Конструкция ремня вариатора автомобиля

Как устроен вариатор

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Вариатор — особый подвид автоматических коробок передач. Придуманный много лет назад, распространение он получил только сейчас.

Листая автомобильные каталоги, многие встречали такую фразу: «На автомобиль устанавливается бесступенчатый вариатор». Или могли увидеть это словосочетание в таблице технических характеристик. Что такое механическая коробка передач, знают все (кроме, разве что, американцев), к «автомату» тоже давно все привыкли (особенно американцы). А вот вариатор — зверь малоизвестный. А ведь он далеко не новинка.

Вы удивитесь, но принадлежит это изобретение не Хонде и даже не Мерседесу. Патент на вариатор был выдан в конце XIX века! Более того, первый вариатор придуман и вовсе в 1490 году. Его автором оказался добродушный бородач Леонардо да Винчи.

Первый работоспособный автомобиль с этим типом трансмиссии, правда, появился не в эпоху Возрождения, а попозже — лет через пятьсот, в годах. Вариатор ставился серийно на автомобили DAF (в то время под этой маркой выпускались не только грузовики, но и легковушки). Потом нечто похожее начали делать и на Volvo, но широкое распространение вариаторы получили лишь сейчас.

здесь нет толчков при трогании и «переключении». И не зря мы написали это слово в кавычках: переключений как таковых тут и нет. Вариатор непрерывно и плавно изменяет передаточное число по мере разгона или замедления автомобиля.

Вариаторы бывают нескольких типов: клиноремённые со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные… Первый тип — самый распространённый. Посмотрим, как он устроен.

Вот наглядный пример: возьмём два карандаша (цилиндра), лежащих параллельно на некотором расстоянии друг от друга. Стягиваем их резинкой и начинаем крутить один из них. Тут же начинает крутиться и второй — с той же скоростью. Но если карандаши будут разного диаметра, начинается совсем другая история — пока один из них, что побольше, сделает один оборот, второй, скажем, два.

Вариатор устроен похоже, только диаметр «карандашей» у него постоянно меняется. У него два шкива, каждый из которых сделан в виде пары конусов, обращённых острыми концами друг к другу. А между шкивами зажат клиновый ремень.

Теперь, если каждая из пар конусов может двигаться друг к другу и обратно, мы получим шкивы с переменным рабочим диаметром. Ведь при раздвижении конусов ремень, соприкасающийся с ними своими рёбрами, будет как бы проваливаться к центру шкива и обегать его по малому радиусу. А при сближении конусов — по большому радиусу.

Осталось только снабдить оба шкива системой (как правило, это гидравлика, но может быть и иной сервопривод), которая будет строго синхронно сдвигать половинки первого шкива и раздвигать половинки второго. И если один шкив находится на ведущем валу (который идёт от двигателя), а второй — на ведомом (который ведёт к колёсам), то можно организовать изменение передаточного отношения в весьма широких пределах.

Остаётся ещё добавить узел, отвечающий за изменение направления вращения выходного вала (для заднего хода), а это может быть, скажем, обычная планетарная передача. И вот готова коробка-вариатор.

Кстати, интересный вопрос — какой тут используется ремень? Разумеется, простой ремень из резины и ткани, наподобие тех, что вращают генераторы и прочее навесное оборудование, здесь не прожил бы и тысячи километров. Ремни в клиноремённых вариаторах имеют сложное устройство.

Это может быть стальная лента с неким покрытием или набор стальных тросов (лент) сложного сечения, на которые нанизано огромное число тонких поперечных стальных пластинок трапецевидной формы, края которых и контактируют со шкивами. Кстати, именно таким образом удалось создать толкающий ремень, передающий мощность не только той его половиной, которая бежит от ведомого к ведущему шкиву, но и противоположной. Обычный ремень при попытке передать сжимающее усилие просто сложился бы, а наборный стальной — обретает жёсткость.

А ещё в качестве клинового ремня может выступать широкая пластинчатая стальная цепь, соприкасающаяся с конусами своими краями. Именно такой «ремень» работает в вариаторах машин Audi.

Интересно, что для смазки цепи применяется особая жидкость, которая меняет своё фазовое состояние под сильным давлением, возникающим в месте контакта со шкивом. Благодаря этому цепь может передавать значительное усилие, практически не проскальзывая, несмотря на очень маленькую площадь контакта.

Как именно вариатор будет менять передаточное число при разгоне, зависит от выбранной программы управления. Если при разгоне на обычном автомобиле мы на каждой передаче раскручиваем двигатель, затем переходим на следующую передачу и так далее, то при наборе скорости автомобиля с вариатором мотор остаётся на одних и тех же оборотах (скажем, на оборотах, соответствующих максимальному крутящему моменту), зато плавно меняется передаточное отношение.

Это создаёт несколько странные ощущения. Жмём газ в пол, мотор выходит на большие обороты, да так и остаётся на них в течение всего разгона, воя как пылесос. Зато темп разгона — высокий, да и на переключения между ступенями время не тратится.

Впрочем, в некоторых случаях вариатор настраивают так, чтобы разгон с ним больше напоминал увеличение скорости с обычной коробкой передач, с постепенным ростом оборотов мотора.

Разумеется, при попытке заехать на холм и при замедлении авто, несмотря на нажатие педали газа, умный вариатор не оставит «включённой» высокую передачу. Шкивы для уверенного штурма высоты быстро передвинутся обратно — чтобы увеличить крутящий момент на выходе из коробки.

А ещё на некоторых машинах можно выбрать режим с несколькими «виртуальными» передачами (с 6 или даже 8), задаваемыми электроникой. Передачами, между которыми вариатор будет резко перескакивать, словно классическая коробка «автомат». Ещё в этом случае можно переключать «передачи» по собственному желанию. Как на «автомате» с ручным секвентальным (последовательным) режимом.

Таким образом, у вариатора масса достоинств. Но есть и недостатки. Например, сравнительно небольшая, по современным меркам, «перевариваемая» мощность двигателя. Не зря такие коробки начали своё шествие по миру на машинах малого класса. Да и сейчас мощные автомобили — все сплошь и рядом укомплектованы либо «механикой», либо классическими «автоматами», либо роботизированными коробками.

Правда, прогресс идёт. И тут нельзя не вспомнить рекордсменов. Скажем, на Audi A4 2.0 TFSI клиноремённый вариатор Multitronic (с цепью) без проблем справляется с потоком в 200 «лошадей».

Второй недостаток вариаторов — сравнительно дорогое обслуживание и ремонт, специальная, а значит, недешёвая, трансмиссионная жидкость. Ремённые вариаторы могут через каждые тысяч километров пробега требовать замены ремня. Масло при этом стоит несколько дороже, чем для «автомата», но зато менять его можно чуть реже — ориентировочно через тысяч километров для разных моделей автомобилей.

И всё же вариаторы получают всё большее и большее распространение на машинах самых разных классов, к тому же и стоят они, обычно, дешевле хороших «автоматов» классического типа.

Поскольку вариаторы располагают бесконечным числом передач, они позволяют двигателю работать на наиболее выгодных режимах — нужна ли нам (на светофорных гонках) максимальная мощность, или, напротив, плавность и наименьший расход топлива (при спокойной езде). Потому модели с вариаторами отличает, при прочих равных, высокая экономичность, сочетающаяся с не менее приличной динамикой.

Кстати, в последнее время наметилась тенденция к росту числа передач у классических «автоматов». В последних моделях встречается уже 8 передач (на легковой, заметим, машине). И делается это именно для сочетания высокой динамики и экономичности. Скоро увидим автоматы с десятью ступенями или даже с двенадцатью? А вот вариаторы уже находятся там, куда обычные автоматы с их переключаемыми планетарными рядами никогда не придут. Ведь число передач у вариатора бесконечно.

Источник

АКПП типа вариатор (CVT) — принцип работы, слабые места. Инструкция — как «убить» вариатор.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Автомобилей с вариаторами все больше на наших улицах. Этот тип трансмиссии имеет свои сильные и слабые стороны по сравнению с классическим гидро автоматом. CVT — трансмиссия проще и дешевле в производстве. «Переключение передач» — бесступенчатое. Хотя на самом деле — в вариаторе — нет «ступеней». Происходит плавное изменение передаточного числа.
Кратко рассмотрим устройство современного вариатора.

Упрощенно, большинство современных клиноременных вариаторов включают в себя механическую часть, которая состоит из двух раздвижных конусных шкивов и металлического клинового ремня. Именно поэтому такой вариатор называют клиноременным. Передаточное число трансмиссии изменяется за счет сдвигания/раздвигания шкивов. Также, к механической части относится механизм переключения заднего хода.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Типичный вариаторный ремень показан на фото ниже

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Ремень состоит из пакета стальных лент и надетых на них металлических пластин. В результате получается гибкая ременная передача.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Для понимания принципа работы вариатора, для начала — вспомним… велосипедную цепь. Крутим педалями большУю шестерню, вращение передаётся на малую шестерню. И при этом, малая шестерня вращается быстрее, пропорционально разнице в диаметрах шестерен.
В варианторе — два шкива, между которыми натянут ремень. Шкивы могут менять диаметр вращения по которому проходит ремень. Таким образом — можно менять передаточное отношение между ведущим и ведомым валами.
Диаметр вращения ремня на каждом из валов — меняется плавно. Если конусы ведущего вала — СЖИМАЮТСЯ — ремень перемещается к внешней стороне своеобразного шкива. При этом — шкивы ведомого вала — раздвигаются. И наоборот.

Ремень — наборный, состоит из стальных пластин. Передача вращения от шкива к ремню происходит за счет ТРЕНИЯ стальной поверхности шкивов о боковую поверхность стального наборного ремня.

Как показывает практика, самым слабым узлом вариатора является ремень. на втором месте — шкивы.

В процессе работы ремень испытывает большие нагрузки. Именно поэтому некоторое время назад вариаторы устанавливали в основном на микролитражки. Со временем ремни стали надежнее.Но часть конструктивных особенностей — устранить нельзя по определению. Например, ремень вариатора не любит резких динамических нагрузок, особенно знакопеременных.
Другими словами, при сильных рывках в трансмиссии он может порваться, что нередко и происходит. На фото ниже показан порванный ремень. Видим, что от повышенных нагрузок рвутся боковые стальные наборные ленты, и ремень рассыпается.
Ремень вариатора не любит резких динамических нагрузок, особенно знакопеременных, т.е. различных рывков в трансмиссии. Такие рывки возникают при резком старте, при пробуксовках, раскачке вперед-назад и т.д.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Так как обрыв ремня происходит во время работы трансмиссии, элементы ремня тут же попадают в движущиеся детали трансмиссии, и владельцу очень повезет, если на шкивах при этом не образуются задиры, а приводные валы не заклинит. Ниже показаны детали порванного ремня внутри вариатора.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Компания ZFcenter выражает благодарность нашему подписчику petrovich35 за основную идею и материалы для данной статьи.

Меняйте масло вовремя, не доводите до критического износа, и будет Вашей коробке счастье!

Надеемся, статья была интересной и познавательной.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить интересную и полезную информацию!)

Капитальный ремонт АКПП BMW, Audi, Land Rover, Jaguar, Volkswagen, Jeep, Cadillac, Infiniti, VOLVO, Renault, TOYOTA. Бесплатная диагностика АКПП. Онлайн консультации. Бесплатная эвакуация.
Москва

Наша страница на DRIVE2:

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Комментарии 65

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Ремень в вариаторе по сути конечно не растягивается в полном смысле этого слова. Но износ элементов цепи может приводить к некоторому удлиннению. Но основная проблема не эта. основное — изменение силы сжатия конусов что приводит к пробуксовке

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Забыл написать главное) может я пропустил, но передача момента осуществляется не как у велосипеда, там цепь да тянется, в современных вариаторах ремень толкает ведомый конус! Так что рястягиватся ничего не может!

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Боюсь вариаторы как змей. Ну их … хоть цепные, хоть ременчатые. Гидротрансформатор соленоидами надёжней их

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

вариатор зло!
никчемная трансмиссия на которой ничего нельзя, береги ее и относись как к целке, прогревай на холодную не наваливай, не перегревай, долго на одной скорости по трассе не ездий, не буксуй никого не дергай прицепы не таскай на бортик задним ходом особенно не запрыгивай, с места резко не стартуй
да нафиг такая коробка нужна? ну да пенсам или бабам по супер маркетам ездить сойдет на тачках типа матиз
но на кой хрен эти варики на паркетники суют я не понимаю

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Побуксовал в снегу, теперь по резком старте или пробуксовки появляется резкий шум в вариаторе, я бы сказал даже скрежет((( ремень или гидроблок? Вариатор к310 и к чему готовиться?

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

если скрежет из вариатора — то точно — ремонт как минимум.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Критический износ = кап ремонт 🙁

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

А что меняют при кап ремонте

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

В вариаторе — почти наверняка — замена конусов, ремня, ремонт насоса.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

На мой взгляд, логически, если при трогании дикая вибрация, значит износ конусов в виде задиров, и соответственно ремня…а вообще когда разгоняется вибрация исчезает? И конечно если задаёте такой вопрос, значит даже зная причину и детали износа, вы их своими силами не устраните, а значит вам в сервис по любому.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

подшипники конусов наверно хана

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Купил машину с поломанной АКПП, решил туда залезть, пакет фрикционов драйв был сгоревшим, и основной конус заклинил, после замены конуса и полного пакета фрикционов, помыл гидроблок клапана не подклинивали, все вроде гуд, дунул в конус компрессором конус и поршень с пакетом драйва работали, собрал все, и поставил на авто, до ремонта авто двигалось назад при R, а при драйве долго думало и всеравно двигалось как надо, давление тогда я не видел, после ремонта машина на всех скоростях движется в одну сторону, на приборе показывает при переключении все правильно но едет в одну сторону при N, R, D, P, что случилось до ремонта все норм, после капец масляный насос разобрал, задиров нет, визуально все нормально. Если есть мануал у кого нибудь помогите найти проблему

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Делаю всё по инструкции, пробег 215к коробка жива)

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

На сколько простой или сложный акпп?

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Дело не в сложности а в знаниях так сказать. Если Мастер имеет опыт — любо ремонт будет не сложный с точки зрения понимания.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Если отремонтировать 3х ступку акпп ходить будет или лучше контактную купить?

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Лучше искать б/у. Будет гораздо дешевле, тем более что ремонт будет дороже и может все равно потребовать покупки донора.

Источник

Устройство и принцип работы вариатора CVT

Коробка передач CVT (Continuously Variable Transmission), или вариатор, относится к классу автоматических КПП с возможностью бесступенчатого изменения передаточного отношения в довольно широком диапазоне. Что означает эта фраза на практике для обычного водителя? Примерно следующее: передачи в коробке будут переключаться автоматически и плавно (без рывков), динамика разгона будет иметь оптимальные значения, а показатель расхода топлива оставаться минимальным. И все это за счет идеального сочетания передаточного отношения в трансмиссии и нагрузки на двигатель в конкретный момент времени. Звучит неплохо и, действительно, вариатор cvt, с инженерной точки зрения, является оптимальной КПП из всех существующих на данный момент. Но все ли так гладко с ним? В статье разберем, что такое вариатор, его устройство и принцип работы, виды и особенности применения. Вы сможете сами оценить заложенные в конструкции преимущества и, конечно же, его недостатки.

Принцип работы CVT и его виды

Клиноременный вариатор

Наиболее распространенным типом вариатора на сегодняшний день является клиноременный. В основе конструкции такого вариатора лежит ременная передача, состоящая из двух шкивов конусообразной формы и клиновидного ремня, натянутого между ними. Передача крутящего момента от ведущего шкива к ведомому происходит при помощи специального ремня, то есть за счет сил трения, возникающих в пятне контакта ремня и шкивов. Пятно контакта представляет собой окружность, имеющую свой эффективный диаметр.

Таким образом, если мы будем изменять эффективный диаметр на входном и выходном шкивах, то будет меняться и передаточное отношение, а следовательно, и скорость движения автомобиля. Если диаметр ведомого шкива больше ведущего, то передача будет понижающая, если меньше – то повышающая. Если диаметры входа и выхода равны, то передача прямая. Изменение эффективного диаметра контакта происходит за счет изменения расстояния между конусами шкивов: одна часть шкива закреплена неподвижно, а вторая имеет возможность осевого перемещения.

Перемещение происходит за счет давления рабочей жидкости. Причем гидравлическое управление реализовано, как правило, только на ведущем шкиве, ведомый же изменяет свой диаметр за счет натяжения ремня и возвратной пружины. Таким образом, незначительно изменяя давления рабочей жидкости, можно изменять положение шкивов и эффективный диаметр контакта ремня, тем самым в достаточно широком диапазоне изменяя передаточное отношение в трансмиссии. И, что немаловажно, делать это бесступенчато и плавно. Именно в принципе работы вариатора заключаются все его основные преимущества и недостатки.

Тороидный вариатор

Состоит из двух противоположно направленных конусовидных дисков (ведущий и ведомый), соединенных роликами. Последние, синхронно перемещаясь по изгибу дисков, изменяют передаточное отношение. При контакте роликов с ведущим диском по наибольшему радиусу, а с ведомым – по наименьшему, выполняется режим повышающей передачи. Для понижения передачи ролики смещаются в сторону ведомого вала. При центральном положении происходит прямая передача.

Цепной вариатор

Встречается менее редко, чем тороидный и является разновидностью клиноременного вариатора, в котором ремень CVT заменен на стальную цепь. Наиболее известным устройством подобного типа является вариатор Multitronic, которому посвящена наша отдельная статья.

Особенности конструкции CVT

Устройство вариатора

Конструктивно вариатор cvt состоит из следующих элементов:

Шкивами вариаторного механизма КПП управляет гидравлическая система, которая должна обеспечивать синхронное перемещение конусов или роликов бесступенчатой передачи. Она состоит из:

Насос приводится во вращение от коленчатого вала двигателя и находится в постоянной работе, пока работает двигатель.

Рабочая жидкость CVT

Масло в вариаторах специально разработано для использования в бесступенчатых КПП. При рабочей температуре масла (от +60ºС до +70ºC) начинают проявляться его фрикционные свойства.

При повышенных скоростях автомобиля (более 150 км/ч) масло может перегреваться (температура более +80ºC), что уменьшает срок службы вариатора. Охлаждение масла в зависимости от модели может осуществляться за счет корпуса дополнительно установленного радиатора (маслоохладителя).

На корректность работы CVT также влияет давление масла и уровень масла. Снижение его уровня может привести к проскальзыванию ремня (цепи) и фрикционов.

Строение ремня и цепи

Отдельного внимания заслуживают такие детали, как цепь и ремень вариатора. Последний представляет собой сборную металлическую ленту. Она состоит из нескольких тросов или полос (до 12 штук), которые скрепляются стальными пластинами (скобами) сложной формы.

Для защиты от износа и проскальзывания ремень имеет специальное покрытие. При работе вариатора ремень соприкасается с конусами шкивов краями пластин, что обеспечивает нужные толкающие свойства обеих сторон без потери гибкости и возникновения деформаций.

Обычные кожаные или силиконовые ремни имеют слишком малый срок службы, а потому в КПП не применяются. Ремень вариатора может заменить только стальная цепь (цепной вариатор), что также состоит из пластин, соприкасающихся со шкивами (конусами).

Вариатор в мировом автомобилестроении

В мировой практике вариаторы все чаще устанавливаются на современные автомобили. Очень популярен CVT в японском и немецком автомобилестроении.

Многие производители, разрабатывая новые модели бесступенчатых КПП, позиционируют их на рынке под собственными названиями, но сущность механизма, в целом, остается неизменной. Наиболее популярны следующие модели:

Отечественные автолюбители относятся к CVT довольно скептически. Это обусловлено рядом недостатков:

Вместе с тем неоспоримы и преимущества вариатора:

Автомобили, на которых установлен вариатор CVT, в большей степени предназначены для передвижения по городу, где механизм полностью раскрывает свои плюсы, обеспечивая максимальный комфорт. Они стали хорошей альтернативой гидромеханической АКПП, хотя срок службы вариатора чуть ниже и редко превышает 150 000 км.

Источник

Устройство вариатора

С каждым годом в автомобильной отрасли происходят существенные изменения: разрабатываются все новые устройства и аппараты для облегчения вождения и улучшения качества поездки. Постепенно все общепринятые приборы заменяются наиболее удачными изобретениями. Не стала исключением и всеми известная коробка передач.

Если вы страстный автолюбитель, то наверняка не раз сталкивались с названием – бесступенчатый вариатор. Эта новинка наших дней была придумана много лет назад. Еще одаренным Леонардо да Винчи в 1490 году. Но воплотить ее в жизнь смогли только в 1950 годах. Первым легковым автомобилем с такой трансмиссией стала 600-я модель от фирмы «DAF». В ней установили вариатор под названием «Variomatic», затем эстафету перехватила компания «Volvo». Сейчас многие автомобильные компании стали поставлять на рынок свои автомобили именно с такой трансмиссией.
Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Отличие вариатора от других коробок передач

Механическая коробка (МКПП) имеет пять скоростей, автоматическая (АКПП) – восемь, а вариатор обладает неограниченным количеством передач. Но это не главная разница. Для уяснения ситуации, немного опишем принцип действия двигателя, чтобы понять, в чем удобство использования вариатора.

Итак, в привычных ступенчатых коробках передач есть существенный недостаток – они имеют фиксированные передаточные числа, которых на дороге порой недостаточно. Даже при езде по абсолютно ровной поверхности двигатель должен, разгоняясь преодолевать внешнюю нагрузку – силу инерции, а затем, достигая идеального соотношения количества оборотов и передаточного числа, он набирает скорость. А после этого передача становится низкой. Для ее повышения необходимо использовать большее количество ступеней, а в коробках передач их заложено определенное количество. Да еще при переходе на каждую из них происходит рывок. Поэтому возникло решение убрать ступени трансмиссии. В результате получили вариатор. Он представляет собой идеальный вариант, в котором смена скоростей происходит плавно без скачков.

Этот аппарат постепенно изменяет крутящий момент на ведомом и ведущем диске. Он начинает свое движение плавно, в отличие от других коробок передач. Авто, оснащенное им, ведет себя так, как будто на нем стоит мощный электродвигатель. Скорость машины увеличивается плавно, без постороннего шума. Из-за того, что вариатору не требуется переключения передач, авто с ним набирает скорость быстрее, чем с другими КПП.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

К тому же автомобиль с вариатором намного проще в управлении. С ним под силу справиться даже начинающему автолюбителю, так как такой вид трансмиссии не реагирует на манеру вождения водителя и не способен заглохнуть. Даже при стремительном разгоне двигатель работает очень тихо, по сравнению с другими коробками. Если полностью притопить педаль газа, то произойдет молниеносное ускорение автомобиля без характерного «рычания».

Некоторым не нравиться, что мотор никак себя не проявляет при смене скорости, но это непривычно тем, кто привык ездить на автоматике или спортивных машинах, где «рёв» добавляет адреналина водителю.

Эта трансмиссия обладает большими возможностями, это подтверждает и тот факт, что до 1994 года на гонках болидов Формулы-1 ее нельзя было использовать.

Ведущие автомобильные производители наладили выпуск моделей вариаторов, создаваемых на своем предприятии, а чтобы выделить их из основной массы каждая фирма дала определенное название изобретению. Бесступенчатая КПП «Lineartronic» была разработана Subaru, «Multimatic» производит Honda, Autotronic — Mercedes-Benz, Multitronic — Audi, а «Multidrive» — Toyota. Некоторые фирмы выпустили по два варианта вариатора:

Чтобы автолюбителям сразу было понятно, что на машине стоит вариатор ему присвоили обозначение CVT. В ней зашифровано три слова – постоянно изменяющаяся трансмиссия (Continuously Variable Transmission).

Принцип работы вариатора и его устройство

Бесступенчатая коробка плавно изменяет крутящий момент в заданных промежутках регулирования. Это достигается за счет ее особой конструкции, которая состоит из следующих компонентов:

В качестве автоматического сцепления выступают разные виды устройств. Без них крутящий момент сразу же передавался бы на колёса, а так указанный узел будет отвечать за плавную передачу движения. Сцепление может быть:

Последний вид применяется на большинстве авто. Он обеспечивает плавную работу двигателя без рывков и продлевает жизнь вариатору. На высоких оборотах входит в режим полного зацепления, при котором исключается проскальзывание. Но часть его мощности может уходить в нагрев. А бывают случаи, что он перегревается, об этом становиться известно по зажигающейся красной лампочке на приборной доске.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Работа вариатора осуществляется с помощью электронного блока. Он отвечает за следующие функции:

К электронному блоку передается информация от множества датчиков. Поэтому его работа взаимосвязана с показателями оборотов двигателя, давления в шинах, ABS и т. д. Сбор информации фильтруется в аппарате, и он автоматически настраивается на нужное передаточное число.

Но вариаторы не могут самостоятельно производить задний ход авто, поэтому для этих целей предусмотрен планетарный редуктор. Принцип действия, которого схож с работой в автоматической коробке.

Водитель при управлении транспортом с CVT проделывает практически те же действия, что и при использовании АКПП. Но они немного упрощаются, он выбирает только режим, а остальное выполняет за него удобное устройство вариатора. Также оно позволяет повторить некоторые манипуляции, возможные в привычных КПП. Например, можно зафиксировать определенное передаточное соотношение. Некоторые водители не чувствуют разгона машины, и потому относят постоянную частоту оборотов коленвала к недостаткам аппарата, но к этому надо привыкнуть и со временем удобство бесступенчатой коробки станет очевидным.

Виды вариаторов

Существуют несколько разновидностей. Они отличаются между собой по своей конструкции.

Клиноременной механизм

Это самый распространенный агрегат. В основном он состоит из одной передачи, реже из двух. Такой вариатор имеет два шкива, которые между собой соединяются клиновидным ремнем. Один шкив ведущий, а второй ведомый. Вначале между ними закладывалась армированная резина, но затем ее заменили стальные пластины. Они способны передавать больший крутящий момент, обладают меньшим радиусом изгиба и долговечны.
Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Конструкция шкивов состоит из двух конусовидных половин, которые имеют уклон к оси вала. Эти конструкции при движении то отдаляются, то приближаются друг к другу. Ремень не что иное, как металлическая лента, имеющая покрытие. А также встречаются варианты, когда она состоит из тросов, они являются наиболее прочными.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Принцип действия

При раздвижении шкивов лента уходит внутрь, когда они сближаются — ремень приобретает форму клина. В последнем случае радиус шкива увеличивается, а вместе с ним становиться больше и передаточное число, а в предыдущем варианте все наоборот. В промежутках между этими состояниями ремень становится прямым. Для смещения шкивов используются пружины, а также центробежная сила, создаваемая гидравлическим приводом. Он управляется электроникой, которая способна создать оптимальные условия для бесперебойной работы мотора. Водитель выбирает режим, а она настраивает работу CVT. За счет этого происходит увеличение его ресурса, снижение износа и уменьшение использования топлива.

Клиноцепной вариатор

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля
Вместо ремня в такой конструкции используется цепь. Отсюда и название вида. Звено такого устройства представляет собой несколько пластинок, которые между собой объединяются цилиндрическими осями. Они обеспечивают наименьший радиус изгиба. Цепь изготовлена из высокопрочной стали, так как при работе постоянно находится в контакте с конусовидными дисками и претерпевает сильные нагрузки. Такая работа сопровождается высокими температурами, и чтобы их снизить в вариаторе предусмотрели охлаждение жидкости в принудительном порядке.

За счет использования цепи удалось уменьшить радиус изгиба, он может быть 25 мм, поэтому такой вид вариатора имеет больший диапазон передаточных чисел. Клиноцепной вид отличается от своих аналогов наибольшим КПД, но из-за этого имеет и самую высокую стоимость. Такой вариатор был впервые применен на моделях Audi.

Тороидный вид вариатора

Он не содержит ни цепи, ни ремня. Движение дисков, которые применяются вместо шкивов, происходит при помощи роликов, создающих крутящий момент между ними. Передаточное число меняется при смене положений роликов и изменением их радиусов, которые обкатывают диски. Их поворот осуществляется за счет определенных устройств. Они способны регулировать силу прижатия роликов к дискам. В каждом таком вариаторе автомобильные фирмы применяют свои устройства. Например, компания Ниссан в своем аппарате «X — Tronic» заложила гидравлический механизм, управляемый электроникой. Он перемещает ролики вверх и вниз на самые малые расстояния, а затем из-за сдвига они проворачиваются самостоятельно.

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Такой вид вариатора применяется реже всех, но за ним будущее.

Достоинства и недостатки вариатора

Любое изобретение имеет какие-то недоработки, не стал исключением и CVT. Его слабые стороны пытаются устранить, а пока они существуют, стоит о них знать:

Но машина с вариатором имеет множество существенных преимуществ:

Новинки вариаторов

С каждым годом все больше автопредприятий ставят на свои модели CVT. При этом постоянно улучшая их характеристики и внедряя в агрегаты новые технологии. Одним из последних изобретений является общее детище компании Nissan и JATCO — облегченный и уменьшенный вариатор. Он выполнен в виде аппарата клиноременного типа совмещенного с новой коробкой передач. Данный вид отличается своими серьезными характеристиками:

Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть фото Конструкция ремня вариатора автомобиля. Смотреть картинку Конструкция ремня вариатора автомобиля. Картинка про Конструкция ремня вариатора автомобиля. Фото Конструкция ремня вариатора автомобиля

Вариатор фирмы JATCO

Сейчас представители компании «Porsche» подтверждают, что ведут разработки по совершенствованию вариатора. Они улучшают характеристики комфортности поездки, разгона и торможения. Увеличивают КПД и уменьшают расход топлива. Хотят сделать такой вариант бесступенчатой трансмиссии, при котором вариатор станет схож с 8-ми ступенчатой АКПП.

Стремление усовершенствовать вариатор и проводимые новые разработки его видов еще раз доказывают, что за ним будущее. Возможно, скоро он полностью заменит привычные механизированные, роботизированные и автоматизированные коробки передач. В особенности делается упор на его гибридные виды, при которых мотор будет работать в оптимальном режиме, а получаемая энергия будет сохраняться в накопителе, а затем расходоваться на движение авто.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *