Рассчитать время прибытия пожарного автомобиля
Определение времени прибытия первого подразделения
tсб.=1 мин. – время сбора личного состава по тревоге;
tсл.1 – время следования первого подразделения от ПЧ до места вызова, берется из расписания выездов пожарных подразделений, также tсл. можно определить по формуле:
tсл.= , [мин.], (26)
L – длина пути следования подразделения от пожарного депо до места пожара, [км];
Vсл. — средняя скорость движения пожарных автомобилей, [км/ч] (при расчетах можно принимать: на широких улицах с твердым покрытием 45 км/ч, а на сложных участках, при интенсивном движении и грунтовых дорогах 25 км/ч).
Определение пути, пройденного огнём
Путь, пройденный огнём на момент прибытия первого подразделения, определяется по формуле:
Расчет параметров пожара
Проводится в том же порядке, как на момент сообщения о пожаре (п.п. 1.2 – 1.8).
За разъяснением о том, как реализуются требования данного Федерального закона в нашей республике мы обратились к первому заместителю начальника Главного управления МЧС России по Республике Адыгея по Государственной противопожарной службе подполковнику внутренней службы Сергею Михайловичу Девяткину.
На территории Республики Адыгея 241 населённый пункт (из них 10 с нулевым показателем населения), с общей численностью населения 441176 человек.
Населённые пункты прикрыты подразделениями Государственной противопожарной службы на 87,5 %. Неприкрытыми остаются 29 населённых пунктов, в которых проживают, в общей сложности, 12,5 % населения республики. Это Афипсипский сельский округ Тахтамукайского района, Ходзенский, Вольненский сельские округа Кошехабльского района, станицы Новосвободная и Севастопольская Майкопского района
— Какие меры предпринимаются в целях реализации требований, установленных нормами технического регламента о требованиях пожарной безопасности?
Разработан комплекс мероприятий, направленных на снижение времени прибытия первого подразделения к месту вызова, которыми предусматривается провести работу с органами местного самоуправления по созданию формирований муниципальной и добровольной пожарной охраны, для прикрытия сельских населённых пунктов, удалённых от подразделений Федеральной противопожарной службы, обеспечение всех населённых пунктов общедоступными средствами связи для сообщения о пожаре и других чрезвычайных ситуациях в МЧС, развитие системы противопожарного водоснабжения на территории муниципальных образований.
Приведу примеры: В прошедшем году было построено здание пожарного депо в ауле Уляп Красногвардейского района. По решению Кабинета министров Республики Адыгея введены 23 единицы дополнительной штатной численности Государственной противопожарной службы, содержащейся за счёт республиканского бюджета. Мы и в дальнейшем намерены наращивать группировку Государственной противопожарной службы субъекта.
В этом году начато и активно ведётся строительство пожарного депо в станице Ханской, расположенной в административных границах города Майкопа. Здание спроектировано по типу производственно-технического центра и будет иметь: во-первых, четыре машиновыезда, во-вторых, хорошую ремонтную базу, а, в-третьих, спортивную базу для проведения различного рода соревнований, прежде всего по пожарно-прикладному спорту.
Проводим работу по передаче здания пожарного депо станицы Дондуковской Гиагинского района из частной собственности в собственность Республики Адыгея, для создания там полноценного пожарного подразделения Государственной противопожарной службы.
Кроме этого, при формировании Федеральной противопожарной службы некоторые пожарные автомобили, с вышедшим сроком эксплуатации, но находящиеся в исправном состоянии, мы передали в муниципальные образования: в село Сергиевское Гиагинского района, хутор Гавердовский пригорода Майкопа, аул Афипсип Тахтамукайского района, с целью создания других видов пожарной охраны – муниципальной, добровольной, ведомственной.
Какие результаты реагирования показывают пожарные подразделения?
— Например, только в первом квартале 2010 года было осуществлено 89 выездов на статистические учётные пожары. Из них лишь один, по объективным причинам, был с превышением нормативного времени следования. В целях сокращения времени следования, развёртывания, а так же применения сил и средств пожарной охраны, с личным составом подразделений проводится оперативно-тактическое изучение районов выездов пожарных подразделений, занятия с практической отработкой планов и карточек тушения пожаров, занятия по решению пожарно-тактических задач, с обязательным выездом на объекты.
