Машины с газотурбинным двигателем

Легковой автомобиль с газотурбинным двигателем

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

14 мая 1963 года корпорация Chrysler отважилась на небывалый эксперимент. 48 счастливчиков получили сроком на три месяца новенькие Chrysler Turbine Car. Обязательным условием было представление еженедельных докладов в испытательный центр компании Chrysler. По рассказам участников событий, управлять автомобилем с газотурбинным двигателем было делом несложным, главное – следить за температурой мотора, которая не должна была превышать 900 градусов и держать стрелку тахометра в промежутке от 17.000 до 22.000 оборотов в минуту. После успешного завершения эксперимента все турбомобили были пущены под пресс, а несколько экземпляров отправлены в музей. Подобные разработки вела также компания Dodge, но в этом случае турбомобиль так и остался прототипом.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Turbine был не совсем концепт-каром, в обычном понимании этого слова. Машина должна была служить испытательным стендом для практического тестирования газовых турбин в качестве альтернативы поршневым двигателям. На 50 опытных экземплярах ездили 200 избранных клиентов, которым автомобили были предоставлены в период 1963-1966 гг.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Chrysler Turbine имел менее радикальную стилистику, чем можно было ожидать от концепта. Спереди автомобиль выглядел очень современно, почти как фордовская модель Thunderbird. Однако решение кормовой части не оставляло никаких сомнений в том, что Turbine это нечто совсем необычное – автомобиль выглядел, как реактивный самолет с позиционными огнями! Да, сравнение с самолетом было, пожалуй, самым точным, помимо несущего кузова, автомобиль имел очень схожий тип движетеля, представляющий собой газовую турбину.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Характерный вой турбины привлекал внимание всех в радиусе 30 метров. Во время движения слышался выразительный шум выходящего под давлением горячего воздуха. И хотя он никогда не был так горяч, чтобы под выхлопной трубой плавился асфальт, один из мифов утверждал, что это было именно так. Двигатель действительно работал в температурном режиме 680-1100 градусов Цельсия, но особая конструкция выпускных сопел распределяла горячий воздух по большой поверхности. Сама турбина на холостом ходу своей малозаметной глазу вибрацией напоминала одуванчик больших размеров в знойный летний день. Холостые обороты находились в пределе 22 000 об/мин, а максимальный предел был на отметке 44 000 об/мин.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Езда на автомобиле с турбиной была настоящим потрясением. И хотя в этом моторе было лишь 130 л.с., это были не те, 130 л.с., как в обычном двигателе внутреннего сгорания. Turbine разгонялся от 0 до 100 км/ч за неполных 10 секунд и мог бы делать это еще быстрее, если бы не традиционное для газовой турбины запаздывание, вызванное раскручиванием с холостого хода. Теоретически автомобиль не имел границ в ускорении, однако чисто физические особенности конструкции ограничивали его максимальную скорость в пределах 195 км/ч – не много находилось смельчаков разгоняться на Turbine до этого предела.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Хотя стилистику кузова Chrysler Turbine спроектировал сам Элвуд Энджел, его окончательной доводкой занимались проектировщики туринской студии Carrozzeria Ghia. На той же Ghia в Италии, вручную изготовлялись кузова Turbine. Затем эти машинокомплекты транспортировались в Детройт, где кузов соединялся с моторной установкой и шасси.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Горючим для турбины могло служить любое топливо – от нефти, бензина, до керосина из турбореактивных двигателей или 100-процентного спирта. Единственной проблемой было количество потребляемого топлива – в лучшем случае, автомобиль сжигал 20,5 л на 100 км пути. Именно этот факт предопределил дальнейшую судьбу разработки.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

После испытаний все автомобили были возвращены Chrysler. Большинство из них были разобраны. Чтобы сэкономить, Chrysler не стал платить полную стоимость пошлины, а оплатил временный ввоз кузовов на территорию США. По окончанию указанного срока все Chrysler Turbine либо возвращались в Италию, либо уничтожались. Второй способ оказался дешевле. Несколько машин как, например, экземпляр, принадлежащий теперь Франку Клептцу (Frank Kleptz), проданы частным лицам, либо переданы в музеи. Клептцу, который регулярно ездит на своем Turbine, по-прежнему доставляет удовольствие звук его двигателя и реакция, которую тот вызывает автомобиль у окружающих. «Со многих точек зрения это была весьма практичная концепция, – утверждает Клептц. – Автомобилем очень легко управлять, а поскольку турбина просто качает воздух, у двигателя почти нет вибрации. Если бы не реактивный выхлоп, он был бы совсем тихим».

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Большинство водителей, тестировавших модель Turbine, отмечала одни и те же недостатки: большое потребление топлива и запоздалая реакция ускорения. По утверждению Клептца, «в то время автомобиль показался большинству людей слишком странным, чтобы его рассматривали всерьез».

Источник

Тысяча градусов под капотом: как появились и почему вымерли газотурбинные легковушки?

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Благодаря бесспорным успехам мощных газотурбинных силовых агрегатов они давным-давно вытеснили поршневые двигатели из многих смежных отраслей хозяйства и воздушного транспорта. Что же касается легковых автомобилей, то «газотурбинная эйфория», родившаяся вскоре после Второй мировой войны, через двадцать с небольшим лет тихо и навсегда скончалась, оставив истории лишь несколько единичных образцов столь необычной техники.

Это незаметное для мировой автомобильной индустрии событие выглядело тем более странным, что создание самоходных повозок с газотурбинными устройствами началось ещё в конце XVII века, и в дальнейшем, вплоть до 1950-х годов, их неспешно доделывали, превратив в особые компактные «моторы» для транспортных нужд. Примером уникальной самодвижущейся древности с такого рода «двигателем» считается тележка с паровым котлом, которую в 1672 году изобрёл фламандский миссионер и учёный Фердинанд Вербист. Его идея заключалась в направлении струи горячего пара на горизонтальное колесо с лопатками, приводившее в движение два передних колеса.​

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Макет самоходной повозки Фердинанда Вербиста с древним прообразом газотурбинной установки

Так что же это за уникально простой, компактный и мощный газотурбинный двигатель (ГТД) в одновальном исполнении для легковушек? В обобщенной конструктивной схеме он снабжался радиальным компрессором, засасывавшим воздух в камеры сгорания, куда впрыскивалось недорогое жидкое топливо. При воспламенении горючей смеси раскаленные газы раскручивали как компрессор-нагнетатель воздуха, так и тяговую турбину с шестеренчатым редуктором, понижавшим число оборотов до значения, приемлемого для привода колес автомобиля.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Упрощенная схема автомобильного ГТД: 1 — компрессор, 2 — тяговая турбина, 3 — турбина компрессора

Газотурбинные автомобили компании Rover

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Первый в мире газотурбинный автомобиль Rover Jet-1 удивлял всех прохожих в Лондоне. 1950 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Опробование второго более мощного турбоавтомобиля Rover Jet-1. 1952 год (фото R. Gerelli)

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Публичная демонстрация автомобиля Jet-1 сопровождалась шумной рекламной кампанией (фото R. Gerelli)

Презентация Jet-1 состоялась в марте 1950 года. Через два года начались испытания модернизированного варианта с 230-сильной турбиной Т-8. Такой ГТД отличался плавностью работы, но слишком высокая рабочая температура потребовала применения редких и дорогих материалов, а расход авиационного керосина достигал 50 литров на 100 километров.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Единственная сохранившаяся машина Rover Jet-1 образца 1950 года в лондонском Музее науки (фото автора)

В 1956 году фирма Rover вернулась к ГТД второго поколения с новой 100-сильной турбиной 2S/100 и теплообменником производства компании British Leyland. Ее смонтировали в задней части полноприводного автомобиля Т-3 с двухместным стеклопластиковым кузовом на сварной раме с алюминиевыми усилителями и дисковыми тормозами. Максимальная скорость достигала 170 км/ч, расход топлива сократился до 22 литров, но в то время компания уже не могла выделить крупных средств на продолжение этих работ.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Испытания уникального полноприводного концепт-кара Rover T-3 с задней установкой ГТД. 1956 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Газотурбинный автомобиль-купе T-3 в экспозиции Heritage Motor Centre в Гайдоне

Несмотря на огромные расходы, в 1961-м появилась переднеприводная легковушка Т-4 с 140-сильным агрегатом 2S/140 переднего расположения и четырехместным несущим кузовом для будущей серийной модели Rover-2000. Она стала самой быстроходной дорожной машиной с ГТД (около 200 км/ч) и с места до «сотни» разгонялась за восемь секунд.

