Расшифровка проводов в авто
Расшифровка цветов проводов
B — черный
BV — черный с фиолетовой полосой
Br — коричневый
BrB — коричневый с черной полосой
BrW — коричневый с белой полосой
G — зеленый
GB — зеленый с черной полосой
GR — зеленый с красной полосой
GW — зеленый с белой полосой
Gr — серый
GrB — серый с черной полосой
GrG — серый с зеленой полосой
GrR — серый с красной полосой
GrY — серый с желтой полосой
L — синий
LB — синий с черной полосой
LG — синий с зеленой полосой
LR — синий с красной полосой
LW — синий с белой полосой
LY — синий с желтой полосой
Or — оранжевый
OrB — оранжевый с черной полосой
OrSb — оранжевый с голубой полосой
OrW — оранжевый с белой полосой
P — розовый
PB — розовый с черной полосой
R — красный
RB — красный с черной полосой
RG — красный с зеленой полосой
RW — красный с белой полосой
RY — красный с желтой полосой
Sb — голубой
SbB — голубой с черной полосой
SbG — голубой с зеленой полосой
SbR — голубой с красной полосой
SbW — голубой с белой полосой
SbY — голубой с желтой полосой
V — фиолетовый
VW — фиолетовый с белой полосой
W — белый
WY — белый с желтой полосой
WL — белый с синей полосой
WB — белый с черной полосой
WR — белый с красной полосой
WG — белый с зеленой полосой
WV — белый с фиолетовой полосой
Y — желтый
YB — желтый с черной полосой
YG — желтый с зеленой полосой
YL — желтый с синей полосой
YR — желтый с красной полосой
Обозначения и расшифровка проводов магнитол
Обозначения, расшифровка контактов и проводов автомобильных магнитол.
R = Динамик правый.
L = Динамик левый.
FR+, FR- или RF+, RF- = Динамик передний — правый (Соответственно плюс или минус).
FL+, FL- или LF+, LF- = Динамик передний — левый (Соответственно плюс или минус).
RR+, RR- = Динамик задний — правый (Соответственно плюс или минус).
LR+, LR- или RL+, RL- = Динамик задний — левый (Соответственно плюс или минус).
GND SP = Общий провод динамиков.
Разъём питания магнитол:
B+ или BAT или K30 или Bup+ или B/Up или B-UP или MEM +12 = Питание от аккумулятора (плюс)
GND или GROUND или K31 или просто указан минус = Общий провод (Масса), минус аккумулятора.
A+ или ACC или KL 15 или S-K или S-kont или SAFE или SWA = +12 с замка зажигания.
N/C или n/c или N/A = Нет контакта. (Физически вывод имеется но никуда не подключен).
ILL или LAMP или обозначение солнышка или 15b или Lume или iLLUM или K1.58b = Подсветка панели. На контакт подаётся +12 вольт при включении габаритных огней. На некоторых магнитолах есть два провода, -iLL+ и iLL- Минусовой провод гальванически отвязан от массы.
Ant или ANT+ или AutoAnt или P.ANT = После включения магнитолы с этого контакта подаётся питание +12 вольт на управление выдвижной антенной, если такова, естественно, присутствует.
MUTE или Mut или mu или изображение перечеркнутого динамика или TEL или TEL MUTE = Вход выключения или приглушения звука при приеме звонка телефона или других действиях (например движения задним ходом).
Другие возможные контакты в магнитолах:
Power Control = это управление включением усилителя
P.CONT/ANT.CONT = это управление антенной, питание подается после включения радио
ILL + и ILL — = это провода регулировки яркости подсветки магнитолы
Amp = Контакт управления включением питания внешнего усилителя
DATA IN = Вход данных
DATA OUT = Выход данных
Line Out = Линейный выход
REM или REMOTE CONTROL = Управляющее напряжение (Усилитель)
ACP+, ACP- = Линии шины (Ford)
CAN-L = Линия шины CAN
CAN-H = Линия шины CAN
K-BUS = Двунаправленная последовательная шина (К-line)
SHIELD = Подключение оплётки экранированного провода.
AUDIO COM или R COM, L COM = Общий провод (земля) входа или выхода предварительных усилителей
CD-IN L+, CD-IN L-, CD-IN R+, CD-IN R- = Симметричные линейные входы аудио сигнала с ченжера
SW+B = Переключение питания +B батареи.
SEC IN = Второй вход
DIMMER = Изменение яркости дисплея
ALARM = Подключение контактов сигнализации для выполнения магнитолой функций охраны автомобиля (магнитолы PIONEER)
SDA, SCL, MRQ = Шины обмена с дисплеем автомобиля.
LINE OUT, LINE IN = Линейный выход и вход, соответственно.
D2B+, D2B- = Оптическая линия связи аудиосистемы
Маркировка и цветовое обозначение проводов
по распиновке. 99% производителей придерживаются стандартных цветов для проводов и их предназначений:
Черный (обозначается GROUND или GND) — это минус аккумуляторной батареи;
Красный (маркировка АCC или А+) — это плюс замка зажигания;
Желтый (обозначается ВАТ или В+)- это плюс от аккумуляторной батареи;
Белый с полосой (маркировка FL-) — это минус переднего левого динамика;
Белый без полосы (обозначается FL+) — это плюс переднего левого динамика;
Серый с полосой (маркировка FR-) — это минус правого переднего динамика;
Серый без полосы (обозначается FR+) — это плюс правого переднего динамика;
Зеленый с полосой (маркировка RL-) — это минус левого заднего динамика;
Зеленый без полосы (обозначение RL+) — это плюс левого заднего динамика;
Фиолетовый с полосой (маркировка RR-) — это минус правого заднего динамика;
Фиолетовый без полосы (обозначение RR+) — это плюс правого заднего динамика.
Голубой/бело — голубой провод (REM) — это управляющий провод, который при включении магнитолы, автоматически включает автомобильный усилитель или активную антенну.
Оранжевый провод авто магнитолы (либо вариации) (ILL) — подключается к клемме переключателя освещения либо к любой другой клемме, где появляется +12 при включении габаритных огней или фар.
Желто — черный провод (вариации) (MUTE) — это дистанционное это выключение звука или его приглушение. Подключается к соответствующему проводу вашего автомобильного Handsfree. Если комплект отсутствует — не подключайте никуда. Это опция и на работоспособность магнитолы и качество работы не влияет.
Как читать электросхемы автомобиля. Мини гайд.
По специальности я электромонтер по ремонту и обслуживанию электроборудования. В простонародье — электрик.
Нынче работаю электрослесарем в цехе тепловой автоматики и измерений, в простонародье опять же — КИПовец)
Но это так, лирика.
А если серьезно, пока я не пришел проходить практику от ПТУ, я понятия не имел что такое схемы)
Схему пускателя ПМЕ-211 за 2 года обучения я выучил на зубок, и знал ее по принципу «этот провод идет сюда, а этот туда». Это не дело. И вот, разбираясь с принципиальной электросхемой своего автомобиля, и показывая своему знакомому, я увидел не понимание в его глазах, и желание чтобы от него отстали. А ведь он тоже автолюбитель!
В общем, к сути.
Разберем основные буквенные и цифровые обозначения на схеме.
Есть вот такая. От ШНивы. За достоверность ВСЕГО не ручаюсь, но в целом она верна и взята с форума Нива-Шевроле. Для доступности выложил на свой личный Яндекс Диск. Качайте, кому нужна 🙂
ТЫК на ссылку со схемой.
Я не знал как подать материал, это мой первый опыт написания подобного материала, потому некоторые вещи я мог упустить.
На любой схеме есть обозначения. Что в промышленных, что в автомобильных — некоторые обозначения схожи.
Вот основные из них:
Принцип работы реле не буду расписывать. Вкратце, жмем кнопку, срабатывает катушка от которой замыкается контакт. На схеме по ссылке даже указано где, что и куда(с помощью пунктира).
Каждый, будь то реле или прибор должен чем-то питаться. Питание происходит по тем самым цветным линиям на схеме, которые и есть провода. Буквами обозначены цвета.
К примеру, ЗЧ — зелено-черный, ЖГ — желто-голубой и т.д.
Они уже уходят в общие жгуты, или косы проводов.
Например вот:
Почти над каждым проводом есть числа.
Первое число обозначает номер оборудования, куда уходит\откуда приходит данный провод.
Второе число обозначает номер пина, на который уходит\приходит провод.
Т.е. 16 — номер оборудования, 8 — номер пина колодки на приборе.
В нашем случае он уходит в колодку переднего жгута.
Если обозначение, начинается с буквы S, то это соединение, на котором сидит данный провод.
Соединения тоже есть на схеме.
Т.е. на данном фото черный провод уходит на соединение S3:
На самом деле слишком объемная, и сгодится только для того, чтобы разобраться во всех тонкостях. В интернете давно гуляют схемы отдельных участков цепи, собранных на небольшом изображении.
Например подобного плана:
Надеюсь, кому нибудь моя инфа окажется полезной)
Как читать автомобильные электрические схемы
Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе – такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!
Почему полезно разбираться в автоэлектрике
Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах – замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту “карусель” значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное – уметь их читать и понимать.
Электросхемы? – разберется даже школьник!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов – стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях – обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления – это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.
Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом – на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.
Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.
Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания – элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом (“плюс” аккумулятора), а внизу – с нулевым, т.е. земля (или “минус” аккумулятора).
Цепь 30 – идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 – от аккумулятора через замок зажигания – “Зажигание 1”
Цепь под номером 31 – заземление
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле – это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Обозначение разъемов на электросхеме – коннекторы
Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них – разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой “С” и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не “пин №2”, а “терминал №2”, если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны “мамы” с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны “папы”, соответственно, зеркально.
Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют “фишками”, в гугле по поводу такой “этимологии” никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.
Соединение проводов в автомобиле – соединительные колодки (Splice)
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском – Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой “S” и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Обозначение предохранителей на электросхемах
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию – предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef – предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) – предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом – в блоках предохранителей и реле.
Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.
Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах – примеры схем
Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.
Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.
На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как – блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ – только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.
На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.
На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.
На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.
Автоэлектрика? Проще простого!
Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Символы электрических схем автомобилей
Электрические системы автомобилей содержат большое количество электрических и электронных устройств для управления двигателем и для систем обеспечения безопасности и комфорта. Обзор сложных цепей автомобильных электрических систем возможен только при наличии понятных символов и электрических схем. Вот о том, какими бывают символы электрических схем автомобилей, мы и поговорим в этой статье.
Электрические схемы — принципиальные схемы и схемы контактов — помогают при диагностике, упрощают монтаж дополнительных устройств и обеспечивают надежное подключение при модификации автомобильного электрооборудования.
Символы электрических схем автомобилей
Символы электрических схем автомобилей, показанные в табл. «Схематические символы по EN 60617«, представляют собой подборку стандартизированных символов, подходящих для автомобильной электрики. Но, за редким исключением, они соответствуют стандартам Международной электротехнической комиссии (IEC).
Таблица схематических символов электрических схем автомобилей по EN 60617
Европейский стандарт «Графические символы для схем» EN 60617 соответствует международному стандарту IEC 617. Он издан в трех официальных версиях (английской, французской и немецкой). Стандарт содержит элементы символов, указательные символы и, самое главное, символы электрических схем для следующих областей:
Требования к символам электрических схем
Символы электрических схем-это мельчайшие элементы для упрощенного графического представления электрического устройства или его части. Символы электрических схем показывают принцип работы устройства и функциональные связи технического порядка. Символы электрических схем не учитывают форму и размеры устройства, и положение соединений на нем. Обособленное представление на принципиальной схеме возможно лишь абстрактно.
Символы электрических схем должны обладать следующими свойствами: они должны легко запоминаться, быть легко понятными, несложными в графическом отображении и логично вписываться в классификационную группу.
Символы электрических схем состоят из элементов и указательных символов. Вот несколько примеров указательных символов: буквы, цифры, символы, математические знаки и символы, символы единиц измерения и характеристические кривые.
Если электрическая схема становится слишком детальной из-за представления внутренних схем устройства (рис. а, «Электрическая схема и схематический символ генератора с регулятором» ) или если не все детали цепи нужны для идентификации функции устройства, то электрическую схему для этого особого устройства можно заменить одним символом (без внутренней схемы) (рис. Ь, «Электрическая схема и схематический символ генератора с регулятором» ).
В случае интегральных схем, обеспечивающих высокую степень экономии пространства (это синонимично высокому уровню интеграции функций в компоненте) предпочтительно упрощенное изображение схемы.
Изображение символов электрических схем
Символы схем отображаются без эффекта физического количества, т.е. в обесточенном и механически не активированном состоянии. Рабочее состояние символа схемы, отличающееся от этого стандартного изображения (базового состояния), обозначается двойной стрелкой (рис. «Рабочее состояние схематического символа отличное от базового» ).
Символы схем и соединительные линии (электрические провода и механические соединения) имеют одинаковую ширину линии.
Во избежание ненужных изгибов и пересечений соединительных линий, можно поворачивать символы схем с шагом 90° или отображать их в зеркально отраженном виде, при условии, что их значение от этого не изменится. Направление непрерывных линий можно выбирать произвольно. Исключениями являются символы схем для резисторов (там символы соединения разрешаются только на узких сторонах) и соединения для электромеханических приводов (где символы соединения разрешаются только на широких сторонах, рис. «Оконечные нагрузки» ).
Соединения могут изображаться и с точкой, и без точки. Если в месте пересечения нет точки, значит нет электрического соединения. Точки соединения на устройствах большей частью не отображаются специфически. Точка соединения, штекер, гнездо или резьбовые соединения обозначаются символами схем лишь в точках, необходимых для монтажа и снятия. Другие места соединения стандартно обозначаются точками.
Электрические схемы
Электрические схемы — это идеализированные представления электрических устройств в виде символов. К таким схемам также относятся иллюстрации и упрощенные чертежи. С помощью схемы показываются связи между отдельными различными устройствами и способ их подсоединения друг к другу. Электрические схемы могут дополняться таблицами, графиками или описаниями. Вид электрической схемы и ее использование обычно определяются в соответствии с конкретной целью (например, показ работы системы) (рис. «Классификация электрических схем» ).
Чтобы электрическая схема была «читаемой», она должна удовлетворять следующим требованиям:
В автомобильной электрике блок-схемы без отдельных входов/выходов и внутренних схем позволяют оперативно понять принцип работы системы или устройства. Схематическое отображение различными способами (расположение символов схем) является подробным представлением для определения функции и выполнения ремонта. Схема контактов (с указанием мест расположения контактов устройств) используется службами послепродажного обслуживания при замене или модификации устройств.
В зависимости от способа отображения различают:
Блок-схема
Блок-схема — это упрощенное представление электрической схемы, где учитываются только существенные детали (рис. «Блок-схема на примере ЭБУ Motronic» ). Она служит быстрым ориентиром для более подробной документации (схематичного представления).
Устройства отображаются в виде квадратов, прямоугольников и кругов с отмеченными на них указательными символами, аналогично EN 60617, часть 2. Линии в большинстве случаев чертятся в виде одиночных линий.
Принципиальная схема
Принципиальная схема является подробной схемой цепи. Четко отображая отдельные пути прохождения тока, она также показывает, как именно работает электрическая схема. В принципиальной схеме, которая упрощает чтение и дает ясное представление о работе цепи, не должно быть противоречий между отдельными компонентами цепи и их пространственными связями. На рис. «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» изображена принципиальная схема стартера в смонтированном и обособленном виде.
Принципиальная схема должна содержать:
Принципиальная схема может содержать:
Отображение электрической цепи
В принципиальных схемах в основном используется многолинейное представление. Для символов схем стандарт EN 61346 часть 1 предусматривает следующие способы отображения, которые могут сочетаться в одной и той же схеме.
Монтажная схема
Все детали устройства непосредственно отображаются вместе в смонтированном и подключенном виде двойной косой чертой или пунктирными линиями, определяющими механическую связь. Это отображение можно использовать для достаточно простых схем (рис. а, «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» ).
Представление в обособленном виде Символы схем для деталей электрических устройств отображаются отдельно и располагаются таким образом, чтобы каждый путь протекания тока можно было отследить как можно проще (рис. Ь, «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» ). Пространственное расположение отдельных устройств или их деталей не учитывается. Пути протекания тока должны располагаться как можно более линейно, четко и по возможности без пересечений. Главная цель этого представления — определить функцию электрической цепи.
Связь отдельных деталей должна определяться с помощью системы идентификации, согласно EN 61346, часть 2. Идентификатор устройства располагается на каждом отдельно отображаемом символе схемы для этого устройства. Устройства, отображаемые обособленно, после сборки должны быть обозначены в какой-либо точке на электрической схеме, если это необходимо для понимания электрической схемы.
Топографическое представление В этом представлении положение символов схемы полностью или частично соответствует пространственному расположению в устройстве или детали.
Обозначение массы
Для большинства автомобилей в силу своей простоты предпочитается однопроводная система, в которой масса (металлические детали автомобиля) служит возвратным проводником. Если идеально проводящее соединение отдельных деталей заземления не гарантируется или если имеет место напряжение более 42 В, то возвратный проводник также прокладывается изолированно от массы.
Все отображаемые на электрической схеме символы массы электрически соединяются между собой через массу устройства или автомобиля.
Все устройства, содержащие символ массы, должны подключаться к массе автомобиля и быть электрически проводимыми.
На рис. «Представление массы» показаны различные возможности отображения массы.
Пути протекания тока и провода
Электрические схемы изображаются таким образом, чтобы они читались как можно проще. Отдельные пути протекания тока, предпочтительно в направлении слева направо или сверху вниз, должны проходить параллельно краю электрической схемы, как можно более линейно, по возможности без пересечений и изменения направления.
При наличии нескольких параллельных линий они группируются в пучки по три линии, с промежутками между пучками.
Разделительные и рамочные линии
Разделительные и рамочные линии из точек и тире ограничивают детали электрических схем, чтобы отобразить функциональную или конструктивную связь устройств или деталей.
Линия из точек и тире в автомобильной электрике обозначает непроводящее ограничение устройств или деталей. Она не всегда соответствует корпусу и не используется в качестве массы. В силовых системах эта ограничительная линия часто соединяется с линией, также из точек и тире, обозначающей провод защитного заземления.
Точки разрыва, идентификатор, обозначение пунктов назначения
Соединительные линии (провода и механические связи), занимающие большую длину на принципиальной схеме, для большей ясности можно прерывать. Отображаются только начало и конец соединительной линии. Связь этих точек разрыва должна легко определяться. Для этого используются идентификатор и обозначение пунктов назначения.
Идентификатор в связанных точках разрыва совпадает. Идентификатором служат обозначения контактов по DIN 72552 (рис. а, «Обозначение точек разрыва» ), спецификация концепции работы и спецификации в виде буквенно-цифровых символов.
Обозначение пунктов назначения указывается в скобках, чтобы его нельзя было перепутать с идентификатором; оно состоит из номера раздела пункта назначения (рис. Ь, «Обозначение точек разрыва» ).
Код раздела (путь тока)
Код раздела, указанный в верхней части схемы (раньше он назывался «путь тока») используется для определения местоположения деталей электрической схемы. Это обозначение может принимать три разных формы:
Маркировка устройств, деталей и символов
Устройства, детали и символы схем идентифицируются на электрических схемах буквой и числом в соответствии с EN 61346, часть 2. Эта маркировка размещается слева от символа схемы или под ним.
Указательный символ, стандартно указываемый для типа устройств, можно опустить, если это не вызовет путаницы.
В случае со встроенными устройствами, одно устройство является составной частью другого, например, стартер со встроенным сцепляющим реле Кб. В этом случае обозначение устройства будет таким: — М1 — Кб.
Обозначение связанных символов схем при обособленном отображении: каждому отдельно отображаемому символу схемы для того или иного устройства дается обозначение, привычное для этого устройства.
Обозначения штырьковых контактов (например, по DIN 72552) должны наноситься снаружи символа схемы, а при наличии ограничительной рамочной линии — предпочтительно с выносом за эту линию.
Там, где пути тока проходят горизонтально: спецификации, относящиеся к отдельным символам схемы, наносятся под ними. Обозначение контактов располагается непосредственно за символами схемы, над соединительной линией.
Там, где пути тока проходят вертикально: спецификации, относящиеся к отдельным символам схемы, наносятся слева от них. Обозначение контактов располагается непосредственно за символом схемы, справа, если формат горизонтальный, и слева рядом с соединительной линией, если формат вертикальный.
Схема выводов
Схема выводов показывает расположение выводов электрических устройств и подключенные внешние и при необходимости внутренние проводные соединения (линии).
Отображение выводов
Отдельные устройства показываются в виде квадратов, прямоугольников, кругов или символов и даже в виде схем с монтажным изображением деталей и могут быть расположены топографически. Для изображения точек вывода используются круг, точка, штекерное соединение или просто линия вывода.
В автомобильной электрике обычно используются следующие способы отображения:
Маркировка выводов
Устройства маркируются согласно стандарту EN 61346, часть 2. Выводы и штекерные соединители маркируются теми же обозначениями, что нанесены на устройство (рис. «Пример схемы выводов» ).
В раздельном методе представления монтажной схемы сплошные соединительные линии отдельных устройств опускаются. Все проводные выводы устройства маркируются обозначением пункта назначения (EN 61346, часть 2), состоящим из идентификатора устройства, к которому идет вывод, и обозначения контакта, при необходимости провод получает цветовую маркировку (рис. «Обозначение генератора» ).
Монтажная схема
Фирмой Bosch разработаны специальные принципиальные схемы для диагностики сложных и сильно разветвленных систем с функцией самодиагностики. Монтажные схемы Bosch для различных систем в большом количестве легковых автомобилей можно найти в ESI [tronic] (Bosch Electronic Service Information). Это позволяет авторемонтникам быстро диагностировать неисправности и подключать модифицированное оборудование. На рис. «Пример монтажной схемы системы запирания дверей» показан пример монтажной схемы системы запирания дверей.
В отличие от обычных принципиальных схем, монтажные схемы требуют определенных символьных обозначений (рис. «Дополнительные описания на монтажных схемах» ). Они включают в себя коды компонентов — например, А28 (противоугонная система), и расшифровку цветовых маркировок (табл. «Расшифровка цветов проводов» ). Обе таблицы можно открыть в ESI [tronic].
Монтажные схемы делятся на схемы систем (см. табл. «Системные схемы» ), Классификация электрических схем отражает стандартную практику ESI [tronic], используемую для других систем, согласно которой они относятся к одной из четырех монтажных групп:
Важно знать точки заземления, особенно при установке дополнительных аксессуаров. По этой причине в ESI [tronic], помимо монтажных схем, содержится схема точек заземления в автомобиле (рис. «Точки заземления» ).
Обозначения для электрических устройств
Обозначения в соответствии с EN 61346 часть 2 (таблица «Кодовые буквы для обозначения электрических устройств» ) используются для обеспечения ясной и всем понятной идентификации систем, деталей и пр., изображаемых символами на электрических схемах. Они отображаются рядом с символами схем и состоят из серии определенных указательных символов, букв и цифр (рис. «Обозначение устройств» ).
Обозначения выводов
Цель применения выводов в автомобильных системах электрооборудования, перечисленных в DIN 72552, — обеспечение простого и правильного подсоединения проводников к различным устройствам во время ремонта или замены оборудования. Обозначения выводов (табл. «Обозначения выводов» ) не идентифицируют провода, так как с двух концов каждого провода могут быть подключены устройства с разными обозначениями выводов. По этой причине их не нужно наносить на провода.
Дополнительно могут, использоваться обозначения выводов, соответствующие стандартам DIN-VDE для электрического оборудования. Множественные соединители, для которых уже недостаточно количества обозначений выводов по DIN 72552, нумеруются порядковыми номерами или буквами, для которых стандарты не регламентируют распределения функций.