Рассказы перегонщиков авто в 90 годы
90-е, пара историй про перегон машин
Ну как говорится на волне, и прочитав пост на тему перегона машин, еще пара историй из конца 90-х годов.
История 1. Наш дальний родственник, тогда ему было где-то 45-50. Много где работал, бывший военный. Предложили заняться перегоном машин. Из Владивостока в Новосибирск. Работать на фирму, у них какие-то связи в Японии. Суть работы: приезжаешь во Владивосток, тебя ждет уже купленная машина, едешь в Новосибирск. Оплачиваются все дорожные расходы + гонорар за перегон. Сколько уже не вспомню, но на жизнь хватало, и еще отложить немного. Работа ему нравилась, ездить любил. Поездив так года полтора удалось ему скопить определенную сумму. Еще немного и он хотел брать машину уже за свои деньги, а здесь перепродавать, в таком случае прибыль была бы больше, ну и так далее. И как то раз, не доезжая километров 500 до Новосибирска на трассе ему на встречу выскакивает Волга, обгоняющая фуру. Говорит лицо водителя Волги успел увидеть. Ушел на обочину, там в кювет, и так далее. Машина перевернулась несколько раз, до кучи въехала в какой-то здоровый камень. Какая машина тоже уже не вспомню, что из легковых классом выше среднего. Ну в общем виноватых не найти, Волга уехала, на фуре мужик остановился, помог ему. Повреждений особо не было, так царапины, подушка сработала. Вызвали ГАИ, ну а толку, номер Волги никто не запомнил, да и касания не было, вряд ли что доказать можно было. На эвакуаторе привез машину в Новосибирск. В фирме глянули на машину, и предложили ему просто ее выкупить, по цене которую за нее отдали в Японии. В общем практически все накопленные деньги он отдал, машину сдал на разбор, и больше перегоном не занимался.
История 2. Двоюродный дядя хорошего знакомого. Тоже гонял машины, но не из Японии, а из Германии. Гонял в основном в Москву, но бывали и заказы в Новосибирск. Работал не на фирму, как бы на свои деньги, но под заказ. То есть клиент заказывает машину, он едет в Германию, ищет нужную, договаривается с клиентом о точной стоимости, выкупает на свои, пригоняет клиенту, расчет на месте. Бывало что клиент машину выкупать отказывался, по какой-либо причине, тогда он просто продавал ее на рынке. И как то раз у него был заказ в Новосибирск. Гнал Ауди А8. Должен был приехать определенного числа, плюс минус день. Не приехал. Родственники начинают волноваться. С женой он в разводе был, но тем не менее отношения хорошие, детям хорошо помогал. Звонки друзьям, кого знали. Никто ничего не знает. Проходит неделя, нету. А надо сказать была у него страсть к алкоголю. Мог уйти в длительные запои, с последующими капельницами и т.п. Но за рулем во время работы не пил никогда. Обычно дома, после нескольких удачных перегонов.
А они ему, ты что дорогой, опомнись? Ты ж ее продал. Вот документы припрятали, чтобы не потерял. Показывают документы, там ДКП или генералка (таких подробностей не знаю), но все его рукой подписано. И сумма чуть меньше рыночной. Покупатель говорят не местный, уехал давно уже на ней.
— Ладно, а деньги где?
Ну извини, ты вроде немаленький, своими деньгами сам распоряжался, на что мы пили-ели по твоему? Ты и давал. Дарил еще кому-то вроде. В клуб местный пару раз ходили, там у нас тоже цены не маленькие, а ты угощал всех. Может вообще и потерял где. Мы вот 10 тысяч тоже припрятали чтобы совсем все не пропил. Так что давай, протрезвел если, то всего хорошего, счастливой дороги. Даже до вокзала подвезем, а там на поезд и пока. Рады познакомиться были.
Он за голову схватился, а ничего не сделаешь. В милицию идти, так все документы есть что он машину продал. Деньги украли, так тоже не докажешь, вообще ничего вспомнить не может. Да и мутно это все очень, начнешь здесь возникать, всякое может произойти.
Привет из 90-х: спасибо, что живой. Откровения перегонщика.
В 90е годы в Гродно практически каждый предприимчивый мужчина занимался перегоном автомобилей из Голландии, Германии, Литвы и других европейских стран. Многие успешные сегодня бизнесмены начинали именно с «купли-продажи» бэушек.
Конечно, подобных бизнесменов хватало и в Минске. Корреспондент Onliner.by встретился с одним из них и узнал, как выживали в те годы парни, перегнавшие сотни автомобилей.
— Никаких фотографий, никаких конкретных имен! — сразу были поставлены жесткие условия. Уже после этого необычного интервью, проходившего в одном из дешевых минских кафе-забегаловок, стало понятно: анонимность — это скорее не боязнь каких-то последствий, а старая привычка из 1990-х.
Ведь только благодаря чрезвычайной осторожности, скрытности и холодному расчету парень, перегнавший сотни автомобилей в Беларусь, выжил в те страшные годы.
Лютый бандитизм на разбитых дорогах Польши, обыкновенный обмен BMW на квартиру в Минске и сумасшедшая прибыль при продаже иномарок… В сегодняшней статье перегонщик, одним из первых ездивший за машинами в Германию, вспоминает суровые времена.
Найти перегонщика автомобилей, который работал в 1990-х, оказалось непросто. Как-никак прошло 25 лет… Многие отошли от дел, кого-то уже нет в живых, кто-то наотрез отказался разговаривать. Но в конце концов повезло — он нашелся! С перегонщиком корреспондент onliner.by встретился в одном из спальных микрорайонов Минска. Стереотипное представление о брутальном «гоняле», прошедшем через огонь, воду и медные трубы, резко контрастировало с его реальным образом. Мужчина с зачесанными назад волосами был одет в яркую толстовку и потертые джинсы. На руке — большие часы в спортивном стиле, за спиной — молодежный рюкзак. Выбор его гардероба как бы говорит «я до сих пор живу и тут, и там».
— Расскажите, как все начиналось.
Сначала я пытался продать, как сейчас помню, Lancia Dedra и Ford Transit. В начале 1990-х авторынков ни в Малиновке, ни в Ждановичах еще не было. Машины продавали только на одной точке — на улице Чкалова за железнодорожными кассами. Рынком ее назвать сложно — площадка размером с небольшую уличную парковку. Там продавали «Жигули», «Москвичи» и первые иномарки. Мне казалось, что первую сделку удастся совершить легко и быстро. Но не тут-то было! Простоял впустую. А потом подал объявление в автомобильную газету, и машина ушла. Тогда все автомобили продавались ровно за одну неделю — столько времени отделяло подачу объявления и выход газеты.
— Слушайте, у людей денег нет. Сами говорите, что разруха. Так откуда спрос? Кто были эти первые покупатели иномарок?
— Коммерсанты. Как правило, державшие киоски (их еще называли «комками»), в которых продавали жвачку, шоколад, сигареты и прочую мелочевку. А потом большинство машин стали уходить в Россию. Мне часто звонили, просили встретить на вокзале или по линии метро. Объясняли, что города совсем не знают, а с крупной суммой ходить было просто опасно. Такие времена…
— Какими знаниями должны были обладать «гонялы»? Все-таки состояние автомобиля нужно оценить, обнаружить скрытые дефекты. Кроме того, следовало знать конъюнктуру, уметь сбивать цену…
— Никакими! У меня, например, вообще гуманитарное образование. Я ничего этого не знал, не умел. Все пришло со временем. А поначалу, наверное, везло. Немецкая сторона меня жалела. Еще звонили домой, спрашивали, все ли в порядке, нормально ли доехал. Может, потому что это были знакомые?
— Сейчас это звучит дико, что из поездки по Польше можно было не вернуться…
— Да, можно было. Только в белых тапочках ногами вперед… Самый опасный участок — 200-километровый отрезок от немецко-польской границы до Познани, который надо было как-то пережить. Дорогой это не назовешь — только направление, сходившееся в узкую полосу: деревня на деревне, поворот на повороте. Сам столкнулся с бандитами, когда по глупости поехал там днем. Меня зацепили еще на границе. Микроавтобус Mercedes обогнал мою машину и резко затормозил. Я его объехал. А он снова выехал вперед и начал резко останавливаться. Потом стал прижимать к обочине. Тогда я понял, что это неспроста. Смотрю — борты потертые. Ребятки работают! Вариант оставался один: «тапку» в пол и удирать. Удрал.
Выводы после этого случая я сделал. А многие — нет. Обычно когда удавалось остановить автомобиль с немецкими номерами, то сначала выясняли, кто находится за рулем. Если немец — отпускали, если наш — били и забирали машину. В Польшу кто ехал? Отморозки! Кто в бегах, кто под следствием… Причем все ж наши — белорусы, украинцы, россияне. Страшные люди! А поляки тогда на ситуацию никак не реагировали, хотя обращения к ним были.
Но ей еще повезло. Многих просто убивали. Особенно если автомобиль дорогой. Логика такая была: кто имеет деньги, тот имеет власть. И то, что машину забрали в Польше, не значит, что она с концами исчезла. Ее можно было вернуть. Это ж 1990-е… Бандиты понимали это, и потому свидетелей не оставляли.
— А сами вы какую тактику избрали?
— Никогда не ездил в открытую. Никаких знакомств в поездах, где обычно начинались расспросы: а ты откуда, куда, зачем? Ни к чему хорошему это не приводило. Ездил всегда один. Только раз сделал исключение, и то человек проявил себя не с лучшей стороны — чуть не заснул за рулем на скорости.
Всегда гнал машину ночью. Стартовал примерно в полночь. Скорость — 120 — 140 км/ч, не меньше. Нужно было непременно добраться до небольшого городка. Около 5:30 — 6:00 утра делал остановку. Прятал автомобиль так, чтобы его не видели с дороги. Ну а потом спал. Ну как спал — дремал, охраняя.
Потом встаешь и делаешь кофе. О-о-о. Это был особый ритуал! Насыпаешь в салфетку растворимый кофе, отправляешь в рот и запиваешь минералкой. Вот такой завтрак аристократа! Ну а что поделаешь: горячей воды нет, кофеин нужен, а на заправках останавливаться нельзя.
Работала ли моя тактика? Ну как видите — живой…
— Бандитов с большой польской дороги вам удавалось избегать. А как с рэкетом?
— Я никогда не платил дань. Во многом благодаря чрезвычайной осторожности и аккуратности. У меня всегда был план: где остановиться, куда приехать, во сколько встать. При том, что никакой особой подготовки не было, а все средства самообороны изымались на границе.
Хотя перед пунктом пропуска, случалось, продавали кирпичи. Прикол такой был у рэкетиров. Выбирали слабое звено, подходили и предлагали: «Дядя, купи кирпич!» А иначе он отлично залетал в лобовое стекло. Или шесть человек легко переворачивали машину — таких случаев много было. Ну так вот — ко мне эти ребята никогда не подходили.
— По вашим словам, автобизнес был неизбежно связан с криминалом.
— Именно так. Поэтому чтобы было спокойно, ни с кем нельзя было общаться. Никаких знакомств, посиделок и прочего. Сделал тихо свою работу и уехал. Выживали только самые осторожные.
— Кто шел тогда в основном в «гонялы»?
— Совершенно неподготовленные люди, которым требовались работа и деньги. У них были только водительские права и желание заработать. Женщин было немало! А что делать? Работы нет. Красть мы не научены. Грешно все-таки. Стоять на Комаровке с картонкой «Доллары, марочки, российские рубли»? Так там тоже не сахар было. В эту сферу приводила обыкновенная безысходность. К примеру, у меня была знакомая семья. Муж с женой гоняли ВАЗы из Чехии и Венгрии. За пару лет построили двухкомнатную квартиру, обустроились… Все нормально. Тогда же «Жигули» на рынке за час-полтора продавались. Запросто можно было обменять BMW 5-Series на однокомнатную квартиру в Минске.
— Заработки были большими…
— Кстати, а что везли в основном? Какие автомобили?
— То, что подешевле: Opel Ascona, Rekord. Это был стартовый капитал. Потом уже, продав их, люди покупали машины подороже. Таковыми считались Volkswagen, Audi, BMW. Помню, кто-то гнал Passat B2, так собралась вся очередь на границе посмотреть на эту модель. Тогда она считалась крутой.
— Постепенно люди становились богаче, жизнь начала налаживаться…
— Вы о чем-то сейчас жалеете?
— Что в другой стране не остался. Иногда о невыгодных сделках жалею. Как-то машину в ноль продал. Были и неудачные модели. Я же сотни автомобилей перегнал!
— Но в целом ваша жизнь, судя по вашим же словам, сложилась удачно. Счастливо избежали рэкета и встреч с бандитами, пригнали немало машин. Что взамен получили? Какой профит?
В этот момент наш герой потянулся за портмоне, достал его и продемонстрировал две карточки с надписью «Commerzbank».