Фото 1. Последняя газотурбинная машина компании Rover с кузовом, созданным для серийной модели Rover-2000

Дополнением к серии Т-4 был удлиненный приземистый спортивный вариант Rover-BRM с задним приводом и двухместным кузовом купе, созданный совместно с фирмой BRM. До середины 1970-х он служил престижным и дорогим дорожным автомобилем и участвовал в крупных международных автогонках.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Престижный дорожный вариант спортивного автомобиля Rover-BRM с газовой турбиной. 1965 год

Газотурбинный уникум FIAT

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Спортивная газотурбинная машина FIAT Turbina в Museo dell’ Automobile di Torino. 1954 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Автомобиль FIAT Turbina с задним силовым агрегатом и автоматической трансмиссией модели 8001

Главной особенностью 300-сильного ГТД заднего расположения была особая трансмиссия модели 8001, автоматически регулировавшая рабочие режимы компрессора и тяговой турбины. При этом свежий воздух засасывался спереди и подавался к заднему компрессору по центральному тоннелю.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

При желании на этой схеме можно разглядеть всю «механическую мельницу» машины FIAT Turbina

Автомобиль получил стальную трубчатую раму и независимую подвеску всех колес со стабилизаторами поперечной устойчивости. После испытаний и демонстрации на Туринском автосалоне в нём выявили множество недостатков, и дальнейшие работы пришлось прекратить.

«Огненные птицы» от корпорации General Motors

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Известный дизайнер Харли Эрл во главе своего «огненного семейства» уникальных автомобилей Firebird

В декабре 1953 года с первой экспериментальной газотурбинной машиной Firebird XP-21 (Firebird I) сразу же произошел конфуз: ее приняли за поставленный на четыре больших колеса одноместный реактивный истребитель с короткими крылышками, хвостовым стабилизатором и задним соплом.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Странное авиационно-автомобильное сочетание по-американски — концепт-кар Firebird XP-21. 1953 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Нелетающий истребитель GM Firebird XP-21 со спрятанным в корпусе ГТД и декоративным оперением

Но, присмотревшись, под стеклопластиковым кузовом можно было увидеть 380-сильный ГТД GT-302 компании Allison, весивший около 350 кг и разгонявший бутафорский самолет до 370 км/ч. Он снабжался по-автомобильному независимой подвеской и внутренними тормозными барабанами.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Необычный газотурбинный автомобиль-самолет Firebird I в экспозиции GM Heritage Center

Через три года был представлен более строгий четырехместный вариант Firebird II (XP-43) с новым ГТД GT-304 в 200 сил при рабочем режиме 25 тысяч оборотов в минуту и дисковыми тормозами. На этот раз он был похож на гоночный автомобиль с передним остроконечным обтекателем и упрятанными в него фарами, небольшими боковыми крыльями, прозрачной крышей-фонарём и хвостовым оперением. В отличие от первенца его напичкали мелкими оригинальностями: двухсекционные двери, бортовой компьютер, блок автоматического переключения световых приборов.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Второй газотурбинный вариант Firebird II, напоминавший рекордно-гоночный автомобиль. 1956 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Харли Эрл с удовольствием позирует у своего уникального газотурбинного детища GM Firebird II

Вскоре за ним появилась третья приземистая шестиметровая «сказочная огненная птица» Firebird III (XP-73) с 225-сильным двигателем GT-305 и самолетным фонарём, ощетинившаяся всеми своими стеклопластиковыми кузовными панелями и ножевидными кромками дверей, крыльев и всевозможных хвостов. Для питания бортовых систем, кондиционера и круиз-контроля служил миниатюрный бензиновый движок в 10 сил.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Третий газотурбинный уникум Firebird III с уймой полезных и бесполезных крыльев и крылышек. 1958 год

Источник

Забытые газотурбинные эксперименты: тяжелые грузовики, скоростные автобусы и машины-рекордсмены

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Мы продолжаем рассказ об уникальных советских и зарубежных автомобилях с газотурбинными двигателями, которым в послевоенные годы удалось потеснить поршневые моторы на скоростных автомобилях-рекордсменах, экспериментальных грузовых машинах и опытных быстроходных автобусах. В короткий 25-летний исторический период на свет появилось лишь два десятка удивительных машин нетрадиционной внешности, которые в конце 1970-х навсегда сошли со сцены.

В отличие от одновальных агрегатов для легковушек на них монтировали мощные и экономичные двухвальные газотурбинные двигатели (ГТД). На их первичном валу были установлены компрессор и приводная турбина, на вторичном помещалась тяговая турбина с отбором мощности на шестеренчатый редуктор для привода колёс. Ее вращали отработанные газы из камеры сгорания, которые одновременно подогревали воздух в компрессоре.

Газотурбинные рекордсмены

Пионером скоростной газотурбинной автотехники стал московский инженер-испытатель Илья Тихомиров. В начале 1960-х он построил первый советский рекордный автомобиль «Пионер-2» с двумя компактными ГТД мощностью по 68 сил, на котором в 1963 году установил абсолютный рекорд скорости СССР — 311,419 км/ч. В последующие годы улучшенный вариант «Пионер-2М» на дистанции один километр с места показал 140 км/ч.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Модернизированная рекордная газотурбинная машина «Пионер-2М» 1967 года в Рижском автомузее (фото автора)

В середине 60-х в Харьковском автодорожном институте под руководством автогонщика Владимира Никитина была построена вторая рекордная машина ХАДИ-7 с алюминиевым кузовом и 400-сильным ГТД от вертолета Ми-2, рассчитанная на достижение скорости 400 км/ч. На деле ей удалось лишь побить несколько «мелких» рекордов, достигнув своего максимума на финишной прямой — 360 км/ч.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Скоростной газотурбинный автомобиль ХАДИ-7, пытавшийся обогнать рекордную машину «Пионер-2». 1966 год

Первым французским рекордсменом с ГТД стал обтекаемый болид Renault l’Étoile Filante («Падающая звезда») с 270-сильным двигателем Turboméca. Он имел основание из хромомолибденового сплава, низкий стеклопластиковый кузов и независимые подвески колес. В сентябре 1956 года машина установила рекорд в своём классе — 308,9 км/ч, но дальнейшего развития этот проект не получил.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Подготовка к старту газотурбинного болида Renault l’Étoile Filante. Июнь 1956 года

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Газотурбинная «Падающая звезда» в победном рекордном заезде 5 сентября 1956 года

С появлением легкового автомобиля Т-4 с передним расположением ГТД английская компания Rover совместно с фирмой BRM разработала заднемоторный вариант Rover-BRM с прежним двигателем, перенесенным назад, удлиненной рамой и новым алюминиевым кузовом купе. В 1963–1965 годах он был единственной газотурбинной спортивно-гоночный машиной на крупных европейских автогонках.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Известный автогонщик Грэхем Хилл в газотурбинной машине Rover-BRM на гонках в Ле Мане. 1963 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Спортивно-гоночный автомобиль Rover-BRM с ГТД для 24-часовых гонок 1965 года в экспозиции National Motor Museum

Газотурбинные грузовые машины: единство техники и лихого дизайна

Основная доля построенных тяжелых автомобилей с ГТД пришлась на 1960-е годы — разгар «газотурбинной эйфории». Тогда были созданы единичные образцы магистральных седельных тягачей с колесной формулой 6×4 и высокими воздухозаборными и выхлопными трубами, привлекавшие зрителей не своими уникальными возможностями, а необычными внешними формами и изобретательными приманками в интерьере.

Первый в мире седельный тягач Kenworth с газовой турбиной

Вскоре после войны один из ведущих американских изготовителей тяжелых грузовиков Kenworth и авиастроительная компания Boeing создали совместное предприятие по разработке перспективных газотурбинных автомобилей для эксплуатации на скоростных хайвэях США.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Первый в мире тяжелый газотурбинный автомобиль Kenworth (справа) и серийный дизельный вариант Kenworth-524. 1950 год

О воплощении в жизнь этой поначалу секретной задачи стало известно летом 1950 года, когда на сравнительные испытания вышли два капотных автомобиля со спальными отсеками, буксировавшие двухосные полуприцепы-фургоны. Первым был серийный тягач Kenworth-524 с 180-сильным дизелем Cummins. Вторая машина отличалась установкой газовой турбины Boeing 502-8A мощностью 175 л.с. и двумя широкими трубами для подвода свежего воздуха и выброса отработанных газов.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

«Нос к носу» — сопоставление размеров силовых агрегатов в моторных отсеках с газовой турбиной (справа) и обычным дизелем

Первый в мире компактный ГТД для тяжелой автотехники в полной комплектации весил 104 килограмма (в девять раз меньше, чем обычный дизель) и умещался на дне моторного отсека со снятыми радиатором и капотом с обеими боковинами. Для понижения рабочего режима турбины служил планетарный редуктор, передававший крутящий момент на механическую коробку передач.

Фото 1. Сравнительные испытания тягачей Kenworth с двухосными полуприцепами и разными силовыми агрегатами

Фото 2. Седельный тягач Kenworth с газовой турбиной Boeing и полуприцепом-фургоном на испытаниях в горных условиях

Фото 3. Снятое оперение тягача с миниатюрной газовой турбиной создавало эффект полного отсутствия двигателя под капотом

Испытания, проводившиеся в течение двух лет, доказали неприспособленность таких автомобилей к практическому применению. Главные претензии сводились к сильному шуму горячих выхлопных газов и непомерно высокому расходу топлива — до 235 литров на 100 км.

Так первая и последняя 12-летняя попытка создания и применения тяжелых газотурбинных машин провалилась. На короткое время их заменили эффектные макетные образцы с ГТД, часто вообще неспособные передвигаться самостоятельно.

Chevrolet Bison: тысяча сил, чтобы выбиться в люди

Считается, что главной целью создания экзотического четырехосного 1000-сильного грузового концепта Chevrolet Bison являлось продвижение в США работ молодого немецкого дизайнера Луиджи Колани. Его творение состояло из двух поворотных тележек с четырьмя ведущими колесами, в задней части которых стояли два ГТД: основной в 300 сил и вспомогательный 700-сильный для разгона и форсирования подъемов. Между ними планировали подвешивать контейнеры или кузов-салон с креслами для отдыха. На деле эффектный «Бизон» оказался неподвижным макетом.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Макетный образец футуристического двухмоторного четырехосного 1000-сильного автомобиля Chevrolet Bison. 1964 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Передняя двухосная ведущая и поворотная тележка грузовика Chevrolet Bison с кабиной водителя и газовой турбиной

Ford Gas Turbine Truck: самый длинный, большой и красный

Самым крупным газотурбинным тягачом был бескапотный концепт-трак Ford Gas Turbine Truck красного цвета, более известный под прозвищем Big Red («Большой и красный»). В составе 30-метрового автопоезда полной массой 77 тонн он буксировал однотипные двухосный полуприцеп-фургон и четырехосный прицеп фирмы Fruehauf.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Эффектный газотурбинный тягач Ford Gas Turbine Truck по прозвищу Big Red с одним полуприцепом и одним прицепом. 1964 год

В стальном моторном отсеке под кабиной помещался 600-сильный ГТД Ford-705, работавший с автоматической трансмиссией Allison. На передних колёсах тягача впервые появились телескопические амортизаторы, вместимость топливного бака составляла 1000 литров.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Огромный трёхосный тягач Ford Gas Turbine Truck в сравнении с легендарным спорткаром Ford Mustang

Особого «визга» удостоилась перенасыщенная оригинальными «игрушками» кабина с ровным полом, расположенная на двухметровой высоте. Для входа в неё служили лестница с электроприводом и пневматический механизм входной двери. Скромное рабочее место водителя напоминало пульт управления самолетом. В его распоряжении были кондиционер, холодильник, микроволновая печь, телевизор, умывальник и минитуалет.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Просторная кабина седельного тягача с панорамным окном и местом водителя

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Стальная входная лестница с электроприводом, выдвигавшаяся из-под пола кабины

На демонстрационных пробегах автопоезд развивал скорость 115 км/ч и показал средний расход топлива 100 литров на 100 км. До серийного выпуска он не дошел.

Chevrolet Turbo Titan III: «Титан», не лишенный элегантности

Через год своё место под «газотурбинным солнцем» заняла компания Chevrolet, представившая прозаичный и практичный тягач Turbo Titan III со всеми односкатными колёсами, рассчитанный на работу в составе автопоездов полной массой до 35 тонн.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Магистральный 15-метровый автопоезд с тягачом Chevrolet Turbo Titan III и двухосным полуприцепом. 1965 год

На нём применялся серийный ГТД GT-309 мощностью 280 л.с. и автоматическая трансмиссия Allison. И здесь главной новинкой была оригинальная стеклопластиковая кабина с панорамным лобовым окном и характерными боковыми воздухозаборниками (жабрами) с выдвигавшимися фарами.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Тягач Turbo Titan III с низкопрофильной кабиной и боковыми «жабрами» с фарами и указателями поворотов

Впервые в кабине появились стереофоническое радио и прообраз мобильного телефона, а обычное рулевое колесо заменила панель с двумя поворотными рукоятками (штурвалами).

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Нетрадиционный блок управления автомобилем с двумя дублировавшими друг друга поворотными штурвалами

В течение трех лет автопоезд участвовал в демонстрационных заездах, достигая скорости 113 км/ч. Сложный и дорогой автомобиль в производство тоже не поступил.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

В 1967 году этот весьма привлекательный автопоезд с изотермическим полуприцепом был отправлен на слом

Следующей новинкой из-за океана стал серийный бескапотный тягач Ford WT-1000D. В задней части его укороченной кабины помещался компактный ГТД Ford A-707 мощностью 375 сил, работавший с пятиступенчатой коробкой передач. Автопоезд служил для проведения рекламных кампаний по расширению работ по газотурбинной технике.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

На улицах Лондона рекламный тягач Ford WT-1000D с ГТД, развивавший скорость 95 км/ч. 1966 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Газовая турбина Ford A-707 помещалась под откидной кабиной

Последней в этом ряду стала британская корпорация Leyland, собравшая партию многоцелевых шасси и тягачей Leyland Gas Turbine с собственным ГТД 2S/350, развивавшим мощность 350–400 л.с. и весившим 500 килограммов.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Грузовое шасси Leyland Gas Turbine с британской газовой турбиной 2S/350 мощностью 400 сил. 1968 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

За кабиной автомобиля Leyland виден ГТД с хромированными воздухозаборной и выхлопной трубами

Советские секретные газотурбинные КрАЗы: несбывшиеся надежды

Об этих редких грузовиках мы уже рассказывали, а здесь остается только напомнить о них. В 1970-е годы на Кременчугском автозаводе построили два опытных варианта Э260Е и 2Э260Е с ГТД мощностью 350 и 360 сил соответственно. Огромный расход топлива и ненадежность основных узлов привели к закрытию этого проекта.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Опытный газотурбинный грузовик КрАЗ-Э260Е с удлиненным прямоугольным капотом. 1974 год (из архива С.Канунникова)

Газотурбинные автобусы: пассажирам вход запрещен

Эту редчайшую категорию автомобилей с ГТД составили максимум шесть–семь опытных автобусов разных стран — от футуристического «Золотого дельфина» до подвижных лабораторий для изучения возможностей их применения. Причем ни один из них никогда не выполнял своей главной обязанности — просто возить пассажиров.

Viberti Golden Dolphin: апофеоз итальянского стиля

Если бы золотистый автобус Golden Dolphin фирмы Viberti не получил 400-сильного ГТД FIAT, он всё равно попал бы в ранг удивительных пассажирских машин, достигавших скорости 200 км/ч. На нём был установлен 18-местный несущий алюминиевый кузов с полностью застекленной крышей и задним «плавником», поворотными сиденьями, кондиционером, баром и туалетом. Впрочем, о реальном применении «Золотого дельфина» сведений нет.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Скоростной футуристический автобус Viberti Golden Dolphin с ГТД, расположенным между задних колес. 1955 год

Американские автобусы GM Turboсruiser

С 1953 года разработка корпорацией General Motors (GM) автобусов с ГТД продвигалась крайне медленно и в конце 60-х заглохла. Прототипы Turbocruiser, собранные на шасси серийных машин и отличавшиеся огромными воздухозаборными и выхлопными трубами, оборудовали ГТД GT-300, испытательным оснащением и местами для персонала. Турбина весила на 750 кг меньше, чем обычный дизель, но расход топлива возрос в три–четыре раза, а сильный шум не позволял использовать их в городах.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Прототип многоместного газотурбинного автобуса GM Turboсruiser. 1953 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Пробный городской вариант с забором воздуха и выхлопом на крыше. 1954 год

Более экономичный автобус Turbocruiser II получил 280-сильный двигатель GT-309 и шестиступенчатую коробку передач, а вариант Turboсruiser III оборудовали оригинальной клиноременной трансмиссией. Последним автобусом GMС с тем же ГТД стал 12-метровый междугородный концепт-бас RTX с высокими боковыми окнами.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Опытный газотурбинный автобус GM Turbocruiser II на серийном шасси TDH-5303. 1964 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Экспериментальный скоростной трехосный автобус GM RTX с газовой турбиной GT-309. 1968 год

Советский многоместный уникум «ТурбоНАМИ-053»

В начале 1950-х в Научном автомоторном институте (НАМИ) при участии Московского автозавода начались работы по созданию собственных ГТД и мобильной основы для их испытаний. В результате в 1958 году на базе междугородного автобуса ЗИЛ-127 с 180-сильным дизелем ЯМЗ-206Д был собран «запредельный» газотурбинный вариант с двумя маркировками НАМИ-ЗИЛ и «ТурбоНАМИ-053».

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Несостоявшийся «лайнер шоссейных дорог» — опытный газотурбинный автобус ТурбоНАМИ-053. Зима 1958 года

В кузове автобуса, превращенного в дорожную лабораторию, находилось рабочее оснащение, контрольные приборы и 10 мест для испытателей. В заднем отсеке помещался 350-сильный ГТД НАМИ-053, работавший с двухступенчатой коробкой передач ЗИЛ. В качестве топлива он потреблял бензин, солярку, керосин и весил 572 килограмма — вдвое меньше, чем двигатель ЗИЛа-127. В задней части крыши раздельно крепили воздухозаборник и выхлопное сопло. На испытаниях 13-тонный автобус развивал скорость 160 км/ч.

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Подвижная лаборатория НАМИ-ЗИЛ с раздельной установкой воздухозаборника и выхлопного сопла. Весна 1959 год

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Единственный советский газотурбинный автобус ТурбоНАМИ-053 на Ленинградском проспекте в Москве

На модернизированной версии мощность ГТД сократили вдвое (до 180 сил), установили передний бампер без клыков и общий отсек для воздухозаборника и выпускного сопла.​

Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть фото Машины с газотурбинным двигателем. Смотреть картинку Машины с газотурбинным двигателем. Картинка про Машины с газотурбинным двигателем. Фото Машины с газотурбинным двигателем

Улучшенный вариант автобуса с новым бампером и единым блоком воздухозаборника с соплом. Август 1961 года

С весны 1959 года по ноябрь 1961-го автобус прошел испытания протяженностью 15 тысяч километров, но из-за непомерно высокого расхода горючего работы по нему были свёрнуты.

На заглавной фотографии — Дорожные испытания первого в мире магистрального газотурбинного седельного тягача Kenworth с двухосным полуприцепом

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *