Лидеры по угону авто в россии
Самые угоняемые автомобили в России. Рейтинг
В распоряжении Autonews.ru оказались отчеты крупнейших страховых компаний России, которые продают полисы каско. По данным компаний «АльфаСтрахование», «Согласие», «МАКС», «Ренессанс», «РЕСО-Гарантия» и «Страховой дом ВСК», в список самых угоняемых автомобилей в России в 2019 году, помимо Toyota и Lexus, вошли корейские модели, причем не только бюджетного сегмента.
Согласно отчету ВСК, в 2019 году чаще всего у клиентов компании угоняли автомобили марок Toyota, Kia и Hyundai, следом за которыми идут Lexus и Volkswagen. Похожую статистику дает «МАКС»: больше всего по количеству угоняют автомобили корейского и японского производства. Причем вся десятка лидеров представлена машинами всего двух концернов: Hyundai–Kia и Toyota.
В число самых угоняемых машин, застрахованных в страховой компании «Согласие», в 2019 году также вошли Toyota, Hyundai, Kia и Lexus. На них приходится 61% автомобилей, которые предпочитают угонщики. В 22% случаев злоумышленников привлекают машины Toyota, в 19% — Hyundai. На Kia и Lexus приходится по 10% угоняемых легковых автомобилей.
В рейтинге самых угоняемых моделей лидируют машины тех же брендов. По данным ВСК, угонщиков чаще всего интересовали Toyota Camry, Kia Rio, Hyundai Solaris, Lexus LX и Toyota Land Cruiser. В статистике компании «МАКС» рейтинг возглавляет Kia Rio, а на втором месте — Kia Sportage. Третье, четвертое и пятое места почти с одинаковым результатом делят Toyota Camry, Hyundai Tucson и Hyundai Creta.
Тот же набор моделей фигурирует в отчетах компании «РЕСО-Гарантия». В пятерке есть Kia Rio, Hyundai Solaris, Toyota Camry и Hyundai Creta, перед которой вклинился седан Kia Optima. Модели Sportage, Tucson и Land Cruiser также входят в топ-10 самых угоняемых по итогам 2019 года.
В первом квартале 2020 года рейтинг самых угоняемых марок, по данным ВСК, не изменился, а вот список моделей немного обновился. Лидером стала Kia Rio, отодвинувшая с первого места Toyota Camry, а дальше в топ-5 вошли еще две модели Kia: Sportage и Optima. Завершает пятерку Hyundai Solaris.
Аналогичные данные приводят в компании «РЕСО-Гарантия» с той лишь разницей, что Sportage и Camry занимают второе и третье места, а на пятом вместо Hyundai Solaris находится кроссовер Creta. В первой десятке есть еще две модели Hyundai (Tucson и Solaris), внедорожники Lexus RX и LX, а также Toyota RAV4.
Однако если считать не абсолютные, а относительные показатели, то картина немного меняется. На первое место, по данным СК «МАКС», выходит Lexus LX, угоняемость которого оценивается в 2,56% от общего числа застрахованных, то есть крадут каждый 40-й автомобиль. На втором месте — Toyota Camry с показателем 1,14%, следом Kia Sorento (0,74%), Kia Sportage (0,71%) и Hyundai Tucson (0,62%). За пределами пятерки расположились Toyota RAV4, Kia Optima, Kia Rio, Toyota Land Cruiser и Kia Soul.
Точно так же предпочитают считать угоняемость в «Ренессанс страховании». Лидером по России оказалась Hyundai Sonata, а наиболее сложная ситуация в Санкт-Петербурге, где был угнан каждый 30-й автомобиль этой модели. В 2018 году такая же статистика была по Hyundai Santa Fe, который сместился на 7-е место рейтинга. В Москве почти такие же показатели по частоте угонов у Lexus LX — угнан каждый 40-й автомобиль.
О привлекательности моделей Toyota и Lexus говорят и в СК «МАКС». Самый высокий риск у владельцев премиального внедорожника Lexus LX, среди этих автомобилей угоняется в среднем 3 машины из 100. Вторая строчка за еще одним традиционным антилидером — Тоyota Camry.
Массовые бренды других марок интересуют угонщиков меньше. Другие лидеры по продажам новых автомобилей — Lada, Renault, Volkswagen и Skoda — не делегировали в топ-10 ни одной модели.
В Москве предпочтения угонщиков не сильно отличаются от общероссийских. Список самых угоняемых моделей 2019 года в столице у «РЕСО-Гарантии» открывает Toyota Camry, рядом располагаются Kia Rio и Hyundai Solaris, следом — Kia Optima и Toyota Land Cruiser. Lexus LX и Toyota RAV4 также в десятке лидеров. По статистике «Согласия», в 2019 году в Москве наибольшее число угонов пришлось на модели Hyundai.
При подсчетах по относительным показателям в лидеры столичной статистики выходят только модели Toyota и Lexus, причем удельный вес угонов в Москве ниже, чем в среднем по России. Например, по данным «АльфаСтрахования», в столице угоняют 0,68% всех застрахованных Toyota Camry. На втором и третьем местах — Lexus LX с показателем 0,54% и Toyota Land Cruiser (0,53%). Kia Rio в этом рейтинге находится на восьмом месте с показателем 0,26%, то есть угоняют примерно каждый 400-й автомобиль.
Всего в топ-10 по частоте угонов в Москве вошли четыре модели японских марок. Причем Lexus LX и Toyota Camry входят в тройку лидеров по угонам в Москве и Подмосковье четвертый год подряд.
Угоны в масс-маркете совершаются ради запчастей, а в премиальном сегменте — для перепродажи, объяснил управляющий директор по автострахованию «Ренессанс страхования» Сергей Демидов: «Конечно, масс-сегмент сохраняет лидерство в этом рейтинге. Спрос на запчасти не снижается. Разбор — основная цель этих угонов, в отличие от премиум-класса, который перегоняют в другие регионы и страны с изменением вин-номеров. В целом ситуация с угонами похожа на 2018 год, число угонов стало чуть меньше и по Москве, и по Петербургу».
Статистика угонов авто в России
Чтобы иметь представление о том, какое количество автомобилей в России ежегодно подвергается автоугонам, необходимо рассмотреть официальную статистику от МВД и ГИБДД. Причем сделать это как по отношению к маркам, так и к тем регионам, в которых этот тип преступления фиксируется чаще всего.
Количество угонов
По статистическим данным на 2019 год, всего было зарегистрировано 1092 правонарушения, связанных с угоном автотранспортных средств. Это количество на 11,7% меньше, чем в предыдущем календарном 2018 году.
Что касается количества раскрытых преступлений по автокражам, то выявлено нарушений и установлены преступники в 392 случаях. Рассматривая статистику угона машин, необходимо рассмотреть какие из них являются самыми угоняемыми, а какие реже всего подвергаются краже.
Бюджетный сегмент
Так, в бюджетном сегменте статистика угонов автомобилей за 2018 по данным сайта Угона.Нет год выглядит следующим образом:
Средний сегмент
Что касается среднего сегмента, то наиболее популярными с точки зрения статистики угоняемых машин в этой ценовой категории являются:
Премиум сегмент
В премиум сегменте ситуация выглядит следующим образом:
Помимо этих топ-5 наиболее привлекательных для преступников автомобилей из премиального сегмента, также часто угоняли BMW третьей серии, Mercedes C-класса, Infiniti FX, Land Rover Range Rover, Land Rover Discovery, Mercedes C-класса, Lexus, БМВ 7 серии Lexus NX, Audi A6 и A4, Mercedes GL и M классов, Porsche Cayenne и BMW X6. По каждой из этих машин количество варьировалось от 97 до 38 в соответствии с убыванием списка.
Показатели
Рассматривая все показатели, важно знать марки и модели тех авто, которые крадут чаще всего и как с ними поступают похитители в дальнейшем. Помимо этого, интересно узнать те статистические показатели, которые имеются по годам, чтобы отследить, куда двигается криминогенная обстановка с угонами автомобилей в России.
По годам
Рассматривая данные Росстата по годам, цифры краж выглядят следующим образом:
Как видим, количество угонов сокращается уверенными темпами, хотя все еще и остается довольно высоким. А вот раскрываемость не всегда утешает хозяев авто. Так как практически 2/3 преступлений остаются нераскрытыми.
По регионам
По регионам наиболее неблагополучно выглядят следующие города и области:
Что касается статистических данных о городах России, то наиболее тяжело обстановка с угонами выглядит в следующих мегаполисах и крупных населенных пунктах:
По маркам и моделям
Что касается наиболее популярных марок, то статистика по угонам разных моделей дает следующие данные:
Динамика
Что касается изменяемости ситуации, то, стоит отметить, что ситуация за последние 5 лет существенно улучшилась. Так, например, по сравнению с 2014 годом количество краж автомобилей разных классов уменьшилось приблизительно на 40%. Единственное, что нужно учитывать, так это то, что грядущий финансовый кризис, который затронет не только Россию, но и другие страны. Он может несколько подкорректировать в худшую сторону эти показатели.
Прогноз
По прогнозным данным, в ближайшие 2021 и 2022 года количество украденных авто снизится приблизительно на 3-5%. Но, с учетом того факта, что все же обстановка в мире не ухудшится значительно.
Рейтинг самых угоняемых авто в России за 2020-2021 год
Банальная нажива и желание покататься на элитной модели – наиболее распространенные причины совершения автомобильных краж. Каждые 30-40 минут кто-то становится жертвой преступников, специализирующихся на угонах машин. Но, чтобы обеспечить дополнительные меры к сохранности движимого имущества, его владелец должен не только знать, как часто воруют транспортные средства, но и владеть данными о самых угоняемых авто в России. Преступники постоянно придумывают новые схемы мошенничества, связанные с кражами машин.
Статистика угонов авто по городам
Рейтинг угона авто в 2021 году возглавляют российские мегаполисы – Москва и Санкт-Петербург. В указанных городах фиксируется максимальная плотность населения, что обеспечивает высокий уровень автомобилизации. Каждый второй житель Санкт-Петербурга (третий – Москвы) имеет в собственности легковую машину. Города Федерального значения также лидировали в рейтинге авто по угону за 2020 год. Высокий процент краж движимого имущества фиксируется и в регионах. Список городов, где угнано максимальное количество машин, представлен в таблице.
Наименьшее количество автомобильных краж отмечается в СКФО (г. Ставрополь, г. Владикавказ). Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы Москва и Санкт-Петербург будут оставаться в списке городов с максимальным количеством преступлений, совершенных с целью незаконного захвата транспортных средств.
Страны-производители по угоняемым авто
Злоумышленники, которые преследуют цель угнать автомобиль, проявляют повышенный интерес к моделям отечественного производства. Транспортные средства формата «LADA Priora» и «LADA 4х4» наиболее уязвимы для них, поскольку не оснащены надежными средствами защиты от взлома.
Преступники охотно угоняют автомобили, изготовленные в Японии. Скоростные и маневренные машины именитых брендов всегда пользуются спросом у российского покупателя. Замыкает тройку лидеров Южная Корея, где производят самые угоняемые авто 2020 года. Они отличаются оптимальным соотношением цены и качества. Список стран, изготавливающих модели, которые наиболее предпочтительны для угонщиков, представлен в таблице.
Страна | Показатель угнанных авто | Отношение к общему количеству угонов (в процентах) |
Россия | 6 170 | 29,2 |
Япония | 6 078 | 28,8 |
Корея | 4 005 | 19 |
ЕС | 3 471 | 16,4 |
США | 1 231 | 5,8 |
Китай | 157 | 0,7 |
В списке аутсайдеров находятся автоконцерны из Чехии и Франции.
Автомобильные бренды
Рейтинг популярных марок легковых машин, которые чаще всего угоняют злоумышленники, соотносятся с данными вышеуказанной таблицы. Самыми угоняемыми авто в 2021 году остаются модели, выпускаемые под брендом «LADA ». Вторую строчку в списке занимает японская марка «Toyota». На третьей позиции – «Hyundai» (Южная Корея).
Наименование бренда | Показатель угнанных авто | Отношение к общему количеству угонов (в процентах) |
LADA | 5 655 | 27 |
Toyota | 2 624 | 12,5 |
Hyundai | 1 879 | 9 |
Kia | 1 832 | 8,7 |
Nissan | 951 | 4,5 |
Ford | 742 | 3,5 |
Renault | 712 | 3,4 |
Mazda | 675 | 3,2 |
Mercedes | 539 | 2,6 |
Mitsubishi | 530 | 2,5 |
В 2021 году угонщики сместили акцент с моделей премиум-класса в пользу более дешевых вариантов.
Самые угоняемые марки
Статистика свидетельствует, что за последние два года преступность в сегменте автомобильных краж сократилась на 8-10%. Но угонщиков по-прежнему интересуют машины отечественного производства.
В список самых угоняемых марок авто входят:
Для преступников не востребованы новые модели, которые поступили на рынок менее 1 года назад. Такое движимое имущество относится к категории неликвида, что обусловлено низким спросом на запчасти и минимальной популярностью новой марки среди автолюбителей.
Особый интерес для угонщиков представляют модели «Toyota» и «Lexus», ввиду высокой потребности в комплектующих на японские машины. Вторым фактором, которым руководствуются злоумышленники, нацеливаясь на завладение автомобилей из Восточной Азии – это не всегда высокое качество защиты. Производители «Toyota» и «Lexus» активно устраняют указанный недочет, оснащая новые модели защитными идентификаторами «L-Марк» и «Т-Марк». Такой механизм должен нивелировать количество сделок на вторичном рынке. Эксперты отмечают снижение краж марки «Lexus ES», оборудованной специальной маркировкой. Но в России внедрение такой системы не является основанием для проверки при осуществлении регистрационных действий в ГИБДД.
Антиподами японских средств передвижения являются машины марок «Mercedes-Benz GLE», «Mazda 6» и «Infiniti QX50». Они не в ходят в топ-самых угоняемых авто, поскольку оснащены надежной системой защиты от незаконного завладения движимого имущества.
Опытные преступники могут завладеть чужой машиной, которая оборудована современными механизмами от взлома, в течение 10 минут. Большая часть угонов совершается с использованием механических и электронных устройств. Злоумышленники могут удлинить радиус действия штатного ключа или взломать замок при помощи высокопрочных «свертов». После кражи транспортное средство попадает в отстойник, чтобы проверить его на наличие маячков и жучков, а затем преступниками предпринимаются меры по предпродажной подготовке. Из столичного мегаполиса машины отправляются на реализацию в регионы. Старые модели разбирают на запчасти, которые продают по отдельности. Комплектующие на иномарки категории б/у пользуются повышенным спросом у автовладельцев.
Как обезопасить авто от угона
Чтобы снизить вероятность автомобильной кражи, владелец транспортного средства может:
Для нивелирования риска незаконного завладения движимым имуществом его собственнику достаточно загнать транспортное средство в гараж или оставить его на охраняемой парковке.
Альтернативный способ защиты от автомобильной кражи – оформление страхового полиса «КАСКО». Но не все компании добросовестно исполняют договорные обязательства, умышленно занижая сумму причиненного ущерба. Восстанавливать справедливость придется в суде. Статистика свидетельствует, что страховая фирма выплачивает потерпевшей стороне денежную компенсацию, не превышающую 80% стоимости транспортного средства (с учетом амортизации).
Чтобы не стать жертвой автоугона, следует задействовать максимальное количество способов защиты из числа имеющихся.
Берут что подешевле: какие машины угоняют чаще всего
Угонщики автомобилей стали интересоваться не премиум-сегментами, а моделями подешевле. Такой вывод сделали аналитики компании «Альфастрахование», проанализировав статистику угонов за девять месяцев этого года. Между тем премиальные японские автомобили по-прежнему часто угоняют. Есть ли возможность надежно защитить автомобиль из верхней строчки рейтинга, разбирались «Известия».
Угонщикам закрыли границы
За девять месяцев 2020 года частота угонов снизилась на 20%. По мнению аналитиков компании «Альфастрахование», это связано не только с мерами по ограничению передвижения на автомобилях весной, но и с ужесточением процедуры пересечения границ.
«Угнанные автомобили, прежде всего премиум-класса, стало невозможно перевести на другие территории, также к нам в страну не попали группы угонщиков из сопредельных стран», — отметил директор департамента андеррайтинга автострахования «Альфастрахование» Илья Григорьев. По этой причине, отметил он, популярные у угонщиков Land Rover Freelander, Toyota Land Cruiser, Toyota Land Cruiser Prado «почти вышли» из первой десятки по угоняемости.
По итогам девяти месяцев нынешнего года в лидерах всё равно остаются японские марки. Чаще всего в страховую для возмещения по каско в связи с угоном обращались владельцы Toyota Camry и Lexus LX. Третью строчку занял компактный кроссовер Toyota RAV4, четвертую — Lexus RX. Далее следуют Hyundai Tucson, Kia Sorento, ВАЗ 2121 Niva, Kia Rio. Замыкает десятку Mercedes-Benz S-Сlass.
«Сверты» и ретрансляторы
Профессиональные угонщики могут угнать хорошо защищенный современный автомобиль за 5–10 минут. Большинство угонов технические, то есть с применением специальных электронных и механических средств, рассказывают эксперты.
«В последнее время для машин с бесключевым доступом это ретрансляция, то есть удлинение радиуса действия штатного ключа. Для машин с обычными ключами это слом замка при помощи высокопрочных «свертов» и пропись в память штатного иммобилайзера дополнительного ключа», — рассказал руководитель компании по установке иммобилайзеров «Угона.нет» Алексей Курчанов.
После угона машина отправляется в отстойник, где ее проверяют на наличие «жучков» и маячков, а затем — в цех на предпродажную подготовку. Из Москвы автомобили, как правило, уходят в регионы. Еще один вариант развития событий — разбор.
«Старые машины идут обычно на запчасти. Стоимость запчастей для подержанных иномарок премиального сегмента не уступает свежему модельному ряду, так что спрос на них приличный, в том числе на бывшие в употреблении», — рассказал Курчанов.
Угони мечту
Популярность автомобилей «Тойота» и «Лексус» у угонщиков эксперты объясняют высокой ликвидностью японских машин на вторичном рынке.
«Спрос на данные машины определяется не легкостью их угона, а прежде всего спросом на вторичном рынке или же спросом запчастей на разборках данных марок. Машины «Тойоты» — самые высокодоходные из всех существующих на рынке РФ, так как теряют меньше всего после выхода из салона и не так сильно падают в цене спустя годы, в отличие от конкурирующих брендов», — пояснил «Известиям» Андрей Курчанов. — Тем более все технологии, привнесенные японскими инженерами для защиты заводских систем от угона оставляют желать лучшего. «Тойота» имеет как минимум пять общеизвестных способов угона, от которых не защищены даже самые новые модели».
Автомобили «Тойота» и «Лексус» чрезвычайно ликвидны на криминальном рынке, рассказал журналист «Авторевю» Константин Сорокин. По его словам, находятся люди, готовые покупать машины с мутной биографией.
«У этих машин есть конструктивные дыры в охране, на которые производитель долгое время закрывал глаза», — пояснил эксперт.
Самые защищенные
Появление в конце списка «мерседеса» как раз объяснимо тем, что его заводская противоугонная система уровнем выше, чем у азиатских и японских машин, считает Андрей Курчанов.
«Все те модели «мерседесов», которые попали в статистику угонов, имеют основную уязвимость — неспособность штатного ключа противостоять кодграбберу с ретрансляцией сигнала, удлиняющего для угона радиус действия заводского пульта от машины», — пояснил руководитель компании «Угона.нет».
Мнение экспертов подтверждает и недавний рейтинг самых защищенных от угона автомобилей от Всероссийского союза страховщиков (ВСС). В нем оценивались защищенность дверей, капота, крышки багажника и остекления, эффективность работы штатной сигнализации и иммобилайзера, а также легкость доступа к VIN-номерам и возможность их изменения.
В итоге самым трудноугоняемым автомобилем оказался премиальный кроссовер Mercedes-Benz GLE. Второе место занял седан Mazda 6, а топ-3 замкнул кроссовер Infiniti QX50. Кроме того в 10-ку лучших вошли Mazda CX-5, Skoda Kodiaq, Lexus LX, Volkswagen Polo, Hyundai Tucson, Hyundai Solaris и Mitsubishi Outlander.
Поставят точки
У Toyota и Lexus есть шанс поправить свои позиции в различных рейтингах — теперь все новые машины помечены с помощью уникального противоугонного идентификатора Т-Марк и L-Марк. Суть технологии заключается в том, что на автомобиль методом напыления наносят смесь клея и микроскопических точек с информацией. Всего на автомобиль наносится около 10 тыс. точек в 25–30 местах на кузове и агрегатах. Причем карта нанесения маркировки уникальна для каждого автомобиля.
Это, по словам представителей японской марки, позволит лишить угон экономической привлекательности и устранить возможность продажи на вторичном рынке.
«Эффективность идентификатора уже показала себя на примере модели Lexus ES — на сегодняшний день не зарегистрировано ни одного случая угона Lexus ES с противоугонной маркировкой, а общее количество угонов модели в 2019 году снизилось, по сравнению с 2018 годом, в два раза», — рассказали в пресс-службе Toyota Russia.
Противоугонные идентификаторы T-Mark и L-Mark
Аналитики «Альфастрахования» выразили надежду, что внедренные «Тойота Мотор» меры для защиты новых автомобилей Toyota и Lexus, представленных в России (маркировка L-Mark и T-Mark), в ближайшее время приведут к снижению частоты угона автомобилей в стране. Однако результат проявится не сразу.
«К сожалению, в России маркировка не является обязательным элементом для проверки при регистрационных действиях в ГИБДД. Ее эффективность мы выясним только спустя пару лет после накопления статистики», — считает Андрей Курчанов.
Каско или маячок
Лучшим вариантом защиты от угона страховщики считают полис каско. Однако Андрей Курчанов обратил внимание, что подавляющее число страховок не покрывают полную стоимость автомобиля.
«После угона страховая выплачивают с амортизацией только до 80% стоимости автомобиля. Чаще не сразу, а после закрытия уголовного дела — на это уходит до двух месяцев», — отметил он.
Кроме того, чем ближе автомобиль к «зоне риска», тем выше стоимость страховки у некоторых страховщиков.
«Стоимость страховки зависит от страховой компании. Если у нее есть обоснованный повод верить рейтингу, то да. Проблема, на мой взгляд, в том, что этих рейтингов сейчас очень много. И у всех они разные. Потому что выборка неодинаковая. Например, операторы спутниковых систем составляют рейтинги из своих клиентов. А это не есть большинство», — поделился своими наблюдениями с «Известиями» Константин Сорокин.
Поэтому популярные у угонщиков машины стоит дополнительно защитить. Например, установкой маячков.
«Хорошо, если есть GSM-маячок на автономном питании, который показывает место положения машины. Главное — спрятать поглубже, например в лонжерон или докатку. Но каждое действие имеет противодействие — злоумышленники могут воспользоваться глушилкой. К тому же угнанные машины оставляют на месяц в «отстойник», чтобы немного улеглась суета с ГИБДД и «сели» всевозможные маячки. Поэтому искать машину лучше по горячим следам», — рассказал эксперт по противоугонным системам, пожелавший остаться неназванным.
Угонять будут чаще
Несмотря на то что сейчас число угонов существенно упало, эксперты уверены, что после пандемии всё вернется к прежней ситуации.
После ослабления карантинных мер частота угонов по всем сегментам и маркам не только вернется на прежние уровни, но и, скорее всего, увеличится, считают в «Альфастраховании». Причина — рост цен как на сами автомобили, так и на запчасти, а также общая экономическая ситуация.