Ремонт авто новые технологии
Пять технологий автомастерских будущего
Дни традиционного ремонта автомобилей еще не полностью миновали, но их время подходит к концу. И хотя для небольших кустарных автомастерских для работы над старыми автомобилями всегда найдется место, маловероятно, что крупные авторемонтные мастерские и СТО останутся на плаву. Ремонт автомобилей становится менее трудоемким и более наукоемким по мере того, как компьютерная диагностика охватывает все больше и больше аспектов ремонта. Технику приходится быть все более и более продвинутым, но не в плане автомобильной науки, а в плане автомобильного ремонта при помощи новейших технологий.
Новые технологии будут заточены на диагностике и быстром ремонте, хотя это и не означает, что будут дешевле для рядового потребителя. Автомастерским придется тратить деньги на сертификацию и повышение конкурентоспособности, и эти расходы в любом случае аукнутся на кошельках владельцев транспорта. Давайте разберемся, какие футуристические технологии будут работать на автомастерских будущего.
Дешевые самодельные компьютеры
Этот компьютер мог бы быть полезным в качестве крошечной бортовой системы для автомобиля. Он мог бы проводить диагностику данных и собирать статистику производительности для более эффективного ремонта и модернизации. Диагностический компьютер в автомобиле — далеко не новая идея. Когда-то люди просто делали это при помощи ноутбуков. Подобные вычисления в виде Raspberri Pi тоже не несут ничего нового, но у них есть ряд плюсов: эта технология стоит копейки, умещается в кулаке и может улучшаться. У миниатюрных недорогих компьютеров есть мощный потенциал для роста вглубь салона автомобиля.
Новые технологии кузова
Опытные техники привыкли работать на стальных автомобилях, и работа с алюминием потребует полного пересмотра стратегии. Алюминиевые панели нельзя будет просто поправить, как их стальные аналоги, их придется заменять, что потребует специальных инструментов и оборудования. Эти изменения могут увеличить стоимость ремонта автомобилей, но есть и свои плюсы. Поскольку автомобили будут умнее и прочнее, они будут и дольше функционировать. Кроме того, новые технологии безопасности вроде камер заднего обзора и систем предупреждения столкновения означают, что автомобили будут менее аварийными, а аварии — менее серьезными.
Беспроводная передача данных
Tesla Motors планирует навести порядок со своими электромобилями, которые можно будет обновить беспроводным путем прямо из дома, по аналогии со смартфоном или компьютером. Конечно, основной проблемой будет безопасность такого беспроводного подключения, потому что оно взламывается. Не секрет, что большинство автопроизводителей не планирует рисковать так, как Tesla, но если технология беспроводной связи с автомобилем хорошо себя зарекомендует, уже завтра она станет привычной опцией.
Дополненная реальность
Очень скоро дополненная реальность может изменить сам принцип работы с автомобилем — достаточно будет надеть Google Glass, которые отобразят всю возможную информацию о нем; запустить компьютер, который будет сопровождать механика в процессе ремонта; приложение, которое поможет технику визуально очертить рабочую зону. Volkswagen одной из первых хочет опробовать подобную технологию и представила интерфейс MARTA для грядущего VW XL1.
MARTA (мобильный технический ассистент дополненной реальности) поможет технику сэкономить ценное время, изучая все аспекты необычного автомобиля, и, как надеется Volkswagen, может улучшить безопасность работы. Ученые говорят, что однажды приложения дополненной реальности для пользователей помогут им самостоятельно ремонтировать свои автомобили. Они даже могут заменить привычные буклеты описания изделия.
3D-печать
Большинство качественных систем 3D-печати стоят очень много денег, их сложно использовать, и они занимают много места. Другими словами, промышленным 3D-принтерам придется проделать длинный путь в авторемонтные мастерские. Зато потом каждый сможет использовать их возможности для быстрого восстановления поврежденных или потерянных деталей. Делать игрушки — это одно, но ставки растут, если речь идет о тормозных суппортах.
