Лизинг авто в исламе
Дозволен ли лизинг по Исламу?
Вопрос: У моей фирмы есть потребность в определённой технике и оборудовании, однако у предприятия не так много свободных средств для их приобретения. Было предложено купить необходимое оборудование в лизинг, и теперь встал вопрос дозволенности подобной операции. Скажите, пожалуйста, можно ли приобрести что-либо в лизинг?
Ответ:
В современном мире разнообразные виды финансовых услуг стали неотъемлемой частью жизни человека, без которых его полноценное существование в определённой степени ограничено. При этом очевидно, что, будучи продуктом ссудно-процентной системы, по большей части эти финансовые услуги вступают в противоречие с нормами Ислама. К числу последних относится и лизинг — долгосрочная аренда транспортных средств, оборудования, и т. п. с возможностью их последующего выкупа по остаточной стоимости. И запретен он по следующим причинам:
1. Штрафы за просрочку.
В Исламе запрещены штрафные санкции за просрочку платежей, так как это является разновидностью ростовщичества.
Джалалуддин ас-Суюти и Хатиб аш-Ширбини в своих разъяснениях, толкуя слова Всевышнего
❁ ﻳﺄﻳﻬﺎ اﻟﺬﻳﻦ ﺁﻣﻨﻮا ﻻ ﺗﺄﻛﻠﻮا الربا . ❁
(смысл:) «О те, которые уверовали, не занимайтесь ростовщичеством!» («аль-‘Имран», аят 130), пишут:
ﺑﺄﻥ ﺗﺰﻳﺪﻭا ﻓﻲ اﻟﻤﺎﻝ ﻋﻨﺪ ﺣﻠﻮﻝ اﻷﺟﻞ ﻭﺗﺆﺧﺮﻭا اﻟﻄﻠﺐ
«Увеличивая сумму долга по наступлении времени погашения, и откладывая срок его погашения для должника».
(См.: Тафсир аль-Джалалайн, т. 1, с. 84, Сирадж аль-Мунир, т. 1, с. 245)
2. Переменная сумма арендных платежей.
В традиционной финансовой аренде зачастую размер будущих арендных платежей привязывают к ставкам, которые не известны в настоящий момент времени, как, например, ставки межбанковского кредитования или ставка рефинансирования ЦБ и тому подобное. С точки зрения исламского права, подобное условие является недопустимым, так как цена за любой товар должна быть определённой и известной.
«Необходимым условием арендного договора является определенная и фиксированная плата. Поэтому нельзя сдавать в аренду дом, обозначив в качестве платы его ремонт, а также животное, обозначив в качестве платы его содержание».
3. Привязанность последующей купли-продажи к погашению арендной платы.
Также ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» утверждает:
«Условием договора купли-продажи является отсутствие привязанности к чему-либо»
(См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 4, с. 225).
4. Расходы на объект собственности.
Ответственность арендатора с точки зрения исламского права ограничена ущербом, нанесённым активу в результате его неправильного использования или халатности. Но арендатор не должен отвечать за ущерб, полученный в результате факторов, не находящихся под его контролем, как, например риск случайной гибели. В договорах традиционной финансовой аренды, как правило, не делаются различия между данными видами ответственности, и они полностью возлагаются на клиента, что запрещено с точки зрения исламского права.
(ﻭﻳﺪ اﻟﻤﻜﺘﺮﻱ ﻋﻠﻰ) اﻟﻌﻴﻦ اﻟﻤﻜﺘﺮاﺓ ﻧﺤﻮ (اﻟﺪاﺑﺔ ﻭاﻟﺜﻮﺏ ﻳﺪ ﺃﻣﺎﻧﺔ)
«Право арендатора распоряжаться тем, что он взял в аренду, например, животным, одеждой, является правом доверия»
(См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 6, с. 177).
Имам ан-Навави в книге «Минхадж ат-Талибин» пишет:
ﻭﻋﻤﺎﺭﺗﻬﺎ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﺆﺟﺮ
«Последующие расходы на ремонт того, что было отдано в аренду, лежат на арендодателе»
(См.: Минхадж ат-Талибин, с. 161).
Заключение:
Согласно Шариату договор купли-продажи по лизингу запретен и недействителен. Более того, это разновидность ростовщичества.
