Коэффициент учитывающий количество автомобилей владельцы которых пользуются услугами сто k1
Расчёт производственной программы городской СТО
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Составитель: А. А. Уютов.
Технологическое проектирование станций технического обслуживания: Метод. указ./ Самар. гос. техн. ун-т; Сост. А.А. Уютов. Самара, 2012. 79 с.
Рассматриваются основные положения методики технологического проектирования станций технического обслуживания автомобилей.
Данные методические указания предназначены для студентов специальностей 190603 и 151001 и бакалавров направлений 190600 и 190700 при выполнении ими практических работ, курсовых и дипломных проектов.
Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ
ВВЕДЕНИЕ
Технологический расчет станций технического обслуживания (СТО) автомобилей предусматривает выполнение следующих этапов:
— выбор и обоснование исходных данных для расчета;
— расчёт производственной программы;
— расчёт годового объема работ;
— расчет количества постов (рабочих и вспомогательных, автомобиле-мест ожидания и хранения);
— расчёт количества работающих на станции;
— выбор и обоснование метода организации ТО и ТР;
— составление технологических карт для разрабатываемого
илиреконструируемого участка (по заданию руководителя);
— определение необходимого технологического оборудования и расчет уровня механизации производственных процессов;
— определение площадей производственных, складских и
— выбор, обоснование и разработка компоновочно-планировочного и объёмно-планировочного решения зон, участков и производственного корпуса в целом;
— разработка генерального плана СТО;
— оценка технико-экономической эффективности проекта СТО.
В данном методическом пособии рассмотрены все указанные вопросы, кроме выбора и обоснования метода организации ТО, ТР и составления технологических карт для разрабатываемого илиреконструируемого участка и оценки экономической эффективности проекта СТО.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАСЧЁТА СТО
К исходным данным для технологического расчета станций технического обслуживания относятся:
— количество жителей, проживающихна территории, обслуживаемой станцией (для городских СТО);
— категория автодороги, при которой построена станция (для дорожных СТО);
— тип станции обслуживания (универсальная или специализированная по определенной модели автомобиляили специализированная по видам работ);
— среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей (для городских СТО);
— число заездов автомобилей на станцию обслуживания в год (для городских СТО);
— режим работы станции обслуживания;
— производственная программа по видам выполняемых работ (только для специализированных станций по видам работ);
— природно-климатические условия района, где расположена СТО;
— число продаваемых автомобилей в год.
Обычно среднегодовой пробег принимается равным 10…20 тыс. км. Число заездов одного автомобиля в год в практике проектирования городских СТОА, принимается согласно заданию равным 2. 6 заездам.
Режим работы СТО определяется числом дней работы предприятия в году и продолжительностью рабочего дня. Он зависит от назначения СТО, ее место расположения (городская или дорожная) и видов выполняемых услуг:
— для городских СТО357 или 305 дней с продолжительностью рабочего дня 1,5 смены;
— для городских СТО265 дней с продолжительностью рабочего дня 2 смены;
— для дорожных СТО–365 дней и 1,5 смены,соответственно.
Продолжительность рабочей смены принимают равной 8 часам.
Задание на курсовое проектирование и практические работы выдаётся преподавателем по Приложению 1, на дипломное проектирование – руководителем проекта.
РАСЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Расчёт производственной программы городской СТО
Nсто = N´ * К1 * К2 * К3 , (2)
K1— коэффициент, учитывающий количество автомобилей, владельцы которых пользуются услугами СТО: K1= 0,25. 0,90;
K2— коэффициент, учитывающий увеличение парка обслуживаемых автомобилей за счет транзита: K2=1,1. 1,2;
K3— коэффициент, учитывающий перспективы роста автомобилизациирайона:
где с— количество учитываемых лет;
кi— доля годового прироста автомобилей в данном населенном пункте (3…5 %). (Величина К3=1,03…1,05)
В настоящее время в России по маркам автомобилей существует следующая примерная разбивка:
Иномарки;
Прочие.
Годовая производственная программа городской СТО может быть сразу указана в задании на проектирование, либо установлена в результате маркетинговых исследований.
Расчет годовой производственной программы городской СТО
(1)
= 268131
2.2.2 Количество автомобилей заезжающих на проектируемую СТО определяется по формуле ( )
( )
где – количество СТО имеющих лицензии в расчетном регионе
Структура автомобильного парка обслуживаемых автомобилей принимается согласно статистических данных (% от общего количества машин) или данных реконструируемой СТО и приведена в таблице
Тип подвижного состава | % от общего количества машин | Количество обслуживаемых автомобилей | Среднегодовой пробег автомобиля, км |
Всего | |||
Автомобили легковые: | |||
Особо малого класса | |||
Малого класса | |||
Среднего класса |
2.3 Расчет трудоемкости работ
2.3.1Удельная трудоёмкость ТО и ТР t, чел-час корректируется в зависимости от количества постов на СТО и природно-климатических условий и определяется по формуле ( )
Результаты расчетов сведены в таблицу
Тип подвижного состава | tн, чел.-час | Кп | Кпр | t, чел-час |
Автомобили легковые: | 1,2 | |||
Особо малого класса | 1,2 | 2,4 | ||
Малого класса | 2,3 | 1,2 | 2,76 | |
Среднего класса | 2,7 | 1,2 | 3,24 |
2.3.2 Годовой объём работ по ТО и ТР автомобилей универсальной СТО Т, чел-час определяется по формуле ( )
( )
При расчетах универсальной СТО, предназначенной для обслуживания автомобилей нескольких марок (классов), суммарный годовой объём работ Т, чел-час определяется по формуле ( )
( )
расчет:
Т1 =27120
Т2 = =34179
Т3 =159877
2.3.3 Объем вспомогательных работ Твс, чел.-час составляет 10-15% общего объема работ по ТО и ТР и определяется по формуле ( )
2.3.4 Общий годовой объем работ станции Тобщ,чел.-час определяется по формул ( )
2.3.5 Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения
В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и TP выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические; ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля; обслуживание аккумуляторных батарей; шиномонтаж; балансировка колес; ремонт камер и т.п., предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объёмом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.
На СТО могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др.), выполнению обойных работ и т.п. Для разработки таких участков в задании на проектирование указывается программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.
Постовые работы выполнятся как правило на основных производственных участках:
· Участок технического обслуживания
· Участок текущего ремонта
· Участок кузовных работ
Опишите Ваши предложения по составу СТО после реконструкции (посты, участки) Назначение и состав работ проектируемого участка.
Туч =Тобщ ×Д% = 230927*0,05= 11546 ( )
Д%- процент распределения видов работ на проектируемом участке.
Результаты расчетов распределения работ по участкам и производственным постам приведены в таблице
Расчёт годовой производственной программы
Годовая производственная программа городских СТО – это расчётное ко- личество комплексно обслуживаемых в течение года автомобилей, которое оп- ределяется по формуле:
1000
которых пользуются услугами СТО,
чение принимается для крупных городов, меньшее для малых го- родов и населённых пунктов, расположенных в сельской местно- сти;
автомобилей за счёт транзита. Принимаем
нии новой СТО принимаем K 4
нимается для крупных СТО);
= 0,7 ¸ 0,9 (большее значение при-
сальной СТО легковых автомобилей принимаем
циализированных по маркам автомобилей СТО табл. 2.3;
рые будут обслуживаться на СТО, принимаем
Суточная производственная программа дорожной СТО по видам работ оп- ределяется по формуле:
движения, принимается по табл. 2.4.
Структура автомобильного парка городов Самарской
области по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ»
№ | Марка легкового автомобиля | Доля марки в автомо- бильном парке города, % |
Самара | Тольятти | |
ВАЗ | 53,0 | 72,2 |
ГАЗ | 6,5 | 3,1 |
Toyota | 4,3 | 2,2 |
Chevrolet | 3,6 | 2,0 |
ЗАЗ | 1,1 | |
УАЗ | 2,7 | — |
Hyundai | 2,5 | — |
Ford | 2,3 | 1,6 |
Nissan | 2,0 | 1,0 |
Москвич | 1,8 | 1,0 |
KIA | 1,7 | — |
Mitsubishi | 1,6 | — |
Opel | 1,5 | — |
Daewoo | 1,3 | — |
Renault | 1,1 | — |
Прочие марки | 14,1 | 15,8 |
ИТОГО | 100,0 | 100,0 |
Примечания:
1. Знаком «-» обозначены автомобильные марки доля которых составляет менее 1 %.
2. Для города Жигулёвск Самарской области для курсового проектирования структуру автомобильного парка условно принимаем аналогичной г.Тольятти (столбец № 4 табл. 3.3.); для города Сызрани и остальных районов Самарской области структуру автомобильного парка принимаем аналогичной г. Самара (столбец № 3 табл. 3.3.).
3. При отсутствие в таблице данных о принятой для проектирования марке автомоби- лей доля принимается по согласованию с руководителем, либо, что более целесообразно, го- довое число автомобиле-заездов на автообслуживающее предприятие задаётся в исходных данных.
Частота заездов автомобилей на СТО для выполнения определённых видов работ [11]
Наименование показателей | Единица измерения | Числовые значения показателя |
Городские СТОА | ||
Количество заездов автомобилей на ТО и ТР в течение года, приходящихся на 1 комплексно обслуживаемый автомобиль | заездов в год | |
Количество заездов автомобилей на уборочно-моечные работы в течение года, приходящееся на 1 комплексно обслуживаемый автомобиль | -«- | |
Количество заездов автомобилей в течение года на вы- полнение работ по антикоррозийной защите кузовов | -«- | |
Дорожные СТОА | ||
Количество заездов легковых автомобилей в сутки в процентах от интенсивности движения по дороге в наиболее напряженном месяце года | % | 4,0/5,5* |
То же, для грузовых автомобилей и автобусов | % | 0,4/0,6* |
Годовая производственная программа дорожной СТО по всем видам авто- мобилей определяется по формуле:
Если в исходных данных задано конкретное место расположение дорожной СТО (например, номер федеральной трассы или автомагистрали), то для опре- деления категории дороги и последующего нахождения интенсивности движе- ния необходимо воспользоваться данными табл. 5.3. (Приложение 5)
Для специализированных автоцентров годовая производственная програм- ма по количеству обслуживаемых автомобилей не рассчитывается, так как в исходных данных задается годовая программа по количеству заездов автомоби- лей на соответствующие виды работ.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Технологический расчет проектируемой СТО
3.1Расчет производственной программы
Сначала определяем N-число легковых автомобилей, расположенных в зоне обслуживания нашей станции:
где: А-численность населения, проживающая в зоне обслуживания СТО, чел. (по заданию);
n- число автомобилей на 1000 жителей (по заданию);
Далее, рассчитываем количество комплексно обсуживаемых в течении года автомобилей:
где: К1- коэффициент, учитывающий количество автомобилей, владельцы которых пользуются услугами СТО: К1=0,20…0,9.
К2-коэффициент, учитывающий увеличение количества обслуживаемых автомобилей за счет транзита: К2=1,1…1,2.
К3-коэффициент, учитывающий перспективы роста автомобилизации района: К3=1,03…1,05.
В настоящее время в Курской области по классам автомобилей существует следующая разбивка:
Особо малый класс-5-10% от общего объёма;
С учетом данной разбивки, и принимая во внимание, что СТО будет обслуживать автомобили определенного класса, годовая программа будет выглядеть так:
3.2 Расчет годового объёма работ на проектируемой СТО
Для определения коэффициента корректирования удельной трудоёмкости ТО и Р. в зависимости от количества постов СТО, необходимо знать ориентировочно количество рабочих постов на СТО.
В первом приближении число рабочих постов можно определять по формуле:
где: Lг – среднегодовой пробег автомобиля, км (по заданию);
Dраб – число дней работы СТО в год, дни (по заданию);
Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТО
Тип СТО и подвижного состава | Удельная трудоёмкость работ ТО и ТР на1000км пробега tн чел. час | Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел. час | ||||
О и ТР | Мытье иуборка (tум) | Прием и выдача (tпв) | Шумо-изоляция салона(tши) | Противокоррозийная обработка ( | ||
Городские СТО легковых автомобилей: | ||||||
особо малого класса | 2,0 | — | 0,15 | 0,15 | 10,0 | 3,0 |
малого класса | 2,3 | — | 0,20 | 0,20 | 10,0 | 3,0 |
среднего класса | 2,7 | — | 0,25 | 0,25 | 10,0 | 3,0 |
Большого класса | 3,0 | 0,3 | 0,3 | 10,0 | 3,0 |
Тсм— продолжительность смены, час. (по заданию);
С –число смен (по заданию);
Кпр– коэффициент корректирования удельной трудоёмкости ТО и ТР в зависимости от природно-климатических условий, указанный в таблице 3.
Значение коэффициента Кпр в зависимости от природно-климатических условий:
Климатический район | Значение |
Умеренный | 1,0 |
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый | 0,9 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой | 1,1 |
Умеренно холодный | 1,1 |
Холодный | 1,2 |
Очень холодный | 1,3 |
По найденному значению Хпр1, по таблице 2, определяется коэффициент корректирования Кп удельной трудоёмкости ТО и ТР в зависимости от количества постов.
Значение коэффициента Кп в зависимости от числа постов:
Число постов | Значение |
До5 | 1,05 |
6-10 | |
11-20 | 0,95 |
С учетом коэффициента Кп корректируется удельная трудоёмкость и рассчитывается годовой объём работ по ТО и ТР автомобилей. Удельная трудоёмкость t корректируется в зависимости от количества постов и природно-климатических условий:
где: Кп— коэффициент корректирования удельной трудоёмкости в зависимости от количества рабочих постов.
Кпр— коэффициент корректирования удельной трудоёмкости в зависимости от природно-климатических условий (смотри таблицу 3).
Принимаем, используя таблицы: Кп и Кпр и рассчитываем скорректированную трудоемкость t.
t = 2,3*1*1 =2,3 (чел. час)
3.2.1 Расчет годового объёма по ТО и Р
Расчет ведется по следующей формуле:
Ттоир= 1308*10000*2,3/1000=30084 ( чел.час)
3.2.2 Расчет годового объёма уборочно-моечных работ
Годовой объём УМР определяется исходя из числа заездов на СТО в год для выполнения УМР в зависимости от класса автомобиля:
где: dу – число заездов на станцию одного автомобиля в год для выполнения моечно-уборочных работ (принимаем dу =5);
tум– средняя трудоемкость УМР в зависимости от класса автомобиля, нормо-час., которую находим по таблице 1.
Тум = 1308*5*0,20=1308 ( чел.час)
3.2.3 Расчет годового объема работ по самообслуживанию СТО
Работы по самообслуживанию включают в себя комплекс работ по обслуживанию оборудования и коммуникаций СТО: обслуживание подъёмников, стендов, компрессоров и т д. Трудоемкость этих работ определяют в процентном отношении от суммы годовых трудоемкостей работ, производимых на данной СТО:
где: Кс— коэффициент объема работ по самообслуживанию (0,15….0,20).
Тсам =(30084+1308)*0,15=4708,8 ( чел.час)
3.2.4 Определение общей трудоемкости работ СТО:
Тсто =30084+1308+4708,8= 36100,8 ( чел.час)
Результаты сводим в таблицу:
Распределение годового объема работ СТО
Виды работ | Объем работ, ( чел.час) |
Годовой объем работ СТО для выполнения ТО и ТР | |
Годовой объем уборочно-моечных работ | |
Годовой объем работ по самообслуживанию | 4708,8 |
Всего: | 36100,8 |
3.3 Распределение объема ТО и Р по видам и месту их выполнения
Теперь необходимо, пользуясь таблицей 5, произвести распределение трудоёмкости работ ТО и ТР по видам и месту их выполнения на СТО. В таблице указаны 14 видов работ, но используйте только те, которые вы считаете нужным применять на вашей проектируемой СТО, при этом %% неиспользованных позиций перераспределяются между используемыми, так, чтобы в сумме получилось 100%. При этом количество работ по ТО и Р должно быть не менее 10.
Приблизительное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТО %
№ п/п | Работы | Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов | Распределение объема работ по месту их выполнения | |||
до 5 | от 6 до 10 | от 11 до 20 | от 21 до 30 | свыше 30 | на рабочих постах | на производственных участках |
Диагностические | — | |||||
ТО в полном объеме | — | |||||
Смазочные | — | |||||
Регулировочные по установке углов передних колес | — | |||||
Ремонт и регулирования тормозов | — | |||||
Электротехнические | ||||||
По приборам систем питания | ||||||
Аккумуляторные | ||||||
Шиномонтажные | ||||||
Ремонт систем, узлов и агрегатов | ||||||
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | — | |||||
Красильные | — | — | ||||
Обивочные | — | |||||
Слесарно-механические | — | — | ||||
Всего | — | — |
Некоторые работы, выделенные красным цветом, выполняются в 2х местах: на производственных постах (подъемниках) и на производственных участках, где производится разборка, дефектовка и сборка узлов и агрегатов. К таким работам относятся: шиномонтажные, агрегатные, электротехнические, кузовные, по системам питания и некоторые другие.
Выбранные работы выполнения заносят в таблицу 6:
Распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТО %
Виды работ | % | на рабочих постах | на производственных участках |
Диагностические | |||
ТО в полном объеме | |||
Электротехнические | |||
Ремонт систем пит | |||
Шиномонтажные | |||
Ремонт агрегатов | |||
Смазочные | |||
Регулировка по установке углов передних колес | |||
Ремонт и регулирование тормозов | |||
Кузовные |
Распределение трудоёмкости производят по формуле: