Размер гос номера на автомобиль ссср

Прямоугольник и квадрат: как менялись номера в России и СССР

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

МВД готовит новый стандарт для автомобильных и мотоциклетных номеров. В Научно-исследовательском центре проблем безопасности дорожного движения ведомства разрабатывают изменения в действующий с 1993 г. ГОСТ, которые должны устранить ряд имеющихся противоречий. Так, перспективные нормы разрешат использование табличек так называемого квадратного формата, которые используются в США и Японии, введут более компактные мотоциклетные номера, а также установят специальные знаки для ретро автомобилей и спортивных машин. Пересмотр стандартов пройдет в 2017 г., а окончательная редакция будет готова не раньше 2018 года. По сути, готовящийся ГОСТ предлагает возврат к некоторым правилам, которые вполне успешно существовали в прежние годы.

Белые номера. 1931-1936 годы

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Из-за быстрого роста парка емкость номерных знаков быстро исчерпалась, и в 1934 г. формат табличек пришлось изменить. Название региона стали обозначать прописью, причем длинные имена сокращались до восьми букв, а количество цифр увеличили до пяти. К 1936 г. закончился и этот формат.

Черные и военные номера. 1936-1946 годы

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

В конце 1930-х появились первые дипломатические знаки, которые выдавались сотрудниками иностранных посольств – они имели три цифры вместо четырех и литеру «Д» в правом верхнем углу. А в 1940 г. в обиход вошли особые номера для военной техники, хотя единого стандарта ведомства не придерживались. Основной формат предполагал букву и пять цифр, но их расположение варьировалось, дефисы ставились произвольно, а некоторые части дополнительно использовали на табличках собственные знаки различия.

Желтые номера. 1946-1959 годы

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Наконец, были официально введены номера для прицепов – если раньше на них вешали задние таблички грузовика, то теперь они получили собственные таблички того же формата со словом «прицеп». Передние знаки для мотоциклов были отменены, как и пробные и транзитные знаки. На испытаниях автозаводы использовали стандартные таблички, а для транзита выписывали бумажные знаки.

Черные и желтые. 1959–1982 годы

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Дипломатические номера стали инверсными, то есть белыми, а литера «Д» сменилась латинской «D». Такие номер выдавались сотрудникам диппредставительств, а журналистам полагались таблички с буквой «K», торговым представителям – с буквой «М», причем в номерах последних также фигурировал двузначный код страны. В то же время появились номера с надписями «проба», «полигон», «спорт» и «милиция». Наконец, стандарт 1959 г. ввел выездные номера, в которых использовались буквы, совпадающие с латинскими.

Белые, желтые и красные. 1982–1993 годы

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Военные номера остались прежними – черными. Существовал формат, аналогичный гражданскому в черном цвете, но до перехода на российские номера таких табличек было выдано немного. Номера нерезидентов стали цветными: красными с белыми символами – у сотрудников дипмиссий, желтыми с черными символами – у других иностранных граждан. Формат табличек не отличался: латинская буква и четыре цифры, которые кодировали страну или код региона регистрации, а также статус сотрудника посольства, либо указание на машину, предназначенную для экспорта из страны.

Российские номера

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД (синий), сотрудников диппредставительств (красный), военных (черный), причем все они сделаны в схожем с обычными знаками стиле, но могут отличаться расположением и количеством букв и цифр. Вплоть до 2002 г. существовала линейка желтых номерных знаков для иностранных граждан, на которых буквой обозначался статус нерезидента. Сегодня желтые номера в формате «две буквы – три цифры» используются для такси и пассажирских автобусов.

Автомобилям, временно снятым с учета, ранее выдавались бумажные прямоугольные знаки с белым фоном и желтым полем региона, а также бумажные транзитные знаки для внутренней установки. А на машины, окончательно выезжающие за границу, ставили алюминиевые таблички с крупной буквой «Т». С октября 2013 г. автовладельцы получили право сохранить номерные знаки при смене машины, а транзитные номера были отменены кроме случаев вывоза автомобиля за границу. Кроме того, стало возможным провести регистрационные действия в любом отделении ГИБДД на территории страны, что лишило смысла использование кода региона.

До 2007 г. существовали также так называемые федеральные номерные знаки с флагом РФ вместо кода региона, которые выдавались высокопоставленным госслужащим и руководителя госкомпаний, и которые фактически являлись привилегированными. На смену таким табличкам по сути пришли традиционные знаки особых серий.

Источник

Чёрные, белые, “выездные” и даже с латиницей: советские автономера от 50-х до 80-х

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Какими были “правительственные” номера в СССР, и чем они отличались от обыкновенных? Правда ли существовали специальные серии для машин, выезжающих за границу? В какой республике были уникальные номерные знаки с использованием латинских букв? Мы продолжаем исследование советских номеров. В первой части мы затронули раннюю эпоху с 30-х до 50-х годов, а теперь пройдёмся по более знакомому нашим читателям промежутку с конца 50-х до 80-х.

Чёрные

Н а переднем однострочном знаке введенных в 1959-м номеров сначала шли четыре большие цифры (две и две через тире), далее три буквы поменьше. На заднем двухстрочном знаке сверху цифры, внизу ближе к центру – буквы. Сечение всех знаков и канавок треугольное.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Шрифт ранее применявшихся «жёлтых» номеров, о которых мы рассказывали в первой части, был более «квадратным», а у «чёрных» – скруглённым. Теперь регион обозначало сочетание первых двух букв. Чаще всего оно и указывало на название города, области, республики.

Деление серий букв по типам транспорта начало расходиться по стране. В Москве и Подмосковье действовало прежнее деление на «частные», «легковые государственные» и «грузовые» серии. В Ленинграде выделялись только серии частных машин, на легковые госучёта и грузовики обычно давали одни и те же серии. Исключение – «ЛЕБ», предназначенная только для легкового государственного транспорта. Во многих городах и областях одни и те же серии давали на любые машины.

Наконец, во многих союзных республиках одни серии обозначали столицу, другие – конкретные области. Рост парка частных автомобилей отразился на сериях номеров. Например, в Подмосковье большинство серий 60-х от «ЮАА» до «ЮАЯ» раздали на грузовики и автобусы, а среди серий второй половины 70-х: «ЮВА»-«ЮВЯ» и «ЮГА»-«ЮГЗ» преобладали «частные».

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Больше всего легенд крутится вокруг «спецсерий». В Москве изначально существовали специальные серии: для маршрутных автобусов — «ММА» и такси — «ММТ». Серия «ММЛ» сначала встречалась на легковых госучёта, затем её передали для такси. В конце 70-х появились ещё одна «таксомоторная» серия «МММ» и «автобусная» «ММН». Якобы «правительственная» серия «МОС» официально считалась просто легковой государственной. В ГОНе и других ведомственных автобазах встречались машины с обычными легковыми сериями госучёта: «МОК», «МКО», «МКЖ», «ММЖ», «МНН». Такие же серии носили медицинские, учебные и милицейские легковушки. Никаких специальных серий для милиции и КГБ в чёрных номерах в Москве не было – они получали обычные «государственные» серии.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

В каждом регионе выдавались специальные «выездные» серии для международного движения с общими буквами латинского и русского алфавита: «АВТ» в Москве, «АВО» в Московской области, «АВЕ» в Ленинграде, «АЕВ» в Горьком, «ВСВ» в Вологде, «ВРН» в Латвии и так далее. Иногда под «выездные» использовали часть цифровых «десяток» гражданских серий — например, «МОО» и «МОР» в Москве. Уникальное явление – «выездная» серия Эстонии «SSA», обычный чёрный номер с буквами латинского алфавита.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Чёрные номера для мотоциклов, как и желтые, представляли собой один знак, уменьшенную копию заднего автомобильного. Деления на «государственные» и «частные» серии для мотоциклов не было даже в Москве, сочетания букв повторяли любые автомобильные. На прицепы выдавался двухстрочный знак с цифрами сверху, двумя буквами в нижнем левом углу, за которыми следовала надпись мелким шрифтом «прицеп».

Для машин конструкторских бюро автозаводов и институтов, а также автомобилей с конвейера, проходивших обкатку на дорогах общего пользования, предназначались специальные номера с четырьмя обычными цифрами и надписью «проба», по формату близкие к обычным – спереди однострочный, сзади – двухстрочный. Отдельные типы номеров существовали для тракторов, тракторных прицепов и мопедов.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Долгое время машины с новыми «чёрными» и старыми «жёлтыми» номерами встречались на дорогах одновременно. В середине 60-х ещё более 50% автомобилей по стране ездили с номерами старого стандарта. В Москве массовую перерегистрацию государственного и грузового транспорта ГАИ устроила в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а частных машин – в 1970-м, к 100-летию В.И. Ленина. В других городах и областях «жёлтые» номера вытеснялись «чёрными» с естественным обновлением парка до 70-х. «Жёлтые» номера попадаются на рынке ретро-техники до сих пор, иногда вместе с древними автомобилями-носителями. «Чёрные» номера – вообще не редкость, они ещё встречаются даже на эксплуатируемых автомобилях-ветеранах.

Белые

В 70-е годы Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности движения совместно с ГАИ разрабатывал новый стандарт, соответствующий международным нормам. Так были созданы принципиально новые «белые» номера ГОСТ 3207-77. У разных типов транспорта появились разные номера. У частных машин третью букву вынесли вперёд, перед цифрами, и сделали уменьшенной. У государственного транспорта три буквы, как и прежде, следовали за четырьмя цифрами. Но на легковые автомобили выдавалась пара однострочных номеров, а грузовикам и автобусам полагался задний двухстрочный. Теперь инспектор ГАИ и любой гражданин могли с первого взгляда определить форму собственности автомобиля. Размеры знака и шрифт увеличились, тире было упразднено. Белый фон и чёрные знаки предполагали введение светоотражающей плёнки, но это новшество внедрить не удалось.

Источник

Как выглядели и расшифровывались советские номера автомобилей

Основной проблемой первых номеров автомобилей СССР было то, что они никак не указывали на регион, в котором были выданы. Буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Вопреки распространенному мнению, учет транспортных средств в России начал вестись задолго до революции. Но только в 1931 г. был принят общий стандарт госномеров для СССР. Посмотрим, какими были советские номера автомобилей.

Как выглядели номера на автомобилях СССР

Стандарт регистрационных номеров автомобилей в СССР менялся на протяжении всей истории государства.

В 1931 году

К разработке единого госномера привела индустриальная революция в Советском Союзе. Со времен Российской Империи и до 30-х годов 20 в. ситуация на дорогах изменилась не сильно, поэтому для обозначения транспортных средств использовались стандарты, принятые еще при императоре. В каждой губернии они были свои. Не стоит забывать, что в то время не было оборудованных шоссе, и путешествия на авто между городами были очень затруднительны — нужды не было ни в единой системе, ни в территориальных обозначениях.

Все изменилось в 1931 г. Первый номер СССР на авто выглядел так — жестяная прямоугольная табличка белого цвета с черными символами. Знаков было пять — одна кириллическая буква и две пары арабских цифр, разделенные дефисом. Стандарт размещения, принятый тогда, знаком всем и сегодня. Одинаковых табличек должно было быть две, и крепиться они должны были на передний и задний бампер автомобиля. На мотоцикле — на переднее и заднее крыло.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Автомобильные номера 1931 года

Изначально такой стандарт был принят только в Москве, но уже в 1932 г. его распространили на всю страну.

В том же году были выпущены «одноразовые» номера — от обычных они отличались надписью «Проба» и тем, что вместо двух на них была выбита только одна пара цифр. Использовались такие знаки для разовых поездок.

В 1934 году

Основной проблемой первых номеров автомобилей СССР было то, что они никак не указывали на регион, в котором были выданы. Буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.

Проблема была решена очень просто — управление не стало разрабатывать системы региональных кодов. Теперь под самим номером на табличке добавилось название города, где был расположен филиал Дортранса, выдавший этот знак. В 1934 г. таких отделений было 45, позже их количество увеличилось.

Сам номер тоже претерпел изменения — буква в нем была изменена на цифру. По государственному стандарту цифр должно было быть пять, но это правило соблюдалось не везде.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Автомобильный номер СССР (1934 год)

Практика пробных номеров тоже никуда не делась — их также подвели под новый стандарт. Появились варианты с обозначением «Транзит».

Стандарт 1936 года

В 1936 г. в транспортной сфере жизни государства случилось еще одно важное событие — в июле Союзом народных комиссаров СССР была учреждена Государственная автомобильная инспекция. С этих пор все действия с номерными знаками были переданы под ее юрисдикцию.

В этом же году ГАИ снова изменила образец номерных знаков на авто в СССР. Сама пластина стала намного больше, поле было черным, а символы — белыми. Кстати, стандарт изготовления этих номеров по сей день считается самым неудачным. В качестве материала использовалось кровельное железо, которое не выдерживало дорожных нагрузок, и пластины часто ломались.

В этом году впервые была разработана система территориальных обозначений — теперь каждый регион обзавелся своим буквенным кодом.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Автомобильный номер образца 1936 года

Сам номер был приведен к такому формату: две буквы (именно они и указывали на регион), пробел и две пары цифр через дефис. Эта схема уже соблюдалась гораздо строже, чем предыдущая, никаких отклонений от количества символов не допускалось. Пластина же выпускалась в двух вариантах. Однорядная (прямоугольная) крепилась на переднем бампере машины, двухрядная (по форме была близка к квадрату) — на задний.

В этот период стоит отметить и специфику военных номеров — у них тоже был свой стандарт, но соблюдался он гораздо менее строго, чем гражданский. Число символов на номере автомобиля Красной Армии могло колебаться от четырех до шести, распределялись они произвольно, а иногда на пластине пририсовывали совсем посторонние знаки — например, звезды.

Автономера СССР 1946 года

После войны государству проще было провести реформу госномеров, чем приводить в порядок действующую систему учета. Огромное количество техники было мобилизовано, и далеко не вся она была перерегистрирована по правилам. Трофейные автомобили, которые в изобилии ездили по стране, тоже нуждались в регистрации. Свою долю хаоса внесли и оккупанты, перерегистрировавшие автомобили по собственным правилам.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Автомобильные номера 1946 года

Новый стандарт был объявлен в 1946 г. ГАИ сохранила довоенный формат записи в виде двух букв и четырех цифр (где буквы расшифровывались как код региона), изменился только внешний вид самого знака. Его полотно стало желтым, а буквы — черными. Деление на однорядные и двухрядные тоже осталось.

ГОСТ 1959 года

В послевоенные годы уровень автомобилизации в Союзе Советских Социалистических Республик стремительно рос, и уже к концу 50-х номеров формата «две буквы-четыре цифры» стало не хватать.

Решено было добавить в номера машин СССР еще одну букву. Кроме того, в 1959 г. ГАИ отказалась от желтого полотна знака — внешний вид вернулся к довоенному формату. Сама пластина снова стала черной, а символы — белыми. Знаки с двумя буквами также остались в эксплуатации, но теперь их могли выдавать только военным автомобилям.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Автономера СССР 1959 года

Сочетания быстро заканчивались еще и потому, что один номер не закреплялся за машиной пожизненно — он менялся при каждой продаже. Тогда же было введено понятие транзитного номера, более привычное современному человеку — такие знаки изготавливались из бумаги и крепились на переднее и заднее стекла автомобиля.

Желтый фон для номеров чуть позже (в 1965 г.) был передан сельскохозяйственной технике.

Номера 1981 года

Следующая реформа состоялась после московской Олимпиады, в 1980 г.

Новый формат номеров уже гораздо больше напоминал современный. Как и в самом начале истории советских госномеров на авто, пластина стала белой, а символы — черными.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Автономера 1981 года

На самом деле в том году было принято сразу два стандарта — для частного и служебного автотранспорта. Но никаких существенных преобразований не последовало. Изменился только внешний вид советских номеров машин и порядок написания символов на них. Содержание осталось тем же — четыре цифры, три буквы (две, обозначающие регион, и одна дополнительная).

Размеры автономеров СССР

Размеры госномеров в Советском Союзе последовательно менялись с принятием каждого нового стандарта, это регламентировалось внутренним законодательством.

Однако во время реформы 1980 г. ГАИ пришлось принять во внимание международные стандарты госномеров европейских государств. Согласно им, размер переднего знака составил 465х112 мм, а заднего — 290х170 мм.

Расшифровка советских номеров авто

Старые номера машин СССР, выпущенные по первым стандартам, не имели никакой систематики — и цифры, и буквы выпускались по порядку.

В 1980 к каждой двухбуквенной комбинации стали добавлять одну переменную букву, обозначавшую серию, к которой принадлежал номер.

Индексы регионов

Первая буква индекса обычно была первой буквой названия региона.

Как сейчас для обозначения каждой области может использоваться два и больше кода, так и в СССР регион мог иметь несколько индексов. Как правило, дополнительный вводился, когда исчерпывались комбинации предыдущего.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Автомобильные номера времен СССР г. Ленинграда и области

Так, например, случилось с Ленинградской областью — когда все варианты номеров с кодом «ЛО» уже были в использовании, пришлось вводить индекс «ЛГ».

Можно ли ездить на авто с советскими номерами

В этом случае закон однозначен и не терпит никаких двояких трактовок — советские номера могут иметь лишь те автомобили, что были единожды зарегистрированы в СССР, и с тех пор ни разу не меняли владельца. При любой перерегистрации транспортного средства его номера придется сдать и получить современные согласно новому государственному стандарту.

Разумеется, и здесь есть лазейки — например, советский автомобиль можно приобрести по генеральной доверенности, тогда перерегистрировать его не придется, но в любом случае первоначальный владелец должен быть жив.

Заключение

Современный стандарт государственных номеров был принят в 1994 г. и используется до сих пор. В 2018 г. Он был дополнен выпуском номеров квадратной формы — например, для японских и американских автомобилей, не предназначенных для экспорта. На формат современных госномеров по большей части повлияли международные стандарты, например, требование к буквам, чтобы они могли читаться как кириллицей, так и латиницей.

У России и Советского Союза долгая история государственного учета транспорта. Как показало время, не все решения были правильными — например, изготовление пластин из отходов кровельного железа. С дорог постепенно уходят последние советские номера — уже совсем скоро их можно будет увидеть только в музеях и частных коллекциях.

Источник

Коллекция номерных знаков. С 1978 по настоящее время. Часть 2 — Краткая история номеров СССР.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Итак, главная тема коллекции. Номера СССР по типам. Но чтобы в СССР появились номера, сначала должен был образоваться и сам СССР, что и произошло в декабре 1922 г, если кто забыл. До этого 6 республик, учредителей СССР, существовали отдельно. Вы думаете, после образования СССР сразу появились и единые номера? Нет.
Начнем с того, что в каждом городе правила были своими. Появился в 1918 г. Декрет Совнаркома о правилах движения на автомобилях по Москве и окрестностям. В Интернете, кстати, много путаницы и неточностей, поэтому известен более поздний аналогичный декрет 1920 г., который часто называют первым. На самом деле большевики озаботились правилами еще в 1918 г. Правила эти были очень простыми, состояли сначала всего из нескольких пунктов. Впоследствии они расширялись. Но с самой первой редакции одним из пунктов было обязательное наличие на автомобиле номерного знака. Вот такого, как на фото ниже. Это номерной знак для автомобиля г. Астрахани на 1918 г., кстати самый ранний послереволюционный автомобильный знак в моей коллекции. Следующий датируется лишь обр. 1933 г.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Общее руководство автомобильным делом возлагалось на НКПС (Народный комиссариат путей сообщения). Но номерные знаки он не выдавал. С 1921 г. в составе НКПС РСФСР было создано Центральное управление местного транспорта (ЦУМТ). По порядкам, существовавшим еще с царских времен, номерные знаки извозчикам, которые были основным транспортом, велосипедам и незначительному числу автомобилей, номерные знаки выдавали местные органы власти. Где-то это были Отделы коммунального хозяйства, где-то Финансовые отделы. Номерные знаки в каждом городе были своими. Общие требования к номерным знакам по стране были определены правилами ЦУМТ лишь в 1927 г. с созданием первых общесоюзных правил учета автомобилей и мотоциклов. Но их не очень-то соблюдали.
Городские номерные знаки, а это название к номерам прилипло и сохранилось в обиходе чуть ли не до 90-х годов ХХ в, в каждом городе выдавались на год. Они лишь подтверждали уплату налога, а в некоторых случаях также говорили о прохождении предшествовавшего выдаче номера техосмотра повозки, велосипеда или транспортного средства. Чтобы легче различить нарушителей, номера ежегодно, а иногда и раз в полгода, менялись по цвету или форме.
В 1928 г. ЦУМТ был выведен из состава НКПС и преобразован в Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс). Он стал отдельным ведомством при Совнаркоме и ведал строительством и ремонтом дорог, транспортными перевозками, складами, а также учетом автомобилей.
Если в двадцатые годы число автомобилей измерялось одной — двумя десятками тысяч, то в начале 30-х с вводом в действие заводов АМО и ЯАЗ, число транспорта в народном хозяйстве выросло на порядок. Следовало ввести четкую систему учета такого количества автомобилей, в том числе исходя из мобилизационных целей.
Поэтому первое постановление об общесоюзном учете авто-мото-транспорта было, наконец, разработано в 1931 г. С ним и появились первые общие по Союзу ССР номера. С него мы и начинаем отсчет типов и серий. Стандарт быстро перестал отвечать потребностям времени, т.к. имел небольшую емкость. Номерной знак состоял из одной буквы серии, определявшей регион учета, и четырех цифр, выполнявшихся черным цветом на белом фоне, например, «А-1234». В этом стандарте существовали также номера серии «Проба». Числа комбинаций было недостаточно для быстро растущего числа автомобилей в СССР.
Пришлось в 1933 г. изменять стандарт. Новый номерной знак также имел белый фон и черные символы. Он состоял из цифр числом до пяти, в нижней части указывался условный регион учета, т.н. «Дортранс». Дортрансы создавались и изменялись вместе с реорганизацией административно-территориального деления страны. Их было около пятидесяти на момент упразднения стандарта. Сначала различали мото и автономера, а также «Пробы». Чуть позже в стандарте появились транзиты для перегона автомобилей и дипломатические.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

В 1936 г. было решено сосредоточить учет, регистрацию транспорта и выдачу номерных знаков в одном органе — Государственной автомобильной инспекции. Созданная 5 ноября 1934 г. в составе Цудортранса, она в 1936 г. была выведена оттуда и передана в Главное управление Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Цудортранс также был передан в состав НКВД и реорганизован в Гушосдор — Главное управление шоссейных дорог. С выходом 3 июля 1936 г. Постановления Совета народных комиссаров №1182 утверждено «Положение о ГАИ ГУ РКМ НКВД СССР». Эта дата принята как день рождения ГАИ, хотя служба ведет свою историю с конца 20-х годов, когда в ряде городов были созданы Отделы регулирования уличного движения (ОРУДы).
Гаишники быстро приняли новый стандарт на номера, правда их введение неоднократно переносилось. Лишь в 1938 г. старые номера с Дортрансами окончательно были запрещены. Мотоциклетные номера этого периода, также как и раньше, ставились как впереди, так и сзади. Впереди их обычно крепили на крыло мотоцикла по направлению движения, склепывая два знака между собой — получался двухсторонний номер. К специальным типам — «транзитам», «пробам», дипломатическим номерам добавились номера для прицепов.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Но стремясь избавится от недостатков номеров обр. 1933 г., увеличили размер пластин. Передний номер был длиной 575 мм — на 5 см длиннее современного. А задний превосходил по размерам белый советский квадратный номер для юрлиц.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Это потребовало металла, и для номеров стали применять металл самого низкого качества и недостаточной толщины. Большие «лопухи» трескались, часто отваливались от автомобилей, несмотря на существенный штраф за утерю номера. Поэтому ориентировочно в 1940 г. решили ввести новые номера уменьшенного размера. Про них пока известно очень мало, даже точной даты утверждения стандарта нет. Собственно, поиски ответа на этот вопрос и сподвигли автора начать работу, которая позже переросла в полноценное исследование истории номеров СССР. Но за более чем 6 лет я не смог найти норматива на эти номера. Поиск продолжается, а сами номера в коллекции есть. Вот пример такого номерного знака уменьшенного размера на ГАЗ-67, фото было взято с «молотка».

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Что характерно, при присоединении к СССР республик Прибалтики, там были заменены номерные знаки, но выдача номеров во всех трех новых республиках шла не в соответствии с общесоюзными образцами. Более-менее соответствовали им номера Литовской ССР, где отличием от номеров обр. 1936 г. была лишь латинская серия «RL». А вот, например, образец номерного знака Эстонской ССР, выдача которых была начата весной 1941 г. Номер очень похож на знак времен независимости. Отличием является серия «ER» из двух букв вместо одной буквы серии национальных номеров.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Ввести уменьшенные знаки помешала война. С ней были утрачены учеты подразделений, большая часть парка транспорта была мобилизована и погибла в войну. Поэтому в 1946 г. довоенные номера стали менять новыми, т.н. «желтыми». При этом передние мотономера упразднили.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Номера 1946 г. до сих пор можно встретить на старых автомобилях. Особенно частыми являются номера серии «ЧР», выдававшиеся в Харьковской обл. УССР. Неудивительно, что именно такие знаки стали первыми в коллекции автора. Что интересно, в Москве передних номерных знаков не было на легковых автомобилях примерно до 1954 г, а фон номеров легковушек был черным, а не желтым. Грузовые автомобили Москвы имели стандартный желтый фон у номеров. Номера «Проба» и «Транзит» отменили. Дипломатические номера получили вид «д1-23» и выпускались на черном фоне.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Ну а потом и двух букв серии стало мало. Пришлось в 1958 г. увеличивать размер переднего номера для появления третей буквы. Теперь две буквы серии (т.н. «основа») по-прежнему означали региональную привязку, а третья буква менялась, как только цифровой набор достигал 99-99. Размерность заднего номера оставлена без изменений.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Попутно буквы сместили за цифровой набор, а фон знаков поменяли на черный, как было принято в тогдашней Европе. Но основной причиной называлась неравномерность окраски желтых номеров — их перекрашивали, а колер краски, конечно, никто в соответствии с ГОСТ не подбирал. Поэтому они могли быть и почти белыми, и коричневыми. В то время внешнему виду автомобилей уделяли много внимания, поэтому было решено ввести знаки на черном фоне — тут уж с цветом сложно перепутать. Мотономера, как и раньше, были меньше автомобильных в размерах. Фон дипломатических знаков изменился на белый, а структура их тоже поменялась — буква переехала за цифры или под них: «32-10 д».

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

В 1965 г. в ГОСТ были внесены изменения. Появились номера для тракторов и других самоходных машин, тракторных прицепов и мопедов. Чтобы выделить тихоходные трактора решили им вернуть на номера желтый фон, как у номеров 1946 г. Поэтому часто несведущие люди причисляют тракторные номера к номерам более раннего стандарта, хотя между их появлением почти 20 лет разницы. Также, вероятно в 1964 г., были возвращены номера «Проба» и «Транзит» многоразового применения.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Что характерно, регистрацию тракторов решили сосредоточить не в ГАИ или в каком-то независимом на тот момент органе, а сделали по отраслевому принципу. Минсельхоз имел в своем составе Главсельтехнадзор, ему и поручили заниматься регистрацией тракторов в сельском хозяйстве. А для остальных министерств выделили серии номеров — каждому свою, и поручили им самим контролировать свои трактора и тракторные прицепы, занимаясь учетом и выдачей номеров. Конечно это повлекло за собой бардак в учете, но в целом повысило контроль за трактористами.
Некоторые виды номеров имели белый фон — в основном, дипломатические разных видов. Они поменялись в конце 60-х. Были введены новые номера для иностранцев. Они состояли из буквы серии и пяти цифр. Первые две означали код посольства, а последующие три — цифровой набор номера. Буквенная серия означала категорию иностранца: D — дипломат, К — корреспондент, М — представитель инофирмы или гражданин, приехавший в СССР на работу или учебу по международному соглашению. Позже появились знаки серии «М» из шести цифр — для обычных проживающих в СССР иностранцев, на автомобили которых выдавались технические паспорта (на автомобили с номерами из пяти цифр техпаспорта не выдавались, и их продажа гражданам СССР напрямую была запрещена).

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

В 1977 г. был разработан новый ГОСТ, фон обычных знаков стал белым. ГОСТ предусматривал появление номерных знаков в световозвращающем исполнении. Это улучшило бы распознаваемость автомобилей на неосвещенных дорогах. Но проблемы с освоением качественной пленки для номерных знаков решены не были, а на закупку импортной денег не было. Поэтому номера появились к Олимпийским играм 1980 г. Самой массовой серией таких номеров была «ОЛМ».

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Также было несколько знаков серий «МОА», а ветераны в числе олимпийских упоминают еще «МОО» и «МОЛ». Их после проведения Олимпиады с автомобилей сняли, впрочем серия «МОА» появилась на грузовиках, «МОЛ» — на легковых автомобилях преимущественно различных правоохранительных служб, а «МОО» недолго была довольно статусной серией служебных легковых автомобилей — настолько немногочисленной и крутой, что сейчас об этом никто и не помнит.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Да, в этом стандарте номера для автомобилей частников и организаций были разделены. У машин юрлиц все три буквы были вместе, а у частников сначала одна меняющаяся буква, затем 4 цифры и потом две буквы основы серии. Проблемой было несовпадение применявшихся на номерах букв кириллического алфавита и требований Конвенции о дорожном движении. Для выезда за рубеж при наличии кириллицы на номерах приходилось номера менять. Были выделены особые серии для таких случаев, номера предполагалось по возвращении сдавать и получать назад свои собственные сданные на хранение. Знаки некоторых категорий иностранцев было решено окрашивать в красный и желтый цвета. Военные номера оставались черными двухбуквенными.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

В ГОСТ 3207-77 несколько раз вносились изменения и дополнения. Одним из них в конце 80-х был введен специальный тип номерного знака для специальных легковых автомобилей. Такой номер устанавливали на спецтранспорте, контроль за которым был усилен. Позже, с разрешением продаж частным лицам грузовиков, был добавлен специальный номер и для них, но его успели выдать лишь в Хабаровском крае и Свердловской обл.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Отдельной темой являются военные номерные знаки. Появились они в годы Великой отечественной войны. Обычным транспортом тех лет являлись полуторки и трехтонки. На них номера рисовались краской — на заднем борту, боковых дверях и т.п. Специальные пластины для номеров были, в основном, у легковых автомобилей и мотоциклов. Поэтому до наших дней таких номеров дошло мало.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Структура военных номеров из буквы и пяти цифр сохранилась до 1962 г. Тогда были введены, по аналогии с гражданскими номерами обр. 1958 г., новые военные номера из четырех цифр и двух букв серии. Они не имели региональной привязки. Разные серии можно было встретить в разных регионах СССР. Эти знаки, меняясь по исполнению несколько раз, дожили до 1993 г., когда появился новый ГОСТ на российские номера.
С открытием границ, распадом СССР старые советские номера в бывших республиках заменялись национальными. Первой тут была Эстония, введшая собственные номера в 1991 г. В конце 1993 г. появились такие номера в России. Вместо буквенных серий у них код региона. Ну мы их знаем — вот они. Эти знаки в раннем, т.н. «бесфлаговом» исполнении.

Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть фото Размер гос номера на автомобиль ссср. Смотреть картинку Размер гос номера на автомобиль ссср. Картинка про Размер гос номера на автомобиль ссср. Фото Размер гос номера на автомобиль ссср

Кстати, уже в этом году текущий ГОСТ Р 50577-93 на регистрационные знаки будет изменен. Об этом я еще рассказать успею в следующий раз, когда остановлюсь подробнее на тех номерах России, что имеются в ГОСТ на настоящий момент или были упразднены, но существовали в прошлом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *