Могут ли ваи останавливать гражданские машины
Военной полиции дадут право останавливать автомобили и выписывать штрафы
Остановка машины ВАИ
На сегодняшний день, в 2021 году сотрудники военной инспекции наделены правом остановки только автомобилей вооружённых сил и лиц в статусе таких же военных. Но всё может измениться, если изменения закона примут в правительстве, и они вступят в законную силу. ВАИ по непроверенным данным планируют наделить полномочиями останавливать гражданских водителей машин, проверять у них документы, а также выявлять нарушения ПДД. Кроме того, военная полиция будет в тесном сотрудничестве работать по автофиксациям нарушений на дорожные камеры.
Что за новый закон о военной полиции 2021?
Выше мы указали, что речь идёт о пока непроверенных данных. Якобы изменения вносятся в документ, называемый «Указом №161 Об утверждении Устава военной полиции ВС РФ«. Об этом пишут интернет-газеты со ссылкой на некий документы, ссылку на который не приводят. Намеренно ли это сделано, дабы избежать распространения последнего, или просто по незнанию того, где такой новый закон официально находится, неизвестно.
Однако, на официальных сайтах правительства и думы нет никаких внесённых на рассмотрение законодательных актов о таких изменениях. Более того, нет даже комментариев законодателей о возможности таких изменений.
Что за изменения в полномочия военной полиции?
Речь идёт о 3 основных новых правах:
В обоснование изменений указывается главная задача – контроль над обеспечением безопасности дорожного движения при движении военных автоколонн по дорогам общего пользования, контролирования внутренних военных объектов (камеры автоматической фиксации нарушений), а также отслеживание нарушений ПДД военнослужащими на личных автомобилях.
Казалось бы, ничего необычного – просто военным хотят дать право эффективнее контролировать безопасность дорожного движения в рамках самих военных.
Но есть проблема!
Фактически об обновлениях законодательства говорится как о праве сотрудников военной полиции останавливать в том числе и гражданские машины. А это уже приравнивает их в таком праве к ГИБДД.
И никто не знает, чем это может обернуться для обычных водителей. И, главное, насколько может усилить коррупционную составляющую при общении в сотрудниками полиции.
Право ВАИ остановки автомобиля
Это первая из новых прав сотрудника полиции вооружённых сил. И это приравнивает его к регулировщику. Соответствующее изменение планируют прописать только в вышеназванный Указ президента об Уставе ВАИ.
Обратите внимание, в данном контексте не требуется изменять ПДД и другие правовые акты. В действующей редакции Правил в пункте 2.4 указано, что право остановки транспортных средств есть у регулировщика. А таковым может быть и сотрудник полиции – военной полиции в нашем случае.
Право проверки документов
Это также новая возможность инспектора ВАИ. Логично, что после остановки авто нужно идентифицировать водителя.
В данном случае в ПДД также уже прописана обязанность водителя передать документы сотруднику военной инспекции. Речь идёт о пункте 2.1.1 Правил дорожного движения, который предписывает водителю передать для проверки документы сотруднику полиции. Таковым и является инспектор ВАИ.
Более того, в том же Указе Президента закреплены даже 2 термина:
Но и здесь есть проблема по части проверки документов у гражданских водителей – водитель обязан не просто идентифицировать себя предъявлением документов, но и доказать, что не нарушает – у него должно быть в стандартных ситуациях 3 документа:
Ни один из этих документов не идентифицирует водителя, а лишь доказывает его право на участие в дорожном движении.
Но что же сделает инспектор ВАИ, если документов у водителя не окажется или вообще если установит нарушение гражданским автолюбителем нарушения ПДД?
Право выписывать штрафы
И именно этим правом, согласно планируемым изменениям законодательства о военной полиции, не будут наделены такие должностные лица – инспектор ДПС ВАИ не будет иметь права составлять протоколы и выписывать постановления, и обязан будет передать информацию в соответствующем порядке в ГИБДД.
Тем не менее, это вовсе не мешает сотруднику ВАИ намекать водителю о взятке. Ведь здесь уже выбор инспектора – передавать водителя на «растерзание» официальной исполнительной власти или усилить на шаг коррумпированность ещё одного органа, которому расширили права.
Автофиксация нарушений
Здесь речь идёт об установке в автомобили (и только в автомобили на дороге вне военных объектов) камер автоматической фиксации нарушений ПДД.
Технически это будет работать следующим образом:
Сейчас в различных источниках говорится об уже проведённых торгах на закупку более 100 камер автофиксации для ВАИ в этих целях.
Приложение. Положение о военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации
Приложение
к приказу Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от 23.04.2019 N 134
Положение
о военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации
1. Настоящее Положение определяет задачи, функции, порядок организации деятельности военной автомобильной инспекции 1 войск национальной гвардии Российской Федерации 2 и полномочия должностных лиц ВАИ войск национальной гвардии.
2. ВАИ войск национальной гвардии предназначена для обеспечения безопасности дорожного движения в войсках национальной гвардии.
3. В своей деятельности ВАИ войск национальной гвардии руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии и настоящим Положением.
II. Задачи ВАИ войск национальной гвардии
4. ВАИ войск национальной гвардии выполняет следующие задачи:
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст. 4446; 2018, N 43, ст. 6601.
б) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 23.77 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 ;
в) сопровождение с применением автомобилей ВАИ войск национальной гвардии передвижения воинских колонн войск национальной гвардии и транспортных средств войск национальной гвардии, осуществляющих перевозку особо опасных, крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов оборонного назначения;
г) проведение технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ВАИ войск национальной гвардии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 550 «О проведении технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба» 2 ;
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3608; 2015, N 24, ст. 3478.
д) регистрация транспортных средств территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования 3 и иных организаций войск национальной гвардии, а также транспортных средств, являющихся опытными (испытательными) образцами военной и специальной техники, изготавливаемыми предприятиями промышленности по государственному оборонному заказу для нужд Росгвардии, на срок проведения испытаний в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» 4 ;
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 17, ст. 1999; 2017, N 42, ст. 6156.
е) организация и проведение в войсках национальной гвардии мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
III. Функции ВАИ войск национальной гвардии
5. ВАИ войск национальной гвардии в целях реализации своих задач осуществляет следующие функции:
а) в отношении поднадзорных управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также водителей транспортных средств войск национальной гвардии:
проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
анализировать исполнение требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
б) возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 23.77 КоАП;
в) привлечение лиц, не уплативших административный штраф, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 КоАП, в пределах компетенции;
г) реализация дополнительных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования;
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст. 525; 2016, N 49, ст. 6914.
е) проведение технического диагностирования транспортных средств и оформление диагностической карты о прохождении технического осмотра транспортного средства;
ж) постановка на регистрационный учет и снятие с регистрационного учета транспортных средств, внесение изменений в регистрационные данные транспортных средств территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
з) выдача регистрационных знаков «ТРАНЗИТ», государственных регистрационных знаков и свидетельств о регистрации транспортного средства на транспортные средства территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
и) пропаганда безопасности дорожного движения;
к) учет дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств войск национальной гвардии;
л) разработка проектов правовых актов Росгвардии по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
IV. Организация деятельности ВАИ войск национальной гвардии
6. Руководство деятельностью ВАИ войск национальной гвардии осуществляет ее начальник.
7. Состав ВАИ войск национальной гвардии определяется штатами центрального аппарата Росгвардии, управлений оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, ВООВО войск национальной гвардии и штатными расписаниями территориальных органов Росгвардии.
2 Приказ Росгвардии от 3 декабря 2018 г. N 620 «Об утверждении образца и описания нагрудного знака инспектора военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации и образца служебного удостоверения инспектора военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2018 года, регистрационный N 53087).
11. Организация несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии осуществляется на основании ежегодно издаваемых распоряжений:
12. В распоряжении на несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии указываются:
а) границы районов ответственности;
б) периодичность и порядок проведения инструктажа и подведения итогов несения службы с должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии;
в) состав наряда ВАИ войск национальной гвардии;
г) специальная одежда и экипировка должностных лиц ВАИ войск национальной гвардии при несении службы;
д) формы и способы несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии.
13. Несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с ежемесячным графиком несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии, утвержденным начальником ВАИ, в котором указываются дата, время и место несения службы и подразделения ВАИ войск национальной гвардии (должностные лица ВАИ войск национальной гвардии), заступающие на службу.
15. Контрольные посты ВАИ выставляются в местах интенсивного движения транспортных средств войск национальной гвардии и местах дислокации управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии.
17. В карточке контрольного поста ВАИ указываются:
а) границы района ответственности;
б) пункты дислокации и телефоны управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
в) места расположения и телефоны медицинских организаций и взаимодействующих органов;
д) аварийно-опасные участки;
е) схема маршрута патрулирования.
18. Контрольные посты ВАИ могут быть подвижными и неподвижными.
19. Остановка транспортных средств войск национальной гвардии осуществляется должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии с помощью громкоговорящего устройства или жеста руки, направленной на транспортное средство войск национальной гвардии.
20. Основаниями для остановки транспортных средств войск национальной гвардии являются:
а) нарушение Правил дорожного движения водителем транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления;
в) нахождение транспортного средства войск национальной гвардии в розыске, а также наличие данных об использовании его в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления, очевидцами которого они являлись;
д) выполнение решений об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя транспортного средства войск национальной гвардии или транспортного средства войск национальной гвардии для оказания помощи другим участникам дорожного движения либо должностному лицу ВАИ войск национальной гвардии.
21. При необходимости предотвращения или пресечения административного правонарушения, задержания лица по подозрению в его совершении либо в случае непосредственного обнаружения таких событий остановка транспортного средства войск национальной гвардии может быть осуществлена должностным лицом ВАИ войск национальной гвардии независимо от его местонахождения в районе ответственности ВАИ войск национальной гвардии и от времени.
22. Основанием для остановки транспортного средства войск национальной гвардии на контрольных постах ВАИ и маршрутах патрулирования является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством войск национальной гвардии, документов на перевозимый им груз.
24. При получении информации о нахождении в транспортном средстве войск национальной гвардии военнослужащих и (или) сотрудников, подозреваемых в совершении преступления, или водитель транспортного средства войск национальной гвардии скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, либо своими действиями подвергает опасности жизнь и здоровье других участников дорожного движения, либо не выполняет требования должностного лица ВАИ войск национальной гвардии об остановке, должностное лицо ВАИ войск национальной гвардии осуществляет преследование этого транспортного средства.
25. Должностное лицо ВАИ войск национальной гвардии оставляет контрольный пост ВАИ только с разрешения или по указанию начальника ВАИ, которому он подчинен по службе, в случае:
а) применения соответствующих мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении водителей транспортных средств войск национальной гвардии;
б) преследования водителей и транспортных средств войск национальной гвардии, совершивших нарушения Правил дорожного движения;
в) оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии, несчастных случаях;
г) охраны места дорожно-транспортного происшествия;
д) принятия мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Могут ли ваи останавливать гражданские машины
Полномочия военной полиции
21. Для реализации своих функций военная полиция наделяется следующими полномочиями:
1) требовать от военнослужащих соблюдения воинской дисциплины, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов военной полиции действий, принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими;
3) проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих, а также у лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;
6) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменных поручений следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий; принимать меры по обеспечению сохранности следов преступления, совершенного военнослужащими, а также лицами гражданского персонала на территории воинской части, и иных доказательств совершения ими преступления;
7) направлять и (или) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения, а также проводить освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, на состояние опьянения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(п. 7 в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) требовать от военнослужащих, лиц гражданского персонала и иных лиц соблюдения пропускного режима и режимов, установленных на охраняемых военной полицией объектах Вооруженных Сил;
9) беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов Вооруженных Сил, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты Вооруженных Сил, и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать технические средства для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий;
10) осуществлять в отношении лиц, указанных в пункте 22 статьи 20 настоящего Устава, меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;
11) организовывать и проводить в установленном порядке проверки войск (сил) в районе ответственности по направлениям деятельности военной полиции; направлять в пределах компетенции командирам воинских частей обязательные для исполнения запросы;
12) требовать от граждан покинуть место происшествия, если это необходимо для обеспечения их безопасности и (или) проведения следственных действий, выяснения обстоятельств и сохранения следов совершения правонарушения;
13) использовать для выявления и фиксации правонарушений видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства;
14) вносить командирам воинских частей обязательные для исполнения предписания об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, производство по делам о которых входит в компетенцию военной полиции, а также об устранении нарушений в области БДД;
15) применять к военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части или на гауптвахте, средства исправления, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
16) вызывать в орган или подразделение военной полиции военнослужащих и лиц гражданского персонала по вопросам проводимых разбирательств и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции военной полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
17) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, передавать материалы об административных правонарушениях на рассмотрение органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях и по основаниям, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
18) по согласованию с подразделениями Госавтоинспекции временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках автомобильных дорог общего пользования и маршрутах движения транспортных средств при проведении мероприятий с участием войск (сил) в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
19) останавливать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на дорогах общего пользования и территориях в целях предотвращения, пресечения и при выявлении административных правонарушений в области дорожного движения, проверять у водителей документы на право их использования и управления ими, а также на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы и задерживать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
20) осуществлять в установленном порядке административное задержание и личный досмотр водителей транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
21) отстранять в соответствии с законодательством Российской Федерации от управления транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований военнослужащих и лиц гражданского персонала, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также совершивших административные правонарушения;
22) вызывать в ВАИ водителей и должностных лиц воинских частей, других войск и воинских формирований по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
23) использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений ПДД, контроля за техническим состоянием транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
24) осуществлять в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задержание транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с перемещением и помещением их на специализированную стоянку до устранения причин задержания и возврата владельцам;
25) не допускать к участию в дорожном движении транспортные средства Вооруженных Сил, в конструкцию которых внесены изменения, не имеющие документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям БДД, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, путем отказа в государственной регистрации транспортных средств и в выдаче соответствующих документов на них;
26) использовать транспортные средства Вооруженных Сил для выполнения обязанностей, возложенных на военнослужащих военной полиции, по пресечению преступлений, административных правонарушений и задержанию военнослужащих, подозреваемых в их совершении;
27) вести учет дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах, осуществлять подготовку материалов о состоянии БДД в Вооруженных Силах и представлять их в установленном порядке для включения в проект государственного доклада о состоянии БДД в Российской Федерации;
28) создавать, обеспечивать функционирование и вести в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, информационные банки (базы) данных об охраняемых объектах Вооруженных Сил, о зарегистрированных транспортных средствах Вооруженных Сил, государственных регистрационных знаках, бланках регистрационных документов на транспортные средства Вооруженных Сил и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств Вооруженных Сил к участию в дорожном движении, о результатах проведения технического осмотра транспортных средств Вооруженных Сил, а также о бланках специальной печатной продукции, необходимой для допуска водителей и транспортных средств Вооруженных Сил к участию в дорожном движении, и предоставлять содержащиеся в банках (базах) данных сведения федеральным органам исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
29) участвовать в научной работе по вопросам, отнесенным к компетенции военной полиции, в разработке образцов вооружения и военной техники, специальных средств, специальных технических средств и оборудования, предназначенных для обеспечения деятельности военной полиции;
30) участвовать в приеме выпускных экзаменов в образовательных организациях, осуществляющих подготовку граждан на получение права на управление автомототранспортными средствами для нужд Вооруженных Сил;
31) применять в случае привлечения для обеспечения режимов чрезвычайного и военного положения, проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
22. Военная полиция также осуществляет иные функции и реализует иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
23. Порядок осуществления военной полицией функций и реализации ее полномочий, если он не является предметом регулирования настоящего Устава, а также разграничение полномочий между начальниками органов военной полиции, руководителями органов военного управления Вооруженных Сил и командирами воинских частей определяются Министром обороны Российской Федерации.