Пружинное сиденье на стойке авто
Детально разбираемся в автомобильных сиденьях
Наряду с рулём кресла являются основным каналом тактильной связи с автомобилем. Это и важный элемент дизайна. Существенна их роль в восприятии многих потребительских свойств машины.
Сиденья ― наверное, самая недооценённая часть автомобиля. Мы любим удобно расположиться, но плохо представляем, как они устроены. Знали бы хорошо, вряд ли использовали такие примитивные жаргонизмы, как «мебель» или «стулья». Под непрозрачной обивкой подчас скрыта сложнейшая конструкция, инженерный и технологический шедевр. Поскольку это весьма дорогой и тяжёлый элемент автомобиля, в конструировании и производстве ему уделяется гораздо больше внимания, чем в рекламе или отчёте о журналистском тест-драйве.
Посадочные места, занимающие значительную часть интерьера, крайне важны для дизайнеров. А для водителя кресло ― основной канал физической связи с автомобилем: с ним соприкасается треть поверхности тела. Европейские исследования показывают, что за свою жизнь среднестатистический автолюбитель проводит в машине около 22 тысяч часов. И хотя сегодня совсем уж плохие сиденья встречаются нечасто, около 75% водителей в той или иной степени жалуются на проблемы со спиной. Плюс боли в шее, затруднения кровообращения, преждевременная усталость… Вызванная ей потеря концентрации ― причина трети серьёзных ДТП в Европе. А вы говорите «стулья».
Хотя начиналось всё именно с мебельных технологий. Самобеглые повозки до начала ХХ века оснащались пружинными сиденьями а-ля бабушкин диван: набор витых металлических пружин обтягивался кожей с небольшим мягким подбоем. С 1900-х годов совершенствовали именно эту прослойку, применяя натуральные волокна от шерсти животных до кокосовых нитей, в том числе прорезиненных. В 1930-х появилась пена, сначала латексная. Она удешевила сиденья по сравнению с пружинными. С 1960-ми в автопром пришёл ещё более доступный вспененный полиуретан с различными производными.
Ещё 30 лет назад считалось, что лучшие автомобильные сиденья сочетают пружинный каркас и формованную оболочку из пены, однако экономические соображения свели на нет «диванные» конструкции к началу 1990-х. Пружины в креслах остались и сейчас, но упростились до S-образной проволоки, в качестве ненавязчивой опоры для пены.
Основой в любом случае служит каркас из металла или композитов. Его прочность в последние десятилетия многократно выросла ― прежде всего из-за ужесточения требований пассивной безопасности. К сиденьям теперь крепятся как минимум замки ремней, а то и надувные подушки, да и сами кресла положено испытывать на прочность по самым разным параметрам. Эти нормы, как и развитие научного подхода к проектированию штатных сидений почти убили рынок тюнинговых. Даже начинавшая с них известнейшая компания Recaro уже около десяти лет не производит гражданские автокресла сама, лишь «торгуя именем» на сторону.
Профессионально оценивать сиденья принято дважды. Первичное восприятие ― статическое, в течение буквально первых 10–15 секунд после того, как ты оказался в кресле, будто покупатель в автосалоне. Не мешает ли оно процессу посадки? Насколько жёсткое? Не теснит ли? Хорошо ли держит? А главное ― как распределены реактивные силы от давления человеческого тела на обивку. Говоря по-простому, каков тот самый часто упоминаемый нами в тестах исходный рельеф или «профиль» сиденья.
Затем в ходе поездки длиной не менее часа-двух составляется представление о динамическом комфорте. Ко всем перечисленным факторам ― а их восприятие в движении может измениться ― добавляется то, как сиденье гасит широкий спектр колебаний. Ведь за плавность хода в автомобиле отвечает не только подвеска, а триумвират шин, шасси и кресел.
С научной точки зрения это означает, что каркас, упругие элементы, пена вместе и по отдельности должны избегать резонансов в самой неприятной области частот от четырёх до восьми герц. Резонансы на частотах от 0,1 до 0,6 Гц вызывают укачивание ― помните убаюкивающий задний диван дедушкиной Волги? Отказ от каркасов на витых пружинах существенно облегчил жизнь людям со слабым вестибулярным аппаратом. Частоты собственных колебаний современных сидений много выше. Нельзя их делать и слишком жёсткими, чтобы не передавали вибрации.
Как сделать идеальное сиденье? Научные исследования этой темы начались только в 1940-х, и прошло два-три десятилетия, прежде чем результаты заметно сказались на серийной продукции, причём не повсеместно. Зато сейчас недостатка в данных нет, и по наитию или методом тыка никто вроде бы не работает. Многочисленные исследования даже порой противоречат друг другу. В том числе в самом важном — как должна распределяться нагрузка от тела по сиденью.
Меньшинство учёных считают, что достаточно сделать кресло равномерно мягким, как, например, в старых французских машинах. Большинство — что жёсткость должна варьироваться, поскольку разные части тела неодинаково переносят нагрузку. Можно снизить давление на уязвимые ткани, сделав сиденье плотнее в местах контакта с наиболее выносливыми частями тела. Это ягодицы под так называемыми седалищными буграми и область поясницы на спине.
Угол между подушкой и спинкой подбирается так, чтобы человек не «сползал» по подушке, потому что тогда к напряжению от сдавливания в нижней части тела добавится и сдвиг тканей. При этом седоки должны иметь возможность в дальней дороге сменить позу без существенного изменения карты давлений. В самой удобной для человека позе каждый из суставов находится примерно в середине его диапазона поворота. Все расчёты ведутся относительно центра тазобедренного сустава, так называемой точки Н (от hip-point, но некоторые инженеры используют индекс R).
Сиденья комплект
Б/у сиденья комплект черная кожа, электро, красная строчка, есть дефект на заднем
Б/у сиденья комплект AMG, коричневая кожа, электро, память положения сидений, подогрев, подкачка, мониторы в под.
Б/у сиденья комплект кожа, электро
Б/у сиденья комплект бежевая кожа, память положения сидений, подогрев, электро
Б/у сиденья комплект черная ткань
Б/у сиденья комплект кожа, дефект джойстика водительского сидения
Б/у сиденья комплект СЕДАН
Б/у сиденья комплект механика, ткань, в комплекте с обшивками, дефекты, под химчистку
Б/у сиденья комплект черная кожа, подогрев, вентиляция, электро, AirBag
Б/у сиденья комплект только обшивки сидений
Б/у сиденья комплект
Б/у сиденья комплект черная кожа,механические
Б/у сиденья комплект КОМБИНИРОВАННЫЕ (КОЖА+ТКАНЬ), ЛЕВОЕ ЭЛЕКТРИЧЕККОЕ, AIRBACK, ПОДОГРЕВ
Б/у сиденья комплект long, черная искусственная кожа, электро, мониторы, в сборе с косой салонной
Б/у сиденья комплект черная кожа, электро, AIR BAG, подогрев
Б/у сиденья комплект черная кожа, водительское полуэлектро, седан
Б/у сиденья комплект черная ткань, механика
Б/у сиденья комплект черная кожа, электрические, AMG
Б/у сиденья комплект
Б/у сиденья комплект черная кожа
Б/у сиденья комплект КОРИЧНЕВАЯ КОЖА, ПАМЯТЬ
Б/у сиденья комплект купе, чёрная кожа, небольшое отверстие в подголовнике водительского сидения
Б/у сиденья комплект AMG, кожа, электро
Б/у сиденья комплект кожа, дефект, возможна доставка только обшивок сидений
Б/у сиденья комплект бежевая ткань, механические, AirBag, седан, рестайлинг, под чистку
Б/у сиденья комплект AMG, кожа, электро
Б/у сиденья комплект серая ткань, механика
Сиденья комплект
Б/у сиденья комплект черная кожа, подогрев, вентиляция, электро, AirBag
Б/у сиденья комплект купе, чёрная кожа, небольшое отверстие в подголовнике водительского сидения
Б/у сиденья комплект черная кожа
Б/у сиденья комплект AMG, коричневая кожа, электро, память положения сидений, подогрев, подкачка, мониторы в под.
Б/у сиденья комплект бежевая кожа, память положения сидений, подогрев, электро
Б/у сиденья комплект кожа, дефект, возможна доставка только обшивок сидений
Б/у сиденья комплект
Б/у сиденья комплект серая ткань, механика
Б/у сиденья комплект long, черная искусственная кожа, электро, мониторы, в сборе с косой салонной
Б/у сиденья комплект СЕДАН
Б/у сиденья комплект AMG, кожа, электро
Б/у сиденья комплект
Б/у сиденья комплект КОМБИНИРОВАННЫЕ (КОЖА+ТКАНЬ), ЛЕВОЕ ЭЛЕКТРИЧЕККОЕ, AIRBACK, ПОДОГРЕВ
Б/у сиденья комплект черная кожа,механические
Б/у сиденья комплект черная кожа, электро, красная строчка, есть дефект на заднем
Б/у сиденья комплект кожа, дефект джойстика водительского сидения
Б/у сиденья комплект AMG, кожа, электро
Б/у сиденья комплект черная ткань, механика
Б/у сиденья комплект КОРИЧНЕВАЯ КОЖА, ПАМЯТЬ
Б/у сиденья комплект черная кожа, электро, AIR BAG, подогрев
Б/у сиденья комплект только обшивки сидений
Б/у сиденья комплект кожа, электро
Б/у сиденья комплект бежевая ткань, механические, AirBag, седан, рестайлинг, под чистку
Б/у сиденья комплект черная ткань
Б/у сиденья комплект черная кожа, электрические, AMG
Б/у сиденья комплект механика, ткань, в комплекте с обшивками, дефекты, под химчистку
Б/у сиденья комплект черная кожа, водительское полуэлектро, седан