Выезд и следование к месту пожара
Основная задача
Основной задачей является прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в локализации и ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес пожар, быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.
По установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду. Старший начальник получает путевку (путевки), оперативную карточку (оперативный план), пожаротушения, проверяет готовность отделений к выезду и первым выезжает на автоцистерне. За ним следует второе отделение, а далее также отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.
Следование и выезд к месту пожара
Путь следования всех пожарных автомобилей должен быть один. Целесообразно, чтобы на пожар прибыли одновременно все автомобили.
Выезд одного и того же подразделения по разным маршрутам допускается только в тех случаях, когда есть специальное распоряжение начальника караула или заранее определен порядок выезда на отдельные объекты.
В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (оперативный план или карточку пожаротушения, справочник водоисточников, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части – ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.
Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).
Если по пути обнаружен другой пожар, возглавляющий подразделение (отделение) начальник (руководитель) обязан выделить часть сил на его тушение и немедленно сообщить об этом на центральный пункт пожарной связи (ЦППС – ЕААС, ПСЧ).
При вынужденной остановке в пути головного пожарного автомобиля, сзади идущие автомобили останавливаются и двигаются дальше только по указанию старшего начальника подразделения.
Он пополняет боевые расчеты отделений (СИЗОД, радиостанции, средства освещения также перекладываются на этот пожарный автомобиль), сам пересаживается на другой автомобиль и продолжает следование к месту вызова. При вынужденной остановке одного из автомобилей колонны (кроме головного) остальные автомобили, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Командир отделения остановившегося автомобиля принимает меры по доставке личного состава, пожарно-технического вооружения, СИЗОД и оборудования к месту пожара.
При вынужденной остановке пожарного автомобиля из-за аварии, неисправности, разрушения дороги старший начальник принимает меры в зависимости от обстановки и сообщает на пульт пожарной связи (ЕААС, ЦППС, ПСЧ).
Если пожарные подразделения следуют по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.
Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.
Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте.
Зимой из системы охлаждения двигателей и цистерн сливают воду. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
Расчет времени следования
В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:
Величина Vсл колеблется от 25 до 45 км/ч и характерна для городов, районов. Она может прогнозироваться на основе математико- статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле:
Определение оптимальных маршрутов следования
На тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактических учений.
Карта следования по маршруту
Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.
Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожар за время сосредоточения и введения сил и средств.
Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движения городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.
Период сосредоточения сил и средств можно получить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территорий, автоматического обнаружения пожаров. За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшие значения, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом.
В итоге анализа общих закономерностей сосредоточения сил и средств можно сделать вывод о том, что это сложный процесс, который включает в себя совокупность тактико-технических действий нескольких подразделений по выезду, и следованию на пожар.
Во многом этот процесс носит случайный характер (скорость движения пожарного автомобиля на пожар, окружающая среда – случайные характеристики). Поэтому процесс сосредоточения и приведения сил и средств в готовность применения необходимо рассматривать и как разновидность случайного процесса. Без такого подхода уровень управления разбросом параметров этого процесса, а отсюда и обеспечением качества его протекания чрезвычайно низкий.
Независимо от наличия случайностей в процессе сосредоточения сил и средств, он базируется на определенных закономерностях, вскрытие и изучение которых одна из важнейших задач тактики тушения пожара, так как эти закономерности в основном и определяют эффективность тактико- технических действий подразделений в целом.
Кстати, пункт 76, главы 17 из ФЗ-123 гласит, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.
«Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»
Пункт 63. Система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время.
Способы снижения времени сосредоточения сил и средств
Литература: Пожарная тактика: основы тушения пожаров. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. (под общей редакцией Верзилина М.М.). Москва, 2009
Приложение N 5. Данные для определения расчетного времени эвакуации
Приложение N 5
к пунктам 10, 11 Методики
Данные для определения расчетного времени эвакуации
С изменениями и дополнениями от:
12 декабря 2011 г., 2 декабря 2015 г.
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 2 декабря 2015 г. N 632 пункт 1 изложен в новой редакции
1. Значение времени начала эвакуации (с) для помещения очага пожара следует определять по формуле:
,
В случае если время начала эвакуации, рассчитанное по указанной формуле, превышает время начала эвакуации, определенное в соответствии с таблицей П5.1, время начала эвакуации из помещения очага пожара следует принимать по таблице П5.1.
Для остальных помещений значение времени начала эвакуации следует определять по таблице П5.1.
Класс функциональной пожарной опасности зданий и характеристика контингента людей
Значение времени начала эвакуации людей , мин
Здания, оборудованные системой оповещения и управления эвакуацией людей
Здания, не оборудованные системой оповещения и управления эвакуацией людей
Здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; многоквартирные жилые дома; одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4). Люди могут находиться в состоянии сна, но знакомы со структурой эвакуационных путей и выходов.
Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (Ф1.2). Жильцы могут находиться в состоянии сна и незнакомы со структурой эвакуационных путей и выходов.
Здания зрелищных и культурно- просветительных учреждений; здания организаций по обслуживанию населения (Ф2, Ф3). Посетители находятся в бодрствующем состоянии, но могут быть незнакомы со структурой эвакуационных путей и выходов
Здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений (Ф4). Посетители находятся в бодрствующем состоянии и хорошо знакомы со структурой эвакуационных путей и выходов.
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 12 декабря 2011 г. N 749 в пункт 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 60 дней после дня официального опубликования названного приказа
2. Принципы составления расчетной схемы эвакуации.
Расчетная схема эвакуации представляет собой отдельно выполненную, или возможно нанесенную на план здания схему, на которой отражены:
направление их движения (маршруты);
геометрические параметры участков пути (длина, ширина) и виды участков пути.
Расчетная схема эвакуации должна учитывать ситуацию, при которой хотя бы один человек находится в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения или строения точке.
Пути движения людей и выходы высотой менее 1,9 м и шириной менее 0,7 м при составлении расчетной схемы эвакуации не учитываются, за исключением случаев, установленных в нормативных документах по пожарной безопасности.
Рассмотрев количество людей на начальных участках пути, следует определить направление их движения. Установлены следующие наблюдаемые правила выбора людьми направления (маршрута) движения при эвакуации:
а) движение по тому пути, которым люди попали в здание;
б) исключение путей движения, проходящих рядом с зоной горения, хотя люди могут эвакуироваться через задымленные коридоры;
в) влияние персонала. В общественных зданиях, как правило, посетители при пожаре следуют указаниям персонала, даже если эти указания не соответствуют оптимальным;
д) сложная логистическая зависимость, описывающая выбор выхода с этажа зрительного зала (рис. П5.5);
Согласно данным натурных наблюдений установлено, что повороты пути не влияют на параметры движения людского потока.
Определение длины (вдоль оси пути) отличается для горизонтальных и наклонных путей. К наклонным путям относятся лестницы и пандусы. Свободная ширина b наклонного пути, например лестничного марша, принимается в свету: от перил до стены. Длина наклонного пути L (рис. П5.1) принимается по истинному его значению. Этажные и междуэтажные площадки в целях упрощения и облегчения вычислений, учитывая их небольшие размеры и меньшую сложность движения по ним в сравнении с лестничными маршами, допускается отнести к наклонным путям. Тогда средняя длина наклонного пути в пределах одного этажа, с учетом движения по площадкам, составит:
для двухмаршевых лестниц ,
где — горизонтальная проекция длины наклонного пути, м;
— угол наклона к горизонту;
не допуская серьезной погрешности, длину пути по двухмаршевой лестнице можно принимать равной его утроенной высоте Н, т.е. ;
для трехмаршевых лестниц .
Пути движения в пределах здания обычно пересекаются дверными проемами, декоративными порталами, имеют сужения за счет различных архитектурных или технологических элементов, выступающих из плоскости ограждений. Такие местные сужения независимо от их характера в дальнейшем называются проемами шириной b. Длина пути L в проеме может не учитываться, если она не превышает 0,7 м, т.е. длины одного шага, в противном случае движение в проеме следует рассматривать, как движение на самостоятельном расчетном участке горизонтального пути.
В зрительных залах с постоянными местами для посетителей распределение людей по направлениям движения к эвакуационным выходам показано на рис. П5.3 и П5.4.
Если в дальнейшим люди выходят в фойе или вестибюль, т.е. через помещения не ограничивающие, как коридор, ширины людского потока, то распределение людских потоков между возможными эвакуационными выходами, когда они не блокированы, происходит согласно закономерностям, приведенным на рис. П5.5, а, б.
3. При однородном составе людского потока групп мобильности М2, М3 и М4 значения величин D, V и q следует принимать в соответствии с данными таблицы П5.2.
«СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 181) (ред. от 09.12.2010)
Приказом МЧС России
от 25 марта 2009 г. N 181
МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
ПОРЯДОК И МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
LOCATION OF FIRE SERVICE DIVISIONS.
PROCEDURE AND METHODS OF DETERMINATION
Сведения о своде правил
1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность».
3. Утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 181.
4. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
1. Область применения
1.1. Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 76 и 97 Федерального закона от 22 июля N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
1.3. Настоящим сводом правил следует руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
2. Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Оперативное подразделение пожарной охраны: подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо.
2.2. Дежурный караул: самостоятельное оперативное подразделение пожарной части, личный состав которого выезжает на тушение пожаров с использованием пожарной техники.
2.3. Место дислокации подразделения пожарной охраны: место на территории населенного пункта или производственного объекта, на котором следует расположить (расположено) пожарное депо.
2.4. Пожарное депо: специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
2.5. Объект предполагаемого пожара: здание, сооружение, строение, технологическая установка, склады для хранения материальных ценностей под открытым небом, в которых возможно возникновение пожара.
2.6. Схема развития пожара: геометрические закономерности изменения площади пожара при горении соответствующего вида пожарной нагрузки.
2.7. Максимально допустимое расстояние: наибольшее расстояние по уличной сети дорог населенного пункта или производственного объекта от пожарного депо до объекта предполагаемого пожара, при котором гарантируется достижение соответствующей цели выезда оперативного подразделения пожарной охраны на пожар.
2.8. Пространственная зона размещения пожарного депо: часть территории населенного пункта или производственного объекта, на которой целесообразно разместить подразделение пожарной охраны (пожарное депо) для защиты одного объекта предполагаемого пожара.
2.9. Область пересечения пространственных зон размещения пожарного депо: часть территории населенного пункта или производственного объекта, на которой целесообразно разместить подразделение пожарной охраны (пожарное депо) для защиты двух и более объектов предполагаемого пожара.
2.10. Цель выезда подразделения пожарной охраны на пожар: условие тушения пожара, при выполнении которого обеспечивается предотвращение соответствующего нежелательного события на пожаре.
2.11. Время прибытия первого подразделения к месту вызова: время следования оперативного подразделения пожарной охраны от места получения сообщения о пожаре (от пожарного депо) до объекта предполагаемого пожара.
3. Порядок определения числа и мест дислокации
подразделений пожарной охраны
3.1. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов.
3.2. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:
3.2.1. Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
— целей, задач и критериев решения задачи;
— содержания и последовательности проведения расчетов;
— объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;
— сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
3.2.2. Этап проведения расчетов включает в себя:
— анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
— проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
— обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником(ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
— определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
— выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
— выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
— проведение расчетов по методикам настоящего свода правил.
3.2.3. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключении по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
— технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта;
— наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
— исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара;
— результаты расчетов по методикам, представленным в настоящем своде правил;
— возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
— цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
— предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы).
Расчет дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов, в эксплуатационной документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. Методика определения числа и мест дислокации
подразделений пожарной охраны
4.1. Число и места дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта определяются на основании расчетного определения максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо, определения пространственных зон размещения пожарного депо для каждого объекта предполагаемого пожара и областей пересечения указанных пространственных зон для всей совокупности объектов предполагаемого пожара.
4.2. Определение мест дислокации подразделений пожарной охраны начинается с составления списка объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенного пункта или производственного объекта.
4.3. Для каждого объекта предполагаемого пожара рассчитывается максимально допустимое расстояние от него до ближайшего пожарного депо в зависимости от цели выезда дежурного караула на пожар и выбранной схемы его развития.
Максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо определяется для одной или одновременно нескольких из нижеприведенных целей выезда подразделений пожарной охраны на пожар:
— цель N 1: ликвидация пожара прежде, чем его площадь превысит площадь, которую может потушить один дежурный караул.
Эта цель должна достигаться всегда и как самостоятельная (и единственная), обычно реализуется при тушении пожара на открытом пространстве, когда время его ликвидации не ограничено, а также в зданиях (сооружениях) большой площади, с высокими пределами огнестойкости строительных конструкций и при отсутствии людей, которых необходимо эвакуировать силами дежурного караула (производственные и складские помещения большого объема);
— цель N 2: ликвидация пожара прежде, чем наступит предел огнестойкости строительных конструкций в помещении пожара;
— цель N 3: ликвидация пожара прежде, чем опасные факторы пожара достигнут критических для жизни людей значений.
Эта цель подлежит реализации при тушении пожаров в зданиях с массовым пребыванием людей, когда расчетное время эвакуации людей из здания больше необходимого времени эвакуации людей (то есть, когда опасность для жизни людей наступает до того, как они эвакуируются из здания), и их эвакуация не завершилась до прибытия пожарных подразделений, а также при ликвидации пожаров в помещениях, из которых эвакуация людей невозможна без причинения вреда их жизни (помещения с послеоперационными больными, подключенными к аппаратам искусственного поддержания жизнедеятельности организма, помещения с людьми в барокамерах и др.) или нецелесообразна по условиям технологического процесса.
Максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо определяют для одной из выбранных схем развития пожара:
а) горение твердых веществ и материалов на площади в виде круга;
б) горение твердых веществ и материалов на площади в виде полосы с постоянной шириной;
в) горение свободно растекающихся легко воспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ), а также расплавов твердых горючих материалов;
г) горение ЛВЖ и ГЖ, а также расплавов твердых горючих материалов на постоянной площади (в обваловании).
4.4. Расчет максимально допустимого расстояния осуществляется в следующей последовательности:
— выбор наиболее пожароопасного помещения на объекте предполагаемого пожара (определяется по минимальному значению необходимого времени эвакуации людей из помещений при пожаре), для сооружения осуществляется выбор варианта, при котором реализуется наибольшая площадь возможного пожара;
— выбор наиболее пожароопасного вида горючего вещества или материала в помещении (определяется по минимальному значению необходимого времени эвакуации людей из помещения при пожаре для случаев горения различных веществ и материалов в этом помещении), для сооружения осуществляется выбор горючего вещества или материала, при горении которого реализуется наибольшая площадь возможного пожара;
— выбор схемы развития пожара;
— выбор цели(ей) выезда на пожар дежурного караула подразделения пожарной охраны;
— расчет максимально допустимого расстояния по методике, приведенной в разделе 5 настоящего свода правил.
4.5. По величине максимально допустимого расстояния для каждого рассматриваемого объекта предполагаемого пожара на территории населенного пункта или производственного объекта определяется (очерчивается) пространственная зона допустимого размещения подразделения пожарной охраны (пожарного депо). Тем самым определяется территория потенциально возможной дислокации подразделения пожарной охраны для защиты рассматриваемого объекта предполагаемого пожара.
Для построения пространственной зоны потенциально возможного размещения пожарного депо в виде простой геометрической фигуры (например, круга, шестиугольника и др.) допускается использовать не максимально допустимое расстояние, а радиус окружности, описанной вокруг пространственной зоны (расстояние по воздушной прямой от объекта предполагаемого пожара до потенциального места размещения пожарного депо), рассчитанный с учетом коэффициента непрямолинейности уличной сети дорог в населенном пункте или на производственном объекте.
4.6. Число и места дислокации подразделений пожарной охраны определяют по областям пересечения пространственных зон потенциально возможного размещения пожарных депо для всей совокупности объектов предполагаемого пожара по методике, приведенной в разделе 6 настоящего свода правил.
5. Методика определения максимально допустимого
расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего
Расчет максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего здания пожарного депо производится в следующей последовательности:
5.1. Выбирают объект предполагаемого пожара (здание или сооружение, которое подлежит защите).
5.6. Выбирают цели выезда оперативных подразделений пожарной охраны на пожар в здании.
Цель N 1 выбирают для всех открытых пожаров (пожаров на открытом пространстве вне зданий и сооружений).
Цели N 1 и N 2 выбирают для всех внутренних (закрытых) пожаров (пожаров внутри зданий и сооружений).
Одновременное достижение целей N 1, N 2 и N 3 выбирают для внутренних пожаров только в том случае, когда эвакуация людей из помещения пожара невозможна без причинения вреда их жизни (помещения с послеоперационными больными, подключенными к аппаратам искусственного поддержания жизнедеятельности организма, помещения с людьми в барокамерах и др.) или нецелесообразна по условиям технологического процесса.
5.13. Исходные данные для расчета максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо для рассматриваемых целей и соответствующих схем пожаров определяют по справочной литературе. В случае их отсутствия в справочной литературе исходные данные определяют экспериментально для соответствующей комбинации горючих материалов рассматриваемого объекта предполагаемого пожара.
6. Методика определения областей пересечения
пространственных зон размещения пожарного депо
6.1. Области пересечения пространственных зон для обоснования мест целесообразного размещения пожарных депо определяют:
— графическим методом определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо;
— методом компьютерной реализации алгоритма определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо.
6.2. Графический метод определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо может использоваться для населенных пунктов и производственных объектов с невысокой плотностью застройки зданиями (сооружениями), когда обеспечивается наглядное представление зон на карте населенного пункта или плане производственного объекта и предполагает:
— выбор геометрической фигуры представления пространственных зон размещения пожарных депо;
— построение на карте населенного пункта или плане производственного объекта пространственных зон размещения пожарных депо вокруг каждого объекта предполагаемого пожара;
— определение областей на территории населенного пункта или производственного объекта, в которых пересекаются пространственные зоны, построенные вокруг каждого объекта предполагаемого пожара;
— последовательное размещение в каждой из определенных областей здания пожарного депо и последующее исключение из рассмотрения объектов, защита которых обеспечивается подразделением пожарной охраны, дислоцированным в этом депо. Данная процедура выполняется до тех пор, пока не будет обеспечена противопожарная защита всех объектов населенного пункта или производственного объекта;
— рассмотрение других возможных вариантов размещения пожарных депо на территории населенного пункта или производственного объекта. Для этого рассматривают размещение пожарных депо в иных областях пересечения пространственных зон;
— выбор из всех найденных вариантов размещения оптимального с точки зрения минимизации количества пожарных депо и возможности размещения зданий депо в соответствующих областях.
В случаях, когда максимально допустимое расстояние от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо сопоставимо по своей величине с линейными размерами территории населенного пункта или производственного объекта, допускается размещать пожарное депо на любом участке территории населенного пункта или производственного объекта свободным от других объектов (здания, сооружения, транспортные магистрали, водоемы, лесные массивы и т.д.). В этом случае пространственной зоной размещения пожарного депо является вся территория населенного пункта или производственного объекта, свободная от других объектов.
6.3. Метод компьютерной реализации алгоритма определения областей пересечения пространственных зон размещения пожарных депо предполагает:
— выбор геометрической фигуры представления пространственных зон размещения пожарных депо;
— построение для каждого объекта предполагаемого пожара пространственной зоны, в которой может быть размещено здание пожарного депо. Границы пространственной зоны определяют на основании максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до здания пожарного депо;
— определение всех областей пересечения пространственных зон двух объектов предполагаемого пожара. Полученные области пересечения являются потенциальными местами дислокации подразделений пожарной охраны для защиты двух объектов предполагаемого пожара;
— определение областей пересечения пространственных зон трех объектов предполагаемого пожара. Для этого последовательно перебирают полученные области пересечения пространственных зон двух объектов и находят области их пересечения с пространственными зонами остальных объектов. Полученные области пересечения являются потенциальными местами дислокации подразделений пожарной охраны для защиты трех объектов предполагаемого пожара;
— определение областей пересечения пространственных зон четырех объектов предполагаемого пожара. Для этого последовательно перебирают области пересечения пространственных зон трех объектов предполагаемого пожара и находят области их пересечения с пространственными зонами остальных объектов. Полученные области пересечения являются потенциальными местами дислокации подразделений пожарной охраны для защиты четырех объектов предполагаемого пожара. Описанную процедуру продолжают до тех пор, пока не будет найдена пространственная область (или несколько областей), в которой пересекаются пространственные зоны максимального количества объектов предполагаемого пожара, равного К;
— размещение в одной из найденных областей пересечения первого пожарного депо. Оно обеспечивает противопожарную защиту рассматриваемых К объектов, пространственные зоны которых пересекаются в данной области. Объекты предполагаемого пожара, противопожарная защита которых обеспечена первым депо, исключают из списка этих объектов;
— повторение процедуры нахождения областей пересечения пространственных зон для оставшихся объектов предполагаемого пожара. В результате определяют область пересечения для размещения второго пожарного депо;
— исключение из списка объектов предполагаемого пожара всех объектов, противопожарная защита которых обеспечена вторым депо;
— поиск области пересечения, в которой размещают третье пожарное депо;
— повторение вышеописанной процедуры определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта до тех пор, пока из списка объектов предполагаемого пожара не исключены все рассматриваемые объекты. В результате определяют один из вариантов дислокации подразделений пожарной охраны (размещения пожарных депо) на территории населенного пункта или производственного объекта;
— определение других вариантов размещения пожарных депо на территории населенного пункта или производственного объекта. Для этого повторяют вышеописанную процедуру, выбирая другие области пересечения для размещения пожарных депо. Критерием выбора областей пересечения является количество пересекающихся пространственных зон объектов предполагаемого пожара, которое должно быть меньше максимального значения К;
— выбор из всех найденных вариантов размещения пожарных депо варианта с наименьшим количеством пожарных депо. Если таких вариантов несколько, то решение о выборе варианта размещения принимают с учетом критериев, в которых отражены условия запрещения размещения зданий пожарных депо в полученных областях пересечения: отсутствие в данных областях участков для размещения пожарных депо (размещение на этом участке других зданий, сооружений, а также транспортных магистралей, водоемов, лесных массивов и т.д.).
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО ВРЕМЕНИ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ
ИЗ ПОМЕЩЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ
Необходимое время эвакуации людей определяется по времени, при котором значения опасных факторов пожара (повышенной температуры среды, дальности видимости в дыму, повышенных концентраций токсичных продуктов горения и пониженной концентрации кислорода) на высоте верхнего уровня рабочей зоны достигают критических для жизни людей (или их ориентации в пространстве) величин.
А.2. Последовательность расчета необходимого времени эвакуации людей из помещения при пожаре
Расчет необходимого времени эвакуации людей из помещения при пожаре производится в следующем порядке:
А.2.1. Рассчитывают отношение тепла, которое может выделиться при сгорании 1 кг горючего материала, к теплосодержанию воздуха в помещении до пожара m (1/кг):
— низшая рабочая теплота сгорания горючего материала, Дж/кг;
— изобарная среднеобъемная теплоемкость газов в помещении до пожара, Дж/(кг·K);
— среднеобъемная плотность газов в помещении до пожара, кг/м3;
— среднеобъемная температура среды в помещении до пожара, K.
А.2.2. Определяют комплекс (кг/м3) для каждого i-ого газа:
— безразмерный коэффициент потерь тепла на нагрев ограждающих конструкций помещения.
А.2.3. Определяют комплекс для случая потери видимости в дыму:
А.2.4. Вычисляют для каждой рабочей зоны безразмерный параметр высоты верхнего уровня рабочей зоны размещения людей в помещении:
— разность отметок пола в помещении, равная нулю при горизонтальном его расположении, м.
А.2.5. Оценивают безразмерные показатели опасности температуры ( ), потери видимости в дыму ( ) и токсичных продуктов горения или кислорода ( ) для критических значений соответствующих опасных факторов пожара:
— безразмерный показатель опасности для i-ого газа;
— безразмерный показатель опасности для случая потери видимости в дыму;
— среднеобъемная концентрация i-ого газа в помещении до пожара, кг/м3;
— критическая концентрация i-ого газа для жизни человека, кг/м3;
— критическая для жизни людей температура среды в помещении при пожаре, K;
— коэффициент отражения поверхностей (предметов) на путях эвакуации;
А.2.6. Рассчитывают интегральные показатели опасности температуры ( ), токсичных продуктов горения или кислорода ( ) и потери видимости в дыму ( ) по формулам:
Отрицательное значение интегрального показателя опасности температуры, потери видимости в дыму, токсичных продуктов горения или кислорода означает, что данный опасный фактор пожара при данном варианте пожара не представляет опасности для жизни людей и в дальнейших расчетах не учитывается.
А.2.7. Устанавливают ведущий (появляющийся раньше других) опасный фактор пожара для людей:
А.2.8. Рассчитывают критическую массу горючего материала (кг) для анализируемого помещения:
то рассматриваемая схема для людей, находящихся на заданном, а также нижележащих уровнях по высоте помещения, не опасна и для этих уровней далее не учитывается.
Если условие (А.13) не выполняется, то данный вариант развития пожара представляет опасность для людей и расчет следует продолжить, используя полученное значение критической массы горючей нагрузки (ГН).
А.2.10.1. Для случая стационарного горения легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) или горючих жидкостей (ГЖ) на постоянной площади (оборудованной средствами, предотвращающими растекание жидкости):
А.2.10.2. Для случая горения свободно растекающихся ЛВЖ и ГЖ:
— толщина слоя растекающейся жидкости, м.
А.2.10.3. Для случая кругового распространения пламени по равномерно распределенным на площади твердым веществам и материалам, когда время охвата пламенем любой из ее сторон превышает 60 с:
а) при наклоне поверхности ГН к плоскости горизонта не более 30° (например, покрытие пола или ряды кресел на нем):
б) при наклоне поверхности ГН к плоскости горизонта более 30° (например, одиночный занавес или облицовочное покрытие стены):
А.2.10.4. Для случая горения горизонтальной полосы твердых горючих материалов:
А.2.10.5. Для случая горения твердых веществ и материалов в виде пакета параллельных вертикальных поверхностей (например, декорации, ткани на вешалках):
А.2.11. Рассчитывают критическую продолжительность пожара для всех не исключенных из рассмотрения вариантов развития пожара (с):
А.2.12. Устанавливают наиболее опасный вариант развития пожара для рассматриваемого уровня расположения людей и определяют для него критическую продолжительность пожара:
А.2.13. Определяют необходимое время эвакуации людей из помещения при пожаре (с):
А.3. Исходные данные для расчета
Точность определения необходимого времени эвакуации людей по предлагаемой методике во многом зависит от объективности выбора исходных данных, входящих в расчетные зависимости.
Конструктивно-планировочное решение и функциональное назначение помещения определяют:
— свободный объем помещения V (в затруднительных случаях допускается принимать свободный объем равным 0,8 геометрического);
— высоту помещения H (если потолок помещения не плоский, высота определяется как отношение геометрического объема к площади пола);
— высоту каждого уровня расположения людей h;
— возможные варианты развития пожара, а также материал ГН, способ ее размещения и фактическую массу для каждого варианта;
— начальную температуру воздуха в помещении (определяется по нормативным документам или результатам конкретных измерений, а в затруднительных случаях принимается K);
— коэффициент отражения предметов на путях эвакуации ;
— начальную освещенность поверхностей в помещении E, лк.
Критические концентрации токсичных продуктов горения принимаются по литературным данным для условий одноразового воздействия на эвакуирующихся в течение нескольких минут при средних физических нагрузках и по критерию сохранения ими способности реально оценивать окружающую обстановку, уверенно принимать и выполнять соответствующие решения. Для наиболее распространенных продуктов горения критические концентрации газов равны: окись углерода кг/м3; двуокись углерода кг/м3; хлористый водород кг/м3; цианистый водород кг/м3; фосген кг/м3; окислы азота кг/м3; сероводород кг/м3. Предельная концентрация кислорода кг/м3. При отсутствии данных о критических концентрациях других токсичных продуктов соответствующие опасные факторы пожара допускается не учитывать.