Нужен ли багажник на крышу авто
3 причины, почему не стоит устанавливать багажник на крышу авто
Дёшево и сердито
Современный багажник на автомобиль – это всего лишь пара алюминиевых дуг, которые крепятся к крыше или к рейлингам. Груз привязывается к этим дугам любым доступным способом. Такое решение позволяет компактно хранить дуги, когда они не нужны, а также быстро их установить на машину в случае необходимости перевезти что-то крупногабаритное. Но, несмотря на все эти плюсы, перевозка вещей на крыше всё же не самая лучшая идея.
Недостатки багажников
Первый и самый главный недостаток багажников – это повышенный расход топлива. Груз на крыше создаёт сильное сопротивление воздуху, что приводит к повышению нагрузки на двигатель и, как следствие, увеличение расходуемого топлива. Аппетит у машины может увеличиться на 5-10 процентов, что довольно значительно, если вы поехали на большое расстояние.
Второй негативный момент перевозки вещей на багажнике проявляется в ухудшении управляемости автомобилем. Тяжелый и большой груз на крыше смещает центр тяжести автомобиля, и кузов начинает чрезмерно раскачиваться в поворотах и при сильном боковом ветре. При не очень хороших водительских навыках езда с грузом на крыше может окончиться потерей контроля над машиной и аварией.
Третья причина, по которой на автомобиль не стоит устанавливать багажник, связана с возможными претензиями со стороны инспекторов ДПС. Всё дело в том, что водителям запрещено вносить какие-либо изменения в конструкцию автомобиля без получения на этого соответствующего разрешения. И если выяснится, что для вашей машины не предусмотрена возможность установки багажника, то придётся его снять и заплатить штраф.
Штрафы ГИБДД за багажник на крыше: правда или вымысел?
В августе 2020 г. в прессе и на просторах инета активно пугают автовладельцев штрафами за использование багажника на крыше авто. При этом хочется вспомнить известную народную поговорку «Слышал звон, да не знает, где он». А этот самый звон возник из новых требований Технического регламента Таможенного союза, которые начали действовать в текущем году.
И началась массовая истерия у покупателей багажников… Даже те, кто 5-10 лет назад приобрел багажник, стремятся заполучить желанный сертификат как освобождение от своих же собственных страхов перед сотрудником ГИБДД с жезлом. В надежде ткнув заветной бумажкой в нос вымогателю штрафа, беспрепятственно продолжить свой путь дальше.
Давайте все-таки разберемся с точки правильного прочтения закона, имеют ли право сотрудники ГИБДД требовать сертификат и в каких случаях.
В соответствии с новыми требованиями любые изменения конструкции транспортного средства должны регистрироваться в ГИБДД. Сюда относятся доработка или изменение фар, установка нештатного фаркопа, а также монтаж самодельного багажника на крышу автомобиля. ВНИМАНИЕ! Ключевое слово – САМОДЕЛЬНЫЙ БАГАЖНИК! Если владелец авто своими руками изготовил сварную конструкцию, вмонтировал ее каким-то образом в крышу автомобиля и использует ее для перевозки грузов, то в обязательном порядке он должен представить свое «творение» в ГИБДД и зарегистрировать изменения (если ему позволят, вынеся вердикт, что такое сооружение безопасно для других участников дорожного движения).
Поэтому, дорогие автовладельцы, откуда появилась массовая истерия требовать у компаний-продавцов сертификат на покупку десятилетней давности? Во-первых, ранее сертификаты выдавались сроком на год. Поэтому купив багажник в 2010 г., сертификат соответствия действовал на него до 2011 г. Во-вторых, сертификат у продавца вправе требовать только покупатель продукции, т.е. вы как потребитель. А вот требовать этот сертификат у водителя транспортного средства, на крыше которого установлен багажник, не вправе ни один инспектор ГИБДД. Мы не обязаны доказывать качество и соответствие любым нормам багажной системы серийного производства. За нас это уже сделали известные компании-производители, по крайней мере те, кто уважают свой статус. В-третьих, отличить самодельную конструкцию от багажника серийного производства можно визуально, не напрягая свое зрение. А если сотрудник ГИБДД не может этого сделать, то пусть проходит элементарные курсы ликбеза на знание производителей.
Поэтому смело глядя в глаза представителю ГИБДД, который что-то требует от владельца авто, на крыше которого установлен багажник Thule, Yakima или даже любой российский известный бренд, давайте вежливо, но уверенно объяснять, что на вашем авто установлена багажная система серийного производства, предусмотренная производителем авто для монтажа на рейлинги или в штатные места. Данный багажник является быстросъемной конструкцией, использование которой не влечет за собой изменений технической части автомобиля. На основании вышеизложенного ни один сотрудник ГИБДД не вправе ни то что требовать документы на багажник, но даже останавливать такой автомобиль.
Заучите наизусть данное положение как постулат отстаивания наших прав как граждан России. Иначе завтра у нас начнут требовать сертификат на носки и нижнее белье.
И в конце данной статьи хотим уверенно заявить, что в органах ГИБДД не знают о массовых штрафах, объясняют, что такой ажиотаж создан искусственно. Тем автовладельцам, которые для своего спокойствия хотят иметь «бумажку» для очистки совести, просьба отправлять запросы на почту компании с приложением кассового или товарного чека, подтверждающего факт покупки багажника в нашем магазине.
И главное! Автобоксы на крышу в Российской Федерации не подлежат обязательной сертификации! У всех продавцов автомобильных боксов есть отказные письма сертифицирующих органов, которые покупатели не вправе требовать. Эти документы нужны компаниям-поставщикам или компаниям-производителям для введения своей продукции в торговый оборот на территории РФ.
Багажник на крыше: как не нарваться на штраф
Что надо знать о штрафе за багажник в 2021 году
Новостные издания напугали автомобилистов новыми штрафами, которые появились после изменений в техрегламенте Таможенного союза и запрете на установку багажников на крышу автомобиля. На самом деле никаких нововведений не было, информацию об этом в Госавтоинспекции опровергли. А штраф за изменение конструкции можно было получить и раньше.
Откуда вообще взялась информация про штрафы за багажники?
Первой о нововведениях написала газета «Аргументы и факты», по данным которой в силу вступили новые требования технического регламента Таможенного союза, а сотрудники ГИБДД начали выписывать штрафы за нештатное оборудование автомобиля. Претензии возникли в том числе и к багажникам на крышах автомобилей, установленным фаркопам, а также к нештатной светотехнике.
Утверждалось, что новые требования техрегламента прямо запрещают эксплуатацию автомобилей с конструктивными изменениями, которые не согласованы с ГИБДД и не проверены в специальных лабораториях. Помимо багажника якобы запрещалась самостоятельная установка фаркопа и иных световых приборов. Однако никаких изменений в техрегламент не вносилось, а штраф за нештатный багажник или фаркоп в России существовал с давних пор.
А что там с регламентом на самом деле?
Последняя коррекция техрегламента Таможенного союза в части безопасности транспорта была проведена 21 июня 2019 года, и никаких изменений по части переоборудования автомобилей в ней не было. Помимо чисто технических поправок в регламент внесли дополнения, касающиеся возможности сертификации автомобилей по требованиям Евро 6, которые действуют в Европе с конца 2015 года.
Первая версия техрегламента образца 2011 года вообще не содержала упоминаний о 6 экологическом классе, поэтому любой транспорт Евро 6 в России и странах Союза получал максимально возможный класс Евро 5, что не позволяло использовать этим машины при международных перевозках в Европе. В прошлом году эту коллизию устранили, причем изменения начали действовать с начала 2020 года.
То есть истории про штрафы за багажник — фейк?
Не все так однозначно. Никаких новых правил и наказаний введено не было, но действующие в России ПДД и без них запрещают изменения в конструкцию транспортных средств. Эксплуатация автомобиля запрещается при модификации тормозов и рулевого управления, световых приборов и стеклоочистителей. На машине должны стоять шины штатных размеров, а двигатель — отвечать нормам по вредным выбросам.
Кроме того, в перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, указаны в том числе и изменения конструкции, выполненные без разрешения ГИБДД или МВД. Именно к ним можно отнести нештатный багажник или фаркоп, утверждает автоюрист Сергей Смирнов: «Запрещены изменения, не предусмотренные заводом-изготовителем. Например, если на автомобиль не предусмотрена установка фаркопа, но лично я знаю только один такой — это Chevrolet Traverse. Если его все-таки поставить, то это будет считаться конструктивным изменением».
В случае с багажниками штраф можно получить только при устройстве самодельных конструкций или если установка багажника вообще не предусматривается конструкцией, продолжает Смирнов: «Допустим, автовладелец взял и сварил из арматуры багажник. Или поставил, например, рейлинги туда, где их не может быть — на крышу спортивного купе или кабриолета. Все остальные случаи, когда устройство ставится на штатные места крепления, нарушением не являются».
То есть штраф все-таки возможен. А какой?
На первый взгляд, российский КОАП лояльно относится к изменениям конструкции. В соответствии со статьей 12.5, управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена, наказывается штрафом в размере 500 рублей. Однако инспектор тут же вынесет предписание демонтировать нештатный элемент, а если этого не сделать, то можно нарваться на полный запрет эксплуатации машины.
«Сотрудник в любом случае даст предписание устранить нарушение. И если на месте это сделать невозможно, то водитель имеет право, соблюдая меры предосторожности, доехать до места ремонта», — объясняет юрист. Игнорирование требования инспектора может повлечь за собой более серьезные последствия.
«Во-первых, водителя могут привлечь к неисполнению законного требования сотрудника полиции, а это уже 15 суток. Также можно аннулировать регистрацию автомобиля, и это единственный способ наложить запрет на эксплуатацию, так как номера давно не снимают», — добавляет Смирнов. Однако в реальности выяснить, было ли конкретному водителю уже сделано предписание, и исполнил ли он наложенное ранее, крайне сложно.
Мне нужен нестандартный багажник. Что делать?
Если на автомобиль нужно установить особенную конструкцию, изготовленную на заказ, придется пройти официальный путь регистрации изменений, говорит Смирнов. Иначе сотрудник ГИБДД действительно сможет наказать на нарушение и наложить запрет на эксплуатацию.
«Обращаешься в ГИБДД с заявлением о внесении изменений с проектом, либо с уже готовой конструкцией. Тебе говорят, в какую контору обращаться. Там проверяют, можно ли это изготовить или установить, будет ли багажник отвечать требованиям безопасности, и дают официальное заключение. С ним идешь в отдел ГИБДД и официально вносишь изменения в конструкцию с занесением отметки в документы», — объясняет юрист.
У меня фирменный багажник. Ограничений нет?
Ограничения есть, но они не связаны с нарушениями ПДД. Во-первых, есть ограничения нагрузки на крышу или рейлинги автомобиля. В случае с легковыми моделями это, как правило, не более 50 килограмм. Во-вторых, ограничения по массе груза есть у самого багажника. Чаще всего багажник рассчитан на больший вес, чем рейлинги (например, на 120 кг), но ориентироваться в этом случае нужно на меньшее значение.
При превышении расчетных величин можно повредить сам багажник, помять рейлинги или крышу автомобиля. Кроме того, тяжелый груз на крыше повышает центр тяжести, что ухудшает поведение машины на дороге. Наконец, в случае с открытым багажником нужно очень ответственно подходить к вопросу крепления груза, чтобы избежать падения вещей на ходу — вина за повреждения дороги и других машин в таком случае всегда возлагается на владельца груза.
Инспектор вообще может проверять машину на дороге?
Любое конструктивное изменение может стать поводом для остановки на дороге, однако возить с собой сертификат на багажник и диагностическую карту водитель не обязан, утверждает Сергей Смирнов: «Водитель должен предъявить права, свидетельство о регистрации и страховку. Сотрудник может привлечь за конструктивные изменения, но для этого он должен доказать, что такие изменения вообще есть».
Если не считать требований по габаритам и видимости световых приборов, конкретных условий по конструкции багажников и методах их установке нет ни в техрегламенте, ни в российских законах, добавляет юрист. Поэтому если не видно явных и очевидных нарушений, споры между инспектором и водителем могут затянуться. Если же конструктивные изменения есть, но они корректно оформлены, вся информация о них должна содержаться в графе СТС с особыми отметками, которую инспектор обязан принять во внимание.
Что говорят в ГИБДД?
Госавтоинспекция также разъяснила, что требования к использованию багажников на крышах автомобилей не вводились.
«Последние поправки в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» были внесены в 2018 году, при этом процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства они не касались, — уточнили в ГИБДД. — Согласно действующим положениям Технического регламента, в случае, если багажник сертифицирован, и конструкция транспортного средства предполагает его использование, то никаких согласований с Госавтоинспекцией не требуется».
Как объяснили в ведомстве, если конструкцией автомобиля специальные места для размещения багажника не предусмотрены, то возможность такой установки может быть оценена в рамках процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Аналогичные требования предъявляются к тягово-сцепным устройствам фаркопам. Перечень дополнительных внешних световых приборов, устанавливаемых на транспортное средство, и требования, предъявляемые к ним, строго определены положениями Технического регламента.
«Если установка, например, противотуманных фар не предусмотрена заводом-изготовителем конкретного транспортного средства, то проведение процедуры внесения изменений в конструкцию обязательно», — добавили в ведомстве.
А вот установка на крыше автомобиля самодельных конструкций, не соответствующих требованиям безопасности, считается внесением изменений в конструкцию транспортного средства и влечет за собой административную ответственность.
Багажник на крыше теперь вне закона?
Откуда шум
Российский интернет вновь огорошил отечественных водителей очередным нововведением под эгидой правил эксплуатации транспортных средств всея Таможенного союза: багажники на крыше теперь вне закона. Пластиковые кофры и металлические корзины, которые были распробованы россиянами буквально недавно, теперь недопустимы к эксплуатации. или это очередной крик в стиле «волки-волки»? Портал Matador.tech разобрался в вопросе.
Как «туле» оказались под штрафами
Итак, имеем очередной пул изменений, которые внесены в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» решением под номером 66 от 21 июня 2019 года. Сто восемьдесят прописанных после принятия дней прошло, на дорогах началась большая «жатва»: под угрозу попали самостоятельные доработки автомобиля, произведенные самими владельцами, но не узаконенные в специализированных конторах.
Железные бамперы и лебедки, самодельные фаркопы и прочие элементы внедорожного тюнинга теперь под запретом. Но водителей начали штрафовать и за такой безобидный «девайс» как багажник на крыше!
Кто виноват и что на самом деле написано во «всесоюзном» документе?
Лазейки в законе
С теми же бамперами и лебедками в нем есть весьма заманчивая фраза: «обновка» не должна «выпирать» дальше, чем линия бампера, и не может быть изготовлена из стали или, дословно, «других материалов с аналогичными прочностными характеристиками». То есть, согласно документу, можно использовать не только менее прочные, но и более прочные металлы? Ура, ставим бампер из толстого алюминия или титана с заводскими параметрами по размеру и прячем лебедку под него – комар носа не подточит!
С фаркопом еще смешнее: найдется ли в России инспектор, способный отличить оригинал от качественной подделки? Неоригинальный у вас фаркоп? Ну так нацепите на него брендированный колпачок или наклейку с символикой марки автомобиля! Неужели сотрудник ГИБДД обязан знать все модели дополнительного оборудования всех брендов?! Конечно, нет.
Но с багажником все несколько сложнее: его ведь нельзя спрятать под крышу. Значит, нужно «шерстить» документ в поисках лазейки. Конкретно про багажник, кстати, в документе нет ни слова – поисковый запрос «багажник» дает ноль совпадений. Как, впрочем, и слово «рейлинги». Так откуда же растут ноги и штрафы?
Но стоит обратиться к соседу-сварщику или в тюнинг-ателье, где на заказ делают неубиваемые корзины на крушу о восьми-десяти креплениях прям на металл – готовьтесь платить по 500 рублей и снимать «чудо» с крыши по первому требованию.
Ибо в случае отказа машину могут «изъять до устранения»
Хитрость заключается в довольно общем понятии «конструкция автомобиля предусматривает»: другими словами, если на автомобиле ставят рейлинги с завода, значит, на него можно поставить и багажник. Мол, крыша позволяет. И все будет строго согласно букве закона. Если же на автомобиле рейлинги не предусмотрены – не путать с «не установлены в данной комплектации, но возможны в более дорогой вариации», то багажник придется регистрировать.
Кофр на крыше вне угрозы
Владельцам пластиковых кофров, которых именно в 2020 году стало невероятно много на российских дорогах, а также тем, кто поставил любой «казенный» багажник на оригинальные рейлинги, волноваться нечего. Даже если региональный милиционер вдруг задумается о законности установки данного приспособления на крышу, смело вопрошайте «служивого» о конкретном постановлении и конкретном же штрафе. Те самые 500 рублей, которые пишут по умолчанию за багажник, вам не подходят, ведь детали на автомобиле «оригинальные».
А вот с железными «корзинами», которые так любят обладатели подготовленных внедорожников, дела обстоят несколько сложнее: эпоха самодельного тюнинга подошла к концу, а для спокойствия и уверенности с собой придется возить документы, которые выдают при покупке именитые бренды вроде ARB или отечественного РИФ.
Дополнительный багажник: некоторые юридические аспекты проблемы
Наше законодательство, регулирующее тюнинг автомобилей является достаточно непростым для понимания среднестатистическим водителем. Чего там говорить, порой и профессиональным юристам и правоприменителям в широком смысле этого слова, включая представителей судебной власти, сложно сходу в нем разобраться.
Не так давно, я опубликовал заметку о багажнике, установленном на крышу собственного автомобиля. Мне был задан ряд вопросов, связанных с некоторыми юридическими аспектами данной манипуляции, следствием чего стало написание данного очерка. Основные вопросы, которые возникали у многих: «является ли установка багажника изменением конструкции транспортного средства и нужно ли её (это изменение) регистрировать?».
Для начала следует разобраться в том, что такое это самое пресловутое «внесение изменений в конструкцию транспортного средства».
«Внесение изменений в конструкцию транспортного средства» — исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения (абзац пятнадцатый пункта 6 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, далее – Технический регламент).
Что означает это определение? – для квалификации действия в качестве внесения изменений в конструкцию транспортного средства необходимо одновременно выполнить следующие условия:
1) исключить предусмотренные (или установить не предусмотренные) конструкцией конкретного транспортного средства составные части и предметы оборудования;
2) данные действия (см. п. 1) должны быть совершены после выпуска транспортного средства в обращение
3) названные действия (опять же – см. п.1) должны влиять на безопасность дорожного движения.
В целом, каждый из этих признаков на первый взгляд, вызывает вопросы.
Так как пункты получились сильно неравные по раскрываемому содержанию, начну с конца: про безопасность (пункт 3).
Знаете, назовите мне любой предмет, который можно присобачить к автомобилю, и я расскажу Вам, как он влияет на безопасность. Не влияющих на безопасность прибамбасов для автомобиля нет: от зарядки для телефона и антирадара (а вдруг электрику замкнет, к тому же прикуриватель – он для прикуривания, а не для зарядки), до рейлингов, дефлекторов изменяющих аэродинамику и т.д. Влияет все, вопрос в степени этого влияния, а этот вопрос в определении выставлен за скобки.
Про пункт № 2: выпуск в свободное обращение – в простонародье (и очень очень упрощенно и обобщенно) после растаможки) Более подробно см. ст. 262 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
По пункту 1. Вот тут самое интересное начинается: где смотреть, что предусмотрено конструкцией конкретного транспортного средства, а что нет? Что такое составные части и предметы оборудования?
Определяет, что предусмотрено конструкцией транспортного средства, а что нет завод-изготовитель. Не официальный дилер, а завод. Почему делаю эту ремарку, потому что тот ОД, у которого я делал ТО и гарантийные ремонты, за отдельную плату и проставки готов установить (тем самым увеличив дорожный просвет) и дополнительную оптику (о которой французы и не слышали), и двигатель «чипануть», чтоб мощности прибавить, увеличив попутно выбросы вредных веществ в окружающую среду и т.д.) Надо ли говорить, что все это конструкцией ТС не предусмотрено.
Где это все смотреть? – в наборе документов, посвященном конкретной модели автомобиля. Один из этих документов: книжка – руководство по эксплуатации, идущая в комплекте с авто.
Как правило, то, что предусмотрено – это официальные аксессуары так называемые, то есть то, что вы можете заказать к оснащению на заводе. Все остальное – изменение конструкции, включая любые неоригинальные запасные части.
Тут уместно, полагаю привести пару конкретных примеров. Завод-изготовитель установил на рестайлинговый дастер (с 2015 года) один размер колес: 215/65/Р16. На этот размер рассчитаны настройки подвески, показания спидометра, заявленные углы переворота и т.д. Конкретная марка колес не указана. Соответственно, ставим все что угодно, но этой размерности – никаких проблем.
Другой момент: если мне память не изменяет на дастер можно заказать с завода только 2 вида автомагнитол: с навигацией и без (подчеркиваю: с завода заказать, а не у ОФ купить!). Соответственно, установка любой другой магнитолы/ навигационной системы – это изменение конструкции транспортного средства, не предусмотренная заводом изготовителем.
«Глупость» — скажут некоторые, но ведь и двигателя на дастер только 3 варианта предусматривается: 2 бензиновых и один дизельный. Можно ли в дастер поставить двигатель от клио спорт? — можно. Влезет и будет дастер 200+ л.с. Завод это предусматривает – нет. Тут логика такая же.
Здесь, полагаю, уместным будет сделать паузу и обозначить следующее: я не ставлю целью дискредитировать кого-либо, не даю оценки с точки зрения рациональности, целесообразности, продуманности исследуемого регулирования. Моя задача: показать его таким, какое оно есть, а не оценивать его. Поверьте, от некоторых его нюансов, я в душе негодую не меньше Вашего, но мое негодование нормативных свойств данное регулирование не лишает.
Вернемся к багажнику. Но сначала, надо до конца разобраться с терминологией.
Что, как правило, завод изготовитель предусматривает для установки на крышу? Как правило это 2 варианта конструкции:
рейлинги — это продольные дуги на крыше машины, к которому крепится багажник посредством ригелей,
ригели — это поперечные крепления к рейлингам, к которым и крепится багажник на крыше.
Надо ли говорить, что и то и другое завод предусматривает промышленного производства, кроме того, в конструкции предусматриваются места для крепления всего этого дела к крыше. Зачастую ригели и называют «багажником на крышу» (2 поперечных «балки»).
Вот их обычно можно ставить без проблем, но, как правило, хочется чего-то еще)) Идем тогда дальше.
Под составными частями конструкции конкретного транспортного средства понимаются компоненты транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации (тот же пункт 6 Технического регламента, правда там содержится определение термина «компоненты транспортного средства», но суть от этого не меняется).
При этом Приложением № 10 к Техническому регламенту установлен «Перечень требований к типам компонентов транспортных средств».
Опять возникает вопрос: мы разобрались с тем, что такое «компонент транспортного средства», а тут какой-то «тип компонента транспортного средства»: это вообще что такое и какая разница?
«тип транспортного средства (шасси, компонента)» — транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем (см. все там же – пункт 6 Технического регламента). Соответственно «Тип компонента» – компонент с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленный одним изготовителем.
Дальнейшее углубление в уяснение значений терминов считаю излишним, так как в противном случае, мы из юриспруденции плавно перекочёвываем в этимологию, что не соответствует целям моего очерка. Так что вернемся к нашим багажникам.
Что такое «предметы оборудования»?
Технический регламент не содержит определения данного термина, однако в предисловии к названному техническому регламенту содержится информация о том, что требования настоящего технического регламента гармонизированы с требованиями Правил Организации Объединенных Наций (Правил ООН), принимаемых на основании «Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний», заключенного в Женеве 20 марта 1958 г. (далее — Соглашение 1958 года), Предписаний, принимаемых на основании «Соглашения о введении Глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах», заключенного в Женеве 25 июня 1998 г. (далее — Соглашение 1998 года) и Предписаний ООН, принимаемых на основании «Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», заключенного в Вене 13 ноября 1997 г. (далее — Соглашение 1997 года).
В приложении А «Определения» к Соглашению 1998 года устанавливается, что для целей данного Соглашения термин «предметы оборудования и части, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах» означает предметы оборудования или части, характеристики которых имеют отношение к рабочим характеристикам, в области безопасности, охраны окружающей среды, эффективности использования энергии или защиты от угона; к таким предметам оборудования и частям относятся системы выпуска, шины, двигатели, акустические защитные устройства, противоугонные сигнальные устройства, устройства предупредительной сигнализации и детские удерживающие системы, однако они не ограничиваются ими (пункт 7).
Говоря простым русским языком, все то, что Приложением № 10 к Техническому регламенту («Перечень требований к типам компонентов транспортных средств») не отнесено к типу компонентов транспортных средств, но что можно установить на автомобиль, точно будет предметом оборудования.
Данный вывод является существенной вольностью, на гране допустимым обобщением, и не может быть сделан в формате научной статьи, основываясь только на представленных тезисах, и то недостаточно раскрытых, однако для данного очерка рискну посчитать его приемлемым без дальнейшего раскрытия.
С учетом изложенного, является ли багажник типом компонента транспортного средства? – однозначно, да.
В уже упомянутом мной Перечне требований к типам компонентов транспортных средств под пунктом 110 багажники автомобильные выделены отдельно.
Там же установлены и требования к автомобильным багажникам (в форме отсылки к правилам ООН № 26-02 или 26-03), а также форма и схема подтверждения соответствия этим требования в виде загадочных символов «10с» и «11с».
В общем, сделано все, чтобы среднестатистический дедушка, собирающейся прикрутить багажник к своему жигуленку для перевозки чего-нибудь на дачу, мог сходу во всем разобраться.
Идем дальше, о чем глаголят нам правила ООН № 26-02 или 26-03 (прежнее их название Правила ЕЭК ООН N 26-02 или 26-03)? По итогам первоначальной редакции Правил ЕЭК ООН №26-02 был принят наш ГОСТ Р 41.26-2001 (Правила ЕЭК ООН N 26) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их наружных выступов».
Обобщая, в указанных документах содержаться технические требования среди прочего и к багажникам (креплениям для перевозке лыж).
Я позволю себе не пересказывать в деталях все технические нюансы, изложенные в названных Правилах, а также в ГОСТе – благо это все в открытом доступе находится, — а перейду сразу к следующему важному моменту: форма и схема подтверждения соответствия багажника названным правилам.
Загадочные символы «10с» и «11с» находят расшифровку в Приложении 19 к Техническому регламенту «Формы и схемы подтверждения соответствия требованиям технического регламента и рекомендации по их выбору.
Схема обязательной сертификации 10с:
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр):
Проводит испытания типового образца продукции.
Аккредитованный орган по сертификации продукции:
Проводит анализ состояния производства
Выдает заявителю сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию
Схема обязательной сертификации 11с:
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр):
Проводит испытания типового образца продукции.
Аккредитованный орган по сертификации продукции:
Выдает заявителю сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию.
Осуществляет инспекционный контроль сертифицированной продукции.
Также данное приложение к Техническому регламенту содержит более подробное описание схем обязательной сертификации и рекомендации по их применению.
Багажник мало сделать по ГОСТу (по правилам), его ещё и сертифицировать надо, чтобы возможно было установить. Не стану вдаваться в технические подробности, но сделать и то и другое самостоятельно целесообразно только, если вы собираетесь открывать производство этих багажников (ну, либо при очень большой любви к искусству).
Указанный порядок сертификации багажника на крышу является обязательным, императивным, что автоматически квалифицирует его несоблюдение в качестве нарушения законодательства.
Следующий вопрос: является ли установка багажника на крышу внесением изменений в конструкцию транспортного средства?
Ответ: да, установка багажника, любого багажника всегда, в любом случае является изменением конструкции ТС. Без вариантов. И даже установка 2х поперечнен – это изменение конструкции.
Почему? – еще раз – потому что багажник – это компонент транспортного средства, о чем прямо указано в п. 110 Приложения № 10 «Перечень требований к типам компонентов транспортных средств» к Техническому регламенту; кроме того, его установка с очевидностью влияет на безопасность дорожного движения, ухудшая аэродинамику, уменьшая устойчивость автомобиля против опрокидывания, увеличивая тормозной путь при наличии тяжелого груза на багажнике и т.д. и т.п. Вопрос в степени этого влияния, но в данном случае важен сам факт, а не степень.
Всегда ли нужно вносить изменения в ПТС при установке багажника? – Нет, не всегда.
Когда можно обойтись без внесения изменений в ПТС при установке багажника на крышу?
В следующих случаях:
1.) Установка багажника предусмотрена заводом-изготовителем. Проверить это очень просто: в инструкции по эксплуатации автомобиля пошагово расписано как установить багажник на крышу. ВНИМАНИЕ! Если этой инструкции в руководстве по эксплуатации нет, то установка багажника на данный автомобиль заводом НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА (хотя такое бывает редко, но владельцы кабриолетов меня поймут))))) Как правило, завод предусматривает установку рейлингов и ригелей. И все. Крепления для велосипеда/лыж устанавливаются на ригели и сами по себе багажником не являются – это другие компоненты ТС/ их составные части/предметы оборудования.
Во всех остальных случаях, увы, но требуется вносить изменения в конструкцию ТС при установке багажника.
Скажу больше, строго говоря, если установленный багажник не будет соответствовать ГОСТу и Правилам, по идее, экспертиза должна это установить и в регистрации должно быть отказано.
Как то вот так обстоят дела в юридических аспектах установки багажника на автомобиль.
Часто задаваемые вопросы и суждения по теме:
Багажник это груз на крыше авто?
– Очевидно, нет. Это установленный дополнительный компонент транспортного средства, предназначенный ДЛЯ перевозки грузов.
Что будет, если я установлю собственной конструкции багажник?
— быть может, все что угодно, но юридически это квалифицируется по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ:
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 данной статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
+ вдогонку следует предписание о приведении авто в первоначальное состояние, за невыполнение которого следует снятие с регистрации.
Это все что, серьезно надо изучать, чтоб машиной управлять? А без всех этих регламентов, ГОСТов, правил нельзя?
— можно. Купите новую машину у дилера и никак самостоятельно её не дорабатывайте. Ездите тогда в свое удовольствие и не о чем голова болеть не будет.
Автор, Вы издеваетесь? По такой логике нештатную подсветку салона регистрировать надо…
— это не я издеваюсь – не я же автор всего этого. Я лишь пересказал действующее регулирование, не более… А нештатную подсветку салона тоже регистрировать надо, поскольку это установка дополнительных приборов освещения, подключенных к электрической сети автомобиля… При этом у автора все в порядке с головой и он понимает, что в этом случае подобным никто заниматься не будет, однако это не отменяет публично-правовых предписаний в данной сфере. Так что – на свой страх и риск.
Все написанное – туфта, езжу я тцать лет со сваренным ещё батей моим багажником, говорю, когда останавливают, что это груз и никаких проблем.
— рад за Вас, но как говорит мой знакомый нарколог: то, что Вы не знаете о болезни и её не лечите, никак не мешает ей делать свое грязное дело. То. Что Вам тцать лет везло по совокупности обстоятельств, никак не влияет на действующее регулирование. Руководствуясь такой логикой можно ведь и без прав какое-то время ездить… …пока не поймают.
Если сертифицированный багажник регистрировать не надо, то почему многие регистрируют, внося его в перечень изменений в конструкцию ТС?
— дело в том, что изменения вносятся скопом, разом, а потому, если Вы меняете оба бампера, ставите шноркель, блокировки, автономный отопитель салона, систему централизованной подкачки колес, лебедку, дополнительный свет, новый двигатель, новую коробку, другие колеса, другие колесные арки, каркас безопасности, внешнюю раму, гудок от паровоза, и РСЗО «Град» на крышу, чтоб супостатов на расстоянии держать – проще сразу сделать экспертизу на все это. Тогда уж заодно и багажник вписать можно (провести экспертизу допустимости его установки). По цене, «узаконить» все (ну, почти все) вышеперечисленное сопоставимо с «узакониванием», к примеру, колес увеличенного диаметра как таковых, без иных изменений. Соответственно, уж если заморачиваться, то сразу, и на всем, что только возможно. Я ни разу не слышал, чтобы кто-то отдельно вносил изменения в ПТС только из-за багажника. Как правило, он идет в комплекте со всем остальным.
Багажник – это груз, потому что я его на крышу погрузил, и никто меня в обратном не убедит!
– я и не собираюсь переубеждать. Для этого есть специально уполномоченные на то должностные лица, у которых есть вся плеяда полномочий, как правило – через привлечение к административной ответственности, для доходчивого переубеждения Вас.
Если я сделаю багажник по ГОСТу, могу ли я с ним ездить?
— формально это запрещено, так как вторым необходимым условием является сертификация багажника.
Могу ли я и сделать багажник и сертифицировать его?
— можете, но на эти деньги я бы лучше второй новый джип купил с большим багажником, или новую Газель на худой конец – всяко полезней будет.