Как полиция ищет угнанные автомобили
Правильный поиск угнанных машин
Считается, что поиск угнанных автомобилей – прерогатива полиции. Но если не взять дело в свои руки, то угон так и останется не раскрытым, преступник – на свободе, а сам автомобиль разобран на запчасти или продан за бесценок. В этой статье разберемся, что может сделать автовладелец, у которого угнали авто, и почему нельзя пускать ситуацию на самотек.
Причины проблемы
Рост числа угонов год от года снижается (о статистике за 2018 и 2019 годы можно почитать здесь). Но это не значит, что вскоре машины перестанут угонять. Ситуация объясняется тем, что большинство автовладельцев не хотят покупать б/у запчасти. Но все-таки машины угоняют, и их потом даже… не ищут.
Причина – проста: искать некому, некогда и незачем. Для органов охраны правопорядка угон является просто еще одной скупой строкой в отчете, за которую «пожурят». Да и смысла раскрывать преступление нет, ведь пока в РФ будет сохранена статья за угон «без цели хищения», злоумышленнику особенно бояться нечего, а полицейским не придется надрываться над раскрытием угона.
У многих надежда связана с камерами уличного наблюдения. Но как показывает практика, большинство из них:
Еще одним фактором, заставляющим самостоятельно искать свое авто в случае угона, является нерасторопность экстренной службы. Драгоценное время в первые часы после обнаружения угона уходят на:
Как бы то ни было, автовледельцу придется смириться с тем, что его автомобиль никто искать не собирается.
Поиск угнанных авто «своими силами» в первые дни
Следовательно, придется брать дело в свои руки и приступать к поиску автомобиля. И начинать нужно с обхода соседних дворов. Часто машину оставляют неподалеку от места угона, дабы дать ей «отстояться». Делается это на случай, если полиция вдруг введет какой-либо план перехвата или усиленно начнет «тормозить» машину именно этой модели и цвета.
Время, пока отстаивается авто, угонщики тратят на поиск подходящих номеров (как правило, «донором» выступает «утопленник» или «тотал»). Как только номера будут найдены, их ставят на машину и отгоняют для перебивки VIN.
Обращение к частному детективу особенно выгодно, если угнан дорогой, но не застрахованный по КАСКО автомобиль. Частные сыщики – выходцы из полиции и иных схожих структур. Они задействуют старые связи и довольно оперативно находят машину, особенно если со времени угона прошло не более 3-х суток. Но их услуги, как правило, обходятся клиентам дорого. В среднем – 30-50% от цены автомобиля.
Также стоит задействовать «соцсети» – дать объявление в профильных группах об угоне с просьбой сообщать обо всех похожих машинах, которые стоят в неприметных местах. Формат объявления произвольный, вплоть до лаконичного «ищу угнанный автомобиль Киа Рио в императорских Мытищах». Возможно, у кого-то неподалеку от места угона работал видеорегистратор, и он поделиться видеозаписью, которую нужно передать полицейским. Кстати, в соцсети можно найти энтузиастов, которые за скромное вознаграждение будут искать машину.
Но готовьтесь к тому, что вас будут «атаковать» аферисты, желающие нажиться на вашем горе. Например, будут предлагать сообщить точный адрес авто, но только после предоплаты. Вычислить их просто:
Поиск угнанных машин через неделю и более после угона
Есть еще один способ, который «работает» в случаях, когда с момента угона прошла неделя и более. Нужно начинать планомерно обзванивать все объявления, по которым продается машина на запчасти. Отдельные узлы и агрегаты узнать сложно, но часто в продажу идут и элементы «обвеса», и интерьер, и кузовные детали.
Если продавец «уличен» в продаже вашей собственности – не кричите об этом на каждом углу. Сразу направляйтесь в полицию и укажите, по каким признакам вы смогли узнать свой автомобиль. Стражи порядка быстро разберутся в ситуации и задержат продавца с поличным.
Еще один способ – «авторазборки». Там оседает огромное количество авто, в том числе и угнанных. Но с учетом огромного числа авторазборок стоит предварительно обзвонить все и назвать точно, что именно нужно. Например, комплект задних дверей или крышка багажника от вашей модели. В авторазборке может оказаться не ваша машина, но съездить проверить все же стоит.
Если угнали автомобиль, где искать его подскажет объявление о продаже в соседнем регионе. «Работает» с автомобилями, пропавшими 4-6 недель и более. За это время (если авто угоняли для перегона и продажи) злоумышленники перебивают номера (попросту вваривая деталь с VIN), наводят лоск и почти полностью убирают отличительные особенности угнанного авто. Но владелец зачастую узнает свою «ласточку» и под наведенным лоском. Если повезло, и машина найдена, нужно договориться с полицейскими о контрольной «закупке».
Отличительные черты таких объявлений:
Как искать угнанный автомобиль через месяц и более с момента угона
Считается, что если с момента угона прошло более 8 недель, то шансы на возврат авто невелики. За это время злоумышленники успевают сбыть (в том или ином виде) угнанный автомобиль. Но бывают приятные исключения. Обычно, машина находится в 400-800 километрах от места угона и то, случайно.
Следовательно, искать целенаправленно уже не выйдет: слишком широкая география. Но тогда стоит разместить в профильных автомобильных группах соцсетей соседних регионов объявление об угнанной машине. Вполне возможно, что ее найдут в одном из дворов или на авторынке, где она будет дожидаться незадачливого покупателя.
Если же машина нашлась, то придется ждать еще определенное время (вплоть до 2-3 лет) до того момента, как вам ее вернут. Ведь она будет проходить по делу как вещественное доказательство, и вернется законному владельцу только после суда.
В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.
Как угоняют и находят машины в России
Около 80% дорогих автомобилей (стоимостью выше 1 млн руб.) сегодня оборудованы системами спутникового слежения. Благодаря им удается разыскивать каждый второй угнанный автомобиль с «маячком», тогда как по необорудованным машинам — только каждый шестой. Но для эффективного розыска угнанных авто нужна координация между спутниковыми компаниями и правоохранительными органами. В Санкт-Петербурге такое взаимодействие наладить удалось, а вот московские силовики не спешат сближаться с коммерсантами. Правоохранители, задействованные в розыске авто, предпочитают дружить с угонщиками, объясняют эксперты.
Угонщик сидит, а дело его живет
В Санкт-Петербурге в прошлом году украли BMW X-6, автомобиль удалось поймать по пути в Псковскую область. Угонщиком оказался экс-гаишник, которому в итоге присудили срок. В феврале этого года в Питере опять угоняют BMW X-6, да еще и в самой дорогой комплектации. Автовладельцем оказывается игрок сборной России и казанского «Рубина» Алан Касаев. Милиционеры активно принимаются за расследование, и автомобиль уже через несколько дней по сигналу со спутника находят в деревне Пустошка под Псковом. Каково же было удивление оперативников, когда выяснилось, что гараж, где прятали авто футболиста, принадлежит гаишнику, в данный момент отбывающему наказание за прошлый аналогичный угон. «Вот так — человек сидит, а дело его живет», — прокомментировал РБК daily начальник 22-го (угонного) отдела ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергей Сушков.
Военную авиацию вызывали?
Не так давно был угнан BMW X-5, сигнал со спутника привел опергруппу к воротам воинской части. Через КПП дежурящие солдаты их, естественно, не пустили. Пока ждали милиционеров, сигнал неожиданно пропал. Но уже через несколько часов вновь объявился, но уже в Улан-Удэ. Когда на территорию части проникли, выяснилось, что там располагается взлетно-посадочная полоса и дислоцировано несколько военно-транспортных самолетов. За автомобилем пришлось ехать в Улан-Удэ.
Кавказ — дело странное!
Lexus LX-570, угнанный в Питере, по сигналу со спутника вскоре обнаружился в Нальчике. Приехавшие за ним специалисты выяснили, что ездит на нем один из заместителей руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Кабардино-Балкарии. Машину высокопоставленный силовик вернул, только попросил нигде не афишировать этот случай.
Платить надо вовремя
Зачастую автовладельцы прекращают платить арендную плату, и спутниковые компании перестают отслеживать их передвижения. Однако, когда такой автомобиль угоняют, водитель сразу вспоминает, что его машина оборудована противоугонной системой, хоть и отключенной, и бежит в компанию. По словам гендиректора «Цезарь-Сателлит» Василия Курсина, таким водителям, как правило, идут навстречу — местонахождение определяют. «Однако драгоценное время уже потеряно, и машину даже если удается разыскать, то зачастую уже в непотребном виде», — говорит он.
Основные клиенты компаний, предлагающих подобные услуги, — Mazeratti, Bentley, Ferrari, Aston Martin, BMW. При этом сегодня одно из первых мест по угонам держит Ford Focus. Эксперты связывают это с большим количеством автомобилей в городе и кражами таких авто на запчасти. Поэтому в спутниковых компаниях в последнее время стали заниматься и автомобилями эконом-сегмента. А с 2013 года все автомобили, выпускаемые в России, согласно решению правительства будут оборудоваться ГЛОНАСС. Тогда спутниковое оборудование можно будет встретить даже на «ВАЗах».
Кто с автомобилем придет, тот без него и останется
В 2008 году в Питере был угнан автомобиль, в котором финский водитель забыл мобильный телефон. По сигналу сотового машина была разыскана на окраине Санкт-Петербурга, спрятанная в гаражном кооперативе. При проверке еще нескольких гаражей был обнаружен другой автомобиль, ранее похищенный у другого гражданина Финляндии.
Сегодня во многих финских семьях есть второй автомобиль, недорогой, старенький, предназначенный специально для поездок на выходные в Санкт-Петербург, рассказал РБК daily представитель питерского угрозыска. Это вынужденная мера, поскольку местные угонщики очень полюбили их автомобили. Во-первых, финские авто качественной европейской сборки, а во-вторых, иностранцы, как правило, теряются в чужой стране и даже не знают, куда обратиться в случае угона.
Данные со спутника в обмен на возможности «ксивы»
Правда, иногда оказывается бессилен даже спутник. По словам г-на Сушкова, федеральная база по розыску угнанных авто работает не всегда эффективно. «Если машина уходит не в соседний регион, информация местным правоохранительным органам о ней приходит только через сутки, — пояснил он. — К сожалению, за это время машина может уйти очень далеко».
Московский полицейский питерскому рознь
«С Московским уголовным розыском нам не удалось наладить такое же тесное взаимодействие, как в Питере», — сетует руководитель департамента безопасности «Цезарь-Сателлит» Иван Зверев. С московскими правоохранительными органами работать гораздо сложнее, признается он.
Наиболее показательный случай произошел в прошлом году. Серебряный Bentley стоимостью около 10 млн руб. обнаружили на Украине. Местные правоохранительные органы сообщили, что машину будут гнать из Киева через Москву в Азербайджан. «Мы связались с центральным аппаратом МВД, нам выделили человека для проведения операции по задержанию авто, — рассказал г-н Зверев. — Как только машина пересекла российско-украинскую границу, мы тут же сообщили этому человеку ее точные координаты. Но машина спокойно ехала. Я лично еще несколько раз звонил этому офицеру и сообщал местонахождение Bentley, но машина беспрепятственно доехала до Москвы. И только подключив личные связи и связавшись напрямую с постом на МКАД, нам удалось задержать этот автомобиль».
«Ранее и в Питере была ситуация, когда мы передавали информацию милиции, а она уже вскоре оказывалась у угонщиков, — вспоминает г-н Зверев. — В 2004 году приехавшие милиционеры отказались взламывать гараж, где мы разыскали угнанный автомобиль. Оказалось, что гараж этот принадлежит их высокопоставленному сотруднику, и они даже взятку нам предлагали, чтобы только не вскрывать его». В дальнейшем в Питере, по его словам, эту ситуацию удалось переломить, в том числе за счет создания специального отдела по розыску угнанных авто и назначению туда порядочных сотрудников.
«Все действительно упирается в порядочных людей, — рассуждает адвокат Игорь Кустов. — Зачастую, и в Москве это наиболее развито, сотрудникам уголовного розыска гораздо выгоднее сотрудничать с угонщиками, нежели с компаниями, старающимися разыскать такие авто. Остается надеяться, что такие сотрудники не пройдут переаттестацию и в отделы по розыску авто наберут новых людей».
Как можно искать угнанный авто
Напомню, что я и мои коллеги занимаемся поиском и возвратом автомобилей для страховых компаний.
В комментариях к моим предыдущим постам некоторые изъявили желание поручить нам поиск их угнанного авто, но, к сожалению, я вынужден был всем отказать, так как для физлиц мы машины не ищем. Слишком высоки трудозатраты и слишком мала вероятность успеха.
Естественно, в своей деятельности мы используем весь арсенал средств и методов поиска, доступный лучшим сыщикам с дипломом и без оного.
Случается, что некоторые по горячим следам находят свой автомобиль прямо в соседнем дворе.
Но чаще, к сожалению, не находят.
Оговорюсь, что описанный ниже способ поиска работает только для тех случаев, когда машину не разобрали на запчасти и когда она осталась в РФ.
Обычно автомобиль похищают, чтобы его перепродать, снабдив подложными документами и изменив номера агрегатов.
Вот так примерно за 350 тыс. руб. можно стать юридическим обладателем автомобиля, который некогда стоил 5-6 млн. К документам обычно прилагается кусок кузовной детали с VIN-номером, соответствующим указанному в документах.
В дальнейшем этот кусок металла вварят в угнанную машину, немного поколдуют с электроникой и пожалуйста:
Фото для примера, данный автомобиль не имеет отношения к повествованию.
Далее следует просмотреть те автомобили, которые продаются в данный момент, но скорее всего угнанный авто, раньше чем через полгода в продаже не появится.
Введённые критерии поиска машины следует сохранить и как только в продаже появится машина с такими характеристиками, Вы получите уведомление.
Следует запросить в качестве обязательных условий проверки детальные фотографии табличек и плоскостей с номерными маркировками автомобиля, в том числе и дублирубщих обозначений.
Действуя таким образом можно сформировать список из нескольких машин, все данные которых вам передаст подборщик вместе с результатами подбора. Далее через сервисы на сайте гибдд.рф можно проверить не прекращалась ли регистрация автомобиля (снимался с учёта как утиль), соответствуют ли данные по зарегистрированным ДТП с данными осмотра подбощиком (например по данным базы у машины был разбит перед, а по отчёту подборщика капот и крылья в идеале и в родной краске и следов их съёма на болтах и гайках нет).
И с этим списком можно обратиться к следователю с ходатайством об организации проверки подозрительных автомобилей.
Хочу подчеркнуть, что мною описан лишь способ поиска автомобиля, и спешу предостеречь вас от любых резких движений по физическому изъятию машины даже если уверенность очень велика. Лучше договориться о тест-драйве и доехать до ближайшего отдела полиции, где уже и устраивать разборки.
Естественно, я надеюсь, что эти тайные масонские знания никогда не пригодятся вам на практике, но пусть уж будут на всякий пожарный.
Засим мои полномочия всё, берегите себя и своих близких, а главное помните: тщательно пережевывая пищу вы помогаете обществу! 🖐️
Автомобильное сообщество
14.4K поста 37.1K подписчиков
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
-Создавать интересный контент.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.
а есть ли база угнанных авто?
Во дворе пару лет стоит не битая машина без движения. Уже в ландшафт вживается
Угнали у меня как-то велик. Нашел через 2 месяца на Авито, изъял со следователем.
Какой объёмный и интересный пост. Я не автовладелец, но прочитал на одном дыхании.
А может вы подскажите, что делать в такой ситуации :
Нашли нашу угнанную машину, но нашли в Кемерово, это почти 4000км от С-Пб. Опера отказывается лететь, оформлять нужные документы, ибо у них, командировки кончились. Так и стоит там на стоянке
Подскажите, как-то от автоэксперта слышал что якобы по различным маркировкам на не номерных деталях (фары, пластик, кузовня) и через взаимодействие с оф дилером можно восстановить вин автомобиля с которого это все снято. Разговор был такой при осмотре автомобиля у которого был переварен вин и переклепаны идентификационные таблички. Так вот в материалах дела фигурировал автомобиль донор. Я не совсем понимаю как это возможно.
Спасибо, большое за ликбез! Хорошо что Вы выбрали правильную сторону в процессе.
и что толку что вы найдете свою ласточку если на ней все номера перебиты? как вы докажете что это именно ваш авто а не какой-то еще угнанный и перебитый?
Какие автомобили самые угоняемые?
Мне сотрудник органов выкуп предлагал «если в отстойнике моя» но оказалась не моя)
теперь думаю может я ему особые приметы рисовал чтобы он их изменил)
не раз ее по автосайтам искал.. зря к детективу не обратился.
Блин откуда такие цены. 40к за переварку. мне 200к озвучили, планку переварить на кузов конструктора.
Автор, какие в России самые угоняемые машины? Скажем 8 летнюю камри или мазду будт тащить?
интересный и лаконичный пост. подробнее смотрите Максима Шелкова на ютубе, он лицензированный эксперт по этим к делам (т.е. к нему полиция за экспертизой обращается), с высота своего опыта тоже рассказывает интересно.
я только не понял, почему не работаете в частниками?
т.е. беретесь за автомобили, угнанные у компаний?
и чем отличаются действия похитителей, котоыре приметили необходимый автомобиль, им же все равно на юрлицо он оформлен или на физика
Угон авто! Просьба помочь! Может у кого-то во дворе или в гаражах стоит
Прошу помочь с поиском машины. Тойота Королла, 2015г.в., гос номер т398вм750 (номера возможно уже сменили). Угнана в районе 25.02.2020 20:30 г. Москва, ул. Чертановская 51к3, напротив 5-го подъезда. Из примет: небольшая вмятина на заднем бампере(слетел с креплений в некоторых местах), значок «Ш» на заднем стекле слева, литые диски, черный тканевый салон. Машина была практически без бензина, вероятно похитители заезжали на ближайшую заправку, возможно залить в канистру. Грабителей было двое, в темной одежде. Всем кто может помочь любой информацией, просьба откликнуться! Спасибо!
Угон с родными ключами.
Приветствую! Напомню, что я и мои коллеги занимается возвратом угнанных автомобилей для страховых компаний.
Вводная #1:
Как-то раз мы получили предложение от одной из страховых поработать по двум новеньким Тойота Камри, об угоне которых было заявлено.
Скажу сразу, что обнаружить автомобили мы смогли, а вот вернуть их не получилось.
Вводная #2.
На моей памяти, первой компанией, которая озаботилась привязкой электронного ключа к автомобилю, была BMW. Затем подтянулись и другие производители. В электронном ключе хранится практически вся информация о машине. Например, если среди аудитории есть владельцы относительно свежих моделей Audi, вы, конечно, вспомните, что при посещении дилерского центра первым делом вас просят положить ключ в считывающее устройство. Автомобиль и ключ обмениваются информацией, и ключ содержит массу сведений об автомобиле, начиная от VIN-номера, заканчивая текущим показателем пробега.
Итак, объединив перечисленные вводные воедино, мы получим моднейшую мошенническую схему, состоящую из следующих этапов.
— будущий потерпевший-мошенник (М.) приобретает новый дорогой автомобиль в кредит с минимальным первоначальным взносом и страховка по КАСКО из-за кредита обязательна
— М. передаёт угонщику (У.) ключи и документы на автомобиль, а У. передаёт М. деньги в количестве примерно 15-25% от рыночной стоимости автомобиля
— М. приобретает путёвку в тёплые страны и, оставив автомобиль на парковке возле дома, улетает на недельку в тёплые края
— У., используя родные ключи и документы на автомобиль, забирает автомобиль со стоянки. При этом иногда подменяют государственный регистрационный знак, чтобы не дать возможности отследить движение автомобиля по камерам наблюдения
— автомобиль приобретается таджикским владельцем и ставится на местный учёт, там же изготавливается дубликат ключа, с которым автомобиль будет ездить по Таджикистану. Российские документы и родные ключи больше не нужны
— российские документы на автомобиль и родные ключи отправляются обратно в (например) Москву, и передаются М., который как раз вернулся из-за бугра
— М. с родными ключами и полным комплектом документов наперевес бежит в полицию и страховую заявлять об угоне
Далее М. ожидает выплаты страхового возмещения в части своего первоначального взноса, при этом банк тоже давит на страховую, так как бОльшая часть страхового возмещения должна пойти на погашение кредита. Таким образом профит М. составляют деньги, полученные от У. минус страховая премия (стоимость страховки). Первоначальный взнос играет роль оборотного капитала.
В случае, если кому-то покажется, что покровы сорваны излишне откровенно, то можете не сомневаться: все ухищрения давно и хорошо известны заинтересованным лицам. Наоборот, хотелось бы предупредить тех, кому могут предложить участие в подобной схеме: не влезайте в этот блудняк. Слишком велика вероятность потерять деньги и приобрести судимость.
Ну а на этом мои полномочия всё, не стойте под стрелой, не стойте над душой, уступайте места инвалидам и лицам пожилого возраста 🖐️.
Как найти угнанный автомобиль, не обращаясь в полицию, за два дня
В России вновь фиксируется рост числа угонов. До разгула банд автоворов в 90-е еще далеко, но тенденция, однако, на лицо. Сегодня «тачки» воруют нагло и неприкрыто: под покровом ночи со дворов, охраняемых стоянок и гаражей, в разгар рабочего дня на глазах у безразличной публики, в выходные и праздничные дни со стоянок торговых и развлекательных центров. И все благодаря пассивному потворству правоохранительной и законодательной систем, стимулирующих, по сути, развитие криминального «бизнеса».
Но всю безнадежность сложившегося положения вещей ты осознаешь лишь когда сам становишься жертвой угонщиков, а до этого момента живет вера во вездесущие камеры, спутники, биллинги и прочие штучки-дрючки, призванные помочь в раскрытии любых преступлений. И подогревают эту веру «письма счастья» от ГИБДД. Открываешь конверт и понимаешь, что «Большой брат» знает не только на каком участке и с какой скоростью ты ехал, но и то, на какой заправке заливал бензин, в какой придорожной забегаловке перекусывал и под каким кустом справлял нужду.
И вот те на: как только дело касается розыска похищенного транспорта выясняется, что половина камер — муляжи, а другая половина либо смотрит не в ту сторону, либо на профилактике…
И это не досужие рассуждения журналиста. Это свидетельство человека, у которого в конце рабочей недели в 11 часов утра со двора дома умыкнули пусть и бэушную, но очень любимую иномарку. При звонке в службу 112 минут десять ушло на то, чтобы растолковать барышне на том конце провода, что я не маразматик, позабывший в каком дворе припарковал авто, что нахожусь в трезвом уме и полон уверенности, что пропажа транспортного средства не происки столичной службы эвакуации…
СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ… СЕКРЕТАРИ
Вскоре, видимо для охраны места преступления, подоспел наряд ППС. Ну а минут через сорок прибыл следователь со свитой. Фотографии, расспросы, бесконечная писанина заявлений, объяснений, опрос околоподъездных бабушек. В общем, где-то к 16.00 бюрократия закончилась. А вот какие-либо другие действия, реально нацеленные на розыск похищенного имущества, увы, не начались. Что в моем понимании должны были предпринять сыскари?
Ну, хотя бы поднять записи с камер, установленных на подъездах и крышах домов и по этим камерам проследить в каком направлении уехала машина… Но нет. Во-первых, пятница, ав этот день недели, как известно, нет таких дел, которые нельзя было бы перенести на понедельник. Во-вторых, кроме угнанной машины на следователе только в этот день повисли воровство зеркал с Митсубиши Паджеро, отжатые по беспределу у подростка и женщины мобильники, две квартирные кражи… Стало очевидно, что работа следователя и его коллег сводится не к практическим действиям, а лишь к написанию бумажек и взятию объяснений с «терпил». То есть по сути — к секретарской работе.
Все выходные мы с друзьями без устали объезжали соседние дворы и районы, в надежде наткнуться на похищенное авто, ведь злоумышленники нередко на несколько дней бросают машину на отстой неподалеку от места преступления. Увы, все тщетно. Но хочу снять шляпу перед служивыми из ППС, с автомобилями которых наша «поисковая группа» то и дело встречалась во дворах. Самое забавное, что после оптимизации правоохрантительной системы, на огромный район мудрые генералы оставили всего два полицейских патруля. Это ничтожно мало, но ребята работают так, что возникает ощущение их присутствия буквально в каждом квартале. Правда, на розыске угнанных авто эта активность никак не сказывается.
После общения со следователем в понедельник стало очевидно, что максимум, на что он способен в рамках системы, в которой трудится, это отправить какой-нибудь абстрактный запрос в ГИБДД. Стал подключать имеющиеся связи, благодаря которым удалось в этот же день посмотреть записи с видеокамер, установленных на крышах домов и понять, что угонщик, не боясь реакции прохожих, разбил заднее окно, меньше чем за минуту обезвредил сигнализацию со штатным иммобилайзером, завел машину и неспешно уехал на ней по Рязанскому проспекту в область. По линии ГАИ выяснил, что через гаишные камеры ни Москвы, ни Московской области данное авто не проходило в этот день ни разу, хотя к госномерам угонщик не прикасался.
Замечу здесь, что все эти действия я совершил практически незаконно, потому что по правилам МВД для просмотра запией с каждой камеры сотрудник полиции, а никак не гражданское лицо, должен составлять специальный запрос, визировать его у руководящих товарищей и только после этого начинать действовать. Однако на эту процедуру может уйти до трех-пяти дней, когда машина будет уже разобрана или уйдет в ближнее зарубежье, или обретен новую жизнь под чужими документами.
При этом в процессе своего собственного расследования я выяснил, что, оказывается, работающих гаишных камер, способных считывать номера и прогонять их по базе данным (так называемая система «Поток»), можно пересчитать по пальцам одной руки. Да чего уж там — достаточно одного пальца! Если ехать по дублеру Рязанки, то там нет ни одной камеры, вылетной пост ДПС, который раньше был на пересечении со МКАД стерт с лица земли, а вместе с ним убрали от туда и «Поток». На Лермонтовском проспекте нет ни одной гаишной камеры, а на весь Октябрьский проспект (это Люберцы) — камера всего одна, да и та, в виду большого трафика, технически не способна обработать и 70% попавших в ее объектив номеров. Остальные же «электронные глаза», направленные на дорогу, либо муляжи, либо по техническим причинам не работают.
КАК ВОСКРЕСАЮТ МАШИНЫ
Полученной информацией поделился со следователем, который был немало удивлен, что за столь короткий срок гражданскому лицу удалось добыть такие сведения. У него же, повторимся, дело зависло на этапе согласования с вышестоящим руководством получения доступа к данным с камер. В этот самый момент надежда, что автомобиль найдут, полностью пропала.
И я точно знаю, что машину никогда бы не нашли. У автоворов схема отработана: после угона авто на неделю прячутв отстойник, дабы убедиться в отсутствии установленных на ней «жучков». Затем за ней приезжает барыга, который перегоняет машину на «дольний кардон», где ее «перекошмаривают» под имеющиеся документы от похожего т/с, попавшего в ДТП (обычно с аварийного авто вырезается часть кузова, где набит номер и вваривается на угнанную машину). Таким образом и воскресают сгоревшие или «тотальные» машины.
ИЩЕЙКИ ВЫХОДЯТ НА СЛЕД
Но один знакомый свел с бывшими операми (впрочем, не сложно найти этих помощников через интернет), которых «выплюнула» из своих рядов реформированная правоохранительная система. Их рекомендовали как сыщиков от Бога: дай им точные приметы муровья, и они приведут его в наручниках через пару дней. Верилось в это с трудом, но знакомый настаивал, что эти ребята находят 99% машин, по розыску которых к ним обратились. Главное, чтобы с момента угона прошло не более трех дней. За свои услуги следопыты берут вознаграждение в размере половины цены похищенного транспорта, но не менее 300 000 рублей. То есть, сами понимаете, владельцу подержанных «Жигулей» обращаться к ним за помощью экономически бессмысленно, а вот если вы до недавнего времени были хозяином приличного незастрахованного по КАСКО авто, то игра стоит свеч.
Не буду долго рассусоливать: они подняли записи с городских камер, по которым отследили машину до границы с Московской областью. Затем подключились благодаря связям с бывшими коллегами к областным комплексам фиксации и выясняли, что машина уехала в Лыткарино, где возле одного из продуктовых магазинов злодеи стали менять номера. Поехали на место и просмотрели записи с магазинных камер благодаря чему выяснили, на каких номерах авто поехало дальше. Но на одной из Лыткаринских улиц она окончательно потерялась — явно встала на отстой где-то в этом квартале.
В течении дня, методично обходя двор за двором, частные сыскари обнаружили «трофей», фотографии которого прислали мне на телефон. Номера висят другие (спереди волгоградский номер, сзади — подмосковный), но свою-то «ласточку» по характерным приметам узнаешь из тысячи. Чтобы получить адрес нахождения авто, нужно перечислить на карточку оговоренную сумму. Когда я выполнил условия нашей устной договоренности, они сообщили точный адрес и до моего приезда присматривали за «найденышем». Затем объяснили, куда нужно звонить, что говорить и как действовать дальше.
Фантастика? Нет. Просто пример хорошей работы, которую не в состоянии делать полиция. За эти пять дней, что прошли с момента пропажи машины до момента ее обнаружения, официальные органы успели лишь приобщить к делу пару бумажек и 30-секундное видео, снятое камерой с крыши дома, где видно, как кто-то разбивает стекло, садится в авто и уезжает на нем в неизвестном направлении. Теперь я точно знаю, что отечественная полиция если и способна найти угнанный автомобиль, то он будет либо впечатанный злодеями в столб, либо сгорит дотла. То есть найдут тогда, когда он найдется сам.
Прошу понять правильно, я вовсе не глумлюсь над сотрудниками полиции за их профессиональную недееспособность. Нюанс в том, что они работают в системе, которая от них требует не возврата собственности гражданам, а совершенно иного. Что видно по моему делу. Машина найдена и я чертовски доволен. Но вот служивым от этого ни горячо, ни холодно, ведь преступление не раскрыто, а значит для них это «висяк». А вот если задержать подростка, попавшегося по дурке на угоне машины и навесить на него все автокражи района, случившиеся в этом году, то благодарственные грамоты, материальные поощрения и новые звезды на погонах гарантированны. И плевать, что 30 автовладельцев (с приставкой экс) так и остались ни с чем. Очевидно, что заниматься розыскам угнанного автомобиля, украденного мобильного телефона или имущества из обнесенной форточником квартиры, полицейские никогда и не будут, потому как от них этого не требует система.
Более того, если руководство узнает, что опер занимается не поимкой автовора, а розыском похищенной машины, его подвергнут дисциплинарному взысканию, а то и вовсе обвинят в коррупции и с треском вытурят из органов. А то, насколько хорошо работает оперативник, руководство оценивает исключительно по бумажкам, подшитых к делу. Вот потому вместо реальных дел сотрудники полиции строчат лишь рапорты (а называя вещи своими именами — пишут сочинения) про то, какие следственные мероприятия они проводят в рамках того или иного дела. И не беда, что к реальному положению вещей это не имеет никакого отношения. Но окончательно добила и полностью разочаровала в полиции ситуация со снятием машины с розыска и вызволением ее со стоянки ОВД.
Перво-наперво нужно пройти экспертизу, чтобы криминалист задокументировал, перебивались номера или нет. Запись на сие мероприятие аж на две недели вперед. Еще неделя у правоохранителей ушла на то, чтобы забрать готовое заключение. Еще несколько дней длилась эпопея с подачей какой-то бумаги в главк на снятие машины с розыска. Самое смешное (хотя чего тут смешного?), что зачастую волокита случалась из-за… отсутствия бумаги для принтера или внезапно закончившегося тонера. А чтобы получить такие банальные расходники, рядовым служивым надо пройти через все круги бюрократического ада. Чтобы ускорить процесс, пришлось подарить им пачку бумаги.
ЗАКОНЫ ПИШУТ ДЛЯ БАНДИТОВ
Помощь и всяческое содействие автоворам, похоже, является государственным курсом. Ведь со стороны властей делается абсолютно все, чтобы превратить жизнь бандитов в малину. Начать хотя бы с того, что автомобильный двигатель стал обыкновенной запчастью, а потому идентификационный номер мотора при регистрационных действиях не проверяется. И чтобы легализовать краденную машину, достаточно перебить VIN-номер, что для асов своего дела — плевое мероприятие.
Под благовидным предлогом (дескать, слабая эффективность) ликвидированы стационарные посты ДПС, каждый из которых был оснащен системой «Поток», которая худо-бедно, но вносила свою лепту в борьбу с угонами. Да и проверка машин на таких постах была вдумчивой и всесторонней.
В свое время была идея напылять на детали автомобиля микроскопические метки с уникальными номерами, благодаря которым можно идентифицировать не только автомобиль, но и отдельные его запчасти. Данный проект по каким-то причинам свернули.
Система ЭРА-ГЛОНАСС имеет большой потенциал по части борьбы с автоворовством. По сути, каждый автомобиль, оснащенный ею, имеет «жучок», с помощью которого компетентные органы могут в любое время дня и ночи определить местоположение машины, прослушивать и записывать разговоры людей, находящихся в салоне. Однако ориентировать систему ГЛОНАСС на борьбу с угонами никто не спешит.