В тексте фетвы приведены выдержки из журнала «Халяль Глобус», № 3 за 2015 г.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Лизинговый контракт в соответствии с Исламом
В современном мире, разнообразные виды финансовых услуг стали неотъемлемой частью жизни человека, без которых его полноценное существование в определённой степени ограничено. При этом очевидно, что, будучи продуктом ссудно-процентной системы, по большей части эти финансовые услуги вступают в противоречие с нормами Ислама, и прежде чем прибегать к ним, необходимо задаться вопросом – дозволено ли это? Лизинг, или финансовая аренда, — одна из форм финансирования, которая весьма распространена в современных деловых отношениях и используется преимущественно для удовлетворения нужд бизнеса в пополнении основных средств. Основной причиной, по которой в деловой практике лизинг используется вместо процентного кредитования, являются преимущества по налогообложению, такие как ускоренная амортизация по налогу на имущество и принятие к расходам всей суммы лизинговых платежей в налоговом учёте. При этом, помимо налогообложения, основным отличием лизинга от кредита является то, что в основе отношений между лизинговой компанией и клиентом лежит договор аренды, а не займа (кредита). А так как аренда с точки зрения Ислама относится к категории возмездных договоров, то, в отличии от договора займа, получение прибыли от арендных сделок является дозволенным. Однако необходимо отметить, что финансовая аренда, или лизинг, не являются арендой в чистом виде и отличаются от простой, или операционной, аренды множеством различных аспектов. Ниже мы резюмировали основные отличия лизинга от договора простой аренды, дозволенной с точки зрения исламского права.
Две сделки в одном договоре
Главной особенностью лизинговой сделки является то, что по окончанию лизингового договора право собственности на товар переходит клиенту. С точки зрения Ислама, переход права собственности на товар – это отличная от договора аренды операция и поэтому она должна осуществляться посредством отдельного договора – купли-продажи или дарения. Однако в классических лизинговых договорах эти две сделки являются частью одного договора, что вступает в противоречие с известным в фикхе имущественных отношений правилом о том, что в отношении одного объекта не может быть заключено два взаимоисключающих вида договоров (как продажа и аренда) на что есть чёткое указание в хадисах Пророка, мир ему и благословение: Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил заключать две сделки в одной. (Ахмад и ан-Насаи). В практике исламских финансовых компаний, данный аспект в лизинговых договорах решается посредством того, что вместо того, чтобы делать сделку купли-продажи частью общего лизингового договора, она оформляется отдельно по истечению срока аренды. На момент же лизингового договора с финансовой компании берётся одностороннее обещание о том, что она обязуется продать (или подарить) товар по окончании арендного периода клиенту. Взяв на себя подобное обещание, арендодатель становиться обязанным его исполнить, а арендатор может реализовать возможность по приобретению товара в конце арендного периода, в случае если он погасил все арендные платежи в соответствии с договором аренды. Так как обещание является односторонним актом – исполнение последующего договора купли-продажи является обязательным только для финансовой компании, но не для клиента, который имеет право отказаться от сделки. Подобный договор называется «иджара уа иктина» и был дозволен большим количеством современных исламских учёных¹ и получил широкое распространение среди исламских банков и финансовых институтов.
Заключение договора до получения права собственности на товар
Так же следует отметить, что с точки зрения исламского права договор аренды в отношении определённого и персонифицированного имущества может заключаться, только если объект аренды находиться в собственности арендодателя. В классическом лизинге же, как правило, происходит обратное: сначала заключается договор с клиентом, а уже затем лизинговая компания покупает товар у поставщика и осуществляется его передача клиенту.
Право на арендные платежи
Другим аспектом классического лизинга, который вступает в противоречие с исламским правом, является право на арендные платежи. С точки зрения исламского права, арендодатель имеет право на арендные платежи только за предоставленную услугу по использованию товара. Поэтому арендная плата может взиматься только за те периоды, когда товар был предоставлен клиенту для использования. Однако в классическом лизинге, арендные платежи могут взиматься и в тот момент, когда товар не находиться в пользовании клиента, например с момента заключения лизингового договора и до поставки его поставщиком, в период неисправности товара (возникшей не по вине арендатора) и тому подобное.
Расходы на объект собственности
Так как арендодатель является собственником актива, то он ответственен за оплату всех расходов понесённых в процессе его покупки и доставки до клиента. Безусловно, он может учесть эти расходы при установлении размера арендных платежей, однако принципиальным является то, что он ответственен за покрытие всех этих расходов в качестве собственника. Любые противоречащие этому условия, которые часто встречаются в договорах классической финансовой аренды, противоречат исламскому праву.
Ответственность сторон в случае нанесения ущерба активу
Ответственность арендатора с точки зрения исламского права ограничена ущербом нанесённым активу в результате его неправильного использования или халатности. Но арендатор не должен отвечать ущерб, полученный в результате факторов, не находящихся под его контролем, как например риск случайно гибели. В договорах традиционной финансовой аренды, как правило, не делаются различия между данными видами ответственности и они полностью возлагаются на клиента, что запрещено с точки зрения исламского права.
Переменная сумма арендных платежей и штрафы за просрочку
В традиционной финансовой аренде зачастую размер будущих арендных платежей привязывают к ставкам, которые не известны в настоящий момент времени, как например ставки межбанковского кредитования или ставка рефинансирования ЦБ и тому подобное. С точки зрения исламского права, подобное условие является недопустимым, так как цена за любой товар должна быть определённой и известной. Кроме того, запрещены штрафные санкции за просрочку платежей, так как это является разновидностью ростовщичества.
Исходя из всего вышесказанного, становиться очевидным, что лизинг, практикуемый обычными неисламскими финансовыми компаниями, имеет целый ряд противоречий Исламу, делающих его использование запрещённым. Для того, чтобы договор лизинга стал дозволенным его необходимо привести в соответствии с упомянутыми выше условиями, а так же учесть прочие требования к аренде, которые существуют в исламском праве. К сожалению, как правило, лизинговые компании не идут на то, чтобы приводить свои договора в соответствие с указанными условиями и переговоры с клиентами, имеющими подобные требования к договорам, заканчиваются безрезультатно. Предложение же исламских финансовых компаний на рынке России весьма ограничено и не может удовлетворить даже небольшой части спроса, существующей со стороны мусульманской общины. Однако опыт говорит ещё и о том, что большинство мусульман, как правило, просто не осведомлены о существующих в Исламе нормах экономических отношений и инертны в отношении того, чтобы заявить о своих требованиях к договорам и хотя бы попробовать получить финансовые услуги, которые бы соответствовали Исламу. Поэтому для того, чтобы исламские финансы наконец появились в России – мусульмане должны в первую очередь понимать что это такое и сами делать запрос на них.
Искандер Исхаков
Исполнительный директор
Центр развития исламской экономики и финансов
Опубликовано в журнале «Халяль Глобус», № 3 (зима 2015)
¹ Данный договор был одобрен такими организациями как Международная исламская академия фикха, Организация по бухгалтерскому учёту и аудиту в исламских финансовых учреждениях. Однако стоит отметить, что часть учёных отвергла дозволенность подобного обещания, будучи частью одного договора, и выдвинула условие о том, что последующая передача товара должна быть предметом независимого соглашения сторон.
Разрешается ли приобретать имущество в лизинг?
Лизингом называется долгосрочная аренда движимого или недвижимого имущества с последующим правом выкупа. В современном финансовом мире лизинг используется как форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами. Шариат разрешает сдавать и брать имущество в аренду, но в данном случае речь идет о заключении одновременно двух договоров, касающихся одного и того же объекта, но разделенных во времени: договора об аренде и договора о купле-продаже.
Хорошо известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил заключать две сделки в одной. [Хадис об этом передали Ахмад, ан-Насаи и ат-Тирмизи со слов Абу Хурайры, и ал-Албани в «Ирва ал-галил» (5/149) назвал его иснад хорошим. Он же сообщил, что хадисы на эту тему также переданы со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда. См.: Ал-Албани. Силсила ал-ахадис ас-сахиха. Т. 3. С. 213.] Поэтому недопустимо, чтобы лизинговый договор содержал одновременно статьи об аренде имущества и о том, что по истечении срока действия договора имущество переходит в собственность арендатора. Положение не меняется и в том случае, если купля-продажа оформляется не статьей в договоре об аренде, а отдельным договором, который вступит в силу по истечении срока действия договора об аренде или в заранее оговоренный срок.
В то же время при заключении договора об аренде сторонам разрешается заключить отдельный договор о дарении, который вступит в силу по истечении срока действия договора об аренде, если арендатор выполнит свои обязанности, или арендодатель может пообещать арендатору, что подарит ему это имущество на таких же условиях. Либо в договор об аренде может быть включен пункт о том, что в течение срока действия настоящего договора или по его истечении арендатор имеет право выкупить имущество у арендодателя на основании нового договора по рыночной или договорной цене. Эти положения были приняты на сессиях Международной академии исламского права при Организации исламского сотрудничества. Их законность не вызывает сомнения, потому что обязательство подарить имущество бесспорно отличается от договора о купле-продаже, ограниченного нормами шариата, равно как и право на приобретение имущества на основании нового договора отличается от сделки на заранее оговоренных условиях.
Следует иметь в виду, что между законоведами нет согласия относительно того, имеет ли обещание подарить имущество юридическую силу, то есть может ли арендатор в судебном порядке добиться перехода имущества в его собственность, если арендодатель не выполнит своего обещания. Большинство улемов считают, что выполнение обещания желательно, но не обязательно; следовательно, суд не может принудить ответчика к выполнению обещания. Но есть мнение, что выполнять обещания обязательно и что невыполнение обещания без уважительной причины считается грехом. [См.: Ибн Таймиййа. Ал-Фатава ал-кубра. Бейрут: Дал ал-ма‘рифа, 1386. Т. 5. С. 553; аш-Шанкити, Мухаммад ал-Амин. Адва’ ал-байан. Бейрут: Дар ал-фикр, 1415/1995. Т. 3. С. 438-441.] Поэтому большинство ханафитских законоведов считают, что ответчик обязан выполнить обещание только, если он обещал сделать что-либо на каких-то условиях. А большинство маликитов обязывают его к выполнению обещания, если истец, положившись на него, вступил в какие-то отношения. [См.: Хайдар, ‘Али. Дурар ал-хуккам шарх маджалла ал-ахкам. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмиййа. Т. 1. С. 77; ал-Карафи, Ахмад ибн Идрис. Китаб ал-фурук. Каир: Дар ас-салам, 1421/2001. С. 1141.]
Опираясь на эти суждения, мы считаем, что если арендодатель обещал подарить имущество арендатору по истечении срока действия договора об аренде и арендатор выполнил свои обязательства по данному договору, то он обязан выполнить обещание. Но сложности могут возникнуть в случае смерти арендодателя, так как обещание или заключение договора о дарении в будущем не гарантирует того, что дар перейдет в собственность одаряемого. Право собственности на дар возникает лишь по факту его принятия, а значит если даритель скончается до того, как договор вступит в силу и одаряемый примет дар, то оговоренное имущество становится частью его наследства. [См.: ал-Касани, Абу Бакр ибн Мас‘уд. Бадаи‘ ас-санаи‘. Бейрут, Дар ал-китаб ал-‘араби, 1982. Т. 6. С. 120; ал-Манхаджи ал-Асйути, Мухаммад ибн Ахмад. Джавахир ал-‘укуд. Бейрут, 1417/1996. Т. 1. С. 313.]
Помимо всего прочего, при заключении договора аренды нужно оговаривать ответственности сторон в соответствии с нормами шариата. В частности, ответственность за эксплуатационные расходы, связанные с поддержанием сданного в аренду имущества в пригодном состоянии (например, расходы на текущий ремонт, но не расходы на электроэнергию, топливо и т. п.), должен нести арендодатель, а не арендатор, и между законоведами нет разногласий на этот счет, потому что в противном случае стоимость аренды становится нефиксированной. [См.: Ибн Кудама. Мугни. Каир: Дар хаджар, 1412/1992. Т. 8. С. 33.]
Арендодатель также не имеет права возлагать на арендатора ответственность за сохранность имущества, и если такое условие вписано в договор аренды, оно считается недействительным. Арендатор несет ответственность за сохранность имущества лишь в том случае, если оно было повреждено или уничтожено по его вине или по причине его халатности. Кроме того, улемы разрешали требовать от арендатора возмещения ущерба, если арендодатель поставил ему разумные условия эксплуатации, а арендатор нарушил их. [См.: Ибн Наджим. Ал-Бахр ар-раик. Бейрут: Дар ал-ма‘рифа. Т. 8. С. 17; Ибн Кудама. Мугни. Каир: Хаджар, 1412/1992. Т. 8. С. 114-115; ал-Файрузабади, Ибрахим ибн ‘Али. Ат-Танбих фи ал-фикх аш-шафи‘и. Бейрут: ‘Алам ал-кутуб, 1403 г. х.]
Если перечисленные выше условия соблюдаются, то стороны могут заключить договор о долгосрочной аренде, условившись по истечении его срока действия заключить отдельный договор о купле-продаже или о дарении. В противном случае вместо договора о долгосрочной аренде стороны могут заключить договор о купле-продаже с рассрочкой и залогом, гарантирующим своевременные выплаты по договору. А Аллах знает лучше!
Задайте вопрос по фикху имущественных отношений:
Благодарим Вас за проявленный интерес к сайту islameconomy.ru
Просим обратить внимание на то, что в связи с большой загруженностью наших шариатских экспертов возможна определённая задержка с получением ответа.
Рубрики
Дозволено ли пользоваться услугами лизинга?
Мне известно, что в исламе запрещено брать деньги в долг под проценты, поэтому запрещено банковское кредитование. В связи с этим хотелось бы уточнить, дозволены ли услуги лизинговых компаний, ведь известно, что в этом случае отсутствуют долговые отношения, а происходит сдача имущества в аренду? (Казань, Татарстан).
Лизинг, или финансовая аренда, это современная форма финансовых отношений, под которой, как правило, подразумевается, то что одна сторона (лизингодатель) приобретает имущество с целью передать его в аренду другой стороне (лизингополучателю) с переходом права собственности по окончанию лизингового договора. Данные отношения могут быть дозволенными или запретными, в зависимости от условий, определяемых сопутствующим договором. Однако в практике российских лизинговых компаний, как правило, присутствует ряд условий, делающих договор неправильным, а отношения запретными, среди которых можно выделить:
— отсутствие необходимой ответственности лизингодателя за передаваемый в лизинг товар, которая связана с правами собственности на него;
— отсутствие взаимосвязи между реальным использованием объекта лизинга и лизинговыми платежами;
— наличие условия о штрафных санкциях за просрочку платежа, что является разновидностью ростовщичества;
— т.е. присутствие двух, взаимообусловленных договоров – аренды и купли-продажи – одном договоре лизинга, что подпадает под запрет на использование «двух сделок в одном договоре», так как известно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, запретил заключать две сделки в одной (приводится у Ахмада и ан-Насаи). Исходя из вышеперечисленного, мы бы порекомендовали Вам избегать заключать стандартные лизинговые договора.
Лизинговая компания малого бизнеса РТ запустила специальную программу лизинга по канонам ислама
В Татарстане появится лизинговая программа по принципам ислама «Иджара-лизинг». Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал директор лизинговой компании малого бизнеса РТ Айрат Каюмов.
«Мы получили согласование инвестиционно-венчурного фонда РТ и правительства Республики Татарстан на создание дочерней компании „Иджара лизинг“. Эта компания сфокусируется на финансировании договоров лизинга по правилам исламского банкинга, — отметил Каюмов. — Договор иджара учитывает религиозные принципы и особенности, но не является финансовым сервисом, ориентированным исключительно на клиентов по религиозному признаку и не противоречит действующему законодательству. Мы ожидаем, что данный вид услуг удовлетворит спрос этических предпринимателей Татарстана, а в будущем даст новый импульс притоку финансовых ресурсов исламских банков в республику». Программа сформирована на основе многочисленных запросов клиентов в регионе и начнет рассматривать заявки с 1 октября 2020 года.
Иджара — исламский аналог лизинга, предоставляет имущество в аренду и предполагает последующий выкуп арендного имущества. По словам руководителя лизинговой компании, отличие данной программы — в отсутствии процентов, штрафов и пеней, а также в финансировании за счет собственных средств компании. Не требуется также дополнительного залога, само оборудование выступит в качестве гаранта возврата.
Договоры иджара будут заключаться на срок от 1 до 5 лет на легковые и коммерческие автомобили, технику (авто, спец., с/х), сельскохозяйственное оборудование и коммерческую недвижимость. Программа станет доступна как юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, КФХ, так и физическим лицам.
ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан» создана в 2005 году. Учредители — «Инвестиционно-венчурный фонд РТ» и Торгово-промышленная палата РТ. Основными направлениями деятельности компании является поддержка малого и среднего бизнеса, реализация инвестиционных и инновационных проектов по приоритетным для РТ направлениям с использованием механизма лизинга. Компания предоставляет в лизинг промышленное и строительное оборудование, технологические линии, автотранспорт, спецтехнику любых отечественных и зарубежных производителей.
«Лизинговая компания малого бизнеса РТ» https://lkmb-rt.ru/
Офис: ул. Петербургская, 50