения и времени простоя под погрузкой и разгрузкой.
Наиболее эффективным путем повышения производительности автомобиля является применение прицепов и автомобилей большой грузоподъемности, а также повышение коэффициентов использования пробега и грузоподъемности.
Особенно важно повышать коэффициент использования пробега при увеличении расстояния перевозки. Весьма ощутимо повышается производительность путем сокращения времени простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой, особенно при малых расстояниях перевозок.
Расчет технико-эксплуатационных показателей
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
«Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Определение и расчет технико-эксплуатационных показателей работы
подвижного состава.
Цель работы: оформление путевого листа, последующая обработка
Основные задачи: процесс заполнения путевого листа, расчет показателей
работы подвижного состава за смену.
Общие сведения
Для планирования, учета и анализа работы грузового автомобильного транспорта установлена система технико-эксплуатационных показателей, позволяющих оценить эффективность использования подвижного состава и результаты его работы.
Маршрутом движения называется путь следования подвижного состава при выполнении перевозок. Маятниковым маршрутом называется такой маршрут, при котором движение автомобиля осуществляется между двумя пунктами.
В данном случае работа подвижного состава организована по 4 маятниковым маршрутам с обратным порожним пробегом (см. рисунок.1.1).
|
Рисунок. 1.1. Маршруты движения автомобиля
Расчет технико-эксплуатационных показателей
Суточный объем перевозок измеряется в тоннах и показывает количество груза, которое уже перевезено или необходимо перевезти за сутки:
(1.1)
где — количество ездок,
— фактическое количество перевезенного груза за i-ую ездку, т.
1,1+1,0+0,5+1,2=3,8 т.
Суточный грузооборот измеряется в тонно-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течение суток:
, (1.2)
где Pi — грузооборот за i-ую ездку, т-км;
(10*1,1)+(12*1,0)+(17*0,5)+(22*1,2)=57,9 т.км
Суточный пробег с грузом:
. (1.3)
10+12+17+22=61 км
Суточный общий пробег:
, (1.4)
где lН н – нулевой пробег в начале смены, км;
lН к – нулевой пробег в конце смены, км.
25+(10*2)+(12*2)+(17*2)+22+16= 141 км.
Коэффициент использования пробега за смену:
. (1.5)
, (1.6)
где — время возвращения автомобиля в парк, ч;
— время выезда автомобиля из парка, ч;
— время перерыва на обед, ч.
17,16-8,25-1=7,91 ч.
Время работы на маршруте:
, (1.7)
где — время на нулевой пробег, ч.
7,91-0,91=7 ч.
Время движения автомобиля за смену:
, (1.8)
где — время, затраченное на погрузку, разгрузку автомобиля за смену, ч.
Данные по времени погрузки, разгрузки следует взять из индивидуального задания. Расчет производится следующим образом: за каждую ездку, поминутно складывается время погрузки и разгрузки, далее складывается все время погрузки-разгрузки за все ездки и переводится в часы.
=(15+10)+(15+15)+(15+20)+(15+15)=120 мин. = 2 ч
7,91-2 =5,91 ч
, (1.9)
км/ч
Время, затраченное на нулевой пробег:
, (1.10)
ч.
. (1.11)
км/ч
Динамический коэффициент использования грузоподъемности:
, (1.12)
где Рфакт – фактически выполненный грузооборот, ткм;
Рвозм – возможный грузооборот при полной загрузке, ткм;
qн – грузоподъемность автомобиля номинальная, т.
Статический коэффициент использования грузоподъемности:
, (1.13)
где Qфакт – фактически перевезенное количество груза, т;
Qвозм – количество груза, которое могло бы быть перевезено при полной
загрузке автомобиля, т.
Среднее расстояние перевозки груза:
. (1.14)
Средняя длина ездки с грузом:
. (1.15)
.
Фактический расход топлива:
воз, (1.16)
где — наличие топлива в баке при выезде, л;
60-10=50 л.
Расход топлива по норме:
— для всех сдельных автомобилей, кроме самосвалов:
, (1.17)
где — линейная норма расхода топлива, л/100 км;
— надбавка на транспортную работу (
=2 л/100 ткм для бензиновых автомобилей,
=1,3 л/100 ткм для дизельных автомобилей;
л.
— для автомобилей-самосвалов:
, (1.18)
где a – дополнительный расход топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л/ездку (принимается 0.25 л/ездку).
Перерасход или экономия топлива:
. (1.19)
Вывод: на основании расчетов технико-эксплуатационных показателей автомобиля мы можем видеть, что автомобиль используется с низкими коэффициентами, перевозит малый объем груза и имеет небольшой перерасход топлива.
Тема 4. Технико-эксплуатационные показатели подвижного состава.
Условно эти показатели можно разделить на две группы:
1. Показатели, характеризующие степень использования подвижного состава (коэффициенты)
— среднее расстояние ездки
— среднее расстояние перевозки
— время простоя под погрузкой и разгрузкой
2. Показатели результатов работы подвижного состава:
— общее расстояние перевозки
Расчет показателей осуществляется по следующим формулам:
Время поездки законченный цикл транспортной работы, состоящий из
— перевозки груза tпер
— подачи транспортного средства для следующей погрузки tдв (движение без груза)
Tе=tпер + tпер + tраз + tдв
Включает в себя один или несколько ездок
3. Коэффициент технической готовности парка автомобилей Aт
Где Ат – коэффициент за один рабочий день
Ас – списочный состав автомобилей
4. Коэффициент использования (выпуска) автомобилей Аи
Где Аи – коэффициент выпуска автомобилей за один рабочий день
Аэк – число автомобилей в эксплуатации
Ас – списочный состав автомобилей
5. Коэффициент статического использования грузоподъемности
Γс =
Где Гс – коэффициент статического использования
Qф – количество фактически перевезенного груза, т
Qв – количество груза, которое могло быть перевезено, т
6. Коэффициент динамического использования грузоподъемности.
Где Гд – коэффициент динамического использования грузоподъемности
Рф – фактически выполненный грузооборот, т.км
Рв – возможный грузооборот т/км
7. Коэффициент использования пробега В
Где В – коэффициент
Lгр – груженый пробег, км
Lобщ – общий пробег, км
8. Общий пробег Lобщ
Lобщ = l’о + lгр + lх + l”о
Где Lобщ – общий пробег
l’о – первый нулевой пробег, км
lх – холостой пробег
l”о – второй нулевой пробег
9. Среднее расстояние поездки с грузом
Lср – среднее расстояние ездки с грузом, км
Lгр – груженый пробег, км
nе – число поездок (ездок)
10. Среднее расстояние перевозки, км
Где Lср – среднее расстояние перевозки, км
Р – транспортная работа, т.км
Q – объем перевозок, т
11. Техническая скорость Vt
Где Vt – техническая скорость
Lобщ – общий пробег
Lдв – движение без груза
12. Эксплуатационная скорость Vэк
Где Vэк – эксплуатационная скорость
Lобщ – общий пробег
Тн – время в наряде, ч
13. Количество поездок
Где nе – количество поездок
Tе – время одной поездки, ч
Тн – время в наряде
14. Время одной ездки
Где tе – время одной ездки
Lгр – груженый пробег
Lп-р – время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, ч
В – коэффициент использования пробега
Vt – техническая скорость
15. Производительность подвижного состава в наряде.
Где Q – производительность подвижного состава в наряде
gс – коэффициент использования грузоподъемности
nе – количество поездок
Практическая работа.
Задача №1
Автомобиль «КАМАЗ 5320» в течение месяца (30 дней)
5 дней простоял в техническом обслуживании и ремонте и еще 3 дня – по организационным причинам.
Определить коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска за месяц
Решение:
1. Дни в течение которых автомобиль был технически исправен
Дт = Дк – Др = 30дн. – 5дн. = 25дн.
2. Дни в течение которых автомобиль находился в эксплуатации
Дэ = Дт – Доп = 25 – 3 = 22дн
3. Коэффициент технической готовности за месяц
=
4. Коэффициент выпуска за месяц
Задача №2
На маршруте работало 8 автомобилей, грузоподъемностью 10т. Они перевезли за 9 ч 160 т груза. Средняя длина ездки с грузом – 45км. Коэффициент использования пробега на маршруте 0,5. Техническая скорость 22,5 км/ч. Время под погрузкой и разгрузкой за одну ездку 0,5 ч. Определить коэффициент статистического использования грузоподъемности.
Решение:
Т.к. автомобили работают на простом маршруте, то
В этом случае для расчета времени ездки можно воспользоваться формулой
Te = 2lез / Vт + tп-р = 2,45 / 22,5 + 0,5 = 8,5ч
Количество ездок за день
Nе = Тн / Те = 9 / 4,5 = 2ез
Выработка в тоннах за день, приходящаяся на один автомобиль
Uдн = Qсут / Ам = 160 / 8 = 20т
Коэффициент статистического использования грузоподъемности за день
Gс = Uдн / qн * nе = 20 / 10 * 2 = 1
Задача 3
Грузовой автомобиль выполнил за день 6 ездок. Средняя длина ездки с грузом 40км. Коэффициент использования пробега :
За рабочий день – 0,45
Рассчитать пробег автомобиля, общий холостой, нулевой
Определить Lобщ, Lх, Lн
Решение:
1. Определяем пробег с грузом автомобиля за день
Lгр = nе * lез = 6 *40 = 240км
2. Определяем холостой пробег автомобиля за день
Т.к. Вм – 0,5 – автомобиль работает на простом маятниковом маршруте
Общий пробег автомобиля за день
Lобщ = Lгр / Вдн = 240 / 0,45 = 533,3км
Нулевой пробег за день
Lн = Lобщ – Lгр – Lх = 533,3 – 240 – 240 = 53,3 км
Задача №4
Автомобиль грузоподъемностью 10т перевез за день 80т груза. Коэффициент статического использования грузоподъемности 0,8. Суточный пробег автомобиля – 200км. Коэффициент использования пробега за день 0,5.
Определить среднюю длину ездки с грузом за день
Решение:
Определим количество ездок автомобиля за день
Nе =Qсут /qн * gс = 80 /10 * 0,8 = 6ез.
Определяем груженый пробег
Lгр = Lобщ * В = 200 * 0,5 = 100км
Определяем среднюю длину ездки
Lез = lгр /nе = 100 / 6 = 16км
Задача №5
Автомобиль выехал из гаража в 6ч 45мин, это 6,75ч и выполнил за рабочий день 5 ездок. Время одной ездки 1,6ч. Время на нулевой пробег за день 1ч 18мин или 1,3ч.
Определить время в наряде и время возвращения автомобиля в гараж
Tв – 6ч. 45мин = 6,75ч
Решение:
1. Время на маршруте
Тм = Те * nе = 1,6 * 5 = 8ч
Тн = Тн + То = 8 + 1,3 = 9,3ч
3. Время возвращения автомобиля в гараж
Тз = Тв + Тн + Тпер = 6,75 + 9,3 + 0,75 = 16,8ч = 16ч 48мин
Задача №6
Определить время работы автомобиля на линии, если техническая скорость автомобиля 35 км/ч, эксплуатационная скорость – 30 км/ч, а время движения автомобиля за день 10ч.
Решение:
Общий пробег автомобиля за день
Lобщ = Vт * Тдв = 35 *10 = 350км
Время работы автомобиля на линии
Тн = Lобщ / Vэ = 350 / 30 = 11,7ч
Задача №7
Время выезда автомобиля из гаража 7ч 15мин. Время возвращения в гараж 16ч 30мин. Продолжительность обеденного перерыва водителя – 45мин. Общий пробег автомобиля за день 250км.
Рассчитать среднюю эксплуатационную скорость автомобиля за день и среднюю техническую скорость, если время простоя под погрузкой – разгрузкой за день – 2 часа
Тв – 7ч 15мин = 7,25ч
Тз – 16ч 30мин = 16,5ч
Решение:
Время работы автомобиля на линии
Тн = Тз – Тв – Тпер = 16,5 – 7,25 – 0,75 = 8,5ч
Эксплуатационная скорость автомобиля за день
Однако в данной формуле не известно время в движении Тдв, которое определяется по формуле
Тдв = Тн – Тпер = 8,5 – 2 = 6,5ч
Тогда Vт = 250 / 6,5 = 38,5 км/ч
Задача №8
Продолжительность работы автомобиля на линии – 10ч. За день автомобиль выполняет 6 ездок и за каждую простаивает попогрузкой-разгрузкой 18 мин. Суточный пробег автомобиля 200км. Определить техническую и эксплуатационную скорости автомобиля за день.
Решение:
Суммарный простой под погрузкой-разгрузкой за день
Тп-р = nе * Тп-р = 6 * 0,3 = 1,8ч
Время движения за день
Тдв = Тн – Тп-р = 10 – 1,8 = 8,2ч
Техническая скорость автомобиля за день
Vт = Lобщ / Тдв = 200/8,2 =24,4км/ч
Vэ = Lобщ / Тн = 200/10=20км/ч
Задача №9
Определить, сколько автомобилей грузоподъемностью 14т смогут за 7,5ч перевезти 420т груза 1класса (g=1), если известно, что автомобиль работает на простом маятниковом маршруте Вм = 0,5 с расстояние перевозки 45км и технической скоростью 45км/ч, время простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку 0,5ч.
Решение:
Рассчитаем время ездки
Тез = 2* lез /Vт + Тп-р = 2 *45 /45 + 0,5 = 2,5ч
Количество ездок за день
Nе Тм / Те = 7,5 / 2,5 = 3ез
Дневная выработка в тоннах одного автомобиля