Летающие машины будущего когда будут
«Китайская Tesla» показала летающий автомобиль. Какими станут машины будущего и когда они массово поднимутся в воздух?
В конце октября компания XPeng, которую называют «китайской Tesla», описала устройство автомобиля будущего. Летающей машины еще нет в виде прототипа, однако в компании намерены начать производство уже в 2024 году. Модель получила название HT Aero — по наименованию работающего над ней дочернего предприятия XPeng. Автомобиль имеет гибридное устройство, то есть будет передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по воздуху. Машина рассчитана на короткие полеты на небольшой высоте. Авто из будущего удерживают на земле законы, которые придется адаптировать под новый вид транспорта. Автопроизводитель смог добиться более-менее адекватной цены за пилотируемый аппарат — гибридное авто будет стоить как автомобиль бизнес-класса. HT Aero оценивают в пределах одного миллиона юаней, или около 11 миллионов рублей.
Описанная машина HT Aero будет создана из облегченных материалов, которые позволят сэкономить на топливе. По словам представителей концерна, модель будет примерно вдвое легче серийного электрокара Xpeng P7, то есть иметь вес до одной тонны. Автомобиль сможет разгоняться до 130 километров в час — совсем небольшая скорость по сравнению с гражданскими лайнерами. На одном заряде устройство может пролететь порядка 30 минут.
Будущий автомобиль получит форм-фактор спорткара с двумя дверями и местами для водителя и пассажира. В салоне будет находиться штурвал — похожий установлен в новых машинах Tesla, однако с его помощью можно будет управлять машиной только на земле. Для пилотирования в воздухе под правой рукой водителя находится ручка, напоминающая сайдстик в военных истребителях или гражданских самолетах Airbus А320 или Sukhoi Superjet 100. Для полета автомобиля в его кузове будет спрятана пара турбовинтовых двигателей, которые способны выдвигаться в стороны и крутиться в противоположном направлении, создавая необходимую подъемную силу. Пилот в кресле сможет контролировать высоту, скорость, тангаж и прочие параметры.
Несмотря на то что машина не является полностью автономной, специальная система будет анализировать положение в пространстве и контролировать взлет и посадку. В случае плохих погодных условий или препятствий в воздухе, искусственный интеллект просто заблокирует возможность взлета.
В любом фантастическом произведении с городами будущего машины, как правило, переносятся с обычных дорог в воздух. Либо же автомобили имеют гибридное устройство: то есть обладают колесами для передвижения по земле и определенным мотором и крыльями для перемещения на небольшой высоте.
По всему миру существует ряд компаний и стартапов, которые заявляют о работе над летающими машинами. В частности, свои прототипы аэротакси создают гиганты авиационной отрасли вроде Boeing и Airbus. Как правило, разработчики описывают летающий автомобиль будущего в виде транспорта, который имеет сравнимые с обычной машиной габариты, средства для поднятия в воздух и систему пилотирования.
Согласно публичной дискуссии между представителями авиаотрасли, которая состоялась на платформе Массачусетского технологического института в 2019 году, сейчас человечество как никогда близко к созданию летающих автомобилей. Огромную роль в этом сыграла разработка легких композитных материалов, которые могут применяться для летающих аппаратов, улучшенные системы связи и наведения и ПО для автономного управления. Ученые и футурологи считают, что в первую очередь в мире появятся аэротакси, которые за умеренную плату будут перевозить пассажиров. Стоимость перелета на несколько километров будет стоить 40-50 долларов. Летающие транспортные средства — именно аэротакси, а не вертолеты — появятся в ближайшие десять лет.
Одной из проблем летающих машин специалисты видят безопасность. Во-первых, машины должны иметь системы навигации и предупреждения сближения с землей и другими летающими объектами. Во-вторых, необходима разработка защищенного программного обеспечения, которое будет сложно удаленно взломать и, например, направить машину в землю или здание. Причем ученые уверены, что при должном уровне защиты такие транспортные средства вряд ли станут желанной мишенью террористов, которые хотят поразить небоскреб, — размеры аэротакси будут слишком малы, чтобы нанести серьезный ущерб.
Внедрение летающих автомобилей на самом деле рассматривают как решение множества проблем на земле. Во-первых, для такого типа транспорта не нужно строить и поддерживать разветвленную систему магистралей. Во-вторых, существующие дороги освобождаются для общественного и тихоходного транспорта, а также пешеходов. В-третьих, летающие машины в теории тратят меньше топлива и меньше загрязняют окружающую среду. Это связано и с более быстрым по сравнению с наземными авто временем перемещения между точками А и Б, и отсутствием пробок в воздухе, что сокращает время холостой работы двигателя.
Описывающие транспорт будущего теоретики перечисляют и недостатки такого способа передвижения. Скорее всего, пилотирование летательного средства окажется более сложным, чем управление обычным автомобилем, что чревато увеличением количества аварий в воздухе. Также подобное авто будет более дорогим и шумным видом транспорта. Не стоит забывать и про регламентирующие гражданские полеты законы, которые нужно будет дорабатывать с внедрением новых видов летного транспорта. Правила будут описывать, водители какой категории могут садиться за штурвал машины, где им можно будет приземляться, по каким маршрутам передвигаться и на каком расстоянии держаться от традиционных автомобилей.
Российский летающий автомобиль: названы сроки появления и стоимость
Scienex рассчитывает выйти на рынок перевозок, причём многофункциональная платформа Flyter позволяет эксплуатировать аэромобиль как в качестве такси, так и для доставки грузов. По мнению Трынова, в свободную продажу летающие машины поступят ещё очень нескоро, но использовать их в формате аэротакси начнут уже в этом десятилетии, правда, в странах менее консервативных, чем Россия.
Flyter имеет оригинальную аэродинамическую форму, а его конструкция на несколько порядков лучше всех известных рынку прототипов, уверяет глава Scienex. «На первый взгляд даже не будет понятно, за счет чего он летает, – добавил Трынов. – При этом он безопаснее, компактнее и почти идеально подходит для городской среды». Других подробностей он не приводит, как и изображения будущего аэромобиля.
8 летающих тачек из кино
Все процессы разработки, включая испытания отечественного аэромобиля и недавние тесты системы управления, происходят в Воронеже. По словам Тырнова, пока стартап существует на его собственные средства, однако он рассчитывает найти инвесторов и привлечь 35 миллионов рублей, чтобы разработать полноразмерный прототип Flyter. Ожидается, что он будет готов к лету 2021 года.
«Когда у нас будет работающий прототип и мы подтвердим рынку, что действительно сделали что-то уникальное и оно работает, тогда уже будем привлекать новый раунд инвестиций в большем объеме – 3-5 миллионов долларов», – пояснил он.
Многие крупные компании работают в том же направлении, что и воронежский стартап. Например, Toyota потратила почти 400 миллионов долларов на летающее такси – эта сумма была инвестирована в проект Joby Aviation по разработке четырёхместного летательного аппарата, который сможет разгоняться до 322 километров в час и пролетать на одной зарядке 241 километр.
В январе компания Porsche запатентовала летающий электромобиль с возможностью вертикального взлета и посадки, а осенью этого же года турецкая компания Baykar опубликовала видео с тестов аэромобиля Cezeri. Потенциально он способен развивать скорость до 100 километров в час и преодолевать расстояния в 70-80 километров.
Летающие машины больше не миф. Автобренды серьезно взялись за них
Еще один крупный бренд начал разработку летающего транспорта — Hyundai Motor Group. Концерн объявил о создании новой компании Supernal для дальнейшего развития концепции «мобильности будущего».
Supernal — это в первую очередь провайдер коммерческих перевозок. Корейцы рассчитывают ввести летающее такси в эксплуатацию уже в 2028 году. Основным преимуществом Supernal компания называет возможность использования для организации всего путешествия лишь одного мобильного приложения: в нем можно будет заказывать такси, покупать билеты и находить ближайшие остановки аэротакси.
Первый свой летательный аппарат Supernal оснастит электромотором. Транспортное средство будет развивать скорость до 290 км/ч и сможет преодолеть расстояние до 100 км. Но Hyundai Motor Group — не единственный производитель, который объявил о масштабных планах по развитию летающих машин.
Летающие такси появятся в Москве в 2023-2025 годах
Фирма Hover по созданию дронов-такси планирует запустить собственный сервис в Москве уже через пару лет. Разработка летающих транспортных средств началась в компании в 2019. Согласно заявленным характеристикам, дрон сможет брать на борт пять человек (общей массой до 300 кг), подниматься на высоту до 150 метров и разгоняться до 200 км/ч. Заряда батареи хватит на 20 минут. Стоить такой полет будет около 200 руб. за километр.
В Японии начнут испытания летающих такси
Немецкая компания Volocopter в 2023 году собирается протестировать в Я понии аэротакси VoloCity с вертикальным взлетом и посадкой. Одним из основных плюсов этой модели сейчас называют отсутствие необходимости постройки взлетной полосы. Организовать полноценную полосу тяжело из-за плотности застройки японских мегаполисов.
XPeng выпустил летающий автомобиль с выдвижными винтами
Некоторые компании серьезно обгоняют конкурентов, к примеру, китайский XPeng. Производитель электрокаров уже представил концепт под названием HT Aero. Автомобиль сможет ездить по дорогам и подниматься в воздух. XPeng планирует запустить серийный выпуск летающих автомобилей в 2024 году.
Klein Vision уже провела первый полет на летающем автомобиле
Словацкая компания Klein Vision летом 2021 года провела «первый в истории междугородний полет на летающем автомобиле». Прототип транспортного средства носит название AirCar. Испытания прошли успешно: машина провела в воздухе 35 минут, преодолела 85 км и добралась из города Нитра в Братиславу.
Летающие машины: будет ли будущее похоже на «Back to the Future 2»?
29 октября 2021 года летающий автомобиль SD-03 японской компании SkyDrive получил первый в своём классе официальный сертификат безопасности министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии.
Строго говоря, SD-03 скорее можно назвать летающим мотоциклом или пилотируемым квадрокоптером, соответствующим понятию eVTOL: electric vertical take-off and landing, электрические летательные аппараты с вертикальным взлётом и посадкой.
SD-03 одноместное устройство с открытой кабиной, электродвигателями и восемью попарно установленными винтами, напоминающее устройство большинства квадрокоптеров. По заявлениям разработчиков, оно способно летать в течение 10 минут со скоростью до 48 км/ч, эти показатели в ближайшие годы планируют довести до 30 минут и 60 км/ч.
В SkyDrive уже заявили, что собираются выйти на рынок к 2025 году с летающими такси, которые будут работать в пространстве Осаки — одного из крупнейших мегаполисов страны.
Японская разработка SD-03 — лишь одна из многих в области eVTOL, одного из самых перспективных форматов, с которыми связывают будущее массовых летающих аппаратов. Он имеет целый ряд преимуществ перед более, так сказать, традиционными летающими автомобилями. И вот почему.
Идея совместить автомобиль с самолётом занимает человечество уже много десятков лет. Первые мысли на этот счёт появлялись ещё в 1930-е. В 1947 году в Сан Диего, США, поднялся в воздух Convair Model 118. Его создатель Теодор Холл изначально предлагал летающую машину для специальных операций, но окончание Второй мировой снова сделало актуальным гражданский рынок. Несмотря на десятки полётов и огромный рынок частных самолётов в США — идея «не взлетела».
В последующие годы и десятилетия множество изобретателей и компаний собирали самые разнообразные летающие машины, совмещавшие автомобиль и самолёт. Многие из них успешно летали и ездили — но, вопреки надеждам, так и не смогли превратиться в массовый продукт. На пути к этому стояли несколько проблем.
Во-первых, управление самолётом — сложное искусство, требующее куда более серьёзной подготовки, чем управление автомобилем. Даже в автомобилях люди постоянно совершают ошибки и попадают в аварии, в том числе фатальные. За штурвалом самолёта цена ошибки возрастает многократно: скорости исчисляются сотнями километров в час, посадка — дело не всегда простое даже для опытных пилотов. А ведь с точки зрения аэродинамики практически любой летающий автомобиль — тот ещё утюг, требующий от пилота куда больших умений, чем «обычный» легкомоторник.
Летающая машина «разбушевавшегося» Фантомаса
Во-вторых, летающий автомобиль практически всегда будет сложнее и дороже не только, чем сопоставимый «обычный» автомобиль, но и по сравнению с сопоставимым же традиционным самолётом. И, повторюсь, летать он будет при этом хуже.
В третьих — его практическое применение окажется сопряжено с огромным количеством сложностей технического и юридического свойства. К примеру, даже если найти достаточно прямой и ровный участок автодороги для взлёта — попытка взлёта априори будет означать грубое нарушение скоростного режима. Посадка на автодорогу с оживлённым движением слишком рискованна. А если пользоваться аэродромом — не проще ли делать это на обычном самолёте?
Convair Model 118 после жёсткой посадки: пилот забыл при взлёте посмотреть на уровень авиатоплива, ограничившись уровнем автомобильного бензина
Гибриды автомобиля и самолёта исчисляются десятками, если не сотнями — но они по сей день так и остались экспериментами без особенных шансов на массовое производство и аудиторию.
С машинами-вертолётами тоже не задалось: они были ещё сложнее и дороже, учить вертолётчика ещё сложнее, чем пилота самолёта, да и классические лопасти девать особенно некуда.
Впрочем, энтузиасты не сдаются.
С 1990 года и по сей день словацкий изобретатель Стефан Клейн пытается вывести на рынок свои автомобили-самолёты Aeromobil разных версий. Новая дата предполагаемого массового производства в последний раз была перенесена на 2023 год.
Голландцы из PAL-V также не теряют надежд вывести на рынок PAL-V Liberty, совмещающий автомобиль с автожиром, и даже объявили о строительстве завода в индийском Гуджарате. Их машина может возить двух человек и 20 кило багажа со скоростью до 160 км/ч. Но для управления этими устройствами также нужна полноценная лицензия пилота вертолёта. Как у них обстоят дела с заказами – пока не очень понятно.
В целом пока что идея машины-самолёта остаётся скорее тупиковой.
И всё же мечты о массовом летающем транспорте никуда не делись. Начало XXI века и всё более совершенные аккумуляторные технологии открыли новые перспективы в области летающего транспорта. По мере того как радиоуправляемые квадрокоптеры с электродвигателями завоёвывали небо, у всё большего числа изобретателей и компаний возникали мысли: а что, если сделать большой квадрокоптер, и посадить в него людей?
В 2009 году эта концепция и получила название eVTOL. И она, похоже, имеет гораздо более радужные перспективы в качестве частного транспортного средства или такси, чем «традиционные» летающие автомобили. На её стороне не только мечта человека о полёте вкупе с пробками на автодорогах мегаполисов, но и относительные простота, дешевизна, безопасность и высокая автоматизация.
Многие проекты вообще предполагают не подпускать пассажира к рычагам управления во избежание воздушных аварий – от него требуется только задать точку назначения, после чего всё остальное сделает компьютер. Ну а за счёт относительной дешевизны электроэнергии стоимость полёта в таком такси — в случае развёртывания полноценной инфраструктуры — может оказаться отнюдь не на порядки выше заказа такси-автомобиля.
Китайский EHang 184, способный в беспилотном режиме перевозить пассажира 23 минуты
На текущий момент усреднённые минимальные требования к пассажирскому eVTOL выглядят примерно так: перевозка 1-2 человек, в том числе в беспилотном режиме, вертикальные взлёт-посадка на любой ровной площадке, и достаточная ёмкость аккумуляторов для полёта на сколько-то приличное расстояние.
По многим оценкам новый вид транспорта имеет огромные перспективы — и поэтому разработкой eVTOL занимаются сотни компаний, от флагманов мирового авиастроения и крупных корпораций до гаражных стартапов.
Естественно, военные также увлеклись этой идеей. У американских ВВС есть программа Agility Prime, предполагающая оснащение войск устройствами eVTOL для перевозок людей и грузов на поле боя со сложным рельефом. Предполагается ввести в строй машины трёх классов — от аналогов многоцелевых вертолётов, способных перевозить целое отделение, и до беспилотных «пепелацев», перевозящих по полтонны грузов.
Американские военные изучают HEXA, летательный аппарат eVTOL от компании LIFT Aircraft
Естественно, eVTOL также имеют массу реальных и потенциальных проблем. В том числе поэтому они до сих пор не превратились в массово используемые транспортные средства.
Везти человека, тем более нескольких — совсем не то, что видеокамеру или коробку с почтовой посылкой. Время полёта с полной зарядкой не самых маленьких аккумуляторов у современных устройств составляет всего лишь минуты. После чего требуется заряжаться заново — и далеко не факт, что обычные «розетки» смогут это обеспечить. Для сколько-то комфортного использования нужны хотя бы десятки минут полёта, и целая сеть станций подзарядки либо замены аккумуляторов.
Неясно, что делать с посадочными площадками. Современные города и так задыхаются от нехватки парковочных мест. Многие же из разрабатываемых летающих машин формата eVTOL требуют для стоянки пространства порядка двух средних автомобилей.
Аппарат eVTOL от Joby Aviation мало похож
Даже с электродвигателями винты eVTOL создают сильный шум, который может создавать дискомфорт для других людей. Если совершать взлёты и посадки на обычных улицах — это не только создаёт риск травм для прохожих, но и вызывает сильный ветер от винтов.
И это уже не говоря о том, как убедить будущих пилотов, далеко не все из которых будут людьми взрослыми и ответственными, не пялиться в чужие окна, не летать в закрытых для полётов зонах и не творить прочий бедлам — которого хватает и в исполнении автомобилистов с мотоциклистами.
Китайские двухместные EHang 216 уже получили лётные сертификаты в Южной Корее, испытываются в США и использовались в мероприятиях по борьбе с коронавирусом в самой КНР
И всё же эти проблемы представляются решаемыми. Любое новое транспортное средство имело при «рождении» массу проблем и «детских болезней» – но всё зависит от реальной потребности общества и рынка. Когда эти потребности есть — всё, так или иначе, со временем преодолевается, чему свидетельством та же самая автомобилизация, казавшаяся в первые годы забавой для богачей. А потребность, похоже, в наличии.
Китайские EHang, немецкие Volocopter и Lilium, какие-то компании, которые сейчас практически неизвестны, могут уже лет через 10-20 стать такими же знаменитыми, как некогда Ford и BMW.
А мегаполисы, скажем, 2040-х годов имеют шансы выглядеть примерно так, как в классической фантастике с бесчисленными «флаерами» в небе.
Ну или в «Назад в будущее 2». И даже без антигравитации.
Сколько будут стоить летающие машины: прогноз экспертов
Эксперты провели вычисления с учетом цены различных дорогостоящих элементов, в том числе мощных реактивных моторов и топливных баков большой емкости. Кроме этого, они добавили примерную стоимость складных крыльев или других конструкций, которые убираются при приземлении – хотя ими оснащены далеко не все тестируемые на сегодняшний день прототипы. В расчетах они ссылаются на ряд разрабатываемых аэромобилей: AeroMobil, PAL-V, Aska, Moller Skycar 400, Terrafugia и SkyDrive.
В результате оказалось, что индивидуальное летающее транспортное средство получило бы на рынке немалый ценник: оно стоило бы 686 455 долларов (51 миллион рублей). Таким образом, машина с крыльями обойдется заметно дороже 1000-сильного суперкара Ferrari SF90 Stradale, за который в нынешнем году в России просят от 41 миллиона рублей.
Директор по маркетингу Pentagon Motor Group Шакил Хассиан отметил, что стоимость будет высокой лишь на старте продаж, так как летающие автомобили станут по сути «витриной» передовых технологий. Затем цена начнет планомерно снижаться и со временем станет приемлемой для большинства, как это уже случилось с электрокарами, а до них — с другими технологическими новинками, добавил он.
Первый год владения и регулярной эксплуатации обойдется владельцу в дополнительные 69 тысяч долларов, или пять миллионов рублей. В сумму включены получение летной лицензии, страховка, плата за специальное парковочное место и топливо.
В июне Hyundai сообщила, что ускорит темпы разработки воздушного транспорта. По плану компании, первые летающие такси южнокорейской марки могут начать эксплуатировать в крупнейших аэропортах США уже в 2025 году. Ранее компания называла другую ориентировочную дату — 2028-й.