Рекорд скорости на льду на авто
Шинники из Nokian установили мировой рекорд скорости на льду
Шинная компания Nokian установила новый мировой рекорд скорости на льду. Тест-пилот финского производителя Янне Латинен, управлявший седаном Audi RS6 прошлого поколения, разогнался до 335,713 километра в час, побив собственное предыдущее достижение на 4,103 километра в час.
Латинен использовал тот же автомобиль, что и во время установления предыдущего рекорда, зафиксированного в марте 2011 года. Однако в этот раз машина была обута в зимние 20-дюймовые шипованные покрышки Hakkapelitta 8 размерности 255/35 (два года назад на седан устанавливались Hakkapelitta 7). По словам представителей Nokian, на скорости свыше 320 километров в час шипа касались льда 43 раза в секунду.
Заезды проходили на льду Ботнического залива, где специалистами Nokian была подготовлена специальная трасса протяженностью 12 километров. Для того чтобы рекорд был зафиксирован лед должен быть прирордным и не покрыт какими-либо химическими веществами, улучшающими сцепление. Автомобиль должен был совершить два заезда в течение часа. После этого вычисляется средняя скорость. «Максималка» фиксировалась на отрезке в 0,9 километра.
В марте на льду озера Байкал участник чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC Роман Русинов установил российский рекорд скорости на льду. На суперкаре GT-R он разогнался до 294,8 километра в час.
Самый первый рекорд скорости передвижения на машине по льду был зафиксирован в 1995 году. Тогда суперкар Bugatti EB110 Supersport развил 296 километров в час.
Заветные «300»: как российские гонщики устанавливают скоростные рекорды на льду Байкала
Согласитесь, не так уж много людей в реальности за рулем «укладывали стрелку» за 200 км/ч? Спортсменов же такой скоростью не удивишь. Вот 300 – уже серьезнее. Да, есть гоночные автомобили – «формулы» и «прототипы», которым и этот рубеж по плечу. Но не только они. Штурмуют такие рубежи и российские пилоты. Впрочем, возможно и это никого не потрясет? Хорошо, тогда добавим, что дело происходит… на голом, зеркальном льду.
Казалось бы, фраза об уникальности озера Байкал затерта до невероятности. Можно услышать об уникальных запасах пресной воды, уникальной чистоте, уникальной энергетике, уникальных туристических красотах… И всё это будет правдой.
Неповторимые природные особенности этого огромного озера весьма разнообразны. Поэтому зайдем немного с другой стороны. Хотя, признаться сразу – потом всё равно вернемся «на исходные позиции».
Итак, таких мест в мире два. И оба они – озера. Но разница между ними огромна. Воды Байкала на пять месяцев в году скованы льдом. А воды Бонневиля… отступили много тысяч лет назад, оставив только соляную равнину. Что же общего у таких не похожих друг на друга природных объектов?
Объединяет их то, что Бонневиль и Байкал – единственные места на Земле, где проходят соревнования на установление рекордов скорости. Многокилометровые просторы плоских равнин – соляной или ледовой – позволяют создавать безопасные трассы необходимой протяженности.
История установления рекордов в Бонневиле перевалила за столетнюю отметку, она началась в 1914 году. Байкальская история значительно короче – ее первый десятилетний юбилей как раз и будет отмечен в 2022 году.
Зато и «резерв» рекордов, которые здесь можно еще установить, пожалуй, даже больше. Ведь (вот мы и вернулись на те самые «исходные позиции») для зимних рекордных заездов Байкал – «полигон» уникальный, больше подобных соревнований в мире не проводится. Разовые заезды – да, устраивают порой. Но так чтобы полноценные, масштабные соревнования.
«Идеологом» и организатором «Дней скорости на льду Байкала» всё это десятилетие выступает компания LAV-racing известного автожурналиста, автогонщика и автопутешественника Андрея Леонтьева.
Байкальские «Дни скорости», проходящие в период самого надежного льда («ледовым периодом» на Байкале считаются пять месяцев с января по май) – вполне официальное соревнование. Оно проходит в соответствии со специальными регламентами и Российской Автомобильной Федерации (РАФ), и Международной (FIA).
Участвующие пилоты имеют гоночные лицензии, а автомобили проходят строгую техническую инспекцию. В принципе, «глобально» техника делится на 2 категории – специально подготовленная (группа «А») и серийная без спецподготовки (группа «В»).
