Реклама на авто можно или нельзя
Изменения в законе о рекламе — 2021: запрет громких сообщений, маркировка
В 2021 году законодательство о рекламе в очередной раз дополнилось новыми ограничениями и нюансами: за громкую рекламу могут выписать штраф, для проверки больше не нужны заявления, а владельцев популярных сайтов стали регулировать жестче.
Рассказываем обо всех новшествах с пояснениями.
Что такое реклама и за что придется отвечать
Не каждое сообщение, которое предприниматель пытается донести до потребителя, считать рекламой. В ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ дается такое определение:
Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
То есть рекламой считаются сообщения, которыми бизнесмен мотивирует покупателей, в том числе потенциальных, к какому-то действию, или продвигает интерес к своему продукту или бренду.
Рекламой не считается:
Когда мы говорим о каких-то ограничениях в распространении рекламы, речь идет не обо всей информации, а только о той, которая попадает под формулировки из закона.
Проверка законности рекламы без заявлений
Контролем соблюдения законодательства о рекламе занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она выявляет нарушения, проводит внеплановые выездные и документарные проверки, привлекает экспертов в спорных ситуациях.
До начала этого года ФАС, как и большинство контролирующих органов, имела право проводить проверки по заявлениям. Например, если кто-то из граждан жаловался на рекламный баннер, служба организовывала проверку и принимала решение.
С 1 января 2021 году ФАС получила право систематически проверять рекламу, размещенную юридическими лицами и предпринимателями. Жалобы или обращения для этого больше не нужны (Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922).
Если ФАС обнаружит нарушение, то бизнес могут привлечь к административной ответственности, в частности, по ст. 14.3 КоАП РФ: для ИП размер штрафа составит от 4 000 до 20 000 руб., а для организаций – от 100 000 до 500 000 руб. Либо ФАС может вынести предостережение. Санкций можно избежать, если сразу исправить нарушение.
Отвечать за проблемы с рекламой будут не только подрядчики или заказчики — за нарушения штрафуют всех, кто участвовал в создании и размещении рекламы. Например, если бизнес заказал у рекламного агентства баннер, на котором разместили незаконную рекламу, могут оштрафовать и заказчика, и исполнителя. Поэтому не стоит полностью полагаться на контрагента. Заказывая рекламу, проверяйте ее самостоятельно или советуйтесь с экспертами.
Как понять, что за рекламу оштрафуют
Прежде чем распространять рекламу, убедитесь, что она не нарушает закон.
В ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ перечислены товары и услуги, которые точно нельзя рекламировать:
Есть запреты, которые указаны в других законах – например, в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей».
Еще есть четкие критерии, по которым ФАС выписывает штрафы. Например, нельзя использовать иностранные слова без перевода, не указывать точную информацию о правилах и сроках проведения акции.
Проблемы обычно возникают в ситуациях, когда нет четкой терминологии. Например, в ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ указано, что нельзя распространять неэтичную рекламу, то есть рекламу, которая порочит физическое или юридическое лицо, объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, или содержит информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали. Является ли конкретный случай нарушением таких норм, будет решать экспертная комиссия ФАС.
Перед размещением рекламы изучите весь профильный закон, потому что различные запреты и нюансы содержатся в разных статьях. Еще можно прочесть комментарии ФАС к закону.
Запрет громкой рекламы
С 25 августа 2021 года действует Федеральный закон от 26.05.2021 N 150-ФЗ, ограничивающий такой формат продвижения, как звуковое оборудование на стенах и крышах зданий. Причем неважно, коммерческое это здание или жилое.
Также в законе указано, что под ограничение попадает распространение рекламы через оборудование, которое размещается на «иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений».
Общего запрета на звуковую рекламу в законодательстве нет. Например, за распространение сообщений через громкоговоритель в руках промоутера штрафовать не должны. Исключение, если будет нарушен какой-то другой закон, например, уровень шума будет превышать принятый в регионе санитарный максимум.
Точно штрафовать за нарушения будут распространителей рекламы, которые разместят оборудование и будут передавать через него сообщения. Претензии могут предъявить и бизнесу, который закажет распространение такой информации.
Маркировка рекламных сообщений
Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ внес изменения в правила размещения рекламы в интернете. Согласно ст. 16 Закона о рекламе, реклама, распространяемая в интернете, должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя и сайт с информацией о нем. Что конкретно должно быть указано о рекламодателе, не уточняется.
Прежде чем размещать сообщения в интернете, убедитесь, что Роскомнадзор не запретил распространять рекламу конкретному ресурсу. Штрафа за размещение быть не должно — законом устанавливается ответственность рекламораспространителя, а не рекламодателя. Но могут возникнуть финансовые проблемы: бизнес оплатит размещение, а сайт не сможет выполнить обязательства.
Крупные сайты обяжут размещать социальную рекламу
В апреле вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 № 124-ФЗ об обязательной квоте в размере 5 % на размещение социальной рекламы в интернете. Пока он распространяется только на крупные сайты с ежедневной посещаемостью более 100 000 пользователей.
Правительство наделило функциями оператора социальной рекламы АНО «Институт развития интернета» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1907-р). Некоммерческая организация будет регулировать распространение соцрекламы, отбирать контент для размещения и взаимодействовать с интернет-площадками.
С 1 сентября 2022 года Роскомнадзор займется созданием и ведением единой системы учета интернет-рекламы. В нее войдет информация о рекламодателях и их сообщениях. Передавать данные будут рекламодатели, агентства или другие посредники.
Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Реклама на автомобилях: правила оформления, учет и налогообложение
Постоянной проблемой для каждого предприятия является закрепление на рынке, удержание «отвоеванных» позиций, привлечение новых покупателей, расширение своей деятельности. Для этого предприятию приходится прибегать к различным рекламным акциям, расходы на проведение которых могут быть очень значительными.
Поэтому для минимизации своих затрат предприятия ищут пути для проведения действенной, но достаточно дешевой рекламы. Реклама на автомобилях фирмы – как раз из этого разряда.
Правовые основы размещения рекламы на транспорте
Размещение рекламы на транспорте имеет свои особенности. Обратимся вначале к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Статья 20 названного Закона предусматривает возможность размещения рекламы на транспортном средстве. Для этого должен быть договор, если машина в аренде или под рекламу будет задействовано чужое авто. Если транспортное средство в собственности, то, естественно, никаких подобных бумаг не нужно.
При этом запрещается использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара. Подобная реклама не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
По мнению специалистов Федеральной антимонопольной службы, изложенному в письме от 10.03.2011 № АК/8234, размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусов, троллейбусов, трамваев) будет противоречить части 5 статьи 20 Закона о рекламе в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе пассажирам указанных транспортных средств.
В письме ФАС России от 02.05.2012 № АК/13623 «О рекламе на транспортных средствах и квалификации информации, размещенной на сайте» дополнительно поясняется, что к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести и случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения. При этом оценку длительности размещения транспортного средства на одном месте следует проводить исходя из разумности срока стоянки транспортного средства, а также с учетом места размещения транспортного средства.
Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается (п. 6 ст. 20 Закона о рекламе). Нельзя размещать на автомобилях любые виды рекламы алкогольной продукции (п. 4 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе).
Предусмотрена и административная ответственность за нарушение этих требований. Статьи 14.37 и 14.38 КоАП РФ предусматривают штрафы за нарушение рассмотренных требований на юридических лиц до одного миллиона рублей. Как мы видим, сумма более чем серьезная и заставляет внимательно изучить как требования закона, так и нормы ответственности.
Судебная практика
Может помочь в освоении вопроса и в отношении того, как разместить рекламу на транспорте без ошибок, и арбитражная практика. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 11.02.2014 № Ф09-14584/13 суд рассматривал ситуацию, когда антимонопольный орган посчитал ненадлежащей рекламой размещение информации с помощью клейкой пленки на боковых окнах автобусов.
По мнению проверяющих, были нарушены требования Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 (комментарий автора – в настоящее время действует решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”), ГОСТа Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утвержденного постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 № 47-ст.
Суд в итоге не согласился с ними, так как размещение рекламы не противоречило нормам и требованиям, предъявляемым к безопасности транспортных средств, так как Техническим регламентом предусмотрено, что светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70%. В отношении задних и задних боковых стекол требований по светопропускаемости Техническим регламентом не установлено.
Аналогичный вывод был сделан в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу № А36-5756/2014.
В Постановлении ФАС Московского округа от 13.02.2013 по делу № А41-7766/12 суд рассмотрел ситуацию, когда на автомашине была размещена реклама медицинского центра. Оштрафовать рекламодателя антимонопольщики попытались на том основании, что в силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Суд обоснованно сделал вывод, что реклама не содержит указание на лекарственные средства, методы лечения, медицинскую технику, для применения которых необходимо ознакомиться с инструкцией по их применению или получить консультацию специалистов при прохождении медицинской водительской комиссии, в связи с чем, сопровождения размещаемой информации предупреждением не требовалось.
Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 07.12.2017 № Ф06-27024/2017 по делу № А65-30727/2016 принял доводы хозяйственного субъекта, что транспортное средство используется по целевому назначению, осуществляется перевозка товаров, функциональное назначение транспортного средства не изменено.
Но есть и арбитражная практика с иными решениями арбитров, не в пользу рекламодателей. Например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2016 № Ф01-818/2016 по делу № А28-7957/2015, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.07.2015 № Ф10-1651/2015 по делу № А09-12568/2014 и др.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 5848/08 по делу № А45-10972/07-2/21 было определено, что звуковое сопровождение рекламы, а также звуковая реклама в салоне транспортного средства не допускаются, так как осуществляются с использованием транспортного средства. К аналогичным выводам пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 26.09.2017 № Ф05-13613/2017 по делу № А40-3290/2017.
Реклама должна быть корректной и достоверной. Например, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 04.07.2017 № Ф08-4093/2017 по делу № А25-1421/2016 рассматривал размещение рекламы таксомоторной компании. Но рекламу размещала не эта компания, а организация, оказывающая всего лишь операторские услуги, не имеющая в распоряжении или в пользовании автомобилей такси и, соответственно, не осуществляющая деятельность по перевозке пассажиров. Судьи сделали вывод о нарушении законодательства.
Обратите внимание, на транспортных средствах может быть размещена и не своя, а чужая реклама. В соответствии с Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.12.2014 № Ф01-5310/2014 по делу № А82-17091/2013 ответственность за нарушение требований Закона о рекламе в этом случае несет не собственник транспортных средств, а третье лицо, которое и проводило рекламную акцию.
Хотя Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.09.2008 № 6327/08 по делу № А57-5741/07-6 не согласился с таким подходом, признав виноватым лицо, распространявшее рекламу, а не рекламодателя.
Бухгалтерский учет расходов на рекламу на транспорте
В бухгалтерском учете затраты по размещению рекламы на транспортных средствах являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в составе коммерческих расходов согласно пунктам 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99).
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99).
Расходы на рекламу в соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». И этот порядок не зависит от того, о каком предприятии – промышленном, торговом или осуществляющем иную деятельность, – идет речь.
Обратите внимание: если выделить конкретные суммы, причитающиеся работнику за «рекламные» работы, невозможно, то и относить начисленную заработную плату и взносы на статью расходов «Реклама» также будет необоснованно.
Налоговый учет расходов на рекламу на транспорте
Порядок отражения рассматриваемых расходов в налоговом учете имеет свои отличия от бухгалтерской методологии учета.
В налоговом учете рекламные расходы представляют собой, согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
При этом для целей налогового учета расходы на рекламу делятся на нормируемые и ненормируемые.
К ненормируемым расходам организации на рекламу относятся:
А вот расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше (абз. 2–4 подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ), осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Для определения размера выручки следует обратиться к статье 249 Налогового кодекса РФ, согласно которой выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Обратите внимание, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 248 НК РФ). То есть НДС при составлении такого расчета нужно будет исключить.
Расходы на рекламу на транспорте будут относиться к нормируемым видам рекламы (письма Минфина РФ от 20.04.2006 № 03-03-04/1/361, от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334).
При этом важно учесть, что отчетными периодами по налогу на прибыль являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. А у налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, даже признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что расходы, выходящие за пределы нормы в одном отчетном периоде, могут оказаться в границах лимита по итогам двух, трех или более отчетных периодов. Что в этом случае делать с нормируемыми расходами?
Сверхнормативные расходы, которые не были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль организаций в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах календарного года (письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-07-11/285).
Карина Кислова, главный бухгалтер ООО «Рост кадастр»
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Нужно ли разрешение для размещения рекламы на автомобиле?
В сети задается множество вопросов о законности брендирования автомобилей и опубликованы длинные статьи, освещающие вопрос с разной стороны. Дабы не тянуть с ответом и не заставлять читателя перебирать всю статью, отвечаем сразу и по делу.
Разрешено все, что не запрещено!
Тогда, что запрещено:
Нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей.
Конечно же в законе есть еще много букв о необходимости заключения договора между владельцем автомобиля и рекламодателем, но мы их сознательно упустили, так как это ни как и ни кем не контролируется, закон утратил свою силу по факту его не исполнения.
Так откуда же пошел миф о незаконности размещения рекламы?
Ранее существовал регламент утвержденный МВД, который предъявлял требования к размещению рекламы на транспортных средствах. Данный документ уже давно утратил силу, а вопрос законности до сих пор задается в сети.
Начиная и заканчивая первым пунктом ст. 20 ФЗ №38
1. Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
В октябре 2018 внесли редакцию в данную статью, так почему же нельзя убрать лишнюю чушь! Есть ли в России хоть один прецедент, когда сотрудник ДПС проверил наличие данного договора!
Реклама на авто: правила и особенности согласования
Хотим забрендировать авто. «Газель» принадлежит физлицу, которое не имеет отношения к компании.
1. Нужно ли получать разрешение на размещение рекламы?
2. Если будет не реклама, а только бренд, телефон, наименование, то нужно ли согласовывать такую рекламу?
В описанной ситуации согласование на размещение такой рекламы не требуется.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о рекламе размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о рекламе использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.
Часть 5 ст. 20 Закона о рекламе предусматривает, что реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозы безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
За размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, предусмотрена административная ответственность (ст. 14.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В описанной ситуации согласование на размещение такой рекламы не требуется.
Обратите внимание! Возможны законодательные ограничения, связанные с рекламой определенных видов товаров.
Так, размещение рекламы алкогольной продукции (включая пиво) с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции не допускается на транспортных средствах (Письмо ФАС России от 29.05.2014 N АК/21824/14 «О размещении информации на транспортных средствах»).
Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием
Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона
1. Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ часть 2 статьи 20 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
2. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.
3. Запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:
1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
4) предназначенных для перевозки опасных грузов.
4. Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.
5. Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
6. Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.