Остаться в живых и заработать: как перегонщики воевали с бандитами в 90-е
Известно, что время, последовавшее за развалом СССР, ознаменовалось разгулом криминала. И если профессиональный бандитизм, зародившийся вместе с кооперативным движением в середине 80-х, удавалось еще хоть как-то держать в узде своей рукой советским правоохранителям, то после крушения самой советской системы бандитизм стал неконтролируемым.
В бандитские бригады крепкие парни шли устраиваться на работу, как прежде ходили в заводской отдел кадров. Криминальные группировки разрастались до размеров корпораций. Бандиты контролировали буквально все сферы, приносящие доход.
Нынешний лозунг – «Заплатил налоги – спи спокойно» – тогда для предпринимателей был не столь актуален как «С хорошей «крышей» спишь спокойно». Однако профессиональных «гонщиков» бандитская «крыша» не спасала. В первую очередь, из-за узкогеографической сферы деятельности бандитских бригад. Федеральных криминальных «холдингов», к сожалению или к счастью, на просторах бывшего СССР так и не появилось.
Конечно же, бандиты собирали дань с тех, кто продавал пригнанные из-за рубежа автомобили, гарантируя им неприкосновенность. Как без этого?! Но эти гарантии распространялись в узком ареале деятельности бандитского прайда, как правило, ограниченного рамками города, из которого происходила группировка. Безопасность в долгом пути «туда и обратно» за заветным автомобилем решительно ни один уважающий себя бандит «гонщику» обещать не мог. Поэтому «гонщик» должен был полагаться в организации безопасности процесса только на свои силы.
О серьезности подхода к проблеме говорит, например, такой случай из криминальной хроники 90-х. Новость приблизительно следующего далее содержания промелькнула в СМИ где-то середине лихого десятилетия:
«Вдоль трассы Варшава – Киев, близ городка Сарны, что расположен практически в центре этого маршрута, в лесу было обнаружено свежее массовое захоронение. Вскрытые лесные могилы были укомплектованы телами молодых мужчин и даже нескольких женщин. Одна из женщин была беременна. Все тела носили характер насильственной смерти. Трупов было около пятнадцати».
В ходе оперативных действий сыщики быстро пришли к умозаключению о том, что все убитые были не местными жителями. Словом, это были «гонщики», которых останавливали на трассе переодетые в милицейскую форму упыри. Бандиты, что называется с большой дороги, забирали машины и, недолго думая, пускали в расход ненужных свидетелей.
Естественно, что не зарегистрированный в государственных органах страны автомобиль власти этой страны искать не станут. Поэтому машины на перегоне становились легкой и внушительной добычей для представителей криминального мира. Самых отмороженных из них, как в Сарнах, не останавливало ничто.
Из документов, что подтверждали право собственности, у «гонщика» были: немецкий или другой техпаспорт, проштампованный на таможне, сомнительный договор купли-продажи, написанный на коленке, и таможенная декларация. Казалось бы, все равно достаточный набор. Однако, пока автомобиль не был зарегистрирован в стране проживания того человека, на кого он был оформлен, автомобиль был, по сути, ничей.
Настоящие документы с отметками таможни бандиты просто выбрасывали. Заполнялись чистые, «левые» заграничные техпаспорта. Особенно просты для подделки были бельгийские, французские, польские. Затем за умеренную плату нечистые на руку таможенники прямо на рабочем месте, на границе, ставили в эти бумажки свои штампики и записывали данные в журналы. Без присутствия, естественно, авто и лиц, на которых машины записывались.
Система какой-либо сверки данных между таможней на границе и таможней в областном центре по физлицам либо не была налажена, либо просто отсутствовала. Эта и другие особенности первых лет становления на ноги новых государств на останках СССР открывали для бандитов широкое поле деятельности. В крайнем случае, если документы добыть не удавалось, «отжатые» на перегоне машины шли на запчасти.
Для романтиков с большой трассы к отнятым авто частенько прилагался «бонус». Это были купленные за границей товары, которыми забивали машины «гонщики», чтобы не ехать порожняком. Вещи, технику, сладости, игрушки – везли все, чего не было в странах СНГ, образовавшихся на месте красной империи, или то, что на родине было существенно дороже. В поездки за авто «гонщики» брали подруг и выгуливали за границей жен. Отсюда, собственно, и женские трупы в лесу под Сарнами.
Еще проще было отобрать машину на территории, например, Польши. Страны, которая стала в начале 90-х основной перевалочной базой и самым большим рынком подержанных автомобилей в Восточной Европе. Рынок автостарья в Польше был ориентирован именно на «русских», как называли и называют до сих пор всех выходцев из Союза «у них там».
Наш бандит в Польше мог запросто выбросить из машины своего соотечественника, забрав предварительно техпаспорт и ключи. И все. После этой нехитрой процедуры «русский» гангстер становился хозяином машины «русского «гонщика». Бандит мог ее продать, тут же на месте, такому же «гонщику», у которого минуту назад отобрал. Либо мог ехать спокойно на добыче домой, записав на границе автомобиль на свое имя. Риск был минимальным. Власти стран бывшего соцлагеря старались не вмешиваться во внутренние проблемы нахлынувших «русских».
Словом, «гонщика» подстерегали, без шуток, реальные опасности. И не только по дороге «оттуда», но и «туда». В следующей части своего рассказа о Большом Перегоне я расскажу про «заповеди гонщиков», которые помогали нам сохранять собственные жизнь и здоровье на дороге.
Остаться в живых и заработать: как перегонщики воевали с бандитами в 90-е
Известно, что время, последовавшее за развалом СССР, ознаменовалось разгулом криминала. И если профессиональный бандитизм, зародившийся вместе с кооперативным движением в середине 80-х, удавалось еще хоть как-то держать в узде своей рукой советским правоохранителям, то после крушения самой советской системы бандитизм стал неконтролируемым.
В бандитские бригады крепкие парни шли устраиваться на работу, как прежде ходили в заводской отдел кадров. Криминальные группировки разрастались до размеров корпораций. Бандиты контролировали буквально все сферы, приносящие доход.
Нынешний лозунг – «Заплатил налоги – спи спокойно» – тогда для предпринимателей был не столь актуален как «С хорошей «крышей» спишь спокойно». Однако профессиональных «гонщиков» бандитская «крыша» не спасала. В первую очередь, из-за узкогеографической сферы деятельности бандитских бригад. Федеральных криминальных «холдингов», к сожалению или к счастью, на просторах бывшего СССР так и не появилось.
Конечно же, бандиты собирали дань с тех, кто продавал пригнанные из-за рубежа автомобили, гарантируя им неприкосновенность. Как без этого?! Но эти гарантии распространялись в узком ареале деятельности бандитского прайда, как правило, ограниченного рамками города, из которого происходила группировка. Безопасность в долгом пути «туда и обратно» за заветным автомобилем решительно ни один уважающий себя бандит «гонщику» обещать не мог. Поэтому «гонщик» должен был полагаться в организации безопасности процесса только на свои силы.
О серьезности подхода к проблеме говорит, например, такой случай из криминальной хроники 90-х. Новость приблизительно следующего далее содержания промелькнула в СМИ где-то середине лихого десятилетия:
«Вдоль трассы Варшава – Киев, близ городка Сарны, что расположен практически в центре этого маршрута, в лесу было обнаружено свежее массовое захоронение. Вскрытые лесные могилы были укомплектованы телами молодых мужчин и даже нескольких женщин. Одна из женщин была беременна. Все тела носили характер насильственной смерти. Трупов было около пятнадцати».
Истории автомобильных перегонщиков 90-х
В 1991 году, когда дефицит стал замещаться хотя бы подобием рыночных отношений, в новой стране под названием Россия начал зарождаться автомобильный бизнес. Некоторые россияне освоили профессию, позволяющую зарабатывать быстро и много. Хотя по-хорошему перегон автомобилей профессией назвать сложно, нас этому нигде не учили — коучей в этой сфере тогда не существовало.
Это скорее был вынужденный образ жизни, связанный с огромным для нее риском. В перегонщики зачастую шли простые молодые мужчины и женщины, еще недавно работавшие в НИИ, в ДОСААФ или еще в каком-нибудь учреждении с красивой аббревиатурой, некогда казавшейся стабильной и незыблемой. Еще вчера они вели задушевные разговоры на кухнях, по выходным ездили на родительские дачи и за кефиром на молочную кухню. И вот они уже мчат по темной трассе, с опаской вглядываясь в неизвестность. Она может принести им хороший доход, на который можно купить собственную дачу или молочную кухню целиком. А может лишить абсолютно всего.
Men’s Health поговорил с тремя смельчаками, которые занимались перегоном машин, и узнал, насколько опасна была их деятельность (максимально), как им удалось пережить тот период без потерь (случайно) и с чем они столкнулись в те лихие времена (черт-те с чем).
Показательно, что из десяти человек, с которыми мы обсуждали возможность записи их воспоминаний для этого материла, трое отказались сразу, трое раздумали перед самой встречей, а один просто перестал выходить на связь. Надеемся, с ним все в порядке, и он, например, в момент звонка каждый раз был в лифте или летел в самолете.
Итак, слово отважным героям, вымышленные имена которых в целях безопасности заменены на настоящие. Или наоборот. Мы сами запутались. Погнали!
Роман
Приобрести машину в Тольятти в 90-е было проще простого. Приходишь на рынок, до горизонта заставленный «жигулями», — и покупай не хочу! Только вот выехать за пределы города или того же рынка — это целый квест. Все конторы, ведающие сбытом отечественного автопрома, были сплошь криминальными. Ребята делали рэкетирский бизнес и могли нахлобучить тебя прямо на стоянке.
Без лишних разговоров у тебя забирали деньги, ключи и документы, и домой ты возвращался не на новенькой «пятерке» или «девятке», а на троллейбусе. Но они сами себя сделали заложниками ситуации. Народ начал просто бояться покупать машины в Тольятти, пригоняя их из других городов. Абсурд, конечно. Чтобы ездить на машине, которую производят в твоем городе, тебе нужно съездить за ней в другой. Ну или шли еще дальше — пригоняли себе машины из-за границы. В общем, тольяттинская воронка продаж схлопывалась еще на подходах.
Шел 1995 год, и местные джентльмены, курирующие авторынок, стали более благосклонны к клиентам, гарантируя им безопасность в городе и на трассах в зоне их влияния. Главное правило — не останавливайся. Стоит только затупить, затормозить, зазеваться, машину тут же угонят, и жаловаться будет некому: тебя предупреждали. Если начнут прессовать на дороге по беспределу, нужно было ссылаться на какие-то имена. В случае если это не поможет — спокойно отдавай тачку, запоминай номера тех, кто наехал, их найдут и со всем разберутся.
У меня таких инцидентов не было, но от знакомых слышал, что нередко те, кто обещал обеспечить беспрепятственное передвижение, сами же потом нагоняли и требовали деньги. Причины выдумывали на ходу. Да и нужны ли какие-то объяснения, если парень с пистолетом утверждает, что ты что-то там где-то недоплатил? Работали мы по следующей схеме: на заводе договаривались с рабочими, которые покупали машины с полагающейся им скидкой.
Дальше ехали в ГАИ ставить на учет. Трудяга оформлял авто на себя, потом тут же снимал, там же перепродавал, суровые посредники в кожаных куртках брали себе разницу, а мы получали свежую «девятку». Можно перегонять в столицу или какой-нибудь другой город. Хотя как свежую. Почти у всех машин был недокомплект: то реле фар нет, то дворников, то заглушки какой-нибудь в салоне. Воровали жутко. И потом этими же деталями и приторговывали. Заодно впаривали музыку и сигнализацию. Потом мы нехило на этом наваривались, прибавляя к конечной стоимости два конца.
Но никакая сигнализация, конечно, не спасала, если вас уже пасли после выезда с рынка с пустым баком. Обратно никто вас не пустит, а на заправке уже поджидают ценители российского автопрома, готовые в любой момент у вас его экспроприировать. Пост ГАИ, который мог оказаться неподалеку, ничем не поможет — все его сотрудники были замазаны, так что рассчитывать на них не приходилось.
А вот пару-тройку раз приходилось уходить от погони. В какой-то момент появились автовозы, их охраняли и сопровождали, и перегонять машины из Тольятти в другие российские города стало бессмысленно. Риск большой, а толку нет. Многие переключились на немецкие иномарки — гоняли их московским коммерсантам. Поскольку я сейчас цел и невредим, рассказываю эту историю, как видно, все сложилось удачно, несмотря на все приключения.
Некоторые ребята рассказывали, что в них стреляли. Меня же история с перегонами научила не тратить время и не рассусоливать. Приехал — куда угодно, хоть на заправку, хоть на рынок, хоть на встречу, — сделал дела, поехал дальше. И, конечно, всегда нужно быть начеку.
Я бывший спортсмен, всю жизнь занимался лыжами. Выигрывал городские соревнования, шел на Россию. Параллельно в 90-е занимался фарцой, перепродавал на рынке кроссовки Adidas: брал по 15 рублей, загонял по 150 Разбирали их в момент, денег было столько, что мне просто некуда было их тратить.
Но хотелось больше. Спорт забросил, уже было не до него. И тут подвернулся вариант перегнать «бэху» из Германии. Можно было сопроводить ее на пароме, но я решил до ехать своим ходом — так быстрее, при хорошем раскладе можно смотаться туда-обратно несколько раз.
И вот мы с товарищами собрались в колонну — кто на «мерсах», кто на «крузаках», я вот на этой «бэхе». Ехали через польскую границу. Там была жесть (но еще, как потом выяснится, не самая). Трясли нас по полной, по полтора часа обыскивали каждую машину, требовали то 50 долларов, то еще 100 долларов, то еще 200. И чем больше мы платили, тем быстрее проходила процедура осмотра.
Но тут появлялись новые доплаты! В итоге нам объявили, что за безопасность — с нас дополнительно по сотне. Мы возмутились, начали считать, сколько мы уже заплатили на ровном месте, и вообще были уверены, что на нас никто не будет нападать, ведь нас много, у нас биты и баллончики, у пары ребят были газовые пистолеты. Ну, дураки непуганые в общем.
Спустя час езды после границы мы попали. Нам перегородили дорогу несколько «опелей», на таран их взять никто из нас не решился, и пришлось остановиться. Ну а дальше — как в плохом боевике. Автоматные очереди (кстати, тогда я понял, что свист пули — это не фигура речи, а реальный звук, когда она проносится у тебя над ухом), руки в гору, мордой в асфальт.
Разговаривали налетчики по-русски — как оказалось, на трассах орудуют как раз в основном «наши». Эти ребята тоже хотели легких денег, но при этом не хотели особо заморачиваться. Зная, что через Польшу едет много русских перегонщиков, они организовывали банды, работали в связке с пограничниками и местными органами. Несмотря на то, что грабили вроде как своих, действовали очень жестоко. Среди них были бывшие и беглые заключенные, им терять нечего.
Тогда нас сильно избили, а потом часть наших ребят начали запихивать в свои машины. Наши тачки отогнали на обочину. Мне было не столько страшно, сколько интересно, что произойдет дальше. Как будто смотрел фильм — правда это было какое-то 10D, потому что боль от ударов и запах стреляного пороха я чувствовал очень отчетливо.
И вот тут вдруг все случилось как в кино — один мой товарищ признал в нападавшем бывшего сослуживца. Тот, по счастью, как я понял, оказался главарем шайки, приказал у нас забрать только деньги и ценные вещи, но оставить машины. Очень благородно. И очень кстати — почти у всех нас оказались заначки, вшитые в трусы, так что на бензин, чтобы доехать до места назначения, нам хватило. По итогу мы заработали по 500 или 700 долларов.
То приключение и риск остаться не просто без машины, но еще и калекой, нас не отпугнул. Мы еще много раз гоняли по той трассе, но уже были более учтивы с польскими таможенниками, научившись с ними торговаться. Кстати, в то же время некоторые из них диверсифицировали свой бизнес. Например, мой приятель разбил машину на трассе, сбыл ее на разборе, понял, что запчасти приносят хорошую прибыль, и стал заниматься их куплей продажей параллельно с перегонами.
Сергей
У перегонщиков существовало две основные схемы. Ты заранее договаривался с клиентом, что пригонишь ему конкретный автомобиль: например, BMW 5-й серии в кузове E34, 1993 года выпуска с 2-литровым мотором, кожаным салоном и деревом. Так было проще и быстрее, но заработать много не получалось, потому что заказчик знал примерную стоимость запрашиваемого авто и накинуть большую маржу было не так просто. Но тут мы старались брать количеством и жить на обороте — крутанешься раз пять-шесть в месяц, и можно неплохо жить. Если выживешь.
Второй вариант — более отчаянный, но коммерчески выгодный. Ты ехал в Германию или в Литву, покупал популярную на тот момент в России машину, пригонял ее и ставил такую цену, на которую у тебя хватало фантазии и наглости. Реально можно было наварить 4–5 тысяч с одной тачки. Съездишь так три-четыре раза за месяц, набегает хорошая сумма.
География моих перегонов простиралась от Запада до Востока. Сначала я перегонял американские автомобили, который приходили по воде в финский порт Котка или немецкий Гамбург. Гнал в Москву, в Воронеж, в Нижний Новгород. Я помню еще дойчмарки (к доллару курс был где-то 1,5). Самый лютый участок — это триста километров от немецко-польской границы до Познани. Просто дорога смерти.
Это даже не дорога, а какая-то жуткая сплошная колея с резкими поворотами и изредка возникающими домами на обочинах. Ни разу не рисковал останавливаться в этих деревнях — выглядели они натурально как декорации к фильму ужасов. Только все было наяву. С налетчиками сталкивался близко пару раз. Оба раза на этом отрезке — отслеживали меня от границы.
Тогда гонял «бэхи». Один раз меня пытался оттормаживать микроавтобус с помятыми бортами (обгонял мою машину и резко-резко тормозил, прижимал к обочине). Я его то объезжал, то как-то выныривал в просвет между ним и обочиной, когда он меня оттирал. Так мы бодались минут пять, хотя казалось, что вечность, а в итоге я вписался в резкий поворот, газ в пол — и по прямой удрал. Вот именно из-за таких «нюансов» стоимость машины и умножалась на два от изначальной цены. Риск дело благородное и хорошо оплачиваемое!
В тот период, когда я перегонял машины, я почти полностью попрощался со сном и более-менее нормальным рационом питания. Спал я по часу, остановившись в каком-нибудь населенном пункте под утро и поставив машину так, чтобы ее не было видно с дороги. На завтрак — растворимый кофе, запитый минералкой. И поехали. Раф на кокосовом молоке никто мне в кофейнях на трассе не готовил.
30 лет спустя
Сейчас, в 2021 году, младшему поколению эти рассказы кажутся байками. Да и нет особого смысла рисковать жизнью, когда огромный выбор любых машин доступен на Авито Авто. Сегодня онлайн-классифайды стали одним из самых эффективных каналов привлечения клиентов в сфере продаж и послепродажного обслуживания автомобилей.
Например, размещая автомобиль на «Авито Авто», клиент — как дилер, так и частник — получает стабильный объем трафика (в раздел «Транспорт» заходит около 56 процентов посетителей «Авито», или примерно 22,2 миллиона человек в месяц по всей стране).
Автомобили, перегоняемые из Европы, с каждым годом рассматривает все меньше автолюбителей. Во-первых, повышенные таможенные пошлины увеличивают стоимость пригоняемого автомобиля, и на такие машины сложно получить кредит. Во-вторых, рынок подержанных авто в России находится на высоком уровне, продолжая обгонять в динамике рынок новых авто в первом полугодии этого года. Конечно, еще остаются запросы на автомобили из Европы, но тут речь уже больше об эксклюзивных автомобилях, будущие владельцы которых понимают, за что они готовы платить.
Если рассматривать основные тренды на массовом рынке новых авто, то большинство продаж приходится на стандартную комплектацию, а значит, наиболее востребованными считаются самые доступные версии. На премиальном рынке основным трендом идет «разумная достаточность», то есть модели в средних комплектациях. На такие автомобили приходится треть продаж.
Традиционно на рынке новых и подержанных машин лидерами продаж являются такие марки, как Lada, Hyundai и Kia. Так, во втором квартале 2021 года аналитики «Авито Авто» выделили топ моделей на российском рынке подержанных автомобилей: несколько моделей Lada, Hyundai Solaris, Kia Rio, а также Ford Focus. На рынке новых авто, согласно данным АЕБ, эти модели также лидируют.
На сайте «Авито Авто» регулярно фиксируется высокий интерес к редким и дорогим автомобилям, которые представлены в России поштучно. Например, самыми востребованными из них на «Авито Авто» в июне 2021 года были такие модели, как Bugatti Veyron, Lamborghini Gallardo и Aventador, Chevrolet Impala.
Если рассматривать более массовый сегмент, то в июне 2021 года самый высокий интерес пользователей вызывали Lada Priora и Samara, а также Mercedes E-class AMG, Mitsubishi Pajero Sport, BMW M5. Самыми непопулярными по результатам июня оказались Honda Venzel, Mazda CX-3, Toyota C-HR, Honda Insight и Infiniti QX-60.
С 1983 по 1987 год в СССР официально не ввезли ни одного иностранного автомобиля, в 1992-м границу пересекли 100 тысяч машин, сейчас в страну ежегодно поступает около 1/4 миллиона новых иномарок.
Кстати, за последний год в России, по данным экспертов аналитического агентства «Автостат», в два раза вырос рынок новых электромобилей (+95%), составив 0,1% от общих продаж. Продажи электрокаров с пробегом в России по итогам 2020 года также увеличились — на 119% по сравнению с 2019 годом, согласно данным «Авито Авто».
Технологии будущего вытесняют архаичный подход во всех сферах. И сомнительная романтика рискованных перегонов спустя три десятилетия уходит в прошлое.