Автосервис будущего: как будут ремонтировать автомобили завтра
Создать неломающиеся автомобили пока не получается. Но технологии авторемонта не стоят на месте. Сегодня расскажем о суперочках, подсказывающих мастеру характер неисправности, диагностике за сотню километров от автосервиса и других гаджетах.
Раз в два года во Франкфурте собирается крупнейшая выставка автосервиса и автотехнологий Automechanika Frankfurt. Подборку самых интересных устройств для СТО завтрашнего дня наш корреспондент лицезрел буквально несколько дней назад.
Очки дополненной реальности
Для экономии времени диагност и механик будет пользоваться очками с подсказками, такими как предлагает итальянская компания Texa. Заранее «проинформированные», с какой моделью авто собирается работать использующий их автомеханик, очки сами «узнают» узел и подают на встроенные линзы меню подсказок и управления ремонтируемой системой авто. Вместо компьютерной мыши у сервисмена — портативная тач-панель мини-компьютера Epson, который соединен по Bluetooth с диагностическим разъемом (OBD) автомобиля.
При помощи тачпада «эстэошник» кликает по нужным пунктам спроецированного перед его глазами меню. Таким образом, очки с тач-панелью и специальный софт помогают ремонтнику не отвлекаться от проблемного узла на стоящий на верстаке экран компьютера или справочник-мануал по ремонту.
Удаленный автосервис
Для устранения технических проблем совсем необязательно будет ехать на СТО — ее специалисты могут сами, даже не дожидаясь вызова, приехать на место поломки со всем необходимым. Уже в недалеком будущем все автомобили могут быть оснащены таким полезным «черным ящиком», как TMD MK3 Pnp, разработки, кстати, той же итальянской Texa.
В отличие от известных самописцев в авиации, это устройство — не только немой свидетель событий, но и их активный участник. Этот самый продвинутый на сегодня вариант дистанционного контроля за транспортным средством и удаленной диагностики его систем, помимо прочего, отличается особой компактностью.
Установленный прямо в диагностический разъем OBD модуль также собирает информацию от собственных встроенных датчиков (пара акселерометров, высотометр, гироскоп, GPS/ГЛОНАСС/Galileo) и располагает точнейшими данными о местоположение контролируемой машины, скорости и режиме движения, наклонах кузова и прочее. По каналу мобильной связи GSM/2G/3G/4G поддерживается контакт с диспетчерским центром, так что TMD MK3 Pnp дает ему возможность следить за работой систем автомобиля, а то и вмешиваться в них.
Такое дистанционное участие диспетчера в работе подвижного состава позволяет оперативно реагировать на ДТП, задержки в пути, отказы, направлять ремонтные бригады и запчасти к месту поломки машины и снимать ошибки систем управления в удаленном режиме.
Меньше хлопот с шинами
Одним из самых слабых мест автомобиля на сегодня остаются шины. Уменьшить хлопоты по их обслуживанию владельцам недорогих автомобилей поможет новый шинный датчик VDO REDI-Sensor. Его «фишка» — в универсальности и лучшей защищенности.
Во-первых, датчик предназначен для работы со штатными системами контроля давления в шинах TPMS (Tire Pressure Monitoring System) автомобиля и поставляется уже запрограммированным под одну из трех групп брендов.
Во-вторых, он не крепится традиционно к вентилю шины, а клеится на ее внутреннюю поверхность в районе беговой дорожки, где лучше защищен от механических повреждений. К тому же применение данной шины с датчиком становится независимым от типа колесного диска. При замене резины датчик может быть использован повторно — его несложно снять со старой покрышки и приклеить на новую. Цена нового датчика пока не названа, но она будет ниже прежних аналогов за счет уменьшения номенклатуры моделей до трех, снижения затрат на хранение и логистику и отсутствия необходимости перепрограммирования.
Контроль над электронными ассистентами
Системы, которые помогают водителю контролировать автомобиль на дороге (ABS, ESP, Brake Assist, противобуксовочные, противоскольжения и пр.) со временем требуют обслуживания и ремонта. До настоящего дня их диагностировали методом дорожных испытаний или путем замены поочередно всех «подозрительных» узлов. Немецкий производитель сервисного оборудования Maha создал стенд, который позволяет проверить электронных ассистентов прямо в комфортных условиях теплого бокса СТО.
Беговые барабаны особой конструкции помогают сымитировать не только такие привычные режими, как линейное ускорение и торможение авто, но и движение автомобиля в повороте, маневрирование на кривых любой траектории, причем на скорости до 80 км/ч. Результаты испытаний, например, касательно каждого колеса, в виде цифр и графиков выдаются на экран любых устройств, базирующихся на Windows.
Цена стенда Maha MFP 3000 не будет доступной. Дорог сам подъемник Maha, на базе которого сооружена система, дорого программное обеспечение и все дополнительные модули. По мнению разработчиков, стенд будут покупать СТО в США и богатых странах Европы и учебные заведения автомобильного профиля.
Инновационные технологии гаражного оборудования
Конечно же, нельзя сказать, что дни традиционного авторемонта сочтены, но инновационные технологии, реализуемые в передовых моделях гаражного оборудования, все энергичнее давят на пятки классическим подходам, методам и приемам. Что это за технологии? Читайте в нашем материале.
Инновационный потенциал технологической эволюции чрезвычайно богат самыми разнообразными решениями. Большинство из них, так или иначе, находят свое применение в автомобильной отрасли: производстве и обслуживании автотехники. Интернет вещей, цифровизация, дополненная реальность, машинное зрение, большие данные… – все, что еще вчера казалось чем-то совершенно фантастическим, сегодня активно входит в наш повседневный обиход.
И хотя на рынке всегда найдется место для небольшой механической СТО старой школы, предприятиям, ориентированным на высокую прибыльность, необходимо идти в ногу со временем, выбирая самые передовые образцы гаражного оборудования. Потому что с их помощью можно не только быстрее и эффективнее выполнять диагностические и ремонтные процедуры чрезвычайно сложно устроенных современных автомобилей, но и наиболее оптимальным образом выстраивать бизнес-процессы. О перспективных технологиях гаражного оборудования, уже сейчас получающих применение на практике, мы и хотим рассказать в нашей публикации.
Подключенное оборудование
Программное обеспечение в Tesla Model S может обновляться по беспроводной сети, подобно смартфону или компьютеру. Такие обновления устраняют аппаратные сбои, улучшают ходовые показатели, решают самые разнообразные проблемы производительности и безопасности. В то же время десятки тысяч подключенных автомобилей уже сейчас (правда, пока в режиме опытной эксплуатации) ездят по улицам не только американских и западноевропейских, но и российских городов, передавая на серверы автопроизводителей рабочие параметры.
Все это ведет к тому, что в самые ближайшие годы будут созданы крупномасштабные информационные сети, содержащие огромные массивы информации о текущем состоянии транспортных средств разных марок и моделей, особенностях их эксплуатации и, как следствие, – необходимых видах обслуживания и ремонта. Соответственно, чтобы получать информацию из этих сетей, ремонтное и диагностическое оборудование должно обладать специальным интерфейсом, обеспечивающим взаимодействие и исчерпывающую коммуникацию с ними.
То есть, наиболее эффективно работать с подключенными автомобилями сможет только подключенное оборудование, реализующее функции подключенного ремонта – так называемого «connected repair».
Более того, это оборудование, так же, как и автомобили, будет обновлять свое программное обеспечение удаленно – как принято говорить, «по воздуху» – и в случае поломок или при наступлении срока очередного регламентного обслуживания самостоятельно связываться с сервисной службой поставщика или производителя. А в рамках автосервисного предприятия разные элементы оборудования смогут общаться между собой, передавая на автоматизированную систему учета и управления СТО диагностические, регистрационные и прочие сведения об автомобиле клиента.
Чтобы лучше понять, как все это будет взаимодействовать, представьте себе, что вы находитесь в автомастерской, которая получает через социальную сеть или специальное приложение запрос на диагностику, техническое обслуживание или ремонт. Через информационные сети система устанавливает, что это за машина, какой у нее пробег, какие у нее «болячки», неполадки и все прочие аспекты, необходимые для идентификации транспортного средства и для качественного выполнения требуемых операций. Причем все это происходит в автоматическом режиме.
Согласовав с владельцем дату и время визита, автомастерская заказывает необходимые запчасти и к зафиксированному сроку освобождает подходящий рабочий пост/посты, соответствующим образом подготовив/настроив оборудование – также в полностью автоматическом режиме.
В этот момент оборудование, мастерская и автомобиль как бы соединяются между собой в виртуальном пространстве (некоем особом облаке). Волшебные слова, которые прекрасно описывают данный сценарий – «интернет вещей», причем каждая единица оборудования становится одной из таких «вещей».
Производители и автомобилей, и гаражного оборудования прекрасно осознают возможности этой информационно-технологической коммуникации. Поэтому сейчас они ведут усиленную работу по определению протоколов и сетей обмена данными внутри цеха для того, чтобы сделать каждый пост, каждый стенд, прибор, станок и т.д. подключенным, тем самым повышая производительность и качество обслуживания с помощью собственной IT-системы и оптимизированного облачного доступа.
Дополненная реальность
Новые автомобили оснащены сложными и иногда опасными для механиков электронными или гибридными трансмиссиями, очень компактными и зачастую совсем миниатюрными компьютерными компонентами, модернизированными системами безопасности и настоящим лабиринтом датчиков, контролирующих практически все, что происходит в транспортном средстве. Применение всех этих дорогостоящих компонентов уже приводит к заметным изменениям в технологиях ремонта автомобилей. Но не за горами еще большие перемены.
Внедрение дополненной реальности в диагностическом и ремонтном оборудовании позволит автотехникам с помощью специальной гарнитуры, передающей визуальную информацию, «увидеть» те области и зоны в подкапотном пространстве или в самых разнообразных скрытых полостях, которые находятся вне их поля зрения или вне досягаемости.
Volkswagen был одним из первых автопроизводителей, предложивших идею такой технологии. Компания представила интерфейс под названием MARTA для будущего VW XL1, который оснащен сложной дизель-гибридной трансмиссией. MARTA – Mobile Augmented Reality Technical Assistance – может сэкономить специалистам авторемонта драгоценное время на изучение всех особенностей нового автомобиля, повысить безопасность на рабочем месте и значительно упростить выполнение самых трудных ремонтно-диагностических операций.
3D-печать
Несмотря на то, что 3D-печать уже хорошо известна и широко применяется, большая часть ее потенциала еще не раскрыта. В частности, она имеет прекрасные перспективы в области послепродажного обслуживания автотехники – причем не только для ремонта старых автомобилей с труднодоступными или несуществующими запасными частями. Она может быть очень полезна также для создания обычных деталей, особенно тех, что используются для регламентного обслуживания и не отличаются сложностью конструкции.
Кроме того, с ее помощью можно создавать специальный инструмент и разнообразную оснастку, с которыми у большинства СТО традиционно возникают проблемы ввиду их низкой рентабельности – многие виды оснастки и специнструмента обычно стоят довольно дорого, а используются крайне редко. К тому же их ассортимент чрезвычайно широк – приобрести все, что может потребоваться, не хватит никаких денег. Да и на складе не всегда найдется столько избыточного свободного пространства. Поэтому гораздо целесообразнее изготавливать оснастку и специнструмент посредством 3D-печати под каждый конкретный заказ-наряд из легких и достаточно прочных материалов. Причем для этой цели вполне подойдет «одноразовый» уровень качества – это будет гораздо дешевле и не потребует дополнительного пространства для хранения.
Сразу несколько инновационных технологий нашли свое применение в передовой разработке компании «Технокар» – бесконтактных стендах кон-троля и регулировки углов установки колес автомобиля «Техно Вектор 8». Напомним, компания «Технокар» уже более 20 лет занимается производством стендов развал-схождения «Техно Вектор» и их продажей более чем в 55 стран по всему миру.
Главная особенность бесконтактных стендов «Техно Вектор 8» заключается в том, что измерение сход-развала происходит без установки колёсных адаптеров и мишеней, при минимальном участии мастера – машине достаточно просто проехать между измерительными блоками проекционной системы. В это время происходит съемка поверхностей колес, а полученные изображения обрабатываются для вычисления точного положения каждого колеса автомобиля. Результат измерения в режиме реального времени отражается на мониторе и определяет необходимость оказания дальнейших услуг по регулировке углов установки колёс.
Бесконтактные стенды выпускаются в нескольких конфигурациях для различных целей использования и вариантов монтажа:
• «Техно Вектор 8 Velox» – стенд для быстрой высокоточной бесконтактной диагностики сход-развала (модели для одновременного измерения передней и задней оси и для поочередного измерения).
• «Техно Вектор 8» – для быстрого высокоточного бесконтактного измерения и регулировки углов установки колёс автомобилей (модели для использования на «яме» и на подъёмнике).
Стенды «Техно Вектор 8» производятся в Туле, необходимые аксессуары всегда есть в наличии, а специалисты сервисной службы придут на помощь в любой ситуации. Весьма полезна и опция удаленного подключения к стенду: диагностика оборудования осуществляется через интернет, без необходимости выезда специалистов производителя.
Узнать подробнее о бесконтактных стендах «Техно Вектор 8» можно на сайте www.technovector.ru.
Компания «Интерлакен-РУС» предлагает автодиагностам уникальный портативный прибор TREYSIT для диагностики вибраций и шума автомобилей, а также настройки оборотов любых типов двигателей.
Простой, дешевый и удобный прибор под названием «сирометр» разработан немецким инженером Хайнрихом Эрмелем в 1938 году для диагностики вибраций и настройки авиадвигателей и двигателей танков.
Принцип работы прибора основан на измерении резонансной частоты. Для определения уровня вибрации прибор помещают максимально близко к потенциальному источнику вибрации и высвобождают измеряющий чувствительный элемент. По мере выдвижения элемент входит в резонанс с разными частотами и тоже начинает колебаться. Самая высокая амплитуда колебаний чувствительного элемента означает, что частота его собственной вибрации совпадает с частотой паразитной вибрации, которая вызвана вращением неисправного компонента (ролика, вала, подшипника). Этот момент называют точкой резонанса.
Уровень измеряемой частоты и скорость вращения можно посмотреть на двух специальных дисплеях на корпусе прибора. На верхней шкале отображаются обороты в минуту (RPM), на нижней – количество циклов в секунду (Гц).
Прибор успешно применяется для определения неисправного элемента в автомобиле, когда клиент жалуется на необычный гул или шум в салоне, но их источник не понятен. Например, изношенный подшипник ступицы, крестовина кардана, шестерни дифференциала, ролики ГРМ или муфты вентилятора могут издавать такие шумы.
Погрешность прибора не более 1-2%.
Прибор незаменим для настройки холостого хода любого типа четырехтактных и двухтактных двигателей (например, бензопил, газонокосилок, триммеров). Также он используется для ремонта и тюнинга легковых автомобилей, коммерческого транспорта, тракторов и строительной техники.
Подробности на www.carmanscan.ru
Компания «Технокар» – российский производитель стендов сход-развал «Техно Вектор», представляет новую линейку современного оборудования для профессионального шиномонтажа iPRO – шиномонтажные и балансировочные стенды.
Балансировочные стенды iPRO – это собственная разработка и производство компании «Технокар», представлены двумя моделями: ВМ4 и ВМ5. Стенды оснащаются:
• цветным монитором 21,5’’
• микрокомпьютером с мощным процессором для высокой точности измерений
• Wi-Fi передатчиком для подключения к внешнему серверу или интернету
• LED-подсветкой внутренней поверхности диска
• электронной измерительной линейкой для автоматического определения размеров внутренней поверхности диска
• ультразвуковым сенсором для измерения ширины колеса
• функцией автоматического доворота колеса к месту установки груза
• лазерным указателем для точного обозначения места крепления груза.
Кроме того, в балансировках iPRO имеется функция измерения геометрии диска. После выполнения измерения по всей окружности программа выводит минимальные, максимальные и номинальные отклонения.
• пневматическим автоматическим цилиндром для поднятия/ опускания монтажной головки
• самоцентрирующимся 4-кулачковым защитным механизмом поворотного стола
• мощным устройством для отрыва кромки шин с накладкой для бережной работы с дисками и резиной
• пластиковыми протекторами на все инструменты, соприкасающиеся с ободом
• устройством «взрывной» накачки (для ТМ7, ТМ7А, ТМ7В)
• многофункциональным пневматическим приспособлением для облегчения монтажа/ демонтажа низкопрофильных, широких и жестких шин (для ТМ7А и ТМ7В)
• пневматическим цилиндром для автоматического управления позиционирования рабочей головки по вертикали (для ТМ7В).
Как IT-технологии меняют правила игры на рынке авторемонта
Несколько лет назад инженер американской корпорации DuPont Патриция Бэнкс отказалась от зарплаты с шестью нулями и теперь оживляет не желающие заводиться Chevrolet и Ford в собственном автосервисе GirlsAutoClinic. Сервис, как понятно из названия, работает в формате «только для женщин», механиками здесь тоже трудятся исключительно дамы, а скрасить время ожидания клиенткам помогает салон красоты в зоне отдыха. Такой же автосервис под названием Only Girls встретился мне неподалеку от Парижа: услуги авторемонта здесь также предлагают с прицелом на женскую аудиторию, и женщины-автомеханики копаются в моторах и подвесках Peugeot. Владельцы утверждают, что открыть автосервисы GirlsOnly их вынудили регулярные случаи обманов, с которыми женщины за рулем традиционно сталкиваются в автомастерских на обоих континентах. Согласно исследованию онлайн-площадки по ремонту автомобилей RepairPal, 77% американцев считают, что автомастерские гораздо чаще предлагают женщинам-клиентам ненужный ремонт, а 66% уверены, что за одни и те же услуги автоледи платят больше, чем водители-мужчины. А по данным исследования онлайн-сервиса ClickMechanic, в Великобритании за одни и те же услуги автосервисов женщины платят в среднем на 28% больше, чем мужчины.
Впрочем, интересными эти примеры показались мне далеко не только с точки зрения гендерной ориентации мастерских. Поверьте, среди клиентов автомастерских хватает и водителей-мужчин. Однако их основатели уловили важную тенденцию на рынке авторемонтных услуг. Неважно, мужчина вы или женщина, при обращении в авторемонтный сервис вы зачастую рискуете стать жертвой ценового обмана или как минимум столкнетесь с навязыванием лишних для вашего автомобиля услуг, необходимых лишь для того, чтобы автосервис заработал больше денег.
От обмана автовладельцы не застрахованы ни на одном из континентов мира. Двое из трех автомобилистов США (всего их более 260 млн) не доверяют автосервисам и, по данным Ассоциации автомобилистов этой страны, утверждают, что имели негативный опыт посещения автомастерских. А по данным AutoMD.com, 80% автовладельцев сталкивались в автосервисах с ценовым обманом.
В Великобритании ситуация не лучше — еще пару лет назад, если верить данным сервиса ClickMechanic, более 50% из 42 500 автомобилистов были уверены, что стоимость ремонта их автомобилей завышена, причем в среднем на 80 фунтов. Почти половина участников исследования в принципе не знали, сколько должны стоить услуги автосервиса, около четверти полагали, что их, скорее всего, обсчитали.
Для российских автомобилистов проблема обмана в автосервисах также стоит крайне остро. Каждый автовладелец в нашей стране знает: обращение в автосервис — это всегда риск, ведь даже незначительная поломка, устранение которой стоит максимум 5 000 рублей, может обернуться агрегатным ремонтом, который в 10, а то и 20 раз дороже. Случаи же банального завышения чека встречаются постоянно. Взять хотя бы мой недавний личный опыт. В одном из московских автосервисов за новую запчасть мне выставили счет на 35 000 рублей. При этом в интернет-магазине аккумулятор стоил… в 6 раз меньше!
Огромный рынок авторемонтных услуг и торговли автозапчастями объемом 1,4 трлн рублей остается в нашей стране одним из наиболее архаичных и непрозрачных (далеко не во всех сервисах вообще принимают карточки, а большинство услуг оплачивается «в черную»), официальные расценки на работы в принципе отсутствуют, а в случае некачественного ремонта добиться справедливости практически невозможно.
В том числе после личного опыта общения с автосервисами в 2016 году я основал онлайн-платформу для записи автомобиля на ремонт и обслуживание (компания CarFix — Forbes, по утверждению Хартманна, работает с более чем 500 СТО, еще 350 ждут подключения к ней, сервис делает ставку на фиксированную окончательную стоимость ремонта — Forbes).
Проблему обмана в авторемонтных мастерских пробуют решить и зарубежные предприниматели. Так, благодаря проектам OpenBay (США) и WhoCanFixMyCar (Великобритания) автомобилисты получили своеобразный аналог TripAdvisor для авторемонта: с помощью специальных приложений они с легкостью находят расположенные в округе автосервисы, видят рекомендации и оценки пользователей, могут разместить заказ на ремонт и выбрать, на какую СТО отправиться. С помощью сервисов ClickMechanic (Великобритания), YourMechanic, Fiix и Wrench (США) можно заказать автомеханика с «доставкой» на дом — тоже через приложение или интернет-сайт. В Индии забронировать время ремонта автомобиля поможет сервис MeriCar, а вызвать механика на дом — Steero, в Китае автовладельцы пользуются сервисами TUHU и Yangche Diandian, в Германии — Caroobi и Autobutler. Развиваются авторемонтные агрегаторы и на российском рынке, например, летом 2017 года проект «Автосервисы» запустил входящий в орбиту «Яндекса» портал Auto.ru. На основе данных геолокации сервис позволяет автовладельцу выбрать подходящую по местоположению и специализации автомастерскую, так что в случае поломки не нужно тратить много времени на специальные поиски СТО или спрашивать совета у знакомых. Автосервисы, в свою очередь, получают дополнительный клиентский трафик. Сервис также предполагает ранжирование автомастерских, исходя из отзывов пользователей Auto.ru.
Каждый из проектов предлагает по-своему уникальный формат услуги, и, конечно, между ними есть принципиальные отличия: так, немецкий Caroobi не показывает стоимость ремонта пользователю платформы. Но глобальную ставку все они, безусловно, делают на применение в авторемонтном бизнесе ИТ-технологий. В основе всех без исключения проектов лежит модель online-to-offline платформы, связывающей автовладельцев с поставщиками запчастей и автосервисами в Интернете через сайт или мобильное приложение. Эта модель и делает их взаимоотношения максимально прозрачными и честными — выбирая автосервис, вы ориентируетесь на отзывы реальных пользователей и рейтинги, а платформа за несколько секунд подсчитывает стоимость ремонта вашего автомобиля, исходя из оцифрованных каталогов автозапчастей и прайс-листов на работы, поэтому на итоговую сумму уже не повлияет желание конкретного автомеханика заработать побольше. Не преувеличу, если скажу, что у автовладельцев всего мира впервые появился шанс воспользоваться прозрачным и честным механизмом ценообразования при обращении в автосервис.
При этом глобальная ставка на применение ИТ-технологий в авторемонтном бизнесе позволила сделать услуги автосервисов значительно дешевле. Последние теперь не тратятся на маркетинг и привлечение клиентов, а из-за постоянно растущего клиентского трафика производители готовы предоставлять онлайн-площадкам оптовые цены на запчасти.
Сегодня клиенты технологичных авторемонтных стартапов по всему миру экономят на услугах авторемонта от 30 до 50%. Используемые алгоритмы позволяют полностью автоматизировать как выбор автосервиса, так и подсчет стоимости ремонта, исключая человеческий фактор, делая услугу прозрачной и понятной клиенту. Мы планируем переход на полную автоматизацию в июне 2017 года.
Падающий ценник на авторемонт — не единственный бонус, который ожидает автовладельцев благодаря знакомству рынка авторемонта с ИТ, которые кардинально меняют сам его формат. Уверен, что пройдет лишь год-другой — и контроль за обслуживанием вашего автомобиля будет полностью автоматизирован и персонализирован. Так, больше не придется помнить даты замены масла, колодок и следующего ТО автомобиля — об этом напомнит авторемонтная платформа, она же подберет удобный автосервис и подсчитает точную стоимость услуги заранее. Напомнить автовладельцам о необходимости ТО и смене масла возможности ИТ-платформы CarFix позволяют уже сейчас.
Все более очевидной становится и перспектива развития на рынке услуги бесконтактной диагностики автомобилей, реальностью которую сделать помогут BigData. Стартапы будут собирать масштабные базы данных о поломках автомобилей самых разных марок, поэтому никаких препятствий для прогнозирования их вероятных поломок в будущем не возникнет.
Конечно, звучат и слова сомнения (подробнее о позиции скептиков — в другом материале Forbes). К примеру, далеко не все убеждены, что у нового формата на рынке авторемонта вообще есть будущее — ведь каждая поломка машины индивидуальна, так как же оценить расходы и время на ее устранение, говорят скептики. Что ж, именно эти аргументы мы слышим из года в год на автосервисах, когда «индивидуальные» поломки оборачиваются астрономическими суммами в ремонтных счетах.
Но скептики почему-то забывают, что около 80% услуг на рынке авторемонта вполне стандартизируемы и речь идет не только о замене масла или тормозных колодок. К примеру, ничто не мешает дистанционно оформить и посчитать стоимость замены лобового стекла, шиномонтажа и других услуг.
В итоге английская платформа WhoCanFixMyCar за пять лет работы подключила более 5500 автосервисов, а ее услугами воспользовалось более 70 000 автовладельцев. Ежемесячно здесь заключается более 8000 сделок. Число автосервисов, работающих с индийской площадкой Mericar, вот-вот перевалит за тысячу. Через платформу ClickMechanic ежемесячно оформляют заказы на ремонт своих машин тысячи автовладельцев Великобритании, а посещают ее более четверти миллиона пользователей. Скандинавский Autobutler объединяет более 3000 автосервисов, а его услугами воспользовалось более 370 000 клиентов. Китайский Tuhu предлагает клиентам услуги более 6500 автосервисов в 260 городах, а число его пользователей превышает 5 млн человек. Всего лишь за год работы CarFix подключила более 500 автосервисов Москвы и Санкт-Петербурга, ее услугами воспользовалось более 24 000 автовладельцев, сэкономивших 23 млн рублей.
Кстати, к новым проектам на рынке авторемонта всерьез присматриваются не только венчурные фонды, но и ведущие мировые автопроизводители. К примеру, тот же Autobatler контролирует французская PSA Group (производитель Peugeot и Citroen), концерну также принадлежит немецкая площадка по торговле подержанными автозапчастями Mister Auto. Не остаются в стороне и традиционные игроки рынка авторемонта. Так, индийскую Mericar приобрела национальная корпорация Cross Roads India Assistance, предлагающая услуги помощи на дорогах.