Можно ли ездить на мотоцикле без дуг
sixbisix
Good moto practice
Дуги безопасности (хотите верьте, хотите нет, но от них может быть БОЛЬШЕ вреда, чем пользы)
Это интересное чтиво, в котором описан случай, когда Сатчер, потеряв ногу в дорожно-транспортном происшествии на мотоцикле, обвинял компанию Honda утверждая, что с тех пор, как Honda выпускает мотоциклы без дуг безопасности, она выпускает товары с недостатками и слишком опасные в дорожно-транспортном происшествии.
Ниже приведены два параграфа из этого мнения, которые несомненно вызовут у вас восхищение:
Из лучших побуждений я задаю вопрос:
Я не знаю, ни одного мотоциклиста, включая меня, кто бы не верил что установка защитных дуг хорошая идея. Как же тогда суду были представлены факты убеждающие в обратном? Как наше предчувствие может вводить нас в заблуждение или вовсе быть неверно? Или наше предчувствие нас не обманывает?
(В этом месте хочу сообщить вам, что несколько мотоциклистов поведали мне, что у них есть предчувствие, что этот вид защиты защищает мотоцикл, а не мотоциклиста. Они говорят, что «только не мотоциклисты» думают, что дуги защищают мотоциклиста или пассажира)
Для меня очевидно, что по крайней мере на GoldWings защитная клетка (которая окружает головку блока двигателя) обеспечивает лишь минимальную защиту ног. На мотоциклах, оборудованных большой (широкой) защитой (на которую стремятся установить подножки для размещения ног при движении за городом), эта защита должна защищать немного лучше – по крайней мере, обеспечить защиту ног. Задние дуги разработаны для защиты кофров, но очевидно, что они также немного защищают ноги пассажира.
На многих мотоциклах защитные дуги не предусмотрены. Защита двигателя может быть легко установлена, но это защита двигателя. Однако большинство мотоциклистов устанавливают достаточно широкую защиту двигателя, которая при падении мотоцикла на бок, может защитить ноги от травмы.
Я пришел к выводу, по крайней мере для себя, что никакая защита не сможет защитить ноги в в случае дорожно-транспортного происшествия (по крайней мере от серьезной травмы), но если благодаря такой защите можно избежать травмы ноги при падении мотоцикла, то это уже хорошо! Не правда ли?
В том же судебном деле обсуждалась «защита ног» и «дуги безопасности» на мотоциклах полицейских:
И снова видим отсутствие единства мнений. Начальник полиции говорит, что дуги безопасности, особенно на мотоциклах Harley-Davidson, снижают травматизм, в то же время Harley-Devidson не рекомендует использовать дуги.
Есть ли истина в этом вопросе?
Кто-то из вас сейчас намерен доказать, что всё сказанное в суде лож и искажено для того, чтобы выиграть спор одной из сторон. Я не думаю, что какая-то из сторон лжет. Наоборот, я думаю что производители настолько напуганы судебные тяжбами, что они прилагают все усилия, чтобы доказать, что защита двигателя не является обязательной и необходимой для защиты ног от травм, только бы не получить иски от владельцев мотоциклов, которые были проданы без защиты. Мне кажется наоборот, чтобы не лгать, производители преподносят свои аргументы таким образом, чтобы следуя лучшим побуждениям, минимизировать свою ответственность.
Существует большая разница между тем, чтобы быть беспристрастным и тем, чтобы говорить то, что нужно сказать. Но производители мотоциклов в суде не обязаны делать ни то, ни другое.
(Я думаю, что наша судебная система работает очень хорошо – потому, что судебная система позволяет нам представить два различных взгляда на очевидный по определению факт и судье необходимо принять решение.)
Однако не все мотоциклисты, в отличие от меня, верят, что лучше иметь защитные дуги, чем не иметь их. Например, в знаменитом исследовании Харри Хорта, утверждается:
Нужно отметить, что это был единственный вывод исследования, в котором проанализировано 900 дорожно-транспортных происшествий. Подозреваю, что если бы в исследовании анализировались все дорожно-транспортные происшествия с травмами ног, то вывод мог бы быть иным.
С другой стороны, совсем недавно Исследовательская лаборатория по транспорту провела в Англии исследование (Февраль 1995 года) ( http://www.msgroup.org/Safety/EC_leg.html ), в котором были сделаны противоположные выводы:
—————
Наше исследование показало, что правильно спроектированная защита ног может снизить тяжесть травмы, или даже предотвратить травму, по крайней мере в 25% случаев без увеличения частоты повреждений других частей тела. В некоторых случаях защита может спасти жизнь.
—————
Исследовательская лаборатория по транспорту представила контраргументы, в отношении мнения одного крупного производителя мотоциклов, которое процитировано выше:
—————
Важным в этом исследовании являлось то, что необходимо было убедиться, что защита ног не только снижает вероятность травмы нижних конечностей, но и потенциально не увеличивает вероятность травмы других частей тела, особенно головы. Во всех тестах была тщательно изучена вероятность повреждения ног и головы. Ни в одном тесте защита ног не увеличивала вероятность травм головы, или травм других частей тела, а в некоторых случаях значительно снижала вероятность травм.
—————
Более того, Правительство Англии направило в Европейскую комиссию инициативу, в соответствии с которой должны быть разработаны требования к такой защите.
Ниже на фотографии мотоциклист из Хьюстона, который идет от мотоцикла Magna (1997 года выпуска) на котором он очень опасно упал на скорости 56 км/час и теперь идет к месту стоянки. Он утверждает, что защита, которую он установил через два дня после покупки мотоцикла сохранила ему правую ногу. Я верю ему. (Обратите внимание он полностью в кожаной экипировке и шлеме-интеграле. Он знает, что значит быть готовым ко всему).
Дополню рассказ наблюдением, которое я многократно подмечал, особенно to cagers, которые предполагают что не будут водить мотоцикл, так как он не обеспечивает защиты в случае аварии.
Ни один мотоциклист никогда не извлекался с помощью «Челюстей жизни» (прим. SixBiSix – специальное пневматическое устройство для раздвигания искореженных частей автомобиля) и подушка безопасности не оторвала голову ни одному из мотоциклистов. Подумайте об этом…
Установка дуг безопасности на мотоцикл: законно ли это
Дуги безопасности – важный элемент конструкции мотоцикла, способный предотвратить серьёзные повреждения. Дуги поглощают энергию удара и защищают весь механизм. Но, несмотря на полезность этого элемента, ГИБДД имеет полное право оштрафовать водителя за наличие на мотоцикле дуг. Как избежать штрафов за дуги, расскажет эта статья.
С чего всё началось
Ещё пять лет назад на дуги безопасности не обращали никакого внимания. Но в 2017 году произошёл инцидент, после которого мотоциклисты с дугами на их транспорте заволновались.
11.09.2017 некая Шевченко Олеся Владимировна была остановлена сотрудником ГАИ, который, после осмотра её байка, обнаружил там дуги и выписал штраф на 500 рублей. Официальная формулировка звучала так: «Двигалась на транспортном средстве с техническими условиями, при которых его эксплуатация запрещена. В конструкцию ТС внесены изменения: установлены дуги без внесения отметки в СТС (свидетельство о регистрации ТС). Нарушила требования п. 2.3.1 ПДД РФ».
Дуги безопасности не были зарегистрированы, за что Олесю и оштрафовали. После этого Олеся направила запрос в фирму «Крэзи Айрон», где приобретала дуги. Ей ответил генеральный директор компании: «Обоснованность привлечения к административной ответственности п. 2.3.1 ПДД РФ вызывает сомнения, поскольку защитные дуги не входят в перечень условий, при которых запрещается эксплуатация ТС».
Затем Олеся сделала два запроса в ГИБДД. Жалоба осталась неудовлетворённой, а Олесе предложили обратиться в суд. После этого Олеся написала в НАМИ и спросила, считается ли установка защитных дуг изменением конструкции. Ответ звучал так:
Установка дуг безопасности на мотоцикл, конструкцией которого не предусмотрены дуги безопасности, является внесением изменений в конструкцию. Дуги безопасности являются объектом обязательной сертификации. Таким образом, данные компоненты должны быть сертифицированы вне зависимости от того, предусмотрены дуги производителем мотоцикла или не предусмотрены. Также, они должны быть сертифицированы вне зависимости, изготовлены дуги производителем мотоцикла или сторонним производителем.
В конце концов в дело вмешались и другие мотоциклисты, и появилась коллективная жалоба, подписанная 161 человеком. Дело перешло в суд, который решил, что штраф за несертифицированные дуги на мотоцикле законен. В течение лета 2018 года многие мотоциклисты были оштрафованы. Сейчас ГАИ реже останавливает мотоциклы из-за дуг, но случаи штрафов встречаются.
Что такое дуги безопасности
Защитные дуги – это металлические трубы, которые устанавливаются на мотоцикл для дополнительной защиты. После падения мотоцикл начинает скользить, и подножки, ручки, выхлопная труба и пластиковые элементы повреждаются. Дуги же берут на себя всю силу удара, так что, если дуги подобрали правильно, рама, каркас и другие части мотоцикла не ломаются. Также дуги безопасности защищают ноги водителя.
Дуги стоят от 6 до 22 тысяч рублей. Купить их можно в любом магазине запчастей для мотоциклов. Установка дуг требует умения: необходимо просверлить отверстие в пластике, однако любая неточность может испортить внешний вид мотоцикла. К тому же, из-за того, что мотоцикл обшит пластиком, установка дуг становится труднее. Поэтому рекомендуется не заниматься самостоятельным тюнингом байка, а обратиться в салон.
На основании какого закона выписываются штрафы
При остановке мотоцикла ГАИ ссылается на ст. 12.5.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Среди условий этого закона нет упоминаний защитных дуг.
Однако КоАП ссылается на «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Пункт 7.18 гласит, что эксплуатация ТС запрещена, если: «В конструкцию ТС внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ или иных органов, определяемых Правительством РФ».
Именно на этом моменте начинаются проблемы: непонятно, как определить, что считается изменением конструкции, а что не считается.
Что считается изменением конструкции транспортного средства
Технический регламент Таможенного союза даёт расшифровку понятия «внесение изменений в конструкцию ТС». Звучит оно так:
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Но это определение тоже неясно, так как непонятно, что влияет на безопасность дорожного движения, а что – нет. Безопасность ТС расшифровывается следующим образом:
Состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
Приложение №9 технического регламента содержит список некоторых изменений конструкции автомобиля, которые требуют сертификации. В него входят замена типа кузова, установка и демонтаж ГБО, установка дополнительных топливных баков, замена диодных ламп.
А пункт 7.16 Перечня неисправностей сообщает, что эксплуатировать ТС запрещено, если «На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности».
Таким образом можно сделать следующий вывод. Если какой-то элемент конструкции мотоцикла был предусмотрен производителем, и водитель только заменил его, то такое изменение не требует согласования с ГИБДД. Если же водитель добавил в конструкцию мотоцикла новые части или, наоборот, демонтировал старые, то такое изменение необходимо согласовать.
Итого должно произойти три вещи, чтобы ваше изменение признали изменением конструкции:
Как согласовать изменения с ГИБДД
Предварительная экспертиза
Предварительная экспертиза проводится в аккредитованной испытательной лаборатории. Список таких лабораторий размещён на сайте Евразийской комиссии Таможенного союза. Услуга платная.
Получение разрешения ГИБДД на внесение изменений
На этом этапе потребуется заключение из испытательной лаборатории. ГИБДД не осматривает само транспортное средство, а только даёт или не даёт разрешение на планируемые изменения. Отказать в разрешении могут в следующих случаях:
Внесение изменений в конструкцию
Произвести тюнинг мотоцикла можно как самостоятельно, так и в специализированной мастерской – разницы нет.
Проверка тюнинга
Проверка изменений тоже проводится в аккредитованной испытательной лаборатории. Причём обращаться лучше в ту лабораторию, которая уже выдала вам заключение на первом этапе.
Лаборатория проверит законность внесённых изменений и их соответствие стандартам безопасности. Если нарушений не будет, водитель получит протокол проверки.
Прохождение техосмотра
Процедура проводится так же, как и при обычном осмотре. Необходимо обратиться в любой пункт ТО и провести стандартную процедуру техосмотра.
Проверка в ГАИ
На этом этапе будет проверяться мотоцикл для сравнения фактических изменений и изменений, заявленных в документах. После осмотра сотрудники ГИБДД проверят документы и выдадут водителю свидетельство. В выдаче свидетельства могут отказать, если изменения не соответствуют документам, предоставлены не все документы или транспортное средство находится в розыске.
Регистрация в ГИБДД
В течение 10 дней водитель должен обратиться в ГИБДД для внесения изменений в ПТС и свидетельство о регистрации.
Вывод
Таким образом, защитные дуги – это тот элемент мотоцикла, который требует официального разрешения. Однако, если дополнительное оборудование установили на мотоцикл до постановки на учёт и выдачи номеров, ГАИ не имеет право выписывать за него штраф. Если же дополнительное оборудование появилось позже, тогда – штраф, демонтаж и повторное прохождение осмотра в ГАИ.
Дуги Crazy Iron вне закона!
Я, честно говоря, просто. не знаю, что сказать.
Вот скан выписанного протокола:
Официальный ответ Crazy Iron:
Можно дельного почитать в одном посте ГИБДД и изменение конструкции.
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;
2. Хорошо, смотрим «Основные положения».
п.11. Запрещается эксплуатация:
автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);
3. Отлично, смотрим Перечень.
7.16. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.
7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.
7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Вот оно! В конструкцию внесены изменения!
В Техническом регламенте Таможенного Союза «О безопасности колёсных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 сказано:
внесение изменений в конструкцию транспортного средства – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения;
Итак, дуги Crazy Iron:
1. Не выступают за габариты транспортного средства.
2. Устанавливаются без модификаций штатных узлов.
3. Не оказывает никакого влияния на рулевое управление, световые приборы, тормозную систему.
4. Не мешают управлению мотоциклом, исходя из конструкции и особенностей анатомического строения водителя.
Таким образом, установленные дуги влияют только на защиту транспортного средства (мотоцикла), а не на защиту участника дорожного движения. Следовательно, установка дуг не является внесением изменений в конструкцию, так как не влияет на безопасность участника дорожного движения!
Мотоцикл имеет пройденный техосмотр, соответственно он в исправном состоянии. И у инспектора нет оснований утверждать обратное. В разговоре спросите под запись, является ли он специалистом в области технической экспертизы транспортных средств? И какими методиками он пользовался при определении влияния дуг на безопасность водителя (кстати, методики чётко описаны, на это отдельный ГОСТ есть!). Получите его ответ «нет», для верности переспросите и у вас появится железобетонное доказательство противоправных действий инспектора.
Надо в протоколе писать несогласие с действиями инспектора.
Из содержания норм Федерального закона «О полиции» следует, что сотрудники вправе производить осмотр транспортных средств и грузов только при подозрении, что они используются в противоправных целях. В этой связи предусмотренное абзацем пятым пункта 149 Административного регламента положение об осмотре транспортного средства, если имеются основания полагать, что оно эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена, противоречит Федеральному закону.
Вот и появляется повод написать жалобу вышестоящему начальству и в прокуратуру.
Хорошо бы ещё сертификат на дуги найти.
UPD: Никаких сертификатов на изделия Crazy Iron нет. И вряд ли будет, так как дорого это.
Во, Питерцы, нужна ваша помощь!
Если можете, обратитель за разъяснениями в Институт Безопасности Дорожного Движения!
+7(812) 575-01-93 – Лукьянов Сергей Владимирович
Или отправив заявку на электронную почту: ibdd@bk.ru
Институт располагается в здании Автомобильно-дорожного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 2, каб. 113.
Дуги как раз и влияют на безопасность райдера. Для этого их и создали, в первую очередь, поэтому они и называются «дуги безопасности».
Это твоё личное мнение или чья-то официальная позиция, документально подкреплённая?
И название «дуги БЕЗОПАСНОСТИ» тоже официальное или это оттебятина?
UPD: речь идёт только о дугах Crazy Iron! На сайте производителя они называются просто ДУГИ, без всяких БЕЗОПАСНОСТИ.
Кстати, покопал немного в сторону сертификатов на другие изделия, ни в одном буржуйском сертификате не написано, что дуги от чего-то защищают. Там написано, что они НЕ ВЛИЯЮТ НА БЕЗОПАСНОСТЬ!
Хорошо бы ещё сертификат на дуги найти.
У крейзи нет сертификатов на дуги. Когда народ поднял в интернетах шум и обсуждение с участием их представителя, они как-то мутно себя повели. На прямой вопрос есть ли сертификаты начали рассказывать, что о необходимости сертификации узнали только когда гайцы стали штрафовать и к ним кто-то обратился. Ну и плюс получение сертификата нужно для каждой модели (а скорее для каждой модификации) и цена вопроса за каждый сертификат что-то в районе 200 тыс. руб.
Что-то я сомневаюсь что они готовы на это пойти. Ну максимум на несколько самых ходовых моделей сделают.
Я бы покопал в сторону того, что это не дуги безопасности, а защита двигателя (по аналогии с автомобильной защитой картера стальным листом). ИМХО это наиболее перспективное направление: уйти от внесения изменений в конструкцию.
Когда правомерен штраф за дуги безопасности мотоцикла?
Периодически инспекторам Госавтоинспекции приходят сверху установки наказывать участников дорожного движения за какое-то нарушение, которое вызывает волну народного гнева.
К таким, мягко говоря, спорным вопросам относятся дуги безопасности для мотоцикла, за наличие которых при отсутствии записи в техпаспорте выписывают штраф. Мотоциклетное сообщество страны в буквальном смысле взорвало Интернет обсуждением этого вопроса. В этой публикации мы рассмотрим законность такой штрафной санкции.
По какой статье штрафуют?
Штраф за дуги безопасности, установленные на мотоцикле, но без внесения отметки о них в техпаспорт выписывают по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. По этой части статьи предусмотрен только один вид наказания.
На нарушителя наложат минимальный размер административного взыскания, предусмотренный действующим законодательством – 500 рублей.
Правонарушителю предоставляется возможность оплатить штрафную санкцию с 50% скидкой. Для этого необходимо внести платеж на протяжении 20 дней с момента оформления постановления о наложении админштрафа. Еще одно условие – на санкцию не должна оформляться отсрочка либо отсрочка.
Реально ли оспорить админштраф?
По части 1 ст. 12.5 наказывают за езду на автотранспорте с неисправностями либо условиями, не позволяющими его эксплуатировать. Полный перечень неисправностей, не позволяющих средствам передвижения принимать участие в дорожном движении, опубликован в приложении к ПДД, имеющем название «Основные положения по допуску транспорта к эксплуатации …».
Пунктом 7.16 запрещается эксплуатировать мотоцикл, у которого отсутствуют дуги, предусмотренные его конструкцией. Пункт 7.18 не позволяет ездить на транспорте, в конструкцию которого были внесены изменения без разрешения на такие действия, выданного специальными службами Госавтоинспекции.
Информацию о дугах безопасности следует искать в 7 разделе обозначенного Перечня.
Инспектора ГИБДД, выписывая штраф, обосновывают его именно этими пунктами. Во-первых, мотоцикл имел дуги, установленные производителем, а водитель их снял и ездит без них. Во-вторых, с конвейера двухколесный конь сошел без дуг, а его владелец их монтировал, не соблюдая процедуру изменения конструкции транспорта.
Как правильно внести изменения в конструкцию автотранспорта?
Процедура внесения изменений должна включать такие обязательные этапы:
Главный аргумент в свою защиту
Буквально все аспекты эксплуатации любого колесного транспорта, регулируются Техническим регламентом
Таможенного союза о безопасности ТС 018/2011 или сокращенно ТРТС. 9 раздел документа посвящен вопросам внесения изменений в конструкцию автотранспорта.
В нем содержится список изменений, требующих проведения сертификации.
Таким образом, мы исключили пункт 7.18. Теперь остановимся на пункте 7.16.
В нем только сказано, что на мотоцикле нет дуг, предусмотренных конструкцией, но не даны разъяснения, обязаны ли быть дуги, когда на заводе под них были сделаны отверстия.
Поскольку, ТРТС выше других документов, то проводить процедуру регистрации транспорта с дугами, для монтажа которых все нужные отверстия выполнил производитель, не нужно.
Другими словами, мотоциклист ничего дополнительно не сверлил и не приваривал.