Минпромторг программа субсидирования автомобилей
Минпромторг предложил ввести скидки на электромобили при кредите и лизинге
Как пояснил глава минпромторга Денис Мантуров, если документ будет принят, покупатели электромобилей смогут получить скидку в 25% от стоимости, но не более 625 тысяч рублей. При этом ограничений по стоимости машин для участия в программе не будет.
Кроме того, предлагается расширить категории граждан, которые смогут участвовать в программе, добавив к списку работников учреждений государственной системы образования. Сейчас льготой имеют право воспользоваться россияне, приобретающие свой первый автомобиль, семьи с детьми, сотрудники государственных медучреждений и владельцы, сдающие автомобиль старше шести лет в трейд-ин, при условии, что он был в собственности больше года.
Во втором документе речь идет о расширении программы льготного лизинга. Предлагается дополнить перечень субсидируемой техники электромобилями с предоставлением скидки в 25% от стоимости, но не более 625 тысяч рублей.
Для обеих программ действуют некоторые ограничения, например, электромобили должны быть произведены в России по специальному инвестиционному контракту.
По мнению эксперта, программа поддержки должна включать в себя не только стимулирование спроса, но и выделение средств на развитие производства автокомпонентов для новой техники. Особый акцент следует сделать как раз на развитии инфраструктуры в виде станций по зарядке и замене батарей. Немалое значение имеют и дополнительные преференции для автовладельцев (льготные условия парковки, уплаты налога и так далее).
По данным аналитического агентства «Автостат», за пять месяцев 2021 года в России было продано 650 новых электромобилей. За тот же период прошлого года было продано всего 92 устройства, рост составил более 600%.
Программа льготных автокредитов со скидкой до 375 000 ₽ продлена до 2023 года
Льготные автокредиты со скидкой 10 или 25% от стоимости машины можно будет взять и в этом году. Программа действовала до конца 2020 года, но теперь продлена до 2023. В 2021 году на субсидии по этой программе будет выделено 8,87 млрд рублей.
Основные условия не изменились. Вот что нужно учесть, если планируете покупать автомобиль российской сборки.
Что это за программа
Программа льготного автокредитования с господдержкой дает возможность некоторым категориям граждан взять автокредит и получить скидку за счет бюджета. Размер скидки составляет 25% для Дальнего Востока и 10% для остальных регионов.
Сумму скидки не выдают деньгами, ее прибавляют к первоначальному взносу. Получается, что заемщик как будто вносит 10 или 25% от стоимости машины при покупке, но на самом деле эту сумму банку возмещает государство.
Участвовать в программе могут не все, есть требования и к характеристикам машины.
Кому дадут льготный автокредит в 2021 году
Заемщики из всех льготных категорий должны соответствовать общим условиям программы. Вот они:
Но не все заемщики, соответствующие этим условиям, смогут получить скидку. Есть дополнительные требования. Вот кому подойдет эта программа:
Для скидки должно соблюдаться хотя бы одно из перечисленных условий.
Какие требования установлены для автомобилей
В 2021 году новый автомобиль должен иметь такие характеристики:
Баллы присваиваются по соглашению производителя с Минпромторгом. Так подтверждается, что машина произведена в России. Например, российская сварка кузова дает 400 баллов, окраска — 500 баллов, использование российского металла — 200 баллов. Заемщикам в это можно не вникать: на машины уже получены заключения. Поэтому достаточно уточнить в автосалоне, что можно купить в кредит с господдержкой.
Каждый год необходимое количество баллов растет. Модель, которая подходит в 2021 году, может не соответствовать условиям в 2022.
Лизинг не влез в бюджет. Иссякшая господдержка ставит под угрозу обновление автопарков 09:00, 30 ноября 2020 Версия для печати
Недостаток субсидий сделал приобретение новых машин менее доступным. В 2021 году ситуация может ухудшиться.
Для многих российских перевозчиков лизинг остаётся единственной возможностью купить новую машину. Выгодные условия финансовой аренды обусловлены не только удобной для предпринимателей рассрочкой, но и существенными скидками на коммерческий транспорт. Скидки субсидирует государство: таким образом оно поддерживает бизнес и отечественный автопром.
В 2020 году предприниматели могли рассчитывать на скидку в размере 12,5% на различные модели отечественных грузовиков. Около 50% клиентов лизинговых компаний воспользовались этим предложением.
Но на всех желающих субсидий не хватило. Изначально власти заложили в бюджете на 2020 год 2 млрд рублей на субсидирование лизинга; эти деньги быстро израсходовали, и Минпромторг направил лизинговым компаниям несколько траншей. В результате на поддержку лизинга коммерческого транспорта было потрачено 8 млрд рублей. Однако и эти средства иссякли, поэтому до конца года возможности приобрести новый грузовик со скидкой 12,5% у перевозчиков уже не будет.
В 2021 году из-за растущего дефицита бюджета на лизинг выделят всего 3,8 млрд рублей. Очевидно, что при сохранении размера скидки на всех желающих этих денег не хватит.
Дополнительно стоит подчеркнуть, что в ближайшие три года из-за пандемии правительство увеличит расходы на медицину до 3,3 трлн (!) рублей. Это значит, что дефицит бюджета будет усугубляться, и дополнительных траншей на поддержку лизинга перевозчики могут не дождаться. В таком случае приобрести транспорт на льготных условиях сможет лишь малая часть предпринимателей.
Не стоит забывать и о ежегодном повышении цен, в том числе и на машины отечественного производства. Осеннее падение рубля неизбежно приведёт к удорожанию новых автомобилей, а из-за нестабильности курса национальной валюты спрогнозировать, насколько сильным оно будет, невозможно.
Все эти факторы не позволяют предпринимателям, планирующим расширение автопарка, закладывать в план расходов на будущий год какие-то конкретные суммы. Приобретение новых машин превращается в лотерею: либо компания успеет купить транспорт с существенной скидкой по прошлогодней цене и сэкономить миллионы рублей, частично или полностью отбив «удорожание», либо заплатит его полную (а возможно и возросшую) стоимость.
В нынешней экономической ситуации для многих перевозчиков второй вариант неприемлем: им придётся отказаться от расширения своего бизнеса.
В рамках программы доступного лизинга предприниматели могут приобрести машины отечественных производителей (Lada, УАЗ, Ford, ГАЗ, КАМАЗ), не откладывая запланированное расширение автопарка на будущее.
Программа распространяется не только на коммерческий транспорт, но и на легковые автомобили. Предпринимателям доступны различные варианты финансирования – с минимальным удорожанием, минимальным первоначальным или минимальным ежемесячным платежом.
Рассмотрим преимущества программы на примере фургона Ford Transit. Его рекомендуемая стоимость у дилера составляет 2 155 тыс. рублей, однако с учетом скидки в 5% она снизится до 1 945 тыс. рублей. При размере аванса в 25% и выкупного платежа в 15%, ежемесячная нагрузка по заключенному на 4 года договору составит 37 783 рубля. Приятный бонус – 4 бесплатных ТО от производителя. Еще 43 тысячи рублей удастся сэкономить предпринимателям, которые будут своевременно вносить платежи согласно графику – эта сумма будет вычтена из выкупного платежа. А экономия по НДС и налогу на прибыль составит 826 тысяч рублей.
Воспользуйтесь специальным калькулятором, чтобы рассчитать условия финансовой аренды интересующего вас автомобиля и узнать подробности о программе доступного лизинга.
Миллиарды на Ладу: как помогут автопрому в 2021 году
Минпромторг планирует выделить 17,5 млрд рублей на поддержку автомобильной промышленности, в основном на развитие льготного кредитования и лизинга. Между тем в этом году выделено 45,5 млрд рублей, но рынок всё равно оказался в минусе. Эффективны ли госпрограммы, разбирались «Известия».
Помогут с кредитами
Выделяемая Минпромторгом на 2021 год сумма в 17,5 млрд рублей пойдет на программы льготного автокредитования, льготного лизинга и доступной аренды, субсидии на газомоторную технику, опережающие госзакупки автотранспорта, а также гранты Фонда развития промышленности (ФРП) на локализацию производства автокомпонентов.
Директор департамента автомобильной промышленности министерства Денис Пак уточнил, что 9 млрд рублей будут выделены на программу льготного автокредитования, а 3,8 млрд рублей — на программу льготного лизинга. Еще 1 млрд рублей пойдет на локализацию производства автокомпонентов.
Между тем в этом году общая сумма господдержки достигла 45,5 млрд рублей, но автомобильный рынок всё равно оказался в минусе.
Поддержка в минус
Согласно данным «Ассоциации европейского бизнеса», 2020 год рынок завершит со спадом в 23,9%, а число проданных новых авто составит 1 339 000 штук.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в сентябрьском интервью «Известиям» посчитал, что спад будет еще более серьезным. Чиновник отметил, что несмотря на поддержку авторынка, из-за пандемии спрос на машины в 2020 году упадет в сравнении с 2019-м на 25–30%.
— Конечно, мы выйдем с минусом к концу года в части автопрома. По рынку падение будет, думаю, около 25–30%, в производстве ситуация лучше за счет восстановительного тренда по заказам грузовых автомобилей, легкого коммерческого транспорта, автобусов. Производство автобусов загружено практически на 100% до конца нынешнего года. Это касается и производственных площадок «КамАЗа», и «Группы ГАЗ», — отметил министр.
И всё же есть те, кто дает чуть более оптимистичный прогноз. Отложенный спрос еще до конца не удовлетворен, считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
— За 10 месяцев этого года спад составил 12,1%. Два последующих месяца не двинут эту цифру вниз, а чуть вверх — вполне реально. Ослабевший рубль толкает людей спасать сбережения, а цены на автомобили еще не до конца отыграли падение рубля, — рассказал «Известиям» Целиков.
Работают ли программы?
Эксперты и игроки рынка считают, что программы господдержки доказали свою эффективность. С ее помощью за 10 месяцев текущего года продано более 220 тыс. автомобилей. Как сообщила пресс-служба Минпромторга, по программе льготного автокредитования, на которую в 2020 году выделено 16,4 млрд рублей, реализовано 172 350 автомобилей.
По новым для 2020 года направлениям льготного автокредитования — для работников государственных медучреждений и программе скидок при сдаче старого авто в трейд-ин — продано соответственно 2600 и 19 000 автомобилей. Кроме того, 46428 машин было реализовано по программе «Льготный лизинг», и 1790 автомобилей — по программе субсидирования газомоторной техники.
— Если бы не программы господдержки, авторынок в этом году не дотянул бы и до отметки в 1,2 млн проданных новых автомобилей, — поделился с «Известиями» независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.
В «РОЛЬФ» отметили две самые эффективные программы — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Как заявили в пресс-службе компании, 16% от всех автокредитов, выданных в дилерских центрах сети на покупку новых машин, приходится именно на них.
В пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto уточнили, что доля автомобилей по госпрограммам составила 25% от общего объема продаж.
— Летом и осенью программы поддержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» действительно оказали положительное влияние на продажи автомобилей. Расширение ценового порога до 1,5 млн увеличило ассортимент автомобилей, подпадающих под действие программ, и привлекло покупателей, — рассказал директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов.
Хватило на «Ладу»
Программы господдержки действительно делают покупку автомобиля более доступной для клиентов. Тем более, что, учитывая перманентный рост цен на авто, машина не сильно потеряет в стоимости.
— Госпрограммы помогают купить авто чуть дешевле, процентов на 5–10. Все, кто купил автомобиль в начале года, да еще со скидками, могли ездить весь год, а сейчас — продать машину по той же цене, а при удачном раскладе даже дороже! — рассказал «Известиям» Сергей Целиков.
По данным «Автостата», наибольшим спросом среди участников госпрограмм поддержки авторынка по итогам 10 месяцев нынешнего года пользовались автомобили LADA (более 64,5 тыс. шт.), Hyundai (33,8 тыс. шт.) и KIA (25,6 тыс. шт.).
«По результатам октября мы с удовлетворением отмечаем положительную динамику роста продаж и спроса на автомобили. Безусловно, это стало возможным благодаря продолжению действия государственных и собственных программ LADA», — рассказал аналитическому агентству исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АВТОВАЗа Оливье Морне.
В пресс-службе Hyundai рассказали, что в этом году было выдано 30 720 кредитов со скидкой по госпрограммам — это 64% от кредитных продаж бренда Hyundai. Из них на программу «Семейный автомобиль» приходится 16 080 кредитов, на программу «Первый автомобиль» — 9 862, на программу «Автомобиль в трейд-ин» — 3 874 и на «Автомобиль работникам медицины» — 904.
Новый год без драмы
Изначально в 2020 году Минпромторг планировал выделить 12,5 млрд рублей. Однако пандемия заставила власти прибегнуть к дополнительному финансированию отрасли, поэтому финальная сумма и выросла до 45,5 млрд рублей. Таким образом, выделяемые на 2021 год средства уже не кажутся скромными.
— 17,5 млрд — это нормально. Это на том уровне, что было до COVID-19 — в 2017 году было около 15 млрд, без учета газомоторки. Конечно, хотелось бы больше, но и на том спасибо, — поделился с «Известиями» независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.
Он считает, что повышение цен на легковые автомобили по итогу года будет на 14–15%. В дальнейшем цены продолжат расти, но не драматично.