На каких машинах ездят в турции
Компактные седаны, хэтчбеки и LCV хорошо продаются в Турции
Турецкий авторынок почти восстановился после провального начала года — по итогам периода январь-май продажи новых автомобилей снизились на незначительные 0,2%.
В мае в Турции продали 92 733 машины, что на 13,7% больше аналогичного периода прошлого года, сообщает focus2move со ссылкой на Турецкую ассоциацию дистрибьюторов автомобилей. Местные бренды с трудом находят клиентов, однако положительные продажи в мае прервали неудачную четырехмесячную серию. С начала года в государстве меж двух морей — Черным и Средиземным — реализовали более 345 000 автомобилей.
В мае Renault удалось занять первое место в рейтинге брендов, обставив Volkswagen — фаворита турецкого рынка. Французская марка продала 12 741 машину, что на 305 штук больше, чем у бывшего лидера из Германии. Третье место, традиционно, удерживает Ford — продано 10 050 автомобилей (спад на 5,1%).
№ Май | № 2016 | Модель | Продажи май | Продажи 2016 | Изменение май | Изменение 2016 | Доля май | Доля 2016 |
1 | 2 | Toyota Corolla sedan | 7 086 | 23 734 | 33,20% | -7,10% | 4,00% | 3,40% |
2 | 5 | Fiat Doblo | 6 004 | 19 242 | -10,00% | -25,30% | 3,40% | 2,80% |
3 | 3 | Volkswagen Passat | 5 953 | 21 589 | -0,80% | -6,50% | 3,40% | 3,10% |
4 | 7 | Renault Symbol | 5 053 | 19 062 | -19,00% | 16,80% | 2,90% | 2,80% |
5 | 4 | Renault Clio | 4 703 | 21 340 | 183,00% | 10,20% | 2,70% | 3,10% |
6 | 9 | Volkswagen Polo | 4 662 | 18 579 | 8,60% | -0,80% | 2,70% | 2,70% |
7 | 1 | Renault Fluence | 4 461 | 27 442 | 112,80% | 46,70% | 2,50% | 4,00% |
8 | 14 | Fiat Linea | 3 954 | 12 694 | -41,20% | -57,10% | 2,30% | 1,80% |
9 | 10 | Volkswagen Golf | 3 847 | 16 628 | -1,50% | -5,60% | 2,20% | 2,40% |
10 | 12 | Fiat Fiorino | 3 771 | 15 562 | 17,10% | -3,30% | 2,20% | 2,20% |
В мае месяце наибольшей популярностью в Турции пользовался седан Toyota Corolla — турки купили 7 086 штук. Второе место, несмотря на снижение спроса, занял легкий коммерческий автомобиль Fiat Doblo — реализовано 6 004 штук. Третья строчка в рейтинге за Volkswagen Passat — продано 5 953 штуки.
Разница не только в цене: об отличиях автопрома в России и Турции
Некоторые особенности продукции автопрома зависят от локализации.
Известные модели популярных брендов могут несколько разниться как во внешнем виде, так и по характеристикам, в зависимости от предпочтений рынка страны, где предстоит продавать эти авто.
Как выяснило издание iReactor, продукция компаний Renault и Fiat заметно отличается в России и Турции.
Российские туристы заметили, что в Турции даже базовые модели Renault имеют современную оптику. Например, хэтчбек Renault Clio имеет те же оптические элементы, что и его более дорогой собрат Renault Arkana.
В России сейчас популярны крупногабаритные автомобили, а с продажами хэтчбеков есть трудности. Поэтому Renault ограничивается лишь косметическими изменениями модели Sandero, тогда как в Турции ее уже не узнать.
Заводы Renault (в концерн входит Lada) в России работают на внутренний рынок страны и страны СНГ. В Турции же заводы более интегрированы в мировой рынок. Например, двигатели там производятся для Испании, Франции, Румынии, Марокко, Словении, Индии и даже ЮАР.
В Турции можно заметить и такие машины, которые некогда были популярны в России, а затем исчезли. Так, в Турции можно заметить довольно много Ford EcoSport. Это компактный кроссовер, каких в РФ уже почти нет. Стоит обратить внимание, что дизайн новая серия спорного EcoSport позаимствовала у более крупного собрата — кроссовера Kuga.
Одни и те же машины в Турции могут стоить дороже, чем в России. Средняя стоимость нового автомобиля в Турции от 20 до 50% дороже, чем в РФ. Впрочем, бывает и наоборот.
Турецкие автолюбители больше отдают предпочтение небольшим, малолитражным автомобилям. Обладатели прожорливых, полноприводных авто там платят слишком большие налоги. Кроме того, дороги там почти везде хорошего качества, и машины с низким клиренсом не доставляют неудобств. В основном в Турции покупают экономичное авто. За исключением Dacia Duster (более современный, чем российский «Дастер» паркетник, выпускаемой «Рено»).
Любят в Турции Fiat. Хитом 2021 года стал седан Aegea. Он создан итальянцами в сотрудничестве с инженерами концерна FCA, подразделение которого базируется в Турции. Ориентация машины идет на страны восточной и центральной части Европы, где водители тоже любят машины попросторнее, поэтому седан спроектирован с явным намеком на бизнес-класс. Модернизацией Aegea займется турецкий завод Tofas.
Помимо новых машин, в Турции можно заметить много старых седанов и хэтчбеков Tofas. Из-за климата и отсутствия реагентов гниет транспорт меньше, что так же идет в копилку плюсов турецкого автопрома.
Подводя итог, напрашивается констатация, что общий тренд развития автопрома в Турции и России одинаков. Хотя есть стилистические особенности некоторых моделей, обусловленные вкусами и потребностями автолюбителей. По части обновления, по крайней мере, внешнего, российским производителям можно было бы взять пример с турецких коллег. В вот цены не мешало бы притормозить. В противном случае вскоре они догонят турецкие.
Ранее адвокат Геннадий Нефедовский рассказал ФАН, в чем разница между процедурами «снять с учета» и «прекратить регистрацию» и как снять автомобиль с регистрации грамотным путем.
Поездка в Турцию на Авто 2021 год
Оказывается, что на октябрь 2021 года — попасть в Турцию на своём авто нет возможности…
В Грузию не выпускают — требуют основание.
Но буду по порядку. Летом 21го появилось желание съездить в Турцию на автомобиле. Ранее я это уже делал, очень понравилось. www.drive2.ru/l/548028482194507632/
В этот раз предполагалось выезжать не из Самары, а из Краснодара- а это уже 1000км меньше пути. Ехать собирались вдвоём. По этому было решено ехать на БМВ-3. Машина новая, экономичная, динамичная, для двоих места хватает)
Работа долго не отпускала и вот — появилась возможность, выезд запланировали на 10 октября. Меняю Колеса на 16 радиус. Делаем тесты на Ковид. Около 9 вечера забираем в клинике результаты на английском языке и сразу в путь.
В 3 ночи (это 11 число получается) уже на границе Нижний Ларс. Машин практически нет. И спустя 5мин после въезда на таможенный пост- узнаём, что выехать из России не получится без основания:/ при этом нас записали, информация, что мы пытались пересечь границу сохранилась. Немного расстроились, поехали во Владикавказ ночевать в гостиницу.
На следующий день выяснилось, что у меня живёт близкий родственник в Грузии и всего то надо копии паспорта этого человека и копию документа подтверждающего родство с ним.
Пришлось задержаться во Владикавказе на один день, о чём нисколько не пожалели. Поехали в горы. Двинулись в сторону Верхний Фиагдон, потом влево, через Кармадонское ущелье обратно во Владикавказ. Очень красиво и впечатляет. Целый день в горах, на обед осетинские пироги. Появились даже мысли: а может ну её, эту Турцию).
На следующий день около 11 дня (это уже 12 число) — состоялась вторая попытка пересечь границу. Всё сложилось удачно и мы двинули без остановок в сторону Батуми, т.к. срок действия QR код ПЦР заканчивался, а новый делать желания не было, поэтому стояла задача максимально быстро пересечь границу с Турцией. И вот: около 9 вечера (то же 12 число) и мы в Турции. Итог на данном этапе: чтобы из России попасть в Турцию на своём авто требуется: загранпаспорт, СТС на автомобиль, ПЦР не более 3х дней, водительское удостоверение, основание для въезда в Грузию (на нашей границе), страховка Грузинская(min 900 р на легковой авто) и страховка Турецкая (min 2000 р на легковой авто).
Въехав в Турцию, заклеив часть номера, чтобы случайно не попасть на громадные Турецкие штрафы двинулись по Яндекс навигатору по адресу: Турция, Невшехир, Невшехир Меркез, Эсентепе, улица Йылдыз. Здесь находится нормальный отель Nar Cave House. Номер Султан вообще огонь 🔥)
В Каппадокию все ездят чтобы посмотреть на воздушные шары, либо полетать на них. И то и то очень красиво. Только вставать надо рано и если летать, то ещё и прийдется заплатить не менее 10тр на наши деньги.
День в Каппадокии пролетел быстро и 14 числа мы отправились дальше, к Средиземному морю. Благо ехать до Антальи не так уж и долго. Вечером мы уже ужинали в отеле 5 звёзд, но его адрес не пишу. Нормальный отель, но бывает и лучше. Соотечественники там кругом и чувствовали себя, как дома. Познакомился с Белгородскими шахтерами на пенсии. Они хоть уже и седьмого десятка, но ребята очень крепкие и приятные. Короче отель не очень, но люди там хорошие встретились, душевно отдохнули)
16го после обеда двинулись в сторону дома. Теперь уже другой дорогой, через Анкару. Дороги у них хорошие, в Анкаре оказались довольно быстро. Немного погуляли, поужинали, жаль только смотровая площадка была закрыта.
17го вечером въехали в Грузию. Остановились с ночёвкой в Батуми. Отель рекомендую. Номер, завтрак, вид с ресторана и цена — 5 баллов. Batumi World Palace Hotel.
Проиграли 50 евро в казино (изначально планировалось проиграть 100, считай в выигрыше остались). Казино конечно на любителя, просто дождь шёл не переставая. И вот настал последний день отпуска, 18 число. Позавтракали в атмосфере грузинского гостеприимства и без остановок ехали до Краснодара, куда прибыли в час ночи 19го числа. Поспали до 7 утра и на работу.
Подведу некий итог, отвечу на возможно возникающие у читающих вопросы.
По деньгам. В принципе реально двоим съездить в бюджет 100тр. У нас вышло немного больше. Деньги были на картах Тинькофф и СБЕР. 30тр поменяли на евро и взяли наличными. Плюс рублями около 10 было. (В Грузии страховка и обед были за наши рубли).
По дорогам: дороги везде были хорошие (покрытие) — и в России и в Грузии и в Турции. Очень много было серпантина. Ехать можно на любой машине. Но лучше на той, которая топлива меньше потребляет.
По топливу: в Грузии дороже (95й 70руб), чем в Турции (95й 62руб). Заправки Лукойл есть везде)
Полиция. Сразу оговорюсь — машина у меня излишне тонирована, с этим проблем нигде не возникло. Номера заклеивал только в Турции. По Грузии не так уж и много ехать, можно потерпеть, не борщить. Полиция на дороге там встречается очень часто. Много коров, которые гуляют по дорогам, даже на автомагистрали попадаются, надо проявить осторожность. А вот в Турции есть возможность где притопить и ехать по ней очень много. Скрытый номер даёт возможность не попасть на большие штрафы. Полиция в Турции тормозила меня два раза. В первый раз поругались грозно на турецком, ободрали наклейки с номеров и отпустили. Вторые — выписали штраф (5000р на наши деньги) за скрытие Номера, сказали через переводчик на телефоне, что если не оплачу — не выпустят на границе. Я не оплатил, на границе выпустили без проблем.
ПЦР тест в Турции делал в отеле, в котором останавливался в Антальи. Там у них доктор. Делаешь, на следующий день готовы результаты.
Вот такой получился динамичный отпуск. Если соберётесь в Турцию или Грузию на своём авто, заранее решайте вопрос с основанием на въезд. Надеюсь, что скоро ограничения снимут и ездить можно будет без проблем.
…теперь на очереди Китай на авто) но это уже в 22м).
Я с семьей на машине проехал 12 тыс. километров до Турции. Рассказ-инструкция
Вообще-то я планировал стандартный отдых — купить билеты на самолет и полететь на море. Но я ушел с постоянной работы, так что появились свободные месяцы, которые можно провести не в офисе.
Решили с другом отправиться в дальнее путешествие на двух машинах. Он — с семьей, я тоже. Наметили маршрут: доехать до Грузии, отдохнуть там, потом — в Турцию, остаться на море недели на три — зарядиться солнцем и накупаться, покататься по побережью и рвануть обратно. По плану путешествие должно было занять полтора месяца. Так и получилось — 12 000 километров мы проехали за 42 дня.
Подготовка
У меня не новая машина — Мицубиси АСХ 2013 года с большим багажником на крыше. Перед поездкой прошел техосмотр, хотя по регламенту до планового ТО не хватало семи тысяч километров пробега. Обратил внимание на тормозную систему, потому что в Турции и Грузии много гор. Поменял тормозные колодки и жидкость.
Построил маршрут так, чтобы самому не уставать и чтобы жена и сын не страдали от дороги. Оптимальный переезд — 900 километров в день. Без пробок такой бросок можно преодолеть за 11 часов. За рулем всегда был я — мне так спокойнее.
Еще заранее нужно озаботиться страховками. В России — это ОСАГО, в Грузии — своя страховка, которую можно оформить либо на границе, либо онлайн. Турецкая страховка — это стандартная грин-карта, которая необходима в европейских странах.
Дорога
Утомляет в пути не сама дорога, а глупая организация движения. На трассе М5 (Москва — Челябинск) нет разделительной полосы, повсюду дорожные ремонты, заторы и дурацкие объезды городов. К тому же в августе трасса забита туристами, которые возвращаются с краснодарского побережья.
Чтобы не скучать, мы придумывали игры — определяли регионы по номерам автомобилей. Слушали аудиокниги — скачали список литературы на лето для сына-третьеклассника. Нам с женой особенно понравились 70 часов «Детей капитана Гранта».
Когда я начинал уставать — включал бодрящую музыку погромче. Сыну иногда выдавали планшет.
Ехали по навигатору, иногда пользовались приложением maps.me. В России почти везде можно ориентироваться по указателям. Сложности возникают только на Северном Кавказе — там слишком разветвленная сеть дорог, можно запутаться.
Границы
Верхний Ларс — единственная сухопутная граница между Россией и Грузией. До июньских протестов и отмены авиасообщения в Верхем Ларсе были огромные пробки — в очереди можно было простоять восемь часов. Мы ехали и гадали, поверили ли россияне телевизору, что грузины — кровопийцы и людоеды, или же, наоборот, наши граждане такие упертые, что раз им запретили летать, так они сами поедут. Оказалось, и так, и так.
На границе с российской стороны пограничники запустили бегущую строку: «МИД России предупреждает, что в связи со сложной внутриполитической ситуации в Грузии гражданам РФ рекомендуется воздержаться от туристических поездок в Грузию».
К пограничному переходу мы подъехали в пять утра в будний день. И не прогадали — перед нами было шесть машин, и в очереди мы простояли всего лишь полчаса. Спустя месяц заторы были гораздо больше — видимо, россияне поняли, что в Грузии им ничего не грозит.
Тщательно досматривали только на обратном въезде в Грузию из Турции. Мы достали весь багаж из автомобиля, занесли его в пункт досмотра и просветили интроскопом. Там проверяли все, вплоть до женской сумочки и детского рюкзака.
Жилье
В России мы останавливались в заранее забронированных отелях. В Грузии — тоже, только выбирали маленькие гостиницы, где на первом этаже живет хозяин с семьей, а второй и третий — под съем. В таких местах хозяин обязательно с тобой посидит за ужином, поговорит, угостит собственным вином. После вина — чача или коньяк. Наутро тебе не просто обещанный завтрак обеспечат, а жена хозяина испечет пирог или хачапури, а перед выездом сунет в багажник бутылочку чачи и персики из сада.
Ни разу мы не столкнулись с агрессией к русским. Грузины жаловались, что многие россияне отменили брони, что для малого бизнеса политические проблемы — большое испытание. Они изо всех сил пытались убедить нас в дружелюбии, прямо так и говорили — не верьте телевизору, мы вас любим. Когда мы стояли на перекрестке и смотрели карту, грузинская старушка подошла, спросила, как нам отдыхается, и вызвалась нас проводить.
Но наши друзья, когда ехали обратно (мы возвращались порознь), попали в неприятную ситуацию. В ресторане в небольшом поселке в Сванетии молодые официанты отказались с ними говорить на русском и на английском. Только на грузинском, принципиально. Это выглядело нарочито, как политическое действо. Вот единственный случай.
В Аланье мы сняли жилье через риелтора. Несколько лет назад в Турции был инвестиционный бум. Там построили много жилой недвижимости и продали ее иностранцам. Сейчас эти площади сдают тем, кто приезжает надолго и живет как на средиземноморской даче.
Это недорого. Арендовать квартиру в апартаментах хорошего качества с закрытой территорией, бассейном, фитнес-центром, СПА-салоном, детской игровой зоной и рядом с пляжем стоит 20–25 евро в сутки. Риелтора можно найти дистанционно, а можно обратиться по факту в любую риелторскую контору. Через букинг и эйрбиэнби выйдет дороже.
Дорожное движение
Грузия — страна небогатая, и это отражается на дорожном строительстве. Там есть лишь одна хорошая автомагистраль от Тбилиси до Кутаиси — 4–6 полос, разделительная полоса. А дальше везде двухполосная со встречкой. Ужасно. Ну как ужасно, нормальная дорога для России. В Грузии мы ехали по дороге, которая проложена по стенам и дну горного ущелья. Очень красиво, видны горы-тысячники и Казбек, но ехать там страшновато.
В Турции все по-другому. Даже в горах они строят круто, тратят очень много ресурсов. Подрезают стену у горы и строят четырехполосную дорогу с разделительной полосой. Чуть ли не беднейшая страна в Европе, а дороги строят как в Германии или Бельгии. Безопасные и удобные. Там даже между какими-то маленькими деревнями — дорога с разделительной полосой. В городах — тоже. В Екатеринбурге только проспект Ленина такой.
Но турецкие водители — просто безумные. Они ездят без всяких правил. Помеха справа, главная дорога, пешеходный переход, знак «Уступи дорогу» — они на этом не заморачиваются. Кто едет — тот и едет. Кто выехал на перекресток — у того и главная. А кто стоит и пропускает — пусть и дальше пропускает. Там категорически не принято пускать пешеходов на пешеходном переходе. Мы видели типичное турецкое ДТП с иностранцем. Когда на пешеходном переходе без светофора машина с британскими номерами останавливается, чтобы пропустить человека — а ему в зад въезжает турок. По формальным правилам британец прав, но отпуск себе попортил.
Достопримечательности
По пути туда мы останавливались в городах. В Самаре искупались в Волге и выпили жигулевского пива, в Волгограде поднялись на Мамаев курган, заехали в Беслан — еще раз напомнили детям, что есть люди хорошие и плохие. В Грузии заехали в город Телави — посмотреть на локации фильма «Мимино».
По пути в Аланью остановились в Каппадокии посмотреть на скалы и пещерные отели. Знаменитые шары, которые должны летать каждое утро, не летали.
В Аланье мы прожили три недели растительной жизнью: утром завтракали на террасе, ходили купаться на чистый галечный пляж, до обеда загорали, а вечером гуляли. Такое приятное безделье. Затем попутешествовали по Турции — доехали до самой западной точки. Побывали на горе Химера, на вершине которой воспламеняется природный газ. Оказались на пляже в поселке Чиралы, где гнездится морская черепаха, как раз в то время, когда вылуплялись черепашата — маленькие, размером со спичечный коробок, они выбирались из песка и ползли к морю. Мы объехали все прибрежные города, посмотрели на затопленный Кеков.
В Турции проехали тысяч семь километров за 11 дней. Вдоль дорог там постоянно сидят мужчины и пьют чай. Увидят машину с российскими номерами — машут руками, показывают сердечки, кричат «айлавпутин».
Внутренняя Турция не похожа на ту, к которой все привыкли в отелях Аланьи и Антальи. Вглубь страны туристы обычно не заглядывают, там совсем другие города, другие турки, другая кухня. Местные жители похожи на грузин, более сдержанные, но очень гостеприимные. Русский человек в глубинной Турции выглядит так же странно, как негр в Нижнем Тагиле.