Но есть еще и множество различных классов этой самой техники – от крошечных картов до огромных грузовиков. И несколько различных дисциплин: рекорды на дистанции 1 км с места и с хода, попытки достижения максимальной скорости, наименьший тормозной путь.
Плюс добавляется еще возможность установить не «спортивный» результат, а достижение для национальной или международной книги рекордов. В итоге «поле действия» открывается широчайшее.
Лед – стихия коварная. Чтобы подготовить соответствующую всем требованиям трассу, проводится огромная работа. Прямой отрезок для рекордных заездов имеет впечатляющую длину – больше 13 000 метров.
Ведь, помимо «мерного километра» автомобиль нужно разогнать, а потом – остановить. А со скорости около 300 км/ч (именно вокруг этого весьма символичного рубежа идет борьба в последние два года) только на остановку на льду может потребоваться более 2 километров! Кстати, на разгон до 300 уходит около 5 км.
Причем никаких тормозных парашютов (как в дрэг-рейсинге), даже у самых подготовленных автомобилей, использовать на льду нельзя. Именно что из-за парусности. Неожиданный порыв ветра может «сдернуть» автомобиль, а это – серьезнейшая авария.
Так что надежда только на шины. Во многом, ледовые рекордные заезды – именно их бенефис. В последние годы официальным шинным партнером «Дней скорости» выступает Continental, предоставляя две весьма подходящие модели – IceContact 2 и IceContact 3 – для легковых автомобилей и кроссоверов.
Эти шины отличаются друг от друга («второй» IceContact ассиметричный с функционально разделённым рисунком протектора Divided Tread, «третий» — симметричный направленный, с двойным типом ошиповки), так что выбор в зависимости от конкретного автомобиля и от погоды у гонщиков есть. Впрочем, для одного из рекордов использовался и третий тип шин – Continental Scandinavia, но об этом чуть позже.
IceContact 2
«Зеркальный байкальский лед» — конечно, красивая фраза. И да, этот лед действительно бывает очень красив. Но подготовка трассы – это не только «разгрести снег». На протяжении всех 13 километров организаторы добиваются именно что идеальной гладкости.
Всяческие наросты и неровности срезаются, а трещины и углубления – заливаются. Причем не только на самой дорожке для рекордов, но и далеко по бокам от нее – ведь автомобиль может потерять управление и вылететь. Даже небольшого «ребрышка» на такой скорости может оказаться достаточно для опрокидывания.
На «мерном отрезке» устанавливается электронная (и тоже сертифицированная по международным требованиям) система хронометража. Причем «стартовый» и «финишный» комплексы симметричны, ведь регламент подразумевает, что участник должен преодолеть дистанцию дважды.
Сначала в одну сторону, затем, в течение часа (чтобы не сильно поменялись погодные условия) – в другую. Так компенсируется возможное влияние ветра. Ну а уж влияние «скользкости» льда – тут вопросы только к погоде. И пусть вас не смущает упоминание «скользкости льда», как раз именно это — основное препятствие для установления рекорда.
Несмотря на всё это, рубеж 300 км/ч на дистанции 1 км с хода удалось одолеть, это сделал восьмикратный рекордсмен России Максим Леонов за рулем 575-сильного серийного Jaguar F-type R на шинах Continental IceContact 3, показав 302,6 км/ч.
Чуть медленнее, но тоже перевалив за заветную отметку, проехал дистанцию Андрей Леонтьев (в его активе 18 рекордов России за всю историю) на Lamborghini Urus. Но это были тренировочные заезды. А максимальная скорость при официальных замерах чуть-чуть не дотянула до «трехсот» — 299 км/ч и 298 км/с соответственно.
Почувствуйте разницу в «скользкости льда»! Тем не менее, Максим Леонов — самый быстрый человек в мире на льду на серийном, без каких либо изменений, автомобиле в своём классе.
В 2021 году организаторы провели даже еще больший объем работ, подготовив и вторую трассу – кольцевую. Длина подобного «кольца» обычно составляет 8-12 км (раньше такие трассы строили для заездов на 1000 км), а повороты выполняются максимально пологими – это заезды на общую скорость, а не на умение пилотов проходить крутые виражи.
На такой трассе и состоялся первый в истории 24-часовой заезд на скорость на льду. Причем в этой своеобразной «гонке на выносливость» участвовало сразу три автомобиля Porsche Macan и девять пилотов. Согласно регламенту, каждые 9 кругов они менялись, чтобы каждый провел за рулем каждого из трех 252-сильных кроссоверов одинаковое время.
И за сутки каждый из этих 9 участников проехал около 2 500 км! С учетом остановок на дозаправки и смены водителей, средняя скорость превысила 103 км/ч. Кстати, и здесь хорошую службу сослужила резина IceContact 3 с ее «двойной ошиповкой».
IceContact 3
Помните, мы упомянули третий тип шин – Continental Scandinavia? Возможно, читатели «в теме» успели удивиться, ведь это грузовые шины. Да-да, ошибки нет. Еще одна серия рекордов была установлена на… восьмитонном 500-сильном тягаче Ford F-max с отключенным ограничителем скорости.
Причем пилотировала его женщина – опытнейшая раллистка, тренер и инструктор Илона Накутис. В Книгу Рекордов России занесено достижение по максимальной скорости на льду – 134 км/ч. При этом средняя скорость на километровой дистанции с хода составила 130,699 км/ч, а с места – 48,6.
В 2021 году на старт на ледовой трассе выходили и картингисты. И тоже смогли установить три рекорда в своих классах А2-1 и А2-2 на километровой дистанции – на карте Rotax (125 куб. см) и Cart Formula (270 куб. см). Авторами достижений стали Маруся Леонтьева (Rotax, 109,188 км/ч с хода) и Стас Лыжин (Rotax, 83,843 км/ч с места, и Cart Formula, 82,438 км/ч с хода).
Сейчас уже вовсю разворачивается подготовка к «Дням скорости на Байкале» 2022 года. Естественно, в ближайших планах организаторов – не только официально преодолеть рубеж в 300 км/ч, но и «закрепиться» за ним.
Для этого будет привлекаться более мощная техника, хотя разнообразие классов будет соблюдаться. А там уже недалеко останется и до абсолютного рекорда мира по скорости в заездах на льду – 331 км/ч, так что прицел – на него.
Заветные «300»: как российские гонщики устанавливают скоростные рекорды на льду Байкала
Казалось бы, фраза об уникальности озера Байкал затерта до невероятности. Можно услышать об уникальных запасах пресной воды, уникальной чистоте, уникальной энергетике, уникальных туристических красотах. И всё это будет правдой. Неповторимые природные особенности этого огромного озера весьма разнообразны. Поэтому зайдем немного с другой стороны. Хотя, признаться сразу – потом всё равно вернемся «на исходные позиции».
Итак, таких мест в мире два. И оба они – озера. Но разница между ними огромна. Воды Байкала на пять месяцев в году скованы льдом. А воды Бонневиля. отступили много тысяч лет назад, оставив только соляную равнину. Что же общего у таких не похожих друг на друга природных объектов?
Объединяет их то, что Бонневиль и Байкал – единственные места на Земле, где проходят соревнования на установление рекордов скорости. Многокилометровые просторы плоских равнин – соляной или ледовой – позволяют создавать безопасные трассы необходимой протяженности. История установления рекордов в Бонневиле перевалила за столетнюю отметку, она началась в 1914 году. Байкальская история значительно короче – ее первый десятилетний юбилей как раз и будет отмечен в 2022 году. Зато и «резерв» рекордов, которые здесь можно еще установить, пожалуй, даже больше. Ведь (вот мы и вернулись на те самые «исходные позиции») для зимних рекордных заездов Байкал – «полигон» уникальный, больше подобных соревнований в мире не проводится. Разовые заезды – да, устраивают порой. Но так чтобы полноценные, масштабные соревнования.
«Идеологом» и организатором «Дней скорости на льду Байкала» всё это десятилетие выступает компания LAV-racing известного автожурналиста, автогонщика и автопутешественника Андрея Леонтьева.
Байкальские «Дни скорости», проходящие в период самого надежного льда («ледовым периодом» на Байкале считаются пять месяцев с января по май) – вполне официальное соревнование. Оно проходит в соответствии со специальными регламентами и Российской Автомобильной Федерации (РАФ), и Международной (FIA). Участвующие пилоты имеют гоночные лицензии, а автомобили проходят строгую техническую инспекцию. В принципе, «глобально» техника делится на 2 категории – специально подготовленная (группа «А») и серийная без спецподготовки (группа «В»). Но есть еще и множество различных классов этой самой техники – от крошечных картов до огромных грузовиков. И несколько различных дисциплин: рекорды на дистанции 1 км с места и с хода, попытки достижения максимальной скорости, наименьший тормозной путь. Плюс добавляется еще возможность установить не «спортивный» результат, а достижение для национальной или международной книги рекордов. В итоге «поле действия» открывается широчайшее.
Лед – стихия коварная. Чтобы подготовить соответствующую всем требованиям трассу, проводится огромная работа. Прямой отрезок для рекордных заездов имеет впечатляющую длину – больше 13 000 метров. Ведь, помимо «мерного километра» автомобиль нужно разогнать, а потом – остановить. А со скорости около 300 км/ч (именно вокруг этого весьма символичного рубежа идет борьба в последние два года) только на остановку на льду может потребоваться более 2 километров! Кстати, на разгон до 300 уходит около 5 км. Причем никаких тормозных парашютов (как в дрэг-рейсинге), даже у самых подготовленных автомобилей, использовать на льду нельзя. Именно что из-за парусности. Неожиданный порыв ветра может «сдернуть» автомобиль, а это – серьезнейшая авария.
Так что надежда только на шины. Во многом, ледовые рекордные заезды – именно их бенефис. В последние годы официальным шинным партнером «Дней скорости» выступает Continental, предоставляя две весьма подходящие модели – IceContact 2 и IceContact 3 – для легковых автомобилей и кроссоверов. Эти шины отличаются друг от друга («второй» IceContact ассиметричный с функционально разделённым рисунком протектора Divided Tread, «третий» — симметричный направленный, с двойным типом ошиповки), так что выбор в зависимости от конкретного автомобиля и от погоды у гонщиков есть. Впрочем, для одного из рекордов использовался и третий тип шин – Continental Scandinavia, но об этом чуть позже.
«Зеркальный байкальский лед» — конечно, красивая фраза. И да, этот лед действительно бывает очень красив. Но подготовка трассы – это не только «разгрести снег». На протяжении всех 13 километров организаторы добиваются именно что идеальной гладкости. Всяческие наросты и неровности срезаются, а трещины и углубления – заливаются. Причем не только на самой дорожке для рекордов, но и далеко по бокам от нее – ведь автомобиль может потерять управление и вылететь. Даже небольшого «ребрышка» на такой скорости может оказаться достаточно для опрокидывания.
На «мерном отрезке» устанавливается электронная (и тоже сертифицированная по международным требованиям) система хронометража. Причем «стартовый» и «финишный» комплексы симметричны, ведь регламент подразумевает, что участник должен преодолеть дистанцию дважды. Сначала в одну сторону, затем, в течение часа (чтобы не сильно поменялись погодные условия) – в другую. Так компенсируется возможное влияние ветра. Ну а уж влияние «скользкости» льда – тут вопросы только к погоде. И пусть вас не смущает упоминание «скользкости льда», как раз именно это — основное препятствие для установления рекорда.
Несмотря на всё это, рубеж 300 км/ч на дистанции 1 км с хода удалось одолеть, это сделал восьмикратный рекордсмен России Максим Леонов за рулем 575-сильного серийного Jaguar F-type R на шинах Continental IceContact 3, показав 302,6 км/ч. Чуть медленнее, но тоже перевалив за заветную отметку, проехал дистанцию Андрей Леонтьев (в его активе 18 рекордов России за всю историю) на Lamborghini Urus. Но это были тренировочные заезды. А максимальная скорость при официальных замерах чуть-чуть не дотянула до «трехсот» — 299 км/ч и 298 км/с соответственно. Почувствуйте разницу в «скользкости льда»! Тем не менее, Максим Леонов — самый быстрый человек в мире на льду на серийном, без каких либо изменений, автомобиле в своём классе.
В 2021 году на старт на ледовой трассе выходили и картингисты. И тоже смогли установить три рекорда в своих классах А2-1 и А2-2 на километровой дистанции – на карте Rotax (125 куб. см) и Cart Formula (270 куб. см). Авторами достижений стали Маруся Леонтьева (Rotax, 109,188 км/ч с хода) и Стас Лыжин (Rotax, 83,843 км/ч с места, и Cart Formula, 82,438 км/ч с хода).
Сейчас уже вовсю разворачивается подготовка к «Дням скорости на Байкале» 2022 года. Естественно, в ближайших планах организаторов – не только официально преодолеть рубеж в 300 км/ч, но и «закрепиться» за ним. Для этого будет привлекаться более мощная техника, хотя разнообразие классов будет соблюдаться. А там уже недалеко останется и до абсолютного рекорда мира по скорости в заездах на льду – 331 км/ч, так что прицел – на него.
Новый мировой рекорд 331,61 км/ч
Nokian Tyres – Самые быстрые на льду
Новый мировой рекорд скорости на льду был установлен гонщиком-испытателем Nokian Tyres Янне Лайтиненом, который достиг скорости 331,610 км/ч на трассе в Ботническом заливе у города Оулу в Финляндии. Мировой рекорд был побит 6 марта на четырнадцатикилометровой ледяной трассе. Мировой лидер в производстве зимних шин компания Nokian Tyres оборудовала автомобиль, на котором был установлен мировой рекорд, шипованными шинами Nokian Hakkapeliitta 7 (255/35R20 97 T XL).
Экстремальные скорости подчеркивают роль высококачественных шин как единственной точки соприкосновения автомобиля с дорожным полотном. Когда вождение осуществляется на исключительно высоких скоростях по скользкому льду, шины должны обеспечивать максимальное сцепление, превосходную прочность и управляемость наряду с высокомощными автомобилями.
Высокие скорости требуют от шин определенных качеств. Когда автомобиль движется со скоростью 331 км/ч, он проезжает более 92 метров за одну секунду. На высоких скоростях шины находятся под огромным давлением, а их диаметр может увеличиваться на 15-20 мм. В условиях, когда сопротивление воздуха быстро растет, набрать такую скорость можно только при условии очень надежного сцепления автомобиля с дорожным полотном.
— Матти Мори, Менеджер службы технической поддержки клиентов компании Nokian Tyres.
«Проведение испытаний на высоких скоростях в сложных условиях является одним из важнейших этапов процесса разработки зимних шин. Тестирование на пределе возможностей многому учит нас и вынуждает искать нестандартные решения, которые мы впоследствии можем использовать в наших продуктах», – объясняет Матти Мори, менеджер службы технической поддержки клиентов компании Nokian Tyres.
Книга Рекордов Гиннеса разработала четкие правила мировых рекордов скорости на льду. Замеряется время прохождения автомобилем километровой дистанции в обоих направлениях. Мировым рекордом становится среднее значение этих двух результатов. Старт автомобиля должен быть удачным. На попытку установить мировой рекорд отводится ровно один час. Лед должен быть натуральным и не может быть обработан какими-либо химикатами. Для теста необходимо использовать шины, которые находятся в открытой продаже и одобрены для использования на дорогах страны, в которой устанавливается мировой рекорд.
Гонка 1000 километров по льду Байкала. Как мы предприняли попытку установления рекорда скорости
В этом году нам посчастливилось принять участие в рекордной 1000-километровой попытке на установление лучшей средней скорости во время «Дней скорости на льду Байкала». Рассказываем о том, как это было.
Перед участниками рекордной попытки-2020 стояла непростая задача. Нам нужно было превзойти предыдущие показатели, которые занесены в записи рекордов РАФ и FIA в 2017 году. Предыдущий рекорд также устанавливали на Байкале. В нем участвовали три пилота на автомобиле Bentley Flying Spur, а средняя скорость в тот раз составила 91,6 км/ч. Не спешите говорить, что это очень мало: ведь в расчет берется не только время, проведенное непосредственно на ледовой трассе, но и все те минуты, которые уходят на дозаправку, смену пилотов и прочие необходимые действия, когда скорость автомобиля равняется нулю. Да и на самой кольцевой трассе с минимальным сцеплением не всегда возможно поддерживать высокую скорость: в поворотах приходится тормозить, чтобы не наделать ошибок и не вылететь с траектории.
В чем основные отличия «Байкальской мили» от «Дней скорости на льду Байкала»?
В этом году (равно как и в прошлом на льду Байкала) практически параллельно происходило два мероприятия: «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала». Чтобы вы не запутались в них, предлагаем вам узнать, чем они отличаются.
Фестиваль скорости «Байкальская миля» проходит уже второй год на бурятской стороне озера около села Максимиха, примерно в 200 км от Улан-Удэ. Его организаторы — известный custom-байкер и владелец ателье Fine Custom Mechanics Сергей Мальцев и не менее известный мотопутешественник и организатор выставок «Мотозима» и «Мотовесна» Дмитрий Хитров.
Участниками «Байкальской мили» являются преимущественно мотоциклисты (примерно 70%) и владельцы/пилоты других транспортных средств с разным количеством колес и даже без оных, как, например, лодки на воздушных подушках.
На самом деле это в первую очередь большая тусовка, но здесь происходят и замеры скорости, которые фиксируют в «Байкальской книге рекордов».
«Байкальская миля» создана по подобию рекордного мероприятия в Бонневилле, только на льду, и напоминает «Автоэкзотику» в ее лучшие годы.
Совсем другое дело — «Дни скорости на льду Байкала». Это академичное и закрытое для широкой публики событие, нацеленное на установление рекордов скорости на природном льду, которые фиксируются как в Российской автомобильной федерации, так и в FIA.
«Рекорды скорости на льду Байкала» с 2012 года проводит известный телеведущий, автоспортсмен и журналист Андрей Леонтьев и компания «LAV Productions» около острова Ольхон на льду Малого Моря, а на событии работают представители и судьи РАФ, которые официально фиксируют рекорды.
«Рекорды» уникальны именно своим подходом и результативностью, но машин и участников тут намного меньше. В их списке значатся как гражданские, так и гоночные автомобили категории TCR, карты, формулы и кит-кары вроде шорткатов.
В силу климатических особенностей и низких температур многие рекорды даются непросто, особенно это касается класса открытых автомобилей и картов.
Первые страницы истории
Событие 2012 года стало в некоем смысле пробным: здесь обкатывалась технология проведения подобных заездов. Тогда благодаря гильдии Ледовых капитанов Байкала и ее председателя Александра Бурмейстера была выбрана ровная ледовая площадка протяженностью более десяти километров, с помощью профессиональных геодезистов на ней построена разгонная трасса, а первым рекордным автомобилем стала Mazda MX5, предпринявшая рекордную попытку на льду в классе до двух литров.
На сайте Российской автомобильной федерации можно найти список всех национальных рекордов начиная с 1961 года. Свой первый репортаж об этом событии я опубликовала в 2013-м на портале Drom.ru, когда Роман Русинов разогнал Nissan GT-R до 301,325 км/ч (но в книге рекордов был зафиксирован результат в 294,8 км/ч). Здесь же мы рассказывали и про экспериментальный 2012-й год.
В тот раз для лучшего торможения к Mazda MX-5 был прикреплен тормозной парашют, однако опыт показал, что сильные порывы ветра при раскрытом парашюте создают лишь дополнительную опасность, и от него было решено в дальнейшем отказаться.
Основное большинство рекордов скорости на льду было установлено на дистанции длиной в километр с места и с хода, а вот пять лет спустя, в 2017 году, прошла и первая 1000-километровая кольцевая гонка, в которой на автомобиле Bentley Flying Spur участвовали Кирилл Ларин, Максим Леонов и Андрей Леонтьев.
Начинается все с разведки. Ее вот уже десять лет проводит Александр Бурмейстер и Гильдия ледовых капитанов Байкала. Разведка занимает порядка двух месяцев, и перед группой стоит задача найти ровную льдину, без торосов, разломов и щелей длиной минимум 13–14 и шириной 3–4 километра. После того как площадка найдена, начинается разметка трассы, для чего привлекают специалистов по геодезии.
Для установления рекорда скорости с хода автомобилю необходимо набрать определенную скорость к первой отсечке, и по льду, при низком коэффициенте сцепления это происходит не так быстро, как на асфальте. На торможение нужно еще больше времени. Несколько лет тому назад, когда во время заездов была достигнута скорость в 295 км/ч, 13 километров едва хватило на разгон и торможение.
Геодезисты размечают трассу с точностью до миллиметра. На мерном километре, который расположен примерно посередине трека, на входе и выходе устанавливают датчики хронометража. По правилам FIA, которыми руководствуются организаторы, пилот должен проехать по трассе в обе стороны: это исключает влияние попутного ветра.
Далее начинается непосредственная подготовка трассы: очистка ее от снега, срезка снежных переметов, которые на высокой скорости могут создать аварийную ситуацию. Также срезаются и ледовые стыки старых трещин. На всю эту работу уходит несколько дней, а затем официальные представители Российской автомобильной федерации проверяют трассу на соответствие всем условиям, включая безопасность, и выдают Сертификат.
Рекордные попытки Байкала-2020
В этом году сюда привезли Subaru WRX STi на газобаллонном оборудовании, Short Cut Classic и Jaguar F-Pace. Был еще карт SODI RT8, но, пожалуй, главный интерес вызывали три новеньких Hyundai i30 N, на каждом из которых участникам рекордной попытки предстояло проехать в общей сложности не менее 1000 км. Впрочем, один из Hyundai также принимал участие в скоростных заездах по прямой на один километр.
На открытом шорткате и карте пилотам было тоже не слишком комфортно. Даже скорость в 150 км/ч для пилота Сергея Ларина в таких условиях стала серьезной проверкой: сильный встречный ветер, постоянно запотевающий от дыхания визор шлема, тонкий омологированный комбинезон — все это осложняло условия заезда.
Что касается Марии Леонтьевой на карте, чья максимальная скорость превысила 82 км/ч, то ей в полностью открытой машинке было и вовсе тяжело, и после заездов приходилось отогревать руки и ноги, которые буквально теряли чувствительность, в отапливаемой юрте.
Илья Кашин на Jaguar F-Pace развил среднюю скорость на дистанции в один километр с хода более 200 км/ч, максимальная скорость превысила 220 км/ч.
Максим Леонов на Hyundai i30 N показал среднюю скорость на дистанции в один километр с хода скорость более 220 км/ч, максимальная скорость превысила 230 км/ч.
Еще в один из дней проходили испытательные заезды на торможение на резине Continental Ice Contact 2 — и это тоже был интересный и необычный эксперимент, выполненный по заказу представительства шинной компании. Торможение проводилось по прямой с выжиманием педали тормоза в пол со скоростей 60 км/ч, 80 км/ч, 100 км/ч и 200 км/ч. При этом водитель должен был держать руль прямо и не подруливать для выпрямления траектории. Давление в колесах автомобиля Jaguar F-Pace поддерживалось на заданных стандартных цифрах, для замеров тормозного пути были приглашены специалисты по геодезии со специальными приборами. Тормозной путь с 60 км/ч по льду составил около 57,5 метра, с 80 км/ч — 134 метра, со 100 км/ч — 199 метров и с 200 км/ч — 555,5 метра.
— Это очень хороший показатель для зимних шин, — прокомментировал результаты замеров кандидат технических наук, инженер Лаборатории спортивных автомобилей МАДИ Максим Топорков. — На такой поверхности коэффициент сцепления составляет 0,2, и тормозной путь в 57,5 метра с 60 км/ч до остановки демонстрирует высокое качество зимней резины.
Что касается экологии, то позвольте в этот раз обойти подробным вниманием экологическую составляющую этих заездов и лишь упомянуть, что из года в год здесь ничего не меняется: организаторы продолжают тщательно собирать мусор, технические жидкости и прочие отходы жизнедеятельности в специальные контейнеры и затем вывозят и утилизируют это далеко от озера.
Для участия в 1000-километровом заезде было выбрано три автомобиля Hyundai i30 N, укомплектованные двигателем 2,0 л турбо мощностью 275 л.с. и механической коробкой передач.
Все три были «обуты» в разную резину — Continental Ice Contact 2, Michelin X-Ice North 4 и Nokian Hakkapeliitta IX. В рекордной попытке участвовал автомобиль на шинах Continental №1, остальные выполняли тестовые задачи.
Для заезда была построена кольцевая трасса протяженностью 7900 метров с поворотами как в правую, так и в левую сторону, двумя длинными дугообразными поворотами на дальних концах трассы и длинной прямой свыше километра с возможностью разогнаться примерно до 190–200 км/ч.
В заезде участвовали шесть непрофессиональных пилотов: Илья Кашин, Михаил Кулешов, Сергей Ларин, Максим Леонов, Андрей Леонтьев и я, Мария Мельникова. График наших заездов был составлен так, что каждый проезжал на каждом автомобиле по одной сессии, что в сумме составляло примерно 500 км. Каждая сессия длилась примерно полтора часа, т. е. в целом мы провели на льду за рулем Hyundai i30 N примерно по 4,5 часа.
Нашей задачей было придерживаться максимально возможной скорости, при этом распределять силы так, чтобы весь заезд удерживать высокий темп. Требовалось добиться того, чтобы общая средняя скорость за всю гонку превысила предыдущий рекорд.
Да, возможно, если бы конфигурация трассы состояла из круга или овала, где можно максимально комфортно придерживаться высоких скоростей, наш результат был бы выше, но перед нами стояли и другие задачи: сравнить между собой три разных шинных бренда и… получить удовольствие от управления автомобилем.
Перед стартом заездов у каждого из пилотов была возможность проехать по два пробных круга, чтобы ознакомиться с трассой, затем был дан старт заезда. Мы стартовали по очереди с интервалом в 6,5 минуты друг от друга. Предполагалось, что таким образом мы сможем избежать обгонов более медленных пилотов более быстрыми, а также ожидания своей очереди на заправке, которая по плану должна была происходить на смене пилотов. Тем не менее расход топлива не у всех был одинаковый: кто-то больше разгонялся и тормозил, кто-то лучше придерживался средней скорости. Так что у некоторых пилотов топливо заканчивалось еще до финиша их отрезка, и организаторам приходилось на ходу разруливать ситуации, когда две машины могли одновременно оказаться «в паддоке».
Мы стартовали с разгонной прямой, на которой дежурил судейский автомобиль и была установлена отсечка времени, здесь же в стороне была оборудована заправка. Еще два судейских автомобиля стояли в дальних концах трассы. Эта необходимость была обусловлена тем, что местные с удовольствием использовали проложенную трассу для своих транзитных поездок, и это создавало потенциальную угрозу столкновений.
Мне повезло открывать этот заезд под взмах флага: я вышла первой на трассу на автомобиле № 1 «Continental». В начале заездов практически вся трасса полностью была покрыта снегом — за исключением прямика, который использовался до этого для рекордных заездов по прямой. Но уже к концу моей первой смены мы «протоптали» довольно широкую ледовую колею и разбили снежную целину в районе поворотов. Первая смена вообще была самой сложной, т. к. надо было приноровиться не только к незнакомому автомобилю, но и к практически незнакомой трассе, понять оптимальные скорости, точки торможения и апексы. Главное отличие от нормальной кольцевой асфальтовой гонки в том, что ты раньше тормозишь и раньше поворачиваешь, выбирая траекторию с запасом. Впрочем, в течение гонки все очень сильно меняется, да и разные шины заставляют менять стиль управления автомобилем.
В качестве предварительного итога хочется отметить, что средняя скорость по итогам заезда составила свыше 110 км/ч, а это означает, что если РАФ признает попытку состоявшейся, то очередной рекорд будет зафиксирован.
Во время написания этого материала я прекрасно отдавала себе отчет в том, что оппоненты могут сказать: «Подумаешь, что такое 110 км/ч?».
Да, вероятно, это не так уж и много. Но, во-первых, это все же была средняя скорость с учетом остановок, к тому же это были заезды на льду, где коэффициент сцепления совсем низкий. Во-вторых, история пишется не сразу, и всегда нужно с чего-то начинать. Зато теперь у нас есть еще один рубеж, который будет интересно преодолеть в дальнейшем. Ну и, в-третьих, рекорды — это тоже дисциплина автоспорта, а автоспорт это в любом случае здорово.
Андрей Леонтьев о рекордных автомобилях Subaru WRX STI и Short Cut Classic:
«Серийный Subaru STI был переоборудован для работы на сжиженном пропане. В теории это сулило не только снижение вредных выбросов, но и прирост мощности. И действительно, замеры на стенде перед отправкой машины на Байкал показали +40 лошадиных сил, а на ледовых тренировках машина ехала быстрее 260 км/ч. Но накануне зачетных заездов выпало много снега, а ночью грянул 30-градусный мороз. К сожалению, перенести зачетный заезд можно лишь предупредив РАФ за 48 часов. Из-за мороза мощность машин с интеркулерами резко упала: нет рабочей температуры — нет давления в турбине, нет давления — нет мощности. Экстренная замена форсунок на более производительные, проведенная в полевых условиях, дала незначительный эффект, но на зачетном заезде смогли показать только 237 км/ч. Тем не менее эксперимент можно с уверенностью назвать успешным, и он получит свое развитие в следующих ледовых стартах».