Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

MAN, Borgward, Mercedes-Benz и не только: немецкие грузовики Второй мировой

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Широкая публика не так много знает об армейских грузовиках Третьего рейха. Более-менее известен в России Opel Blitz, но этой машиной модельный ряд Вермахта вовсе не исчерпывается. В этой статье рассказываем о множестве малоизвестных автомобилей, успевших послужить в германской армии перед и во время войны, как от ныне существующих производителей, так и от уже давно обанкротившихся.

За годы Второй мировой войны полтора десятка предприятий нацистской Германии (без учета сателлитов) собрали 429 тысяч грузовиков – всего лишь вдвое больше, чем два советских автозавода за время Великой отечественной – 205 тысяч. Самыми важными немецкими достижениями тех лет считались расширение выпуска полноприводных и дизельных машин, а также множественность вариантов для выполнения боевых и транспортных операций, а также эксплуатации в различных климатических зонах.

Как немцы обманули Версальский договор

В 1926 году, вопреки положениям Версальского мирного договора, в Германии начались разработки трёхосных армейских грузовиков. В первое семейство 1928-1937 гг. входили 1,5-тонные машины с бензиновыми моторами мощностью 60-70 л.с., трёх- и четырёхступенчатыми коробками передач, блокируемыми дифференциалами и индивидуальными карданными приводами задних двускатных колёс.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Военный грузовичок Mercedes-Benz G3a первого полуторатонного семейства. 1929 год

Второе поколение 1931-1942 гг. составляли стандартизованные трёхтонки с шестицилиндровыми двигателями в 90-110 сил и двумя карбюраторами, коробками передач с двухступенчатыми редукторами, главными червячными передачами и подвесками неразрезных мостов на полуэллиптических рессорах. В конце 30-х на ряде грузовиков стали появляться дизельные силовые агрегаты.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Трёхтонный автомобиль Büssing-NAG G3GL второго поколения. 1931-1938 гг.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Стандартизованный трёхтонный грузовик Henschel 33D1 третьей серии. 1933-1942 гг.

Наведение порядка в грузовом семействе Вермахта

К началу Второй мировой войны Вермахт обладал обновлённым, обширным и разношёрстным грузовым автопарком, основу которого составляли военизированные двухосные трёхтонки с колёсной формулой 4х2 и индексом S (Standard) в маркировке. После того, как германские войска столкнулись с непроходимым российским бездорожьем, появились их полноприводные версии 4х4 с раздаточными коробками и индексом А (Allrad-Antrieb). Однако максимально развернуть их массовый выпуск не успели, и справиться с нашими суровыми морозами не удалось.
Тема немецких армейских грузовиков неиссякаема, поэтому обратим внимание только на самые известные и важные конструкции.

Borgward

Главной военной продукцией фирмы «Боргвард» были трёхтонки серии В3000, выпущенные в 1938-1944 годах в количестве 30 тысяч экземпляров. Их комплектовали разными бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 65-78 л.с., пятиступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов, цельнометаллической или открытой кабиной с мягким верхом.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Серийный трёхтонный 65-сильный Borgward B3000S на Украине. 1941 год

Büssing-NAG

В 1941-м фирма «Бюссинг-НАГ», считавшаяся наиболее авторитетным изготовителем тяжёлых грузовиков, приступила к выпуску 4,5-тонных версий 4500S и 4500А с шестицилиндровым дизелем в 105 сил и пятиступенчатой коробкой передач. В октябре 1943 года они получили упрощённые деревянные кабины. До весны 45-го было собрано около 15 тысяч таких машин.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Тяжёлый дизельный полноприводный Büssing-NAG 4500S-1. 1942-1943 гг.

Klöckner-Deutz-Magirus​

Малоизвестную марку «Клёкнер-Дойц-Магирус» в течение четырёх лет носили грузовики, разработанные фирмой Magirus. В 1941-1944 годах её основной продукцией являлись простые армейские трёхтонки S3000 и А3000 с дизелем Deutz в 80 сил. Одновременно до 1942-го фирма собрала 700 тяжёлых машин S4500 и A4500 мощностью 125 л.с.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Полноприводный высокобортный грузовик Klöckner-Deutz-Magirus A3000. 1941-1943 гг.

В военные годы компания MAN собрала около двух тысяч грузовиков ML4500S и ML4500A с полезной нагрузкой 4,5 тонны, 110-сильным дизелем и цельнометаллической кабиной, приспособленных для установки различных кузовов и буксировки прицепов. По заказу Красного креста на таких шасси фирма Miesen собирала вместительные раздвижные кузова для мобильных госпиталей, служивших для перевозки и лечения до 40 раненых.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Смешанная колонна Вермахта во главе с грузовиком MAN ML4500S. 1940 год

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Мобильная операционная с раздвижным кузовом на шасси MAN ML4500S. 1940-1942 гг.

Mercedes-Benz​

В конце 30-х концерн Daimler-Benz сформировал новое семейство военизированных грузовиков марки Mercedes-Benz, базой которых по-прежнему являлись многочисленные гражданские машины.

С 1940 года основой лёгкой гаммы являлся простейший заднеприводный грузовичок L1500S с 60-сильным мотором, на котором монтировали санитарные цельнометаллические кузова.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Войсковая санитарная машина L1500S на базе Mercedes-Benz образца 1940-1941 годов

Через год он появился в полноприводном исполнении L1500A и использовался как штабной автомобиль с открытым кузовом и четырьмя короткими дверками, боковыми подножками, съёмным тентом и задними односкатными колёсами.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Открытый пятиместный штабной автомобиль Mercedes-Benz L1500A. 1941-1943 гг.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Односкатная штабная машина Mercedes-Benz L1500A в экспозиции немецкого музея Auto und Technik

С 1938 года среднюю гамму составляли трёхтонки L3000S и L3000A с четырёхцилиндровыми дизелями в 65-75 л.с., которые применялись на общих войсковых перевозках, а в цельнометаллических фургонах монтировали полевые мастерские и радиостанции.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Фургон с авиационным оборудованием на шасси Mercedes-Benz L3000S в бельгийском музее Victory. 1938-1942 гг.

С 1939-го в тяжёлую гамму входил дорожный грузовик L4500S с шестицилиндровым дизелем в 112 сил и цельнометаллической кабиной, к которому в 41-м добавился вездеходный вариант L4500A с пятиступенчатой коробкой передач и 20-дюймовыми колёсами. На шасси с выносными опорами, бронированными кабиной и моторным отсеком монтировали артиллерийские установки калибра 37 и 50 мм с боекомплектами и местами для боевого расчёта. В целом «Мерседес» выпустил около 50 тысяч упомянутых выше машин.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Тяжёлый бортовой автомобиль Mercedes-Benz L4500S в музее техники Auto und Technik

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Полноприводный дизельный грузовик Mercedes-Benz L4500A. 1941-1944 гг.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Полубронированная артиллерийская установка Flak-41 (37 мм) на шасси L4500A. 1941 год

После разрушительных бомбардировок заводов «Опеля» в 1944 году продолжение выпуска армейских грузовиков Blitz 3,6-36S было поручено компании Daimler-Benz. Помимо нового индекса L701 эти машины получили дешёвую эрзац-кабину на деревянном каркасе со стенками и дверями из прессованного картона и двумя плоскими лобовыми стёклами. Привычных подножек, задних крыльев и инструментальных ящиков на ней уже не было. До весны 45-го собрали 3,5 тысячи машин L701.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Грузовик Mercedes-Benz L701 с деревянной кабиной, по конструкции идентичный модели Opel Blitz 3,6-36S. 1944 год

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Военная трёхтонка Mercedes-Benz L701 с газогенераторной установкой, сохранённая в музее техники

Фирма «Опель» пользовалась особым уважением нацистского правительства, что позволило ей стать крупнейшим национальным изготовителем массовых армейских грузовиков марки Blitz («Молния»), которые служили во всех воинских формированиях Германии и её сателлитах. Наибольшую известность получили два вида унифицированных трёхтонок «Блиц», выпущенных за семь лет производства в количестве 95 тысяч машин.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

На параде в Берлине массовые грузовики Opel Blitz 3,6-36S со скамьями в кузовах на 12 солдат

Базовый заднеприводный грузовик Blitz 3,6-36S (Blitz S) с колёсной базой 3,6 метра был приспособлен к всевозможным армейским перевозкам и буксировке двухтонных прицепов или пушек.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Отреставрированный типовой армейский грузовик Opel Blitz 3,6-36S с надставными бортами

С 1940-го в производстве находился полноприводный вариант Blitz 3,6-6700А (Blitz А) с двухступенчатой «раздаткой» и укороченной на 150 мм колёсной базой. На вертикальных облицовках радиаторов этих машин крепились фирменные эмблемы в виде росчерка молнии.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Серийный полноприводный высокобортный автомобиль Opel Blitz 3,6-6700А. 1940-1944 гг.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Сохранившийся до сих пор многоцелевой автофургон Вермахта на шасси Opel 3,6-6700A

Все эти простые и прочные автомобили снабжались дефорсированным 3,6-литровым мотором в 68 сил от легковушки Admiral, пятиступенчатой коробкой передач, неразрезными мостами на продольных полуэллиптических рессорах и гидроприводом тормозов. На обоих вариантах применялась лонжеронная рама из стальных П-образных профилей, цельнометаллическая кабина с округлыми крыльями и задняя двускатная ошиновка.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Повреждённый трофейный грузовик Opel Blitz 3,6-36S в частях Красной армии

Удлинёнными мелкосерийными грузовиками являлись 3,5-тонные версии 3,6-42 и 3,6-47 с колёсными базами в 4,2 и 4,7 метров соответственно. В общей сложности «Опель» собрал 112 тысяч автомобилей для Вермахта.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Редкий длиннобазный высокобортный грузовик Opel Blitz 3,6-42 для доставки войск SS

Phänomen​

На военном поприще фирма «Феномен» стала известной только в 1941-м, выпустив лёгкий армейский пикап Granit 1500А с 50-сильным мотором воздушного охлаждения и кузовами со скруглённой передней облицовкой. Впоследствии «Феномен» выпускал штабные, санитарные и прочие версии с открытыми кузовами и деревянными кабинами.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Штабной Phänomen Granit 1500А с цельнометаллическим кузовом и вращавшимися боковыми колёсами. 1941-1944 гг.

Ford-Köln​

В ходе войны немецкий филиал американской корпорации Ford в Кёльне (Ford-Köln) собирал для Вермахта военизированные грузовики трёхтонного класса с характерными для «Форда» двигателями V8 и ежегодно менявшимися американскими облицовками.

Первым в этой гамме был доработанный гражданский вариант G917T с 90-сильным мотором, овальной облицовкой радиатора и объёмными крыльями коммерческого образца.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Первая военизированная трёхтонка Ford G917T с американизированной облицовкой. 1939-1941 гг.

В 41-м появился новый 95-сильный агрегат, который монтировали на армейских грузовиках серии V3000 с остроносой передней решёткой. На завершающем этапе войны их оборудовали угловатыми деревянными эрзац-кабинами с плоскими стёклами. В целом было собрано 50 тысяч машин не существовавшей марки «Форд-Кёльн».

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Восстановленный Ford G398T образца 1942-1943 гг. на демонстративном показе старинной автотехники

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Бортовой Ford G997T последнего выпуска с деревянной кабиной и штампованными крыльями. 1944 год

Редкости военных лет – стандартизованные дизельные вездеходы​

В середине 30-х разработка принципиально нового семейства полноприводных 2,5-тонных армейских автомобилей считалась одним из важнейших направлений деятельности довоенного автомобилестроения Германии. После реорганизации программы «Айнхайтс» было образовано специальное подразделение по созданию унифицированных дизельных грузовиков для Вермахта (Leichter Einheits-Lkw), известного как Einheits-Diesel («Айнхайтс-Дизель»). В него вошли шесть германских компаний, которым за короткий срок удалось довести до массового производства новый шестицилиндровый дизель, сложный и дорогой привод всех колёс и односкатную ошиновку. В 1937-м на шасси Henschel 33G1 были собраны первые образцы марки «Айнхайтс-Дизель», выпускавшиеся до середины 1940 года.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Зимние испытания полноприводного грузовика Einheits-Diesel с 105 мм пушкой. 1937 год

Все автомобили до последнего винтика были одинаковыми. На них использовали верхнеклапанный двигатель HWa-526D в 80 л.с. водяного охлаждения, четырёхступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную с межколёсными дифференциалами, барабанные тормоза с пневматическим приводом и независимую рычажно-пружинную подвеску всех колёс. Все имели единые параметры, но заводские таблички на них отсутствовали.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

На виде сзади видна открытая кабина и широкий стальной кузов с тентом и двумя задними торцевыми створками

Грузовики снабжались упрощенными двухместными кабинами и металлическими кузовами для перевозки 24 солдат и специальными кузовами-фургонами двух типов. Все они могли буксировать 1,5-тонные прицепы или полевые орудия и передвигаться со скоростями от 3,5 до 70 км/ч.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Опробование готового автомобиля Einheits-Diesel с балластом и неподвижным правым запасным колесом. 1938 год

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Опытная мобильная радиостанция в деревометаллическом кузове для военно-воздушных сил Германии

Немецкие солдаты вспоминали, что эти машины «были неприхотливыми, выносливыми и безотказными в любую погоду, обладали достаточной мощностью и даже из непролазной русской грязи выбирались своим ходом». С началом войны в целях экономии слишком сложные, дорогие и трудоёмкие в обслуживании автомобили были сняты с производства. В целом было собрано около 12 тысяч машин семейства «Айнхайтс-Дизель».

На заглавной фотографии – колонна германской автобронетехники: на переднем плане – полноприводный грузовик Einheits-Diesel, за ним – 95-сильная трёхтонка Mercedes-Benz LG3000.

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Источник

Машины Второй мировой войны: колеса Вермахта

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Знакомимся с техникой, на которой Вермахт планировал осуществить свой «Блицкриг».

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Не понаслышке зная, что такое фронт и военная операция, Гитлер прекрасно понимал, что без надлежащего обеспечения передовых частей крупномасштабную военную операцию не провести. Поэтому немалую роль в наращивании военной мощи в Германии уделяли армейским машинам.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Вообще-то для проведения военных действий в Европе вполне годились обычные автомобили, но планы фюрера были гораздо более масштабными. Для их осуществления нужны были полноприводные машины, способные справляться с российским бездорожьем и песками Африки.

В середине тридцатых была принята первая программа моторизации армейских частей Вермахта. Автомобильная промышленность Германии приступила к разработке грузовых автомобилей повышенной проходимости трех типоразмеров: легкие (грузоподъемностью 1,5 т), средние (с полезной нагрузкой 3 т) и тяжелые (для перевозки 5-10 т груза).

Разработкой и производством армейских грузовиков занимались компании Daimler-Benz, Bussing и Magirus. Кроме того, в техзадании оговаривалось, что все автомобили как внешне, так и в конструкционном плане, должны быть похожи и иметь взаимозаменяемые основные агрегаты.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Кроме того, автомобильным заводам Германии поступила заявка на производство специальных армейских автомобилей для командования и разведки. Их выпускали восемь заводов: BMW, Daimler-Benz, Ford, Hanomag, Horch, Opel, Stoewer и Wanderer. При этом шасси для этих машин были унифицированы, а вот моторы производители ставили в основном свои.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Немецкие инженеры создали отличные машины, сочетающие полный привод с независимой подвеской на винтовых пружинах. Оснащенные блокирующимися межосевыми и межколесными дифференциалами, а также специальными «зубастыми» шинами, эти внедорожники были способны преодолевать очень серьезное бездорожье, были выносливы и надежны.

Пока военные действия велись в Европе и Африке, эти автомобили полностью устраивали командование сухопутных войск. Но, когда войска Вермахта вступили в Восточную Европу, отвратительные дорожные условия стали постепенно, но методично разрушать высокотехнологичную конструкцию немецких автомобилей

«Ахиллесовой пятой» этих машин оказалась высокая техническая сложность конструкций. Сложные узлы требовали ежедневного технического обслуживания. А самым большим недостатком стала малая грузоподъемность армейских грузовиков.

Как бы там ни было, но ожесточенное сопротивление советских войск под Москвой и очень холодная зима окончательно «добили» практически весь парк имеющихся у Вермахта армейских автомобилей.

Сложные, дорогие и энергозатратные в производстве грузовики были хороши во время практически бескровной европейской кампании, а в условиях настоящего противостояния Германии пришлось вернуться к производству простых и неприхотливых гражданских моделей.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Теперь «полуторки» стали делать: Opel, Phanomen, Stayr. Трехтонки производились на: Opel, Ford, Borgward, Mercedes, Magirus, MAN. Автомобили грузоподъемностью 4,5 тонны — Mercedes, MAN, Bussing-NAG. Шеститонки — Mercedes, MAN, Krupp, Vomag.

Кроме того, вермахт эксплуатировал большое количество автомобилей оккупированных стран.

Самые интересные немецкие автомобили времен ВОВ:

«Хорьх-901 Тип 40» — многоцелевой вариант, базовая средняя командирская машина, наряду с Horch 108 и Stoewer ставшая основным транспортом Вермахта. Комплектовались бензиновым мотором V8 (3,5 л, 80 л.с.), разными 4-ступенчатыми коробками передач, независимой подвеской на двойных поперечных рычагах и пружинах, блокируемыми дифференциалами, гидроприводом всех колесных тормозов и 18-дюймовыми шинами. Полная масса 3,3-3,7 т, полезная нагрузка 320-980 кг, развивали скорость 90-95 км/ч.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Stoewer R200 — выпускался фирмами Stoewer, BMW и Hanomag под контролем Stoewer с 1938 по 1943 год. Stoewer стал основателем целого семейства легких стандартизованных штабных и разведывательных автомобилей с колесной формулой 4×4.

Главными техническими особенностями этих машин являлись постоянный привод на все колеса с блокируемыми межосевым и межколесными дифференциалами и независимая подвеска всех ведущих и управляемых колес на двойных поперечных рычагах и пружинах.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Они имели колесную базу 2400 мм, дорожный просвет 235 мм, полную массу 2,2 т, развивали максимальную скорость 75-80 км/ч. Автомобили оборудовали 5-ступенчатой коробкой передач, механическим приводом тормозов и 18-дюймовыми колесами.

Одной из самых оригинальных и интересных машин Германии стал многоцелевой полугусеничный тягач NSU НК-101 Kleines Kettenkraftrad сверхлегкого класса. Это был некий гибрид мотоцикла и артиллерийского тягача.

В центре лонжеронной рамы помещался 1,5-литровый двигатель мощностью 36 л.с. от Opel Olympia, передававший крутящий момент через 3-ступенчатую коробку на передние звездочки движителя с 4 дисковыми опорными катками и автоматической системой подтормаживания одной из гусениц.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

От мотоциклов были заимствованы одиночное переднее 19-дюймовое колесо на параллелограммной подвеске, седло водителя и управление мотоциклетного типа. Тягачи NSU широко применялись во всех подразделениях Вермахта, имели полезную нагрузку 325 кг, весили 1280 кг и развивали скорость 70 км/ч.

Нельзя обойти вниманием легкий штабной автомобиль, производимый на платформе «народного автомобиля» — Kubelwagen Typ 82.

Мысль о возможности военного использования новой машины появилась у Фердинанда Порше еще в 1934 году, а уже 1 февраля 1938 года Управление по делам вооружений сухопутных войск выдало заказ на постройку прототипа легкого армейского автомобиля.

Испытания экспериментального Kubelwagen показали, что он значительно превосходит все остальные легковые автомобили Вермахта, несмотря на отсутствие привода на передние колеса. Кроме того, Kubelwagen был прост в обслуживании и эксплуатации.

На VW Kubelwagen Typ 82 устанавливался четырехцилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения, небольшой мощности которого (сначала 23,5 л.с., затем 25 л.с.) вполне хватало для перемещения автомобиля полной массой 1175 кг со скоростью 80 км/ч. Расход топлива составлял 9 л на 100 км при движении по шоссе.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Достоинства автомобиля оценили и противники немцев — трофейные «кюбельвагены» использовались и войсками союзников, и Красной Армией. Особенно его полюбили американцы. Их офицеры выменивали у французов и британцев Kubelwagen по спекулятивному курсу. За один трофейный Kubelwagen предлагали три Willys MB.

На заднеприводном шасси типа «82» в 1943-45 гг. выпускали также штабной автомобиль VW Typ 82E и автомобиль для войск СС Typ 92SS с закрытым кузовом от довоенного KdF-38. Кроме того, выпускался полноприводный штабной автомобиль VW Typ 87 с трансмиссией от массовой армейской амфибии VW Typ 166 (Schwimmwagen).

Автомобиль-амфибия VW-166 Schwimmwagen, создан как дальнейшее развитие успешной конструкции KdF-38. Управление вооружений выдало Порше задание на разработку плавающего легкового автомобиля, предназначенного для замены мотоциклов с коляской, состоявших на вооружении разведывательных и мотоциклетных батальонов и оказавшихся малопригодными для условий Восточного фронта.

Плавающий легковой автомобиль тип 166 был по многим узлам и механизмам унифицирован с вездеходом KfZ 1 и имел такую же компоновочную схему с двигателем, установленным в кормовой части корпуса. Для обеспечения плавучести цельнометаллический корпус машины был выполнен герметичным.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Движение автомобиля на плаву обеспечивалось смонтированным в кормовой части корпуса трехлопастным винтом, который при езде по суше откидывался назад и вверх и крепился ремнями. Высота борта машины над водой была явно недостаточной, так что при сколь-нибудь сильном волнении преодолевать водные препятствия на полностью загруженном автомобиле было рискованно.

Еще одной массовой моделью в войсках Вермахта стала ничем вроде бы не примечательная довоенная модель Opel Blitz. Его популярность базировалась на недорогой и простой конструкции. Эта модель пользовалась значительной популярностью на фронте из-за огромного спроса на трехтонки, как самый распространенный тоннаж по обе стороны фронтовой линии, а также благодаря наличию в модельном ряду версии с передним ведущим мостом.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

После провала «Блицкрига» и гибели большей части автопарка Германии в мясорубке Восточного фронта, неприхотливый Blitz стал наиболее массовой моделью армейского грузовика в частях Вермахта. Примерно 100 тыс. Opel Blitz поступили в войска Вермахта — больше, чем каких-либо других автомобилей.

Мотоциклы

Гражданские модели мотоциклов плохо подходили для нужд армии. Вермахту нужны были мощные, надежные и неприхотливые машины с большой грузоподъемностью и отличной проходимостью. Верховное командование сухопутными войсками поручило крупнейшим в Германии мотоциклетным компаниям BMW и Zundapp разработать прототип будущего армейского мотоцикла.

Так сложилось, что в 1939 г. выиграл тендер Zundapp с моделью KS750. BMW, по настоянию Вермахта, приступил к сборке мотоцикла, на 70% унифицированного с KS750. Но уже в 1941 г. они представили мотоцикл, превосходящий по своим характеристикам KS750.

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Смотреть картинку Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Картинка про Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта. Фото Немецкие автомобили второй мировой войны для вермахта

Таким образом, BMW R75 стал основным мотоциклом Вермахта и стал просто незаменимым при ведении мобильных операций. Кроме того, BMW R75 был одним из главных видов транспорта немецких воздушно-десантных войск, его часто доставляли к месту высадки на внешней подвеске «Юнкерсов».

BMW R75 стал лучшим тяжелым мотоциклом Второй мировой войны. Не случайно, что его упрощенные копии выпускались в СССР и даже в США.

Немецкая техника выделялась на фоне американской (наши машины вообще можно назвать примитивными) продуманностью конструкции и внедрением передовых технологий, доселе в массовом производстве не применяемых. Но высокая стоимость и острая необходимость качественного обслуживания этих боевых единиц годилась разве что для молниеносного «Блицкрига».

Именно поэтому естественная селекция выделила в самую массовую техническую единицу довоенный Opel Blitz. Именно сочетание простоты конструкции с ее высокой надежностью и становятся главными при длительных и масштабных военных операциях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *