Проверка машины на стапеле
Как проверить геометрию кузова автомобиля
При покупке авто советую проверять геометрию кузова: поймете, было ли серьезное ДТП и насколько машина безопасна для эксплуатации.
Что такое геометрия кузова, почему ее важно проверять, где и как это сделать, расскажу в этом материале.
ЧТО ТАКОЕ ГЕОМЕТРИЯ КУЗОВА И ЗАЧЕМ ЕЕ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ
Геометрия кузова – это расстояния между силовыми элементами кузова и основными опорными точками, на которые крепятся детали ходовой системы. За счет этого обеспечивается правильная работа узлов и механизмов, закрепленных непосредственно к кузову.
К таким расстояниям можно отнести размеры дверных проемов, подкапотного пространства, багажного отделения и проч. Наиболее важными являются расстояния между опорными точками, выполняющими несущую роль для деталей подвески, – между лонжеронами, стаканами и др.
От правильности геометрии кузова зависит четкое расположение колесной базы, ширина колеи и прочие параметры, которые влияют на комфортное управление, безопасность и маневренность во время движения.
Когда машины сходят с конвейера, кузова у них, как у близнецов, – все одинаковые. А дальше у авто начинается своя жизнь. Одни машины владельцы берегут, объезжая каждую кочку, другие – грузят мешками с картошкой сверх меры, третьи – бьют о встречные ТС, загибая кузов или сворачивая подвеску.
Когда геометрия кузова нарушается:
• машина едет боком и «бросается» в сторону после кочек;
• на ровной поверхности авто стоит с перекосом;
• двери плохо закрываются;
• вклеенные стекла могут лопнуть;
• колеса неравномерно изнашиваются;
• сайлентблоки на одной стороне быстро выходят из строя.
Владельцы от машины спешат избавиться, и тут самое важное – не купить ее. Вот почему важно проверять геометрию кузова при осмотре автомобиля.
ГДЕ ПРОВЕРИТЬ ГЕОМЕТРИЮ КУЗОВА
Чтобы узнать, нарушалась ли геометрия кузова, рекомендую пробивать понравившееся авто через специальные онлайн-сервисы. Я проверяю машины через сервис avtocod.ru. Он показывает много данных по автомобилю: количество владельцев, географию эксплуатации, залог, розыск, ограничения, неоплаченные штрафы, утилизацию, использование в такси, пробег и проч., в том числе и сведения о ДТП.
Информацию об авариях сервис запрашивает у ГИБДД. Если авария была, в специальном разделе отчета увидите, когда и где она произошла, к какому типу относится (например, столкновение), какие повреждения получил автомобиль.
Если производились расчеты ремонтных работ, внимательно изучите список замен. Если менялось крыло и подфарник, то это мелочи, не влияющие на геометрию. Если пострадала крыша, рамка ветрового стекла и капот, значит, машина переворачивалась, и геометрия кузова могла серьезно пострадать.
Покажу на примере. Продается свежий Renault Duster. Внешне он выглядит отлично и, со слов владельца, подводных камней не имеет.
Пробиваю госномер «Дастера» на главной странице «Автокода» и через пять минут получаю полный отчет.
Среди проблем отобразилось только ДТП.
Спускаюсь в раздел с ДТП и вижу, что кузов у машины полностью деформирован. Схемы аварии нет, так как ее нет в базе ГИБДД.
Подводный камень у машины есть, и очень серьезный. Брать ее даже из-под одного владельца после года эксплуатации не стоит.
КАК ВИЗУАЛЬНО ПРОВЕРИТЬ ГЕОМЕТРИЮ КУЗОВА
На осмотре советую обходить автомобиль с расстояния 10-15 метров. Внимательно посмотрите на параллельность линии бампера и нижней кромки лобового стекла – поймете, перекошены ли передние лонжероны.
Затем проверьте зазоры в дверных проемах. И тоже не вплотную: с расстояния легче оценить перекосы дверей. Потом осмотрите двери поближе. Среди жестянщиков есть умельцы, которые не «тянут» проем, а подпиливают дверцы, подгоняя зазор. Это заметно, особенно с внутренней поверхности двери.
Закончив с внешним осмотром, замерьте опорные точки ходовой части. Лучше всего делать это на подъемнике или канаве. Если возникнут подозрения, что «ходовка гнутая», воспользуйтесь рулеткой и уровнем с линейкой не менее 1 м.
Желательно найти в интернете схему контрольных точек геометрии кузова и по ней сверить размеры. К примеру, на этом сайте.
Можно обойтись и без схемы. Я зачастую, чтобы предварительно убедиться, что кузов не кривой, меряю:
• расстояния и диагонали между симметричными точками кузова или подвески;
• или расстояния между самыми удаленными точками панелей, несущих агрегаты ходовой части: лонжероны, балки, подрамники, кронштейны.
Если они одинаковые, автомобиль ровный.
Мерять колею, как советуют в интернете, считаю лишним. Как правило, ширину колеи, определяет подрамник или балка, а уж его (или ее) при хорошей аварии, наверняка, заменили, и смысла в замере не будет.
При измерениях я также пользуюсь лазерной указкой. Она упрощает и ускоряет процесс измерений. Закрепите указку в каких-нибудь одинаковых местах и проверьте координаты световой точки на ответной детали или плоскости.
КАК ПРОВЕРЯЮТ ГЕОМЕТРИЮ КУЗОВА СПЕЦИАЛИСТЫ
Если рулетка и уровень говорят, что с геометрией все нормально, но сомнения остаются, обратитесь к специалистам. Сервисов, проверяющих геометрию кузова, немало. Самые крутые оказывают услугу с помощью универсальной электронной системы измерений щупом-указкой.
Сначала машина ставится на стенд или на ровный пол. Затем специалист прикладывает щуп-указку к контрольным точкам.
После замеров программа сама накладывает полученные данные на контрольные точки, указанные в шаблоне, и выдает распечатку. Погрешность замеров – максимум 1 мм. Все, что больше, программа видит как смещение.
Стоит исследование в среднем 5 000 рублей. За точный диагноз состояния кузова не так много.
БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ АВТО С НАРУШЕННОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ КУЗОВА
Если кузов «винтом» или «дугой», от покупки лучше отказаться: это почти не лечится. Если смещена одна-две опорные точки подвески и это можно исправить несложным кузовным ремонтом, я попытался бы сбить цену.
Если продавец пойдет на уступки, почему бы и не взять? Особенно если машина понравилась, и цена позволяет и ремонт сделать, и сэкономить на покупке. После грамотного кузовного ремонта машина может еще очень долго проездить без проблем.
Проверяйте геометрию кузова, но не делайте из этого решающий фактор при покупке автомобиля.
Что такое кузовной стапель, зачем он нужен и как он работает
Кузовной ремонт можно разделить на мелкий и крупный. Мелкие работы предусматривают восстановление лакокрасочного слоя, удаление небольших царапин и вмятин. При определённых обстоятельствах большую часть таких мероприятий можно выполнить самостоятельно.
Крупный кузовной ремонт включает в себя совершенно иные понятия. Это ситуации, когда в результате аварий, ДТП и прочих обстоятельств нарушается геометрия кузова. Обычным молотком подобное не исправить. Восстановление геометрии предусматривает необходимость использования специального рихтовочного оборудования, среди которого особое место занимает стапель или просто стенд для правки.
С помощью таких установок удаётся довольно быстро и качественно вернуть кузову его прежнее состояние. Стапели практически не применяются в гаражных условиях, а используются в автосервисах и на СТО.
При этом автовладельцам важно понимать, как устроены стапели, какими они бывают и насколько тот или иной вид рихтовочного стенда может справиться с поставленной задачей по восстановлению нарушенной геометрии кузова автотранспортного средства.
Что это такое
Кузов является важнейшим элементом каждого автомобиля, и состоит из большого количества компонентов, элементов и деталей. Когда они серьёзно деформируются, то ведёт к такому явлению как нарушение геометрии.
Своими руками восстановить подобный дефект практически невозможно. Для подобных ремонтно-восстановительных работ были созданы рихтовочные стенды, которые принято называть стапелями. Это во многом позволяет ответить на вопрос о том, для чего нужен стапель и насколько это нужные установки в каждом автосервисе.
В основном стапели оснащаются гидравлической силовой установкой, с помощью которого удаётся создать большое усилие, направленное на исправлении формы кузова после ДТП, аварии и других ситуаций. Причём специализированные агрегаты порой справляются даже с очень сильными повреждениями.
Рихтовочный стенд служит для проведения сложного кузовного ремонта и восстановления геометрии на различных транспортных средствах. В его состав входит большое число приспособлений и инструментов. При этом все они преследуют одну цель. А именно вернуть кузову его изначальную форму.
Среди основных компонентов стенда выделяют:
Многокомпонентная конструкция обеспечивает возможность не просто силой воздействовать на металл кузова, но и точно дозировать усилия, распределять нагрузку, прочно хвататься за металл, измерять текущие параметры. Ведь можно легко переусердствовать, в результате чего кузов уже не будет подлежать восстановлению.
Принцип работы
В основном стапели или рихтовочные стенды используются в работе с автотранспортными средствами. С их помощью корректируется кузов машины, которая попала в ДТП, получила разного рода вмятины и дефекты. Используя стапель, можно вытянуть кузов автомобиля и вернуть его заводские параметры.
Для понимания сути и всех особенностей стапеля следует рассмотреть принцип его работы.
Важно учесть тот факт, что существуют разные виды стапелей, принцип работы которых несколько отличается друг от друга. Но все они объединены одной общей задачей. Все разновидности рихтовочных стендов предназначены для вытягивания впадин и втягивания выпуклых элементов кузова с целью возвращения первоначального вида металла. При этом ключевым аспектом является возможность предотвращения повреждений иных деталей.
Стапели способны воздействовать только на определённые точки и зоны, в которых образовались повреждения. Тем самым целый металл, не пострадавший в результате ДТП, не затрагивается. Существуют определённые ситуации, обусловленные полученными повреждениями кузова, когда единственным решением выступает применение стапеля.
Если правильно управлять оборудование, грамотно распоряжаться всеми его возможностями, результат восстановления превосходит самые смелые ожидания. После реставрации восстановленный участок кузова ничем не будет отличаться от остальных элементов. Плюс может даже не потребоваться восстановление лакокрасочного слоя. Но это уже напрямую зависит от характера повреждений.
Необходимо понимать, что некоторые аварии, столкновения и ДТП заканчиваются крайне печальными для целостности кузова последствиями. Не со всеми из них даже самые современные и функциональные стапели могут справиться. Для этого проводится предварительная оценка состояния. Мастер определяет, насколько реально восстановить кузов при его нынешнем состоянии, и не повлечёт ли за собой растягивание или сжатие окончательное разрушение кузова транспортного средства.
Несмотря на объективные преимущества стапеля как средства для восстановления кузова автомобиля, большую роль в качестве выполненной работы играет квалификация и опыт мастера, занимающегося реставрацией. Потому важно выбрать не просто автосервис, где присутствует стапель, но и где работают хорошие специалисты в этой области. Экономить на такой услуге не стоит, если действительно рассчитываете вернуть к жизни свой автомобиль.
Разновидности
Определённую роль в качестве и особенностях проведения восстановительных работ играет факт использования того или иного вида стапеля.
Их различают в зависимости от особенностей конструкции. При этом все они могут применяться для выполнения поставленных задач по восстановлению геометрии автомобильных кузовов.
В итоге стапели можно разделить на такие категории:
Чтобы понимать разницу между представленным оборудованием, в каждом стапеле, осуществляющем вытягивание машины, нужно разобраться отдельно.
Подкатной
Подкатные модели предназначены преимущественно для проведения сравнительно простых ремонтно-восстановительных мероприятий, когда отсутствует возможность воспользоваться мощным полноценным оборудованием.
Но этот факт вовсе не мешает подкатным стапелям быть весьма распространёнными. Это объясняется тем, что такие стенды обладают широкими функциональными возможностями. К их сильным сторонам можно отнести следующие моменты:
Но во многом их преимущества и достоинства не всегда себя оправдывают. Эти стапели не настолько универсальные, как изначально может показаться.
Если речь идёт о сильном повреждении и серьёзном изменении геометрии, с восстановлением подкатной стенд справиться не сумеет. Его актуально применять в процессе ремонта лонжеронов, панелей, стоек и иных подобных компонентов.
Но всё же подкатные модели можно называть эффективными, универсальными, доступными и надёжными. Многие автосервисы справедливо вкладывают деньги в такое оборудование, поскольку эта покупка себя оправдывает в полной мере.
Напольный
Напольные модели стапелей отличаются тем, что здесь предусмотрена установка в пол специальных рельс, стоек, анкеров и крепёжных элементов. Именно они используются как основа для размещения и фиксации ремонтируемого автомобиля.
Ключевыми достоинствами напольных рихтовочных стендов является факт их относительной ценовой доступности, простота монтажа и отсутствие сложностей при размещении машины. Хотя конструкция напольная, по факту она не занимает много места. Это позволяет грамотно использовать доступное пространство в условиях гаража или небольшой автомастерской.
По мере необходимости, когда потребность в стапеле отсутствует, конструкцию, вмонтированную в пол, можно использовать для других задач и целей. Рельсы при этом совершенно не будут мешать, а порой способны даже помочь в реализации тех или иных работ.
Единственным более или менее существенным недостатком считается сложность выполнения необходимых замеров в процессе работы. Но вообще напольные стенды выступают достойной альтернативой и серьёзным конкурентом для подкатных аналогов.
Рамный
Этот стапель характеризуется более сложной конструкцией и устройством. Но именно его многие мастера по ремонту кузова предпочитают использовать в рамках устранения сравнительно небольших дефектов.
Сама конструкция занимает небольшое пространство. В основном рамные модели устанавливаются на ножничные автомобильные подъёмники. В итоге машина находится на регулируемой высоте и легко вытягивается в нужных направлениях.
Если сравнивать с теми же платформенными стапелями, которые нам ещё предстоит рассмотреть, рамные аналоги конструктивно сложнее и состоят и большего числа компонентов. Выбирая стапель такого типа, рекомендуется отдавать предпочтение устройствам, дополнительно оснащённым автоподъёмниками. Это позволит сократить затрачиваемое на ремонт время, а также даст возможность сэкономить на пространстве автомастерской.
Платформенный
Если не учитывать самодельные стапели, платформенный тип устройства является последним среди существующих разновидностей. Но именно такой тип оборудования позиционируется как самый дорогой, производительный и эффективный.
Платформенные рихтовочные стенды позволяют справиться с серьёзными механическими повреждениями на автомобилях с разным типом кузова, включая даже огромные рамные внедорожники.
Все платформенные конструкции поставляются в определённой комплектации, куда входят рельсы и выездной мост. Это основа, на которую заезжает транспортное средство или затягивается с помощью вспомогательных устройств для последующей фиксации специальными высокопрочными креплениями.
У платформы предусмотрено наличие большого количества точек фиксации. Именно они позволяют устанавливать разные устройства и применять стапель в зависимости от конкретного автомобиля, типа кузова или характера повреждения. Платформенные устройства способны крепко зафиксировать машину, точечно воздействовать на определённые точки кузова, растягивая или сжимая в требуемом направлении.
Важным компонентом платформенного рихтовочного стенда выступает лебёдка и подвижный блок для машин. Последний предназначен для погрузки и дальнейшей фиксации автомобилей, не способных своим ходом заехать на платформу.
Опорные стойки, которые выполнены в виде одной или двух опорных башен, отличаются очень надёжным механизмом гидравлики, что обеспечивает продолжительный срок службы и безотказную работу. Опорные стойки по мере необходимости перемещаются вокруг рихтовочной платформы, тем самым способствуя вытягиванию дефектов и повреждений кузова, которые располагаются в разных точках.
Специальные крепёжные балки рассчитаны на перемещение тяжеловесных конструкций, масса которых превышает 20 тонн. Причём перемещение может осуществляться в разных необходимых направлениях.
Важной отличительной особенностью платформенного автомобильного стапеля для рихтовки и восстановления кузова является наличие телескопической шкалы. Она гарантирует проведение точных расчётов и определяет погрешности в осуществляемых измерениях. Фактически устройство не позволяет перетянуть металл или же вытянуть его не до конца.
Изготовители автомобильных платформенных рихтовочных стендов готовы предложить потребителям широкий набор дополнительных и вспомогательных комплектующих. Насколько те или иные приспособления необходимы, каждый покупатель определяет в индивидуальном порядке. Но все комплектующие направлены на то, чтобы расширить возможности и добавить новые функции стапелю.
Нельзя не отметить факт солидных размеров платформенного стапеля. Потому в условиях ограниченного пространства устанавливать такие стенды нецелесообразно. В основном они применяются в крупных автосервисах, располагающих соответствующими площадями для размещения рихтовочного оборудования.
При всех своих объективных преимуществах, только крупные размеры и необходимость стационарного размещения можно считать недостатками платформенного стапеля. Но в действительности, когда кузов сильно повреждён и геометрия серьёзно нарушена, только платформенные модели рихтовочных станков способны справиться с поставленной задачей. Отсюда можете делать соответствующие выводы.
Значимость контроля и сохранения геометрии кузова
Так много было сказано о том, что стапели способны восстановить кузовную геометрию. При этом не все до конца понимают, зачем это делать и почему машину нельзя эксплуатировать с какими-либо отклонениями относительно её заводской геометрии.
Геометрией кузова или кузовной геометрией называют точные размеры автотранспортного средства, заданные ещё на этапе производства. К ключевым параметрам относят:
Кузов состоит из большого количества деталей, которые образуют несущую систему. В процессе обычной эксплуатации детали начинают немного смещаться. Это обусловлено не идеальным состоянием дорожного покрытия, вибрациями, наездами на кочки и ямы, резким вынужденным торможением и пр. Происходит процесс естественного износа, который можно охарактеризовать как усталость металла.
Но при нормальных условиях этот процесс протекает очень медленно. Но бывают ситуации, когда смещение происходит внезапно и резко. Такое возможно при ДТП, серьёзных механических повреждениях, при попадании машины в большую яму на высокой скорости, при столкновениях с препятствиями. В итоге геометрия нарушается, то есть машина уже не соответствует своим заводским стандартам.
В подобных ситуациях помогает качественное восстановление изменённой геометрии кузова автомобиля. Восстановить её можно на стапеле. Такой вид ремонта позволяет после аварий и ДТП восстановить машину и продолжить нормальную эксплуатацию.
Если же проигнорировать необходимость ремонта, это может проявиться в виде следующих проблем:
Насколько всё это опасно, каждый из вас догадывается сам. Потому важно проверять геометрию не только в случае ДТП и разного рода сильных повреждениях, но и после довольно продолжительного срока службы автомобиля.
Некоторые автовладельцы с целью профилактики и предотвращения развития проблем проводят диагностику состояния кузова минимум 1 раз в 2 года. Это особенно актуально для тех, кто вынужден передвигаться по плохим дорогам, которые способствуют быстрому износу кузовных элементов, и ускоряет усталость металла.
Кузовные стапели объективно являются порой незаменимым оборудованием в вопросах ремонта автотранспортных средств. Они помогают в восстановлении и продлевают срок службы автомобиля.
Насколько подобная установка нужна в домашних условиях, вопрос крайне спорный. Но каждая автомастерская, которая оказывает услуги по ремонту кузова, просто обязана иметь в своём распоряжении профессиональный и высококачественный стапель.
Диагностика геометрии кузова
Автовладельцы часто обращаются в техцентр «НИВЮС» в Москве, чтобы проветси диагностику геометрии кузова. Несмотря на хорошее качество дорог в столице, эта услуга остается стабильно востребованной и нужна, время от времени, каждому владельцу авто.
Что такое диагностика геометрии кузова и зачем она нужна?
Правильная форма кузова определяется так называемыми контрольными точками, которые указывает производитель. Если координаты не соответствуют заводским, значит кузов деформирован, авто не симметрично, есть горизонтальные и вертикальные смещения, рама перекручена и т.д. Некоторые деформации видно невооруженным глазом, но определить все проблемы можно только проверив контрольные точки с помощью рулетки, датчиков и стапеля на специальном стенде. Если обнаружены дефекты ходовой, узлы подтягиваются, выпрямляются, а при сильных повреждениях – заменяются.
Когда нужно обратиться за проверкой по контрольным точкам?
Нарушения геометрии появляются по двум причинам: аварии и встряски при движении. Диагностика геометрии кузова рекомендуется, если:
Обязательно будет вмятина на капоте, которая спровоцирует нарушение точек крепления деталей к кузову. Соответственно, могут измениться углы развала и схождения, нарушится симметрия, авто начнет «водить», подвеска будет «стучать» и т.д.
В условиях российских дорог рекомендуется это делать не реже раза в год, а лучше – 2 раза в год. Рама может незначительно деформироваться в случае наезда на бордюр, яму, камни и другие препятствия. Вы не заметите это сразу, но со временем это отразится на управлении.
Авто начинает «переставлять» и заносить на дороге, быстро «съедается» резина, не становится развал-схождение, салон трясет, при торможении разворачивает – пора наведаться в техцентр.
Проверка сразу выявит, попадало ли авто в аварии, были ли ремонты, есть ли смещения рамы, кузова, нарушения ходовой и можно ли это исправить. Вы экономите деньги и нервы.
Что будет, если не проверять кузов?
Дефекты геометрии влияют на безопасность. Машина становится плохо управляемой, ее заносит, переставляет, а на мокрой дороге может даже разворачивать. Кроме того, ускоряется износ деталей подвески, покрышек, увеличивается расход топлива, соответственно стоимость каждого км дороги возрастает.
Проверка геометрии кузова в техцентре НИВЮС
Диагностика геометрии кузова автомобиля требует знаний и специального оборудования. Кустарное СТО в гараже не сможет точно определить все проблемы и тем более решить их, а только еще больше испортит ситуацию. Чтобы не платить дважды, приезжайте сразу к нам!
Выполнение работ точно в срок
Мы не откладываем заказ в долгий ящик, а занимаемся им сразу и быстро. Укажем время, когда вы сможете забрать автомобиль, и к приезду он точно будет готов.
В работе используются только сертифицированные линейки, компьютеризированные стенды и датчики, которое позволяют выявить смещения контрольных точек даже на 1 мм.
Услуга стоит недорого, в пределах нескольких тысяч рублей, но она сэкономит вам тысячи, а то и десятки тысяч, которые вы бы потратили на приобретение новой резины, регулировку развал-схождения или отдали бы мошенникам.