Бюджет
Самая большая статья расходов — это бензин. Даже при расходе 8 литров на 100 км — это много. У меня на топливо ушло около 65 000 рублей. Это сравнимо с билетами на самолет для семьи туда-обратно. Если в России литр бензина стоит в среднем 45 рублей, то в Грузии литр 95-го бензина — 55–60 рублей, а в Турции — 65–70 рублей. Расход еще увеличивается за счет постоянно включенного кондиционера и сопротивления из-за автобокса на крыше.
Если у тебя больше чем один ребенок и есть свободное время, то путешествие на машине — это очень выгодно и гораздо интереснее. У меня это был первый опыт. И удачный — я уже просчитываю маршрут по северной Европе и в Монголию.
P. S. Вот еще несколько советов автопутешественникам:
Как путешествовать на машине по черноморскому побережью Турции
В августе 2019 года мы с мужем за 15 дней проехали 5480 километров по России, Грузии и Турции.
Для путешествия мы выбрали один из самых нетуристических регионов Турции на северо-востоке страны — Карадениз. В поездке мы любовались природой национальных парков, исследовали каньоны и водопады, купались в термальных источниках и пили турецкий чай прямо на плантации, где его выращивают.
До этого мы были в Турции дважды: сначала отдыхали в Белеке в отеле по системе «все включено», а потом поехали на машине по популярному у автотуристов маршруту: Каппадокия — Анталия — Олюдениз — Памуккале. Малоэтажная и самобытная Турция очаровала, поэтому через год мы решили повторить. Выезжали из Воронежа, проехали через Грузию и увидели нетуристические места.
Вот как последовать нашему примеру.
Потратили за 15 дней в России, Грузии и Турции — 105 597 Р
Отели | 34 000 Р |
Шопинг | 29 000 Р |
Бензин и платные дороги | 20 720 Р |
Еда | 12 000 Р |
Страховка для авто | 3160 Р |
Экскурсии и входные билеты | 3000 Р |
Прочее | 3000 Р |
Одна медицинская страховка | 717 Р |
В таблице я указала цены на август 2019 года. Далее цены будут по актуальному курсу.
Маршрут
Изначально мы планировали провести в Турции пять дней из двух недель путешествия и не уезжать далеко от грузинской границы. Хотели посетить национальный парк «Качкар» и заехать в ближайший город Ризе за покупками. А остаток отпуска посвятить Грузии: отдохнуть несколько дней на море в районе Батуми, а затем на три дня поехать в Сванетию в горы.
Но чем больше мы читали про Карадениз, тем больше мест нам хотелось там увидеть. Мы продлили маршрут по побережью Турции до Самсуна и запланировали посещение термальных источников, каньона и чайных плантаций. Информации о Караденизе в интернете было мало, так что мы чувствовали себя первооткрывателями.
Наш итоговый маршрут по Караденизу
День | Куда доехали | Сколько проехали | Что посмотрели |
---|---|---|---|
1 | Ростов-на-Дону | 560 км | После работы выехали из Воронежа и остановились на ночь в Ростове |
2 | Степанцминда, Грузия | 800 км | День в дороге, прошли границу и остановились на ночь с видом на Казбек |
3 | Гонио, Грузия | 520 км | Встретили рассвет у церкви в Гергети, любовались Военно-Грузинской дорогой, пообедали в Кутаиси и к вечеру приехали в Гонио (10 км до границы). Остановились там на ночь |
4 | Трабзон, Турция | 300 км | Перешли границу, поехали к озеру Узунгель, вторую половину дня провели в Трабзоне. Посмотрели собор Айя-София и погуляли по центру |
5 | Самсун, Турция | 400 км | Посетили монастырь Сумела, устроили пикник у моря, остаток дня провели в спа-комплексе нашего отеля |
6 | Самсун, Турция | 0 км | Плавали в бассейне, ходили за покупками, вечером гуляли по набережной Самсуна |
7 | Ладик, Турция | 250 км | Посетили каньон Шахинкайя, прогулялись на кораблике, пообедали в рыбном ресторане, отдыхали на термальных источниках озера Ладик |
8 | Ризе, Турция | 520 км | Заехали на мыс Ясона, прокатились по канатной дороге в Орду и погуляли по центру города, в Трабзоне зашли в торговый центр, чтобы купить сладости домой |
9 | Чамлыхешин, Турция | 100 км | Гуляли по плато Айдер в национальном парке, ездили смотреть закат на плато Хусер с экскурсией |
10 | Ризе, Турция | 100 км | Утром поехали на водопад Паловит и в крепость Зилкале в национальном парке. Посетили чайные плантации Харемтепе. Вечером гуляли в центре Ризе |
11—13 | Кобулети, Грузия | 130 км | Три дня купались в море, ждали дельфинов на горизонте и объедались хинкали |
14 | Минеральные Воды | 800 км | Весь день были в дороге, хотели ночевать уже в России, чтобы не оставлять переход границы на следующий день |
15 | Воронеж | 1000 км | В Ростове заехали в Икею, подкрепились фрикадельками и поздним вечером были дома |
Всего в путешествии мы преодолели 5480 км. Старались проезжать не более 500 км в день, чтобы успеть посмотреть что-то кроме дороги. Еще в таких путешествиях мы предпочитаем ехать в светлое время суток и ночевать в гостиницах. Это важно, чтобы чувствовать себя отдохнувшими и бодрыми.
Многие знакомые смотрели на меня с недоумением, когда слышали, что мы собираемся ехать в Турцию на машине. Так получается дороже, чем купить пакетный тур. Но мы любим автопутешествия за свободу в планировании маршрута и возможность взглянуть на страну под новым углом. А еще — за приключения, которые, в отличие от шведского стола и анимации, «включены» в такие поездки по умолчанию.
Как подготовиться к поездке
Специально к поездке мы ничего не покупали — взяли удобную обувь, спортивную одежду, купальники и дождевики.
Особое внимание уделили аптечке. Я всегда стараюсь взять все необходимое, чтобы не искать лекарства в незнакомой стране. Хотя в Турции продают множество лекарств, причем они дешевле, чем в России, и, говорят, качественнее. Некоторые люди даже ездят туда на «лекарственный шопинг». Я находила специальные форумы, где можно отыскать соответствия между названиями, советы по выбору и рейтинги препаратов.
Как подготовить машину
В багажнике у нас всегда лежат трос, домкрат, насос для подкачки шин и светоотражающие жилеты, чтобы выходить из машины в темное время суток. Дополнительно муж купил по литру моторного масла и антифриза на случай перепада температур в горах и на побережье. Из всего перечисленного в этот раз пригодился только антифриз, небольшую утечку которого обнаружили после остановки в Гонио — сказался перепад температур у побережья.
Автострахование. Для путешествия по Турции можно оформить один из двух вариантов страхового полиса:
Если путешествие запланировано меньше чем на две недели, я советую заранее купить «Зеленую карту» в России, чтобы не тратить время и нервы на границе. Мы так и поступили. Если едете на более долгий срок, местная страховка будет выгоднее.
Бензин
Чем дальше от дома, тем дороже бензин. Это правило действовало в течение всего путешествия.
мы потратили на безнин
В Грузии мы заправлялись на «Лукойле», Socar, Wissol, Gulf. Везде бензин был хорошего качества. В Турции заезжали на Shell, BP, TP, Total и «Лукойл». На заправках действует система постоплаты, везде принимают карты. Заправки местных сетей мы старались проезжать: цены там часто ниже, но качество бензина неизвестно.
Дороги
И в Грузии, и в Турции есть отличные новые автобаны. Отдельно хочу отметить качество турецких дорог: покрытие даже на горных серпантинах очень хорошее, а крутые участки трасс оборудованы контруклонами. Платные дороги в Турции есть, но мы по ним не ездили.
В Грузии на дорогах много полиции, которая пристально следит за соблюдением правил. Моим знакомым летом выписали штраф за невключенные поворотники при въезде на кольцо, так что лучше быть внимательным. А вот в Турции полицию мы видели в основном на въездах в крупные населенные пункты, изредка попадались патрули, контролирующие скорость. Нас они не останавливали: даже при сплошной проверке, увидев номера, просили проезжать дальше. Думаю, это связано с лояльным отношением к туристам.
Границы
На русско-грузинской границе в пункте «Верхний Ларс» часто случаются многочасовые пробки. В августе 2019 года, когда ехали мы, их не было.
Перед выездом и на подъезде к границе я мониторила группу во Вконтакте «Ситуация на КПП Верхний Ларс». В ней пишут актуальные новости о пробках, часах работы КПП и состоянии дороги — перевал могут закрыть из-за погоды. Еще в группе бесплатно обмениваются симкартами: туристы, которые выезжают из Грузии, оставляют карты с остатками минут и лимита интернета недалеко от границы и публикуют фотографию этого места.
Грузино-турецкую границу мы переходили в пункте «Сарпи». Он находится недалеко от Батуми, работает круглосуточно. Переход занял у нас чуть более двух часов. На границе практически всегда есть очередь из автомобилей и пешеходов. Кто-то везет из Турции товары для перепродажи, кто-то едет на работу. Если попасть в период сбора чая в Турции, застрять на границе можно надолго. Прямо у КПП на турецкой стороне стоят рекрутеры, которые набирают и отвозят работников на чайные плантации.
На обратном пути обе границы мы прошли быстро и без проблем.
Парковки
Деньги
Национальная валюта Турции — турецкая лира (TL). На момент поездки в августе 2019 года курс колебался в районе 11,5 Р за 1 лиру.
В отличие от туристических регионов Турции, в Караденизе расплатиться долларами или евро не получится — придется искать обменник. Банковские карты принимают не везде: билеты на въезд в национальные парки, прогулку на катере по каньону, еду в небольших кафе и прочие мелочи приходилось оплачивать наличными. Также рекомендую заранее связаться с отелями и уточнить возможность оплаты картой. В одном из пансионов в горах карту у нас не приняли. Хорошо, что в запасе была достаточная сумма наличных.
Турецкие лиры мы сняли в банкомате после пересечения границы с рублевой карты Tinkoff Black. Лари снимали в банкомате на грузинской стороне пограничного пункта после выезда из России.
Жилье
Для нас важное условие в автопутешествиях — возможность ночью спать на комфортной кровати. Поэтому мы не рассматривали вариант ночевки в машине или палатках.
Хозяйка несколько раз связывалась с нами по электронной почте и уточняла, приедем мы или нет. Но в итоге не дождалась и сдала номер кому-то другому, а нам предложила хозяйственную постройку, сильно напоминающую на вид заваленный хламом сарай. Сил искать другие варианты и разбираться с «Букингом» не было, поэтому решили поспать несколько часов в этом сарае и ехать дальше.
В Турции жилье обходилось дороже. Карадениз — популярное место отдыха туристов из Саудовской Аравии и других ближневосточных стран. Это влияет на цены. Например, в портовом Трабзоне отели и пансионы бывают двух типов: непритязательные дешевые гостиницы для моряков в неспокойных районах и по-восточному шикарные и умопомрачительно дорогие отели, рассчитанные на арабских туристов.
Отель мне понравился. Он был очень чистый и ухоженный. Университеты в Турции — это целые городки со своими кафе, магазинами, спортивными комплексами, общежитиями, учебными корпусами и красивыми парками. Территория университета закрытая, въезд на нее осуществляется по пропускам. Это очень удобно, если путешествуешь на машине: парковка бесплатная и безопасная. А окна нашего номера выходили прямо на взлетную полосу аэропорта — было немного шумно, зато красивый вид все искупал.
Самым любимым отелем в поездке стал пансион Kaf Dagi в Ризе. Это новая гостиница в турецком стиле, построенная прямо посреди чайной плантации.
мы потратили на жилье
Что посмотреть в Караденизе
Трабзон — портовый город с населением 400 тысяч человек. Когда-то он входил в состав Римской империи, поэтому здесь сохранились памятники византийской архитектуры: несколько церквей и старые городские стены.
Мы были в Трабзоне недолго и успели лишь прогуляться по центру: он небольшой, но уютный. Меня удивило, как оживленно было на улицах: в Воронеже такое количество людей в центре можно увидеть разве что на День города. На мой взгляд, задерживаться в Трабзоне не стоит: все самое интересное расположено в окрестностях.
Панагия Сумела — православный монастырь, построенный в 5 веке прямо в меловой скале. Сейчас монастырь не действует, все его реликвии были вывезены, а само здание много лет находилось в запустении. В 2015 его закрыли на реставрацию, которая продолжается до сих пор. Пока для посетителей открыт только холл монастыря.
Озеро Узунгель, расположенное в 140 км от Трабзона, называют «турецкой Швейцарией» благодаря горным пейзажам и уютным деревянным шале. К озеру ведет асфальтированная дорога, так что проехать можно на любой машине. Проезд бесплатный.
На набережной вокруг озера очень много людей и ведется оживленная торговля. Сюда приезжают отдыхать туристы из Ирана и Саудовской Аравии, поэтому турецкие надписи дублируются на арабском, в ассортименте магазинов платки и украшения, а цены на всё очень высокие.
Самые красивые виды на Узунгель открываются с высоты. Подъехать к смотровой площадке можно на машине, но если хочется прогуляться, получится оставить ее на набережной и подняться пешком мимо небольшого водопада.
В солнечную погоду вода в озере переливается лазурными оттенками. Нам не повезло: небо хмурилось. Но нависающие над горами тучи, туман и мулла, призывающий на молитву, создавали свою атмосферу.
Самсун — не самый популярный у туристов город. Достопримечательностей тут две.
Зато в пределах ста километров от Самсуна интересных мест очень много. Например, природный парк птиц, где можно увидеть экземпляры из Красной книги, каньон Шахинкайя, который часто вносят в разные рейтинги «Самые красивые места Турции», водопады и термальные источники.
Каньон Шахинкайя — окруженная скалами долина самой длинной реки Турции, Кызылырмак.
Дорога до каньона от Самсуна заняла около 2,5 часов. Мы стартовали рано утром на случай, если потеряемся: информации об этом месте в интернете мало. Часть пути проехали по грунтовым дорогам среди деревушек, а последние 7 км — по серпантину.
Орду — небольшой приморский город, когда-то бывший греческим. Если верить интернету, здесь одни из лучших пляжей на черноморском побережье Турции, но мы их так и не увидели. Как и купающихся людей: хотя наша поездка почти все время проходила вдоль моря, в сумме я насчитала не больше пятидесяти купальщиков. Мы даже шутили, что когда Черное море устает от отдыхающих в Сочи, оно приплывает в Турцию в отпуск.
На официальной эмблеме города можно увидеть значок О2. Орду называют родиной кислорода, а на улицах продают экскурсии на горные озера и высокогорные пастбища.
стоит въезд в парк «Качкар»
На Хусер туристов возят или рано утром, или на закате. Нас забрал в 5 вечера автобус Мерседес Спринтер. Сначала дорога была приличной, но очень быстро асфальт превратился в грунт, а потом в камни. При этом дорога стала совсем узкой, а с одной стороны шла вдоль пропасти. Чтобы разъехаться, помощник нашего водителя высовывался в окно по пояс и следил, чтобы колеса не цепляли обочину. Атмосферу создавало еще и то, что мы были единственными иностранцами в автобусе, а турки хором пели национальные песни, жестами призывая нас хлопать. В особенно торжественные моменты водитель бросал руль и делал танцевальные движения руками, вскидывая их вверх в такт песне. Оглядываясь назад, я понимаю, что людям со слабым вестибулярным аппаратом, как у Антона, и слабыми нервами, как у меня, связываться с этой экскурсией не стоит.
стоит полетать на качелях над обрывом
Чайные плантации Haremtepe Koyu находятся недалеко от Ризе — чайной столицы Турции. Посетить их можно бесплатно. Дорога к плантации местами очень узкая и тоже идет вдоль обрыва. Бывают слепые повороты, когда не видно, есть ли впереди встречная машина, поэтому нужно быть предельно аккуратным и почаще подавать звуковой сигнал. Тут так принято.
Мы не стали ждать захода солнца, чтобы не возвращаться по узкому серпантину в темноте, и решили провести последний вечер в Турции, прогулявшись по Ризе. Город запомнился нам огромным количеством изображений президента Турции Реджепа Эрдогана, иногда портретами были затянуты целые дома. Оказалось, что здесь прошло детство президента, а местный университет назван в его честь.
В этой поездке мы останавливались в отелях, поэтому сами не готовили. Выбирали варианты с включенным завтраком, чтобы не тратить лишнее время утром. Потом перекусывали едой из супермаркета, а обедали и ужинали в кафе.
Мне очень понравились рестораны вдоль трассы с видом на море. Их много, и это удобно для путешествий на машине: не нужно съезжать с маршрута, чтобы поесть и отдохнуть. Это большие комплексы с детскими площадками, гамаками, беседками и выходом на пляж. Обычно в таких местах предлагают мясо и рыбу на гриле и кефте — жареные мясные шарики.
Отдельная статья расходов — турецкие сладости. Мы с мужем очень любим лукум и пахлаву и постоянно ходили в маленькие местные пекарни и кондитерские. Открытием этой поездки стало мороженое с халвой, на которое мы случайно наткнулись в кафе в Трабзоне. Потом оказалось, что оно очень популярно на «Трипэдвайзоре». Кроме мороженого, там продают халву и варенье местного производства.
Цены на продукты в супермаркетах сопоставимы с российскими: что-то чуть дороже, что-то дешевле.
Цены на некоторые продукты в супермаркете Migros:
Покупки
В Турции выгодно покупать одежду марок, которые отшивают на территории страны, например U.S.Polo, Mavi, Levi’s, Jack & Jones, Lee Cooper. Вещи стоят в два-три раза дешевле, чем в России, а выбор намного больше.
мы потратили на одежду и обувь
Правда, уже в России выяснилось, что чайник течет в нескольких местах. Так что теперь это только предмет декора.
На все покупки, где это было возможно, мы брали чеки Tax Free. Удастся сэкономить:
Так как путешествовали на машине, решили купить стратегический запас полюбившихся турецких продуктов:
Если помощи не просить, то и повышенного внимания не будет. Это особенно чувствуется на контрасте с привычной нам Турцией. Здесь никто не окликает, когда проходишь мимо магазина, не рекламирует товары, не пытается дать тебе что-то попробовать.
В Караденизе почти никто не угадывал в нас русских, если мы были без машины. На одной из заправок работник увидел наши номера, и когда Антон вышел, начал улыбаться и обнимать его. Потом он позвал коллег, они все пожимали удивленному Антону руку и даже сфотографировались с машиной.
Мы не столкнулись ни с каким мошенничеством, обманом или воровством. Наоборот, я отметила, что много товаров в магазине лежит без присмотра. Например, летний ассортимент вынесен на улицу, а продавец находится внутри.
Немного о местной культуре. В Турции мужчины зачастую ходят под руку или за руку. Не удивляйтесь, это культурная традиция: так по улице можно прогуляться с другом или приятелем. Это проявление сердечного и доверительного отношения. Очень интересно наблюдать за мужским досугом: днем владельцы магазинчиков маленькими группами сидят у входов в свои торговые точки и пьют чай. Стаканчики с напитком по улице разносят подростки. Вечером мужчины большими компаниями собираются играть в нарды или турецкую версию домино.
Большинство женщин и девушек в Караденизе носят платки. Я одевалась как обычно. Слишком открытые вещи я не ношу и в России, а в джинсах, сарафанах и футболках косых взглядов на себе не ловила.
Турки любят петь, делают они это очень красиво и дружно. В женском бассейне в отеле я попала на импровизированный концерт: пожилая женщина неожиданно запела что-то на турецком, в ту же минуту к ней присоединились десятки голосов. Дети собрались в круг и стали танцевать, редкие женщины, которые не пели, поддерживали ритм хлопками. Похожую картину мы потом видели в экскурсионном автобусе и кафе.
Как сэкономить
У нас не было строгого бюджета поездки: мы выбирали комфортное жилье, не экономили на еде и пробовали то, что нравится. Но вот несколько советов, как можно сократить расходы по нашему маршруту:
Если вы хотите разбавить поездку несколькими днями пляжного отдыха, советуем провести их в Грузии в окрестностях Батуми. На черноморском побережье Турции пляжный туризм совершенно не развит. Местные жители предпочитают для отдыха более теплые моря, которых в стране в избытке. Кроме того, считается, что Черное море грязное для купания, поэтому пляжей очень мало, в основном они все дикие. Выбор жилья вдоль моря также невелик.
Наш маршрут мы советуем людям, которых вдохновляют красивая природа, вкусная еда и возможность увидеть турецкую жизнь за пределами Средиземноморья.