Карта профессиональных рисков водителя автомобиля
Карта идентификации опасностей, оценки рисков для водителя автомобиля
Представляем Вашему вниманию Карту идентификации опасностей, оценки рисков и определения мер управления ими для профессии «водитель автомобиля»
Рабочее место / профессия (должность)
Вероятность возникновения опасности,
Оценка серьезности воздействия опасности, S
Итоговая величина риска,
Организация проведения и контроль прохождения при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.
Проведение инструктажей, обучения, стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда.
Организация прохождения предрейсового медицинского осмотра.
Организация технического осмотра транспортного средства.
Обеспечение транспортного средства медаптечкой; первичными средствами пожаротушения, знаком аварийной остановки.
Обеспечение СИЗ и контроль за их применением.
Осуществление периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Информирование об авариях и несчастных случаях, происшедших в других организациях (внеплановый инструктаж).
Управление транспортным средством
Оформление и выдача в установленном порядке путевого листа.
Назначение лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств.
Обеспечение выезда на линию транспорта в технически исправном состоянии.
Оборудование мобильного телефона техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук (гарнитурой hands free).
Сенсорные нагрузки (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность воспринимаемых сигналов)
Контроль соблюдения водителем автомобиля режима труда и отдыха.
Профессиональные риски: как самостоятельно и быстро провести оценку с использованием автоматизации процессов
С введением в действие новой редакции Трудового Кодекса РФ (с 01.03.2022) работодатели не смогут упустить оценку профессиональных рисков из виду, так как в главу 36 «Управление охраной труда» добавили ст. 218 «Профессиональные риски», и теперь это обязательное требование к исполнению. До этого требование содержалось в Типовом положении о системе управления охраной труда и соблюдалось не всеми работодателями. В новой статье все опасности делятся на категории в зависимости от причин возникновения рисков травмирования и рисков получения профзаболеваний.
Мнение эксперта по охране труда в компании «Первый Бит», Анны Козыренко по отличию Специальной оценки условий труда (СОУТ) от Оценки профессиональных рисков (ОПР) и этапам проведения оценки профессиональных рисков.
Отличия СОУТ от ОПР:
Оценка профессиональных рисков – это не единоразовая процедура. В будущем основанием для пересмотра ОПР будет ввод новых должностей, модернизация технологий производства или оборудования. С течением времени также нужен будет и пересмотр всех карт.
Важно! В отличие от СОУТ, которую можно провести в течение 12 месяцев с начала использования нового технологического процесса, оценка профессиональных рисков должна пройти до его начала.
Этапы проведения Оценки профессиональных рисков
1) Создание комиссии.
«В комиссию лучше включать руководителей, имеющих непосредственное отношение к производственным процесса (главный инженер, главный технолог, руководители подразделений). Конечно же в комиссии будет Специалист по охране труда, промышленной безопасности. В составе комиссии должно быть не менее 3 участников.»
2) Разработка Положения об управлении и оценке рисков (пункты 33 и 36, Приказа Минтруда №438н).
«В Положении должна быть прописана вся процедура проведения оценки и управления рисками.»
3) Идентификация опасностей (пункты 34-35, Приказа Минтруда №438н).
Для определения можно использовать опросники или чек-листы. На этом этапе нам нужно привлечь руководителей подразделений и самих работников, так как специалист по ОТ не может в полной мере знать обо всех рисках на рабочих местах. В свою очередь Специалист по ОТ может использовать информацию по СОУТ, а также по причинам и обстоятельствам, которые ранее приводили к несчастным случаям, микроповреждениям.
4) Расчет уровня рисков по выявленным опасностям (пункты 37, Приказа Минтруда № 438н). В зависимости от выбранной методики оценки рисков, производим расчет уровня рисков. Перед расчетом нужно определить шкалы оценки, они могут быть различными: шкала вероятности, шкала тяжести, шкала оценки значимости.
5) Оформление карт идентификации опасностей и оценки рисков. Для того, чтобы задокументировать расчет уровней рисков необходимо заполнить Карту рисков. В карте будет указан окончательно выявленный уровень риска по конкретной должности/рабочему месту/подразделению. Карта рисков в дальнейшем и будет подтверждением того, что вы провели оценку профрисков.
Важно! Обязательно будет необходимо ознакомить работников с существующими профрисками и их уровнями, это требование новой статьи ТК РФ 216.2.
6) Управление рисками (пункты 36, Приказа Минтруда № 438н).
Недостаточно просто оценить риски необходимо их корректировать и управлять, для этого составляют план мероприятий.
Что нужно отразить в Плане мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков?
7) Ознакомление работников с рисками. Ознакомить работников нужно с разработанным Положением об управлении и оценке рисков и Картами идентификации опасностей и оценки рисков – это необходимо сделать для всех работников в организации, а также ознакомлять всех вновь поступающих на работу).
Важно! Информация об оценке профессиональных рисков должна присутствовать во всех программах обучения по охране труда (инструктажи, обучение по охране труда и при проверке знаний).
8) Повторная переоценка рисков (пункты 38(д) Приказа Минтруда № 438н).
Срок переоценки рисков работодатель устанавливает самостоятельно, поэтому они должны быть прописаны в Положении.
Оценка профессиональных рисков в программе “Охрана труда”
Подсистема «Управление рисками» позволяет автоматизировать процессы идентификации профессиональных рисков, оценки рисков и планирования деятельности по управлению рисками.
Программа позволяет выбрать предпочтительную методику Оценку профессиональных рисков. Всего в программе их сейчас 3:
В методике «ГОСТ Р 12.0.010-2009» значение риска на рабочем месте по опасности рассчитывается как произведение значений тяжести и вероятности, разделенное на сумму значений вероятности по всем опасностям на данном рабочем месте, а общий риск как сумма значений риска по всем опасностям.
В методике «Произведение значений тяжести и вероятности» значение риска на рабочем месте рассчитывается как произведение тяжести и вероятности, а общий риск как среднее значение риска на рабочем месте.
В методике «Матричный способ» значение риска на рабочем месте определяется путем сопоставления соответствующих значений тяжести и вероятности возникновения опасности, установленных в Шкале оценки значимости риска.
Программа “Охрана труда” позволяет:
Перечень профессиональных рисков на производстве
Перечень опасностей на рабочем месте — это список возможных рисков, которые могут причинить вред жизни и здоровью сотрудника.
Виды опасных рабочих мест
Управление профессиональными рисками является одним из процессов управления охраной труда организации. Управление риском — это действия работодателя, по результатам которых оценивают уровень воздействия опасных факторов на работников.
Термины «профессиональный риск» и «управление профрисками» введены в статью 209 ТК РФ в 2011 году (ФЗ №238 от 18.07.2011). Система оценки и управления представляет собой комплекс действий, которые регламентируются законами и подзаконными актами.
Профессиональный риск — это возможность причинить вред здоровью из-за вредных или опасных воздействий в процессе исполнения сотрудником трудовых обязанностей. Алгоритм оценки рисков определяет Минтруд РФ (см. приказ Минтруда №33н от 24.01.2014). К зоне ответственности работодателя с учетом отраслевой специфики относятся обязанности:
В методике, утвержденной приказом № 33н, Минтруд определяет перечень опасностей и рисков на рабочем месте, которые угрожают жизни и здоровью работника:
Наименование вредного и (или) опасного фактора производственной среды и трудового процесса
Относительная влажность воздуха
Скорость движения воздуха
Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)
Общая и локальная вибрация
Освещенность рабочей поверхности
Переменное электромагнитное поле (промышленная частота 50 Гц)
Переменное электромагнитное поле радиочастотного диапазона
Постоянное магнитное поле
Рентгеновское, гамма- и нейтронное излучение
Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работника
Химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа
Микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах
Патогенные микроорганизмы — возбудители особо опасных инфекционных заболеваний
Патогенные микроорганизмы — возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека
Патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных болезней, выделяемые в самостоятельные нозологические группы
Условно-патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистических инфекций)
Тяжесть трудового процесса
Физическая динамическая нагрузка
Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную
Стереотипные рабочие движения
Наклоны корпуса тела работника
Перемещение в пространстве
Напряженность трудового процесса
Длительность сосредоточенного наблюдения
Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени
Число производственных объектов одновременного наблюдения
Нагрузка на слуховой анализатор
Активное наблюдение за ходом производственного процесса
Работа с оптическими приборами
Нагрузка на голосовой аппарат
Установленный действующим законодательством полный перечень рисков на производстве включает 45 позиций.
Карта оценки рисков
Карта риска — это перечень возможных опасностей на предприятии. Документ отражает характерные для учреждения опасные факторы, наглядно демонстрирует их вероятность, дает общую оценку, примеры рисков на предприятии и включает перечень мер по недопущению реализации рисков.
Законодатель не установил единое определение для термина. В итоге, карта представляется как совокупность отчетов о рисках:
предприятия в целом;
по направлениям и подразделениям;
Вот пример документа с анализом опасностей.
Разработка карты риска позволяет наглядно определить опасность и разработать перечни мер по ее уменьшению.
Процедура оценки
Процедура оценки состоит из ряда этапов. Алгоритм представлен в руководстве Р 2.2.1766-03.
Шаг 1. Провести оценку и определить класс условий работы. Идентифицировать опасности по имеющимся рабочим местам в соответствии со структурой учреждения. Для оценки привлечь специалистов экспертной спецорганизации.
Шаг 2. Провести анализ процессов, материалов. Сформировать перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями и оценить уровень опасности как предполагаемый (категория 1Б).
Шаг 3. Проанализировать уровень профзаболеваний.
Шаг 4. Изучить итоги периодических медосмотров.
Шаг 5. Провести с применением спецпрограмм исследование заболеваемости, вследствие которой наступили:
Шаг 6. Определить, к какому классу вредности/опасности относятся условия работы. Включение опасности в конкретный класс основано на степени отклонения фактических результатов замеров от установленных норм.
Шаг 7. Рассчитать индекс профзаболеваемости.
Шаг 8. Провести анализ данных, полученных на шаге 5, применив шкалы для подсчета уровней.
Шаг 9. Определить уровень риска.
Шаг 10. Оценить уровень.
Шаг 11. Оформить результаты.
Шаг 12. Сформировать план действий по уменьшению или исключению профрисков. Документ содержит перечень профессиональных рисков на рабочих местах и алгоритмы их нейтрализации. План утверждает руководитель предприятия. В его зоне ответственности исполнение плана в полном объеме, контроль мероприятий и корректировки при необходимости.
Как провести оценку профессиональных рисков: рекомендации практикам
эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества
Интервью с экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков
В Школу охраны труда поступают вопросы о значимых для сферы охраны труда изменениях. Больше всего волнует тема оценки профессиональных рисков. Руководитель направления Охрана труда в Контур.Школе Наталья Герасименко поговорила с Андреем Любимовым, экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков, о том, как работодателям выбрать методы и провести оценку.
Что ждать работодателям и специалистам по охране труда в ближайшее время?
Важное изменение — ввели два основных принципа охраны труда. Первый принцип базируется на предупреждении в виде управления рисками. Второй — принцип минимизации тех последствий, которые мы не смогли предотвратить. Управление такими последствиями позволит уменьшить травмы, которые могут получить работники на рабочих местах.
У работодателя появятся новые обязанности, которые связаны со ст. 209 Трудового кодекса, где прописано, что работодатель должен создавать безопасные условия труда. Действующая редакция Трудового кодекса РФ не отвечает на вопрос, как создавать такие условия.
В редакции проекта 10-го раздела Трудового кодекса будет ответ: работодатель должен создавать безопасные условия труда исходя из технологического состояния рабочих мест, тех технологических процессов, которые на рабочих местах осуществляются. И это первая предпосылка для работодателя — надо выстраивать систему управления профессиональными рисками.
Оценка профессиональных рисков — обязательная или рекомендательная процедура?
У нас есть подзаконные акты, которые позволяют работодателю уже сейчас проводить процедуру оценки профессиональных рисков. Эти документы дают понимание, что процедура будет обязательной, и те изменения, которые планируются в 10-м разделе Трудового кодекса РФ, подтвердят это.
Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 000 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Как выбрать методы оценки профессиональных рисков пока нет утвержденной методики?
Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:
К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.
Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.
Какие локальные документы нужно утвердить в организации по результатам оценки профрисков?
Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.
Образцы этих документов вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Следуя методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, мы понимаем, что это основные документы, которые должны быть в организации.
Остальные документы никак не регламентированы на законодательном уровне, но, возможно, в процессе работы с теми рисками, которые есть на ваших рабочих местах, у вас появятся и другие локальные документы.
Посоветуйте нашим читателям, как проводить оценку рисков: силами своей организации или отдать предпочтение внешним экспертам?
Работодатель не обязан выстраивать процедуру оценки профессиональных рисков так, как он проводил специальную оценку условий труда. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая соответствует определенным требованиям закона.
С оценкой профессиональных рисков такого нет — работодатель может провести ее своими силами, привлечь организацию или экспертов, которые ему в этом помогут.
Как показывает практика, провести полноценную оценку профессиональных рисков силами штатного специалиста по охране труда сложно. Работодателю необходимо сформировать комиссию или оценочную команду из специалистов по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, специалистов по отдельным технологическим процессам, а также специалистов, которые знакомы с методологией оценки рисков.
Я бы рекомендовал привлекать внешних экспертов или направлять членов внутренней комиссии на специальное обучение.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Методические рекомендации MP 2.2.0085-14 «Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 6 февраля 2014 г.)
Методические рекомендации MP 2.2.0085-14
«Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств»
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 6 февраля 2014 г.)
Обозначения и сокращения
1. Область применения
Настоящие методические рекомендации предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, федеральных бюджетных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор за условиями профессиональной деятельности водителей различных автотранспортных средств, и медицинских организаций при проведении профилактических осмотров этой профессиональной группы.
Среди приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации особое место занимают вопросы обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья трудоспособного населения. Транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Экономическое развитие страны сопровождается увеличением парка транспортных средств и ростом численности работающих во всех подразделениях транспортного комплекса. Работники транспортной инфраструктуры в настоящее время составляют значительную часть работающего населения любого современного города. Несмотря на то, что за последние годы произошло некоторое улучшение технических данных автотранспортных средств, эксплуатирующихся на дорогах страны, труд водителя по-прежнему характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных производственных факторов. В комплексе производственных факторов, оказывающих влияние на здоровье, функциональное состояние и работоспособность водителей, наибольший вклад приходится на нервно-эмоциональное напряжение, повышенный уровень шума и вибрации, нагревающий микроклимат, загазованность и запыленность.
Усугубляют действие факторов рабочей среды внепроизводственные факторы, например такие, как малоподвижный образ жизни, наличие вредных привычек.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что обстановка с аварийностью на автомобильном транспорте в последние годы не имеет тенденции к снижению. При этом дорожно-транспортные происшествия наносят экономике страны значительный ущерб. Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Следует отметить, что водители автобусов часто оказываются в эпицентре транспортных проблем, поскольку работа по жесткому графику и установленному маршруту не позволяет избежать «пробок». Эта ситуация усугубляется и постоянной ответственностью за безопасность пассажиров. Из-за недостатка времени на осмотр водителей в начале и конце смены снизилось качество предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Не осуществляется надлежащий контроль условий труда и отдыха водителей. Это приводит к тому, что виновниками дорожно-транспортных происшествий часто являются водители в силу различных обстоятельств, в том числе и в результате нарушений состояния здоровья вследствие неблагоприятных условий труда. Вышеизложенное предъявляет повышенные требования к профессионализму лиц, осуществляющих движение автотранспорта, к надежности и безопасности их труда.
Под профессиональной надежностью водителя принято понимать его способность в течение определенного времени работать «без отказов», то есть без ошибок в управлении транспортным средством, без нарушений правил дорожного движения и без дорожно-транспортных происшествий при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения отдельных действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных систем организма и психики человека.
Условия труда водителя значительно увеличивают риск развития нарушений функции различных органов вследствие перенапряжения регулирующих систем организма (нервной, эндокринной, иммунной), и при увеличении стажа могут стать причиной формирования ряда производственно обусловленных заболеваний (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, ожирение, патология опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта). Основные профессиональные заболевания водителей: шейно-плечевая и пояснично-крестцовая радикулопатия, мьппечно-тонические синдромы соответствующей локализации, вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации.
Оценка риска нарушения здоровья работников от воздействия факторов производственной среды позволяет не только прогнозировать вредные эффекты воздействия, но и определить приоритетные, эффективные, менее затратные управленческие решения, обеспечивающие повышение работоспособности и надежности профессиональной деятельности водителей. Поскольку от работы водителей во многом зависит безопасность дорожного движения, большое значение имеет определение значимости отдельных профессиональных факторов, их экспозиции для оценки риска возникновения того или иного патологического процесса.
Для предупреждения нарушений состояния здоровья водителей автотранспортных средств необходимо применение методов ранней, донозологической диагностики. Это послужит основой для первичной профилактики нарушений здоровья. Объективный контроль состояния здоровья является основой для вторичной и третичной профилактики заболеваний при разработке комплекса оздоровительных мероприятий.
Настоящий документ предлагает алгоритм оценки и прогноза профессионального риска в группе водителей с использованием значимых профессиональных факторов, изменение которых качественно и количественно соотносится с показателями состояния здоровья и может влиять на профессиональную надежность данной группы работников.
В настоящих методических рекомендациях впервые предлагается комплексный клинико-гигиенический подход с применением математических алгоритмов в оценке профессионального риска нарушений здоровья водителей автотранспортных средств с целью обеспечения профессиональной надежности данной группы работников.
Внедрение метода позволит дифференцированно определять индивидуальные факторы профессионального риска, выявлять на ранних стадиях нарушения состояния здоровья водителей, целенаправленно планировать профилактические мероприятия, что будет способствовать сохранению их здоровья, высокой работоспособности и профессиональной надежности.
Методика оценки и прогноза профессиональной надежности риска развития профессиональной и производственно обусловленной патологии отличается применением комплексного клинико-гигиенического подхода и метода математического моделирования, включающего индивидуальную оценку профессионального риска.
4. Материально-техническое обеспечение
— стандартное оборудование санитарно-химической лаборатории;
— стандартное оборудование для проведения измерений физических профессиональных факторов;
— стандартное оборудование клинико-диагностической лаборатории;
— стандартное оборудование клинико-иммунологической лаборатории;
— стандартное оборудование биохимической лаборатории;
— стандартное оборудование кабинета функциональной диагностики;
— персональный компьютер для программной психодиагностики и статистической обработки материала.
4.2. Стандартные опросники теста СМОЛ, теста Спилбергера, теста Шульте.
5. Содержание метода
5.1. Профессиональный риск и методы его оценки в профессиональной группе водителей автотранспортных средств.
5.3. Для получения более полной информации о состоянии воздушной среды в кабине водителя при проведении обследований пробы воздуха желательно отбирать непосредственно в зоне дыхания, с использованием персональных дозиметров в соответствии с Государственным стандартом СССР «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» (ГОСТ 12.1.005-88 от 29 сентября 1988 г. N 3388).
5.4. На основании анализа уровней загрязнения и данных о токсичности веществ следует определить приоритетный перечень загрязнителей с учетом следующих показателей:
— кратность превышения допустимых регламентов (ПДК) содержания вещества в 1 воздуха рабочей зоны;
— отнесение вещества к 1- и 2-му классам опасности;
— наличие веществ с однонаправленным действием.
5.5. Для организации мониторинга состояния воздушной среды в кабине водителей автобусов и расчета профессионального риска, связанного с их воздействием, приоритетными следует считать следующие ингредиенты, характерные для автомагистралей крупных городов:
— взвешенные вещества, оксиды углерода, азота, свинец, концентрации которых могут превышать ПДК;
— бенз(а)пирен, свинец, как относящиеся к 1-му классу опасности;
— диоксид азота, бензол, формальдегид, марганец, как относящиеся ко 2-му классу опасности;
5.6. При оценке уровня воздействия химических веществ и определении риска необходимо учитывать однонаправленное действие ингредиентов, при котором наблюдается суммирование эффекта:
— диоксидов азота, взвешенных веществ, формальдегида, углеводородов ( ), критическими органами при хроническом воздействии которых являются органы дыхания;
— свинца, оксида углерода, бензола, действующих на центральную нервную систему;
— бензола, оксида углерода, свинца, вызывающих изменения со стороны крови.
5.7. Количественная оценка риска для отдельных веществ проводится на основании расчета коэффициента опасности (HQ):
5.8. Для оценки неканцерогенного риска для водителей, обусловленного комбинированным воздействием смеси химических веществ, присутствующих в кабине водителя и обладающих однонаправленным вредным действием и/или воздействующих на одни и те же органы и системы организма, целесообразно использовать метод расчета индекса опасности (HI):
— доля рабочих дней в году;
— доля продолжительности экспозиции к средней продолжительности жизни;
5.10. Канцерогенный риск при комбинированном воздействии нескольких химических соединений рассматривается как аддитивный. Расчет суммарного канцерогенного риска проводится по формуле:
— общий канцерогенный риск при ингаляционном поступлении нескольких канцерогенных веществ;
— канцерогенный риск для j-го канцерогенного вещества.
Индивидуальный риск на уровне более и менее считается приемлемым для профессиональных групп. Индивидуальный риск более неприемлем для профессиональных групп.
5.11 С целью оценки профессионального риска от воздействия других факторов рабочей среды и трудового процесса следует проводить измерения шума, вибрации, микроклимата в кабине автомобиля, освещенности на рабочем месте водителя, тяжести и напряженности труда стандартными методами, применяющимися при гигиенических исследованиях, с определением классов условий труда в соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Р 2.2.2006-05).
5.12. Измерение факторов рабочей среды следует проводить на протяжении всего маршрута движения автобуса, поскольку на результаты измерения влияют особенности маршрута, интенсивность движения, качество дорожного покрытия, шумовой климат улицы, рельеф местности.
5.13. В качестве приоритетных физических факторов рабочей среды у водителей необходимо рассматривать:
5.14. При оценке тяжести труда следует учитывать рабочую позу, количество стереотипных рабочих движений за смену, статическую нагрузку при приложении усилий, прилагаемых к педалям, рычагу ручного тормоза, рулевому колесу, а также физические нагрузки при выполнении ремонтных работ.
5.15. Напряженность труда оценивается по эмоциональным, интеллектуальным, сенсорным нагрузкам, режиму труда и монотонности нагрузок.
5.16. С целью оценки профессионального риска для каждого представителя профессиональной группы водителей необходимо определить интегральный уровень профессионального воздействия (ИУПВ), который выражается количественно в условных единицах:
5.17. При расчете ИУПВ необходимо учитывать возрастные коэффициенты ( ), вычисленные на основании данных о распространенности хронических заболеваний в группе водителей в различных возрастных группах. В табл. 1 они приведены для классов болезней, занимающих первые ранговые места, при этом за единицу принята заболеваемость, относящаяся к возрастной группе 40-49 лет.
Возрастные коэффициенты для расчета риска развития хронической патологии в группе водителей автотранспортных средств