Рига стиральная машина ссср
Обзор моделей стиральных машин «Рига»
Каждая семья для облегчения работы хозяйки пользуется стиральной машинкой. В современном мире это уже полностью автоматические бытовые приборы, которые могут работать по заданной программе с различными типами тканей, выдерживая заданный температурный режим и выжимая практически до сухого состояния. Во времена СССР таких стиральных машин еще не было. Одной из распространенных торговых марок были стиральные машины, выпускаемые электромашиностроительным заводом Рига. Давайте рассмотрим их более подробно.
История завода
Завод расположен на территории Латвии, восстанавливали немецкие пленные солдаты, а затем советские заключенные. В 1950 году прошел торжественный запуск первых корпусов завода. Началось производство наших отечественных стиральных машин с модели «ЭАЯ-2», которая вышла в продажу в начале 50-х годов. Это была очень нестабильная стиральная машина, которая позже была переработана в машинку «Рига-54». Машинка могла за цикл длительностью 6 минут выполнить стирку порядка 2,5 килограммов сухого белья. Дополнительно на отжим уходило еще около 4-х минут. Машинку нужно было заправлять горячей водой, а так же выполнять слив грязной воды в ручном режиме.
Стиральная машинка Riga-8 «Рига»
Следующая модель, которую освоил к выпуску завод, стала «Рига-55». Она была полным дубликатом шведской машинки «Хускварна». На основании этой модели был разработан целый ряд бытовых стиральных машинок, которые назывались «Рига-60», «Рига-8», «Рига-13», «Рига-17». Завод выпускал поистине громадные объемы продукции – до 2 000 стиральных машин в сутки, что равнялось примерно 600 тысячам в год, более подробно о работе завода можно увидеть на видео.
Стиральная машина Рига 8
Одна из первых моделей машин, снабженных насосом для слива мыльного раствора. Машинка позволяла установить дополнительный механический отжим. В ней использовался для привода электрический двигатель на напряжение питания 220 В, 50 Герц, с потребляемой мощностью 350 Ватт, был установлен таймер на 6 минут.
Машинка имела достаточно скромные по современным меркам параметры – могла вместить всего лишь 1,5 кг белья и порядка 30 литров нагретой воды. Материал для изготовления бака – нержавейка, что позволяло использовать машинку довольно долгое время, более 50 лет.
Стиральная машина Рига 17
Модель «Рига 17»– бак по традиции завода изготовителя выполнен из нержавейки. Днище бака выполнено под углом, на нем находится дисковый «активатор», который при работе создает струи воды и происходит стирка белья. Интересной особенностью является 2 режима работы активатора – «мягкий», для стирки деликатных и тонких тканей. Для стирки грубых тканей используется «жесткий» режим — активатор вращается в другу сторону, против часовой стрелки.
Так же дополнительно был установлен индукционный нагреватель, который крепился ко дну баку с помощью болтов с изоляцией и пружинных шайб. Нагреватель позволял производить нагрев воды, что значительно облегчало процесс стирки белья. Минусом нагревателя было довольно мощное потребление электроэнергии – на момент включения порядка 2 кВт, потом постепенно оно снижалось до 1 200 Вт.
Стиральная машинка Riga-8
Прочие модели «Рига»
«Рига – 13» — похоже по всем характеристикам с остальными машинками этого ряда. Отличительной особенностью модели «Рига – 13» является шланг, который перекачивает мыльный раствор со дна бака для белья в верхний слой. По замыслу конструкторов это усиливает эффект стирки. На более поздних моделях этот же шланг позволял выполнять слив грязной воды. Электродвигатель имел мощность 180 Вт, при 1 425 об/мин. Подключался по специальной схеме к сети питания 220 Вольт.
«Рига – 60» — модернизированный вариант модели «Рига – 55» запущенный в производство в начале 60-х годов, имел схожие с ней характеристики. В «Риге – 60» устройство ручного отжима позволяло регулировать расстояние между валиками. Электродвигатель использовался мощностью на 150 Вт, рассчитанный на напряжение питания 127 или 220 Вольт.
Схема
Весь модельный ряд «Рига» имел унифицированную схему подключения электродвигателя. На данный момент электро схему любой машинки можно скачать в сети Интернет. Электродвигатель стиральной машины Рига был сконструирован достаточно удачно, за годы работы зарекомендовал себя очень надежным узлом.
Имел пусковую и рабочую обмотку, за счет чего можно было выполнять реверс в случае необходимости. За счет малой мощности не нуждался в пусковом конденсаторе. Двигатель от стиральной машины Рига любили в советские времена применять умельцы для различных поделок. Одной из них являлся небольшой шлифовальный станок для заточки инструмента.
Схема стиральной машины Рига 8
В целом рижский завод создал рынок стиральных машин в советском союзе. Была прожита целая эпоха, каждая семья пользовалась продукцией завода. Даже сейчас можно нередко встретить объявления на Авито о продаже машин в рабочем состоянии. А в глубинке бывает, что люди даже активно пользуются ими в повседневной жизни. Всё-таки товар, выпущенный по ГОСТам реально делали на совесть.
Обзор советских стиральных машин «Рига» — назад в СССР
Первые отечественные стиральные машины начал выпускать Рижский электромашиностроительный завод РЭЗ во времена Советского Союза. Прототипом послужили модели иностранных государств, которые уже освоили производство моющей бытовой техники. Отдельные узлы пользовавшихся спросом в СССР моделей стиралок из серии «Рига» используются на дачах по сей день в новом применении.
Становление производства стиралок Riga
Строительство рижского завода РЭЗ в Латвии велось в конце 40-х годов прошлого века. Возводились производственные корпуса силами немецких военнопленных и заключённых исправительных учреждений страны по решению советского суда. Пуск завода состоялся в 1950 году, тогда же началось изготовление первых отечественных стиральных машин.
Иностранная модель послужила основой для создания ряда машин этой серии: «Рига-60», 8, 13, 15, 17. Завод работал на всю мощь и выпускал огромное по тем временам количество стиральных машин – до 2 тысяч аппаратов в сутки. Государство дотировало производство из бюджета: себестоимость продукции составляла 1500 рублей, а цена для населения – по 600 р. за 1 СМ.
Особенности рижских стиральных машин
Корпус первых моделей был цилиндрическим и состоял из верхней части, где размещался бак, и нижней – в ней устанавливался привод с электродвигателем. Машины были на колёсиках для удобства перемещения. Общие для всех моделей характеристики следующие:
Некоторые модели, например, «Рига-15» относятся к разряду полуавтоматических машин с вкладной центрифугой. Другие – с ручным отжимом посредством протягивания мокрого белья через 2 покрытых резиной валика их вращением. Простота конструкции и высокое качество деталей обеспечивали надёжность и долговечность первых стиралок СССР.
Пользовавшиеся спросом модели РЭЗ
Такого изобилия стиральных машин, как сегодня, в прошлом веке не наблюдалось. Но выбор был. Модельный ряд, охотно покупаемых гражданами страны, характеризуется следующими показателями:
Из приведённого обзора видно, что качества, присущие современным стиралкам, были заложены уже в то время. Это возможность слива жидкости насосом и нагревание воды непосредственно в баке машины.
Рекомендации по использованию устаревшей техники
С момента выпуска стиральных машин серии «Рига» прошло уже более полувека. По своему прямому назначению они почти не используются, хотя есть образцы, сохранившиеся в работоспособном состоянии.
Но отдельные узлы: бак из нержавейки, электродвигатель – часто встречаются в хозяйствах дачников, продолжая служить им в новом качестве. Если кто-то ещё не нашёл применения этим деталям, можно прислушаться к рекомендациям умельцев. Наиболее часто встречающиеся варианты использования узлов от стиралок «Рига»:
Для запуска мотора применяют штатные выключатели, снятые с машин «Рига». Завод РЭЗ положил начало производству отечественных стиральных агрегатов высокого качества. Доказательством тому служат объявления в интернете о продаже СМ серии «Рига» в исправном состоянии.
Стиральная машина в СССР: история развития советских стиралок
Сейчас, наверное, только очень пожилые бабушки могут вспомнить, что такое стиральная доска, рубель, скалка, которыми исстари на Руси стирали и гладили белье. Не было резиновых перчаток, не было моющих средств (да еще и для различных тканей!), а были натруженные, стертые до крови руки, зола, простое мыло, корыто (в лучшем случае, ванна), да эти три предмета. Поэтому неудивительно, что, когда появилась первая стиральная машина в СССР, она стала мечтой, порой недостижимой, всех женщин.
Стиральная машина в Советском Союзе – появление и эволюция
Стиральные машины сегодня – это предмет повседневного обихода, и сейчас женщины, да и мужчины тоже, не могут себе представить, как обходились без этого приспособления раньше, когда этих домашних агрегатов не было.
Эволюция стиральных машин
Сейчас представить себе ручную стирку практически невозможно, и только очень пожилые люди могут вспомнить, как и где они стирали лет шестьдесят назад. В СССР стиральные машины начали выпускать почти на полвека позже, чем в Америке.
Небольшой экскурс в прошлое
Патент на агрегат, получивший название «электрическая прачка» был выдан в 1910 году инженеру А. Фишеру из США. С этого момента началось замещение стирки ручной на стирку машинную. А первые стиральные машины в СССР когда появились?
Чертеж первой стиральной машинки А. Фишера
Свои машины в стране еще не производились, из-за рубежа тоже не поступали. И только немногочисленные номенклатурные чины, будучи в служебных командировках за границей, привозили оттуда это чудо империалистической техники.
Первые стиральные машины в СССР были ввезены в 1925 году. Советские и партийные боссы придирчиво выбирали стиральные машины. Стоимость их не смущала, технические характеристики были интересом второго плана.
Главным образом их интересовал внешний вид. Крайне важным было, чтобы машина была похожа на предмет мебели, а не на некий агрегат, и чтобы органично вписывалась в уже существующий интерьер, если не жилой комнаты, то, хотя бы, кухни.
Затевать отечественное производство в стране – у руководства профильных министерств не доходили руки. Поэтому и мучались простые советские женщины со стиральными досками, рубелями в то время, как номенклатура стирала свои вещи в дорогих импортных агрегатах. И только в послевоенное время, в пятидесятых годах, в стране появились отечественные стиралки.
Первые отечественные стиралки
В 1950 году первым приступил к производству стиральных агрегатов Рижский электромеханический завод. Специалисты завода разработали и запустили в производство стиральные машинки «ЭАЯ-2» и «ЭАЯ-3». Чтобы привлечь покупателей, эти аппараты продавались всего за 600 рублей, хотя заводу каждый экземпляр обходился в полторы тысячи.
Продажа первых стиральных машин в СССР
Потом появились «Рига-54» на 2.5 килограмма сухого белья, «Рига-55», полностью скопированная со шведской стиралки «Хускварна». А через полтора десятка лет в Кирове начали производить первую в СССР стиральную машину «Вятка», оснащенную таймером. Конструкция ее была предельно простая – бак с винтом в нижней части.
Таймером можно было задать время стирки. Но и такая машина была громадным подспорьем для всех женщин в СССР – двигатель стиральной машины крутил винт, белье прокручивалось в воде и стиралось.
Наполнение бака и слив воды нужно было производить вручную. Затем появилась «Волга-8» с резиновыми валиками для отжима белья.
Правда, их конструкция была такая, что женщины предпочитали выкручивать белье по старинке, вручную, чем пользоваться отжимными валиками – они закручивали белье вокруг себя, и извлечение вещей из них превращалось в настоящую пытку. Но самое интересное то, что некоторые экземпляры этой стиральной машины со времен СССР дожили до нашего времени.
Изготавливалась «Волга-8» в Чебоксарах, на заводе имени Чапаева. В 1973 году «Уралмашзавод» выпустил первую в СССР стиральную машину «Малютка».
Производство стиральной машинки «Малютка»
Эта машина была с восторгом принята обитателями «хрущевок». Маленькая, компактная, практически не занимающая места, она свободно помещалась в ванной комнате, и исправно выполняла свои обязанности.
Самые известные модели советских стиралок
Одной из самых популярных моделей стиралок стала машинка «Сибирь» омского завода «Полет». Это была первая в СССР стиральная машина с центрифугой.
В отличие от других моделей, выпускаемых в СССР стиральных машин, электродвигателей у нее было два – для привода активатора и для привода центрифуги.
Советская стиральная машинка «Сибирь»
Наиболее популярными, кроме «Сибири», и более дешевыми были:
«ЭАЯ-2» Рижского электромеханического завода стала первой советской стиралкой. Конструкторы снабдили ее баком с лопастным устройством, которое использовалось в режиме стирки и полоскания. Во время стирки и полоскания лопасти вращались, перемешивая белье.
Стиральная машинка рижского электромеханического завода «ЭАЯ-2»
Во время отжима лопасти оставались неподвижными, а вращался сам бак, превратившись в центрифугу. В верхней части центрифуги были отверстия, предназначенные для слива воды.
«Рига-54»
Эта стиралка была развитием моделей «ЭАЯ». К набору функций, имеющихся у предшественниц, добавилась возможность слива воды с помощью насоса.
Для удобства пользования управление машиной сделали ножным – две педали. Левая педаль управляла стиркой, правая – отжимом.
Стиральная машина «Рига-54»
Машина могла за считанные минуты прокрутить до 2.5 килограммов сухого белья. Самый большой недостаток – воду в нее нужно было заливать вручную, ведрами.
«Волга-8»
Главными достоинствами этой стиралки были простота и надежность. Выполненная добротно машина могла служить верой и правдой много лет.
За один раз в баке емкостью 30 литров можно было постирать полтора килограмма белья. Но на этом ее удобства и заканчивались.
Советская стиральная машина «Волга-8»
Чтобы выполоскать белье, нужно было слить грязную воду, вымыть бак, залить чистой водой и полоскать. Для отжима были предусмотрены валики, которые частенько накручивали белье на себя.
«Эврика»
Эта машина, рассчитанная на стирку трех килограммов сухого белья в одну закладку, была первой в СССР представительницей агрегатов барабанного типа. Наряду с достоинствами:
Стиральная машинка барабанного типа «Эврика 3М»
у машины был и целый ряд недостатков:
«Вятка-автомат»
Первая модель с таким названием была выпущена в СССР в 1981 году. Выпускалась по итальянской лицензии, поэтому имеет много общего со стиралкой «Аристон».
Стиральная машина «Вятка-автомат»
Ее функциональные возможности вполне сопоставимы с теми функционалами, которыми оснащены современные агрегаты:
Заключение
Конечно, современные стиралки даже сравнивать нельзя с советскими машинами ретро. Но эти старые машины верой и правдой служили своим хозяйкам много лет, не ломаясь, не требуя особого ухода. И многие женщины с благодарностью вспоминают сейчас своих неприхотливых помощниц.
Видео: История советских стиральных машин
Обзор стиральных машин Рига
Машины для стирки выпускались на Рижском электромеханическом заводе (Рижском РЭЗ), начиная с начала пятидесятых годов 20 века. Первыми массово производимыми стиральными машинами были модели ЭАЯ, ЭАЯ-2 и ЭАЯ-3. При их изготовлении использовалась ручная сборка. Эти стиралки пользовались большой популярностью, однако их конструкция была далека от совершенства. После доработки была выпущена стиральная машина Рига 54, которая стала самой первой стиралкой в этой серии.
Рига 54
За один раз в ней можно было постирать бельё, сухой вес которого составлял 2,5 кг. Мощность двигателя, демонстрируемая этой машиной на протяжении длительного периода работы, равнялась 250 вт. При пиковой нагрузке она могла в отдельных случаях доходить до 450 вт.
В процессе работы устройство, производящее перемешивание воды, выполняет возвратно-поворотные движения.
Корпус стиралки включает в себя две цилиндрические части:
В последней располагается электродвигатель вместе с редуктором, система его подвески и шланг для воды.
Верхняя часть содержит центрифугу, которая во время стирки вращается со скоростью, которая может доходить до 800 оборотов в минуту. Здесь также располагается мешалка и специальное балансировочное устройство, предназначенное для того, чтобы вибрация в процессе работы была минимальной.
Цикл стирки мог иметь продолжительность не более 6 минут. Для работы необходимо было наливать в бак горячую воду. Слив воды можно было выполнять только в ручном режиме.
В этой модели применялась центрифуга. В режиме отжима вода сливалась в отдельный резервуар. Её можно было вылить после окончания стирки или повторно залить для последующей обработки белья.
Кожух машины имеет три ножки с колёсиками, благодаря которым стиралку можно легко передвинуть, если возникнет такая необходимость.
Рига 55
Эта модель представляла собой усовершенствованный вариант предыдущей модели. Она практически была копией шведской машины Хускварна.
Мотор работал от сети, имеющей напряжение 127 в.
На основании модели Рига 55 были также разработаны:
Рига 60
Эта стиралка являлась дальнейшим усовершенствованием предыдущей модели. Новшеством в Риге 60 было использование усовершенствованного устройства отжима. Здесь была предусмотрена возможность корректировать расстояние между валиками. Кроме этого, по сравнению с предыдущей моделью, они были длиннее на 56 мм. Регулировка расстояния позволяло отжимать не только бельё обычных размеров, но и достаточно крупное.
Некоторые характеристики этой модели:
За один приём можно выстирать 2 кг белья. Стирка обычно имела длительность от двух до четырёх минут. После этого выполнялось полоскание. Оно занимало 1 — 2 минуты.
Рига 8
Данная модель имела важное преимущество перед своими предшественниками. В ней был предусмотрен специальный насос для слива грязной воды после окончания стирки.
В этой стиралке использовался электрический двигатель мощностью 350 вт, рассчитанный на 220 в и 50 гц. Существует вариант такой стиралки, который рассчитан на напряжение в сети 127 в. В этой модели для включения использовался таймер, рассчитанный на продолжительность цикла стирки не более 6 минут. После истечения отведённого для стирки времени, машина выключается.
Однако, такая модель, с современной точки зрения, имела скромные возможности: за один цикл стирки было возможно обработать не более полутора килограммов белья. При этом необходимо залить в бак машины 30 л воды.
Важным достоинством машины Рига 8 было то, что для изготовления бака была использована нержавеющая сталь. Эта особенность обеспечивала возможность эксплуатировать стиралку в течение нескольких десятков лет.
Высота составляет 690 мм, а с отжимным устройством — 920 мм.
Рига 13
Эта модель практически не отличалась от предыдущей:
Схема подключения двигателя аналогична тому, как это сделано в предыдущих моделях.
В ней начал применяться шланг, перекачивающий мыльный раствор, стекающий из бака обратно. Конструкторы, которые работали над этой моделью, решили, что это усовершенствование улучшает эффект стирки.
Мощность электродвигателя у Риги 13 была равна 180 вт, при этом количество оборотов в минуту составляло 1425. Мотор работал от сети электропитания 220 в или 127 в.
Рига 15
Бак, выполненный из нержавеющей стали вмещает до полутора килограммов белья. Стирка происходит так же, как и в предыдущих моделях этой серии. Для отжима применяется специальная центрифуга. Его время составляет 3 минуты.
Рига 17
В этой модели бак был также, как и в предыдущей модели, сделан из нержавейки. Дно располагалось не в горизонтальной плоскости, а под углом. В нём располагался активатор, который с помощью вращения производил перемешивание воды. Одной из особенностей этой модели является наличие двух режимов стирки:
Они различались между собой направлением вращения активатора. Первый из них применялся для стирки белья из более чувствительных тканей. Жёсткий режим применялся для обработки одежды из более грубых тканей.
В первом случае вращение активатора происходило по часовой стрелке, во втором — против. Рёбра активатора расположены в виде спирали.
В этой модели имелось важное усовершенствование: здесь в конструкцию был включён индукционный нагреватель воды. При этом необязательно было использовать для заправки холодную воду. Хозяйка могла налить её, а затем нагреть с помощью встроенного приспособления.
Использование этого усовершенствования имело свой существенный недостаток: нагрев воды требовал мощного потребления электроэнергии. При включении требуемая мощность составляла 2 квт, а при дальнейшей работе она снижалась до 1,2 квт.
Заключение
Рижский завод РЭЗ практически создал рынок стиральных машин в Советском Союзе, начиная с пятидесятых годов 20 века. Ремонт этим машинам требовался сравнительно редко. Конструкторам удалось создать надёжную и долговечную конструкцию, которая в некоторых семьях продолжает использоваться до сих пор.