Мотоцикл с двумя колесами спереди
Обзор мотоцикла Yamaha Niken, на котором очень сложно упасть
Yamaha Niken: в чем смысл мотоцикла с двумя колесами спереди?
«Трайки», или трициклы… Знаете, что это такое? Уверен, многие безошибочно представили в воображении трехколесный велосипед. Абсолютно верно, вот он:
Но только мотоциклисты или люди, увлекающиеся мототехникой, в первую очередь подумают об этом:
Но, как вы поняли из заглавной картинки, видов трициклов существует гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Технически любой мотоцикл, у которого есть в конструкции три колеса, будут называть трициклом. И абсолютно неважно, на какой из осей расположатся два параллельных колеса – на задней или передней. Да хоть сбоку приделайте, посредине мотоцикла, все равно трайк останется трайком.
Тем не менее, если установить двойные колеса на передней оси, конструкция значительно усложнится (ведь мотоциклом как-то нужно управлять) и байк автоматически обзаведется очень своеобразным видом, в определенной степени «космическим» и во многом технологическим.
Лучшим примером иллюстрации таких изменений стал мотобайк 2017 модельного года – Yamaha Niken. Этот необычный мотоцикл выглядит зло и, черт возьми, просто невероятно своеобразно! Наверное, каждый раз, когда кто-то встречает его на дороге, ну там на заправке, всегда задает одни и те же вопросы: «Как это работает?» и «Сложно ли им управлять?» Мы прям уверены в этом. Даже не знаем, почему…?
Несколько блиц-фактов:
В основе Niken лежит модель Yamaha MT-09. Единственное, что изменилось – посадка. Вернее, назад сместилось сиденье для перераспределения веса ближе к заднему колесу. Это было сделано для облегчения рулежки.
Трехцилиндровый двигатель объемом 847 куб. см и мощностью в 115 л. с. с 87,5 Ньютон-метров крутящего момента был сохранен от изначального донора. Но он получил более массивный маховик для того, чтобы реакция на открытие дроссельной заслонки не была настолько резкой, как на обычном мотоцикле.
Самое интересное. Вместо одного колеса с резиной размерностью 120/70 на 17-дюймовом переднем ободе у Ямахи два 15-дюймовых колеса. Заднее колесо осталось 17-дюймовым. Однако оно стало шире в угоду устойчивости – 190/55 вместо 180/55.
На фотографиях версия Niken GT с увеличенным ветровым стеклом и кофрами на молнии.
Переходим к уникальным аспектам Ямаха Никен
Что можно сказать о характеристиках вождения этого мотоцикла? Если кратко – они уникальные.
С одной стороны, мотоцикл во время вождения, как отмечают мотоциклисты, побывавшие в седле этого необычного байка, управляется как любой другой относительно тяжелый мотоцикл (версия Niken GT весит 267 кг). Немного вальяжно, в меру «задумчиво».
Однако, несмотря на диковинный внешний вид, отмечается его первая уникальная особенность. Мотобайк вполне проворный и маневренный, чем это может показаться на первый взгляд.
«Вы даже не понимаете, что у него два колеса спереди, потому что байк движется по обычному радиусу с обычным для мотоциклов этого класса наклоном на вираже, до 45 градусов. Вы даже не увидите, что спереди у вас два колеса, ведь их полностью закрывает большой топливный бак. Широкий и объемный, он вмещает до 18 литров топлива», – удивляется Клеменс Копецки, журналист из Motorcycle Magazine.
Кстати, Yamaha Niken имеет вполне обычную боковую подставку, на которую мотоцикл опирается, как и любой другой двухколесный агрегат.
Вилка, вернее две части передней подвески (по сути, это две вилки с развернутыми на 90 градусов ногами), работают независимо друг от друга. Таким образом, одно может находиться на бордюре, в то время как второе не потеряет сцепления с дорогой.
Безопасность на трех точках
Существенным отличием классического мотоцикла с двумя колесами является невероятная безопасность модели Niken. Даже если вы поскользнетесь в вираже (что еще нужно постараться сделать), вы, конечно, рано или поздно завалитесь, но крен будет увеличиваться гораздо, гораздо медленнее, чем мгновенное соскальзывание одного управляемого колеса на стандартном мотоцикле. Из-за своеобразной конструкции передней подвески колеса спереди будут постепенно смещаться вбок, давая райдеру время, а значит, и шанс на исправление ситуации.
Получается неплохое подспорье новичкам. Конечно, известно, что конь и о четырех ногах спотыкается, но в плане безопасности Никен дает фору обычным двухколесникам, хотя и не сравнится по безопасности с обычными трайками. Упасть на них по классической схеме просто нереально.
Единственная отрицательная особенность: во время торможения мотоцикл становится ватным при маневрировании. Хотя, может, это уловка инженеров? Они как бы подсказывают, что негоже жать тормозную ручку на дуге…
И еще пару слов о торможении: два передних колеса способны передавать огромные тормозные усилия – зацеп у них что нужно! Поэтому работать передними тормозами необходимо деликатно даже на прямой. Где усилия недостаточно на обычном мотоцикле, на таком аппарате его может быть избыток. А если зажать посильнее, то можно сделать «стоппи», а то и переднее сальто… будьте осторожны, если доведется когда-нибудь поездить на столь необычном аппарате.
Оборудован мотоцикл неплохо
Из стандартного оборудования безопасности стоит ABS, система ограничения тяги, круиз-контроль.
Двойная вилка USD 41 мм регулируется на сжатие и отскок. В стандартной комплектации установлена светодиодная подсветка по кругу.
Несколько старомодным выглядит монохромный ЖК-дисплей, который, между тем, вполне информативен.
GT для длительных прохватов
Yamaha Niken GT – это версия для путешествий или длительных поездок с комфортом. Не последнюю скрипку в этом играет увеличенное ветровое стекло, которое отобьет набегающий поток от головы даже высоких водителей.
Имеется удобное сиденье, ручки с подогревом, багажная полка сзади и боковые кофры. Минус последних – они на молниях, поэтому не герметичны и пропускают воду во время сильных дождей. А, да, еще они невелики.
Да, на любителя эта игрушка или на новичка, у которого есть деньги на свой первый технологичный и безопасный мотоцикл. На мой взгляд, аппарат выглядит уж слишком странно и необычно, будто какой-то инопланетянин. В общем, вкусовщина и размер кошелька будут решать, приобретете вы такой мотоцикл в свой гараж или нет. Но в качестве аттракциона прокатиться можно было бы…
Yamaha MXT850 Niken: тест самого необычного трехколесного мотоцикла
Мы пойдем другим путем, решили в Японии и после основательной подготовки запустили в производство новый класс мотоциклов. Получится перевернуть мир, как в 70‑е годы прошлого века, или трехколесная Yamaha MXT850 Niken — это лишь фантазия креативных маркетологов?
Yamaha MXT850 Niken В продаже: с 2019 г.
У Niken два передних колеса пятнадцатого диаметра, подвешенных консольно к, в общем-то, традиционной вилке. за исключением того, что вилок две, и их перья расположены не поперек продольной оси, а параллельно ей. Крепится эта хитрая подвеска к передней части мотоцикла через систему рычагов в виде параллелограмма. Именно благодаря этой системе Yamaha Niken наклоняется в повороте. В теории два колеса спереди должны улучшить стабильность в поворотах на различных покрытиях и добавить уверенности при торможениях. Но не верьте своим глазам — несмотря на свою трехколесность, Yamaha Niken не умеет стоять вертикально самостоятельно! При остановках нужно ставить ноги на асфальт, как на обычном мотоцикле. У новинки боковая подножка, а «запереть» байк в вертикальном положении, как скутер Piaggio MP3, нельзя. Поэтому алгоритм действий — привычный для мотоциклиста: сел за руль, поднял аппарат с подножки, завел мотор, включил передачу и отправился в путь. В моем же случае не в путь, а вплавь: поздней осенью горный климат подкинул сюрприз в виде моросящего дождя, переходящего в ливень ближе к вершине горы, на которую предстояло взобраться. Это обстоятельство испортило бы тест любого мотоцикла, но в случае с Niken — огромная благодарность небесной канцелярии.
Выезжая с парковки, перестраховывался, наклонял байк лишь немного, на привычный угол для мокрой дороги. Но через пару перекрестков стало понятно, что классическую стратегию езды «по воде» можно забыть. С каждым поворотом на узких городских улочках я чувствовал себя все увереннее и, выехав на загородную извилистую дорогу, заставил себя ехать словно по сухому асфальту. Из каждого поворота я выезжал все быстрее, тормозил агрессивнее, отпуская ручку переднего тормоза лишь в апексе, в серьезном наклоне, а затем тут же снова открывал газ. Спасибо, дорогие инженеры Yamaha Niken, за потрясающее чувство стабильности. Никаких скольжений, никаких намеков на увод передних колес с траектории. Обнаглев вконец, перед каждым поворотом я переключался на пару передач ниже, загонял двигатель в красную зону и не стесняясь «открывался». Фантастическое ощущение стабильного дрифта на выходе из поворота! Такое могут позволить себе только гонщики уровня MotoGP. Niken еще в наклоне, газ открыт и заднее колесо, потеряв сцепление с мокрым и грязным асфальтом в дуге, срывается в занос, я же только подруливал в сторону заноса — красота! Дальше в дело интеллигентно вмешивался трекшн-контроль, возвращая заднюю покрышку «на место». Но электронику можно отключить вовсе и контролировать занос лишь тягой. Для полноты ощущений я несколько раз тормозил «в дым» на прямых, до срабатывания ABS. Аппарат отлично замедляется благодаря паре 298‑мм дисков и двухпоршневым суппортам, по одному комплекту на каждое переднее колесо. Не Brembo, конечно, но, добавив задний тормоз, можно почти что добиться ощущения «как об стену» — и это на мокрой дороге! Одноколейный байк таких вольностей не прощает, будь на нем даже самая мягкая гоночная дождевая резина.
Интересно, что в поворотах мотоцикл не воспринимается трехколесным. Конечно, если «прислушиваться» очень внимательно, чувствуется, что передние колеса катятся чуть по сторонам от центра руля, но на деле это ничего не меняет. Niken укладывается в поворот и меняет траекторию, чутко реагируя на контрруление — как двухколесник. Лишь в сильном наклоне возникает небольшое ощущение недостаточной поворачиваемости, но это легко исправить либо чуть большим наклоном, либо небольшим подруливанием. Возможно, на сухом асфальте в быстрой дуге и возникло бы ощущение нехватки «угла», ведь максимум наклона ограничен конструкцией и составляет 45 градусов. Но подножки начнут цеплять асфальт раньше, намекая, что ты не на треке и не за рулем спортивного мотоцикла. К слову, многие двухколесники к этому рубежу приблизиться не в состоянии. После такого боевого знакомства в дождевых условиях скажу, что Yamaha Niken управляется как двухколесник, наклоняется в повороте и тандем передних колес картину не портит. Niken в разы безопаснее одноколейного байка в сложных погодных условиях, а это значит, что и на сухом покрытии проблем не будет. Управляя этим аппаратом, можно не думать о непрогретой резине, песочке или влажной разметке под передним колесом. Единственное «но» — это не замена автомобилю, как трицикл. Это полноценный мотоцикл с мощным мотором и характером нейкеда MT-09. Да, на этом байке будет проще учиться, на нем легче ездить в сложных условиях, чем на двухколеснике, но обманывать себя не нужно. Судя по потертым крышкам мотора и ручке руля одного из тестовых аппаратов, возможности Niken не безграничны.
В этом году Yamaha выпустила Niken GT с высоким ветровым стеклом, более спортивной подвеской и небольшими кофрами. Так что путешествовать на мотоцикле теперь можно фактически до самой зимы.
Трехколесные родстеры Can-Am Spyder занимают особую нишу в череде товаров от Bombardier Recreational Products.
Мощный 990-кубовый мотор от производителя авиационных двигателей, компании Rotax, выдает отличный момент, способный при желании уйти со старта с пробуксовкой, оставив на дороге след заднего протектора. Тем не менее за всеми шалостями пилота чутко следит электроника, которая в буквальном смысле душит мотор, не давая увеличивать обороты, тем самым максимально снижая риск перевернуться или вылететь с траектории.
Система стабилизации этих устройств была разработана совместно BRP и Bosch. В самой компании-производителе Spyder характеризуют как эдакий гибрид мотоцикла и оригинального трехколесного спорткара.
Передняя подвеска – специальная, повышенной комфортности. Ход передней подвески – 144 мм, задней – 145 мм. Размер шин вполне себе автомобильный, 165/65 R14 впереди и 255/50 R15 сзади. Диски – алюминиевые. Тормозная система – гидравлический ножной тормоз с воздействием на три колеса. Все тормоза – дисковые. Имеется EBD и ABS, а также еще целый ряд вспомогательных систем. Вес этого трехколесника – 316кг. Впереди имеется багажник объемом 44 литра.
Максимальная нагрузка – 200кг. Объем топливного бака – 27 литров. Масла в двигатель требуется 4,5 литра, рекомендуемый тип – 5W40. Клиренс – 115 мм. Габаритные размеры – 2667х1506х1145 мм. Высота сиденья – 737 мм. Колесная база – 1727 мм. Передняя колея – 1308 мм. Рекомендуемое топливо – неэтилированный бензин с октановым числом не менее 87. Все аппараты снабжаются полноценной приборной панелью со спидометром, тахометром, указателем уровня топлива, счетчиком километража, указателем температуры двигателя, внешней температуры. Все параметры могут выводиться как в единицах метрической системы, так и в американских стандартах. В качестве опций для «Спайдеров» предлагаются ксеноновые фары, противотуманки, выхлопная труба спортивного дизайна, дополнительные навесные багажные отделения, спинка пассажирского сиденья, низкое и высокое ветровые стекла.
Пустить в управляемый занос трехколесник BRP попытался действующий чемпион Европы по стантрайдингу, Юрий Верховников: «Иногда хочется заложить его в поворот «с коленочкой», как мотоцикл, но все-таки едет он больше напоминая авто. За счет того, что «мотоцикл» все-таки на трех колесах и у него большая устойчивость, я бы посоветовал его как новичку, так и девушке, которой было бы очень опасно выезжать в город на двух колесах. «
Трицикл. Виды и применение. Плюсы и минусы. Особенности
Трицикл – трехколесное транспортное средство с мотором или без. Под трициклом можно подразумевать трехколесный мотоцикл, автомобиль или велосипед.
Популярные конструкции трициклов
Название трицикл объединяет широкий перечень транспортных средств различных конструкций. Отличия между ними могут быть кардинальными. Они разнятся между собой по уровню комфорта, скорости движения, типу двигателя, классу безопасности, наличию кабины и прочим параметрам.
Наличие трех колес позволяет трициклу иметь более высокую устойчивость, чем двухколесные транспортные средства, и быть маневренней четырехколесных. Небольшое количество деталей снижает сложность обслуживания и ремонта таких аппаратов. Все это позволяет назвать трициклы альтернативой между автомобилем и мотоциклом.
Мото трицикл
Это классическое транспортное средство, представляющее собой аппарат похожий на мотоцикл, но имеющий 2 передних колеса. В нем используется обычный мотоциклетный руль. В конструкции может предусматриваться крыша для защиты от осадков и встречного ветра.
За счет наличия двух передних колес обеспечивается:
Крепкая несущая рама и устойчивость позволяют устанавливать на трициклы мощные моторы. Кроме этого нужно отметить изобилие подобных аппаратов на электрической тяге. Они существенно превосходят обычные электромотоциклы по запасу хода, так как имеют много места для установки вместительных батарей питания.
Трициклы могут быть построены на базе спортивного, дорожного, туристического мотоцикла или чоппера. За счет ширины колес все они имеют более высокую проходимость, чем двухколесные аппараты. Стоимость трициколов существенно выше обычного мотоцикла, в связи с использованием большего количества деталей. Увеличение сложности аппарата сопровождается более дорогостоящим обслуживанием и ремонтом. В связи с этим, несмотря на явные достоинства в определенных направлениях трициклы менее популярны, чем мотоциклы.
Мото трайк
Является разновидностью трицикла, в котором устанавливается 2 задних колеса. Это также увеличивает устойчивость транспортного средства на дороге. Однако им сложнее управлять при наезде на преграду, чем на мотоциклах с двумя передними колесами.
Трайки могут оснащаться мотоциклетными или автомобильными сидениями. Также возможен вариант установки задних сидений автомобильного типа для двух пассажиров. Трайк может перевозить вместе с водителем 2-3 человека. В нем используются широкие задние колеса, что гарантирует высокую несущую способность основной оси.
Он вполне может стать семейным транспортным средством для поездки на небольшие расстояния. При сравнении трайков и классических трициклов, в большинстве случаев последние имеют более вместительное багажное отделение. У трайков оно часто реализуется за счет кофров, что менее удобно и безопасно в плане предотвращения доступа посторонним лицам.
Открытый грузовой мото трицикл
Представляет собой гибрид трицикла и легкового автоприцепа. На задней оси аппарата размещается бортовая платформа для перевозки тяжелых грузов. В качестве передней подвески у трицикла используется классическая телескопическая вилка, а грузовая платформа размещается на рессорах.
Грузовые трициклы с своем большинстве имеют следующие технические параметры:
Бортовая платформа грузового трицикла оснащается гидравликой для опрокидывания. В качестве силового агрегата может использовать электродвигатель. В конструкции применяется механическая коробка передач, предусматривающая задний ход. Реализация вариатора в грузовом трехколесном мотоцикле технически нецелесообразна, в связи с нагрузками на ремень за счет снаряженной массы.
Грузовые мото трициклы пользуются спросом за счет невысокой стоимости и хорошей маневренности. Они отлично подходят для использования в качестве основного транспорта для перевозки урожая, кормов для животных в небольшом подсобном хозяйстве. Реальным конкурентом для грузового трицикла выступает только мотоблок с прицепом, однако тот передвигается медленнее и не является самосвалом.
Грузовые трициклы с кабиной
Это на порядок более комфортабельное транспортное средство, чем открытие трициклы. Оно больше похоже на миниатюрный грузовик с одним передним колесом, чем на смесь мотоцикла и прицепа. За счет кабины обеспечивается возможность удобной эксплуатации транспортного средства в плохие погодные условия.
Трицикл с кабиной может предусматривать управление как поворотным мотоциклетным, так и автомобильным рулем. Реализация последнего принципа встречается только на достаточно дорогостоящих трициклах, преимущественно с дополнительным пассажирским местом.
Трициклы с мотоциклетным рулем могут иметь просвет в передней части кабины, сквозь который проникает воздух с улицы, что плохо зимой. Однако такой транспорт более маневренный. Трициклы с автомобильным рулем и пассажирским местом по сути ничем не отличаются по габаритам от небольшого грузовика. При этом имеют меньшую грузоподъемность, поэтому целесообразность покупки такого транспорта достаточно спорная.
Трехколесные легковые автомобили
Представляют собой миниатюрный одноместный или двухместный автомобиль на трех колесах. Такие трициклы имеют много преимущества над полноразмерными автомобилями:
Авто трициклы сочетающие в себе элементы легкового автомобиля оснащают очень слабыми моторами, что отличает их от аппаратов более приближенных к мотоциклам. Они в первую очередь рассчитаны на городской трафик. Слабый мотор таких машин является залогом вхождения в повороты на малой скорости. Дело в том, что наличие кабины создает ветровую нагрузку на трицикл, что может повлечь его опрокидывание при повороте на скорости.
Более устойчивыми считаются трициклы с двумя передними колесами. Они входят в поворот, сохраняя горизонтальное положение. Аппараты с одним передним колесом меняют положение подвески, за счет этого кабина наклоняется относительно шасси для противовеса, как мотоцикл. По этой причине внутри салона нельзя возить стаканы с напитками, как в обычном автомобиле.
Концепция автомобиля трицикла появилась еще в 60-х прошлого века. Тогдашние автомобили часто переворачивались при малом радиус поворота. У современных аппаратов этот недостаток учтен за счет распределения центра массы и ограниченности скорости передвижения.
Грузовые трехколесные скутеры
Это трицикл представляющий собой скутер на трех колесах с большим багажным отделением. Он в отличие от мото трициклов не рассчитан на большие нагрузки и отличается меньшими габаритами. Это в первую очередь городской транспорт служб доставки. Он рассчитан для перевозки легких малогабаритных грузов. Его используют заведения общественного питания для развозки обедов, почтовые службы и т.д.
Закрытое багажное отделение защищает перевозимые грузы от осадков. Также в них может предусматриваться крыша, для защиты от лобового ветра и брызг, от бокового дождя она практически не помогает.
Грузовые скутеры могут иметь багажное отделение как позади, так и впереди. В качестве силового агрегата скутеров используется бензиновый, реже электрический двигатель. Электроскутеры требуют времени на зарядку, и не имеют достаточного запаса хода для покрытия потребностей курьерских служб, поэтому используются редко. Нужно отметить перспективные новинки в данной категории транспортных средств. К примеру, грузовой тайваньский трехколесный электроскутер Rapide 3 может заряжаться до 80% всего за 15 минут. Однако стоит такой трицикл слишком дорого для рентабельного использования курьерами.
Трехколесные велосипеды и электровелосипеды
Данная техника отличается от обычных велосипедов более высокой устойчивостью при движении и во время остановки. Это позволяет ее использовать для неспешных поездок, а также при перевозке тяжелых грузов. Ось с двумя колесами может располагаться как впереди, так и позади велосипеда.
Для более комфортного вхождения в поворот трицикл с двумя передними колесами предусматривает их наклон. Нужно отметить увеличенную массу подобных аппаратов в сравнении с обычными велосипедами. В связи с этим они могут быть более удобными только в исполнении с электроприводом, за счет возможности размещения дополнительных тяжелых аккумуляторов. Обычные трехколесные велосипеды могут стать разочарованием.
Нужны ли водительские права для управления трициклом
В РФ, как и большинстве стран СНГ, для допуска к управлению трициклом необходимо наличие водительского удостоверения категории В1. В то же время, к управлению допускаются водители с открытой категорией В.
Трициклы с малокубатурными двигателями объемом до 50 куб.см требуют от водителя наличия удостоверения категории М (мопед) или другой категории. Права не нужны для передвижения на трехколесных транспортных средствах, приводимых в движение за счет мускульной силы. Также удостоверение не требуется на трициклы с электродвигателем мощностью до 250 Вт.