Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

Сборник лабораторных работ по специальной технологии на тему «Устройство автомобиля»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Министерство образования и науки Украины

Департамент науки и образования

Луганской областной государственной администрации

Ровеньковский профессиональный строительный лицей

Сборник лабораторных работ

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

1. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

2. ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

3. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Лабораторная работа № 2. «Кривошипно-шатунный механизм»

Лабораторная работа № 3. «Механизм газораспределения»

Лабораторная работа № 4. «Система смазки»

Лабораторная работа № 5. «Система охлаждения»

Лабораторная работа № 6. «Система питания и воздухоснабжения дизельных двигателей»

Лабораторная работа № 7. «Системы питания бензиновых двигателей»

Лабораторная работа № 8. «Система зажигания»

Лабораторная работа № 9. «Пуск двигателя и пусковые устройства»

Лабораторная работа № 10. «Выполнение сборки-разборки двигателя ВАЗ-2101»

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

Каждое рабочее место должно быть оснащено исправным технологическим оборудованием, инструментом и принадлежностями; технологическими картами и инструкциями; описью поста и краткой инструкцией по технике безопасности; противопожарными средствами и правилами их применения.

На рабочих местах запрещено: работать учащимся, не прошедшим инструктаж; пользоваться открытым огнем; включать приборы и установки без разрешения преподавателя; хранить горюче-смазочные материалы; включать двигатели и приборы, минуя заводские выключатели; пользоваться неисправным инструментом, заводными рукоятками, применять этилированный бензин, пускать двигатель или стенды при утечке топлива или газа, производить в помещении электротехнические, сварочные и другие тепловые ремонтные работы.

Все рабочие места и вентиляторы двигателей должны иметь индивидуальные металлические ограждения и трафареты с надписями «Двигатель не пускать».

Электропроводы должны иметь надежную изоляцию. На клеммах и розетках необходимо указать напряжение. Установки и приборы с электропитанием от сети должны иметь общее заземление, а рабочие двигатели − выводы отработавших газов в атмосферу через специальные глушители.

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

Занятия проводятся в специализированной лаборатории, оснащенной действующими моделями и макетами, плакатами деталей узлов, агрегатов и механизмов в целом.

Лабораторные работы строятся следующим образом:

— вводная беседа преподавателя, на которой происходит знакомство с основными конструктивными особенностями изучаемой системы по имеющимся макетам, плакатам и т. п.;

— самостоятельное изучение материала в специализированной лаборатории, оформление рукописного отчета о проделанной работе;

— отчет-собеседование по изучаемой теме.

Работа по теме считается зачтенной после положительного ответа на вопросы преподавателя и сдачи отчета.

Отчет оформляется на листах формата А4. Содержание отчета приведено в настоящих методических указаниях в конце каждой темы.

В приложениях 1-3 приведены материалы по темам следующих лабораторных работ:

Приложение 2 к лабораторной работе № 7 «Системы питания бензиновых двигателей». Приведена современная система питания бензинового двигателя.

Приложение 3 к лабораторной работе № 8 «Система зажигания». Рассмотрены микропроцессорные системы управления зажиганием, используемые в двигателях с распределенным впрыском топлива.

Указанные материалы необходимы студентам для ознакомления с наиболее прогрессивными системами поршневых двигателей, которые применяются на современной технике.

Однако при выполнении соответствующих лабораторных работ эти материалы должны быть дополнены системами, которые иллюстрируют тенденции развития двигателестроения. Полное содержание лабораторных работ приведено в соответствующих разделах данных методических указаний.

Зачет по дисциплине ставится после успешной защиты всех лабораторных работ.

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

Лабораторная работа № 1

«Общее устройство поршневого двигателя»

Цель работы : изучить принцип работы, общее устройство ДВС, индикаторные и эффективные показатели поршневых двигателей.

2) Принцип работы поршневых двигателей.

Двигатели с внешним смесеобразованием. Двигатели с внутренним смесеобразованием. Четырехтактный цикл. Перекрытие клапанов. Двухтактный цикл. Схемы газообмена двухтактных двигателей: петлевая, прямоточная, клапанно-щелевая, прямоточная с противоположно движущимися поршнями, кривошипно-камерная. Рабочие циклы комбинированных двигателей (двигатели с наддувом). Классификация двигателей.

3) Показатели, характеризующие работу поршневых двигателей.

Показатели эффективности двигателя: среднее индикаторное давление, индикаторная мощность, среднее аффективное давление, эффективная мощность.

Показатели экономичности: индикаторный КПД, удельный индикаторный расход топлива, эффективный КПД, удельный эффективный расход топлива.

Показатели совершенства конструкции: механический КПД, литровая мощность, поршневая мощность, удельная масса двигателя.

4) Основные механизмы и системы двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм. Газораспределительный механизм. Система смазки. Система охлаждения. Система воздухоснабжения. Система зажигания. Система пуска. Органы контроля и управления.

Материальная часть:

Макеты и разрезы двигателя ЯАЗ-204, ЗИЛ-130, ЯМЗ-236, ЯМЗ-740, ВМ W –528, плакаты и чертежи.

1. Описать назначение основных механизмов и систем двигателя.

2. Привести схемы работы четырехтактного двигателя.

3. Привести схемы продувок двухтактного двигателя.

4. Дать анализ основных индикаторных и эффективных показателей двигателя. Выделить составляющие потерь.

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

Лабораторная работа № 2

Цель работы : изучить устройство кривошипно-шатунного механизма, назначение и устройство отдельных узлов, деталей, предъявляемые требования, материал. Представлять условия работы деталей: нагрузки, тепловую напряженность, износостойкость.

Кривошипно-шатунный механизм. Общие сведения. Назначение, типы, схемы.

Цилиндры и блок-картеры двигателей. Назначение, типы. Условия работы, материал.

Цилиндры. Конструкции цилиндров двигателей жидкостного и воздушного охлаждения.

Блок-картеры. Компоновка блок-картеров с несущими цилиндрами, с несущими стенками рубашки охлаждения, с несущими силовыми шпильками. Туннельный картер. Предотвращение монтажных деформаций.

Головки цилиндров. Назначение, условия работы, материал. Конструкции. Уплотнение стыка. Крепление.

Поршневая группа. Поршни. Назначение, условия работы. Конструкции. Снижение тепловой напряженности. Зазоры между направляющей частью поршня и стенкой цилиндра. Обеспечение работоспособности с малыми зазорами (разрезные и эллипсные юбки, компенсационные вставки). Преимущества и недостатки поршней из алюминиевых сплавов. Мероприятия для улучшения приработки поршней (лужение, коллоидно-графитное покрытие).

Поршневые кольца. Назначение, условия работы. Материалы. Конструкции компрессионных колец. Скорректированная эпюра давления колец на стенку цилиндра, конструкции маслосъемных колец. Улучшение приработки и повышение износостойкости поршневых колец.

Поршневые пальцы. Условия работы, материал. Способы фиксации.

Шатуны. Назначение, условия работы, материал. Конструкции (элементы шатуна, профили стержня). Сочлененные шатуны (вильчатые, прицепные).

Шатунные подшипники (тонкостенные вкладыши, их фиксация). Антифрикционные сплавы. Подготовка шатунно-поршневой группы по весу.

Коленчатые валы. Условия работы. Материал. Конструкции. Противовесы и уравновешивающие механизмы (назначение). Фиксация в осевом направлении.

Гасители крутильных колебаний. Назначение, конструкции. Маховик, его назначение и крепление к коленчатому валу. Подвеска двигателя

Макеты и разрезы двигателя ГАЗ-51, СМД-14, ЗИЛ-130, ЯАЗ-204, ЯМЗ-236, ЯМЗ-740, ВАЗ-2101, ВМ W –528; поршни, кольца, цилиндры, шатуны, вкладыши, коленчатые валы, блоки цилиндров, плакаты, чертежи.

Содержание отчета

Привести основные схемы компоновки двигателя.

2. Основные типы конструкций шатунов.

3. Коленчатый вал четырехцилиндрового рядного двигателя: схема, основные конструктивные элементы.

4. Конструкции поршней, поршневых колец,

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

Лабораторная работа № 3

Цель работы: изучить устройство механизма газораспределения, требования, предъявляемые к его работе.

Механизм газораспределения. Назначение. Схемы приводов механизмов газораспределения: нижнеклапанный, верхнеклапанный, смешанный. Фазы газораспределения. Детали механизмов газораспределения.

Клапаны. Условия работы, материал, конструкции. Вращение клапана.

Седла клапанов. Направляющая втулка клапана. Клапанные пружины, их фиксация. Распределительные валы (конструкции, привод). Толкатели (тарельчатый, цилиндрический, роликовый, с гидравлическим устройством, качающиеся рычаги). Штанга. Коромысла.

Материальная часть

Макеты и разрезы двигателей: ГАЗ-51, СМД-14, ЗИЛ-130, ЯАЗ-204, ЯМЗ-236, ЯМЗ-740, ВАЗ-2101, ВМ W –528; детали (различных конструкций): распределительные валы, головки цилиндров, клапаны, коромысла, штанги; плакаты, чертежи.

1) Назначение механизма газораспределения, основные схемы расположения клапанов. Достоинства и недостатки.

2) Диаграмма фаз газораспределения с «привязкой» к индикаторной диаграмме.

3) Конструкции различных типов толкателей.

4) Схемы уплотнения сопряжения «седло-клапан».

5) Вращение клапана. Привести один тип механизма вращения клапана.

Лабораторная работа № 4

Цель работы : изучить устройство системы смазки, способы очистки масла; требования, предъявляемые к маслам.

Система смазки. Назначение. Способы подачи масла к трущимся поверхностям; разбрызгиванием под давлением, смешанный.

Требования к маслам.

Система смазки с мокрым и сухим картером. Особенности смазки двухтактных двигателей.

Масляные насосы. Фильтры грубой и тонкой очистки масла. Центрифуги и другие способы очистки масла.

Масляные радиаторы. Редукционные, предохранительные (перепускные) и сливные клапаны, их назначение и условия срабатывания.

Материальная часть

Макеты и разрезы двигателей ГАЗ-51, СМД-14, ЗИЛ-130, ЯАЗ-204, ЯМЗ-236, ЯМЗ-740, ВАЗ-2101, ВМ W –528; детали масляного насоса, фильтры, плакаты, чертежи.

Содержание отчета

1) Привести схему работы системы смазки двигателя с мокрым и сухим картером.

2) Работа центрифуги.

3) Классификация фильтров.

4) Роторный и шестеренчатый масляные насосы.

5) Требования, предъявляемые к маслам.

Лабораторная работа № 5

Цель работы: изучить устройство системы охлаждения, конструкции отдельных элементов, требования, предъявляемые к системе охлаждения.

Система охлаждения. Назначение системы охлаждения двигателя. Система жидкостного охлаждения: термосифонная, с принудительной циркуляцией жидкости, смешанная (комбинированная). Закрытые и открытые системы охлаждения. Охлаждение жидкости. Элементы и узлы системы охлаждения. Конструкции и материалы радиаторов. Насос и его привод. Устройство и привод вентилятора. Конструкции термостатов.

Воздушное охлаждение. Элементы системы воздушного охлаждения.

Сравнительная оценка систем воздушного охлаждения. Обслуживание системы охлаждения.

Материальная часть

Макеты и разрезы двигателей В-2, ГАЗ-51, СМД-14, ЗИЛ-130, ЯАЗ-204, ЯМЗ-236, ЯМЗ-740, ВАЗ-2101, ВМ W –528; детали термостатов, подогревателей, радиаторов; плакаты, чертежи.

1) Привести схему работы воздушного и жидкостного охлаждения. Описать достоинства и недостатки.

2) Работа термостата.

3) Сердцевины радиаторов.

4) Способы автоматического поддержания теплового состояния двигателя.

5) Уплотнение вала водяного насоса.

Лабораторная работа № 6

«Система питания и воздухоснабжения дизельных двигателей»

Цель работы: изучить устройство и принцип работы системы питания и воздухоснабжения дизельных двигателей.

Система питания дизельных двигателей.

Принципиальная схема питания дизельных двигателей. Насосы высокого давления. Регуляторы. Корректоры подачи топлива, форсунки (открытые, закрытые, насос-форсунки).

Агрегаты воздухоснабжения (воздушные фильтры, компрессоры, охладители воздуха).

Материальная часть

Макеты и разрезы топливных насосов, форсунок, фильтров, турбокомпрессоров; плакаты, чертежи.

1)Назначение, схемы системы питания и системы воздухоснабжения дизельных двигателей, их элементы.

2) Привести схему всережимного регулятора.

3) Привести схему плунжерной пары.

4) Основные типы форсунок.

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

Лабораторная работа № 7

«Системы питания бензиновых двигателей»

Цель работы: изучить устройство, принцип работы, требования, предъявляемые к системам питания бензиновых двигателей.

Содержание работы

1). Схема питания карбюраторного двигателя. Состав горючей смеси и его влияние на работу двигателя. Топливо. Требования, предъявляемые к карбюратору. Способы компенсации горючей смеси.

Карбюраторы с понижением разрежения в диффузоре. Карбюраторы с компенсацией смеси двумя топливными жиклерами. Карбюраторы с понижением разрежения у топливного жиклера (с пневматическим торможением топлива). Карбюраторы с дозирующей иглой.

Вспомогательные устройства карбюратора (пусковое устройство, система холостого хода. Ускорительный насос. Экономайзер. Эконостат). Ограничители частоты вращения коленчатого вала.

2). Схемы системы питания бензиновых двигателей с впрыском топлива (К-Джетроник, Л-Джетроник, Моно-Джетроник). Достоинства и недостатки системы.

Макеты и разрезы карбюраторов К-22Г, К-75, К-88А, К-126 детали двигателей ЗИЛ-130, ВАЗ-2101; плакаты, чертежи.

1) Назначение и схема системы питания карбюраторного двигателя, требования, назначение элементов.

2) Схема карбюратора со вспомогательными системами.

3) Схемы систем питания с впрыском топлива.

Лабораторная работа № 8

Цель работы: изучить принцип работы системы зажигания, устройство и работу агрегатов.

Содержание работы

Система зажигания бензиновых двигателей.

Назначение. Общая схема и элементы классической (батарейной) системы зажигания: аккумуляторная батарея, катушка зажигания, прерыватель, распределитель, свечи зажигания.

Конструкции элементов системы зажигания.

Зажигание от магнетто.

Электронное зажигание. Основные схемы работы. Преимущества перед батарейной системой зажигания.

Макеты и разрезы прерывателей-распределителей, катушек и свечей зажигания, реле-регуляторов, магнетто; плакаты.

1) Общая схема батарейного зажигания. Назначение элементов, описание работы.

2) Назначение и схема центробежного регулятора и вакуум-автомата.

3) Схема электронной системы зажигания.

Лабораторная работа № 9

«Пуск двигателя и пусковые устройства»

Цель работы: изучить основные системы и вспомогательные средства пуска.

Системы пуска двигателей. Требования, предъявляемые к пусковым системам двигателей. Основные системы пуска. Электрическая система пуска с инерционным, электромагнитным и механическим включением шестерни статора. Инерционные, пневматические, гидравлические стартеры. Система воздушного пуска. Пуск вспомогательным двигателем. Ручной пуск. Вспомогательные мероприятия и средства, облегчающие пуск двигателей. Подогрев воды в системе охлаждения. Подогрев воздуха во впускном тракте и в камере сгорания. Подогрев масла перед пуском. Декомпрессионные устройства. Редукторы и механизм включения пусковых двигателей.

Стартеры, пусковой двигатель, подогреватель, макеты, разрезы двигателей, плакаты.

1) Описание, схемы основных систем пуска.

2) Вспомогательные мероприятия, облегчающие пуск двигателей.

3) Порядок запуска дизельного двигателя в зимнее время.

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

Лабораторная работа № 10

«Выполнение сборки-разборки двигателя ВАЗ-2101»

Описание рабочего места

Специализированное рабочее место оборудовано:

— поворотным стендом для двигателя ВАЗ-2101;

— набором рожковых ключей с № 6 по № 24;

— набором торцевых головок с № 6 по № 24;

— ключ № 67.7812.9514 (для демонтажа свечей зажигания);

После изучения материала по выполняемой лабораторной работе и оформления отчета подгруппа под руководством преподавателя приступает к демонтажу соответствующего узла, системы, агрегата.

Объем работы определяется методиками, указанными выше и преподавателем.

Демонтированные детали представляются преподавателю для проведения собеседования со студентами.

По завершению собеседования производится сборка системы, узла, агрегата по имеющейся методике до первоначального состояния. Процесс сборки контролируется и принимается преподавателем.

Лабораторная работа считается выполненной после принятия собранного узла агрегата, двигателя преподавателем и подписания отчета по лабораторной работе.

Источник

Лабораторная работа ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Ознакомление с классификацией, механизмами и системами автомобильных двигателей, а также изучение их рабочих циклов.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

2.1. Типы автомобильных двигателей (по виду смесеобразования, по типу применяемого топлива, по числу тактов и т.д.).

2.2. Общее устройство, назначение механизмов и систем четырехтактного двигателя внутреннего сгорания (кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, систем охлаждения, смазки, питания, зажигания 1 вентиляции картера двигателя) на примере одноцилиндрового двигателя.

2.3. Применяемые в автомобильных двигателях топлива, их маркировки. Понятие об антидетонационной стойкости и октановом числе.

2.4. Рабочий процесс (характеристика тактов) одноцилиндрового четырехтактного поршневого двигателя. Индикаторная диаграмма.

2.5. Сравнить карбюраторные, дизельные и инжекторные двигатели по удельной мощности, экономичности, экологичности и другим показателям.

2.6. Работа четырехтактных многоцилиндровых двигателей. Рядные и V образные двигатели. Порядок работы цилиндров.

2.7. Понятие о внешней скоростной характеристике двигателя.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При выполнении данной лабораторной работы следует обратить внимание на различие в протекании рабочих процессов двигателей с принудительным воспламенением (карбюраторных и инжекторных) и с воспламенением от сжатия (дизельных), а также отличие их индикаторных диаграмм. Необходимо рассмотреть оба способа образования горючих смесей в цилиндрах двигателей (внешнее и внутреннее смесеобразование). Отличающиеся принципы работы двигателей вызывают разные численные значения основных их параметров, применяемые топлива и т.д. Поэтому целесообразно постоянно сравнивать характеристики различных типов двигателей, температуры и давления, возникающие при различных тактах и т.д. Необходимо также обратить внимание на способы повышения мощности автомобильного двигателя (например, турбонаддув дизелей).

4. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

4.3. Изобразить схему четырехтактного поршневого двигателя и указать на ней основные его элементы и параметры.

4.4. Привести примерную индикаторную диаграмму и выделить на ней характерные точки.

4.6. Привести вид внешней скоростной характеристики двигателя.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Чем отличаются карбюраторные и дизельные двигатели?

2. Каково назначение системы смазки (охлаждения)?

3. Что такое степень сжатия?

4. Что означают цифры в маркировке бензина ( АИ-92)?

Источник

Лабораторный практикум Часть 1 «Техническое обслуживание, диагностирование и текущий ремонт двигателя внутреннего сгорания и его систем»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования

«Кировский сельскохозяйственный техникум имени дважды Героя Социалистического Труда

МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Часть 1 «Техническое обслуживание, диагностирование и текущий ремонт двигателя внутреннего сгорания и его систем»

Рассмотрено на методической комиссии__________________

В методических рекомендациях изложена методика проведения практических работ по разделу междисциплинарного курса МДК 01.02 «Техническое обслуживание двигателей внутреннего сгорания и его систем». Приведено описание последовательности проведения операций диагностирования и технического обслуживания ДВС и его систем, необходимого оборудования, инструмента и приспособлений. Отражены правила безопасности при проведении работ, даны необходимые справочные данные.

Учебное пособие может быть использовано при освоении междисциплинарного курса МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Изучение профессионального модуля ПМ 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» должно сопровождаться лабораторными работами и практическими занятиями, закрепляющими теоретические знания студентов.

В данном учебном пособии приведены лабораторные работы и практические задания по техническому обслуживанию, диагностированию и текущему ремонту двигателя (кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма) и его систем (система охлаждения, смазки, топливоподачи).

В процессе выполнения предлагаемого комплекса лабораторных работ студенты лучше усваивают теоретические знания, приобретают определенные практические навыки, получают представление о методологии проведения научно-исследовательских работ в области технического обслуживания и ремонта автотранспорта.

Описание лабораторных работ снабжено краткими теоретическими сведениями, а также обоснованиями, необходимость которых в каждом случае обусловлена содержанием работы. В каждой лабораторной работе даны порядок ее выполнения, перечень необходимого оборудования, приборов, материалов и технической документации, а также содержание отчета по результатам работы, в виде лабораторного отчета.

При проведении лабораторных работ предусмотрено применение автомобилей и отдельных рабочих двигателей, которые находятся в лаборатории «Техническое обслуживание и ремонт машин».

В приложениях изложены основные требования техники безопасности при выполнении лабораторных работ, а также образец оформления лабораторного журнала.

Данное пособие является одной из трех частей, предназначенных для изучения междисциплинарного курса МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Практическое занятие №1 Регулировка тепловых зазоров газораспределительного механизма автомобиля ГАЗ-53А ……………………………………………………..7

Практическое занятие №2 Регулировка тепловых зазоров газораспределительного механизма двигателя Д-240…………………………………………………………..14

Практическое занятие №3 Техническое обслуживание приборов смазочной системы………. …..20

Практическое занятие №4 Техническое обслуживание приборов системы охлаждения …..……. 25

Практическое занятие №5 Техническое обслуживание приборов системы питания карбюраторных двигателей ……………….………………………………. 32

Практическое занятие №6 Техническое обслуживание приборов системы питания дизельных двигателей ………………………..………………………. 37

Практическое занятие №7 Проверка и установка угла опережения впрыска топлива на дизельном двигателе ………………………………………………. …42

Практическое занятие №8 Определение неисправностей двигателей ………………………………..…….………….47

Тема: Регулировка тепловых зазоров газораспределительного механизма автомобиля

Цель занятия: углубить знания о принципе работы и устройстве автомобильных двигателей, получить практические навыки в обслуживании механизма газораспределения и регулировке теплового зазора.

Оборудование: автомобиль ГАЗ-53А; двигатель ЗМЗ-53; отвертка; гаечные ключи 14, 17 и 19 мм; свечной ключ; набор щупов №3; пусковая рукоятка; пробка из ветоши или бумаги.

1. М.Н. Дмитриев «Практикум по устройству и техническому обслуживанию автомобилей». Издательство «Высшая школа» 1986.,-246 л.

Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Издательство «Инфра-М» 2011.

П.В. Лауш «Практикум по техническому обслуживания и ремонту машин». М.: «Колос» 1989.

Порядок проведения занятия: студенты по методическим указаниям под руководством преподавателя закрепляют и углубляют знания о принципах работы и устройстве основных систем автомобильных двигателей внутреннего сгорания, используя, автомобиль ГАЗ-53А проводят операции технического обслуживания механизма ГРМ и регулируют тепловой зазор в клапанах.

В результате выполнения практического занятия, студент заполняет лабораторный журнал.

ЕО — ежедневно при пуске двигателя следует обращать внимание на легкость пуска и работу двигателя на различных режимах (в том числе и в дороге), на возможное дымление двигателя. Большое количество бело-сизого дыма указывает на прорыв в камеру сгорания через неплотности масла, а темно-бурый дым свидетельствует о переобогащении рабочей смеси или о неполном ее сгорании из-за неисправности системы зажигания. Перед выездом водитель должен проверить общее состояние двигателя, опорных подушек, нет ли течи охлаждающей жидкости или масла.

ТО-1 — провести контрольный осмотр и необходимые крепежные работы; тщательно проверить крепление всех элементов на двигателе. Крепежные работы следует проводить наложением ключа на каждую гайку или болт с попыткой подтянуть их с соответствующим усилием. В первую очередь это касается различных крышек, из-под прокладок которых наблюдается течь масла, в том числе и из-под прокладки поддона. При обнаружении серьезных неисправностей следует оформить «Заявку» на ТР.

ТО-2 — выполнить объем работ при ТО-1. Провести тщательную (углубленную) диагностику на спецпостах диагностики — Д-2 или сопутствующую диагностику непосредственно на рабочих местах. Диагностика включает в себя комплексную проверку технического состояния КШМ и ГРМ вышеуказанными методами и приборами. При обнаружении сверхобъемных работ, которые нельзя устранить в ТО-2, оформляется «Заявка» на проведение соответствующих работ в зоне текущего ремонта с привлечением мотористов, а при необходимости и со снятием двигателя для ремонта в моторном цехе. При ТО-2 разрешается в порядке сопутствующего ремонта (СР) заменять отдельные неисправные легкодоступные детали (прокладку клапанной крышки, поврежденные опорные подушки и т.п.). Если в ходе контрольной проверки обнаружено несоответствие норме зазоров в клапанных механизмах, их регулируют.

Peгyлиpoвaть нyжнo тoлькo нa xoлoднoм двигaтeлe.

Проверить крепления стоек коромысел к головкам цилиндров, при необходимости подтянуть крепежные детали.

Установить поршень первого цилиндра в в.м.т. конца такта сжа тия. Коленчатый вал проворачивать рукояткой до тех пор, пока пробка (из ветоши или бумаги), установленная в отверстие головки цилиндров на место вывернутой свечи зажигания, не будет вытолкнута.

Для того чтобы поршень первого цилиндра занял положение в в.м.т., коленчатый вал ЗМЗ-53 следует проворачивать до совме щения риски 2 на шкиве вала с выступом указателя 1.

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

Coглacнo зaвoдcким нacтpoйкам – зaзop мeждy cтepжнeм клaпaнa и нaжимным кoнцoм кopoмыcлa дoлжeн быть paвeн 0,25 – 0,3 мм (щyп нa 0,25 мм дoлжeн пpoxoдить cвoбoднo, a щyп нa 0,3 мм –вooбщe нe проходить в зaзop).

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

Удерживая отверткой регулировоч ный винт 4 коромысла 2, отвернуть ключом (на 1. 2 оборота) контргай ку 3 и, заворачивая или отворачивая регулировочный винт коромысла, уста новить нужный зазор. Завернуть контр гайку и щупом 1 еще раз проверить зазор. Если последний не соответст вует нормальной величине, регулировку повторить. Аналогично отрегулировать зазор у другого клапана первого цилиндра.

Пoвopaчивaeтe кoлeнвaл нa 90 гpaдycoв и peгyлиpyeтe клaпaнaнa в 5 цилиндpe, пoтoм eщe нa 90 гpaдycoв – и нa 4 цилиндpe. Дaльшe пopядoк цилиндpoв тaкoй: 2, 6, 3, 7, 8.

Последовательность выполнения практического занятия (заполнение лабораторного журнала):

1. Выполнить операции технического обслуживания двигателя автомобиля ГАЗ-53, в отчет записать всю последовательность операций с указанием технических условий для их выполнения:

Операция технического обслуживания

Технические условия на проведение операции

2. Произвести регулировку теплового зазора газораспределительного механизма, в отчете кратко указать последовательность действий при регулировке:

3. Ответить на следующее тестовое задание:

I. Тепловые зазоры в клапанных механизмах обычно
проверяют и регулируют на двигателе.

2) полностью прогретом.

3) на холодном или прогретом в зависимости от конструктивных особенностей газораспределительного механизма.

II. Тепловые зазоры проверяют и регулируют при
неизменном положении коленчатого вала.

на клапанах одного цилиндра.

на клапанах различных цилиндров.

любым из указанных способов.

III. Какими щупами измеряют тепловые зазоры?
1) Плоскими.

IV. Каким способом не регулируют тепловые зазоры
на двигателях изучаемых автомобилей?

Изменением положения коромысел относительно стержня клапана.

Изменением взаимного расположения распределительного и коленчатого валов.

Изменением расположения рычагов относительно кулачков распределительного вала.

Изменением количества прокладок, на которые воздействуют кулачки распределительного вала.

V. Тепловой зазор нормальный, если соответствующий щуп проходит в зазор и извлекается из него.

1. В какой последовательности подтягивают крепежные детали головки ци линдров?

2. Чем и как определяют компрессию в камерах сгорания?

3. Обна ружено, что шатунные и коренные подшипники коленчатого вала стучат. Дви гатель продолжает работать. К каким последствиям это может привести?

Практическое занятие № 2

Тема: Регулировка тепловых зазоров газораспределительного механизма двигателя Д-240.

Цель занятия: углубить знания о принципе работы и устройстве автомобильных двигателей, получить практические навыки в обслуживании механизма газораспределения и регулировке теплового зазора.

Оборудование: двигатель Д-240; отвертка; гаечные ключи 14, 17, 19, 22 и 24 мм; набор щупов №3; пусковая рукоятка; установочная шпилька, моментоскоп.

1. М.Н. Дмитриев «Практикум по устройству и техническому обслуживанию автомобилей». Издательство «Высшая школа» 1986.,-246 л.

Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Издательство «Инфра-М» 2011.

П.В. Лауш «Практикум по техническому обслуживания и ремонту машин». М.: «Колос» 1989.

Порядок проведения занятия: студенты по методическим указаниям под руководством преподавателя закрепляют и углубляют знания о принципах работы и устройстве основных систем автомобильных двигателей внутреннего сгорания, используя, двигатель Д-240 проводят операции технического обслуживания механизма ГРМ и регулируют тепловой зазор в клапанах.

В результате выполнения практического занятия, студент заполняет лабораторный журнал.

Регулировка клапанов на двигателе Д-240

Зазор в клапанах нужно регулировать на холодном двигателе. Для двигателя Д-240 зазор во впускных клапанах 0,25мм, для выпускных – 0,30мм.

Очистить от грязи и пыли колпак и крышку головки цилиндров так, чтобы на наружной поверхности не было маслянистых отложений.

Снять колпак крышки и обмыть его в керосине.

Вывинтить установочный болт и вставить его противоположным концом в отверстие в картере маховика.

Очистить от грязи и пыли колпак и крышку головки цилиндров так, чтобы на наружной поверхности не было маслянистых отложений.

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

Рис 1. Проверка и регулировка зазоров дизеля:
1-контргайка, 2-регулировачный винт, 3-щуп, 4- боек коромысла, 5- стержень клапанов.

Проверить крепления стоек валиков коромысел и при необходимости подтянуть их.

Установить приспособление КИ-9918 на тарелку пружины впускного клапана, отпустив отжимной кулачок подвижной каретки. Подвижная каретка приспособления под действием пружины должна упираться в боек коромысла.

Нажать на коромысло до упора бойка в торец стержня каретки и установить стрелку индикатора на нуль.

Если зазор не соответствует допустимым пределам, отрегулировать по показаниям индикатора приспособления клапанный механизм, ввинчивая или вывинчивая регулировочный винт, предварительно отвинтив его контргайку.

Проворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры соответственно в третьем, четвёртом и втором цилиндрах.

Ввинтить фиксатор в отверстие корпуса маховика. Установите на двигатель снятые составные части.

При отсутствии приспособления КИ-9918 после четвертого пункта выполняют следующие действия:

Установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее концу такта сжатия (оба клапана закрыты).

Отпустить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана и, ввертывая винт, установить при помощи щупа требуемый зазор между бойком коромысла и торцом клапана.

Надежно затянуть контргайку и снова проверить щупом зазор, проворачивая штангу толкателя вокруг ее оси.

По окончании регулировки клапанов первого цилиндра повернуть коленчатый вал в направлении часовой стрелки на половину оборота(180 о ) и приступить к установке зазора в клапанах третьего цилиндра. Зазоры регулируются в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров дизеля(1-3-4-2).

Последовательность выполнения практического занятия (заполнение лабораторного журнала):

1. Изучить конструкцию приспособления для контроля тепловых зазоров в клапанных механизмах, в отчете указать названия составных частей по следующей форме:

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

2. Произвести регулировку теплового зазора газораспределительного механизма, в отчете кратко указать последовательность действий при регулировке:

Ответить на следующее тестовое задание:

Какие работы выполняют при….

П. Техническом обслужи вании № 1 (ТО-1)?

П. Техническом обслужи вании № 1 (ТО-1)?

1. Проверка и регулировка за зоров в клапанном механизме

2. Проверка уровня жидкости в системе охлаждения и при не обходимости доливка

4. Проверка уровня масла в картере двигателя и при необхо димости доливка

6. Проверка крепления головок цилиндра

7. Проверка герметичности си стем охлаждения и смазочной

8. Промывка в керосине узлов пускового подогревателя

9. Проверка состояния мест крепления двигателя на раме

10. Очистка и промывка клапа на вентиляции картера двигате ля

Каковы основные неисправности КШМ и ГРМ, их причины и последствия?

В каких целях и при каком виде ТО производится регулировка тепловых зазоров в клапанных меха низмах? Какова методика ее проведения и нормативы зазоров?

По какой причине в процессе эксплуатации автомобилей изменяется тепловой зазор в клапанных механизмах и в какую сторону?

Практическое занятие № 3

Тема: Техническое обслуживание приборов смазочной системы .

Цель занятия: углубить знания о принципе работы и устройстве систем смазки двигателей, получить практические навыки в обслуживании основных агрегатов системы смазки.

Оборудование: автомобиль ГАЗ-53, масляный насос, центробежный фильтр очистки масла, деревянная лопатка для удаления грязи с внутренней поверхности колпака фильтра центро бежной очистки масла, посуда для сбора отработавшего масла, ванна для промывки деталей, кисть, керосин, масло для двигателей, гаечные ключи 10—12, 14, 17, 22 и 24 мм.

1. М.Н. Дмитриев «Практикум по устройству и техническому обслуживанию автомобилей». Издательство «Высшая школа» 1986.,-246 л.

Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Издательство «Инфра-М» 2011.

П.В. Лауш «Практикум по техническому обслуживания и ремонту машин». М.: «Колос» 1989.

Порядок проведения занятия: студенты по методическим указаниям под руководством преподавателя закрепляют и углубляют знания о принципах работы и устройстве основных систем автомобильных двигателей внутреннего сгорания, используя агрегаты системы смазки проводят операции технического обслуживания.

В результате выполнения практического занятия, студент заполняет лабораторный журнал.

Техническое обслуживание смазочной системы заключается в проверке уровня масла и доведении его до нормы, проверке герметичности соединений, очистке и промывке системы вентиляции картера, своевременной замене масла и полнопоточного масляного фильтра (обычно одновременно с заменой масляного фильтра заменяют также воздушный фильтр).

Через 10 000. 15000 км пробега необходимо заменить масло в двигателе (при использовании высококачественных, особенно синтетических импортных масел возможно увеличение периодичности замены масла, однако при этом необходим контроль его качества).

Замена масла в двигателе производится в следующем порядке.

1. Сразу же после работы двигателя, пока масло имеет рабочую температуру, снять крышку маслозаливной горловины, вывернуть пробку сливного отверстия в поддоне картера и слить в посуду отработавшее масло (для полного слива масла необходимо не менее 10 мин). Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра (на двигателе УЗАМ-412) или масляный фильтр в сборе (на остальных двигателях) и завернуть пробку сливного отверстия.

2. Залить в картер свежее масло до верхней метки маслоизмерительного стержня, закрыть крышку горловины.

3. Пустить двигатель, дать ему поработать 3. 5 мин и заглушить. Через 10 мин снова проверить уровень и при необходимости долить масло до верхней метки маслоизмерительного стержня.

Через 20 000. 30 000 км пробега при очередной замене масла следует проверить систему вентиляции картера крепления деталей и прочистить и промыть бензином ее детали: шланги, патрубки на корпусе воздушного фильтра и карбюратора, маслоотделитель, пламегаситель, золотник, регулирующий подачу картерных газов в карбюраторе, а также промыть смазочную систему.

Промывка смазочной системы может производиться и ранее вышеуказанного срока в том случае, если при снятии крышки клапанов будут обнаружены липкие смолистые отложения на деталях клапанного механизма и крышке распределительного вала, либо при сильной загрязненности отработавшего масла после большого (более 15 000 км) пробега автомобиля без смены масла. Для промывки применяют специальные моющие масла ВНИИНП-ФД, МСП-1 или МПТ-2М. Для этого после слива отработавшего масла заливают в систему моющее масло до метки «MIN» на маслоизмерительном стержне. Затем пускают двигатель и дают ему поработать с малой частотой вращения коленчатого вала в течение 10. 15 мин. Потом сливают моющее масло, заменяют полнопоточный фильтр и заливают свежее масло.

Последовательность выполнения практического занятия (заполнение лабораторного журнала):

1. Описать кратко технологию замены масла с указанием основных условий и требований по следующей форме:

Оборудование, материал, инструмент.

2. Произвести практически следующие виды работ по техническому обслуживанию:

— проверить герметичность соединений и состояние приборов смазочной системы;

— проверить уровень и качество масла в картере двигателя;

— разобрать фильтр центробежной очистки масла и провести его техническое обслуживание;

— осуществить запуск двигателя и проверить давление масла на различных режимах работы двигателя (записать в отчет показания давления).

Частота вращения коленчатого вала, об\мин

Давление масла, МПа

(по техническим условиям)

Давление масла, МПа

3. Расшифровать марки моторных масел:

Как проверяют герметичность соединений и состояние приборов смазочной системы? Как устраняют обнаруженные неисправности?

По каким внешним признакам определяют непригодность масла?

Когда и в какой последова тельности меняют масло в масляном картере двигателя, промывают смазочную систему двигателя?

Когда и как проверяют давление масла в смазочной системе?

Практическое занятие № 4

Тема: Техническое обслуживание приборов системы охлаждения .

1. М.Н. Дмитриев «Практикум по устройству и техническому обслуживанию автомобилей». Издательство «Высшая школа» 1986.,-246 л.

Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Издательство «Инфра-М» 2011.

П.В. Лауш «Практикум по техническому обслуживания и ремонту машин». М.: «Колос» 1989.

Порядок проведения занятия: студенты по методическим указаниям под руководством преподавателя закрепляют и углубляют знания о принципах работы и устройстве основных систем автомобильных двигателей внутреннего сгорания, используя агрегаты системы охлаждения, проводят операции технического обслуживания.

В результате выполнения практического занятия, студент заполняет лабораторный журнал.

ЕО. Проверить уровень жидкости в радиаторе или в расширительном бачке. Уровень жидкости в радиаторе должен быть на 15. 20 мм ниже заливной горловины.

Заполняя систему охлаждения антифризом, нужно заливать его на, 6. 7% меньше, чем воды по объему, так как при нагревании он расширяется больше, чем вода. При испарении антифриза необходимо доливать воду, а при утечке — антифриз. Проверить, нет ли подтекания жидкости в системе охлаждения.

TO-1. Проверить отсутствие подтекания жидкости во всех соединениях системы охлаждения; при необходимости устранить подтекание. Смазать подшипники водяного насоса (по графику смазки). Смазку нагнетают шприцем через масленку до появления ее из контрольного отверстия насоса. Дальнейшее нагнетание смазки может привести к выдавливанию сальников

ТО-2. Проверить герметичность системы охлаждения и при необходимости устранить утечку жидкости. Проверить и, если нужно, закрепить радиатор, его облицовку и жалюзи. Проверить крепление водяного насоса и натяжение ремня привода вентилятора; при необходимости отрегулировать натяжение ремня и подтянуть крепление. Проверить крепление вентилятора. Смазать подшипник водяного насоса (по графику). Проверить действие и герметичность системы отопления, действие жалюзи. При крайнем переднем положении рукоятки пластины жалюзи должны быть полностью открыты, постепенно закрываясь при перемещении рукоятки на себя. Проверить действие паровоздушного клапана пробки радиатора.

СО. Два раза в год промыть систему охлаждения. Проверить состояние утеплительного чехла (в зимнее время) и надежность его крепления. При подготовке к зимней эксплуатации проверить состояние и действие пускового подогревателя и других вспомогательных средств облегчения пуска двигателя, установленных на автомобиле, и при необходимости устранить неисправность. При безгаражном хранении автомобилей в холодное время года после окончания работы необходимо слить воду из системы охлаждения, открыв краники на блоке и нижнем патрубке радиатора, пробку горловины радиатора и краник системы отопления кузова.

Средства для промывки системы охлаждения

Подкисленная вода – такой подход требуется в тех случаях, когда в слитой охлаждающей жидкости обнаружились кусочки накипи. Это прямое свидетельство некорректной работы всей системы. Значит, использование простой воды ничего не даст – требуется изготовление слабого раствора на ее основе с добавлением в него одного из 3-х компонентов:

Двигатель следует периодически запускать и нагревать до рабочей температуры, после чего давать ему остыть. Прогретый раствор должен оставаться в моторе порядка 2,5-3-х часов. По истечении этого времени раствор нужно слить и залить новый. По окончании всех действий используется дистиллированная вода для финишной промывки системы.

Кислотные и щелочные средства – они непопулярны, а в чистом виде их и вовсе сложно найти. Причин тому несколько – такие растворы не только негативно влияют на всю систему (в частности, пластиковые изделия, а также резиновые шланги и патрубки просто плавятся) но и вынуждают хозяина авто проводить их нейтрализацию после использования.

Двухкомпонентные – данные средства довольно популярны и востребованы. Они состоят из 2-х растворов (щелочного и кислотного), которые необходимо по очереди вылить в радиатор.

Нейтральные – в составе этих средств не имеется агрессивных щелочей и кислот. В зависимости от входящих компонентов, некоторые из них применяются только в профилактических целях, а некоторые в состоянии удалять даже очень серьезные отложения.

В состав подобного раствора входят:

— основное чистящее средство;

— диспергенты – не позволяют частичкам, которые уже отлипли от стенок трубок и радиатора под действием очистителя, снова прилипать к поверхности;

— защитные средства – предохраняют компоненты системы от пагубного воздействия щелочи и кислоты;

— растворы для обработки резиновых и пластиковых комплектующих.

Последовательность выполнения практического занятия (заполнение лабораторного журнала):

1. Исследовать устройство прибора для проверки прогиба ремня КИ-8920, в лабораторном журнале привести наименование конструктивных элементов :

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

2. Произвести практически следующие виды работ по техническому обслуживанию:

— прочистить отверстия в сливных краниках;

— заполнить систему охлаждения жидкостью;

— проверить и подтянуть крепления агрегатов системы охлаждения;

— проверить действие клапана пробки радиатора;

— проверить состояние и измерить прогиб ремня вентилятора (при необходимости произвести натяжение);

— смазать подшипник водяного насоса и вентилятора.

Осмотреть состояние радиатора, водяного насоса, шлангов, сливных краников, выявленные дефекты записать в лабораторный журнал в виде таблицы:

4. Исследовать составы для промывки систем охлаждения от накипи и отложений, записать в лабораторный журнал в виде таблицы основные типы средств:

Наименование средства для очистки системы охлаждения

Характеристика, условия работы

1. Почему перед заполнением системы охлаждения необходимо открыть сливной краник радиатора?

2. По каким признакам определяют износ сальника водя ного насоса?

3. Как проверить и отрегулировать натяжение приводных ремней двигателей ВАЗ?

4. Какой смазкой смазывают подшипники водя ного насоса и вентилятора?

5. Каким маслом смазывают тягу жалюзи?

6. Как проверить исправность термостата в эксплуатационных условиях?

Практическое занятие № 5

Тема: Техническое обслуживание приборов системы питания карбюраторных двигателей .

1. М.Н. Дмитриев «Практикум по устройству и техническому обслуживанию автомобилей». Издательство «Высшая школа» 1986.,-246 л.

Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Издательство «Инфра-М» 2011.

П.В. Лауш «Практикум по техническому обслуживания и ремонту машин». М.: «Колос» 1989.

Порядок проведения занятия: студенты по методическим указаниям под руководством преподавателя закрепляют и углубляют знания о принципах работы и устройстве топливной системы карбюраторного двигателя, используя бензонасос и карбюратор проводят операции технического обслуживания.

В результате выполнения практического занятия, студент заполняет лабораторный журнал.

Ежедневное обслуживание. Проверить наличие топлива, при необходимости дозаправить.

Первое техническое обслуживание. Проверить действие привода и полноту открывания и закрывания дроссельной и воздушной заслонок, крепление глушителя.

Второе техническое обслуживание. Промыть элементы топливных фильтров. Проверить состояние и крепление впускного и выпускного трубопроводов, проверить уровень топлива в топливной камере. Два раза в год снять карбюратор с двигателя, разобрать его, промыть и проверить ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала, отрегулировать карбюратор на малую частоту вращения коленчатого вала. Один раз в год проверить рабочие детали карбюратора, жиклеры на специальном стенде, снять топливный насос, разобрать его и проверить на специальном стенде, снять и промыть топливный бак.

Регулировка карбюраторов К-88А, К-89А и К-126Б на минимальную частоту вращения коленчатого вала производится в следующем порядке:

— убедиться в исправности приборов зажигания и прогреть двигатель, полностью открыть воздушную заслонку;

— остановить двигатель и завернуть оба винта регулировки качества до упора, а затем отвернуть каждый на три оборота;

— вновь пустить двигатель и упорным винтом дроссельных заслонок установить минимально устойчивую частоту вращения;

— завертывая один из винтов качества при каждой пробе на 1/4 оборота, обеднить смесь до начала явных перебоев; отвернуть этот же винт на 1/2 оборота;

— проделать такую же операцию со вторым винтом качества; после проделанной регулировки уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя, отвертывая понемногу винт упора дроссельных заслонок, еще раз попытаться обеднить смесь винтами качества. Для проверки правильности регулировки карбюратора следует плавно нажать на педаль управления дроссельной заслонкой и cрaзу резко отпустить ее, при этом двигатель не должен останавливаться. Если он остановится, увеличить частоту вращения винтом упора (винтом количества).

Последовательность выполнения практического занятия (заполнение лабораторного журнала):

1. Произвести разборку бензонасоса, исследовать его устройство. Оценить состояние основных деталей, сделать вывод об их техническом состоянии в виде таблицы :

2. Произвести частичную разборку карбюратора, исследовать его устройство. Оценить состояние основных деталей, сделать вывод об их техническом состоянии в виде таблицы :

3. Произвести практически следующие виды работ по техническому обслуживанию:

— проверить состояние бензонасоса опытным путем без применения диагностических средств;

— промыть детали карбюратора, продуть жиклеры;

— проверить поплавок на герметичность;

— проимитировать действия при регулировке карбюратора;

— отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере;

— отрегулировать степень открытия дроссельных заслонок.

Применяемое оборудование и инструмент

1. Для чего и как продувают жиклеры без разборки карбюратора?

2. Какие неисправности встречаются в карбюраторе и к каким последствиям они приводят?

3. Как проверить герметичность соединения узла игольчатый клапан — корпус?

4.Как проверяют и регулируют уровень топлива в карбюраторах К.-126Б и

5. Каким маслом и как смазывают привод карбюратора?

6. Как регулируют приводы управления карбюраторами?

7. В какой последовательности регулируют карбюратор на малую частоту вращения холостого хода двигателя?

Практическое занятие № 6

Тема: Техническое обслуживание приборов системы питания дизельных двигателей .

1. М.Н. Дмитриев «Практикум по устройству и техническому обслуживанию автомобилей». Издательство «Высшая школа» 1986.,-246 л.

Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Издательство «Инфра-М» 2011.

П.В. Лауш «Практикум по техническому обслуживания и ремонту машин». М.: «Колос» 1989.

Порядок проведения занятия: студенты по методическим указаниям под руководством преподавателя закрепляют и углубляют знания о принципах работы и устройстве топливной системы дизельного двигателя, используя ТНВД, фильтры очистки топлива и воздуха проводят операции технического обслуживания.

В результате выполнения практического занятия, студент заполняет лабораторный журнал.

ЕО. Очистить от грязи и пыли приборы системы питания. Проверить уровень топлива в баке и при необходимости произвести заправку автомобиля топливом. Слить из топливного фильтра предварительной очистки 0,1 л, а из фильтра тонкой очистки 0,2 л топлива. Проверить герметичность соединения топливного бака, топливных фильтров, топливоподкачивающего насоса, насоса высокого давления и форсунок и коммуникаций от воздушного фильтра. Проверить уровень масла в картере корпуса всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала, состояние привода управления насосом высокого давления, работу указателя уровня топлива в баке.

ТО-1. Проверить крепление впускного и выпускного трубопроводов, топливных фильтров и топливоподкачивающего насоса и герметичность воздухопроводов от воздушного фильтра. Слить отстой из топливного, бака. Промыть корпус и заменить фильтрующие элементы топливных фильтров. Смазать шарнирные соединения приводов управления насосом высокого давления.

ТО-2. Промыть топливный бак. Проверить крепление глушителя и всережимного регулятора; герметичность системы питания и циркуляцию топлива, а также действие насоса высокого давления и форсунок. Отрегулировать частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу. Через каждые 1000 ч работы фильтра фильтрующий элемент воздухоочистителя заменять.

При сезонном обслуживании произвести очистку первой ступени фильтра очистки воздуха. Не реже одного раза в два года производить проверку показаний индикатора засоренности воздушного фильтра.

Удаление воздуха из системы питания.

Для удаления воздуха из топливной системы при работающем двигателе следует слегка вывернуть болты в крышке фильтра очистки топлива. Появление пузырьков под болтом свидетельствует о наличии воздуха в системе. Когда струя выходящего топлива будет прозрачной, болт фильтра необходимо плотно завернуть. После этого проделать такую же операцию с пробками топливных каналов THВД.

Воздух при неработающем двигателе удаляют в такой же последовательности, создавая давление в топливной системе насосом ручной подкачки или специальным приспособлением.

Исправность топливоподкачивающего насоса проверяют при работающем двигателе. При частоте вращения коленчатого вала двигателя 1200 об/мин следует отсоединить сливной трубопровод и поставить под него посуду для слива. В течение 1 мин должно вытечь 1,2—1,5 л топлива. При меньшем вытекании топлива неисправен топливоподкачивающий насос. Насос ремонтируют в мастерской.

Последовательность выполнения практического занятия (заполнение лабораторного журнала):

1. Произвести разборку форсунки, исследовать её устройство. Оценить состояние основных деталей, сделать вывод об их техническом состоянии в виде таблицы :

2. Оценить состояние основных деталей топливной системы на двигателе Д-240, сделать вывод об их техническом состоянии в виде таблицы :

3. Произвести практически следующие виды работ по техническому обслуживанию:

— провести техническое обслуживание воздушного фильтра;

— провести техническое обслуживание фильтров грубой и тонкой очистки топлива;

— удалить воздух из системы топливоподачи двигателя Д-240;

— проверить герметичность нагнетательных клапанов ТНВД.

Вид операции ТО, регулировки

Применяемое оборудование и инструмент

Охарактеризуйте основные неисправности топливной системы и их следствия, влияющие на работу двигателя в целом.

Каковы причины неудовлетворительного поступления топлива из бака к ТНВД?

По каким причинам подача топлива секциями ТНВД на различных режимах работы может не соответствовать норме?

Какие причины вызывают несвоевременную подачу топлива секциями ТНВД к форсункам?

По каким причинам наблюдается неудовлетворительная работа форсунок?

Практическое занятие № 7

Тема: Проверка и установка угла опережения впрыска топлива на дизельном двигателе .

1. М.Н. Дмитриев «Практикум по устройству и техническому обслуживанию автомобилей». Издательство «Высшая школа» 1986.,-246 л.

Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Издательство «Инфра-М» 2011.

П.В. Лауш «Практикум по техническому обслуживания и ремонту машин». М.: «Колос» 1989.

Порядок проведения занятия: студенты по методическим указаниям под руководством преподавателя закрепляют и углубляют знания о методике регулировки угла опережения впрыска топлива, регулируют его на двигателе Д-240.

В результате выполнения практического занятия, студент заполняет лабораторный журнал.

Проверку и регулирование на двигателе установочного угла опережения впрыска топлива (УУОВТ) насосом УТН-5 производят в следующей последовательности:

устанавливают рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее максимальной подаче;

отсоединяют трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоединяют моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная трубка с внутренним диаметром 1-2 мм);

проворачивают коленчатый вал двигателя ключом до появления из стеклянной трубки струи топлива без пузырьков воздуха;

удаляют часть топлива из стеклянной трубки и, встряхнув ее и медленно вращая коленчатый вал двигателя по часовой стрелке, следят за уровнем топлива в трубке. В момент начала подъема топлива прекращают вращение коленчатого вала;

вывертывают установочный болт из резьбового отверстия заднего листа и вставляют его не нарезанным концом в то же отверстие до упора в маховик. При этом установочный болт должен совпадать с отверстием в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра двигателя установлен в положение, соответствующее 26° до ВМТ). При несовпадении установочного болта с отверстием в маховике производят регулировку, изменив положение шлицевого фланца относительно шестерни привода топливного насоса.

Регулировку на двигателе УОВТ топливным насосом производите в следующий последовательности:

снимите крышку люка с крышки полости шестерен распределения, отогните замковые шайбы, выверните два болта и снимите планку;

совместите установочный болт с отверстием в маховике;

при помощи ключа поверните за гайку валик топливного насоса и шлицевой фланец по ходу часовой стрелки до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке;

установите на место трубку высокого давления и заверните в отверстие заднего листа установочный болт. Законтрите болты крепления шлицевого фланца замковыми шайбами, установите крышку люка на место и отрегулируйте осевой зазор шестерни привода топливного насоса. При регулировке осевого зазора регулировочный болт в крышке люка заверните до упора в планку, а затем отверните на 1/3. 1/2 оборота и законтрите контргайкой.

Во избежание нарушения момента начала подачи топлива топливным насосом при снятии его с двигателя не отворачивайте болты крепления планки и шлицевого фланца к шестерне привода.

Последовательность выполнения практического занятия (заполнение лабораторного журнала):

1. Исследовать конструкцию моментоскопа, в отчете дать наименование конструктивным элементам по следующей форме :

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Измерить практически угол опережения впрыска топлива на двигателе Д-240 в последовательности, указанной в теоретических сведениях.

Что такое угол опережения впрыска топлива? С какой целью применяется в дизельных двигателях?

Как установить момент начала подачи топлива насосом?

К каким последствиям может привести неправильная регулировка угла опережения впрыска топлива?

Чем регулируется угол опережения впрыска топлива на различных насосах?

5.В каких пределах находиться угол опережения впрыска топлива?

Практическое занятие № 8

1. М.Н. Дмитриев «Практикум по устройству и техническому обслуживанию автомобилей». Издательство «Высшая школа» 1986.,-246 л.

Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Издательство «Инфра-М» 2011.

П.В. Лауш «Практикум по техническому обслуживания и ремонту машин». М.: «Колос» 1989.

Порядок проведения занятия: студенты по методическим указаниям под руководством преподавателя закрепляют и углубляют знания о принципах диагностирования двигателя внутреннего сгорания.

В результате выполнения практического занятия, студент заполняет лабораторный журнал.

Широко используемым методом диагностирования технического состояния КШМ и ГРМ двигателей является замер компрессии в цилиндрах двигателей в конце тактов сжатия с помощь.

Проверка компрессии производится при полностью закрытых клапанах проверяемого цилиндра.

При значительном снижении компрессии следует попытаться определить место негерметичности. В этих целях в свечное отверстие заливают иногда до 20 см 3 моторного масла для временного уплотнения колец. Если после этого показания прибора не увеличатся, то это свидетельствует о негерметичности клапанов. Компрессия для карбюраторных двигателей с пониженной степенью сжатия составляет обычно 0,7—0,8 МПа, для двигателей с повышенной степенью сжатия — 0,9—1,5 МПа, для дизелей различных моделей 3,5—5 МПа. Причем даже при допустимом снижении компрессии разница в показаниях для отдельных цилиндров карбюраторных двигателей не должна превышать 0,1 МПа, а для дизелей — 0,2 МПа.

Более широкими возможностями при диагностировании технического состояния КШМ и ГРМ двигателей обладает прибор мод. К-69М

С помощью прибора К-69М производится замер утечек сжатого воздуха из цилиндров двигателя при полностью закрытых клапанах. Из сравнения полученных показателей снормативными делается заключение о техническом состоянии тех или иных элементов КШМ и ГРМ. Перед началом проверки следует прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости (90±5)°С, затем вывернуть все свечи зажигания из цилиндров, подготовить прибор к работе, отрегулировать давление подводимого к прибору воздуха до 0,3 МПа, а рукояткой редуктора установить рабочее давление в приборе на 0,16 МПа. При этом стрелка прибора должна установиться на нулевой отметке шкалы, т.е. измерительное устройство представляет собой как бы «манометр обратного действия»: когда на него подается постоянное давление в 0,16 МПа, стрелка стоит на нулевой отметке, а когда в ходе проверки утечек сжатого воздуха из цилиндров давление начнет снижаться, стрелка пойдет вверх, показывая на шкале процент утечки сжатого воздуха.

Проверку начинают обычно с первого цилиндра, предварительно установив его поршень в конце такта сжатия, при этом оба клапана цилиндра закрыты. Для определения этого положения в свечное отверстие вставляют либо специальный свисток (который перестает свистеть при установке поршня в ВМТ), либо пыж (который выбрасывается из свечного отверстия в конце такта сжатия).

Вставив штуцер в свечное отверстие первого цилиндра, снимают показания прибора по шкале, соответствующее утечке воздуха (У2). Утечка воздуха при положении поршней в начале такт;, сжатия в НМТ обозначается как У1. Проверку цилиндров ведут по порядку работы их на двигателе. Состояние поршневых колец и герметичность клапанов оценивают по утечке У1, а состояние цилиндров — по утечке У2 или по их разности (У2 — У1). Если эта разница утечек превышает установленную норму, это свидетельствует об износе цилиндров «на конус».

Последовательность выполнения практического занятия (заполнение лабораторного журнала):

1. Исследовать конструкцию компрессометра, записать в отчет наименования составных частей :

Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Смотреть картинку Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Картинка про Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс. Фото Лабораторные работы по системам управления автомобиля и двс

2. Исследовать методику проверки компрессии в цилиндрах двигателя, кратко записать ее в отчет в следующей форме :

3. Произвести измерение компрессии на исследуемом двигателе, показания прибора записать в отчет по следующей форме, после таблицы сделать заключение о состоянии двигателя:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *