Рассрочка авто в дагестане по исламу
Дозволяет ли Ислам совершать покупки в рассрочку?
Торговля в рассрочку – это вид торговли, при котором товар переходит во владение и пользование покупателя в момент заключения договора, а выплата стоимости за него откладывается либо полностью, либо частично, по оговорённым частям в условленные временные промежутки.
В настоящее время этот вид торговли получил широкое распространение как среди отдельных лиц, так и на уровне крупных торговых компаний. Так, организации, компании и банки покупают товары у поставщиков за наличные средства и затем продают их своим клиентам в рассрочку, например, автомобили, станки и оборудование, недвижимость и тому подобное.
Поэтому необходимо знать положения торговли в рассрочку
Торговля в рассрочку дозволена и действительна, однако с условием, что в форме заключения сделки не упоминаются две цены. Например, так: «Я продал тебе этот автомобиль за 500 000 рублей наличными или за 550 000 рублей в рассрочку». В таком случае это будет двумя сделками в одной, что является недействительным.
Так, если заключающие сделку стороны поторгуются о цене до заключения сделки, а в конце договорятся о продаже товара в рассрочку и заключат соответствующую сделку, то сделка действительна, и в ней нет запретности и греха, даже если в ходе обсуждения цены они упоминали оплату наличными, но во время заключения сделки о продаже в рассрочку не сказали об этом ничего.
Торговля в рассрочка: лихоимство или благо?
Следует отметить, что в подобной сделке нет ростовщичества, потому что разница в двух ценах установлена в обмен на предоставленную отсрочку. Ростовщичество – это излишек, процент, который одна из сотрудничающих сторон берёт у другой из того же вида имущества, что она отдала в обмен на отсрочку выплаты.
Например, человек выдаёт в кредит тысячу долларов с условием забрать у дебитора 1100 долларов через месяц, или продаёт одну тонну пшеницы за тонну и сто килограммов пшеницы, которую покупатель выплатит ему сразу же или спустя какой-то срок. Подробно о ростовщичестве можно прочитать на нашем сайте.
Что же касается случая, когда продавец отдаёт покупателю товар стоимостью в тысячу долларов за 1100 долларов с отсрочкой (например, с выплатой через три месяца) или в рассрочку (то есть с выплатой определёнными частями в условленные сроки), то здесь нет никакого ростовщичества.
Напротив, это один из видов снисходительности и облегчения в деловых отношениях, потому что продавец отдал покупателю товар, но не деньги, и не взял с него излишек, процент из отданного имущества того же вида. Нет сомнения в том, что получение средств наличными предпочтительнее отсрочки, и все люди предпочитают меньшие средства, выплачиваемые им наличными, чем большие средства, выплачиваемые спустя какое-то время.
Учёные-богословы аргументировали дозволенность подобной сделки доказательствами из Корана и Сунны.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ
(смысл): «И разрешил Аллах торговлю» (сура «аль-Бакара», аят 275). Этот аят своим обобщённым смыслом охватывает все ВИДЫ торговли, к которым относится и торговля с надбавкой цены из-за отсрочки.
Также Всевышний Аллах говорит в Коране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلَّا أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ
(смысл): «О уверовавшие, не пожирайте (не берите) имущества друг друга несправедливо, не имея на это никакого права; но вы можете совершать между собою торговые сделки по взаимному согласию». (сура «ан-Ниса», аят 29)
Этот аят также своим общим смыслом охватывает дозволенность торговли, если она будет основана на довольстве обеих сторон. И если покупатель доволен надбавкой цены в обмен на отсрочку, то это будет действительным договором.
Также в хадисе передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах):
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: اشْتَرَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ يَهُودِيٍّ طَعَامًا بِنَسِيئَةٍ، وَرَهَنَهُ دِرْعَهُ
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) купил у иудея пищу (в долг) до (определённого) срока и заложил у него свою кольчугу из железа». (Бухари, Муслим)
В этом хадисе есть указание на разрешение торговли с отсрочкой выплаты цены, а ведь торговля в рассрочку и есть по сути торговля с отсрочкой выплаты цены. Только при торговле в рассрочку цена выплачивается по частям; для каждой части есть известное (оговорённое) время расплаты. В хадисе, переданном Бухари, говорится:
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: جَاءَتْنِي بَرِيرَةُ فَقَالَتْ: كَاتَبْتُ أَهْلِي عَلَى تِسْعِ أَوَاقٍ، فِي كُلِّ عَامٍ وَقِيَّةٌ
Аиша рассказывает, что к ней пришла женщина по имени Барира, которая сообщила о том, что она выкупила себя из рабства у хозяина, заключив договор о выплате девяти окия (мера веса, равная 12 дирхемам или 37,44 г.) – за каждый год по одному окию.
Этот хадис указывает на дозволенность отсроченной выплаты по частям, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не отверг и не запретил это, напротив, одобрил. Хотя впоследствии Аиша выкупила женщину, ускорив погашение взносов.
Торговец соглашается на отсрочку по причине получения пользы от надбавки, а покупатель доволен надбавкой по причине отсрочки и затруднения выплаты наличными немедленно. Каждый из них получает пользу от этой операции.
Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал Абдуллаху ибн Амр ибн аль-Асу (да будет доволен им Аллах) готовить войско, он покупал одного верблюда за двух на срок, то есть брал за наличные одного верблюда с тем, чтобы выплатить за него двух верблюдов после наступления определённого срока. Это говорит о дозволенности увеличения цены при продаже в рассрочку и о том, что такой вид сделки практиковался среди мусульман в прошлом, практикуется и в настоящем.
Резюмируя сказанное, упомянем несколько необходимых условий торговли в рассрочку:
1. разрешается увеличение цены товара при его продаже с рассрочкой платежа на определённый срок. При этом цена товара в рассрочку и график погашения задолженности (объём взносов и их сроки) должны быть чётко оговорены во время заключения сделки. В противном случае сделка противоречит Шариату;
2. не дозволяется устанавливать в контракте дополнительные проценты (пеню) за просрочку платежа в указанные сроки, ибо эта сумма уже будет считаться процентом за долг, что является ростовщичеством;
3. платежеспособному дебитору Шариат запрещает задерживать погашение задолженности, но не разрешает кредитору взыскивать с должника какие-либо компенсации за это;
4. продавец имеет право поставить в договоре условие о досрочной выплате покупателем полной стоимости товара в случае несоблюдения им графика погашения задолженности;
5. за продавцом не сохраняется право собственности на товар после заключения договора о его продаже в рассрочку.
И, конечно же, при заключении сделки необходимо соблюдать ещё и столпы, и условия, присущие обычной торговой сделке, о которых мы поведали выше.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Из книги «ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Кредит – рассрочка – мурабаха
В Дагестане появились коммерческие учреждения, которые предлагают населению финансовые продукты, соответствующие нормам шариата.
Речь идёт о ТНВ «Ля-Риба Финанс» (http://www.lariba.ru) и финансовом доме «Масраф» (http://www.masraf.ru). Данные учреждения реализуют удобную форму купли-продажи товаров в рассрочку с участием трёх сторон. Упрощённо она выглядит следующим образом:
1) клиент обращается в компанию и объявляет о своём желании купить определённый товар в долг;
2) компания покупает указанный товар и продаёт его клиенту в рассрочку.
Цена, по которой компания продаёт товар клиенту, превышает сумму, в которую он обошёлся самой компании. Эта разница и является прибылью, получаемой финансовым учреждением.
Данный финансовый продукт пользуется большим спросом среди мусульманского населения, поскольку является дозволенной альтернативой ростовщическому кредиту. Однако у многих людей возникает вопрос: какая, по сути, разница? Разве это не тот же самый кредит? Попробуем разобраться…
Договор купли-продажи в рассрочку
Шариат запрещает сделки, в которых содержатся элементы риба (ростовщичество, лихоимство). К примеру, запрещено давать в долг определённую сумму с условием её возврата с надбавкой (такая сделка относится к одному из видов риба). «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аяты 278, 279).
В связи с этим многие мусульмане спрашивают, можно ли продавать товар в рассрочку (когда плата за товар производится в течение определённого времени), поскольку видят в этом схожесть с риба.
Суть договора купли-продажи в рассрочку состоит в том, что покупатель получает товар от продавца сразу на месте сделки, а продавец передаёт покупателю плату в течение определённого времени на обговорённых условиях. Данная сделка является предельно распространённой в наше время. В рассрочку сегодня продаются квартиры, автомобили, техника, электроника и т. д.
На дозволенность данной сделки указывает Сунна. Передаётся от Айши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) купил еду у иудея в долг и оставил у него в качестве залога (за плату) железную кольчугу (Аль-Бухари, Муслим).
Данный хадис указывает на дозволенность покупки товара в долг. Купля-продажа в рассрочку подходит под это описание, поскольку представляет собой покупку в долг, выплата которого распределяется по определённым сторонами периодам времени.
Также на дозволенность рассрочки указывает шариатская основа, согласно которой все взаимоотношения являются дозволенными, кроме тех, на запрет которых указывает Коран и Сунна. Однако необходимо отметить, что штрафы за просрочку выплаты запрещены. При этом не запрещено изначально повышать стоимость товара в случае его продажи в рассрочку. Главное – чтобы сделка была заключена на ясной фиксированной цене товара, которая не меняется после договора.
Зачем нужна мурабаха, если рассрочка дозволена шариатом?
Мурабаха понадобилась мусульманскому населению по двум причинам:
1) не всегда желаемый товар продаётся в рассрочку;
2) в большинстве случаев для продажи товара в рассрочку магазины привлекают банк, при участии которого сделка не обходится без риба. Подробнее об этом – далее. Если же магазин продаёт товар в рассрочку без привлечения ростовщического банка и без штрафов за просрочку платежей, то это будет дозволенным, даже если по причине рассрочки будет увеличена цена товара.
Ростовщический кредит
Сегодня большинство магазинов бытовой техники и других товаров предлагают продажу в кредит. Если покупать, к примеру, холодильник за наличные деньги, он стоит 30 тысяч рублей. Магазин также предлагает его в кредит на год за 40 тысяч. На самом деле за покупателя расплачивается банк, и он же получает сумму, которую в течение года выплачивает покупатель. Что в итоге приносит банку прибыль 10 тысяч рублей.
Проблема этой схемы состоит в том, что банк в данном случае фактически выдаёт покупателю 30 тысяч рублей в долг с условием его возврата с надбавкой. Это и есть риба (ростовщичество, лихоимство), запрещённое прямыми текстами Корана. Часто эту схему называют беспроцентным кредитом, давая понять клиентам, что она соответствует нормам шариата. Однако на самом деле имеет место самый обычный ссудный процент.
Вдобавок к этому в подобных договорах присутствуют штрафы за просрочку выплат, что является недопустимым согласно шариату и также относится к риба.
Помимо несоответствия нормам шариата, схемы, предлагаемые магазинами, часто содержат различные скрытые накрутки, неясные из договора и всплывающие впоследствии. К примеру, в магазине могут указывать, что не взимают штрафов за просрочку платежа и по букве будут правы, однако впоследствии выясняется, что штрафы взимает банк. Также неясные из договора и выявившиеся впоследствии выплаты могут быть связаны со страхованием.
Мурабаха…
…так называют указанную в самом начале схему, позволяющую приобрести товар в рассрочку в рамках шариата с подключением третьего лица (или компании), когда владелец товара желает наличной оплаты в момент заключения договора. В классическом исламском праве под договором мурабаха понимается обычный договор купли-продажи, в котором покупателю и продавцу известна прибыль, получаемая продавцом с его реализации. То есть покупателю сообщается размер наценки к первоначальной стоимости товара. Схему же с привлечением третьего лица называют «современная мурабаха», а также – «банковская мурабаха». Несмотря на эти названия, данная схема подробно рассматривалась исламскими правоведами прошлого.
Пошагово схема реализуется следующим образом:
1. Клиент обращается в компанию с просьбой приобрести определённый товар (например, автомобиль) и обещает купить его у компании, как только она приобретёт его в собственность.
2. Компания покупает требуемый товар (автомобиль) у указанного продавца за наличные деньги.
3. Компания приобретает товар в собственность и реально получает его у первоначального продавца.
4. После приобретения товара (автомобиля) и его реального получения компания продаёт его клиенту посредством заключения договора мурабаха, добавив к цене товара свою надбавку, известную сторонам договора.
5. Банк передаёт клиенту-покупателю товар; клиент оплачивает его в рассрочку взносами согласно обговорённому сторонами графику.
Разъяснение к пунктам:
1, 2. Обещание в первом шаге не несёт обязательный для покупателя характер. Юридической силы такое обещание не имеет. Поэтому клиент впоследствии может отказаться от покупки. Данный факт отличает мурабаха от запрещённого кредита с той стороны, что покупка компанией товара у магазина и покупка товара клиентом у компании – это две независимые сделки: компания не выдаёт кредита клиенту, чтобы он купил товар и впоследствии вернул долг с надбавкой, она реально выкупает товар и перепродаёт его, неся все связанные с этим риски.
3. Шариат запрещает продажу купленного товара, если продавец реально не получил его, даже несмотря на то что товар уже стал его собственностью. Поэтому в схеме мурабаха компания должна не просто заключить договор с магазином, но и реально получить товар. Под получением товара понимается распространённая для конкретного имущества практика. Например, получением квартиры можно считать получение ключей от неё и её освобождение продавцом. Данный пункт-условие полностью переносит риск, связанный с товаром, на компанию-посредника в схеме мурабаха.
4, 5. Договор купли-продажи в рассрочку между компанией и клиентом должен производиться только после приобретения и получения компанией товара.
Схема является дозволенной согласно мнению большинства учёных прошлого и большинства современных учёных. Её дозволили ханафиты, шафииты и ханбалиты. Запрещённой её посчитали маликиты. Мнение маликитов выбрал Ибн Таймийя. Из современных учёных запрещённой данную схему посчитали шейх Мухаммад Аль-Усаймин, шейх Мухаммад-Мухтар аш-Шанкити и некоторые другие.
Основной причиной запрета эти учёные видят схожесть данной схемы с риба и фиктивность операций. Однако многие правовые исследования и дебаты, проведённые в том числе известными международными правовыми академиями с участием крупнейших исламских учёных-правоведов, указали на дозволенность и отсутствие фиктивности в её операциях. Некоторые указания на отсутствие фиктивности в схеме мурабаха были даны выше в разъяснениях пунктов сделки.
Шейх Абдуллах Аль-Джибрин был спрошен после одного из своих уроков: «В нашем городе есть исламский банк. Если я желаю купить автомобиль и у меня нет наличных, я обращаюсь в этот банк. Он покупает машину, на которую я указал, а затем продаёт её мне в рассрочку с надбавкой к первоначальной цене. Является такая сделка дозволенной?»
Шейх ответил: «Является, ин шаа Ллах. По следующим причинам: 1) это исламский банк; 2) банк реально приобретает автомобиль у магазина в свою собственность, выплачивая деньги и получая машину. Банк получает ключи, осматривает автомобиль и пригоняет его в свой гараж. Или просто выгоняет его. Что является обязательным. Таким образом, автомобиль полностью переходит в собственность банка. Затем банк вызывает клиента и объявляет: «Вот, мы приобрели эту машину по такой-то цене, мы продаём её с такой-то надбавкой. Если желаешь, купи её, но мы тебя не обязываем, если не желаешь, мы продадим её другому. И это дозволено не только для банков, но и для физических лиц».
Заключение
На семинаре по торговым отношениям согласно шариату в ОАЭ мы поинтересовались у одного из преподавателей причиной строгости шейха Аль-Усаймина к договору «банковская мурабаха». Он ответил, что, возможно, одной из причин было нежелание шейха, чтобы исламская экономическая модель копировала западную, подстраивая её под шариатские нормы. На самом деле впоследствии договор «банковская мурабаха» стал самым популярным в сегменте исламского банкинга, несмотря на наличие многих исконных финансовых продуктов, более близких по духу к исламской экономике. Они также являются более полезными для общества и более выгодными для самих финансовых структур, если наладить должную работу в этом направлении. Подробнее мы, ин шаа Ллах, поговорим об этом в одной из следующих статей, в которой ответим на вопрос о том, чем занимается исламский банк. Хотелось бы напомнить, что влезание в долги и излишние растраты, когда человек приобретает не совсем нужные ему вещи лишь потому, что их предлагают в долг, не является похвальным. А Аллах знает обо всём лучше. ]§[
Авто в рассрочку по нормам Шариата (+видео)
С 2018 года на территории Чеченской Республики работает компания по продаже автомобилей «БериАвто». В интервью ИА «Чечня Сегодня» авторы проекта рассказали об истории создания и услугах, предоставляемых компанией.
Ислам Альсултанов рассказал о том, как ему и его друзьям пришла идея по реализации данного проекта. По его словам, после окончания университета друзья пригласили его работать в Дубай. Там он занимался вместе с ними арендой автомобилей.
Интерес у ребят к этому проекту был давно, еще до того, как они занялись арендой в Дубае. Набравшись опыта и изучив рынок, они решили, что уже пора начинать продавать автомобили в рассрочку по нормам Шариата.
Ребята не позиционируют свою компанию как автосалон.
Продажи компании контролируются непосредственно ученными Ислама. Ребята консультируются с местными и зарубежными ученными.
Как происходит процесс оформления заявки в компании «БериАвто»?
— Мы стараемся, чтобы это было максимально удобно для нашего клиента. Он оставляет у нас заявку, далее уже отдел закупки, который находится в Москве, обрабатывает эту заявку, ищет лучшее предложение в автосалонах, и уже на автовозах мы отправляем машины домой. Отправки у нас происходят почти каждый день, и каждый день мы все больше и больше машин отправляем в Грозный.
С каждым днем ребята добавляют новые услуги. Если вначале компания продавала автомобили исключительно в рассрочку, то сейчас у них появилась такая опция, как покупка автомобиля за наличный расчет.
Руководитель отдела продаж по имени Муса Хамидов рассказал агентству ИА «Чечня Сегодня» как происходит процесс оформления и покупки автомобиля.
Талиб Хамидов, руководитель отдела маркетинга, поведал агентству, что изначально в компании «БериАвто» не было отделов. В штате был лишь маркетолог, который на протяжении четырех месяцев занимается формированием маркетингового дела.
Рассрочка авто в дагестане по исламу
Как я покупал авто без процентов и КАСКО
Некоторые читатели активно делятся с нашей редакцией и читателями портала «Islam-Today» своим жизненным опытом по самым разным вопросам: начиная от женитьбы и заканчивая покупкой жилья. Представляем вам одну из них. Она будет полезной для тех, кто планирует купить автомобиль.
Ни для кого не секрет, сегодня мы живем в непростых экономических условиях. И это все сказывается на социальной жизни людей. Казалось бы, в такой ситуации потребности в больших покупках, как приобретение автомобиля, должны резко сократиться. Но жизнь не стоит на месте и собственный транспорт для многих стал средством и для передвижения, и для заработка. Порой личное авто необходимо не меньше, чем жилье. Моя ситуация мало чем отличается от множества других: у меня семья и двое детей, которых необходимо подвозить в школу и детский сад, поскольку проживаем мы за городом, я работаю в центре, а родители живут в 500 км от нас… Словом, наша семья проводит в пути полжизни. Так в моей голове созрела мысль о том, что нам пора покупать машину. Например, HYUNDAI Elantra… Дело оставалось за малым: найти средства.
Самым простым способом был – банковский автокредит. Но этот вариант был сразу отклонен, поскольку я являюсь соблюдающим мусульманином и не намерен пользоваться услугами ростовщиков из коммерческих банков, каждая копейка в которых является харамной с точки зрения Ислама. В запасе оставались еще два варианта: копить на свою мечту долгие года (а автомобиль нужен прямо сейчас!) или брать деньги в долг у друзей (где найти таких?). Собственно друг и порекомендовал мне еще один верный способ.
Сразу скажу, что мои впечатления от покупки авто удивят многих. Потому что в России такого еще не было! Дело в том, что в Казани открылся Центр партнерского банкинга, который оказывает банковские услуги на принципах Ислама. В том числе и услуги по авторассрочке. Реклама обещала горы: рассрочку до 5 лет, без КАСКО, навязываемых допуслуг и скрытых комиссий.
Я слышал о Центре партнерского банкинга и немедленно решил просмотреть их сайт, прочитать отзывы, поближе познакомиться с услугами.
Я слышал о Центре партнерского банкинга.
Хочется немного рассказать об условиях авторассрочки от Центра Партнерского Банкинга: первоначальный взнос за покупаемый вами автомобиль – от 15 %, минимальная сумма финансирования составляет 60 тысяч рублей. Срок финансирования – от 1 до 5 лет. Каких-либо комиссий за обслуживание нет. Кроме того, предоставляется возможность досрочного погашения и погашение равными платежами. Право собственности на автомобиль переходит к клиенту сразу после заключения с ним договора купли-продажи и передачи товара – это тоже не может не радовать. Таким было мое первое знакомство с Центром партнерского банкинга, которое закончилось тем, что я отправил заявку на авторассрочку прямо на сайте.
Ответ не заставил себя ждать: из банка мне позвонили в течение нескольких часов и пригласили посетить офис. Довольно удобное, кстати, месторасположение: центр города Казани, ул. М.Салимжанова, 10/73. Прямо рядом с Закабанной мечетью, которую я регулярно посещаю по пятницам.
В Центре партнерского банкинга меня встретили приветливые и вежливые сотрудницы, которые были одеты по всем канонам Шариата. Оказалось, что они еще и высококвалифицированные специалисты, которые в любой момент готовы ответить на возникший вопрос и разъяснить ситуацию.
К слову, выяснилось, что вся деятельность Центра партнерского банкинга соответствует мусульманским принципам ведения бизнеса: без ссудного процента и с одобрения Совета улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан, который изучает каждый продукт и услугу и выносит свое решение о дозволенности для мусульман.
Далее девушка из ресепшена, угостив меня кофе, проводила к консультанту по имени Айдар.
Айдар рассказал мне о способе, позволившем сэкономить десятки тысяч рублей на покупке автомобиля. И все, что я видел в рекламе, подтвердилось: никакого навязывания страховок, допуслуг и скрытых комиссий.
Я попросил сделать мне расчет, который меня приятно удивил.
Обсудив преимущества авторассрочки от Центра партнерского банкинга, мы направились в переговорную, чтобы обговорить условия покупки автомобиля. Читать договор в таких комфортных условиях – одно удовольствие. Тем более, что в нем нет подводных камней и условий «мелким шрифтом».
А вот, кстати, автомобиль, который я планирую приобрести. Моя HYUNDAI Elantra.… Жаль, что фотографии не смогут передать всех ощущений автолюбителя, который покупает машину своей мечты. Это надо почувствовать самому. Точно так же нужно почувствовать все выгоды, которые открылись мне, после знакомства с Центром партнерского банкинга. Он, действительно, меняет рынок автокредитования, делая процесс покупки автомобиля проще и доступнее. Кстати, независимо от вероисповедания.