Ремонт блока управления стиральной машины beko
Неисправности стиральной машины BEKO: советы по ремонту
Большинство пользователей стиральных машин отмечали надежность своих домашних агрегатов, которые были изготовлены еще 10-15 лет назад. Но даже у тех машинок с их хорошим качеством деталей и сборки ресурс работы не бесконечен, и когда-то эти машинки все же ломаются. Ремонт стиральной машины ВЕКО, Indеsit, Ariston и прочих устройств иных компаний-производителей уже не всегда оправдывает себя и нужно покупать новое стиральное устройство.
Но иногда проблема не является такой серьезной, как мы могли ее себе представить, и ее можно устранить собственноручно, благодаря чему вы сможете продлить жизнь своей любимой помощнике. По этой причине мы сегодня рассмотрим типичные поломки и алгоритмы действий для домашнего ремонта стиральных машинок ВЕКО.
Симптоматика неисправностей стиральных устройств данного бренда
Но ничего не бывает без ложки дегтя в бочке меда: вызов мастера на дом стоит немалых денег, которых подчас в запасе или большом количестве просто нет.
Часто бывает так, что ремонт стиральной машинки ВЕКО обходиться дороже новенькой машинки той же модели. За починку старой машинки очень обидно отдавать такие большие деньги, особенно если вы не можете пока что позволить себе купить новую машинку.
Единственный верный и не такой дорогостоящий выход – устранить поломку собственноручно. Но для качественно выполненного ремонта нужно сначала правильно поставить «диагноз», т.е. найти истинную причину поломки, а уж после начинать что-то «лечить».
Следующие «симптомы» неисправности машинок ВЕКО помогут найти решение к проблеме.
Советуем обратить внимание! Симптомов неисправностей может быть гораздо больше, но наиболее распространенные случаи поломок описаны выше.
Типичные причины поломок ВЕКО и их индивидуальность в устранении
Как мы уже успели отметить выше, неисправности стиральных агрегатов могут легко выдавать это своей внешней симптоматикой с неправильной работой или полным отказом. Но как же эти поломки грамотно связать с определенными поломками? Здесь уже нужны будут кое-какие знания и советы ведущих специалистов, которые мы с радостью изложим в данной статье.
или 60-ти градусов – это говорит о поломке водонагревательного элемента (ТЭНа), или же платы управления.
К такому выводу можно прийти, если вы выставляете температуру стирки на 30 градусов по Цельсию, а машинка упорно доводит ее до кипения, тем самым нещадно портя ваши вещи из деликатных тканей. В данном случае, больше вероятен случай с неисправностью платы, нежели ТЭНа, но на всякий случай проверьте и то, и другой.
При запуске какой-то программы машинка должна начать заполнять свой бак водой. Все это будет происходить с различной интенсивностью, что напрямую зависит от выбранного вами режима стирки. Для того, чтобы взглянуть на процесс залива воды, загляните в окошечко бака. Но если вы заметите, что спустя и двадцать, и тридцати минут машинка может зависнуть и остановить выполнение программы, выдавая какой-то код ошибки. Для такого развития событий характерны четыре разных причины:
При появлении проблемы с устройством блокировки люка нужно аккуратненько придавить этот люк коленкой и включить снова нужную программу стирки, потому что есть вероятность, что фиксирующий крючок просто не доходит до конца в нужную часть и фиксация не успевает произойти.
После того, как будет завершена программа стирки, стиральное устройство должно само начать смывать мыльную водичку и наливать свежую для полоскания. Этот процесс, как правило, сопровождается гулом насоса для слива.
Еще машинка может совсем не включаться полностью или световые индикаторы начнут «моргать», и если такое повторяется, раз за разом, и повторная перезагрузка не помогает, тогда это знак того, что может в данный момент:
Можно ли все починить своими руками?
В теории все машинки автоматического типа фирмы ВЕКО могут быть отремонтированы и без разницы, какова их загрузка и есть ли у них панель управления.
Но на практике могут появиться и другие проблемы, с которыми вы вряд ли будете уметь бороться, или ремонт выйдет слишком дорогим, либо н имеется нужных запчастей. В любом случае если мы уже обнаружили поломку и хотим ее произвести ее самостоятельно, и не стоит учитывать все факторы, из-за чего потом понимает, что он лишь потерял деньги и время впустую. Как говориться, «скупой платит дважды».
Если производят замену подшипника стиральной машины, это может занять у опытного мастера несколько часов, поэтому советуем засечь время и сравнить, за сколько справился мастер, и за сколько могли бы вы.
Специалисты неустанно рекомендуют делать лишь мелкий ремонт, который связан с заменой элементов, либо с удалением засоров. Остальное следует оставить для опытных рук мастера, ведь если вы что-то испортите сами, вам это выйдет еще дороже. В мастерских же после ремонта дают небольшую гарантию. Итак, что можно устранить в машинке ВЕКО своими руками?
В стиральных машинах ВЕКО ТЭН портиться часто, особенно если это еще отечественные модели с загрузкой на шесть килограммов. Произвести замену своими руками совсем несложно, ведь главное, чтобы все действия были произведены по рекомендациям специалистов.
Пригласить специалиста часто бывает накладно, поэтому сделайте это лишь, а том случае, когда у вас самого ничего нормально не получилось или же поломка очень серьезная. Во всех остальных случаях можно экономить и чинить все своими руками.
Стиральные машины Беко: неисправности и ремонт
Многие мастера утверждают, что машинки ВЕКО укомплектованы не очень качественными деталями, к числу которых относятся управленческая плата, температурный датчик, реле. Ремонт таких машинок не всегда себя оправдывает, и потребитель вынужден приобретать новую стиралку. Но порой проблемы не слишком серьезные, их вполне возможно устранить собственными силами. Так что стоит разобраться с типовыми отказами и понять, как проводится ремонт стиральных машин Beko.
Основные неисправности стиральных машин Beko
Профессиональные мастера по ремонту стиралок могут, понаблюдав за работающей техникой, назвать узел либо элемент, который отказал или скоро сломается и потребует ремонта. Все просто – начались проблемы с машинкой для стирки вещей, сразу необходимо вызывать специалиста и мастерской, чтобы он выявил причину и при удачном стечении обстоятельств осуществил ремонт на месте. Кажется, что все легко и просто, и головной боли нет. Да и поступок такой в некоторых ситуациях вполне себя оправдывает.
Но имеется один нюанс – вызов на дом мастера обойдется вам в кругленькую сумму. Довольно часто так случается, что оплата ремонтных услуг обходится дороже, чем приобретение новой автоматической машинки для стирки. Обидно платить в таком случае деньги, особенно когда не имеется возможность быстро сделать новое приобретение. Но есть один выход – выполнить ремонт собственными руками. Правда, придется правильно определить отказ, и в этом помогут основные признаки поломок:
Характерные причины и особенности поломок
Если заметили, что процесс стирки проходит в холодной воде, нарушая заданную программу, можно подозревать поломку нагревательного элемента или платы, отвечающей за управление. К подобному выводу приходят, когда вода перегревается, практически достигая точки кипения. Скорей всего, вся проблема в плате, но и ТЭН необходимо проверить.
После запуска программы на стирку в бак должна начать поступать вода, и интенсивность этого процесса зависит от заданной программы. Но когда визуально вы воду в баке не наблюдаете, а барабан вращается с сухими вещами, либо через некоторое время машинка просто «зависает», то следует искать одну из следующих причин:
Машинка БЕКО устроена таким образом, что она никогда не начнет стирку, пока дверца не закрыта плотно, и специальный датчик-блокиратор не направит нужный сигнал на управленческую плату. Если люк не закрывается совсем, либо кажется закрытым, но стирка не началась, необходимо осмотреть блокировку. Возможно, она сломалась и не может удерживать дверцу. Вторая проблема – сам датчик. Если все дело в фиксаторе, попробуйте слегка надавить на люк и попытаться активировать программу стирки.
Когда завершается процесс стирки, машинка должна слить грязную воду и набрать свежую, чтобы выполнить полоскание. Этот процесс сопровождается гулом, издаваемым сливным насосом. Вода сливается достаточно быстро, потом машинка выполняет забор нового количества жидкости. Но если прошло некоторое время, а стиралка не слила отработанную воду и «зависла», либо помпа гудит, но вода не сходит, то проблемы следует искать в:
Когда стиральная машинка во время работы издает характерный лязг, скрежет и стук, вполне возможно, что вышли из строя подшипники, или посторонний предмет попал в бак, застряв между ним и барабаном. В этом случае машинку следует сразу отключить и принять все меры, чтобы устранить проблему.
СМА может совсем не включаться, либо моргает всеми лампочками, а повторное включение положительного результата не дает. В таком случае проблемы могут быть связаны с:
Лучший вариант, когда стиральная машинка не просто отказывается работать, а выдает определенный код ошибки. С его помощью можно сразу понять, в чем кроется проблема.
Как устранить отказы
Разберемся, как выполнить ремонт стиральных машин Beko собственными силами.
Вам должно быть известно, что после стирки на машинке отработанная вода не отличается чистотой и прозрачностью. Чтобы различный мелкий мусор и грязь не засорили насос, перед ним устанавливается специальный фильтр, который в большинстве случаев и засоряется. Главная задача заключается в том, чтобы найти данный элемент, который, как правило, расположен в нижней части машинки, под маленьким люком или панелью.
Далее действия должны происходить в такой последовательности:
Чтобы справиться с таким отказом, придется снова выполнить частичную разборку стирального аппарата. Но прежде необходимо отметить, что во всех машинках к числу наиболее слабых узлов относится термоэлектронагреватель. В народе его называют простым словом – ТЭН. Находящиеся в трубах минеральные компоненты под действием горячей воды начинают кристаллизоваться и накапливаться на нагревателе обычной накипью. Налет не позволяет теплу проходить к воде, поэтому ТЭН перегорает. Но если вода в трубах мягкая, и накипь не появляется, либо вы используете специальные средства, то ТЭН все равно способен перегореть, так как обладает своим рабочим ресурсом.
Для того, чтобы точно удостовериться, что случилось с нагревательным элементом, необходимо до него добраться. Особенность в том, что в разных моделях он расположен и спереди, и сзади. Для первого случая действия следующие:
В случае, если нагревательный прибор исправен, следует выполнить проверку термодатчика, расположенного под верхней панелью.
Для этого необходимо:
Если вы обладаете специальными познаниями и необходимым опытом по ремонту электроприборов, то обрыв контакта или окисление клеммы вы сможете устранить достаточно оперативно. Все, что потребуется – схема электрической проводки машинки, которую можно найти в инструкции по эксплуатации.
А вот с электроникой не все так просто. Ремонтные работы или замена управленческой платы подразумевают специальные познания и определенный опыт. Принимая во внимание стоимость нового модуля, не следует пытаться ремонтировать его самостоятельно. Лучше в таком случае пригласить мастера, который все сделает сам.
Во время работы агрегата для стирки вещей, в частности – во время выполнения отжима, машинка выдает сильную вибрацию, начинает «прыгать» в разные стороны. Обратите внимание, какое количество белья загружено. Вибрация возможна, если превышена максимальная норма. Еще одна рекомендация – проверить, насколько правильно настроены опорные ножки СМА. Их выставляют по уровню, чтобы аппарат не шатался. Специалисты советуют при установке машинки пользоваться специальными подставками.
Заключение
В качестве итога можно сделать вывод, что стиральная машинка БЕКО отличается достаточной надежностью, но и она способна сломаться. Вызов мастера может обойтись достаточно дорого, поэтому необходимо попытаться выполнить ремонтные работы собственными силами.
Знайте, что если вы являетесь пользователем стиральной машины фирмы Beko с максимальной загрузкой на пять килограмм, то все ее неисправности будут аналогичными моделям, предназначенным на три килограмма вещей. А чтобы машинка долгое время работала безотказно, рекомендуем тщательно изучить требования инструкции по эксплуатации и выполнять все ее правила.
Электронные модули стиральных машин BEKO
Не секрет, что многие сервисные специалисты по бытовой технике испытывают потребность в получении более полной технической информации, например, по схемотехнике электронных модулей стиральных машин (СМ). Эта информация необходима для того, чтобы уменьшить свои расходы по закупке запасных частей (зачем покупать новый электронный модуль, когда во многих случаях можно починить старый). Чтобы восполнить данный пробел, мы постоянно публикуем материалы с описаниями электронных модулей СМ. В этой статье рассказывается об электронных модулях, применяемых в СМ ВЕКО 5-й серии (5ххх).
Рассмотрим конструктивные и схемотехнические особенности электронного модуля СМ «ВЕКО WME53500».
Рис. 1. Схема соединений СМ ВЕКО WM5500
Внешний вид электронного модуля СМ «ВЕКО WME53500» показан на рис. 2.
Рис. 2. Внешний вид электронного модуля СМ ВЕКО WME53500
Если же в распоряжении специалистов имеется программатор (например, PoniProg и др.) и оригинальный файл прошивки, можно самостоятельно прошивать «пустые» модули. Разъем J8 для подключения программатора расположен рядом с разъемом ТЭНа (маркировка его сигналов нанесена непосредственно на плате модуля). Принципиальная схема линий последовательного интерфейса программирования энергонезависимой памяти микроконтроллера электронного модуля показана на рис. 9.
На обратной стороне платы электронного модуля размещены контроллер источника питания VIPer12, 6 логических инверторов в составе микросхемы 74НС06, микроконтроллер ATmega32L и другие SMD-компоненты.
В состав электронного модуля входят следующие основные элементы и узлы:
• микроконтроллер ATmega32L производства компании ATMEL со встроенным ППЗУ, статическим ОЗУ, универсальными портами ввода-вывода, таймерами и АЦП. Во встроенном ППЗУ хранится программное обеспечение СМ (оригинальное для каждой модели СМ);
• импульсный источник питания (ИИП), формирует постоянные напряжения 5 и 24 В. ИП выполнен на основе ШИМ контроллера типа VIPer12;
• 6 инверторов, используются в цепях контроля и датчика уровня;
• электронные реле(рассчитаны на напряжение питания 24 В).
• симисторы, отличающиеся по своему предназначению. Мощный симистор BTВ16 используется для управления приводным двигателем. Маломощные симисторы типа Z00103MA управляют электромагнитными клапанами залива воды, устройством блокировки люка (УБЛ) дверцы и сливной помпой.
Рис. 3. Принципиальная электрическая схема ИИП
Рассмотрим состав и работу основных узлов электронного модуля по принципиальным схемам.
Описание основных узлов электронного модуля
Импульсный источник питания в составе электронного модуля формирует два питающих напряжения: 5 и 24 В. Необходимо отметить, что в этом электронном модуле шина «земля» СМ объединена с общей схемной шиной компонентов самого модуля (гальванически эти шины не развязаны). В свою очередь, на общей шине объединены плюсы каналов 5 и 24 В ИИП. На рис. 3 приведена принципиальная схема ИИП.
Рис. 4. Блок-схема микросхемы VIPer12
Рис. 5. Принципиальная электрическая схема. Цепь контроля УБЛ, управляющие цепи клапанов залива воды
Напряжение канала 5 В выделяется на среднем выводе накопительного дросселя и далее поступает на выпрямитель DD2 CR4. Напряжение канала 24 В формируется с помощью удвоителя напряжения DD1 DD4 CR8 и сглаживается конденсатором CR9.
Элементы управления исполнительными устройствами СМ
На плате ЭМ расположены следующие элементы управления исполнительными устройствами СМ:
Рис. 6. Принципиальная электрическая схема. Цепь контроля симистора помпы, управляющие цепи симисторов УБЛ и сливной помпы
ТС9, управляются с выв. 33 микроконтроллера);
• симистор ТС1 приводного мотора (рис. 7) управляется ШИМ сигналом с выв. 26 микроконтроллера через транзисторный ключ;
• реле ТЭНа KL4 управляется с выв. 43 микроконтроллера через транзисторный ключ TR1
• реле реверса KL1 и KL2 (рис. 7) коммутируют фазировку питания обмотки ротора приводного мотора. Они управляются с выв. 41 и 42 микроконтроллера через ключи TR2, TR3 соответственно;
• симисторы ТС2, ТС9 (соединены параллельно) УБЛ, а также симистор помпы TC7 управляются с выв.25 микроконтроллера (рис. 6).
Элементы контроля и измерительных цепей
На плату электронного модуля поступают следующие сигналы контроля:
• с выводов катушки индуктивного датчика уровня воды, которые соединены с управляемым генератором на основе инверторов в составе микросхемы 74НС06. Сигнал с генератора поступает на выв. 40 микроконтроллера (рис. 8). Более подробное описание работы индуктивного датчика уровня приведено в [1];
• с контрольной контактной группы УБЛ,сигнал которого далее поступает через делитель напряжения на выв. 11 микроконтроллера;
• с тахогенератора через транзисторный усилительный каскад сигнал поступает на выв. 15 микроконтроллера (см. рис. 7).
Рис. 7. Принципиальная электрическая схема. Цепи тахогенератора и управления приводным мотором
Как отмечалось выше, в рассматриваемом электронном модуле применен микроконтроллер ATmega32L производства компании ATMEL. Эта микросхема имеет ядро AVR и выполнена в 44-вывод-ном корпусе TQFP В состав микроконтроллера входят следующие основные элементы:
• 8-битное процессорное ядро;
• ОЗУ объемом 2 кбайт;
• ЭСППЗУ объемом 1 кбайт;
• Flash-память объемом 32 кбайт;
• тактовый генератор, стабилизированный внешним кварцевым резонатором до 8 МГц (в нашем случае используется резонатор на частоту 4 МГц);
• 32 универсальных линии ввода/вывода;
• 8-канальный 10-битный АЦП;
• универсальный 2-проводный последовательный интерфейс, интерфейс SPI;
Рис. 8. Принципиальная электрическая схема. Управляемый генератор датчика уровня, цепи обмена с панелью управления, цепь управления реле ТЭНа, цепь датчика
Рис. 9. Принципиальная электрическая схема. Источник опорного напряжения для внутренних АЦП, цепи программирования внутренней памяти, линии связи с дисплеем
Обозначение и назначение выводов микроконтроллера ATmega32L в корпусе TQFP-44 приведено в табл. 1.
Таблица 1. Назначение выводов микроконтроллера ATmega32L
Назначение в электронном модуле
Разряд 5 порта В (сигнал шины SPI)
Выведен на соединитель панели управления
Разряд 6 порта В (сигнал шины SPI)
Вход сигнала контроля симистора помпы (в том числе выведен на соединитель панели управления)
Разряд 7 порта В (сигнал шины SPI)
Сигнал управления дисплеем (в том числе выведен на соединитель панели управления)
Вход сигнала начального сброса
Внешний кварцевый резонатор
Кварцевый резонатор 4 МГц
Разряд 0 порта D (вход данных шины USART)
Линия приема данных RXD (обмен данных с программатором)
Разряд 1 порта D (выход данных шины USART)
Линия передачи данных TXD (обмен данных с программатором)
Разряд 2 порта D (прерывание 0)
Выход управления симистором заливного клапана
Разряд 2 порта D (прерывание 1)
Сигнал управления дисплеем
Разряд 4 порта D (выход таймера)
Разряд 5 порта D (выход таймера)
Выход управления симистором заливного клапана
Разряд 6 порта D (вход таймера)
Вход сигналов с тахогенератора
Разряд 6 порта D (может быть входом таймера)
Выход управления симистором заливного клапана
Разряд 0 порта С (шина синхронизации последовательного порта)
Шина синхронизации последовательного порта
Разряд 1 порта С (шина данных последовательного порта)
Шина данных последовательного порта
Разряд 2 порта С (может быть линией синхронизации интерфейса JTAG)
Сигнал управления дисплеем
Разряд 3 порта С (может быть линией выбора интерфейса JTAG)
Сигнал управления дисплеем
Разряд 3 порта С (может быть линией данных интерфейса JTAG)
Сигнал управления дисплеем
Разряд 3 порта С (может быть входом данных интерфейса JTAG)
Сигнал управления дисплеем
Разряд 6 порта С (вход таймера)
Выход управления симистором сливной помпы
Разряд 6 порта С (выход таймера)
Выход управления симистором приводного мотора
Питающее напряжение для аналоговых схем
Соединен с общим через блокировочный конденсатор
Вход опорного напряжения АЦП
Разряд 7 порта А (может быть входом 7 канала АЦП)
Сигнал управления дисплеем
Разряд 6 порта А (может быть входом 6 канала АЦП)
Выход управления симистором заливного клапана
Разряд 5 порта А (может быть входом 5 канала АЦП)
Выход управления симистором заливного клапана
Разряд 4 порта А (вход 3 канала АЦП)
Выход управления симисторами УБЛ
Разряд 3 порта А (вход 3 канала АЦП)
Вход опорного напряжения АЦП (2,5 В)
Разряд 2 порта А (вход 2 канала АЦП)
Вход сигнала с датчика температуры NTC
Разряд 1 порта А (может быть входом 1 канала АЦП)
Сигнал управления дисплеем
Разряд 0 порта А (может быть входом 0 канала АЦП)
Сигнал управления дисплеем
Назначение в электронном модуле
Разряд 0 порта В (линия синхронизации USART/вход таймера)
Вход сигнала с датчика уровня воды (вход частоты с управляемого генератора)
Разряд 1 порта В (может быть входом таймера)
Выход реле реверса приводного мотора
Разряд 2 порта В (может быть входом аналогового компаратора (+) или входом внешнего прерывания)
Выход реле реверса приводного мотора
Разряд 2 порта В (-) (может быть входами аналогового компаратора или внешнего прерывания)
Выход управления реле ТЭНа
Разряд 4 порта В (сигнал шины SPI)
Следует отметить, что в зависимости от ПО микроконтроллера его выводы могут иметь различное назначение (в таблице приведено полное наименование выводов). Если обратить внимание на принципиальную схему самого модуля, можно заметить, что некоторые выводы этого микроконтроллера не используются. Это связано с тем, что микроконтроллер является универсальным и не все его функции, применительно к конкретной конфигурации электронного модуля, востребованы.
Что касается возможности чтения и записи программного обеспечения (ПО) во внутренней памяти микроконтроллера, то рассматриваемые модули можно программировать с помощью соответствующих программаторов (см. выше).
В этой статье описание платы управления и дисплея не приводится.
Коды маркировки SMD-компонентов в составе электронного модуля
Таблица 2. Коды маркировки и основные характеристики SMD-компонентов в составе электронного модуля
Биполярный транзистор ВС856В
Диодная сборка BAV99 (ее можно заменить на два универсальных диода BAV70)
Характерные неисправности модуля и их устранение
Прежде чем принимать решение по ремонту электронного модуля, следует убедиться, что возникший дефект не вызван неисправностью других элементов СМ — датчиков, моторов,клапанов и других узлов. Довольно часто неисправности СМ возникают по причине плохих контактов в соединителях ( как самого модуля, так и его внешних элементов), а также в случае попадания на него влаги (пены). Тем более, как показала практика, соединители в моделях СМ рассматриваемого семейства очень низкого качества. Определить работоспособность элементов СМ можно разными способами: их отдельной проверкой (например, на клапан залива воды напрямую подают сетевое напряжение 220 В), а также с помощью индикации кодов ошибок на передней панели машины. Универсальных рецептов ремонта модулей этого типа не существует — в большинстве своем специалисты полагаются на собственный опыт и базовые знания, основанные на понимании работы отдельных узлов и цепей в составе конкретного электронного модуля, а также сервисных приложений, заложенных производителем СМ (коды ошибок, тестовый режим).
Рассмотрим характерные дефекты модуля и способы их устранения.
При признаках подобной неисправности в первую очередь проверяют работоспособность ИИП (см. рис. 3).
Если ИИП неисправен, определяют причину выхода его из строя (например, вследствие повышенного напряжения в сети, попадания влаги на плату модуля или короткого замыкания в нагрузках). Обычно бывает достаточно прове рить элементы входных цепей, а также микросхему VIPer12. Подробно приводить методику ремонта рассматриваемого ИИП не имеет смысла в силу ее простоты. Если ИИП исправен, необходимо проверить работоспособность микроконтроллера (хотя бы на наличие генерации кварцевого резонатора и работоспособности схемы начального сброса), срабатывания УБЛ и др. Необходимо помнить — работоспособность модуля можно в большинстве случаев восстановить, если исправен его единственный заказной «незаменяе-мый» компонент — микроконтроллер. Подавляющее большинство остальных элементов ЭМ можно приобрести отдельно. Дальнейшие поиски неисправного компонента продолжают на основании логики работы микроконтроллера, других элементов модуля и всей СМ в целом.
СМ не выполняет различные программы, в некоторых случаях наблюдаются «плавающие» дефекты. Возможны варианты, когда отображаются коды ошибок, но связанные с ними элементы при проверке оказываются исправными
Методом визуального осмотра платы ЭМ проверяют ее на наличие обгоревших элементов, окислов и подгораний на соединителях платы, а также следов попадания воды. Обязательно проверяют ИИП на предмет соответствия выходных напряжений номинальным значениям, а также на уровень пульсаций в этих каналах.
При необходимости запускают тестовый режим СМ (он не будет запускаться, если не сброшен код ошибки и не устранена причина его возникновения). Вообще, особенностью данных СМ является то, что много возможных сбойных ситуаций устраняется после выполнения операции общего сброса. При работе СМ происходят отказы силовых исполнительных компонентов — как в составе ЭМ, так и внешних элементов
Подробно описывать все подобные компоненты и их цепи не имеет смысла — достаточно обратиться к описанию (см. выше). Важно помнить одно — например, симисторы (клапанов залива воды, УБЛ и др.) беспричинно выходят из строя редко. Поэтому в любом подобном случае необходимо определить причину выхода из строя узла или компонента, а уже затем провести замену управляющих (симисторы, реле) и исполнительных компонентов (помпа, клапан залива воды и др.). Часто в подобных случаях приходится менять управляющие и исполнительные элементы вместе.
Необходимо отметить, что если после указанных замен дефект не был устранен, нужно проверить компоненты в соответствующих управляющих цепях. Часто в подоб ных случаях «ограничиваются» заменой промежуточных элементов (резисторов или транзисторного ключа в цепи управления симистора приводного мотора). Но если уж вышел из строя соответствующий порт микроконтроллера — необходима замена этой микросхемы (например, с «донорской» платы)или всего модуля целиком, тем более его цена не очень велика.
В заключение хотим отметить, основные схемотехнические «минусы» данного модуля.
1. В рассматриваемом электронном модуле использован микроконтроллер ATmega32L, имеющий малое энергопотребление. Он имеет низкую нагрузочную способность по выходам (не более 10. 15 мА). Поэтому, например, применение других типов маломощных симисторов в рассматриваемых типах модулей имеет одно основное ограничение — максимальный ток по управляющему электроду данных приборов должен быть не более 5 мА. В противном случае име ется высокая вероятность выхода из строя соответствующего порта микроконтроллера. Это ограничение не относится к симистору приводного мотора, так как между ним и микроконтроллером имеется транзисторный ключ.
Низкое энергопотребление микроконтроллера также может сыграть «злую шутку» в вопросе его слабой помехозащищенности и потери управляемости СМ в целом. Из-за этого возникают частые, порой необъяснимые, «зависания» СМ.
2. Как показала практика, использование только одного индуктивного датчика уровня может привести к различным аварийным ситуациям, связанным с переливом воды в баке (например, при отказе подобного датчика или его цепей на модуле). Большинство производителей СМ (например, ELECTROLUX) используют совместно с индуктивным датчиком еще и электромеханический. Последний датчик при достижении уровня воды в баке выше допустимого автоматически включает цепь питания помпы (без участия электроники модуля), вследствие чего можно избежать нежелательных протечек воды.
3. Схемотехника ИИП выбрана очень неудачно. Данный источник имеет низкие эксплуатационные параметры (например, высокие пульсации вторичных напряжений) и надежность в целом.
4. В данном модуле между всеми маломощными симисторами и соответствующими выводами микроконтроллера не установлены дополнительные буферные элементы (например, транзисторные ключи). Если, например,один из симисторов выйдет из строя, это может привести к почти гарантированному отказу микроконтроллера.
1. Новоселов М. «Индуктивные датчики уровня воды стиральных машин», «Ремонт & Сервис», № 6, 2008.
Автор: Максим Новоселов (п. Усть-Абакан, Республика Хакасия)
Мнения читателей
Есть схема для beko ecoline aa 5kgFora_Z1_G06 12012007
кто бы мне починил или рассказа где упить новую..ремонтер получил 1500, теперь надо за электр.плату еще 3000, потом борка 1700, теперь говорят что тен мог повредиться..ремонт уже на 8000 руб..м.б. кто спасет..
Рис. 6. ТС7 и ТС9 управляются вместе через 470 Ом каждый с выв. 25 проца. На моей плате так. Спасибо автору.
Машинка перестала откачивать воду. После визуального осмотра платы обнаружил взорвавшийся кондер на 1 ком возле симистора ТЦ7. Впоследствии оказалось, что он тоже ушел. Замена резюка и симистора оживила машину. ровно на 1.5 сутки. Потом начались глюки. То помпа не работает, то работает, то опять не работает, то работает даже тогда, когда заливается вода. В общем я задолбался уже.
Огромное спасибо автору за полезную информацию!
Спасибо автору за полезную информацию которая мне очень помогла.
у меня стиральная машина beko 51011 сгорело семистор от сливного насоса (помпы) z103f401 так написано семисторе чем заменить это семистор есть аналоги помагите пожалуйста
Ко всем указанным автором недостаткам, это еще не самое плохое исполнение схемы. Столкнулся с модулем СМА, где стоит ATmega64. Там в управляющей цепи УБЛ стоит всего лишь ОДИН такой же симистор. Так если недозакрыть дверь и дать старт программе, секунд через 30 к нему пальцем не прикоснешься, греется прилично, при том, что расчитан на ток в 1А. Транзисторных ключей нет, управляется напрямую с МК через токоограничивающий резистор номиналом 390 Ом. P.s. (автору) Описание назначения вывода 11 МК не соответствует вышеприведенной схеме. Скорее всего это цепь обратной связи УБЛ. Информирует МК о том, что УБЛ сработало и можно стартовать.
Интересно. Очень сложный аппарат. Сохранил материал для изучения
Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу: