Родительский чат это адская машина
«Это адская машина»: Тутта Ларсен рассказала, как относится к родительским чатам
Известно, что поступление детей в сады и школы – сложный период для многих родителей, которые начинают обсуждать многие нюансы учебного процесса и нередко спорят между собой. 43-летняя телезвезда и многодетная мама Тутта Ларсен обозначила свое отношение к родительским чатам, согласившись с классификацией, предложенной актрисой Людмилой Светловой, которая ведет на Ютубе «Дневник счастливой мамы».
Читайте на Еве
Похожие материалы
Певица и телеведущая Тутта Ларсен воспитывает троих детей, которым пытается уделять как можно больше времени. Она решила поделиться мнением о родительских чатах, в которых обсуждают многие моменты обучения наследников в детских садах и школах.
Знаменитость опубликовала видеоролик актрисы Людмилы Светловой, которая «разложила нюансы по полочкам». Та назвала такие чаты «адской машиной», которая работает и днем и ночью. По словам женщины, жителей чата можно разделить на четыре категории: активисты, негативисты, молчуны и «пофигисты»:
«Негативисты всегда и со всем не согласны. Активисты – такое ощущение, что нигде не работают и ничем не занимаются, кроме как сидят в чате. Молчуны не участвуют в жизни чата. Они не пишут и не читают его – идеально! Пофигисты – это самые адекватные и здравомыслящие в чате люди, которые всегда предлагают самую короткую и энергосберегающую дорогу, которая почему-то всегда и всех не устраивает».
Телезвезда Тутта Ларсен обозначила, что она относится как раз-таки к последней категории участников родительских чатов:
Напомним, Тутта Ларсен – мать двоих сыновей и дочки. Также известно, что она пережила неудачную беременность, потеряв ребенка при болезненном разводе с первым мужем Максимом Галстьяном. Сейчас она замужем за музыкантом Валерием Колосковым. Знаменитость ведет собственный канал на Ютубе, где поднимает актуальные вопросы по уходу за детьми, уделяя вопросу много внимания.
В соцсетях поделились мнениями на этом счет:
«Договориться можно обо всем, наверно».
«Как верно подмечено!»
«Как интересно рассказали о чатах! Как к ним относиться – дело каждого».
«У нас в школе я даже не читаю, что там пишут, только деньги сдаю и все».
Родительские чаты: экзистенциальное зло. А вся цифровизация?
Могилев Александр Владимирович
Доктор педагогических наук, профессор, директор Монтессори-школы «Алиса» (Воронеж)
В последние годы в практику образования ворвались социальные сети и, конкретно, родительские чаты. И быстро проявили себя как экзистенциальное зло. Так, пару недель назад широко разнеслось сообщение, мало кого оставившее равнодушным: по результатам «информационного обмена» в родительском чате был убит ударом по голове отец-одиночка из Волгограда. И похоронен. И тут же забыт, как будто ничего не случилось.
А родительские чаты живы, никто их хоронить не собирается. Всем на все наплевать, и чаты еще соберут свой урожай жертв, пока не станет ясно, что с этим нужно что-то делать. А еще с форумами.
Чем же опасны родительские чаты и вообще всякие форумы?
Проблема в том, что в среде информационных технологий, в чатах, в комментариях на форумах, в том числе и здесь на «Педсовете» не действуют, практически отсутствуют моральные нормы общения и поведения, не говоря уже об этикете. Если в повседневной жизни человек руководствуется выработанными за века обычаями и традициями, морально-этическими нормами, зафиксированными в национальной культуре, в религии, у него, так сказать, есть тормоза. По крайней мере, у большинства, и человек вряд ли будет выходить за рамки моральных норм на глазах у других людей. В электронной среде — все совершенно иначе. Каждый корреспондент замкнут в своем собственном маленьком мире, чувствует себя одним-единственным, как на необитаемом острове, и очень легко разрешает себе пересечение моральных границ, недопустимое в обычной жизни. Он ведь не воспринимает других людей, присутствующих в чате и форуме, как людей. Булеры совершенно не задумывается, что информационные технологии уничтожают расстояния — и все мы в чатах и форумах находимся как бы в одном зале, в одной комнате.
Прямо здесь на сайте в комментариях очень часто происходят оскорбления и травля других людей, имеющих иное мнения по каким-либо вопросам. Что самое интересное, такая аберрация порядочности и приличий происходит у очень разных по своему образованию и культуре людей — и у уличных забулдыг-калымщиков из глубинки, и у доцентов престижных столичных вузов.
Почему некоторые люди так стремятся к склокам и конфликтам в сети?
По простой причине: у них крайне низкие самооценка и самоуважение (как и уважение к окружающим людям), притом, что самолюбие крайне болезненное. Унижая других, они считают, что возвышаются сами, повышают свою социальную значимость и ценность. Видимо, они пережили немало неудач, жизнь их потрепала, поэтому любой, даже теоретическое, несогласие с их мнением им кажется оскорблением. А может, люди стареют, их интеллектуальные способности снижаются, они уже не могут внимательно прочесть и проанализировать тексты и реплики в форуме или чате, вот им везде, в каждой фразе видится наезд и покушение на их авторитет и значимость.
Встречали ли вы такие реплики в комментариях: «А автор кто? Автор ничего не знает и ни в чем не разбирается! А берется нас учить!» Это попытка нивелировать, снизить значимость и ценность новой появившейся статьи или просто реплики. И заодно повысить в собственных глазах и глазах ближайшего окружения собственную значимость. Ведь она — действительно очень низкая.
Но проблема в том, что демонстрируя неуважение и обесценивая мнения и высказывания других людей никто не добьется повышения собственной значимости и ценности.
Нужно признать, что мы живем в обществе, в котором реально существуют дефицит уважения, в котором личность лишена реальной ценности, и сами от этого сильно страдаем.
Оборотная сторона такого дефицита культуры и значимости личности — глубоко распространенное в нашем обществе убеждение, что на абсолютно любой вопрос существует один-единственный правильный ответ, на каждую проблему — одна-единственная правильная точка зрения. И это именно та точка зрения, которой придерживается комментатор. Никому, обычно, не приходит в голову мысль, что он может заблуждаться. Впрочем, мысли вообще нашим людям редко приходят в голову, они руководствуются обычно установками, воспринятыми ими в юности или даже детстве — и на всю жизнь. Пересматривать свои взгляды и мнения, их критически переосмысливать — не в чести.
На самом деле это плохой индикатор, это показатель отсталости нашего общества — того, что общество крайне медленно пересматривает свои взгляды и установки, очень медленно воспринимает новые идеи, и уже в силу этого остается крайне реакционным. Ведь, в действительности, ни на один предмет не может быть единственно правильного взгляда, эти взгляды в наш XXI век должны активно пересматриваться, обновляться, развиваться.
Почему комментарий может закончиться убийством?
«Вишенкой на торте» в родительских чатах и форумах является готовность некоторой части участников перейти от виртуальных действий и оскорблений в сети к настоящему и практическому насилию — к дракам и даже, как мы видим, убийствам. И это касается даже таких мощных сетевых ресурсов, как «Пикабу», с миллионными аудиториями корреспондентов, некоторая часть которых — совершенно отвязные, криминальные субъекты.
Так получилось и в родительском чате, который привел к убийству волгоградца. А однажды, года два назад, мы в школе попали под «огонь» отвязных, невменяемых пикабушников. Попросили как-то одного папашу уйти с детской площадки нашего частного детского сада, когда он там гулял с дочкой. Папаша оказался начинающим пикабушным автором, который разразился статьей, начинающейся со слов «никогда не думал, что попаду в такую ситуацию. » и дальше про то, как ужасный я попросил его покинуть площадку детского частного сада все кругом колхозное, все кругом мое!). А дальше отвязное пикабушное сообщество накинулось на нас, начался мат-перемат с угрозами придти и разобраться по-мужски, навести спаведливость, проломить мне голову, вмазать по мордасам и т.д. Все наши открытые аккаунты были заспамлены нецензурщиной. Таким образом, я понял, что вокруг каждого сетевого ресурса имеется несколько сотен полностью невменяемых людей, потерявших связь с объективной реальностью и погруженных в виртуальную. Они готовы, если попадется на глаза какой-то призыв, идти и громить, жечь, убивать без каких-либо препятствий и ограничений.
Если честно, это даже не средневековье, это первобытно-родовой строй: хватать дубинку в руки и мочить друг друга по головам. Такое просто не умещается в голове. Здесь не действует никакая мораль, никакие рациональные доводы. Никто не будет ни в чем разбираться, оценивать и проверять. Прав всегда тот, то первым закричал «Ату его!»
Поможет ли вам полиция, если вы попадете под кибербуллинг?
Все, что происходило с нашей школой и мной личной было задокументировано и вместе с определенными IP адресами буллеров аккуратно записано на флешку и отправлено в полицию и прокуратуру. Так как такие действия подпадают под уголовное законодательство по статье про разжигание ненависти ка какой-либо социальной группе. И, вы думаете, что? А ничего. Мне написали, что у вас же никого не убили и ничего не сожгли. Вот когда сожгут и убьют, они придут, откроют дело, опишут трупы, начнут производить следственные действия. А пока беспокоиться нечего. Вот так вот «моя милиция меня бережет». Эти слова поэта давно следует забыть. Общество в настоящий момент совершенно не интересно государству, общественные интересы никто не защищает.
Не пожалеем ли мы, что пошли по пути цифровизации?
Так что ситуация с цифровизацией всего и вся в нашей стране, с широким применение чатов, форумов и прочего киберинструментария возникает очень непростая ситуация: мы их внедряем и применяем, и технически все, кажется, просто. А на самом деле мы не готовы к применению этих цифровых технологий. У нас нет соответствующего законодательства, нет институтов, которые следят за происходящим и защищают безопасность и права людей, нет элементарной морали и правил, которыми бы руководствовался «человек цифровой». Так что большого числа шишек и даже жертв на дороге цифровизации не избежать. И, вероятно, мы не раз еще пожалеем, что пошли по этому пути.
И Запад нам в этом вопросе — не указчик и не пример. Там уже давно развиваются чуждые нам гуманистические тенденции, приоритет прав человека и прочие чисто западные штучки. Может, они и справятся с угрозами, сопутствующими цифровизации. А вот мы.
Ну, а пока следовало бы признать использование электронных средств и киберинструментов, применение всяких чатов и форумов при подготовке и совершении преступлений отягчающим фактором. Примерно, как алкоголь или предварительный сговор, групповой характер преступления. Использование киберсредств делает любые правонарушения особенно социально опасными.
Кто домашку сделал? Помогите! Ад и польза в родительских чатах
Наступает 1 сентября, а это значит, что вновь заголосят родительские чаты в мессенджерах. Для кого-то это будет знакомство с массовой перепиской, а кто-то уже постиг азы всех приложений и оценил их удобство (и не только). Все на связи! Я, как мама второклассницы, тоже. Но что скрывать, тут есть и минусы. Какие? Давайте разберёмся.
В чатах обсуждается всё!
Да-да, хотим мы этого или нет, но ссора одноклассников может быть обсуждена и осуждена родителями всего класса. Мы должны быть готовы к этому. Вроде мы понимаем, что дети только учатся ладить между собой, быть толерантными, но реакция родителей может быть чересчур эмоциональной. Я считаю, если речь не идёт о угрозе жизни ребёнка, то нет причин паниковать и выносить сор из избы. Хотя социализацию проходят не только дети, но и их родители. Согласны?
Деньги. Обратная сторона медали
Всем известно, что в школе и в садах собирают денежные средства на нужды класса/группы. Что это за нужды такие? Да всё те же! Бумага для принтера, подарки детям и учителям (это всё обоюдно согласовывается, никто не вымагает деньги). В каких-то классах родительскими усилиями красят парты или стены, меняют линолеум.
Есть те, кто согласен со всеми пунктами растрат, но не платит всё равно. Это становится камнем преткновения в дальнейшей работе родкомитета и родителей. Всё в чате обсуждается, всегда найдутся те, кто против любой копейки и считает, что всё ребёнку должны выдать, купить, дать, подарить просто так или за счёт других родителей. Конфликт неизбежен.
Обо всё и ни о чём
Просыпаешься утром, а там 100, а то и 200 сообщений от родителей по поводу всего! Не успеваешь ничего, ни читать, ни отвечать. Самое интересное, что родители более спокойно ведут себя на школьных собраниях, но в чатах смелые, открытые, готовые наговорить много лишнего.
Да, мы обсуждаем цвет ленточек, шариков, пакетиков, что подойдёт девочкам, а что мальчикам. Вот всё до мелочей. Ведь родительницы переживают. Активные мамы покупают всё заранее, предварительно обсудив 200 сообщений. Ведь так хочется учесть мнения, послушать разногласия и всем угодить. В конечном итоге, конечно, не получается. Некоторые родители выпадают из чата в первые месяцы обучения, поняв, что они не выдерживают накал страстей по поводу и без.
Домашку задавали?
Приходишь домой после работы, а ещё лучше — едешь домой в транспорте, открываешь чат, а там — полный спектр вопросов по домашнему заданию. Какая домашка? Вы решили эту задачу? Как узнать, сколько собрали помидоров, если в условии этой задачи сказано только про огурцы?
Окружайку кто делал? Там много задали, или можно не делать? А вы русский открывали? Почему задали упражнение, которого нет на указанной странице?
Самое интересное, что не все дети выполняют домашнее задание на продлёнке или сразу после школы дома, так как большинство заняты дополнительными кружками. И вот ты, усталый и бедный родитель, должен мгновенно собразить, что делать сначала, а что потом, когда придёшь домой.
В чатах общими усилиями можно выяснить, что всё-таки задавали детям на самом деле, а что лишнее и на это не стоит тратить время. Согласитесь, плюс! Но читать утомительно.
Адская машина
Родители бывают разных типов: активные и пассивные. Каждый родитель сам выбирает себе тактику общения в подобных чатах. Обязательно найдутся те, кто молча наблюдают за всем происходящим. Оценивают ситуацию со стороны и сами себе на уме. Вечно будут недоволные — это третий тип. Но как говорится, всем не угодишь, да и надо ли?
Плюсы и минусы родительских чатов в интернете каждый определяет для себя. Даже учителя делятся на тех, кто открыт к диалогу в социальных сетях и считает это удобным форматом общения и тех, кто закрыт от родителей и своих учеников, так как после школы наступает их личное время, которое не следует нарушать. Но чаты продолжают работать и днём, и ночью, особенно ночью, потому что ночью родители не спят, а делают задания, которые задали в рамках ФГОС их детям.
Родительские чаты — портал в ад
Обсуждение школьных тем в мессенджерах все чаще перерастает в разборки в реальной жизни. Не проще ли запретить «нездоровый» канал коммуникации?
Что не так с уже привычным каналом коммуникации — школьными чатами в WhatsApp и Telegram? Почему в интернете ссориться проще, чем на родительских собраниях? Стоит ли подыскивать альтернативу мессенджерам, чтобы не провоцировать чересчур вовлеченных в школьную жизнь мам и пап? Корреспондент «Росбалт» задал этот вопрос учителям, психологам и родителям.
«Вопрос надо решать, а не сопли жевать»
Роман: Не надо со мной так разговаривать.
Анна: Так отвечайте? Кто первый тыкать начал?
Роман: Вопрос надо решать, а не сопли жевать.
Анна: Кто сопли жует? Ты что, бессмертный? Такое мне писать?
Роман: Вы мне угрожаете?
Спустя три недели похожий инцидент произошел в Петербурге: поссорившись в родительском чате, шесть отцов назначали «стрелку» в Выборгском районе города. Все участники конфликта — люди с высшим образованием и хорошей работой, один из них — врач. Врукопашную «объяснялись» недолго — дело закончилось стрельбой из газовых и травматических пистолетов, по счастью, в воздух. Полиция возбудила уголовное дело по статье «хулиганство».
Учитель московской школы Арсений Туркевич уверен, что родительский чат — это отдельный мир, в котором царит своя правда, а мнения и желания меняются очень быстро. И контролировать происходящее классному руководителю практически нереально — ведь он занят атмосферой в детском коллективе, и у него нет времени, чтобы следить и за родительским.
«В моем классе есть чат, в котором сообщения может писать только администратор — я, — рассказывает Арсений. — Если родитель хочет что-либо узнать, он пишет мне в личные сообщения. Однако у нас есть еще один диалог, где родители обсуждают домашние задания, новых учителей, функции родительского комитета. Там же происходят ссоры и рождаются сплетни — усталые после работы мамы и папы пытаются, не разобравшись, найти истину. Из подобных чатов рождаются новые чаты: чат родительского комитета, чат ответственных за учебники, чат родителей девочек, чат родителей мальчиков, отличников, двоечников…»
«Я ее прям за косы хочу иной раз схватить»
Лариса: Катюшечка, а ты что прям осмелела так? Что не нравится так? Ух ты сколько смелости у тебя, я посмотрю потом подальше на твою смелость. С Катей ухо востро надо держать, осторожно, она стучит, девчонки, она и туда, и туда. Я когда вижу вот это жополизство Ольге Ивановне… Я ее прям за косы хочу иной раз схватить прям: в школе я бы точно их обрезала. Или зеленку бы вылила!
Жертвами школьных чатов становятся не только родители, но и дети. Этой осенью 14-летняя Катя из Кисловодска попыталась покончить с собой из-за травли со стороны председателя родительского комитета Ларисы Попковой. 50-летняя женщина целый год унижала одноклассницу своей дочери в родительских и классных чатах. В октябре девочка совершила попытку суицида, но выжила, получив серьезные травмы. В отношении Попковой возбудили уголовное дело по статье о доведении до самоубийства.
По следам криминальных инцидентов профсоюз работников образования «Учитель» выступил с жестким заявлением, призвав школы отказаться от родительских чатов и признать их нелегитимными.
«Наши люди не готовы к диалогу, они не умеют его вести, и до тех пор, пока люди не научатся, родительские чаты необходимо модерировать», — высказалась сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Марина Балуева.
К слову, в школах за рубежом, например, в Великобритании и США, мессенджеры в качестве канала коммуникации не используют. Катя, автор канала “Будни мамы в США» на «Яндекс.Дзен” рассказывает, что при регистрации в кружок или школу родители указывают в анкете предпочтительный способ связи: текстовое сообщение или электронная почта. Если преподавателю необходимо донести какую-то информацию, он пишет электронное письмо.
«Американцы очень щепетильно относятся ко времени и ни у кого нет в желания читать переписку и вопросы других мам по любому поводу или без него — поздравления со всевозможными светскими и религиозными праздниками, например. Возникла нужда задать вопрос — пишите на электронную почту и вам ответят», — отмечает Катя.
Та же практика в Великобритании, где родители общаются друг с другом только на родительских собраниях.
«В моей школе не было онлайн-чатов, родители особо не общаются, только если их дети знакомы с детского сада. И деньги на подарки и праздники никогда не сдают — все не так, как в России. Учителя, если хотят что-то сообщить родителям, позвонят или вызовут в школу», — рассказывает Люда, которая переехала в Англию с мамой в 11-летнем возрасте.
А вот в Германии родительские группы в WhatsApp, как и в России, давно превратились в канал распространения фейков о коронавирусе и место для выяснения отношений. Об этом сообщает мать 17-летнего школьника, проживающая в Ганновере:
«Дети поругались из-за ерунды, через день помирились и дружат. А родители — враги на всю жизнь!»
Широко используются мессенджеры и в странах постсоветского пространства, например, в Казахстане и Белоруссии. Популярны они также в Китае.
Без чатов не обойтись?
Российские учителя к родительским чатам, часто представляющим собой хаотичный поток коллективного сознания, относятся без восторга и в бурные дискуссии мам и пап стараются не вмешиваться. Одна из причин — в беседах множатся сплетни о педагогах.
«Мне не нравится, что в чатах родители постоянно поднимают какие-то глупые темы. Учитель сделал замечание их ребенку, и они начинают поливать грязью педагога. Многие пишут и пишут, чуть ли не до полуночи», — поделилась Екатерина, мать ученицы второго класса волгоградской школы.
Мама новосибирского школьника Наталья рассказывает, что ссоры в чатах у них происходят постоянно:
«Я сама в чате выясняла отношения с классной руководительницей, которая влепила сыну „два“ по поведению, а поставила как за стихотворение. В школе у нас с ней все какие-то недомолвки были, а в чате мы расслабились, столько друг другу понаговорили… ужас».
«В беседе моего класса я присылаю важную информацию, здесь же мне могут задать вопрос, промолчать или устроить скандал. Скандал — это любимая стратегия некоторых родителей, — делится волгоградская учительница русского языка и литературы Елена Мачеева. — Например: „Почему поменяли расписание? Верните старое обратно!“. Однажды родительница публично разрешила своему ребенку не делать домашнее задание, в итоге я была виновата, что поставила „два“. Аргумент ребенка убил: „Мама же разрешила не делать“. А женщина начала писать, что я подрываю ее авторитет».
По словам учительницы, если родители начнут активно пользоваться электронным дневником, необходимость в таких чатах отпадет. С ней, однако, не согласна Елена, дети которой учатся в шестом и десятом классах петербургской школы.
«Без чатов не обойтись — слишком сильно школа сегодня вовлекает родителей в учебные и организационные процессы. По каждому поводу встречаться на собраниях не получится, особенно в пандемию. Если человек не умеет адекватно коммуницировать, то неважно, в какой форме это происходит — лично или онлайн. Конечно, в чате не видишь лица собеседника и резкие высказывания даются проще. В глаза же не каждый решится сказать все, что думает».
По наблюдениям Елены, если родители знакомы лично, общение в чатах не сильно отличается от очного. А если люди незнакомы, резкие некорректные фразы проскакивают чаще, родители смелее спорят друг с другом.
«Зло рождается и в чате, и на улице».
Психолог и педагог Ирина Беляева уверена, что родительские чаты — это все же не зло, а инструмент.
«Зло рождается и в чате, и на улице, и дома на кухне. Это маркер тревожности, которая растет по отношению к школе и усугубляется пандемией. Людям нужно выплеснуть свои тревоги друг на друга. Большинство родителей открыли для себя соцсети во взрослом возрасте и просто не умеют общаться. Срабатывает „не могу сказать, могу написать“ Проблему можно решить, если ввести протокол общения в чатах: вежливое отношение друг к другу, невозможность перехода на личности, рамки тем, которые можно обсуждать».
Против тотального запрета чатов выступила и директор петербургской гимназии «Альма-Матер» Татьяна Щур.
«Запретить родителям создавать чаты в соцсетях и вводить принудительное общение в другом формате вряд ли получится. И регулировать эти чаты не получится. Здесь проблема кроется в воспитании. Главное, чтобы у родителей не было чувства безнаказанности: поругались, подрались, разошлись и все заглохло само собой. Предотвратить такие инциденты можно только общественным осуждением, возбуждением административного и уголовного производства».
Ирина Беляева же полагает, что в каждом чате стоит ввести модератора — но это должен быть профессионал, а не уставший учитель.
«Речь о тяжелой работе, но ее нужно вести, ведь атмосфера из родительского коллектива быстро передается в детский. Если все-таки назначать ответственными учителей, нужно проводить для них специальные семинары и оплачивать эту дополнительную нагрузку», — предложила Беляева.
Как бы то ни было, тотальный запрет на общение в мессенджерах в 2020-м году, да еще и на фоне пандемии, кажется идеей из области фантастики. А значит, выход один — научиться этично использовать те инструменты, что уже есть.