Куча проводки в авто
Проводка на любую спортивную машину, версия «Zero»
Не так давно работал в замечательной конюшне чемпиона ралли РФ 2016 года.
— Я делаю все проводки одинаково — говорю владельцу, пилоту раллийных болидов.
— Так не бывает — отвечает он мне.
— У меня только так, вот смотрите… — показываю схемы, фотографии.
— Нет, не получится — все машины разные.
— Правильно ли я понимаю — задаю я главный вопрос — что в каждой из ваших машин органы управления у вас расположены по-разному и, садясь в машину, вам нужно вспоминать, где-что расположено?
— Машины разные и всё у них разное — отвечает он мне.
— Понял, давайте потом посмотрим, как я сделаю машину вам.
— Договорились.
Насчёт одной схемы я чуточку лукавлю — я к ней иду и постоянно спотыкаюсь. Плюс у меня есть две основные ветки проводок (с реле и плоскими предохранителями, без реле и с предохранителями под винт).
Но это не значит, что путь бесполезен — надо просто быть настырнее. Вот схема для этого класса машин — 1labi.com/3/avto_electr_2015_v_C5_1_1600.jpg
Называется она «Zero». В ней нет ни одного реле, и стоит всего 4 предохранителя. Да проклянут меня любители «всё разгружать реле и предохранителей на каждую линию»
Последние 4 машины она не менялась (ну чуть вру — была мелкая разница — думаю, как её унифицировать или вынести за скобки :).
Правило этой проводки одно — машина должна ехать всегда. Линия зажигания не связана ни с чем, ни с кем и никогда. Далее — отдельная линия питания приборов и возбуждения генератора. И за ними — всё остальное.
Минимум компонентов, минимум соединений.
Под эту проводку я нарисовал два варианта бороды. Одна размером 1 дин — удобна для внедрения в разные иномарки, в классику и пр. Встаёт она на место магнитолы (в спортивной машине она не нужна). Ничего сверлить для установки не надо.
Вот так она выглядит на месте:
Не видно, да? Фото делал утром, перед соревнованиями, телефоном и набегу. А до этого две ночи не спал в мастерской. Вру — часик (а это — вечность) был похрапеть (в этой команде есть шутка: «я ещё поспать успею» — применяется при вопросах о готовности машины к соревнованиям).
Как навести порядок в электропроводке
Добрый день, коллеги!
Штатная заводская электропроводка автомобиля выполнена аккуратно и по науке, к ней можно найти электрические и монтажные схемы. Поэтому в заводской проводке ориентироваться относительно просто, чего не скажешь о нештатной проводке.
Наверное, многим, кто имел дело с нештатной проводкой, оставшейся от предыдущих хозяев или автоэлектриков, приходилось разбираться в ней методами «научного тыка», напоминающими увлекательнейшие игры «обезвредь бомбу» или «как не спалить автомобиль за 10 минут». Да что там говорить, через год-два и сам забываешь, чего там в прошлый раз напаял и напрокладывал. А такой нештатной проводки может накопиться довольно много. Это и охранные системы, парктроник, маршрутный компьютер, газобаллонное оборудование, видеорегистратор, радар-детектор, дневные ходовые огни, стабилизаторы для светодиодных ламп, прицеп, дополнительные розетки и т.д.
Надо сказать, что автомобилисты не одиноки в этом вопросе. Эта проблема давно известна и электрикам, и компьютерщикам, и специалистам по телекоммуникациям (фото 4, 5):
Так как и ваш покорный слуга не избежал сей участи разбираться в чужих (и своих) хитросплетениях проводов, поделюсь личным опытом, как навести мало-мальский порядок в чужой нештатной проводке, либо как организовать свою проводку при различных доработках автомобильной электрики.
Выделим основные принципы организации проводки:
Принцип 1. Цветовая дифференциация проводов
Используйте провода определенных цветов для проводки различного назначения. Например, провода теплых оттенков (красный, желтый, оранжевый, коричневый) — для плюсовых проводов питания, а холодных и серых оттенков (синий, черный, серый) — для минусовых проводов. Провода других цветов (белый, зеленый, розовый), а также смешанных цветов (с полоской) — для сигнальных и вспомогательных проводов (датчики, катушки реле и т.д.):
При этом желательно использовать провод одного цвета по всей длине цепи, а не составлять из нескольких кусков разного цвета, это затруднит последующий поиск начала и конца цепи.
Принцип 2. Правильная ориентация разъемов
Старое как мир правило — со стороны источника питания ставится разъем «мама», со стороны потребителя — разъем «папа». Это правило написано кровью, так как во многих разъемах «папа» контакты открытые и их легко коснуться рукой или устроить короткое замыкание. Представьте ситуацию, если в доме поменять местами электрические вилки («папа») и розетки («мама»). Разъемы датчиков могут быть любыми, в зависимости от того, подается ли на датчик внешнее питание.
Принцип 3. Не ставьте рядом одинаковые разъемы
Когда в жгуте проводки рядом находятся несколько одинаковых разъемов, их легко перепутать и подключить не к тем электрическим цепям. Поэтому соседние разъемы желательно ставить разной конфигурации или хотя бы разных цветов. Промышленность предлагает большое количество различных разъемов (фото 8, 9):
Принцип 4. Маркируйте нештатную проводку
В нештатных проводах гораздо легче ориентироваться, если провода каким-либо образом промаркированы или подписаны. В продаже предлагаются различные кабельные маркеры, например, навесные бирки, клейкие ярлычки, цветные колечки и др. (фото 10, 11):
Лично я пользуюсь самодельными ярлычками. Одно время использовал ярлычки из изоленты и подписывал их маркером. Также, маркером иногда подписывал разъемы. Это простой и быстрый способ маркировки, но результат выглядит довольно «колхозно» (фото 12-14):
Позже я перешел к более культурному способу маркировки в виде самодельных печатных ярлычков. Сначала на компьютере формирую список ярлычков, распечатываю, ламинирую скотчем, нарезаю отдельные ярлычки. На обратную сторону ярлычка наношу клей и обертываю ярлычок вокруг провода. Также наклеиваю поясняющие надписи на электронные блоки (фото 15-17):
На фото 18-19 примеры такой маркировки в моей машине:
Принцип 5. Собирайте проводку в жгуты, а жгуты закрепляйте
Чтобы по машине не валялись косы и клубки проводов, собирайте проводку в жгуты. В продаже есть специально предназначенные для этого гофрированные трубки разного диаметра, под жгуты с различным количеством проводов. Чтобы жгуты не висели и не стучали на ходу, закрепляйте их к элементам кузова, каркаса панелей и т.д. (фото 20):
Принцип 6. Выбирайте достаточное сечение проводов, в зависимости от тока нагрузки.
То, что сечение провода должно соответствовать максимальной силе тока нагрузки, это очевидно, иначе можно устроить пожар. Я немного о другом. Никаких гофрированных трубок не хватит, если выполнять всю проводку проводами одинаково большого сечения. Нет смысла использовать толстые силовые провода для слаботочных сигналов от датчиков или для питания светодиодных лампочек. Поэтому, при выборе проводов для своих проектов, используйте принцип разумной достаточности. Тогда проводка будет выглядеть более осмысленной и изящной.
Принцип 7. Документируйте сделанные изменения
Очень полезно сохранить для последующего использования электрическую и монтажную схему ваших доработок, назначение и цвета проводов и разъемов. Не поленитесь, нарисуйте, запишите, потом скажете себе спасибо. По записям и ярлычкам на проводах намного легче вспоминать, что ты сделал несколько лет назад.
На этом все, пишите комментарии о вашем опыте наведения порядка в проводке.
Проблемы с проводкой в авто – проявления, способы ремонта и диагностики
Автор: Дмитрий Сапко
Как правило, электрическая часть начинает первой давать сбои в автомобиле. Нужно учитывать некоторые особенности транспорта, его марку и модель, а также просматривать отзывы других владельцев, чтобы вовремя понять, что у вас могут возникнуть проблемы с электропроводкой. Рано или поздно каждый автомобилист с этим сталкивается. Проблема заключается в том, что даже самые качественные электрические соединения и элементы не предназначены для постоянной вибрации, перепадов температур, окисления, попадания влаги. Чем больше сложностей в эксплуатации автомобиля, тем меньше желания его эксплуатировать вообще. Проблемы с проводкой могут приводить к самым неожиданным последствиям, и это настоящая трудность для очень многих владельцев транспорта. Нужно признать, что неприятности очень часто бывают вызваны неправильной эксплуатацией, отсутствием должного внимания обслуживанию авто. То есть, сами владельцы очень часто становятся виновниками неприятных ситуаций. Нужно понимать первые проявление проблем, чтобы вовремя их решить.
Проводка соединяет различные электронные узлы и датчики автомобиля, подает напряжение на систему подачи топлива, а также поддерживает двигатель в рабочем состоянии. Если в этом узле возникают проблемы, часто вообще невозможно завести двигатель или двинуться с места. Все это приводит к тому, что владелец в панике начинает искать проблему и платить за диагностические услуги на станции техобслуживания. Но нужно понять, что поломки электропроводки очень сложно диагностируются. Вполне вероятно, что после визитов двух-трех станций обслуживания вы так и не найдете реальную причину неполадок. В этом случае нужно запастись временем, пойти на специализированные форумы, на которых обсуждается именно ваша модель автомобиля, и найти неполадку самостоятельно. Конечно, тезисов и теорий вы найдете много, но все можно проверить, и часто даже своими руками.
Содержание
Какие узлы проводки ломаются чаще всего?
Короткое замыкание в одной из электрических систем машины может легко вывести из строя всю проводку. Это может быть жгут проводом на противотуманные фары, который замкнул всю систему. Конечно, есть предохранители, которые частично предотвращают риск выхода из строя всей системы. Но часто они не срабатывают должным образом, что становится причиной разных проблем, в том числе и возгораний. В современном автомобиле есть множество деталей электрической проводки, которые могут вызвать трудности, но стоит отметить лишь некоторые из них.
Самые частые неполадки случаются в таких узлах:
Очень часто случается так, что во время поездки на одном из блоков происходит замыкание, сгорает предохранитель. В дороге лучшим решением будет замена предохранителя, чтобы добраться до станции обслуживания и провести диагностику. Поэтому в перчаточном отделении кокпита лучше иметь пару запасных предохранителей, которые подходят для разных узлов электропроводки в вашем автомобиле. Внимательно отнеситесь к вопросу подбора запасных деталей для электропроводки в старом авто (старше 10 лет). Именно в таких машинах чаще всего владельцы сталкиваются с неполадками.
Почему ломаются детали электрической части машины?
Поломки могут быть связаны с самыми разными факторами. Если вы покупаете подержанный автомобиль, никогда нет гарантии, что он не побывал в сложных ситуациях, в нем не копались электрики-любители. Старые авто и вовсе демонстрируют постоянные трудности с проводкой, заставляя владельца то и дело обращаться на СТО и тратить довольно большие деньги на восстановление автомобиля. Работа электрика сегодня стоит достаточно дорого. В новых авто неполадки встречаются реже, но внимание все равно стоит проявить.
Главные причины неполадок следующие:
Проводка может выходить из строя в том случае, если с ней активно позанимались неопытные мастера. Проблема в таком случае вскрывается далеко не всегда сразу. Бывает, что после некачественного ремонта машина поездит еще пару месяцев, а затем начнутся настоящие проблемы. Чем больше трудностей возникает, тем больше вероятность того, что при последнем вмешательстве в электрическую часть ваш что-то сделали неправильно. Поэтому обращаться лучше всего к специалистам, в качестве работы которых вы полностью убеждены. Иначе проблем будет избежать достаточно сложно.
Проводка в автомобиле строится на сотнях различных соединений. От каждого датчика отходит 4-5 проводков, которые приходят в центральную косу проводки и соединяются с ЭБУ и промежуточными датчиками и реле. В каждом случае многие детали проводки могут вызывать трудности, и это зависит от марки автомобиля, его детских болезней и качества сборки. К примеру, в автомобилях ВАЗ очень много скруток в косе проводов, которые некачественно зажимаются при производстве. Это приводит к тому, что датчики работают неправильно.
Итак, проблемы следующие:
В автомобилях Daewoo есть целая проблема со скрутками в проводке. Эта же проблема передалась по наследству машинам марки Ravon. Скрутки в косе проводов к ЭБУ и в моторной проводке начинают приносить трудности уже после 3 лет эксплуатации нового автомобиля. И самое страшное, что замена косы проводов на новую заводскую деталь не помогает полностью убрать проблему, со временем трудности снова возвращаются. Поэтому владельцы таких машин часто паяют скрутки и получают более длительное решение проблемы. Но и это не панацея, избавиться от неприятностей раз и навсегда не получится.
Основные показатели выхода из строя элементов проводки
Основные проявления поломки разных деталей электрики в машине:
Часто в машине проблемы с электропроводкой начинаются с банального отказа дворников и мерцания подсветки на панели приборов. Но если такие неприятности у вас уже начали происходить, можно смело ждать более серьезных трудностей. Это уже говорит о том, что электрическая часть машины работает неполноценно и может приносить трудности в будущем. При первых симптомах неполадок, стоит обратиться к автомобильному электрику. На СТО вам часто сразу предложат менять различные датчики, блоки реле и предохранителей. Но нужно попробовать отыскать проблему консервативными методами.
Предлагаем посмотреть видео по теме работы электропроводки в авто:
Подводим итоги
Качественная работа электрической части становится залогом нормальной эксплуатации автомобиля. Вы можете использовать все его функции без проблем и получать удовольствие от ровной нормальной работы агрегата. Также расход стоит в норме и не пугает вас своими цифрами. Но как только электрические элементы выходят из строя, начинаются трудности с самыми разными узлами. Это приводит к тому, что вы просто не понимаете, за что хвататься при диагностике. Недобросовестные мастера на сервисе предлагают заменить датчики, реле, а также целые сегменты проводки. Но иногда проблема кроется в том, что один из проводков просто вышел из строя и стал показывать проблемы в работе.
Лучше всего найти хорошего мастера-электрика, который специализируется на автомобилях. Конечно, если вашей машине менее 3 лет, а пробег меньше 100 000 километров, то при любой проблеме с электричеством следует обращаться в официальный сервисный центр. Так вы по гарантии сможете устранить проблемы и получить нормальную работу электрической части. Будьте внимательны с выбором автомобильного электрика. Очень часто некачественный сервис становится причиной серьезных проблем в будущем. А вы когда-нибудь справлялись с неисправностями автомобильной проводки?
Сделать новую моторную проводка с нуля? Возможно!
Но не все просто :)В этом блоге многое будет посвящено такой слабо обсуждаемой теме, как автомобильная проводка(ее спортивный, кастомный вариант). В русскоязычном интернете много информации и обсуждения о практически всех аспектах доработки кузова/шасси/двигателя, но крайне мало сказано о такой важной составляющей, как электрика. А ведь именно проблемы с электрикой могут иметь пренеприятнейшие последствия, от невозможности нормально пользоваться всем напичканным в автомобиль железом, до совсем фатальных превращений любимого авто в нехилый мангал 4х2 метра 🙂 Последняя угроза более чем реальна, кстати. К сожалению, некоторые мои знакомые проверили ее реальность на собственном опыте.
Так вот, в далеком 2009м году, когда я на этой машине участвовал в тогдашних единственных серьезных в России соревнованиях «Формула Дрифт», достали меня плавающие проблемы с моторной проводкой. Достали до того, что, по-моему, я не смог проехать ни одного парного заезда. Мотор просто неожиданно глох и отказывался заводиться. Особенно этой проблеме не нравилась именно парная дисциплина, квалификацию худо-бедно проезжали. Тогда стоял еще «родной» SR20DET около 400 сил, мозг — PowerFC. До конца сезона проблема так и не была выявлена(все очевидные варианты, типа насоса/питания_всего, естественно, были проверены).
Осенью я, наконец, с ней разобрался, но поскольку все равно собирался менять мотор на легенду от тойоты(бедный SR откровенно плохо тянул длинную 3ю передачу), и предстояла адаптация моторной проводки под ниссан, было решено эту проводку максимально упростить. С тем уровнем знаний и опыта(с электротехникой знаком хорошо, схемы читать умел, сигнализацию поставил сам :), ничего путного из этого выйти не могло, т.к. использовался стандартный арсенал всех российских электриков — скрутки, изолента, старые провода и разъемы, надерганные из родной проводки и прочий трэш 🙂 Это все более-менее работает, пока используется в небольших участках(ДОПы подключить, сигнализацию поставить), но в масштабах целого авто ТАК лучше не делать — слишком много потенциально глючных мест появляется.
В крайнем случае подход «а я сам у папы электрик» приводит уж к совсем плачевным результатам. Я даже собрал небольшую коллекцию из того, что мне попадалось:
Полная замена проводки в машине!
В принципе, мы относительно быстро и легко выкинули старую торпеду, проводку под ней, и положили другую проводку, уже от рестайла, под торпедой, ну и занесли новую перешитую торпеду. Отдельное спасибо Denis-Velescentr за качествено проделанную работу.
Пару часов на распутывание потратил)))
Плюсом к этой проводке забрал детали которые понадобятся для работы EPS, блок управления, датчики, сам блок с клапанами и возвратное кольцо SRS на руль. Раз уж такая пьянка пошла, то Система Курсовой Устойчивости будет очень приятным бонусом, ко всему.
С этой проводкой вообще вылезает куча ранее недоступных ништяков, все электроподъемники, а я все для них уже поставил до этого, подогревы в сидения, которые я не могу провести уже года два ))) Даже вот кнопки все купил, а все никак. Сама проводка по салону раза в три толще чем была у меня до этого.
Вся проводка была распутана, разложена по жгутам и перемотана тряпочной фирменной изолентой, мотка четыре наверное ушло, зато в итоге все красиво и как надо.
Прям, чуть ли не как с завода получилось все.
Также дополнительная не штатная проводка была замотана в отдельные жгуты и уложена параллельно штатной, она необходима на всякие пневмо дела, музыку и т.п. В общем то что делалось не один год было сведено в одну систему и проложено «по уму».
Также пришлось переделать проводку на ламбо-двери, так как в них штатная проводка удлиняется примерно на метр за счет других петель и способа вывода жгута из кузова авто в саму дверь. Мне пришлось паять все это заново.
Дальше мы добрались до моторного отсека. У меня на этот момент было две моторных косы. Обе с мотора AWT под широкополосный лямбда-зонд. Одна оказалась с праворульной машины, которую я покупал удалено и так получилось, что я при покупке просил продавца сфоткать сами фишки на косе, чтобы оценить их состояние, и оно очень хорошее оказалось, вся коса абсолютно в идеальном состоянии, но если бы не одно НО! В праворульной машине коса выходит с другой стороны и у нее идет как бы «мост», до того места где выходит коса у леворульной машины, потом она заворачивает и уже дальше все одинаково. На этот «мост» я не обратил внимание при покупке, а положить эту косу в леворульную машину никак не получится. Со второй косой ситуация оказалась плачевная, вся проводка сухая, трещит и сыпется в руках, ставить ее на автомобиль нельзя никак.
Было принято решение вырезать из первой косы этот «мост» и собрать ее назад уже без него. На это ушло дня три у меня.
По итогу, я ошибся в одном проводе на катушку первого цилиндра, но мы это быстро нашли, вызвонили где ошибка и собрали назад уже правильно. Напаялся я вдоволь проводов, в общем)))
По проводке пока не сошелся дмрв по фишке, т.к. я ставлю дмрв Hitachi с S-ки, а там другой разъем и распиновка, отличная от дмрв Bosch, который стоял штатно на этой проводке. Выручил TurboNike прислал мне и код с разъема, и его пиновку. Заказал, жду )))
Вот такой объем работ, самое сложное сделано. Лямбда-зонд стоит, электронная педаль газует, новые мозги ругаются на все подряд, дмрв не подключен вообще и валяется как-то так в подкапотном пространстве )))
Возможно нагнулась катушка которая стояла на первом цилиндре из-за перепутанного провода 🙁
А возможно и нет 🙂
Посмотрим
Но машина до дома ехала странно)))
В таком состоянии угнал машину домой на сборку салона, чтобы не занимать у Saneks4 гараж, у него со своей машинкой дел много. Вон его красавица на заднем фоне.