Процент мощности отбирает кондер авто
Влияние кондиционера (климата) на разгонную динамику автомобиля
Все мы любим комфорт. Именно по этой причине автомобиль эволюционировав из «Баджаджей» во много более комфортабельные транспортные средства. Сейчас даже в грузовом фургоне стоит кондиционер, который обеспечивает комфортные рабочие условия. Что уж говорить про легковые автомобили, где появились не только двухзонные, но даже четырехзонные климатические установки, по одному для каждого из экипажа.
Но за комфортную температуру приходится платить как рублем, так и динамикой в движении.
И если с первым все в порядке, то почему следующей после кошелька жертвой становится динамика?
Причина в том, что для переноса тепла из салона автомобиля требуется насос кондиционера, который и потребляет часть мощности двигателя, т.к. приводится в работу путем ее отбора у силового агрегата.
Так какова она, цена прохлады в секундах?
В качестве образца возьмем грузовой фургон Lada Largus (не зря в начале я упомянул именно «рабочую лошадку») и проведем замеры разгона, как с задействованной климатической установкой, так и без нее.
Сперва пустой автомобиль:
Теперь добавим груза:
И, наконец, задействуем кондиционер на максимальной (4) скорости:
Я ожидал потерю в 1-2 секунды, но Ларгус с включенным «кондеем» под нагрузкой превращается в настоящего тихохода, чтобы более менее следовать в напряженном городском потоке, нужно буквально ввинчивать мотор до предельных оборотов. Вот такое вот влияние и плата за прохладу. Что уж говорить про увеличенный расход топлива?
Думаю многие наблюдали, как при холостых с отметки 0,6-0,7 литра при включении компрессора климата мгновенный расход возрастает на пол литра и более. Как видим охлаждение вредит и динамичной езде. Именно поэтому при замерах динамики нужно отключать климатическую установку — слишком серьезно ее вмешательство на работу двигателя. И чем менее мощен силовой агрегат, тем выше потери в динамике.
Очевидно, что не зря у спорткаров есть версии без кондиционера, отказавшись от оного автомобиль выдаст заявленный паспортный разгон всегда, и владелец не будет удивляться, что его болид словно в стену уперся. Да и расход топлива серьезно упадет.
Потому совет на кризисное время такой — отключайте кондиционер и будет Ваш бюджет сохранен, хотя вся его экономия пойдет на оплату воды в душе…
Ну и лучший коммент про динамику Ларгуса:
Я продолжил изучение темы и выпустил новое видео с реальным замером сколько теряет мощности автомобиль от включённого кондиционера или климата:
Сколько мощности забирает кондиционер, катализатор, генератор, усилитель руля и даже помпа у автомобиля?
Не так давно меня спросили – «Сергей, а сколько примерно мощности забирает кондиционер или тот же климат-контроль у двигателя автомобиля?» Забирает он однозначно, вот только – сколько, вопрос нерешенный. И знаете, ведь навесного оборудования в машине очень много и все они через ременные (или другим способом) связываются с силовым агрегатом (есть и такие которые просто мешают ему дышать – например, катализатор). И все они его нагружают! Поэтому сегодня я решил говорить не только о климатической системе, но и о генераторе, каталитическом нейтрализаторе, усилители руля и даже о помпе. Как обычно будет статья + видео версия …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Если говорить про двигатель внутреннего сгорания, то его КПД очень низкий (в самых эффективных системах около 25%, у дизеля около 40-50%). ТО есть из 10 литров, 2,5 идут реально на работу, а остальные на потери (тепловые, механические и т.д.). Сегодняшняя статья будет затрагивать часть механических потерь, ведь все что я перечислил сверху нужно крутить, газы (отработку) проталкивать и т.д. И вот интересно, сколько же реально на это уходит лошадиных сил или киловатт? Давайте разбираться
Ремни и электричество
В самом начале (для тех, кто физику в школе не учил), хочу сказать пару слов – откуда берутся эти потери мощности?
ДА все просто — вот висит у вас компрессор кондиционера сбоку от мотора, и чтобы он вырабатывал «холод» (точнее качал фреон по системе), его нужно «крутить», то есть прикладывать к нему механическую энергию, а она как раз и берется через ременную передачу (с одной стороны вал кондиционера, с другой вал двигателя, обычно вешают всякое на «коленвал»).
Такая же ситуация с генератором (по сути это специализированная «динамо-машина»), чтобы он вырабатывал электричество нужно крутить его вал. Опять же привязываемся к коленвалу
Гидравлический усилитель руля, работает по такому же принципу. Ремень – насос ГУРА – коленвал. Хотя сейчас появляются ГУРЫ с электрическим насосом
НУ и с помпой такая же ситуация. Если кто не в курсе, то помпа качает Антифриз или ТОСОЛ по системе охлаждения.
Справедливости ради, сейчас многие производители начинают переходить на электрические помпы и компрессоры кондиционеров, электрические усилители руля. То есть — уже нет ремней, а все «питается» от бортовой сети, но как показывает практика, нагрузка на генератор возрастает прямо пропорционально, если бы они были. Закон сохранения энергии, чудес не бывает
НУ и пару слов, про катализатор, он также забирает часть мощности. Происходит это таким образом, газы которые выходят из двигателя встречаются с «преградой» которую должны пройти, как вы понимаете это наш нейтрализатор. То есть двигателю нужно выталкивать отработанные газы не только из цилиндров, но и проталкивать (если грубо выразится) дальше. НА это также уходит часть энергии.
Сколько забирает кондиционер?
Точных данных может и не быть! Не все производители указывают мощность своих компрессоров. ДА и от класса и мощности автомобиля, многое зависит.
Если брать среднестатистическую иномарку (класс B – С), есть данные что мощность около 2,9 кВт, переводим на лошадиные силы и получаем 4л.с.
НА автомобилях класса D – E, больших внедорожниках мощность составляет 4,413 кВт (около 6 л.с.)
Стоит также учитывать примерно 5% на потери ременной передачи, таким образом, получаем почти ровные 3 и 4,5 кВт, то есть в переводе — 4 и 6 л.с.
Много это или мало? Мне кажется прилично – например, у вас машина с тором в 100 л.с., и 4 из них забирает только климатическая система.
Сколько берут усилители руля (ГУР или ЭУР)
У меня, кстати, есть подробная статья – что лучше ГУР (гидроусилитель) или ЭУР (электроусилитель), кто не читал, советую. НО сейчас не об этом, здесь нас интересует, что больше забирает от мотора?
ГУР – это гидравлическая система, у нее есть насос, который нагнетает специальную рабочую жидкость в рейку, при повороте руля она накачивает либо одну, либо другую сторону. Из-за этого вам легче крутить рулем. Опять же точных данных то его мощности нет (точнее не всегда их можно найти), и здесь опять же данные могут разниться от класса и мощности и авто.
Однако средние данные такие. Малый класс – 2-3 л.с., большие авто – около 4 л.с.
Стоит отметить, что ГУР практически всегда отнимает мощность от силового агрегата, потому как он связан ременной передачей. Но в «свободном положении» (когда машина стоит, скажем на холостом ходу и вы не крутите рулем) отъедается небольшое количество мощности (около 0,25 – 0,5 л.с.)
ЭУР – электроусилитель руля, как становится понятно электрическая система. Она не использует силовой агрегат напрямую, а питается энергией от генератора (стоят электромоторы и специальные датчики). ДА и подключается она именно тогда, когда вы поворачиваете руль. Поэтому когда машина стоит и не движется (рулем вы не играете), тогда и расхода энергии нет. Это позволяет экономить немного энергии, соответственно и топлива. ДА и последние тенденции показывают, что скоро ГУРОВ может вообще не остаться.
Если примерно перекинуть нагрузку на генератор, то получаются эти же 2 – 4 л.с.
Сейчас есть несколько видов ГУР (на валу на рейке), из-за этого мощность может варьироваться.
Сколько забирает генератор?
Здесь все намного проще, именно генераторы различаются по мощности. Одни из самых массовых являются устройства в 120А (не буду брать старые модели в 80-90А)
Когда машина работает, то вырабатываемое им напряжение равняется примерно 13,8 – 14,0В. Давайте возьмем для примера 14. Тогда 14 Х 120А = 1680Ватт или 1,68 кВт. И это при максимальной нагрузке. Опять же есть более производительные устройства в 140 А, то есть 2,0 кВт
Если перевести это на «л.с.» то получается около 2 – 3 л.с. Именно столько забирает генератор при максимальной нагрузке
Много это или мало решать вам, лично мне кажется — чем больше электроникой напичкана машина, тем больше он скрадывает мощности от мотора.
Потребление ПОМПЫ
Они как и усилители руля могут быть электрической или механической (привод через ремень). Однако многие производители переходят именно на электрические варианты, они более компактные и производительные (нет потерь на ременную передачу).
Вычислить ее потребление сложно, поэтому я воспользуюсь данными автомобильного эксперта Дэвиса Крэйга. Он решил подсчитать, потребление механического варианта:
При оборотах в 1000 в минуту – забирается около 0,1 кВт или 0,13 л.с.
При оборотах в 2000 в минуту – забирает мощности в 1,1 л.с. или 0,8 кВт
При оборотах свыше 4000 в минуту – 8,6 л.с или 6,4 кВт
Стоит отметить, что электрический вариант берет немного меньше, особенно разница видна на высоких оборотах.
Сколько мощности забирает катализатор?
НУ и последнее про каталитический нейтрализатор отработанных газов. Скажу так, сейчас эта дань экологии устанавливается на всех автомобилях (лично я считаю, что это правильно).
Как я уже писал сверху, двигателю сложнее проталкивать отработанные газы через этот фильтр, поэтому его мощность немного расходуется.
В интернете ходят различные версии, сколько он скрадывает, иногда пишут что АЖ 5% от мощности. Но зачастую это оказывает на уровне погрешности — примерно около 2 — 3 л.с.
Как пишут на многих сервисах (где прошивают на ЕВРО2), если уберете ваш мотор задышит полной грудью.
ПОДВОДИМ ИТОГ
Конечно данные примерные (я возьму максимальные показатели), но они отражают всю суть потерь силового агрегата:
Кондиционер (6 л.с.) + ГУР или ЭУР (4 л.с.) + Генератор (3 л.с.) + Помпа (возьмем значение при 2000 об/мин – около 1 л.с.) + Катализатор (3 л.с.) = 17 л.с
Таким образом, потери мотора на различного рода механические потери составляет около – 17 л.с. НО стоит оговориться, при условии, если у вас будет полностью нагружен генератор, ГУР или ЭУР (что бывает крайне редко), работает кондиционер и прочее. От мотора общей мощность в 100 л.с. это почти его пятая часть – НЕ МАЛО!
Сейчас интересная видео версия, смотрим.
НА этом заканчиваю, думаю, моя статья и видео были вам полезны. Искренне ваш, АВТОБЛОГГЕР.
(18 голосов, средний: 4,11 из 5)
Похожие новости
Удалил катализатор – вырос расход МАСЛА! Почему? Подробно + виде.
Как правильно поменять масло в двигателе? Метод без промывки
Стучит (гремит) цепь ГРМ, на холодную или горячую. Как определит.
Добавить комментарий Отменить ответ
ТОП статей за месяц
Скоро праздники, а это значит — большая часть нашей страны будет употреблять алкоголь. Легкий: —…
Напряжение аккумулятора транспортного средства, как и его емкость – самые важные показатели этого автомобильного узла,…
Меня часто спрашивают о выхлопе автомобиля. Зачастую новичкам, да и водителем со стажем не нравится,…
Сколько лошадиных сил отнимает кондиционер у двигателя?
Большинство автомобилей в наши дни поставляются с кондиционером в стандартной комплектации — прошли те времена, когда это было дорого (в любом случае для большинства из нас). Система кондиционирования воздуха является важным аксессуаром и помогает вам сохранять прохладу в автомобиле, когда на улице становится жарко.
Тем не менее кондиционер приводится в действие двигателем — через ремень дополнительного оборудования, который приводит в действие кондиционер, водяной насос, гидроусилителя руля и другие принадлежности.
Как система кондиционирования воздуха влияет на двигатель?
Поскольку система работает при помощи двигателя, она берет энергию от него во время работы, что влияет на производительность двигателя. Вы, вероятно, замечали, что обороты двигателя вашего автомобиля увеличиваются при холостом ходе, когда компрессор кондиционера включается. Это позволяет компенсировать мощность, потребляемую системой кондиционирования воздуха.
Что касается вопроса о том, сколько энергии он потребляет, то нет однозначного ответа, поскольку это зависит от марки и модели двигателя, состояния двигателя, системы кондиционирования воздуха и многого другого.
Однако согласно исследованиям в среднем автомобильный кондиционер отнимает у двигателя примерно 4 л.с.
Это даже зависит года выпуска автомобиля (большинство автомобилей, выпущенных после 2000 года, имеют реле, которое отключает кондиционер, когда широко открыта дроссельная заслонка), чтобы обеспечить достаточную мощность для двигателя при резком ускорении.
Также можно обнаружить, что кондиционер оказывает более заметное влияние на меньшие двигатели. Если вы управляете компактным автомобилем с небольшим двигателем, двигатель будет подвергаться гораздо большему воздействию при работе кондиционера, чем большой двигатель, даже если мощность, потребляемая кондиционером, одинакова для двух автомобилей.
Сколько мощности автомобиля забирает кондиционер?
То, как влияет включенный кондиционер на мощность двигателя, – вопрос, волнующий владельцев малолитражек. Водители таких транспортных средств ощущают нехватку крутящего момента при разгоне и обгоне. Для создания комфортных условий в салоне автомобиля климатическая система потребляет энергию. А вот сколько мощности она заберет у двигателя, зависит от характера движения и её состояния.
Принцип работы кондиционера и отбор мощности
Поддержание нужной температуры в салоне автомобиля осуществляется кондиционером или климатической системой. Оборудование представляет собой герметичный контур, по которому циркулирует хладагент – фреон. Последний переносит тепло из салона в окружающее пространство. В движение фреон приводит компрессор. Вращает его и другое навесное оборудование – ременная передача.
При нажатии кнопки включения срабатывает электромагнитная муфта. Она соединяет вал компрессора и ременной шкив (при выключенном кондиционере он вращается вхолостую). Начинается движение фреона в системе. Сжатый хладагент от компрессора поступает в конденсатор (радиатор), там он остывает и переходит в жидкое состояние. После этого фреон, пройдя через фильтр и регулирующий клапан, попадает в испаритель. Там он вновь приобретает газообразную форму, поглощая одновременно тепло. После испарителя фреон попадает в компрессор.
В систему охлаждения с нарушенной герметичностью могут попадать воздух и вода. Это увеличивает потребляемую мощность.
Из описания работы системы кондиционирования вытекает необходимость приложить усилие для перекачки хладагента, тем самым отобрать энергию у двигателя. Производители не фиксируют номинальную мощность, потребляемую компрессором. Однозначно указать, сколько потеряет силовой агрегат при включении кондиционера невозможно. Однако для малолитражных автомобилей снижение мощности составляет до 15%.
Включение кондиционера и особенности динамики разгона
Выключение климатической системы актуально только для маломощных автомобилей с объемом двигателя менее 2 л, когда при разгоне у них появляется дефицит тяги. В этом случае несколько киловатт лишними не будут. Владельцы мощных авто могут и не заметить разницу в динамических характеристиках с работающим кондиционером или без него.
Обычно в экономный режим переходят во время равномерного движения. Обороты двигателя держат около 2000 об./мин. Мощность, выдаваемая силовым агрегатом, находится в пределах 50-60 % от максимальной. Если отнять на потребление кондиционером от показателя ещё 10-15 %, у автомобиля просто не хватит ресурсов для выполнения разгона или обгона. Это вынуждает водителей выключать кондиционер и переходить на пониженную передачу.
Учитывая этот факт, некоторые производители оснащают климатические системы автоматическим отключением при разгоне. При полном нажатии педали газа бортовой компьютер разъединяет привод компрессора для восстановления расчетной динамики. Бюджетные автомобили такой функции не имеют, и выключать кондиционер приходится вручную, просто нажав на кнопку.
Работа кондиционера ощущается на маломощных автомобилях. Если под капотом установлен силовой агрегат объемом более 3 л, не стоит переживать по поводу разгонных характеристик автомобиля и отключать климатическую систему.
Все-таки, сколько «лошадей» забирает кондиционер?
Забавная ситуация: покупая машину в дилерском центре, человек выбирает такую комплектацию, где имеется климат-контроль. Чтобы «погода» в салоне налаживалась сама, чтобы комфорта больше было. Однако когда он начинает ездить, то чаще опускает стекла, чем автоматически поддерживает нужную атмосферу. Боится, что кондиционер начнет и бензин «кушать», и «лошадей»…
Опасения небеспочвенны. Любой прибор из арсенала автомобиля, хоть немного, но забирает мощность. Это касается и магнитолы, и простой лампочки. Но в большей степени — кондиционера. На его совести может оказаться 5 — 7 загубленных «лошадок». Это достаточно много. Компании гордятся, если их новинка прибавила в мощности эти самые 7 сил, они нахваливают себя так, будто совершили прорыв в научно-техническом прогрессе. А тут — потеря! Конечно, современные «кондеи» не столь агрессивны, но совсем отучить их от покушений на мощность мотора ни у кого пока не получилось.
В чем же дело? А в том, что у кондиционера имеется компрессор. Это и есть главный виновник падения мощности. Вы жмете на тапочку, а она как-то медленно прирастает. Это все компрессор, его штуки!
Компрессор соединяется с мотором через ремень. Пока кондиционер выключен, то бездействует и компрессор. Значит, лошадей у мотора никто не отбирает. Но стоит врубить «климат», оживает и компрессор, которому необходимо прогонять фреон по системе. Соответственно, в «игру» вступает мотор, который и отдает часть сил ради прохлады (или тепла) в салоне и вашего комфорта.
Можно, конечно, приобрести машину с электрическим компрессором в составе кондиционера. Но тогда приличную нагрузку получит генератор. И это тоже не очень хорошо, может, даже хуже, чем потеря лошадей, без которых от вашего мотора, по большому счету, не убудет — вы же не на трассе «Формулы 1».