Проверка техсостояния автомобиля на дороге
Полномочия сотрудников технадзора ГИБДД, нюансы проверок машин
Состояние автомобиля – важный фактор безопасности движения. Поэтому в ГИБДД существует отдел технического надзора, который занимается проверкой транспорта на соответствие предписанных законом условиям эксплуатации. Его специалисты следят за регулярными осмотрами машин. Они же имеют право осуществлять техконтроль на постах ДПС.
Основные задачи технадзора ГИБДД
Структура, контролирующая состояние транспортных средств, создана для решения следующих проблем:
Это может быть заводской брак, внесенные по желанию собственника конструктивные изменения. Не все автовладельцы вовремя ремонтируют свой транспорт, тем самым повышая вероятность ДТП из-за внезапной поломки. Во избежание всего этого состояние машин контролируется еще и специалистами из ГИБДД.
Задачи, стоящие перед контролирующей структурой ГИБДД, решаются на основании нескольких правовых документов. Это Конституция РФ, Законы «О полиции» и «О безопасности дорожного движения», КоАП и множество других.
Функции отдела, инспектора
Структура технического надзора ГИБДД выполняет целый ряд действий:
Автомобилисту следует знать, что сотрудник технадзора в служебном удостоверении должен иметь запись о том, что трудится именно в этой структуре. И перед проверкой предъявлять документ. Обычный инспектор ДПС не имеет права осматривать ТС для контроля его технического состояния или изучения конструкции.
Регламент работы
Главная процедура, позволяющая технадзору осуществлять свои функции и решать возложенные законом задачи, — осмотр ТС. Каждый автомобиль, автобус, грузовик должен проходить его регулярно. Не подвергаются процедуре только ТС, выпущенные менее 3 лет назад. Остальные проходят ее с определенной периодичностью:
Имеют ли право проверять техническое состояние автомобиля на дороге?
Необходимость прохождения техосмотра в установленные законом сроки не вызывает вопросов у автовладельцев, поскольку технические неисправности могут привести к аварии при движении. А вот проверки во время остановки сотрудниками автоинспекции не всегда имеют под собой законное основание. Чтобы избежать штрафов и необоснованных проверок, необходимо ориентироваться в юридических тонкостях законодательных актов. В каждом конкретном случае остановка автомобиля должна быть обоснована, при этом следование водителя на станцию техобслуживания для ремонта может служить оправданием для некоторых неисправностей.
Правовая база, регулирующая вопрос
Согласно Приложению к Приказу МВД № 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД Российской федерации» от 20.04.2010 г. проверка техсостояния автомобилей, своевременно прошедших ТО, не допускается. При этом ряд статей Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наказание за технические неисправности авто (тормозов, рулевого управления, фар и т.д.). Таким образом, штрафы за неисправности предусмотрены, но осмотр технического состояния запрещен. Ситуацию прояснило Приложение № 1 к Приказу МВД РФ № 1240 (утратил силу в 2014 году, но действует в части не противоречащей КоАП РФ). Согласно данному документу:
Также основанием для остановки является наличие неисправностей, при которых использование авто угрожает участникам дорожного движения и автовладельцу. При этом заметить поломку тормозов, рулевого колеса, фар, стеклоочистителя (в снег или дождь) сотрудник может и во время движения машины. Как следствие — остановка будет правомерной, как и выписанный штраф или более серьезные последствия. Однако зачастую водителей останавливают и выявляют неисправность уже на месте. Такая процедура нарушает порядок, поэтому любые санкции можно оспаривать.
Если сотрудник ГИБДД настаивает на техосмотре
Любой контроль технического состояния автомобиля может осуществляться только на стационарных постах. Остановка без достаточных оснований (отсутствие номеров, очевидные поломки) запрещена. Тем не менее автолюбители могут столкнуться с ситуацией, когда сотрудник автоинспекции начинает проверять агрегаты после остановки авто. Выявив неисправность, инспектор настаивает на оформлении штрафа, обосновывая свои действия «Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (п.2.3.1 ПДД). Документ гласит, что водитель обязан проверить авто перед выездом и обеспечить безопасную эксплуатацию на дороге. Однако в этом же перечне отмечено, что возникновение неисправностей в дороге не предусматривает наказания, если автовладелец их устраняет или направляется к месту ремонта. Если инспектор все же составляет протокол, то весомым аргументом на суде будет квитанция из СТО. При подписании протокола водитель вправе указать, что с обвинением не согласен, так как следует на станцию техобслуживания (прописать ее адрес). Требование автоинспектора проследовать на станцию для техосмотра может носить рекомендательный характер, право водителя — отказаться, если у него имеется действующая диагностическая карта техосмотра.
Заключение
Техосмотр на дороге возможен только на специально оборудованных постах. Остановка транспортных средств сотрудниками автоинспекции законна лишь в том случае, когда неисправность можно выявить в процессе эксплуатации авто. При обнаружении поломки в ходе проверки, водитель вправе указать в протоколе, что направляется к месту ремонта. Такая ситуация прописана законодательно и не предусматривает наложение штрафных санкций или эвакуации авто. Настаивать на проведении техосмотра инспектор не вправе.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Кто может проверять тахографы и РТО на трассе 12:11, 14 февраля 2020 Версия для печати
О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.
О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.
Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.
Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО
Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.
Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:
Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам
Чтобы узнать, кто такие «регулировщики», обращаемся к Списку Понятий и Терминов в пункте ПДД 1.2. Там разъяснено, что к регулировщикам относятся также и сотрудники полиции.
Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.
Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.
Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов. » (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП. » (84.11.). Ну а после проверки документов инспектор может проверить и тахограф с РТО. Или не может? Но об этом чуть позже.
Читаем дальше пункт 2.4.
Право остановки транспортных средств предоставлено также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.
То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.
И заканчивается пункт 2.4. так:
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.
Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.
Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (приказ МинТранса № 542).
Сначала «разберёмся» с ГИБДД.
Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе
Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:
66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;
Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.
Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
оснащать транспортные средства тахографами.
Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:
98. В рамках проверки технического состояния проводятся:
снятие информации с имеющегося тахографа;
То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.
А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.
Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе
На официальном сайте Госавтодорнадзора в разделе «Часто задаваемые вопросы» даётся такой ответ:
В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.
Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):
Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. », так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).
То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.
Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:
68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.
То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.
Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409
«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»
3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:
д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:
на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:
правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.
Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»
I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)
И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.
Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.
Что и кому должен предоставлять для контроля водитель
Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.
В Федеральном законе № 196 «О БДД» написано:
Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.
Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.
Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:
Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
Опять же, кто такие эти «представители контрольных органов»? Нигде из 4-х упомянутых выше документов касающихся работы РосТрансНадзора нет ссылок на 36-й приказ, зато он есть в Административном регламенте МВД № 727, касающемся надзора за безопасностью дорожного движения при ведении деятельности в сфере перевозок. Поэтому в данном законе так же говорится только об инспекторах ГИБДД.
Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]
Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.
Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают.
Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.
В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».
Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.
Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.
В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.
Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.
Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.
Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.
За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе
Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.
Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.
Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».
Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения
Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.
20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.
Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.
Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.
59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.
Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.
Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.
А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.
А что на практике?
Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.
А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.
Могут ли ГИБДД проверять техническое состояние автомобиля на дороге?
Право ДПС проверять неисправности
За техническое состояние автомобиля ответственность несет водитель. Согласно Правилам, каждое утро, хлебнув кофейку, водитель перед началом поездки обязан проверить его на отсутствие неисправностей, при которых запрещена эксплуатация. Если хотя бы одна неисправность обнаружена, выезжать с места стоянки нельзя. Но что, если неисправность возникла в пути? Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять техническое состояние машины, такие как люфт рулевой рейки, состояние тормозов, двигателя и другие неисправности? В каких случаях они это могут делать, что будет за определённые неисправности и когда можно ехать до места стоянки или автосервиса?
Право инспектора проверить техническое состояние – что говорит закон 2021 года?
Список данных неисправностей на 2018 год содержатся в двух документах:
Второй список более широкий, статус Технического регламента выше, чем Основных положений, да и принят Технический регламент позже. Теоретически и ГАИ, и водители, должны руководствоваться именно им по части технического состояния машины.
Для приведения двух документов в соответствие еще 3 года назад подготовлены поправки в ПДД, которые так и остаются под сукном. Зная энтузиазм чиновников, который просыпается исключительно перед новым годом, вполне возможно, что соответствующие поправки все-таки будут приняты к концу года с последующим принятием поправок в КоАП.
А пока наказывают только за неисправности, которые упомянуты в Основных положениях по допуску, кроме тонировки, требования к которой прописаны в Техническом регламенте.
Фактически указанную обязанность по проверке по утрам люфта рулевого колеса, исправности мотора, тормозов своего автомобиля никто не выполняет – имеет место повальное нарушение ПДД.
С одной стороны это и невозможно. Например, как проверить, что стояночный тормоз удерживает автомобиль с полной нагрузкой на уклоне 16%? Каждое утро искать уклон 16%, загружать автомобиль мешками с песком, дергать ручник и смотреть: покатится автомобиль или нет? Или прикупить стенд по проверке тормозов?
Когда могут, а когда не могут проверять неисправности?
Инспекторы ГАИ достаточно прохладно относятся к контролю технического состояния автомобиля.
Все дело в том, что четкого описания процедуры нет, и инспектору остается только импровизировать, маскируя свои действия, которые якобы соответствуют закону.
В полном соответствии с Административным регламентом ГИБДД инспектор может остановить водителя в 4 случаях:
Если инспектор увидел неисправность после остановки, например, для проверки документов, он также может проконтролировать техническое состояние автомобиля. И здесь обращаю внимание: если автомобиль в ДТП не участвовал, ориентировок и мероприятий нет и не проводятся, то инспектор не имеет права на какие-либо действия по обнаружению неисправностей. Например, нельзя требовать от водителя включить задний противотуманный фонарь, чтобы проверить, работает он или нет.
Должен ли я открыть капот, поднять стекло и участвовать в проверке?
Нет. У водителя нет обязанности участвовать в проверке технического состояния.
Для определения порядка проведения проверки технического состояния разработан соответствующий административный регламент. Как любой другой регламент он должен содержать права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), естественно, установленные законом. Но в данном регламенте никакие обязанности водителей не приведены.
Однако, Верховный суд в определенных ситуациях встает на сторону инспекторов ГАИ. Например, за отказ поднять стекло со стороны водителя для проверки его светопропускания, водителя привлекли по ч.1 ст.19.4 КоАП за неповиновение распоряжению должностного лица. Впрочем, с тех пор приняты новые нормативно-правовые акты, и вполне возможно, что в 2021 году подобное решение Верховный суд вряд ли бы вынес.
Что сделает инспектор, если неисправность обнаружена?
Он привлечет водителя по ч.1 ст.12.5 КоАП со штрафом 500 рублей, и его отпустит на все четыре стороны, так как неисправность обнаружена в пути. Но такой подход инспекторов к наказанию за неисправность не отвечает требованиям закона.
Если водитель проверил состояние автомобиля перед выездом, то к нему не может быть претензий.
Самый яркий пример – перегоревшая в фаре лампочка. Если водитель проверил работоспособность фары до выезда с места стоянки, а лампочка перегорела в дороге, то наказывать водителя при движении к месту стоянки или ремонта не за что.
Другой пример – разбитая в ДТП фара. Доехать с разбитой фарой к месту стоянки или ремонта можно, а разъезжать по городу уже на следующий день с неисправной оптикой – запрещено. А так как неисправность возникла не в пути, водителю остается только вызвать эвакуатор или съездить купить новую фару и заменить ее на месте.
Про люфт руля
Но есть одна неисправность, которую очень любят инспекторы – рулевое управление.
Если имеют место неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение (тормоза, рулевое управление, сцепное устройство в составе автопоезда), то при попытке начать движение водителя не просто привлекут к ответственности по ч.2 ст. 12.5 КоАП, но и отправят автомобиль на штрафстоянку.
Без тормозов ни один нормальный водитель не поедет, сцепное устройство – только на автопоездах. А рулевая рейка – вот она! И если рулевое управление немного люфтит, то водителя можно припугнуть отправкой автомобиля на спецстоянку – отличный повод для «разводов».
Но как инспектору «докопаться» до водителя, если визуально люфт в рулевом управлении не обнаруживается?
Да очень просто: давайте-ка, товарищ водитель, проведем осмотр. А заодно при открытом капоте подергаем рейку. Опаньки, товарищ водитель, люфт! На специализированную стоянку!
Что делать?
Естественный вопрос, как в домашних условиях проверить люфт руля?
Попросите у жены самый простой швейный метр. Подходите к автомобилю и измеряете длину окружности руля. Например, намеряли 1180 мм. Такая длина приходится на 360°. Тогда на 10° приходится 1180*10/360 = 33 мм.
Вот вам и решение проблемы!
Если инспектор обнаружил люфт в рейке, то вы с чистой совестью в протоколе описываете данный алгоритм, доказывая, что в домашних условиях вы могли проверить люфт рулевого механизма, и, следовательно, до выезда с места стоянки убедиться, что он не превышает 10°. И если сейчас люфт больше 10°, то вы об это не знали, и не могли знать.