Музыка для настройки акустики в машине
Подборка треков для тестирования SQ-систем
Этой подборкой треков (с небольшими вариациями) я пользуюсь уже давно. Многие слышали ее и просили выложить на всеобщее обозрение. Обещал — выполняю. Подборка ориентирована на оценку SQ-систем. Все треки в обычном «сидюшном» разрешении 16/44. Качаем тут, а ниже — коротко о том, что с ними делать.
Всем удачи, хорошей музыки и правильного саунда! 🙂
01 Tracy Chapman — Telling Stories
Этот трек хорошо использовать для получения первого впечатления от системы. Бархатный, тембрально богатый голос, ровный тональный баланс, не выпячивающий какие-то отдельные инструменты. Со временем, если прослушать этот трек на нескольких десятках систем, вы увидите, насколько он информативен.
02 Michelle Shocked — Blackjack Heart
Шикарная ударная установка — чистое и живое звучание, ровный, не забивающий бас. Чистый и ясный голос. Обратить внимание на шипящие – они немного акцентированы, но по своей структуре не должны быть синтетичными.
03 Bettye LaVette — Why Does Love Got to Be so Bad
Очень жесткий саунд. Хлесткие удары по барабану. Голос резкий, но не режущий. В системах с вялой динамикой звучит скучно, в системах с явными проблемами АЧХ в области СЧ-ВЧ начинает резать и звучать неприятно.
04 Apocalyptica — One
Три виолончели — то еще испытание для системы. Должна хорошо ощущаться разница в манере игры – пальцами и смычком. Но при этом должно сохраняться понимание, что это один и тот же инструмент. На этом треке хорошо выявляется детализация, инструменты хорошо различимы, они не сливаются. В хорошей системе движения смычка по струнам передаются очень подробно и буквально визуализируются.
05 Laura Fygi — Let There Be Love
Приятный трек, щеточки хорошо прописаны и не должны восприниматься как простое шипение. Красиво и подробно записан голос. Женский вокал звучит нежно, но уверенно, а не как слабенький детский голосок или как голос прокуренной тетки. Обратите внимание на рояль – он должен звучать легко, но не «стеклянно».
06 Eagles — Hotel California
Хорошая система должна уверенно «показать» расстановку гитар на звуковой сцене. Оцените атаку струн и сам характер инструментов. Звук живой и естественный или синтетичный? Достаточно быстрый или вялый? Обратите внимание на шейкер – он хорошо показывает разрешающую способность системы. Обратите внимание на ударника – бас-бочка не должна перебивать все остальное. И к тому же удары не однообразны! Сухие и короткие чередуются с «открытыми», более протяжными. Хорошее НЧ-звено позволит явно ощутить это!
07 Brian Bromberg & Akira Jimbo — Brombo
Бешеная динамика, удары не сливаются. Контрабас, вступающий на 52 секунде не должен гудеть. Загудел? Ищите проблемы в сабвуфере и его стыке с мидбасовым звеном.
08 Helen Merrill — You`d Be So So Nice To Come Home To
Это монозапись, сделанная в 60-х, и она, как и полагается монозаписи, должна звучать четко из одной точки — из центра лобового стекла, отдельные ноты не должны разлетаться по салону.
09 Erich Kunzel — Theme From Pink Panter
Трек на контрасте с предыдущим, дает хорошо почувствовать пространство в глубину. Одни инструменты — ближе, другие — дальше. Если все плоско и скучно – проблемы с разрешающей способностью и динамикой.
10 Elvis Presley — Fever
В самом начале разговор Элвиса со звукорежиссером — разница в ощущении пространства при переключении. Обратить внмание на контрабас — не должен теряться или лезть на передний план, он должен быть хорошо различимым, но при этом оставаться на заднем плане. Щелчки пальцами – натуральны ли?
11 Ray Brown — Super Bass Theme
Контрабас. И даже не один. Трек хорошо проявляет все косяки на нижнем, среднем и верхнем басе. Не должен гудеть или звучать слишком глухо, не должны выделяться отдельные ноты, контрабасы должны быть различимы между собой. Ну и аплодисменты в конце – они тоже хорошо показывают разрешение и естественность звукопередачи.
12 Christy Baron — Ain’t No Sunshine
Тоже контрабас, но записанный несколько иначе. Несмотря на другую манеру записи, должно ощущаться, что это живой инструмент – со своим корпусом, струнами. Не должен пропадать, гудеть или забивать все остальное
13 Jeannie Bryson — Fever
И еще контрабас, записанный в другой манере. Опять же следим за тем, чтобы не терялось ощущение живого инструмента. Обратите внимание на барабан на заднем плане – он не должен сливаться с контрабасом, должно быть хорошо слышно, что это совершенно другой и отдельно стоящий инструмент. Заодно обратите внимание на трубу — инструмент, как и порлагается «духовой меди» резкий и яркий, порой даже слишком. Но при этом он не должен звучать пластиково-визгливо и летать по звуковой сцене. Завизжал? Фокусировки нет? Явные проблемы в области СЧ/ВЧ — с АЧХ или с фазой.
14 Katie Melua — Shy Boy
И снова контрабас, и снова другая манера записи. Если и на этом треке все в порядке, вы слышите не «бу-бу», а система легко «рисует» инструмент на звуковой сцене, то поздравляю — у вас шикарное НЧ-звено.
15 Kai Ying — Le Serpent
Сильно компрессированная запись с сочными, массивными и упругими ударами большого барабана. Он не должен гудеть и чрезмерно заполнять собой пространство. Все должно звучать упруго, плотно, вибрирующе. А не гулко и размазанно.
16 Yello — The Expert
На контрасте с предыдущим треком — бас от мэтров электроники. Низкие частоты глубоки и массивны, но при этом упруги и собраны.
17 Rage Against the Mashine — Take The Power Back
Бас-гитара должна звучать упруго, а ударник толкать в грудь как на концерте. Гитара резкая, на грани, но на высокой громкости не должна вызывать острое желание убавить. Грязная звуковая мешанина – признак проблем с динамикой и разрешением.
18 Amon Amarth — War Of The Gods
Еще один ядреный трек. Если дробь бас-бочки сливается в гул, то налицо явные проблемы в динамике на НЧ.
19 Rosanne Lui — Tennessee Waltz
Все, выдыхаем, расслабляемся и наслаждаемся красивой, тонально ровной записью с богатым и подробным вокалом, качественно записанными и сведенными инструментами. И думаем, как бы улучшить саунд, приближаясь к совершенству 🙂
Настроечные и проверочные треки.
Приветствую всех подписчиков!
После уже давно вышедших моих видео о настройке
меня не раз уже просили поделиться настроечными треками. А я не делился не потому что жадный, а потому что ленивый))) У меня все эти треки были по разным дискам, папкам, флешкам. Однажды меня всё это достало. Мало того, что при настройке я сижу с бумажкой и ручкой, так ещё и ворох флешек, на каждой по куче папок, а для настройки нужны лишь некоторые, ещё и букет дисков, опять же, с каждого нужны были лишь некоторые.
И вот я наконец-то собрал всё в одну папку, точнее в десять, где всё логично лежит на своих местах, всё в привычном отработанном порядке слушается и быстро ищется.
1. Noise. сначала стерео розовый шум для выставления уровней для каждого динамика. Затем моно розовый шум для сведения левой и правой сторон. Далее узкополосные шумы для оценки АЧХ и сведения по вертикали.
2. Sin Также помогает оценить АЧХ и найти точки стыковки по вертикали между парами каналов и даже для стыковки с сабом.
4. Sub-front Подходящие треки, чтобы оценить стыковку саба с фронтом как по уровню, так и по фазировке (задержка)
5. Мужской вокал Подобраны композиции с разным мужским вокалом, но каждый трек отлично записанный и должен звучать, что называется, в самую душу. По этим трекам хорошо можно оценить верхний бас и нижнюю середину и их стыковку. Ничего не должно раздражать, голос должен целиком увлечь слушателя.
6. Женский вокал Снова разные по стилям и по голосам. но одинаково чудесные композиции с доминирующим женским вокалом. Предпоследний трек с норвежским джазом меня особенно увлекает, вокалистка классно играет силой голоса и громкостью, от чего простая и спокойная мелодия насыщается очень сильной энергетикой. По этим композициям хорошо оценивать верхнюю середину ВЧ и их стык, голоса должны быть легкими, воздушными, открытыми, с хорошей полётностью.
7. Инструментал Духовые (флейта, труба, тромбон, валторна и туба), фортепиано, струнные (две скрипки, альт и виолончель), и тарелки. Главное в звучании — живость и гармония. Если с этим нет проблем, то общий баланс уже хорошо сведён. Трек с тарелками — хорошая проверка для твитеров. Очень хорошо записаны послезвучия каждого удара и даже каждого касания тарелки кисточкой.
8 Симфоническая Отличные композиции на проверку микро и макродинамики. Должны быть слышны и самые тихие звуки, но должна и передаваться масштабность всего оркестра. Так как записи не студийные и микрофоны, очевидно, не вблизи от инструментов, то заметен небольшой недостаток ВЧ для привыкших слушать студийные записи. Это нормально, ничего страшного.
9 Панч Хорошие композиции для проверки системы на панчовость. Разбитая лампочка должна заставить вздрогнуть и в секунду сразу же представить, что сейчас придётся идти за щёткой и пылесосом, так как действительно кто-то разбил лампочку) Люблю пугать слушателей этим звуком) Треки с барабанами должны заставить почувствовать, что перед вами сидит натуральный лихой барабанщик, который отчаянно лупит по своим инструментам. Не должно быть слышно, что это запись. Сила каждого удара должна передаваться в полной мере. Трек с фейерверком должен дать живое представление о происходящем, хотя, наверно в полной мере такие звуки всё же не могут быть воспроизведены на какой-либо системе. Всё же с настоящими взрывами не поспоришь, но всегда есть к чему стремиться)
10 All Тут я собрал композиции, в которых уже нет доминирующих частот, тут всё должно звучать слитно, полноценно, с хорошим объёмом. Для честности я тут привёл самые разные жанры. На хорошей системе в независимости от жанров каждый трек должен «цеплять».
И последняя папка Listen для экспресс-отслушки системы. Все треки повторяются из предыдущих десяти папок. Папка подобрана именно для того, чтобы оценить систему по всем параметрам быстро (насколько возможно). Я обычно на этом наборе слушаю чужие системы. На а если услышу что-то интересное в хорошую или плохую сторону в каком-то из аспектов, тогда уже возвращаюсь к основным десяти папкам и уже подробнее слушаю нужные треки.
PS
Первый же комментарий натолкнул меня на то, чтобы рассказать о сложности или не сложности процесса самостоятельной настройки.
Многие сомневаться в своих возможностях, что они смогут настроить сами. Это и так и не так одновременно.
Во-первых существует множество действий, которыми можно владеть на разном уровне. Все обычные водители умеют водить машину, но не все так как гонщики. И не все гонщики так как чемпионы.
Постараюсь провести аналогию. Вот учится человек водит машину. Буквально за 1-2 недели уже появляются навыки достаточные, чтобы уметь заставить машину ехать, тормозить, поворачивать. Ещё месяц уходит чтобы начать разбираться в дорожной обстановке, понимать, куда, когда и как надо ехать. Ну а некоторая уверенность и комфортное спокойное вождение приходит лишь за первые тысячи километров пробега. У всех по-разному, но идея такая.
Вот и с настройкой.
Сначала нужно разобраться с теорией. Надо постараться себя заставить не лениться и понять, какие динамики что должны играть, как всё это связано. За часик это не получится, но всё же за несколько вечеров чтения полезных книжек представление появляется.
Далее нужно не полениться и прочесть инструкцию к своему ГУ, процессору, усилителям…Нужно научиться управлять своим оборудованием. Это тоже не должно занять много времени при должном усердии и если не лениться) И вот дальше уже можно начать настраивать, понимать, что куда двигается, как это влияет на звук.
Вот на этом этапе настройщик подобен успешному выпускнику автошколы. Уже может самостоятельно ездить по дорогам, пусть и не с полной уверенностью, но тем не менее, уже можно! Ну а дальше, тот или иной уровень мастерства приходит со временем, когда настраиваешь, перенастраиваешь свои и не только свои системы. Очень полезно ездить на соревнования, слушать другие системы, слушать советы судей. Это уже будет появляться и накапливаться тот опыт, который появляться у водителя по мере того, как долго он за рулём и как много проехал.
Так что не надо бояться, если есть желание, то все дороги открыты! Научиться настраивать свою систему может каждый и на начальном, но уже приемлемом уровне этому можно научиться довольно быстро, если приложить к этому усилия)
Небольшая подборка для экспресс-тестирования аудиосистем
В последнее время поступают просьбы поделиться подборкой треков для тестирования аудиосистем. Ох, скажу я вам, и сложная это оказалась задача. Не претендуя на звание исключительной подборки, постарался выбрать некоторые характерные треки.
Скачиваем тут и читаем что с ними делать.
01 — Crosby, Stills & Nash — Dark Star
Это отправная точка для создания нужного настроя. Просто легкое интро. Трек – оцифровка с винила, и звучит он совершенно иначе, нежели рафинированная версия для CD, выпущенная гораздо позже. Нет, я не закатываю глаза в аудиофильском экстазе от винила, просто для винила делается совершенно другой мастеринг. И конкретно в этом случае он, на мой взгляд, удачнее бездушного CD-рафинада.
02 — Jay Leonhart — Sometimes I Think
Ничего лишнего, и в то же время очень показательно – тут и обалденно записанный контрабас, и шикарный подробный голос, и рояль, стоящий в глубине сцены. Запись студийная, тщательно «прилизанная», хорошо слышна некоторая неестественность послезвучий, особенно на голосе. Правда, это не вызывает отторжения, а скорее воспринимается как некий шарм что ли.
03 — Dave Brubeck — Take Five
Легкие тарелки, которые не должны быть слышны как через занавес и не должны «стеклянить». Саксофон не должен становиться слишком навязчивым. Запись хорошо передает движение воздуха в инструменте. Обратите внимание на контрабас, рояль и барабан. Позволяет ли система ощутить всю микродинамику этой записи? Хорошо ли передается естественность атаки инструментов и их расстановка в глубину звуковой сцены?
04 — Sam Brown — Piece Of My Luck
Контрабас со слегка приглаженной атакой. Не гудит? Не лезет вперед всего остального? Ударник играет по тарелкам щеточками – прислушайтесь, позволяет ли система услышать это явно или же об этом приходится догадываться? А как насчет голоса? Хорошо ли в нем чувствуется легкая хрипотца? Надеюсь, на вашей системе она воспринимается как надо — хрипотцой игривой девчонки, а не простуженной алкоголички. Чуть позже – обратите внимание на трубы. Даже когда они совсем на заднем плане, все равно имеют хорошо ощутимую живую «медную вибрацию».
05 — Saint-Saens — The Carnival of the Animals — Fossils
Шикарный трек, в котором есть все – и скрипки, и духовые, и ксилофон, и рояль. Обращайте внимание не только на то, насколько все тонально сбалансировано, но и на натуральность атаки каждого инструмента – у духовых она сглажена, у рояля и ксилофона – самая быстрая. Нет ли окрашивания инструментов или ощущения их неестественности? Хорошие системы позволяют чуть ли не визуально представить каждый из них.
06 — Blues from IASCA Setup&Test
Расслабьтесь и просто погрузитесь в этот блюз. Сможете ли «увидеть» инструменты на звуковой сцене с первых секунд трека? Гитара, губная гармошка, голос, все они должны быть четко сфокусированы и иметь естественные размеры.
07 — Omara Portuondo — Veinte Aos
О! Это шикарный трек. Большинство современных студийных записей делаются в заглушенных комнатах, максимально убивающих все послезвучия. Звукорежиссеры потом сами «подмешивают пространство». Этот же трек писался в настоящем помещении. Поэтому все реверберации в нем натуральны, и это хорошо слышно. По этой же причине контрабас немного гулок, не пугайтесь, все в порядке.
08 — Robert Hohner Percussion — Ensemble La Bamba
И на контрасте – трек, в котором объем и «пространство» создавалось звукорежиссером. Чувствуете разницу с предыдущим треком? Если да – это очень хорошо. Тем не менее, это не мешает четко расставить каждый из инструментов на звуковой сцене не только по ширине, но и в глубину.
09 — Orchestra
Вообще-то здесь должен был быть трек с большим симфоническим оркестром, в котором присутствует большой перепад громкости. Но немного промахнулся, заметив это лишь парой дней позже (когда конвертировал в WAV из других lossless-форматов случайно зацепил не тот файл). Но этот тоже неплох и хорошо подходит для оценки микродинамики. На контрасте с предыдущим треком почувствуйте себя в большом концертном зале, во фраке и бабочке.
10 — The Ondekoza — Yamato
Шикарный тек для определения линейности и разрешения на суббасе. Японские барабаны. Большие. Чаще всего на тихих ударах они теряются, как будто уменьшаются в размерах, а на громких – распухают до неестественных размеров. Насколько хорошо можно представить сам инструмент? Это все же барабан, он не должен звучать как будто шиной от Белаза по пустой цистерне долбят. Постоянен ли инструмент в размерах? Нет ли неестественного низкочастотного гула?
НЧ-ДИАПАЗОН, СВЕДЕНИЕ С САБВУФЕРОМ
11 — Saga — A Brief Case (Live)
Два ударника, две ударных установки, игра «вживую». На хороших системах легко определяется принадлежность каждого удара к первой или второй ударной установке. А насколько хорошо это слышно на вашей системе?
13 — Megadeth — Black Swan
Вот кто бы что ни болтал, в студии Roadrunner знают толк в тяжелой музыке. Несмотря на большую компрессию, трек не воспринимается тяжело. Гитарные фуззы ясные и ни разу не грязные, а бас-бочка прописана одновременно и с хорошо различимыми шлепками, и с упругим «мясом», без намека на гудение.
14 — Metalica — Sabbra Cadabra
У звукорежиссеров Metallica компрессор, похоже, – любимый инструмент при сведении. Бас сжат по динамическому диапазону так, что на многих системах гудит как тупой паровозный гудок. На хороших – он тяжелый, но все же играющий. Зря что ли Трухильо свою гитару так пыжит?
15 — Metalica — Astronomy
И в подтверждение к предыдущему. Динамический диапазон зажат до предела. Но, черт возьми, на отдельных фрагментах фактура бас-гитары все же прорывается сквозь всю эту кашу. Не отслаивается ли сабвуфер от всего остального?
16 — Daft Punk — Get Lucky
Внезапно, да? Электронный бас сильно контрастирует с предыдущим треком. Не отстает ли сабвуфер на этом треке? Бас звучит плотно и упруго или гудит и расслаивается?
17 — Michael Jackson – Streetwalker
Сильная, чуть ли не в ноль, компрессия, но «по-джексоновски» корректная. Да, легенда не работала с плохими звукорежиссерами. Звуки не смешиваются в кашу, бас не отслаивается от всего остального. Ну, по крайней мере, так это звучит на хороших системах.
18 — Yello — Friday Smile
Красиво, цельно и глубоко как на дне Марианской впадины.
19 — Awolnation — Sail
Сабу сдюжить эту глубину еще сложнее, чем на предыдущем треке. Потому что просто глубины – мало. Бас здесь – как молот, вбивающий сваи в плотный грунт, могучий, массивный, воспринимаемый всем телом. Наверное, под многокилометровой толщей воды плющит меньше. Смотрите саб не порвите!
20 — Daft Punk — Robot Rock
Если ваш сабвуфер еще цел, зацените и этот трек. Принцип тот же – чтоб все в грязную кашу не смешалось, и саб не отслаивался.
F.A.Q.3 Настраиваем звук на здоровье динамикам + тест треки
Решился все таки доделать последнюю самую занудную, длинную и самую интересную часть FAQ 🙂
Итак мы имеем либо уже давно существующую систему или вновь установленую. И очень хотим ее настроить. Тут рассмотрим самую сложную из обычных повседневных систем, а именно: фронт+тыл+ саб и все от усилков. Для настройки более простой системы просто пропускайте пункты не относящиеся к вам. Все ниженаписанное и выложенное не более чем мое сочинение и рассматривать его как серьезный профессиональный алгоритм настройки и тестирования не стоит. Это всего лишь помощь для обычного обывателя желающего настроить звук в машине поприятнее и не более того. Треки с тестового диска для простоты работы имеют формат мп3 и имеют неплохое качество, но на мегасуперкачество не претендуют. Я их собрал и пользуюсь ими достаточно давно. настраивал многие бюджетные системы с их помощью. Вроде все оставались довольны.
Начать я думаю нужно с большого отступления от темы. Я хочу вам рассказать от чего горят ваши динамики. Грубо говоря сгореть динамики могут от 2х явлений.
1е: Частенько доводится слышать такие рассказы: «.Купил дохлые блины, подключил к мафону раскачал на всю и они погорели нафиг. Только басовик бубнит теперь. Блины ваще дерьмо были…». И после этого случая человека абсолютно невозможно убедить в том что его магнитола отдает не больше 15-18 ватт а блины были минимум 25вт. Как не удивительно а именно в ЭТОМ и заключена суть проблемы. Расскажу в 2х словах и как можно проще почему так происходит и иллюстрирую рассказ вынутыми из журнала Авто Звук 1номер за 2005г.статья «понятия» графиками.
График №1
показывает синус низкой частотыподаный на усилитель. Как видите в обычном режиме сигнал для пищалок идет почти нулевой(фиолетовая зона) В обычной многополосной системе пищалки имеют гораздо меньшую мощность чем басовик. Именно по этому в блине скажем на 20 ватт мощность пищалки составит порядка 1-2 ватта и ее хватит за глаза. Сигнал басовой частоты отрезается от пищалки кроссовером и она на него абсолютно не реагирует. Где нет высоких пищалка молчит. Такая приятная картина будет наблюдаться до тех пор пока мы не перегрузим усилитель. После этого картина поменяется согласно графику 2.
Изза своих особенностей работы усилитель при перегрузке начинает выбрасывать в высокочастотный диапазон искажения высокой мощности называемые гармониками. И чем сильнее усь перегружен тем большей мощности эти искажения достигнут. Поскольку они будут иметь достаточно высокие частоты кроссовер с чистой совестью их пропустит к пищалке. Двухватная пищалка естессна не выдержит конской мощности ватт в 10-12 и моментально пыхнет. Она на такие мощности не расчитана. В итоге изза кривых рук владельца дохлая магнитола обретает статус мегамощной а блины становятся «дерьмовыми». Еще хочу отметить что в условиях плохого питания магнитолы искажения усилок погонит гораздо раньше и блины погорят на гораздо меньшей громкости чем с толковым питанием.
2е: Самым опасным и неприятным явление в автозвуке после короткого замыкания является КЛИПП усилителя на низких частотах. Любой усилитель мощности имеет блок питания и грубо говоря максимальная мощность отдаваемая усилителем в конце концов ограничится способностями блока питания. Пока усилитель будет работать в штатном режиме простейший звуковой сигнал будет иметь такую форму:
то есть проще говоря динамик будет двигаться в одну сторону до тех пор пока мощность не достигнет максимума, затем тут же возвращаться и двигаться в другую сторону на точно такую же величину. При этом можно заметить что максимальная мощность будет подаваться на динамик лишь очень короткое время и в течение всего сигнала динамик будет двигаться охлаждая катушку и совершая максимум работы. Его КПД при этом будет максимальным а нагрев минимальным.
Теперь мы немного перегружаем усилитель, амплитуда усилителя уже немного превышает способности блока питания и мы имеет вот такой график:
поскольку мощности не может быть больше чем есть в питании то сигнал перестанет расти и остановится на максимуме до того момента пока сигнал не пойдет на спад. Эта фигня называется модулированием сигнала. Что же происходит с сабом? Саб достигая предела максимальной амплитуды сигнала «зависает» в крайних положениях до того момента пока сигнал не пойдет на спад и двигается до следующего крайнего положения где снова зависает. В моменты зависания на катушку динамика подается максимальное напряжение и поскольку динамик висит не охлаждаясь и не совершая никакой работы то вся энергия уходит на бестолковый нагрев катушки и магнитной системы. При такой работе динамика мы в лучшем случае теряем эффективность работы динамика. Звук баса становиться более плоским и не выразительным, кроме того изза нагрева повышается сопротивление катушки и после пары песен динамик начинает играть тише. Как правило это и влечет третий график и самый неприятный вариант. Мы делаем громче! загоняя усь в жесткий клипп. Блины в этот момент как правило еще имеют запас и начинают чуть громче играть и нам кажется что стало громче но саб играть громче не стал он начал ЖАРИТЬСЯ!
Вот график №3 жесткий клип:
В таком режиме динамик резко взлетая зависает на большую часть времени сигнала, затем резко меняет положение и опять зависает, при этом усилитель нещадно жарит катушку динамика. Как правило через кортокое время (от минуты до 4-5 минут в зависимости от живучести дина и разницы мощностей) катушка динамика дымя прогорает, скидывая видки, отжигая подводящие, вспенивая лак. Динамик приходит в полную негодность и нуждается в сложном ремонте.
Самая опасность клиппа в том что во первых его неопытным слухом отловить достаточно сложно и во вторых вполне РЕАЛЬНО клиппом усилителя можно спалить саб который ВТРОЕ мощнее усилителя, что на первый взгляд кажется нереальным.
Трек №1,2,3 из корня архива. По ним определяем правильность подключения динамиков на низких средних и высоких частотах. Когда голос звучит в фазе то звук должен собираться в центре салона либо перед вами и вы четко должны слышать что он звучит посередине. Когда голос звучит в противофазе звук должен рассыпаться по салону и звучать слева и справа отдельно. Если у вас все получается наоборот то значит полярность какого то из динамиков перепутана. Самый яркий эффект должен слышатся на низких частотах. На средних уже не так а на высоких разница между фазами очень часто вообще не слышима. Это в принципе нормально.
Итак отключаем саб и задние динамики. Прогоняем трек на средней громкости только на передних, при необходимости поправляя полярность. Потом отдельно прогоняем точно также задние динамики. Потом все 4 динамика. При этом можно попробовать поменять полярность обоих задних динамиков на противоположную, иногда после этого звук треков становится еще более сфокусированый. После этого включаем саб и слушаем треки с ним. Потом меняем полярность подключения саба и снова слушаем. Как больше понравилось так и оставляем. С самым главным мы разобрались.
Давайте определимся со способностями передних и задних динамиков. Отключаем саб а регулятор громкости уся (GAIN) динамиков ставим в среднее положение. Кроссоверы усилка (или магнитолы если усилка нет) переводим в режим full. громкость звука делаем небольшой и запускаем треки из папки «синусы» слушаем треки от 20гц и выше. Сначала звука практически не будет но на какой то определенной частоте гудение начнет появляться и будет резко увеличиваться с увеличением частоты. Запоминаем частоту трека на котором динамики уже гудят уверенно и их хорошо слышно. Переводим кроссовер усилителя в режим HPF и с помощью ругуляторов на усилителе выставляем примерно ту частоту которую запомнили на треке. Если у вас на основные динамики идет 4х канальный усилитель то тест нужно проводить отдельно для передних и задних динамиков и выставить соответственно фильтры для каждой пары каналов.
Далее определимся с громкостью основных динамиков. Отключаем саб, ставим регулятор громкости усилителя в минимум и запускаем трек «5.металл» из папки «проверочные треки». Прибавляем на магнитоле громкость до тех пор пока не услышим в динамиках искажений, делаем на 2-3 пункта тише и начинаем прибавлять регулятор громкости на усилителе. Увеличиваем до появления искажений, затем чуть делаем тише. Это и есть максимальная громкость наших основных динамиков. (при 4х канальном усилителе проводим регулировку отдельно для передних и задних динамиков. Если динамики подключены к магнитоле, то с помощью настройки фейдера в магнитоле добиваемся чтоб все динамики начинали искажать звук одновременно.
Теперь необходимо определиться с максимальнымы возможностями сабвуфера.
Если саб в оформлении ФИ то сперва нужно установить срез сабсоники или фильтра инфранизких частот. Ставим среднюю громкость сабового усилка и небольшую магнитолы включаем синусы и смотрим на саб. С увеличением частоты синусов ход динамика будет уменьшатся а громкость увеличиваться. Как только громкость станет максимальной а ход минимальным это и есть настройка фазика, смотрим частоту трека и по ней выставляем срез сабсоника. Если этого не сделать то есть риск порвать рано или поздно саб. Этот пункт нужно пропустить тем у кого саб в оформлении ЗЯ.
После этого выключаем все динамики чтоб не мешали и оставляем только сабвуфер. Кроссовер на сабвуферном усилителе переключаем в режим LPF (нч фильтр) и его срез выставляем максимально высоким к примеру герц на 100.регулятор громкости уся (GAIN) ОБЯЗАТЕЛЬНО выставляем на минимум. Из папки «тест треки» запускаем трек «1.саб». Это всем знакомый гимн бассклуба. Бас в нем очень громкий и качает на повседневных частотах, что нам и необходимо. Сначала крутим громкость магнитолы до тех пор пока в сабе не услышим что сигнал стал изменяться и искажаться. Как только мы услышали искажения, делаем громкость на 2-3 пункта тише и начинаем потихоньку прибавлять уровень громкости на сабовом усилке, при этом прислушиваясь как саб увеличивает громкость. Как только услышали что звук начал меняться, либо перестал увеличивать громкость, отводим гейн чуть назад и оставляем так. Это Безопасный предел саба. Если есть возможность пощупать магнит динамика то можно погонять этот трек прощупывая нагрев магнита, если нет ощутимого нагрева и рука терпит значит настройка сделана верно. Такую настройку можно проводить после замены питающих проводов или усилителя.
На средней громкости запускаем по очереди песни из папки «тест треки» и слушаем.
На треке «2.барабаны» можно оценить работу основных динамиков. Подрегулировать эквалайзером в магнитоле чтоб звук не был бубнящим, навязчивым, настойчивым. Был максимально четким и приятным. Аналогично слушаем треки «3.средние» и «4.пищалки» На последнем треке можно также настроить отражение пищалок от стекла или угол наклона напрямую, чтоб пищалки не «били по ушам» а были не навязчивыми и четкими.
Ну и последний этап: покрутите все треки из папки «проверочные треки» на разных громкостях оценивая звук и подстраивая понемногу все уже индивидуально на свой слух. При этом стоит поберечься увеличивать сильно громкость усилков дабы не попалить все к чертям :).
Ну вот собственно и все. Наслаждайтесь! 😉 осталось упомянуть что на заведенной машине при толковом питании как правило можно делать на одну единичку громче чем на заглушенной машине а негров стоит слушать на 2-3 пункта тише чем всю остальную музыку. Всем удачного звука.
P.S. статейка весьма сырая и буду рад всем поправкам, критике и просьбам разъяснить.
P.P.S. Копия статьи есть в архиве, ее можно для удобства распечатать.
Удачного всем звука!
P.P.P.S. просили название треков из папки проверочные треки.