Машины разминирования российской армии

Спасительный «змей»: как установка УР-77 сохраняет жизни на поле боя

Самоходная реактивная установка разминирования УР-77 создана для проделывания проходов в минных полях, в том числе во время боя. Проще говоря, она делает то, что раньше вручную, рискуя жизнью делали саперы. Телеканал «Звезда» рассказывает об уникальной машине разминирования, которая остается незаменимой в российской армии.

Ужас минных полей

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

Важно понимать, что миноискатели не обнаруживают мин в неметаллических корпусах, а при поиске с помощью щупа нужно прокалывать землю каждые 20–30 см. Для стандартного прохода шириной 6 метров и до 200 метров длиной нужно уколоть примерно 30 тысяч раз. И это надо делать ночью, ползком и под угрозой обнаружения. Кроме того, ночная активность саперов — верный признак утреннего наступления.

Бангалорская торпеда

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

Огненный «Горыныч»

Настоящий «Змей»

Но советские конструкторы не сидели сложа руки, и в 1968 г. на вооружение инженерных войск поступила вполне приличная машина, способная делать то, чего не мог «Змей Горыныч». Первый вариант именовался УР-67 (Установка разминирования образца 1967 г.). Позднее усовершенствованный вариант, выполненный на базе САУ 2С1 «Гвоздика», получил обозначение УР-77 «Метеорит», ну а прозвище «Змей Горыныч» перешло по наследству.

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

По словам танкиста, полковника Виктора Мураховского, УР-77 на сегодняшний день — лучшая в мире система дистанционного разминирования в мире. УР-77 представляет собой бронированный сварной корпус с двумя размещенными сверху пусковыми установками и необходимым для запуска оборудованием. Экипаж составляет всего два человека — механик-водитель и командир-оператор.

«Машина УР-77 отличается надежностью и простотой в обслуживании. Практически вся работа экипажа механизирована, и солдаты срочной службы легко справляются с ее боевым применением», — сказал полковник Мураховский.

Машина в нужное время быстро занимает пусковую позицию на линии фронта, поднимает направляющие и производит пуск заряда. Заряд летит, поднимаясь на высоту 10–15 метров, пока не натянется тормозной канат, соединяющий хвост заряда и машину. После того как заряд падает на минное поле, машина сдает назад, чтобы выровнять заряд в прямую линию. Командир машины по кабелю (внутри тормозного каната) выдает команду на подрыв заряда.

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

725 кг пластита заставляют сработать мины с нажимными взрывателями в полосе разминирования и перебивают проволоки мин натяжного действия. Командир машины с помощью пиропатрона перебивает тормозной канат, освобождая машину, и теперь она готова к пуску следующего заряда разминирования. Весь процесс не занимает и трех минут: при этом проход в минном поле проделывается действительно внезапно и мгновенно.

Ширина прохода составляет около 6 метров, а длина до 100 м за один залп, и таких залпов у машины два. Несмотря на то, что УР-77 не предназначена для разминирования противопехотных мин, установка расчищает противопехотные минные поля от американских мин нажимного действия М14, создавая проход шириной до 14 м.

Боевое применение

УР-77 имеет обширный послужной список: от боевых действий в Афганистане до нынешних событий в Сирии; от Африки и снова до Ближнего Востока.

«Как показала практика боевого применения, такой заряд может проделывать проходы в инженерных заграждениях не минного характера. УР-77 можно применять против противотанковых ежей и надолбов. Эффективна машина в борьбе с баррикадами и завалами, которые характерны для боев в городских условиях, что и продемонстрировали боевые действия в Сирии», — рассказал военный эксперт.

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

«Штатно машины стоят на вооружении мотострелковых и танковых полков и поэтому для их применения не надо запрашивать разрешение вышестоящих начальников. Они применяются в рамках того плана боя, который разработал конкретный командир части», — отметил Виктор Мураховский.

Конкуренты США

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

Все бы хорошо, но техническое исполнение у американцев оказалось куда хуже. В случае использования прицепа экипаж становится незащищенным от огня противника в момент подготовки системы к залпу. Да и сама система показала себя не очень надежной. Во время военной операции «Буря в пустыне» более половины пусков М58 оказались неудачными. В СССР даже у УР-67 неудачные пуски носили единичный характер. Вполне возможно, причина заключается в том, что наши конструкторы изначально создавали систему, способную исправно действовать в любых условиях и с любым персоналом.

«Америка уже имеет систему, подобную УР-77. Это M1 Assault Breacher Vehicle (M1 ABV), которая создана на базе танка М1 Abrams и обладает аналогичной мобильностью и возможностью проводить разминирование «с ходу». Но она находится на вооружении специальных инженерных подразделений и не входит в организационно-штатную структуру американских батальонов и бригад. Поэтому каждый раз требуется запрашивать инженерную поддержку, на что собственно тратится дополнительное время для развертывания и сужается гибкость применения установки», — рассказал полковник Мураховский.

Источник

Боевые машины разминирования

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

Если в XIX веке саперы могли вполне обходиться лопатами, топорами, пилами и прочим ручным инструментом, то сегодня, чтобы открыть дорогу танкам, БМП и пехоте, нужны тяжелые инженерные машины, которые могут достаточно быстро сделать проход в минном поле, навести переправу, засыпать противотанковый ров, снести проволочные заграждения, расчистить дорогу.

Не стоит думать, что современнейший танк М1 «Абрамс» или Т-90 имеют лучшую проходимость, нежели ветхозаветные БТ-7 или Pz.Kpfw III. А вот сделать для них проходы требуется куда быстрее. Если в 1940-х противотанковый ров был просто досадной помехой, способной сорвать атаку, то сегодня задержка танков у рва хотя бы на несколько минут чревата тем, что они будут накрыты огнем боевых вертолетов, высокоточных ракет и снарядов, прилетающих издалека, и понесут тяжелые потери.

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

БАТ-М: путепрокладчик
БАТ – бульдозер на артиллерийском тягаче (тягач АТ-Т), предназначен для механизации инженерных работ при прокладке колонных путей, подготовке дорог, расчистке местности. Масса: 2,75 т; 12-цилиндровый дизельный двигатель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.); скорость: до 35 км/ч; скорость очистки дороги: 15 км/ч; скорость прокладки грунтового пути: 5–8 км/ч; экипаж: 2 чел.; оснащен автокраном грузоподъемностью 2 т

Перечислить всю технику для преодоления препятствий, которой располагают наши инженерные войска, невозможно. Это десятки образцов. Но о самых широко используемых рассказать стоит.

Сегодня уже никто не скажет, кому первому пришла в голову мысль навешивать тралы на танковые тягачи БТС (по другим данным, на трофейные Т-54 или Т-55). Как бы там ни было, идея оказалась дельной. Во-первых, экономились современные танки. Во-вторых, место механиков-водителей придумали устраивать не на самом дне машины, а на крыше, для чего, правда, пришлось удлинить рычаги управления. Экипаж прикрывался бронелистами или иногда башней со снятой пушкой. Дно машины выстилалось пластиковыми канистрами с водой. Канистры хранили запас воды, никогда не лишний в жаркой стране, и служили прекрасным гасителем ударной волны, если мина вдруг рванет под днищем. Такие машины отлично тралили маршруты, а если и подрывались, то экипаж оставался цел.

Боевые качества этих самоделок быстро и по достоинству оценили в Министерстве обороны. Было выдано задание на разработку машины, которой присвоили обозначение БМР. Первый образец построили в Киеве, автором проекта стал подполковник А.П.Хлесткин. Хотя конструировать-то особенно было нечего. Все исходное имелось – и танковое шасси, и отличный трал КМТ-5М, созданный в челябинском СКБ-200 под руководством В.И. Михайлова. И уже кконцу 1980 года в Афганистан стали поступать первые БМР, изготовленные на Львовском танкоремонтном заводе.

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

БМР-1: разминирование
Имеет усиленную броневую и противокумулятивную защиту днища под обитаемым отделением и обеспечивает траление мин с нажимными, штыревыми и неконтактными взрывателями. Имеется место для размещения трех саперов и их оборудования. Масса: (без трала, саперов и их имущества): 43 т; максимальная скорость: 60 км/ч; запас хода по шоссе: 550 км; вооружение: 12,7-мм закрытая зенитно-пулеметная установка; грузоподъемность крана: 2,5 т; трал КМТ-7

БМР заводского изготовления сразу же нашли свое место в боевых порядках войск. Они позволили резко снизить потери техники на минах, увеличить скорость движения колонн. Поток заявок быстро нарастал. Машину требовали не только танкисты, но и пехота, тыловые батальоны. Обойти препоны военной бюрократии было несложно, ведь БМР относились не к бронетанковой технике, а к инженерной и не считались штатной машиной исключительно танковых частей.

Конструкторы, учитывая недостатки и «детские болезни» первых образцов, оперативно разработали БМР-2, а позднее и БМР-3. Последний оказался настолько удачным, что в начале XXI века стало возможным представить БМР на международном рынке вооружений. Причем для этого были основания исторического характера. Входе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов Израиль захватил у египтян довольно много тралов КМТ-5 советского производства. Израильские военные быстро приспособили их к своим «Меркавам» истали сбольшим успехом использовать.

В иракских войнах американцы понесли чувствительные потери на противотанковых минах, хотя тщательно скрывают эти неприятные для них факты. Еще больше потерь они стали нести после объявления о достигнутой победе. А вот приемлемых противоминных тралов у американцев не было, ибо они высокомерно пренебрегали этой техникой в 1950–1970-х. Попытки вернуть в обновленном виде цепные тралы времен Второй мировой закончились провалом. Пришлось американцам идти на поклон к израильтянам и покупать у них минные тралы советского производства.

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

Большое количество ИМР участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Лишь с их помощью удалось установить дистанционно управляемые краны и приступить к возведению саркофага

Катки, магнит и плуги

Принцип каткового трала, этого основного инструмента БМР, очень прост. К двум рамам, закрепленным на броне, подвешены несколько тяжелых прочных стальных колес, которые катятся впереди машины и, наезжая на мину, заставляют ее взорваться. Прочность этой конструкции такова, что катки выдерживают до десяти взрывов. Вышедшие из строя катки легко заменить. По статистике, на минном поле машина может встретить не более 1–3 мин.

Принцип прост, но вот добиться того, чтобы каждый каток катился по земле независимо от соседних и тщательно перекатывался по любому бугорку или ямке (как говорят конструкторы, копировал местность), да еще чтобы при этом на него воздействовал вес всей конструкции (что крайне важно для срабатывания мины), смог только наш конструктор В.И.Михайлов. Российский трал практически не пропускает ни одной мины. Американские и английские конструкторы создать удовлетворительные образцы каткового трала не сумели.

БМР, а точнее трал, подвешенный к этой машине, может бороться и с минами, которые реагируют не на давление, а на магнитное поле танка. Два наклонно стоящих цилиндра над катками – это ЭМТ (электро-магнитный трал). Цилиндры создают впереди машины магнитное поле, аналогичное тому, которое имеет танк. Мины взрываются перед тралом, не нанося повреждений машине.

Оснащен БМР и тралом выкапывающего типа. Две секции расположены позади катков. Ножи при движении БМР зарываются в землю на глубину, на которой обычно устанавливаются противотанковые мины, выкапывают мину и отбрасывают ее в сторону.

Такой плужный трал необходим, поскольку существуют мины, срабатывающие не от одного, а от двух последовательных нажатий. К таким относятся, например, наша МВД-62 или британская No.5 Mk4. Делать же трал с двумя рядами катков нерационально, ибо он окажется слишком тяжелым.

Но, к сожалению, плужный трал применим только на местности с определенным качеством грунта. При каменистых, скальных грунтах, на дорогах ствердым покрытием «плугу» делать нечего.

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

БМР-3М. Разминирование
ИМР. Дороги и траншеи. Инженерная машина разграждения – армейская машина, предназначенная для прокладки дорог по пересеченной местности, в лесу и городских завалах, для отрывки и засыпки котлованов. Масса: 37,5 т; максимальная скорость по шоссе: 59 км/ч; экипаж: 2 чел; скорость при работе бульдозерным оборудованием: до 12 км/ч; максимальный вылет стрелы: 8,8 м; грузоподъемность стрелы: 2 т

Однако мины – далеко не единственное искусственное препятствие, способное остановить движущиеся войска. Противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, надолбы, баррикады, барьеры, завалы из деревьев, городские руины, наконец, не по зубам минному тралу.

Еще в далекие 1970-е на вооружение советских инженерных войск была принята машина под обозначением ИМР (инженерная машина разграждения). Ее основной задачей стала расчистка маршрутов движения от невзрывных препятствий, прокладка колонных путей, очистка маршрутов от снега, оборудование переездов через рвы и т.п. в боевых порядках войск. А базой ИМР стал сначала танк Т-55, позднее Т-62 и наконец Т-72.

Прежде всего машину оснастили мощным бульдозерным оборудованием универсального назначения. Например, если нужно отрыть спуски в крутых склонах, крылья лопаты можно поставить в обычное прямое положение, как у тракторных бульдозеров. Если требуется очистить дорогу от снега, обломков, кустарника, крылья отводят назад. И тогда все, что мешает движению, отодвигается в стороны. Можно одно крыло завернуть назад, а другое вперед – это положение называется грейдерным; тогда все помехи движению будут сдвигаться в одну сторону. Если в этом положении лопату еще и наклонить, тогда ИМР способна создавать дорожное полотно и одновременно рыть кювет. Получится нормальная грунтовая дорога серповидного поперечного профиля. Достаточно засыпать ее щебнем или гравием, и она превратится в готовое шоссе. Важно отметить, что все эти трансформации бульдозерного оборудования экипаж проделывает, не выходя из машины. А это очень важно, например, на местности, зараженной отравляющими или радиоактивными веществами.

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

Американский аналог ИМР M1 Grizzly [Breacher] так и не вышел из стадии войсковых испытаний

Машины в атомном аду

ИМР оказалась единственной машиной, способной работать в первые дни Чернобыльской аварии прямо возле разрушенного четвертого энергоблока. Подступы к реактору оказались заваленными обломками здания и оборудования. Чтобы подобраться к очагу разрушений, требовалось сначала расчистить завалы. Но уровни радиации в те дни были таковы, что даже армейские радиометры зашкаливало (от 60 до 500 рентген в час). Возле реактора человек мог находиться считанные минуты, а то и секунды.
ИМР с ее мощной броней снижала уровни радиоактивного облучения экипажа в десять и более раз. Очень пригодилась телескопическая стрела с захватом-манипулятором, которой оснащена ИМР. Вылет стрелы – 8,8 м. С помощью манипулятора оператор машины как рукой может захватывать и перемещать в сторону предметы массой до 2т. Причем точность работы такова, что опытный оператор может мощными челюстями манипулятора закрыть коробок со спичками, лежащий на земле. Или поднять с земли и подать человеку сигарету.

У чернобыльского реактора ИМР собирали разбросанные куски урановых стрежней и складывали их в подвозимые контейнеры для дальнейшего захоронения, убирали обломки стен. С помощью ИМР удалось установить вокруг реактора несколько дистанционно управляемых кранов и начать возведение саркофага. Без этой уникальной машины подобную работу пришлось бы отложить на несколько месяцев, пока не снизится уровень радиации.

Едва ли не все имевшиеся тогда в армии ИМР были посланы в Чернобыль, и все они остались там навсегда. За время работы машины набирали так много радиации, что уже сама броня становилась радиоактивной. Десятки, если не сотни ИМР среди множества других машин теперь стоят на заброшенном аэродроме времен войны возле Припяти.

ИМР оказалась настолько удачной и востребованной войсками машиной, что на протяжении многих лет ее старались усовершенствовать. По опыту Афганистана попытались придать ИМР способности БМР. Для этого на машину навешивали катковый трал КМТ-7, плужный трал КМТ-6 иметаемые заряды разминирования УР-83. Но универсализация не пошла на пользу ИМР. Катковый трал лишал ИМР возможности пользоваться бульдозерным оборудованием и делал машину неманевренной. Плужный трал КМТ-6 перегружал переднюю часть ИМР, которая итак была нагружена весом бульдозера. Ящики установок разминирования ограничивали возможность пользоваться манипулятором. В конце концов ИМР вернули к начальной комплектации.

Машины разминирования российской армии. Смотреть фото Машины разминирования российской армии. Смотреть картинку Машины разминирования российской армии. Картинка про Машины разминирования российской армии. Фото Машины разминирования российской армии

США
Попытки вернуть в обновленном виде цепные тралы времен Второй мировой войны закончились для армии США неудачно. Пришлось покупать у израильтян трофейные катковые тралы советского производства, а затем производить их клоны

Рабочий конь войны

ИМР – отличная машина, вот только слишком дорогая. И тяжелая. А инженерным войскам далеко не всегда нужна броня, да и манипулятор используется лишь от случая к случаю. Чаще всего для прокладывания путей движения танков, бронетранспортеров, БМП, самоходок, автотехники требуется лишь бульдозерное оборудование. Да иногда автокран, чтобы что-то поднять и переместить. Инженерные машины с таким ограниченным набором функций, конечно, существуют, и появились они гораздо раньше ИМР. Название машин отвечает их предназначению – это путепрокладчики. Первая такая машина появилась еще в 1960-х и получила обозначение БАТ (бульдозер на артиллерийском тягаче). В качестве базовой машины был взят тяжелый гусеничный артиллерийский тягач АТ-Т. Конструкция оказалась очень успешной, и ее полюбили в войсках.

Через несколько лет машину усовершенствовали. Добавили к бульдозерному оборудованию 2-тонный гидравлический кран и назвали новинку БАТ-М. Бульдозер оказался очень удобным для прокладки колонных путей (временных дорог для наступающих войск), очистки дорог от снега, валки деревьев, расчистки кустарников, устройства съездов на крутых склонах. Например, зимой БАТ-М чистит дорогу со скоростью до 15 км/ч, а летом прокладывает грунтовый путь со скоростью 5–8 км/ч. Конечно, лишь там, где исключен ружейно-пулеметный и артиллерийский огонь. Тем не менее кабина машины герметизирована и оснащена фильтро-вентиляционной установкой. Это значит, что БАТ-М способен работать на местности, зараженной отравляющими или радиоактивными веществами. Например, срезать и удалять зараженный грунт. Как и у ИМР, бульдозерное оборудование может иметь двухотвальное, грейдерное и прямое положения. Вот только изменять положение ножей приходится вручную.

БАТ-М полюбился военным еще за одно свойство. Двигатель, расположенный под кабиной, дает достаточно тепла, так что внутри машины комфортно в любой мороз. В конце 1980-х БАТ-М стали заменять более совершенной машиной БАТ-2, в кабине которой можно разместить кроме экипажа еще и саперное отделение.

Источник

Бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь». Прорыв для инженерных войск

В конце ноября пресс-служба министерства обороны России сообщила об очередной поставке бронетехники в сухопутные войска. На этот раз предприятие-изготовитель передало инженерным войскам шесть новых бронированных машин разминирования БМР-3МА «Вепрь». Поставка подобной техники серийного производства стартовала в прошлом году, и некоторые части инженерных войск уже успели освоить ее. Машины новых партий, в свою очередь, должны увеличить общую численность такой техники и оказать требуемое влияние на потенциал войск.

Новейшая бронированная машина разминирования БМР-3МА, также известная как «Вепрь», представляет собой вариант дальнейшего развития этого класса техники. Любопытной особенностью этого проекта является применение подходов, ранее находивших применение при создании других специальных машин. Все машины разминирования семейства БМР-3 строятся на основе танковых шасси, и по мере развития этой линейки использовались разные базовые образцы. Кроме того, проводилась доработка и совершенствование специального оснащения.

Напомним, базовая БМР-3 строилась на шасси основного танка Т-72А. Впоследствии на ее базе была разработана инженерная машина БМР-3М. Главным ее отличием было использование шасси танка Т-90. Последний проект БМР-3МА предусматривает строительство машины разминирования на основе танка Т-90А, что приводит к замене силовой установки и некоторых других систем. Кроме того, при разработке последней версии «Вепря» были внедрены некоторые идеи и решения, направленные на повышение основных характеристик машины – в том числе принципиально новые.

Разработка проекта БМР-3МА / «Объект 197А» стартовала несколько лет назад и осуществлялась Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод». В основу новой машины легли наработки и компоненты проектов БМР-3М и Т-90А. Широкое использование готовых узлов и агрегатов позволило ускорить процесс разработки и испытаний. В то же время, не обошлось без существенных нововведений. К настоящему времени последняя версия «Вепря» справилась со всеми испытаниями и пошла в серию. Первые машины этого типа поступили на службу в прошлом году.

Задачей БМР-3МА является разведка минных полей и последующая организация проходов для техники или людей. За счет применения тралов и иных устройств «Вепрь» может проделывать колейные или сплошные проходы, очищая местность от мин разных типов и различного назначения. При этом обеспечивается высокий уровень защиты экипажа и агрегатов, позволяющий машине работать на переднем крае под обстрелом противника. Как и в других поздних отечественных проектах машин разминирования, предлагаются средства обеспечения комфортной работы экипажа в течение длительного времени.

БМР-3МА строится на основе шасси основного боевого танка Т-90А, однако заметно отличается от него. Так, в новом проекте используется существующий броневой корпус, серьезно доработанный с учетом новых требований. С корпуса удаляется башня, вместо которой монтируется броневая рубка. Также осуществляется некоторая перекомпоновка внутренних объемов: обитаемый отсек помещается на месте бывшего боевого отделения и удаляется от передней оконечности корпуса. Также предусмотрено усиление защиты, в первую очередь противоминной.

Лобовая комбинированная броня танкового корпуса усиливается накладными блоками динамической защиты. Такие же «коробки» устанавливаются на лбу надстройки и на бортовых экранах. За счет этого повышается уровень защиты «Вепря» от противотанковых средств разного рода. Центральный обитаемый отсек получает некое подобие броневой капсулы. Его пол и борта образуются отдельными бронеплитами, установленными внутри основного корпуса на распорках. Пространство между внешней и внутренней броней отдается под специальный наполнитель. Утверждается, что такая защита обеспечивает безопасность экипажа при подрыве до 7,5 кг тротила под днищем корпуса.

От базового шасси танка Т-90А машина разминирования получает силовую установку. В кормовом отсеке помещается дизельный двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Сохраняется трансмиссия на основе планетарных коробок передач. Ходовая часть не претерпевает никаких изменений. Используется по шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. В то же время, предусматривается замена коробов-кожухов торсионов, находящихся внутри корпуса. Это повышает жесткость конструкции, а также вносит некоторый вклад в общий уровень защищенности.

Собственный экипаж «Вепря» состоит из двух человек – механика-водителя и командира. Они располагаются внутри рубки и имеют все необходимые пульты управления. Во время траления наблюдение за дорогой осуществляется при помощи лобового смотрового прибора водителя и перископов командира. Также в обитаемом отсеке имеются места для трех саперов. При необходимости саперный десант может спешиваться и самостоятельно заниматься обезвреживанием обнаруженных взрывных устройств. На борту предусматривается танковое переговорное устройство; для внешней связи имеется радиостанция Р-123М.

В проекте БМР-3МА предусматриваются средства, обеспечивающие возможность работы экипажа и десанта в течение 2-3 суток без необходимости выхода из машины. На борту имеется запас продовольствия и воды на 5 суток, также устанавливаются средства для разогрева пищи и кипячения воды. В распоряжении экипажа присутствуют индивидуальные санитарно-гигиенические наборы и компактный туалет. Обитаемый отсек имеет фильтровентиляционную установку и кондиционер.

«Вепрь» имеет набор различных средств, предлагаемых для самообороны. На крыше рубки располагается установка с крупнокалиберным пулеметом НСВТ или «Корд». На бортах обитаемого отсека устанавливаются два блока с дымовыми гранатометами «Туча» для стрельбы в переднюю полусферу. Также в укладках перевозятся автомат АКС-74У с боекомплектом, ручные гранаты и даже пара переносных зенитных ракетных комплексов.

Для решения своих основных задач бронированная машина разминирования БМР-3МА предназначен широкий спектр различной аппаратуры, как встроенной, так и навесной. На борту машины устанавливается собственная станция широкополосных помех, предназначенная для подавления радиоканалов управления взрывными устройствами. Саперному десанту при работе вне машины предлагается использовать схожее устройство в переносном исполнении.

В передней части корпуса расположены крепления для монтажа навесных тралов разных типов. По сообщениям Минобороны, серийные БМР-3МА комплектуются инженерными танковыми минными тралами ТМТ-С сплошного каткового типа. Также возможно применение изделий КМТ-7, отличающихся своей конструкцией и возможностями. Тралы могут комплектоваться электромагнитными приставками, расширяющими круг решаемых задач.

Трал ТМТ-С был разработан челябинским предприятием «Станкомаш». Основным элементом такого изделия является рама сложной формы, навешиваемая на передние крепления носителя. Под рамой находится рычажная система с двумя рядами массивных катков. Передний ряд включает восемь катков, задний – шесть. В передней части рамы крепятся антенные устройства электромагнитной приставки ЭМТ. Трал весит 13 т и может использоваться с бронетехникой разных типов.

Изделие ТМТ-С способно проделывать сплошной проход шириной 3,9 м в заграждениях, организованных с применением мин нажимного действия. Вероятность обезвреживания взрывного устройства достигает 95%. Электромагнитная приставка провоцирует подрыв магнитных мин в полосе шириной 4 м. Имеющееся устройство траления противобортовых мин воздействует на опасные объекты в радиусе 100 м. При тралении машина-носитель может развивать скорость до 15 км/ч.

На лобовой части бронированной машины БМР-3МА имеются крепления для установки совместимых тралов. На корме организована платформа для хранения и перевозки запасных частей тралов. Грузоподъемность платформы составляет 5 т. Там же имеется подъемный кран с ручными приводами грузоподъемностью 2,5 т. С его помощью предлагается осуществлять полевой ремонт тралов с восстановлением их работоспособности, а также другие операции.

На базе бронированной машины разминирования БМР-3МА был разработан перспективный робототехнический комплекс аналогичного назначения. В проекте «Прорыв-1» предлагается оснащение инженерной машины набором средств автоматизированного и дистанционного управления. Система управления использует помехозащищенный радиоканал и обеспечивает работу техники в сложных условиях.

При использовании в составе робототехнического комплекса инженерная машина может применяться в исходной либо в беспилотной конфигурации. В последнем случае экипаж и саперы могут покинуть свою машину и занять места в укрытии. В зависимости от особенностей текущей обстановки и поставленных задач, возможна работа в двух режимах. Оператор может управлять «Прорывом-1» при помощи удаленного пульта управления. Также возможно создание программы действий, после чего машина разминирования самостоятельно должна двигаться по заданному маршруту и организовывать проходы в минном поле.

Преимущества робототехнического комплекса «Прорыв-1» очевидны. Базовая БМР-3МА отличается высоким уровнем защиты экипажа, обеспечиваемым усиленным танковым бронированием. «Прорыв-1», в свою очередь, убирает людей с поля боя и полностью исключает риски для них. При этом, вне зависимости от методики работы, обеспечивается полноценное решение поставленных задач. Единственное существенное различие базового «Вепря» и «Прорыва-1» заключается в наличии саперного десанта на пилотируемой машине.

Робототехнический комплекс «Прорыв-1» впервые показали в 2016 году, и за прошедшее время проект успел продвинуться вперед. Не так давно сообщалось, что эта разработка успешно справилась с государственными испытаниями. Позже стало известно, что комплекс поступил в эксплуатацию в инженерных войсках.

В прошлом сообщалось о создании бронированной машины разминирования БМР-3МС. Этот образец максимально похож на БМР-3МА и представляет собой его экспортную версию. Несмотря на отличия технического характера, экспортная инженерная машина сохраняет все функции базового образца и способна справляться с его боевыми задачами. Сведения о разработке робототехнического комплекса на базе БМР-3МС пока не появлялись.

К настоящему времени БМР-3МА «Вепрь» прошла все необходимые испытания и получила рекомендацию к принятию на вооружение. В недавнем прошлом появился контракт на серийное производство такой техники, и НПК «Уралвагонзавод» запустил сборку машин. В июле прошлого года министерство обороны сообщило о получении первой партии новых инженерных машин. Эта техника была передана одной из частей инженерных войск российской армии. Следующая поставка состоялась в январе 2018 года, на этот раз машины отправились служить в соединение инженерных войск Восточного военного округа.

«Вепри» несколько раз становились экспонатами разных военно-технических выставок. Кроме того, им уже пришлось принять участие в учебно-боевых мероприятиях. В сентябре, в ходе учений «Восток-2018», несколько машин БМР-3МА обеспечивали проход войск по минным полям условного противника. Как сообщалось, эти задачи решались в пилотируемой и дистанционно управляемой конфигурации.

С недавнего времени российские инженерные войска получают и осваивают новые машины разминирования. Серийное производство и поставка изделий БМР-3МА имеет особое значение для развития сухопутных войск. Прежде всего, дело в том, что новый образец специальной техники не просто базируется на новом шасси, сохраняя прежние функции, но и получает новые возможности. В отличие от предыдущих инженерных машин, «Вепрь» может работать как под управлением водителя, так и в составе робототехнического комплекса. Это дает инженерным войскам очевидные преимущества.

Планомерное развитие инженерных бронированных машин привело к качественному прорыву. Последний на данный момент образец машины разминирования не просто повторяет предыдущие на ином технологическом уровне и с применением другой базы, но предлагает новые функции и возможности. Таким образом, бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь» может считаться самым настоящим прорывом, повышающим потенциал саперных подразделений инженерных войск.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *