Как часто проходить техосмотр мотоцикла
Как проводится техосмотр для мотоцикла
Прохождение технического смотра обязательно для всех транспортных средств РФ. Без ТО невозможно оформить страховой полис, получить выплаты после аварии, а сотрудники ДПС при ее отсутствии обязательно оформят протокол на штраф. Диагностическая карта для мотоцикла выдается по тем же правилам, что и для автомобиля.
Особенности техосмотра для мотоцикла
Основной нюанс – скорость прохождения технического обслуживания. Двухколесное ТС имеет меньшее количество узловых элементов и ключевых деталей. Кроме того, они расположены доступнее, чем в автомобилях.
Осмотр подержанного транспортного средства более тщательный. Проверяющие специалисты знают, как владельцы старых двухколесных «мотоконей» умеют скрывать доработки, недочеты и поломки.
Основные требования
Получить диагностическую карту (до 2016 года этот документ назывался талон ТО) можно при последовательном соблюдении всех пунктов процедуры. Общеобязательные моменты:
Внимание! Собственнику мотоцикла с коляской нужно предоставить аптечку, огнетушитель, аварийный знак.
Новые байки проходят ТО еще через оператора. В этом случае обязательная проверка проводится в упрощенном порядке.
Некоторым категориям граждан предоставляются льготы – частичное или полное освобождение от оплаты ТО. К ним относят инвалидов, героев России и СССР, пенсионеров. Обязательно прикладывают подтверждающие документы.
Процедура прохождения
Диагностическая карта выдается на мотоцикл, соответствующий установленным требованиям – исправный, безопасный, укомплектованный необходимыми системами. Правильная подготовка, соблюдение сроков и качественное обслуживание технического средства сделают проверку быстрой, спокойной. Техосмотр на квадроцикл, снегоход и мотороллеры проходит по идентичным требованиям.
Документы
Для всех регионов страны перечень предоставляемых бумаг одинаков. Необходимо предъявить оригиналы следующих документов:
Внимание! С 2018 года перестали требовать медицинскую справку о состоянии здоровья водителя. Доверенность допускается написать «от руки», указав паспортные данные обеих сторон, сведения о мотоцикле, перечень разрешенных действий (например, вождение, прохождение осмотра, другое). Подписи владельца и доверенного лица обязательны. Коляска предоставляется, если ее наличие обозначено в ПТС.
Что проверяют
Для мотоциклов (с коляской и без) список систем в 2021 году не изменился. Транспортное средство помещают на специальной площадке. Важны наличие и исправность:
Диспетчер проверяет состав выхлопа ТС на соответствие установленным нормам. Номерные знаки должны присутствовать, быть хорошо читаемыми, без повреждений.
Расположение всех механизмов конструкции мотоцикла должно соответствовать заявленным в документах. Если специалист обнаруживает изменения (неисправности, улучшения, дополнительные устройства), владельцу дается 21 день на получение соответствующих разрешений. По истечении срока необходимо начать процедуру заново.
Где можно пройти
Владелец обращается в ГИБДД, аккредитованную станцию или к официальному дилеру своей техники. Следует обязательно проверить компанию через списки РСА (Российского союза автомобильных страховых фирм). Выбирают любую удобную организацию, привязки к региону регистрации нет.
Результат прохождения ТО отображается в диагностической карте. Необходимо заверение лицензированного эксперта и печать проверяющей станции.
Внимание! После получения документа следует проверить его через базу ЕАИСТО Гостехнадзора. Без этого дальнейшие действия (оформление полиса, например) невозможны, карта действительной не считается.
Как часто нужен техосмотр
Периодичность проверок такая же, как для автомобилей. Новые мотоциклы освобождены от диагностики. Первые три года полис ОСАГО оформляется без предъявления карты ТО. Если возникла ситуация, при которой данная процедура необходима, аккредитованные компании отказать не могут.
Для мототранспорта возрастом от трех до семи лет технический осмотр проводят один раз в два года. Мотосредства старше семи лет исследуют каждый год. Записаться на плановое ТО можно через сайт «Госуслуги».
Стоимость ТО
Цена на техосмотр для ОСАГО на мотоцикл зависит от региона России, подкатегории, к которой относится транспортное средство (общая категория L). Итоговая сумма колеблется в пределах от 250 до 600 рублей. Наиболее высокие ставки установлены для Москвы и Московской области.
Граждане, относящиеся к льготникам, освобождены от оплаты за проверку полностью. Повторный техосмотр мотоцикла в отделениях ГИБДД проводят бесплатно (например, если гражданин не устранил обнаруженные недостатки за 21 день). Но коммерческие компании все равно берут плату – чаще всего, половину первоначальной стоимости. Государственная пошлина за сам документ не оплачивается (ранее собственники вынуждены были вносить по 300 рублей).
Штраф за отсутствие диагностической карты
Собственники мототранспортных средств часто игнорируют законные обязательства по прохождению технического осмотра. Сотрудникам ГИБДД не нужно показывать карту, этот момент упразднен с 2016 года. Однако водитель обязан иметь действующий страховой полис, который без ТО не получить.
Сумма штрафа зафиксирована в статье 12.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) – от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении наказание ужесточается – 5000 или лишение права управления от 1 до 3 месяцев.
Детальная информация содержится в Постановлении Правительства РФ от 13 ноября 2013 года № 1013. Техосмотр необходим для байков, снегоходов, квадроциклов, мотороллеров. Получение полиса ОСАГО дает водителю право на выплаты при ДТП (столкновение, авария в буране, вредительство). При этом процедура прохождения достаточно быстрая, пакет документов доступный, а стоимость низкая. Плюсов от своевременной проверки очевидно больше, чем минусов.
Периодичность прохождения техосмотра различными видами ТС
Техосмотр (ТО) – обязательная процедура проверки технического состояния транспортного средства (ТС), без прохождения которой автомобиль не может быть застрахован по ОСАГО.
По результатам техосмотра выдаётся диагностическая карта с определенным сроком действия.
Это означает, что следующий техосмотр автомобиля должен быть обязательно проведен до определённой даты.
Для каждой категории транспортных средств срок прохождения техосмотра индивидуален. Более того, он различается и для транспорта, относящегося к одной категории.
На периодичность прохождения техосмотра автомобиля влияет несколько факторов, как то:
Существует несколько вариантов классификации ТС, к примеру, классификатор комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии (КВТ ЕЭК ООН).
Однако общепринятой и наиболее удобной является та, что отражена на обратной стороне водительского удостоверения.
Рассмотрим каждую из категорий с точки зрения периодичности проведения техосмотра.
Категория А
К данной категории относятся:
Как часто надо проходить техосмотр мотоциклам и квадроциклам, зависит от возраста ТС:
Отметим существенный нюанс, касающийся всех без исключения ТС: отсчёт возраста для техосмотра начинается с момента выпуска автомобиля, а не с начала эксплуатации.
На деле это значит, что если ТС сошло с конвейера в 2010 году, то владельцу придётся проходить ТО в 2013 году вне зависимости от того, когда он его приобрёл.
Категория В
Эта категория является наиболее распространённой по количеству ТС и включает в себя:
Периодичность прохождения техосмотра ТС категории В также находится в зависимости от возраста:
Или почитайте ТУТ, зачем нужно проходить техосмотр, когда штраф за его отсутствие отменили.
Категория С
Это категория, куда входят различные грузовые автомобили:
ТС категории С обязаны проходить техосмотр ежегодно.
Категория D
К данной категории относятся ТС, предназначенные для пассажирских перевозок, в т. ч.:
ТС категории D обязаны проходить ТО не реже 1 раза в 6 месяцев.
Категория M
К ТС этой категории относятся:
ТС, относящиеся к категории М, обязаны проходить ТО с той же периодичностью, что и ТС категории А и В.
Категории Tm и Tb
Категория Tm – это право на управление трамваем, а категория Tb – троллейбусом.
Согласно указу Правительства РФ, городской наземный электрический транспорт должен проходить ТО со следующей периодичностью:
Другие виды ТС и прицепы
Отдельные виды ТС не относятся к какой-либо категории, однако прохождение ТО для них также является обязательным:
Кроме того, закон оговаривает и обязательное ТО для прицепов.
Физические лица, владеющие прицепами массой до 3,5 тонн, от прохождения ТО освобождены.
Периодичность ТО для прицепов, принадлежащих юридическим лицам, такая же, как и для ТС категорий А, В и М.
Исключения
Отметим, что некоторые ТС проходят ТО со специально для них установленной периодичностью.
Особые условия касаются:
Водный транспорт
Особо стоит сказать про водные ТС. ТО обязаны проходить все маломерные суда с периодичностью 1 раз в 5 лет.
Исключения составляют те суда, которые:
Или почитайте ЗДЕСЬ о страховании гражданской ответственности перевозчика.
А в этой статье вы узнаете, зачем нужен расширенный полис ОСАГО: //auto/osago/rasshirennoe.html
Подведем итоги
Выяснить, как часто определённому автомобилю нужно проходить техосмотр, поможет следующий краткий справочник.
Не подлежат ТО:
ТО каждые 6 месяцев:
ТО ежегодно:
ТО каждые 2 года:
ТО каждые 5 лет:
Видеосюжет о прохождении ТО
Техосмотр: внимание на новые правила
Отменили ли техосмотр?
Поправки в страховое законодательство РФ вступили в силу с 22.08.2021. Исключение требования о наличии диагностической карты при покупке полиса ОСАГО разделило владельцев авто на два лагеря: одни утверждают, что техосмотр теперь проходить не нужно, вторые — что нужно, т. к. без этого возникнут проблемы со страховой компанией.
Отметим сразу, что саму обязанность прохождения техосмотра никто не отменял. Эта обязанность закреплена сразу в нескольких законах и подзаконных актах:
Все эти документы не утратили силу и продолжают действовать. Поэтому обязанность по прохождению техосмотра, предусмотренная этими документами, тоже сохраняется.
Пошаговая инструкция по прохождению техосмотра автомобиля от экспертов есть в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите к указаниям.
Периодичность прохождения техосмотра указана в ст. 15 закона № 170-ФЗ и зависит от года изготовления авто (ранее речь шла о годе выпуска авто). Так, если возраст автомобиля от 4 до 10 лет, проходить техосмотр нужно раз в 24 месяца. При возрасте авто более 10 лет осмотр проводится каждые 12 месяцев. Более короткие сроки установлены для легковых такси и автобусов (подп. 4 п. 1 ст. 15 закона № 170-ФЗ).
Подробнее о периодичности прохождения техосмотра, в том числе о его освобождении, говорится в «КонсультантПлюс». Оформите пробный онлайн-доступ к К+ бесплатно и смотрите нужные положения.
Отметим, что никаких административных штрафов за отсутствие техосмотра сейчас не действует: они вводятся только с марта 2022 года.
Как быть с техосмотром для ОСАГО?
Изменения в законодательство об ОСАГО внесены новым законом от 02.07.2021 № 343-ФЗ.
Согласно документу, из ст. 16 закона № 196-ФЗ исключено упоминание о том, что полис ОСАГО выдается только после прохождения техосмотра. А из ст. 15 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» исключена обязанность предъявлять страховой компании диагностическую карту. Ранее это требовалось сделать перед заключением договора страхования.
Следовательно, с автовладельцев:
То есть два этих момента не стоит путать. То, что купить полис ОСАГО теперь можно будет без техосмотра, не отменяет обязанности по его прохождению.
Может ли страховая предъявить регрессное требование, если авто без техосмотра?
У владельцев авто в связи с введенным новшеством возникает закономерный вопрос: не сможет ли страховая при возникновении страхового случая (ДТП) взыскать ущерб с владельца в регрессном порядке, если авто не проходило техосмотр?
По закону такое действительно возможно. Но есть ряд нюансов.
Так, предъявить регрессное требование страховая сможет только виновнику ДТП, а не всем его участникам (подп. «и» п. 1 ст. 14 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ с изменениями от 01.03.2021). Согласно данному подпункту, к страховой, возместившей ущерб, переходит право требования к лицу, причинившему вред, в случае если на момент ДТП истек срок действия диагностической карты.
То есть сначала страховая возмещает ущерб участникам ДТП, а потом в судебном порядке может взыскать потраченные деньги с виновника. Но и здесь страховая должна будет доказать, что причиной ДТП стала именно техническая неисправность автомобиля, а не нарушение ПДД.
Итоги
Для покупки полиса ОСАГО с 22.08.2021 больше не требуется диагностическая карта. Однако это не отменяет необходимости проходить техосмотр авто в установленные сроки. Отсутствие диагностической карты не влияет на получение страховой выплаты в случае ДТП. Право регрессного требования у страховых компаний имеется только к виновникам ДТП и только в случае, если оно связано с технической неисправностью авто.
О порядке расчета и транспортного уплаты налога узнайте из нашей рубрики «Транспортный налог».
Как пройти техосмотр в 2021 году
Этот материал обновлен 16.06.2021
1 марта 2021 года в России вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения регламента коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.
Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.
Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления страховки. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а диагностической карты нет — продлять нечего.
Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.
Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.
При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.
Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.
Как победить выгорание
Как было раньше
Через сколько лет проходить первый техосмотр нового автомобиля. Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль или мотоцикл старше 4 лет. При отсутствии действующей диагностической карты страховые компании имеют право отказать в получении полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.
Срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2021 году не изменился. Для автомобилей старше 4 лет периодичность техосмотра — раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.
Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.
А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.
С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за езды с неисправным рулевым управлением или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.
Что изменилось с 1 марта
Можно ли получить диагностическую карту онлайн. Основное нововведение: водителю все-таки придется приехать на машине в пункт техосмотра. Чтобы оператор ТО не злоупотреблял полномочиями и не оформлял диагностические карты тем, кто даже со стоянки не выехал, проводится фотофиксация начала и завершения процедуры. Кроме хорошо читаемого изображения госномера файлы фотографий должны содержать информацию о времени съемки и геопозицию. Срок их хранения — не менее пяти лет. Получается, пройти техосмотр заочно и дистанционно теперь не получится.
Еще до начала техосмотра оператор обязан сверить вин-номер автомобиля и номера кузова, рамы, кабины, если они есть, с теми, что указаны в документах. Если номера не совпадут или их вообще не окажется, хотя должны быть, — оператор обязан внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в проведении ТО с указанием того, какие именно номера не совпали. Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам ГИБДД. Результатом может стать прекращение регистрации автомобиля. А если выяснится, что кузов, рама или кабина краденые, владелец машины рискует стать фигурантом уголовного дела.
Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.
Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.
Повторный техосмотр. Если выявили неисправности и отправили их устранять, повторный осмотр тоже будет платным. Если водитель успеет устранить все за 20 календарных дней и приедет к тому же оператору ТО, смотреть будут только на неисправности, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. Но если захочет обратиться к другому оператору или на другой пункт ТО — осмотр будут проводить в полном объеме.
Электронные диагностические карты. А вот бумажные диагностические карты постепенно уходят в прошлое. Бумажный вариант карты, заверенный подписью и печатью, водитель получит только по своему запросу. Но вот показывать такую бумагу, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Диагностическая карта находится в ней в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Если информации о действующей диагностической карте в этой системе нет, на покупку полиса ОСАГО можно не надеяться.
Полный перечень изменений в правилах техосмотра
За что могут аннулировать карту
Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.
Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:
В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.
Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка. Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.
Действует ли ОСАГО, если закончилась диагностическая карта. Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.
Что осталось по-старому
Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Лобовые стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.
Автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности, которые действовали на момент его выпуска. На практике это означает, что нельзя требовать установить на раритетную «полуторку» ремни безопасности, которые сам производитель на нее никогда не устанавливал.
Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:
Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.
Что будет с ОСАГО без диагностической карты
Не все операторы технического осмотра готовы работать по новым правилам, и неизвестно, смогут ли они выполнять все требования с 1 октября 2021 года.
Если операторы техосмотра смогут выполнять все требования, предусмотренные поправками в закон, проблем не будет и диагностическая карта останется обязательным условием для приобретения полиса. Если операторы не справятся, могут возникнуть очереди на пункты техосмотра и проблемы с приобретением полисов.
Пока точные прогнозы давать очень сложно.
Что с этим делать
Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.
А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.
Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2021 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.