Профессиональная этика водителя пожарного автомобиля

Этика водителя и ее влияние на безопасность

Профессиональная этика водителя пожарного автомобиля. Смотреть фото Профессиональная этика водителя пожарного автомобиля. Смотреть картинку Профессиональная этика водителя пожарного автомобиля. Картинка про Профессиональная этика водителя пожарного автомобиля. Фото Профессиональная этика водителя пожарного автомобиля

Общее правило поведения людей в обществе, в том числе и на дороге, хорошо выражает человеческая мудрость: «Поступай по отношению к другим так же, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе» либо «Не делай другому того, чего не жалеешь себе». Для водителя поступать этично – это уважать права других участников движения, доброжелательно относиться к их возможным ошибкам и помогать исправлять эти ошибки. Этичное поведение естественным образом соответствует выполнению ПДД. Основой этики водителя, прежде всего, является разумное поведение, которое проявляется в различных дорожно-транспортных ситуациях.

Паркуясь, помни о других. Старайтесь занять меньше места на парковре. Ведь наверняка вас самих не раз раздражало то, что автомобили припаркованы как попало. Кто-то уткнулся к краю проезжей части носом, а кто-то поставил автомобиль вдоль проезжей части, заняв место.

Соблюдай рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой – в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля. Такое поведение на дороге чаще характерно для женщин, что заставляет мужчин нервничать и делать выводы о профпригодности сидящего за рулем водителя.

Помогай выехать на дорогу из боковых проездов. Притормозив на несколько секунд, вы даете водителю возможность встроиться в общий поток.

Помогай обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажи это включением сигнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной прими правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.

Будь понятен другим. Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение.

Не ослепляй дальним светом. При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходи на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары.
При следовании за автомобилем-лидером включай ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора. При обгоне включай дальний свет в тот момент, когда поравняешься с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют тебя, выключай дальний свет, как только обгоняющий включит его. Не оставляй стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это слепляет других водителей.

Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Всегда представляйте себе, что где-то переходит дорогу ваш близкий человек и ему было бы приятно встретиться с доброжелательным водителем, а не тем, который готов проехать по ногам.

Источник

Учебно-методическое пособие для водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов категории «В», «С», «D»

НазваниеУчебно-методическое пособие для водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов категории «В», «С», «D»
страница2/10
ТипУчебно-методическое пособие

rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие

3. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ВОДИТЕЛЯ
3.1 Профессиональная надежность водителя
Современные сложные дорожно-транспортные условия предъявляют новые, значительно более высокие требования к надежности водителей транспортных средств. Официальная статистика свидетельствует, что водитель виноват в четырех происшествиях из пяти. Любое ДТП является результатом ошибки водителя в выборе безопасных условий скорости, дистанции, интервала. Если их значения не выходят за пределы безопасности, ДТП не произойдет. В противном случае появляется вероятность ДТП, которая реализуется в конфликтных ситуациях, когда для избегания ДТП необходимо применить экстренное торможение.

Водитель занимает особое место в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда». Только водитель определяет, быть ДТП или не быть. Дорожные условия, среда и свойства автомобиля лишь определяют границы, в которых можно ездить безопасно. Можно предположить: чтобы повысить безопасность дорожного движения, необходимо побудить водителей к менее агрессивному, рискованному поведению, повысить общую культуру взаимоотношений между участниками дорожного движения и осознать психологическую компоненту водительской деятельности.

Поэтому повышение надежности водителя становится неотложной задачей общества, без решения которой невозможно добиться существенного снижения ДТП и повышения безопасности движения. Надежность по праву можно рассматривать как социально-психологическую проблему.

Надежность – сложный целостный комплекс качеств водителя, позволяющий безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

Надежность – это качественная характеристика водительской деятельности (работоспособности). Она определяется количественной характеристикой – результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных условиях. К основным факторам, определяющим надежность, относятся профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.

Надежность – сложный целостный комплекс качеств водителя, позволяющий безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

Надежность – это качественная характеристика водительской деятельности (работоспособности). Она определяется количественной характеристикой – результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных условиях. К основным факторам, определяющим надежность, относятся профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.

Таким образом, в основе оценки надежности водителя лежит понятие ошибки, под которой понимается нарушение нормального хода транспортного процесса. Не всякая ошибка водителя ведет к аварии, но всякая авария по вине водителярезультат ошибочных действий. Вышесказанное не означает фатальной обреченности некоторых психофизиологических, личностных особенностей водителя на неизбежное попадание в ДТП. Стоит обратить внимание на существование психологической компоненты водительской деятельности. Участникам дорожного движения необходимо знать особенности своей психики, уметь компенсировать ее недостатки. Результаты исследования, проведенного в США, показали, когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Настало время, когда водители

должны приобщиться к психологическим знаниям. Психологическая сторона проблемы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств имеет специфические особенности, которые влияют на общее становление правильного индивидуального поведения в среде движения.

Надежность водителя определяется уровнем его возможностей обеспечить безопасное управление транспортным средством. В этом смысле нередко применяются и другие термины: «профессионализм», «мастерство» и т. п. Каждый из них отражает лишь определенную сторону надежности водителя, но не раскрывает этого понятия полностью. Так, предлагается считать мастером того водителя, который «умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, максимально разрядить опасную обстановку». Главное в этом определении – умение избегать экстремальных ситуаций, а если такая ситуация возникнет, суметь нейтрализовать ее. Многим кажется, что это зависит только от мастерства и виртуозности водителя при управлении транспортным средством. Однако мастерство не главная черта надежного управления автомобилем. Во всяком случае, утверждение о том, что «все зависит от мастерства предвидения и точного расчета водителя, а также знания дорожной обстановки», нуждается в существенной корректировке.

Точный расчет – это расчет с минимальными допусками в ту или иную сторону. Малейший сбой, отступление от расчета – и он может подвести. Вряд ли такая манера необходима каждому водителю в его повседневной практике. Значительно лучше, если допуски в сторону безопасности будут увеличены и надежно гарантированы. Не следует забывать и о том, что пределы всякого мастерства при управлении транспортным средством должны быть ограничены допустимыми нормами.
3.2 Слагаемые надежности водителя
Человеку, стремящемуся получить водительскую квалификацию, необходимо обладать определенными физическими и психофизиологическими качествами. Его здоровье должно удовлетворять установленным требованиям.

В эту задачу не входит детальное рассмотрение медицинских требований, предъявляемых к лицам, желающим получить водительское удостоверение. Отметим лишь некоторые связанные с ними проблемы.

Эксперимент, который был проведен с глухонемыми и глухими людьми, показал, что, несмотря на отсутствие слуха, их надежность в управлении автотранспортом не снижается. Это объясняется тем, что информация о дорожной обстановке воспринимается в основном посредством зрения. Важно и то обстоятельство, что отсутствие слуха эти люди компенсировали повышением внимания.

В последнее время в целом отмечается тенденция ослабления некоторых медицинских требований, с тем, чтобы расширить круг лиц, которые могли бы управлять транспортными средствами. Это обеспечивается за счет улучшения

средств и систем информации. Например, сигналы светофора теперь располагаются в строго определенной последовательности (красный сигнал всегда сверху), дорожные знаки помимо цветового различия имеют для каждой группы отличительную форму и т. д. Повышению надежности управления транспортным средством способствует также совершенствование конструкции автомобилей, а в необходимых случаях – внесение в конструкцию специальных изменений и дополнительного оборудования. Например, для инвалидов без ног конструкция обеспечивает управление автомобилем только с помощью рук.

Бесспорно, что подобные допуски должны иметь определенные границы, так как человек, имеющий физические недостатки, при прочих равных условиях, в критический момент может не справиться с управлением. Это совершенно очевидно. Менее очевидно то, что для надежного управления транспортным средством недостаточно только одного факта, что человек психически здоров. Важна его индивидуальная психофизиология (возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя, совершению необдуманных действий и т. д.). Однако психологические тесты до сих пор не имеют широкого применения практически ни в одной стране.

В то же время не вызывает сомнения тот факт, что отдельным категориям людей не только не рекомендуется садиться за руль транспортного средства, им это просто противопоказано.

4. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
4.1 Управление автомобилем в критических ситуациях
В последнее время появляется все больше и больше рекомендаций, как избежать ДТП в экстремальных ситуациях. Они основаны на результатах исследований, на личном опыте или исключительно на логических рассуждениях. Подробно описываются десятки способов расположения рук на руле и перехвата при его вращении, разворота на 180° с применением тормозов, преодоления закруглений дороги без снижения скорости и многое другое. Все это, разумеется, знать полезно, и, действительно, каждому нужно уметь быстро принять правильное решение и самым рациональным образом осуществить его в сложной ситуации. Однако еще более важно уметь управлять автомобилем таким образом, чтобы подобная ситуация не сложилась, чтобы не вынуждать себя к рискованным действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Этим навыкам необходимо учиться.

Безопасность водителя любой квалификации начинается и заканчивается посадкой. Нельзя рассматривать ее как позу «удобного сидения» и как способ отдыха между какими-то движениями, связанными с управлением. Многие беспечные водители серьезно пострадали из-за того, что не уделили посадке необходимого внимания. Притом большинство из них находят объяснение аварии в чем-то более существенном, чем «беспечная» посадка, хотя она лишила их нескольких десятых долей секунды, которых затем не хватило для преодоления экстремальной ситуации.

Посадка не является приемом управления автомобилем, но без нее немыслима скоростная реакция водителя на опасность. Притом экстренные действия очень вариативны в зависимости от характера дорожной ситуации. Каждой критической ситуации соответствуют определенные экстренные действия, к которым должен быть готов водитель, чтобы выйти из этой ситуации достойно.
14

Безопасная посадка

Профессиональная этика водителя пожарного автомобиля. Смотреть фото Профессиональная этика водителя пожарного автомобиля. Смотреть картинку Профессиональная этика водителя пожарного автомобиля. Картинка про Профессиональная этика водителя пожарного автомобиля. Фото Профессиональная этика водителя пожарного автомобиля

Приучите себя держать обе руки в

верхнем секторе рулевого колеса.

Максимально прижмитесь к спинке

сидения.
Снимите со стекла и щитка прибо-

ров все, что может отвлечь ваше

автомагнитолы или выключите ее.

Не вступайте в разговор за рулем.

Опрокидывание вправо — силовое руление вправо, балансирование, выравнивание.

Опрокидывание влево — то же в другую сторону.

Критический занос — скоростное руление (полной амплитуды) двумя руками с перехватами рулевого колеса на боковом секторе.

Ритмический занос — серия скоростных импульсов руления в одну и другую сторону.

Снос передней оси автомобиля — выравнивание рулевым колесом, торможение двигателем, подтормаживание левой ногой.

Экстренное торможение — ступенчатое торможение рабочим тормозом, последовательное включение понижающих передач с перегазовкой пяткой и задержкой включения сцепления. Коррекция устойчивости автомобиля рулевым колесом в каждый период растормаживания.

Экстренный объезд препятствия — силовое руление и выравнивание с переменным дросселированием. Компенсация заноса опережающим рулением.

Вращение автомобиля — серия последовательных действий: поворот рулевого колеса, резкое дросселирование, выключение сцепления, обратное руление, выравнивание, включение сцепления, дросселирование.

Здесь перечислены только 10 типичных вариантов критических ситуаций, хотя в жизни их может встретиться намного больше.

Чрезвычайно важным для безопасности является «чувство автомобиля», которое обеспечивается посредством оптимальной посадки водителя, его контактом с автомобилем. Большая часть информации от автомобиля и дороги воспринимается «мышечным чувством» водителя, но актуальны эти ощущения при потере устойчивости и управляемости (при сносе, заносе, блокировке и пробуксовке, вращении и опрокидывании).

«Мышечное чувство» дает опытному водителю сигнал к действию по стабилизации автомобиля и позволяет корректировать собственные действия по ходу развития критической ситуации.
Положение рук при повороте
При движении по прямой готовность водителя к экстренному маневрированию обеспечивается симметричным расположением рук на рулевом колесе: «10—2» или «9—3» (по аналогии с цифрами на циферблате часов). При необходимости маневра руки смещаются на боковой сектор рулевого колеса. Их положение при повороте налево — «8—12», направо —«12—4». Эти положения обеспечат готовность к действиям в критических ситуациях на дуге поворота, т.е. к экстренным маневрам — коррекции поворота («довороту»), объезду препятствия — стабилизации автомобиля при потере устойчивости и управляемости. Кроме того, положение рук на боковом секторе (боковой захват) позволяет противодействовать выравниванию автомобиля, вызванному самостабилизацией передней подвески, и центробежной силе, смещающей корпус водителя к наружной стороне.

Источник

Дополнительная профессиональная образовательная программа «Подготовка водителей пожарных автомобилей»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Областное государственное казенное учреждение

«Служба гражданской защиты и пожарной безопасности

Учебно-методический центр по гражданской обороне

и чрезвычайным ситуациям

«Подготовка водителей пожарных автомобилей»

Начальник ОГКУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области»

Пояснение к учебному плану

Настоящая примерная учебная программа разработана в соответствии Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», примерной программы подготовки водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2010 г. № 866 и нормативно-правовыми актами МЧС России.

Программа предназначена для подготовки слушателей, имеющих или получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Слушатели за время обучения на данных курсах получают объем знаний и навыков, необходимый для выполнения обязанностей по должности водителя пожарного и аварийно-спасательного автомобиля.

В результате освоения образовательной программы слушатели должны обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

В результате освоения образовательной программы слушатели должны обладать профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1. Нести службу в пожарных подразделениях.

ПК 2. Работать на специальных агрегатах пожарных автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей.

ПК 3. Управлять пожарным автомобилем, оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

ПК 4. Правильно эксплуатировать аккумуляторные батареи и автомобильные шины.

ПК 5. Проверять при смене дежурств закрепленную пожарную и аварийно-спасательную технику.

ПК 6. Иметь навыки предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

ПК 7. Оформлять необходимую эксплуатационную документацию пожарного автомобиля.

ПК 8. Содержать закрепленную пожарную технику в состоянии постоянной готовности к действиям по тушению пожаров.

ПК 9. Ремонтировать пожарную и аварийно- спасательную технику.

ПК 10. Иметь навыки оказания первой помощи.

При организации и проведении занятий необходимо руководствоваться Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», методическими рекомендациями по организации учебного процесса в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования учебных центрах (учебных пунктах) федеральной противопожарной службы от 28.10.2011 г. № 2-4-60-14-4, программой подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России, другими законодательными, нормативными и правовыми актами РФ, МЧС России и настоящей программой.

Руководству УМЦ предоставлено право вносить изменения и дополнения в тематические планы и содержание тем в объеме часов, указанных в учебном плане, исходя из уровня профессиональной подготовки слушателей, территориальных, демографических и климатических условий. При этом необходимо своевременно вносить коррективы в содержание программной документации и учебно-тематические материалы, связанные с изменением действующего законодательства, принятием новых ведомственных нормативных правовых актов, внедрением передовых форм и методов работы подразделений Государственной противопожарной службы, последних достижений в области обеспечения пожарной безопасности.

Формы и методы проведения занятий определяются образовательным учреждением самостоятельно, исходя из содержания темы, наличия учебно-методической базы и опыта работы слушателей. К проведению теоретических и практических занятий могут привлекаться сотрудники, практические работники и специалисты других министерств, ведомств и учебных заведений.

Практические занятия на объектах и в учебном пункте должны проводиться, как правило, двумя преподавателями. В качестве второго преподавателя допускается привлекать свободного от проведения занятий преподавателя. Занятия должны начинаться с инструктажа по правилам охраны труда с записью в соответствующем журнале. Физическая подготовка проводится в часы самоподготовки.

Для закрепления и углубления знаний программного материала рекомендуется демонстрировать учебные фильмы.

По окончании изучения каждой дисциплины проводится промежуточная аттестация (зачет).

По окончании обучения по программе проводится итоговая аттестация (экзамен). Оценочный материал для итоговой аттестации разрабатывается в соответствии с квалификационными требованиями, задачами и функциями по должности водителя пожарного автомобиля.

В случае успешного прохождения итоговой аттестации слушатель соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации водителя пожарного автомобиля, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Цель: совершенствование знаний и практических навыков, а также обеспечение современного профессионального уровня водителей при работе на специальных агрегатах основных пожарных автомобилей (АЦ и АНР).

Категория слушателей: сотрудники (работники) принятые на должность водителя АЦ в подразделения УПС.

Срок обучения: 110 часов, 19 уч.дн. 3,5 нед., (час., уч.дн. нед.)

Режим занятий: 6-8 часов (час. в день)

Форма обучения: очная

Форма аттестации контроля знаний: итоговый экзамен по всем дисциплинам.

Источник

Приказ Минобрнауки России от 01.03.2018 N 161 «Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (вместе с «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств категории «А» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств категории «B» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств категории «C» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств категории «D» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «A1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «B1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «C1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «D1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов») (Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2018 N 51055)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

Вы можете заказать документ на e-mail

Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс.

Источник

Приказ Минобрнауки России от 01.03.2018 N 161 «Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (вместе с «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств категории «А» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств категории «B» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств категории «C» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств категории «D» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «A1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «B1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «C1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», «Примерной программой повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «D1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов») (Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2018 N 51055)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

Вы можете заказать документ на e-mail

Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *