Заз 965 с какой машины скопирован

Путь от FIAT 600 через Москвич-444 к “Запорожцу”: как создавали ЗАЗ-965

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Можно смеяться над ним сколько угодно, но “горбатый” ЗАЗ-965 был настоящим европейским автомобилем, он был близок ко многим малолитражным иномаркам 50-60-х годов и ни в чём не уступал им. При этом его необычная конструкция — это плод множества экспериментов и поиска компромиссов. Листая архивные документы, сегодня узнаем, зачем военные заказчики настояли на воздушном охлаждении, почему у ЗАЗа двери открываются против хода, что в нём осталось от FIAT 600, что позаимствовано от Volkswagen Kafer, и причём тут “Москвич”.

Времена не выбирают?

Удивительно, что в худшие времена для частного автомобилизма в СССР появился автомобиль, ориентированный на продажу частникам. Как выясняется, И.В. Сталин, не имел ничего против частных машин. Благодаря сталинскому приказу, специально для частных владельцев сконструировали КИМ. В его судьбу вмешалась война, но едва она кончилась, как в мае 1947-го Нарком автомобильной промышленности СССР С.А. Акопов издал указ, разрешающий продажу новых «Москвичей» и «Побед» частникам.

А при Хрущёве подняли голову предрассудки, будто частный автомобиль — «чуждое явление». Главный конструктор МЗМА А.Ф.Андронов вынужденно прикрывался заявлениями, что «завод делает автомобили для экспорта». В 1962-м на итальянской выставке в Москве FIAT показал макет автозавода, предлагаемого для строительства в СССР и похожего на будущий ВАЗ. Но только когда к власти пришёл Леонид Ильич Брежнев, такой проект стал реальностью, как и два других – реконструкция МЗМА и дублирование производства «Москвичей» в Ижевске.

Со стороны института НАМИ, которому поручили проект, пришло встречное предложение – выполнить на одинаковых агрегатах несколько машин:

Действующие лица и исполнители

Борис Михайлович Фиттерман, в 50-60-е возглавлявший Лабораторию легковых автомобилей НАМИ, в конце 80-х «приписал» разработку первого Запорожца себе, и сейчас многие сайты бездумно называют его «главным конструктором ЗАЗ-965». Но всё было иначе. Фиттерман действительно возглавлял научно-исследовательские работы по изучению европейских микролитражек и мотоколясок, руководил испытаниями закупленных иномарок, среди которых были едва пригодные для дорог общего пользования изделия с 1-2-цилиндровыми мотоциклетными моторами, простейшими кузовами на 2 человек. Но встречались и полноценные автомобили, пусть самые дешёвые: FIAT-600, DAF, Citroen 2CV и, конечно же, знаменитый «Жук» Volkswagen. Фиттерман разрабатывал транспортёр переднего края НАМИ-032 и унифицированный с ним двухместный инвалидный НАМИ-031. А гражданским автомобилем занимался не НАМИ, а ОГК МЗМА.

Как было на самом деле, описал в своих воспоминаниях Александр Фёдорович Андронов. Его вызвал к себе министр автомобильной промышленности (в недавнем прошлом главный инженер ГАЗа) Николай Иванович Строкин и поручил разработать микролитражный автомобиль. Андронов отказывался – ОГК МЗМА занимался модификациями Москвича, джипами серии 415/416, уже задумывалась перспективная модель. Андронов сам предложил передать это НАМИ. Строкин ответил, что для такой работы нужен коллектив, какого нет в НАМИ, поэтому институт с заданием не справится, и никто в стране не знает маленькие автомобили лучше, чем Андронов и его подчинённые. Ещё Строкин добавил, что ему нравится FIAT-600, который надо взять за образец.

Министр отлично знал, как Андронов ненавидит копировать иномарки и только что полностью самостоятельно разработал оригинальное советское семейство Москвича-402 с модификациями. Поэтому, он оговорился, что «обдирать ФИАТ» не нужно, но важнейшее для автомобильного производства членение узлов кузова придётся повторить итальянское. Внешнюю форму (т.е. дизайн) Андронов может изменить, как хочет.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Добавим, что Фиттерман подробно описал устройство узлов кузова FIAT-600, обосновав, что это хороший современный автомобиль, удобный для массового выпуска. Но он занимался чистой теорией, а вся черновая практическая работа легла на плечи Андронова и конструкторов ОГК МЗМА. Опыта конструирования заднемоторных машин с независимой подвеской всех колёс в СССР практически не было. Два «авангардных» проекта Юрия Долматовского показали, как сложно сделать такую машину.

Первую разработку НАМИ-013 с трудом «научили ездить». Вторая, «Белка», оказалась некомфортной для водителя (хозяина машины) и пассажира (члена его семьи), которых усадили прямо на переднюю ось, да ещё под протекающий в дождь колпак торцевой двери. На ходу «Белка» показала опасную для неопытного водителя управляемость. НАМИ-013 и «Белка» вышли неремонтопригодными и несовместимыми с технологией массового производства.

Андронову пришлось мобилизовать всё ОГК, ремонтные и технологические цеха завода. Конструкторы и производственники работали в две смены, не спали ночами. Андронов писал Строкину и в московский совнархоз: мы «зашиваемся», дайте дополнительно людей, выделите площади, выпишите, наконец, денег. Ему не отвечали. Но взвод отлично выполнил приказ – за три года конструкторы ОГК МЗМА разработали кузов и ходовую часть. Коробку передач КБ шасси МЗМА под руководством К.И. Файбисовича сделало не только для своей машины, но также для НАМИ-031 и НАМИ-032. О производстве микролитражки на МЗМА не могло быть и речи. Тесная «старая территория» завода исключала одновременный выпуск Москвича и заднемоторной новинки. Индекс Москвич-444 применялся временно для оформления чертежей и спецификаций, а в Запорожье документацию и модернизированные опытные образцы передавали уже, как Москвич-965.

Источник

В чем сходства и отличия. Сравниваем ЗАЗ-965 и FIAT-600

Визуально эти две машины очень похожи, советский ЗАЗ-965, наш легендарный «Горбатый» и ФИАТ- 600 из Италии. Бытует мнение, что конструкторы первой отечественной микролитражки, а разрабатывали «Запорожец», напомню, еще на МЗМА, взяли за основу конструкцию именно этого итальянского малыша. Давайте сравним эти две машины, и посмотрим, сколько у них на самом деле сходств и различий.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Для большей достоверности, сравнивать мы будем ФИАТ-600 1958 года выпуска, и ЗАЗ-965 из первых партий, 1961 года выпуска. У него есть ряд отличий от более поздних партий.

Начнем с общего вида. Внешние сходства, безусловно, есть. Причем больше их именно у серийной модели, чем у прототипа «Москвич-444».

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

«Москвич- 444» (с) фото из соцсетей.

«Косолапость» задних колёс – характерная черта всех трёх машин.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

FIAT-600 1958 года выпуска. (с) фото с сайта bringatrailer

Обратите внимание на «капли» указателей поворота, расположенных сверху на передних крыльях «Запорожца». Шикарное решение, жаль, что от него отказались в 1962-м, если мне память не изменяет, году.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

ЗАЗ-965 1961 года выпуска. (с) фото с соцсети drive2ru Roma Urraco

Эти поворотники – редкая вещь в наши дни. Я давно уже за ними охочусь, но пока без особого успеха. Один раз попадался комплект, но стоил космических просто денег.

Вид сзади. Здесь различий уже хватает. У итальянца задок сделан покатым, у Зазика – более выступающим капотом, ну и понятное дело, воздухозаборниками.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

FIAT-600 1958 года выпуска. (с) фото с сайта bringatrailer

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

ЗАЗ-965 1961 года выпуска. (с) фото с соцсети drive2ru Roma Urraco

Кстати, знаете их народное название? Тёрка Вассермана, так они называются, при этом не имеют никакого отношения к знатоку в жилетке, просто у одного из конструкторов, который и проектировал воздуховоды, фамилия была Вассерман.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

ЗАЗ-965 1961 года выпуска. (с) фото с соцсети drive2ru Roma Urraco

Кое-какое сходство есть у крышки капота, да и фонари задние стилистически похожи, причем зазовские лично мне нравятся больше.

Что ж, откроем капот, и посмотрим, что там у Фиата.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

FIAT-600 1958 года выпуска. (с) фото с сайта bringatrailer

Четырёхцилиндровый рядный карбюраторный мотор объемом 750 см3 с водяным охлаждением. Такое впечатление, что он игрушечный, крохотный совсем, а радиатор охлаждения своими размерами больше похож на теплообменник «печки» кабины грузовика.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

ЗАЗ-965 (с) фото с соцсетей

Что находится под капотом «Запорожца», известно, наверное, всем. Четыре V-образно расположенных цилиндра, карбюраторный мотор воздушного охлаждения, склонный к перегреву.

Объем моторов МЕМЗ-965 поначалу составлял тоже 750 см3, мощность 23 л.с., по мере производства рос объем и мощность.

Слева от двигателя у мелитопольской микролитражки находится бензиновый отопитель салона, у Фиата отопление идет от системы охлаждения.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

FIAT-600 1958 года выпуска. (с) фото с сайта bringatrailer

Обе машины имеют 4-х ступенчатую механическую коробку передач, привод на задние колёса, подвеска которых независимая. У Заза детали подвески выглядят мощнее, оно и понятно, машина ведь проектировалась с учетом наших дорожных реалий.

Передняя подвеска абсолютно разная. Торсионная у «Запорожца», она хорошо известна, очередной раз описывать е не буду, а вот у Фиата упругим элементом выступает поперечная рессора.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

FIAT-600 1958 года выпуска. (с) фото с сайта bringatrailer

Она крепится к нижней части поворотного кулака, сверху идет А-образный рычаг, сглаживает колебания телескопический амортизатор.

Тормоза, как видите, у итальянца спереди дисковые. Их так не хватает Зазу, с его неуверенными тормозами, как не хватает и колёс с нормальными дисками.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

FIAT-600 1958 года выпуска. (с) фото с сайта bringatrailer

Здесь сходство такое, что неспециалисту даже трудно сразу разобрать, где какая машина.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

ЗАЗ-965 1961 года выпуска. (с) фото с соцсети drive2ru Roma Urraco

Бензобак, расположение запаски, всё у обеих машин одинаково. У итальянца слева в передней части притаился бачок для тормозухи, видна его пробка.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

FIAT-600 1958 года выпуска. (с) фото с сайта bringatrailer

Небольшие отличия, конечно, есть. Верхние крепления амортизаторов у ЗАЗа выведены в багажник, что на мой взгляд, вполне разумно, так же внизу проходит рулевой вал, недалеко от которого бачок с тормозной жидкостью.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

ЗАЗ-965 (с) фото с соцсетей

Напоследок заглянем в салон. Кажется, здесь больше всего сходств, только Фиат чуть теснее.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

FIAT-600 1958 года выпуска. (с) фото с сайта bringatrailer

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

FIAT-600 1958 года выпуска. (с) фото с сайта bringatrailer

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

ЗАЗ-965 (с) фото с соцсетей

Кстати, у ФИАТ-600 были версии кузова с мягким верхом крыши, который можно было свернуть и увидеть над головой чистое небо. У ЗАЗа такой опции не было, да и в нашем климате она не прижилась, как показал опыт того же «Москвич—400» с кузовом кабриолет.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Резюмируя, что можно сказать. При общем сходстве, существенных различий в деталях более чем хватает. Конечно, конструкция итальянской микролитражки изучалась советскими инженерами, создававшими ЗАЗ-965, но о прямом копировании речи не идет. Машина создавалась для наших условий, и немаловажный факт – с учетом специфики завода изготовителя, ведь это был первый автомобиль завода «Коммунар», ранее выпускавшего сельхозтехнику.

Жаль, с мотором нашему Зазику не повезло. Лично моё мнение – лучше бы пошли по пути итальянского лицензионного мотора с водяным охлаждением. Если мне посчастливится однажды стать владельцем легендарного «Жужика», то двигатель я точно буду менять на более подходящий для езды и менее капризный.

Источник

Запорожец ЗАЗ‑965: скопирован или нет?

Был ли скопирован с зарубежных аналогов Запорожец ЗАЗ-965?Автор Сергей Канунников

С опоставление советских (и даже постсоветских) автомобилей с зарубежными всегда вызывало много споров. Чтó наши конструкторы позаимствовали у иностранцев, а чтó придумали сами? Тема горяча до сих пор. Попробуем разобраться в этом без излишних эмоций и максимально объективно – основываясь на фактах.

Первый подопытный – ЗАЗ‑965, эпохальный для страны автомобиль. Запорожец, спроектированный в конце 1950‑х совместными усилиями НАМИ и МЗМА, стал, по сути, родоначальником нового в СССР класса микролитражек (по тогдашней терминологии). В качестве прототипов советской машины обычно поминают немецкий Volkswagen Käfer (Жук) и итальянский Fiat 600. И в целом это правильно. Но – насколько? Давайте разбираться.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован ЗАЗ‑965, 1960 год.
Заднемоторная компоновка. Двигатель – воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.с., позднее – 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди – поперечные торсионы, сзади – пружины. Кузов несущий. Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м – далее приведены данные этой версии. Двигатель – воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л.с. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. В основе Жука – корытообразный пол-платформа. У ЗАЗ‑965 конструкция совсем другая – несущий кузов с лонжеронами. Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя 1 – на продольных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя 2 – «итальянская», пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован По дизайну ЗАЗ‑965 близок к Фиату. Как, впрочем, и некоторые другие микролитражки тех лет – скажем, Mitsubishi 500. Разобранный Fiat 600 стоял в зале, где работали конструкторы-кузовщики МЗМА, – и именно итальянская конструкция послужила основой нового советского автомобиля, хотя внешне машины заметно различались.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопированЗаз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Fiat 600, несомненно, оказал влияние не только на конструкцию кузова, но и на дизайн советской микролитражки. Видно это, в частности, по деталям интерьера – например, по комбинации приборов.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Скопировали или нет?

Конечно, Запорожец не получился бы конструктивно столь удачным без заимствования передовых на тот момент зарубежных технических решений, приспособленных нашими инженерами к возможностям отечественной промышленности и к специфическим условиям эксплуатации. Благодаря многим подсмотренным решениям в СССР в 1960 году и появился вполне приличный для того времени микролитражный автомобиль европейского уровня.

Речь – о конструкции. Надежность, долговечность и сборочное качество – это отдельный разговор. ЗР

Источник

Заз 965 с какой машины скопирован

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопированМузей ПКЗаз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован
Старые компьютеры

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопированМузей автоЗаз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован
Старые автомобили

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопированБаза данныхЗаз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован
Старые компьютеры

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопированФорумЗаз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован
Полигон призраков

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопированКонкурсыЗаз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован
Статьи и фото

Основные параметры участников сравнения:

Марка и модель: ЗАЗ-965 «Запорожец»
Годы производства: 1960—1969
Тип кузова: 2-дверный седан (купе)
Двигатели: 0,9; V4
Длина: 3330 мм
Ширина: 1395 мм
Высота: 1450 мм

Давайте посмотрим, что представляли из себя эти автомобильчики. Фотографий сегодня будет чуть больше, чем обычно.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован
Передняя панель была металлической и окрашивалась в цвет кузова. Изобилием приборов водителя тоже не баловали

Все фото голубого авто с сайта Microcar museum

Запорожский 965-й ушел от своего прототипа недалеко. Тот же лаконизм салона. Взгляните:

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован
Крашенный металл, торчащие там и сям тумблеры и ниша под панелью вместо «бардачка». А ведь на этих машинах люди умудрялись путешествовать по всему СССР!

«Горбатый» был знаковой машиной для Страны Советов. Пожалуй, он символизирует лучшее, что в ней было. Это машина эпохи шестидесятых и шестидесятников, времени надежд и оптимизма. То было время, когда космос казался близким и доступным: вот-вот вслед за Гагариным и другими космонавтами полетят к звездам сотни новых кораблей, скоро откроем базу на Луне, а там и до городов на Марсе недалеко. Это было время доброты и уверенности в себе: уже никого не сажают, а времена ГУЛАГа публично осуждены. Странно, но именно маленькая смешная машинка вызывает у жителей бывшего советского государства самые теплые чувства. И наверно это неспроста.
Так что спасибо итальянским конструкторам, создавшим FIAT 600 и вдохновившим советских инженеров на ЗАЗ-965. Это были маленькие машины, но большие эпохи.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован
Ездить на микролитражном ФИАТе не гнушались не только мамы с детьми, но и вполне взрослые мужики.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован
ЗАЗ-965. Маленькая машина большой страны

Наверно, не было ни одного двора, где не встретился бы «Запорожец». Была такая машина и во дворе моего детства. Владел ей немолодой таксист. Интересно, каково было ему пересаживаться с рабочей «Волги» на личный «Запор»? 🙂 За машиной владелец следил хорошо. Ни одного выходного не проходило, чтобы круглый лысоватый таксист не копался со своей машиной. Каждое лето в погожие деньки он выгонял ее на воздух и красил с помощью пылесоса всегда в один и тот же бледно-голубой цвет.
Так продолжалось до начала девяностых. Однажды таксист появился во дворе на кремовом «жигуле» «копейке». Заслуженный «горбытый» был выгнан из гаража и на несколько лет поселился под окнами дома. Внук таксиста периодически гонял по окрестностям на пожилом «запорожце». Красить его перестали и на неровных боках старого трудяги стала появляться ржавчина.
А потом они исчезли: и старый таксист, и его внук, и «Запорожец». Видимо, съехали на другой адрес. Гаражи несколько лет спустя снесли, и теперь ничего не напоминает о былых машинах и о их владельцах.

Обсудить статью на форуме.

Опубликовано 29.01.2012 г.

Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru

Обсудить статью в форуме Оставить запись в гостевой книге.

Источник

Ушастый, раллийный и скопированный с иномарки: мифы и факты про ЗАЗ-966

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

В Советском Союзе Запорожец был самым доступным по цене и самым необычным по конструкции автомобилем, над которым подшучивали и который. любили! Мы уже рассказывали про мифы и факты, связанные с первым автомобилем запорожского завода «Коммунар» – ЗАЗ-965А, а также совсем недавно катались на отреставрированном «горбатом». Сегодня мы будем вспоминать вторую модель Запорожца – не менее легендарный «ушастый», ставший для сотен тысяч советских автомобилистов своеобразной «путёвкой в автомобильную жизнь». Итак, разбираем правдоподобные мифы и отделяем реальные факты, связанные с особенностями ЗАЗ-966.

К ак это ни странно звучит, но создателей Запорожцев постоянно обвиняли в плагиате и копировании иностранных автомобилей. Если в «горбатом» прототип-оригинал в виде итальянского Fiat-600 просматривался, что называется, невооруженным взглядом, то зарубежные «корни» ЗАЗ-966 в СССР могли увидеть только настоящие знатоки. И такие находились! Ведь по экстерьеру «ушастый» действительно сильно напоминал малоизвестный западнонемецкий NSU Prinz IV.

В первую очередь, сходство обнаруживалось не только в форме кузова, но и в конкретном решении – опоясывающем периметр верхнем молдинге, который зрительно разделял боковину по горизонтали. Вдобавок для обеих машин характерна некоторая «выпуклость» вертикальной поверхности крыльев и дверей, причём у советской машины она была более выражена.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Заднемоторная компоновка была характерна для многих малолитражек 50-60-х годов

Однако один из поисковых вариантов внешнего вида ЗАЗ-966, созданный еще в 1961 году, заметно отличался оригинальным решением передней части, которая не имела ничего общего с дизайном немецкого автомобиля.

Но к середине шестидесятых годов смелые линии всё же несколько «сгладили», отчего серийные ЗАЗ-966 действительно стали напоминать малолитражку NSU.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Журнал «За Рулём» впервые рассказал про новую модель ЗАЗ еще в 1965 году

Зато «уши», которым этот автомобиль обязан своим метким прозвищем, появились на опытных образцах в самом начале работ над новой моделью, причем подобных воздухозаборников не было ни у немецкого автомобиля, ни у заднемоторного Chevrolet.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

«Ушастый» получил свои знаменитые уши еще на стадии ранних прототипов

Впрочем, как и в случае с ЗАЗ-965 и Москвичом-2141, иностранный «прообраз» от NSU объединяет с Запорожцем разве что внешнее сходство, да и то отдалённое. К тому же вышеупомянутый «поясной молдинг» не является изобретением немецких дизайнеров — ведь еще в 1959 году подобное решение появилось на американском Chevrolet Corvair.

Скорее всего, и в Европе, и в СССР просто наблюдали за тенденциями современной автомобильной моды и пытались следовать ей по мере собственных возможностей.

Несмотря на заднемоторную компоновку, характерную и для «горбатого», с точки зрения техники между первым и вторым Запорожцами было немало отличий. Во-первых, автомобиль получил совершенно новый трехобъемный кузов типа седан, в котором двери уже открывались «по-нормальному» — то есть, не против хода движения, как на ЗАЗ-965.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Кузов – вот та деталь, которая радикально отличала ЗАЗ-966 от «горбатого». Но и других новшеств хватало.

Во-вторых, для более крупного и тяжелого Запорожца разрабатывался и соответствующий двигатель ЗАЗ-966А мощностью 30 л.с., которым стали оснащать модернизированного предшественника с индексом ЗАЗ-965А.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

МеМЗ-966А – та самая «тридцатка», которой оснащались поздние «горбатые» и некоторые «ушастики»

В-третьих, «ушастый» получил более совершенную заднюю подвеску с изменённой кинематикой. Наконец, именно для ЗАЗ-966 в Запорожье была разработана новая коробка передач, которая в перспективе могла агрегатироваться с еще более мощным сорокасильным двигателем. Правда, и такая трансмиссия, и 1,2-литровый двигатель МеМЗ-968 попали на конвейер лишь год спустя. Однако даже в модификации ЗАЗ-966В новый Запорожец заметно отличался от старого – хотя бы кузовом и конструкцией задней подвески с А-образными рычагами и полуосями с двумя шарнирами, в то время как у ЗАЗ-965 были диагональные рычаги и качающиеся одношарнирные полуоси.

ЗАЗ-966 выпускался с 1966 по 1972 год, получив за семь лет серийного производства несколько модификаций. Автомобили разных лет выпуска немного отличались и техническими решениями, и мелкими деталями экстерьера – например, на ранних Запорожцах этой модели в боковых воздухозаборниках были характерные горизонтальные рассекатели, а бамперы были то двух-, то трёх-, то четырёхсоставными! Также на более поздних выпусках в дополнение к «подфарникам» на передней решётке появились и отдельные передние поворотники под фарами.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Боковые подфарники и хромированная решетка «а-ля Волга» – так выглядел поздний ЗАЗ-966

В 1971 году в Запорожье началось производство обновленной модели, получившей индекс ЗАЗ-968. Около года оба варианта «ушастых» выпускались параллельно, после чего «шестьдесят шестой» перестали выпускать, оставив в производственной гамме только более современную модель. Однако из-за внешнего сходства моделей 966 и 968 многие советские автомобилисты ошибочно считали, что первый «ушастый» выпускается и дальше!

При этом ЗАЗ-968А производился вплоть до конца 1979 года, когда началось серийное производство ЗАЗ-968М. Новая «мыльница» наконец-то лишилась характерных «ушей», поскольку вместо них на задних крыльях появились вертикальные прорези. Именно поэтому некоторые автолюбители заблуждались относительно длительности выпуска ЗАЗ-966, принимая более современную модель 968А за всё тот же «ушастый» первого поколения.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Фонарь заднего хода появился на ЗАЗ-966 после 1971 года

Во время старта производства «ушастого» в 1966 году в Мелитополе еще не освоили перспективный 40-сильный двигатель МеМЗ-968, который обеспечил бы потяжелевшему Запорожцу приемлемую динамику. Именно поэтому некоторое время в новом кузове ЗАЗ-966 трудился «старый новый» двигатель мощностью 30 «лошадок», известный по модернизированному «горбатому» ЗАЗ-965А. МеМЗ-966А сочетался со старой коробкой передач, а «переходная» версия даже получила собственный индекс ЗАЗ-966В.

Но и после того как производство более мощной «сороковки» было налажено, переходная модификация продолжала выпускаться, поскольку новых моторов на МеМЗе выпускали заметно меньше, чем в Запорожье изготавливали кузовов ЗАЗ-966! Поэтому вплоть до запуска ЗАЗ-968 переходная «тридцатка» ЗАЗ-966В выпускалась одновременно и наравне с «чистой» моделью ЗАЗ-966, которая оснащалась 1,2-литровым мотором.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Новый двигатель был не только мощнее, но и заметно долговечнее старого

Впрочем, слабосильную версию продолжали делать еще и по той причине, что именно на ЗАЗ-966В устанавливали ручное управление для инвалидов. Отличить «тридцатку» от «сороковки» визуально можно было с 1971 года – ЗАЗ-966 получил фонари заднего хода, в то время как на 30-сильной модификации выштамповки оставались «глухими».

«Один мотор с воздушным охлаждением, две фары и четыре колеса», как пелось в популярной песенке Олега Анофриева про ЗАЗ-965, сначала оценивался советским государством всего в 1 800 рублей. С одной стороны, сумма немаленькая, но с другой, всё равно несравнимая со стоимостью «большого» автомобиля вроде Москвича или Волги. Однако столько стоил лишь самый первый ЗАЗ-965, в то время как модернизированный «горбатый» подорожал уже до 2 200 рублей. Тем не менее, именно эта модель была самым доступным советским автомобилем, стоившим лишь вдвое дороже тяжелого мотоцикла с коляской. Но при этом, в отличие от любого мотоцикла, Запорожец уже был хоть и маленьким, но настоящим автомобилем с номинально четырёхместным салоном, каким-никаким багажником и (главное!) металлической крышей над головой.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Запорожец был своеобразным, но всё же автомобилем, а не мотоциклом

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Обратите внимание: на обложке майского номера «За Рулём» за 1969 год «ушастые» еще сходят с конвейера одновременно с «горбатыми»!

Таким образом, цена «входного билета» для желающих стать владельцем легкового автомобиля в СССР к началу семидесятых годов увеличилась до тех самых 3 000 рублей, которые в автомагазине просили за новый Запорожец. При этом «ушастый» всё равно стоил почти на 2 000 рублей дешевле Москвича и практически вдвое меньше, чем нужно было отдать за самые дешевые Жигули первой модели.

Поэтому и в новом поколении Запорожец оставался наиболее доступным советским автомобилем, но… одномоментно подорожавшим для потребителя практически на 30%.

ЗАЗ-966 стал заметно комфортабельнее предшественника. При этом увеличение массы и размеров кузова производитель компенсировал более мощным двигателем (хоть и не сразу), поэтому динамические качества нового Запорожца в сравнении со старым также улучшились. Однако даже по сравнению с «исконно советскими» Москвичами двухдверный ЗАЗ выглядел не совсем «полноценным» автомобилем – на заднее сиденье было не слишком удобно забираться, а размер багажника был символическим.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Москвич был настолько же лучше Запорожца, насколько и дороже

Кроме того, двигатель с воздушным охлаждением был шумным и по-прежнему отличался склонностью к перегреву. Наконец, Запорожец с его капризной автономной «печкой», работавшей на бензине, не слишком хорошо подходил для круглогодичной эксплуатации в суровом климате (а в огромной стране был и такой!). И хотя у автомобилей московского и ижевского производства в те времена «печка» была ненамного «теплее», но она хотя бы работала от системы охлаждения двигателя.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Зимой Запорожец меньше грелся… точнее, почти совсем не грелся – ведь редкий владелец «ушастого» использовал его круглогодично

Не радовали владельцев «ушастых» и постоянно нарушающиеся углы установки колёс, которые требовали постоянного контроля и регулировки. Если же хозяин ЗАЗа пренебрегал регулярной проверкой «схода-развала», весьма дефицитные шины могли износиться всего за несколько тысяч километров.

Не будем забывать и чисто психологический фактор – то, что можно было спокойно простить стоившему около двух тысяч рублей «горбатому», в начале семидесятых годов (и «за три штуки деревянных») для многих уже считалось большим недостатком. Особенно если учесть, что «первая волна» автомобилизации уже прошла, а в стране появился новый «стандарт комфорта» – автомобиль Жигули.

Уже на ранних прототипах ЗАЗ-966 на задних крыльях появились характерные воздухозаборники-«уши», которые сопровождали эту модель вплоть до начала выпуска «эмки» — ЗАЗ-968М. Таким образом в Запорожье пытались решить проблему перегрева расположенного сзади двигателя с воздушным охлаждением, тепловой режим у которого получился крайне напряженным.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Воздухозаборники-уши – необычное техническое решение и символ этой модели

Запорожцы изрядно грелись не только в жаркий летний день – стрелка указателя температуры могла «уйти в закат» и вследствие загрязнения наружных поверхностей мотора либо из-за нарушенных настроек систем питания и зажигания. Интересно, что ни у Chevrolet Corvair, ни у NSU Prinz IV с аналогичным расположением мотора подобных проблем не наблюдалось, в то время как владельцы «ушастых» постоянно сталкивались с недостаточным охлаждением мотора. Из-за того, что температура в моторном отсеке поднималась до критических 100 и более градусов, нередко «закипал» бензонасос, после чего топливо переставало поступать в карбюратор, и двигатель просто глох. Чтобы поехать дальше, владельцы наматывали на корпус бензонасоса тряпку, смоченную холодной водой…

Во время испытаний 40-сильного двигателя два ЗАЗ-966 проехали 100 000 км со скоростью не менее 100 км/ч, а два других Запорожца прошли на скоростной дороге автополигона 10 000 километров с «полным газом». По утверждениям заводских испытателей, средняя скорость во время этих испытаний составляла около 120 (!) километров в час!

Впрочем, нельзя утверждать, что крупные наружные воздухозаборники ЗАЗ-966 были совсем неэффективны (при условии, что автомобиль был полностью исправен!), но на следующей модели ЗАЗ-968М от «ушей» отказались в пользу щелевидных решеток-жабр. Такое решение позволило конструкторам организовать более эффективную циркуляцию воздушных потоков, поскольку левая решетка работала на забор воздуха, а правая – на вывод. Впрочем, в той или иной степени проблемы с охлаждением двигателя были свойственны любому подержанному Запорожцу, независимо от того, были у него на кузове «уши чебурашки» или нет.

Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть фото Заз 965 с какой машины скопирован. Смотреть картинку Заз 965 с какой машины скопирован. Картинка про Заз 965 с какой машины скопирован. Фото Заз 965 с какой машины скопирован

Грелся, говорите? Советские спортсмены выступали на «ушастом» даже за рубежом! Например, на Ралли Польши (Rajd Polski)

Несмотря на то, что ЗАЗ-966 подорожал и лишился «мимишности», свойственной первому Запорожцу, «ушастый» всё равно смог продолжить выполнение весьма важной миссии, связанной с массовой автомобилизацией советских граждан. Оставаясь самым доступным автомобилем СССР, этот Запорожец стал заметно удобнее и долговечнее «горбатого». Неудивительно, что вплоть до 1994 года все последующие модификации, по сути, базировались всё на том же кузове ЗАЗ-966, пусть и модернизированном.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *