Как построить сервис по ремонту авто
Свой автосервис? На сколько это легко и просто? Кратко о последней пятилетке.
После того, как я решил рассказать немного о себе, многие люди начали стучаться ко мне в «личку» с просьбой рассказать о том, как лучше открыть свой сервис, что для этого нужно и на что стоит обратить внимание.
Я хочу поделиться с вами своим опытом, это, конечно, не инструкция к успеху, а моя личная история, которая, надеюсь, многим поможет, а кого-то и отпугнет от идеи заниматься этим нелегким делом. Это была долгая дорога, которая в конечном итоге привела к тому, что на прошлой неделе мой кузовной цех отпраздновал 5-летний юбилей.
Свой рассказ я начну с причины, которая меня сподвигла на этот рискованный шаг, — это необходимость. Слесарка на тот момент переживала лучшие времена, но полного перечня услуг мы предоставить просто не могли и часто теряли клиентов, которые из-за отсутствия кузовного ремонта уходили в другие сервисы. Идея открыть автосервис исключительно по направлению «жестянки», родилась сама собой в 2010 году и заставила меня искать помещение для этого проекта.
Найти помещение? Открой доску объявлений и найди? Все просто на словах. Сколько я колесил по Москве и сколько я пересмотрел помещений — одному Богу известно… К сожалению, закончилось всё это печально. Нашел я помещение в идеальном месте недалеко от метро проспект Вернадского. Площадь его составляла около 600 квадратов и уже имелась организованная мойка. Однако хозяин этого помещения оказался не совсем порядочным человеком, взял задаток, продал помещение и слил фирму, оформив её на бомжа в Оренбургской области. Далее последовал суд, который отнесся к ситуации с пониманием и обязал ответчика выплатить мне потерянные 700 000р. Как вы догадываетесь, деньги я так и не получил, а владелец помещения официально объявил себя банкротом.
Такой неудачный опыт меня не остановил. Я продолжал искать другое помещение даже во время судебных заседаний и нашел его между метро Университет и Проспект Вернадского. В этой находке был небольшой подвох — это отопление, которое не было подключено к зданию и, к сожалению, не подключено до сих пор (несмотря на все клятвенные обещания владельца). Как следствие, пришлось устанавливать дизельное отопление, которое съедает достаточно большую часть доходов в зимнее время.
Еще одна моя ошибка — это большая площадь (почти 950 квадратных метров), как следствие, приличная стоимость аренды, коммуналки и её обслуживания. Это одна из главных проблем, которая значительно отсрочила момент окупаемости. Чтобы выйти в плюс, понадобилось порядка двух лет, а кризисы еще больше усугубляли этот процесс. Однако в большой площади есть и большой плюс — это возможность развиваться, а также расширять количество услуг. Например, через пять лет была открыта мойка, а в процессе работы было добавлено еще три полноценных поста для слесарных работ.
Что это я всё о грустном да о грустном? В процессе подготовки к открытию многое пришлось изучить. Не только составить бизнес-план, но и суммировать всевозможные ежемесячные расходы, составить список оборудования и инструментов, организовать штат сотрудников, ремонт помещения, начиная с пола до строительства стен. Стоимость всего этого удовольствия «вылилась» в сумму около 10 000 000р., и это не считая дальнейшие расходы на развитие автосервиса, а также вложения для формирования склада.
Первого марта 2012 года мой автосервис был торжественно открыт! Первое время приходилось заниматься всем: снабжение запчастями, доставка соляры, работа с документацией и бухгалтерией, прием клиентов… и что уж там скрывать… уборка помещений. Именно с этого времени я начал просыпаться всё раньше и раньше, чтобы к открытию сервиса всё было готово к полноценной его работе. Одновременно я стал автобусником, т.к. в семье на тот момент уже было трое детей, да и для перевозки кузовных запчастей обычной легковушки было недостаточно.
Немного о важном. Подбор персонала, особенно управляющих (мастеров-приемщиков), оказался очень сложным процессом. Я склонен доверять людями настолько, что порой эти люди доводят сервис до грани отсутствия окупаемости. Кражи, халатная работа, отсутствие понимания того, откуда берутся клиенты и как с ними нужно общаться. Вот с этими всеми факторами приходилось работать первые три года. Эта работа гораздо тяжелее, нежели взять швабру и помыть полы, притащить двести литров соляры в один заход или завезти запчастей на триста тысяч рублей. Благо на сегодняшний момент коллектив практически сложился и все мелкие проблемы не требуют такого большого внимания.
Время идет, эти пять лет пролетели незаметно, кажется, что вся эта суета была только вчера. Сказать, что все ожидания оправдались — это обмануть самого себя. Если всё будет получаться сразу и легко, будет неинтересно жить. Так что впереди еще много всего интересного и познавательного.
Бизнес-план автосервиса
Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.
В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.
Описание проекта автосервиса
На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.
Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.
Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.
Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.
Актуальность бизнеса по ремонту авто
Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.
Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.
Высоким спросом пользуются следующие услуги:
Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.
Ситуация на рынке
На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.
Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.
Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.
Анализ рынка и конкурентов
На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.
В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.
У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.
Разновидности СТО
Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.
Выбор основного направления деятельности
Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.
Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.
В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:
Что нужно для начала?
Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.
Как открыть собственный автосервис, расчёт затрат и рентабельности бизнеса
В любом транспортном средстве в процессе эксплуатации возникают различные технические неисправности. Владельцы автомобилей вынуждены искать качественный автосервис, в котором будут проведены диагностика и ремонт. Это всегда актуальная и востребованная сфера, поэтому открытие собственного автосервиса – выгодное предприятие с высоким потенциалом.
Распространенные виды автосервисов
Если вы рассматриваете идею открытия собственного сервиса по ремонту авто, для начала нужно узнать, какие существуют виды подобных организаций.
На сегодняшний день на рынке обслуживания транспортных средств наиболее востребованы:
На данном этапе перед вами стоит самая главная задача – выбор вида автосервиса. Оптимальным вариантом считается одиночный автосервис. При правильном подходе у вас есть все шансы перевести бизнес в сетевой вариант.
Как выбрать место для будущего автосервиса
После того, как был определен вариант будущего сервиса по ремонту авто, нужно найти подходящее место расположения и подобрать помещение. Оптимальным вариантом может быть как спальный район населенного пункта, так и место рядом с автомагистралью.
При выборе места учитывают не только экономическую целесообразность и собственные предпочтения. Необходимо знать требования, предъявляемые СЭС:
Для открытия собственного автосервиса рекомендуется использовать гараж, бывший производственный цех или ангар. Площадь помещения – около 250-300 кв. м, с учетом того, что штат сотрудников состоит из 4 человек. Для удобства размещения автомобилей заказчиков следует предусмотреть место парковки рядом с СТО.
Найденное помещение можно купить или взять в аренду. В последнем случае рекомендуется заключить долгосрочный контракт.
Варианты оборудования
Перед получением разрешения на ведение бизнеса следует провести тщательную подготовку помещения, убедиться в том, что все соответствует санитарным нормам.
Чтобы получить разрешение от санитарной службы, нужно выполнить следующие работы:
Дополнительное условие – разделение помещение на отдельные зоны:
Минимальная площадь пространства для одного работника должна составлять на менее 5 кв. м.
Регистрация
После завершения подготовительных работ и обустройства помещений, можно приступать к процессу регистрации бизнеса. Выполните следующие действия:
Перечень предоставляемых услуг
После оформления всей документации следует задуматься о перечне услуг, которые будет предоставлять автосервис. Вначале рекомендуется выбрать лишь несколько наиболее приоритетных направлений. В дальнейшем список будет пополняться.
Самыми востребованными услугами сегодня являются:
Какое оборудование понадобится
Чтобы сразу приступить к полноценной работе, нужно приобрести оборудование из списка:
Даже при недостаточном начальном бюджете не стоит отдавать предпочтение оборудованию с низкой стоимостью. Лучше производить закупку качественных систем поэтапно. Закупка дешевого оборудование – серьезные финансовые потери в ближайшем будущем.
Кроме оборудования вы нуждаетесь в различных запчастях и деталях. Потребуется заключить контракты с надежными поставщиками. На первых этапах можно работать по предзаказу. Спустя время вы будете иметь представление о потребностях клиентах, сезонных изменениях в спросе, осуществлять закупку основываясь на этих знаниях.
Подбор персонала
Успех сервиса по ремонту автомобилей напрямую зависит от квалификации автомехаников. Рекомендуется брать на работу специалистов, которые имеют положительные отзывы. Опытные механики быстро и качественно выполняют работу, имеют постоянных клиентов, которых смогут привести к вам.
Если вы планируете иметь довольно большой штат сотрудников, можно взять на работу нескольких студентов, учащихся по данной специальности. Поначалу их можно загрузить подсобной работой, в будущем они смогут выполнять задачи автослесарей, ушедших по тем или иным причинам.
Перечень сотрудников по специализации:
Также вам требуется инженер по технике безопасности, поскольку с определенной периодичностью могут проводиться проверки. Для ведения счетов также нужен бухгалтер (можно использовать аутсорсинговые услуги или нанять человека на постоянную работу).
Оплата труда является фиксированной и не может быть менее минимальной согласно действующего законодательства. Рабочим следует выплачивать надбавку (30-50%) за успешную работу.
Ваши работники смогут выполнять внеплановые работы («шабашки») в нерабочее время. Предоставьте им помещение, чтобы они смогли обеспечить себя дополнительным заработком. Но делать это можно только в неотведенные для основной работы часы.
Расширение бизнеса
Грамотная рекламная кампания поспособствует повышению узнаваемости вашего автосервиса. Не рассчитывайте на то, что сразу после открытия СТО, к вам рекой потекут клиенты. Нужно подумать над грамотным рекламированием своих услуг.
Первоначальные затраты и окупаемость
Предлагаем ознакомиться с перечнем предполагаемых затрат, который поможет составить грамотный бизнес-план. В основу перечня положены средние расценки:
Реальные цены могут отличаться от указанных выше в зависимости от региона расположения автосервиса, выбранных оборудования и поставщиков, а также с учетом прочих нюансов.
В целом начальные затраты составят немного более 1,7 млн рублей.
Для открытия небольшого автосервиса с минимальным перечнем предоставляемых услуг можно ограничиться затратами в 1-1,5 млн рублей. Полнофункциональный автосервис сможет открыть только инвестор, имеющий бюджет в не менее чем 4 млн рублей.
Основные характеристики окупаемости/доходности:
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
О том, как я открывал автосервис в условиях не большого города. Ч.1. Идея, регистрация, старт, затраты, реклама.
не думай, что я давлю, но я все еще жду второй пост
Подпишусь!) Интересно дальнейшее развитие и рассказ о рекламе!) Удачи тебе!)
скажи типаа наш ООО по всему региону xD у нас трудятся самые самы, прям вах
Господи, как тебе повезло с ценами то на бокс.
Я снимал гараж 6х9 за 10к в месяц плюс электричество и радовался. Потом купил 12х9 бокс за миллион, и опять же радовался что по дешевке урвал. И это далеко не центр города(население 250 тыщ). Правда тепло заведено, но на такую площадь не хватает. Так что за пенопласт на стены спасибо.
Есть идея сделать подвесной потолок армстронг, но вместо квадратов стандартных использовать огнеупорный пенопласт. У стандартного квадрата сторона 60см, у пенопласта 60х120. По цене дешевле выходит на 30%. У меня не автосервис а небольшое производство. Хочется чтобы все было чистенько и аккуратно.
В любом случае, делай продолжение, независимо от рейтинга)
гараж 6*4 стоит 300-400. бокс как минимум будет стоить 2-3ккк. во и делай бизнес)
Раз уж тут заговорили про Фит-Сервис, вставлю свои 5 копеек.
Ехал как-то к родителям в гости из СПб в Псков, и на пол-дороги загорелся Check Engine. Машина Opel Astra J, особых проблем с ней никогда не было. Доехал, но обратно как-то стрёмно, мало ли что, да ещё и ребёнок маленький в машине. Решил хотя бы причину найти. Плюс какие-то звуки странные в районе бензобака, что-то типа ударов.
Записался, приезжаю. Битый час приёмщик заносил какие-то данные в компьютер. Похоже, он туда всё занёс из СТС и водительского удостоверения, вплоть до запятой. Наконец, машину забрали. Сижу в зоне ожидания, жду.
История моего посещения автосервиса
Делал ремонт выхлопной системы в первом блогерском автосервисе FitService. Делали замену глушителя c удалением катализатора с последующей заменой на пламегаситель. Технически не являюсь подкованным в авто, в результате чего получил огромный чек за работы, явно завешенный. Стоит учесть то, что глушитель я привез свой, а за 18000 руб. сотрудники этого автосервиса выполнили работы по замене. В эти работы входили удаление катализатора, замена его на пламегаситель, собственно сам пламегаситель и прокладка коллектора. Срок выполнения работы изначально не называли, стоимость работ по замене глушителя изначально была озвучена в 3000р. В итоге машина провела на автосервисе 2 дня, причем в конце первого дня стоимость уже насчитывали в районе 14000р, к обеду второго дня откуда-то взялись еще 4000р.
Но и на этом еще не все.
Еду в сервис, забирать катализатор. Мастер-приемщик уже совсем не так приветлив и дружелюбен, как раньше. Пришлось подождать минут 15-20. В итоге отдают мне остатки катализатора в коробке. На вскидку сразу стало ясно, что здесь нет заявленных 600г (примерно столько должно быть в катализаторе моего авто). На мои вопросы «Это точно все?» получаю утвердительные ответы из разряда «Мы так бизнес не делаем», «Не понимаю о чем вы говорите», «Это не серьезный разговор» и прочие «бла-бла-бла».
Еду сдавать остатки катализатора в специализирующуюся на этом контору, там взвешивают остатки, и, действительно всего 320г, т.е. половина остатков катализатора чудесным образом растворилась в сервисе. Получается, что в автосервисе «нагрели» примерно на 4500 руб.
UPD: Написал по этому поводу в «службу качества» сервиса. Ответ опубликую.
Хорошо быть Ч(м)удаком
Сегодня была у клиента (назовем его Миша), и рассказал он мне одну удивительную историю.
Он хозяин автосервиса – человек, убитый в свое дело по уши. 15 лет он вбухивал деньги в автосервис, не оставляя себе почти ничего. Жили откровенно бедно, вчетвером в однушке, без изысков в еде и одежде (сама наблюдала, с дочкой его училась).
Но строили, строили, и наконец, построили – теперь у него лучший в городе и один из лучших в области автосервис. И по оборудованию, и по качеству работы.
И понял это не только Миша, но и сам маляр (пусть будет Вася). А если у Васи золотые руки – нахрена, спрашивается, ему Миша?
Руки то у Васи хоть и золотые, а вот в голове не хватает понять, что работа автосервиса – это не только машины чинить-красить. Что Миша потратил 15 лет жизни и хренову гору денег – это детали, в общем. Обслуживание оборудования, договора со страховыми (да так, чтобы и сделать хорошо, и в убытке не остаться, и сотрудников не обидеть), прочие бумажно-разъездные вопросы – это далеко не каждый может. Хоть понимания у Васи было маленько, зато амбиций ого-го!
Начал Василий свою деятельность с того, что предложил отжать бизнес у Михаила общим знакомым – пути решения были, Миша был неплохо закредитован, нужно было только хорошенько поджать с некоторых сторон и забрать все, что имеется в счет долгов. Но у тех самых знакомых ума (а может и совести) было побольше – все понимали, что без организации Михаила автосервис протянет максимум год.
Однажды Миша разговорился со своим тренером в фитнес-клубе, как тому классно машину сделали. Дорого, правда, зато как новая. Смотрит Миша, а это «авто одного очень важного чиновника, с которого ну никак нельзя денег брать, знакомые очень попросили бесплатно отремонтировать».
Это к слову о том, какой Миша начальник «фиговый». Но продолжим.
Не смотря на слухи, кто-то приходил все же на собеседования. Но Вася их профессионально обрабатывал после собеседования или в первый день работы – почти никто не возвращался (об этой его деятельности выяснилось слишком поздно). Но были счастливые дни, когда все же Михаилу везло, и приходили хорошие сотрудники, и работали хорошо. Но кто-то (а кто-никто не знает) из зависти (если человек работает лучше всех, ему самые лакомые авто достаются) начинал гадить – капот, готовый к покраске, помнут, например. Естественно, после таких фокусов любой человек сольется. Так и работали – Вася все больше наглел, а Михаил все пытался найти ему замену, да хороших мастеров в нашем городе хрен сыщешь.
За семь лет работы Михаил дважды Василия выгонял, но тот красиво приползал обратно с извинениями и обещаниями. Да и деваться ему некуда было – работа стоит, неустойка капает, и оба это понимали.
Последней каплей для Михаила стала следующая ситуация: пришло письмо от страховой о том, что клиент отказывается от ремонта и требует денежную компенсацию. Для других автосервисов, возможно, это нормально, но только не для этого. Забрать компенсацию имеет смысл, только если ты пойдешь к гаражникам авто чинить, а она почти новая, оборудования нормального у гаражников нет. А этот человек пришел, посмотрел сервис, и ему что-то не понравилось. Михаил звонил, спрашивал, да тот ничего не объяснил. Тогда Миша пошел к Васе и предупредил, что в сервисе эта машина ремонтироваться не будет. По ярости Васи сразу стало понятно, почему клиент пошел в отказ. Этот умник решил еще и клиентов со страховой себе отжать, после чего был выставлен ультиматум: левых авто в сервисе больше не будет. На такую несправедливость обиделся и недалекого ума Петя (которому Михаил тоже очень неслабо помог в свое время), и они оба ушли в свободное плаванье, громко хлопнув дверью.
А Михаил остался с малознающими и ничего не умеющими помощниками, которых только что набрал. Он бы сам встал машины чинить – да все его время уходит на административку, поездки за автозапчастями и прочие обязанности бизнесмена. В поисках сотрудников он прошерстил половину области – и проживание обещал, и зарплату хорошую, да только хорошие мастера без работы не сидят.
В этом посте Михаил выглядит этаким мамонтом, я и сама его таким поначалу посчитала, но пока общались, поняла, что ситуация действительно сложная была, и всеми «просто нужно было» ее не решить. Но если описывать подробно все мотивы – Толстой позавидует.