Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины

Промежуточный контроль (тестирование) по истории для 9 класса

Промежуточный контроль (тестирование) по истории для 9 класса. Вентана-Граф, Андреевская

Просмотр содержимого документа
«Промежуточный контроль (тестирование) по истории для 9 класса»

Промежуточный контроль (тестирование) по истории для 9 класса

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1. В результате промышленного переворота:

1) возрастает роль буржуазии 2) разрываются экономические связи между странами

3) в лидеры выходят страны Восточной и Юго-Восточной Европы

4) увеличивается доля крестьянства в общей численности населения

2. Развитию авиации в XIX в. способствовало создание:

1) фонографа 2) конвертера 3) дирижабля 4) паровой машины

3. Требования стабильности, отказа от реформ характерны для:

1) либерализма 2) консерватизма 3) анархизма 4) марксизма

4. Дж. Стефенсон, К. Бенц, Ф. Цеппелин являлись:

1) художниками 2) изобретателями 3) писателями 4) политиками

5. Результат Гражданской войны в США:

1) развитие фермерского хозяйства 2) сохранение рабства в южных штатах

3) полное уничтожение расовой дискриминации

4) ликвидация крупной земельной собственности на юге

6. Национально-освободительная борьба в Латинской Америке привела к:

1) появлению независимых государств 2) ликвидации феодальных пережитков

3) созданию единого государства на континенте

4) ликвидации традиционных черт в жизни общества

7. Английская колонизация Индии привела к:

1) обнищанию населения 2) развитию предпринимательства

3) развитию внутренней и внешней торговли

4) полной ликвидации остатков традиционализма

8. Общим в восстании сипаев и ихэтуаней было стремление покончить с:

1) феодальным угнетением 2) господством монополий 3) раздробленностью страны

4) вмешательством иностранцев в дела страны

9. В Антанту входили:

1) Англия, Россия, Франция 2) Япония, Германия, Италия

3) Германия, Франция, Россия 4) Германия, Италия, Австро-Венгрия

10. Расположите в хронологической последовательно¬сти периоды французской истории. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:

A) Реставрация Б) Вторая империя B) Третья республика Г) «100 дней» Наполеона

11. Какие черты присущи традиционным обществам Востока? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

1) верховенство закона 2) всевластие государства 3) высокая миграция населения

4) господство частной собственности 5) разделение общества на замкнутые группы

12. Установите соответствие между понятием и определением. Укажите соответствие

1) движение за отмену рабства 2) движение за избирательную реформу

3) антивоенное движение

4) диктаторская власть, устанавливаемая небольшой группой господствующих слоев населения

А) чартизм б) каудильизм в) аболиционизм

13. Установите соответствие между деятелем науки и областью знаний. Укажите соответствие

1) физика 2) медицина 3) биология 4) математика

А) В. Рентген б) Р. Кох в) Ч. Дарвин

Промежуточный контроль (тестирование) по истории для 9 класса

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1. В результате промышленного переворота:

1) возникают мануфактуры 2) замедляются темпы развития общества

3) создается система мировых хозяйственных связей 4) главной отраслью экономики становится сельское хозяйство

2. Развитию металлургии в XIX в. способствовало создание:

1) паровой машины 2) лампы накаливания 3) станка Ж. Жаккара 4) мартеновской печи

3. Требования свободы слова, совести, частного предпринимательства характерны для:

1) анархизма 2) либерализма 3) марксизма 4) консерватизма

4. Г. Форд, Т. Эдисон, Г. Маркони являлись:

1) художниками 2) изобретателями 3) писателями 4) политиками

5. Результат Гражданской войны в США:

1) ликвидация рабства на юге 2) развитие плантационного хозяйства

3) установление экономического господства юга 4) предоставление индейцам и рабам избирательных прав

6. Национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к:

1) ускорению процесса модернизации 2) передаче земли крестьянам и индейцам

3) складыванию правовых государств на континенте 4) возникновению на материке «просвещенных монархий»

7. К реформам Мэйдзи относится:

1) учреждение республики 2) создание рекрутской армии

3) введение сословного деления общества 4) разрешение свободной купли-продажи земли

8. В восстании сипаев в отличие от восстания тайпинов приняли участие:

1) феодалы 2) ремесленники 3) крестьяне 4) все жители страны

9. В Тройственный союз входили:

1) Англия, Россия, Франция 2) Япония, Германия, Италия 3) Германия, Франция, Россия 4) Германия, Италия, Австро-Венгрия

10. Расположите в правильной последовательности причины роста городов в Новое время. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:

A) миграция сельского населения Б) рост продуктивности сельского хозяйства

B) рост числа свободных рабочих рук в деревне Г) внедрение передовых методов ведения сельского хозяйства

11. Какие черты присущи модернизированному обществу? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) отсутствие миграции населения

2) господство рыночного хозяйства

3) предоставление личности прав и свобод

4) зависимость личности от социальной группы

5) полный контроль государства над жизнью общества

12. Установите соответствие между понятием и определением. Укажите соответствие

1) использование должностными лицами своего положения с целью обогащения

2) политический режим, основанный на беспрекословном подчинении власти

3) взгляды и действия, направленные на коренное изменение существующего порядка с помощью решительных методов

4) увеличение военной мощи государства, подчинение всех сторон жизни военным целям

А) милитаризм б) авторитаризм в) радикализм

13. Установите соответствие между деятелем культуры и областью творчества. Укажите соответствие

1) литература 2) музыка 3) архитектура 4) живопись

А) Дж. Верди б) О. Ренуар в) Э. Золя

Ключ к промежуточному контролю (тестированию) по истории для 9 класса

Источник

Тематический тест по всеобщей истории для 9 класса «Тест 31. Итоговый по курсу История Нового времени. 1800-1900 Вариант 1»

Тест: H:\Тесты История 8 класс\новая история 8 класс\Тест 31. Итоговый по курсу « История Нового времени. 1800-1900 » Вариант 2.mtf

Зависимость человека от природы, преимущественное развитие земледелия и скотоводства характерны для общества:

В результате промышленного переворота:

1) возникают мануфактуры

2) замедляются темпы развития общества

3) создается система мировых хозяйственных связей

4) главной отраслью экономики становится сельское хозяйство

Результатом модернизации политической сферы является:

1) укрепление сословного строя

2) запрещение политических партий

3) объединение трех ветвей власти в одних руках

4) утверждение принципов правового государства и гражданского общества

Развитию металлургии в XIX в. способствовало создание:

2) лампы накаливания

3) станка Ж. Жаккара

4) мартеновской печи

1) увеличением государственного вмешательства в экономику

2) большими затратами при внедрении новых технологий

3) стремлением сохранить высокий уровень конкуренции

4) сокращением природных ресурсов

Какое художественное направление характеризует высказывание?

Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса, причем все должно быть в перспективе, т. е. каждая сторона предмета, всякого плана должна быть направлена к центральной точке.

Требования свободы слова, совести, частного предпринимательства характерны для:

Г. Форд, Т. Эдисон, Г. Маркони являлись:

Новая черта в развитии капиталистического производства второй половины XIX в.:

1) появление мануфактур

2) развитие свободной конкуренции

3) начало промышленного переворота

4) расширение государственного вмешательства в экономику

Кто является автором слов?

1) иностранный гнет

2) межнациональные разногласия

3) политическая раздробленность страны

4) ухудшение экономического положения населения

Даты 1852 г., 1871 г. в истории Германии, Франции связаны с:

1) социальными выступлениями пролетариата и крестьянства

2) проведением политических и социальных реформ

3) изменениями в государственном устройстве

4) национально-освободительным движением

Государственное устройство какой страны, сложившееся к началу XX в., представлено на схеме?

В середине XIX в. в Англии сосредоточилось более 60% мировой добычи каменного угля, так как:

1) Англия лидировала по уровню экономического развития

2) Англия обладала самыми большими запасами полезных ископаемых

3) континентальная Европа переживала экономический кризис

4) остальные страны мира перешли на другие источники энергии

Политическую систему в Англии называли « системой качелей », так как:

1) у правительства отсутствовал четкий политический курс

2) у власти чередовались две политические партии

3) политика реформ чередовалась с политикой контрреформ

4) обстановка в стране отличалась нестабильностью

1) Парижской коммуны

2) революции 1848 г. в Германии

3) революции 1848 г. во Франции

4) чартистского движения в Англии

Результат Гражданской войны в США:

1) ликвидация рабства на юге

2) развитие плантационного хозяйства

3) установление экономического господства юга

4) предоставление индейцам и рабам избирательных прав

В таблице представлен удельный вес крупнейших капиталистических держав в мировом промышленном производстве в процентах. Проанализировав данные, выберите правильное утверждение.

1) в начале XX в. Англия занимает монопольное положение на мировом рынке

2) к началу XX в. Франция по-прежнему значительно

3) к началу XX в. США переместились с третьей позиции в мировом промышленном рейтинге на первую

4) в начале XX в. Германия выходит на второе место в мире по объему промышленного производства

Общим в политике канцлера Бисмарка и императора Австро-Венгрии Франца Иосифа было:

1) проведение социальных реформ

2) проведение массовых репрессий

3) отказ от политики колониальных захватов

4) отказ от государственного вмешательства в экономику

Национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к:

1) ускорению процесса модернизации

2) передаче земли крестьянам и индейцам

3) складыванию правовых государств на континенте

4) возникновению на материке « просвещенных монархий »

К реформам Мэйдзи относится:

1) учреждение республики

2) создание рекрутской армии

3) введение сословного деления общества

4) разрешение свободной купли-продажи земли

Попытка реформирования китайского общества, в основе которой лежал принцип уравнительного распределения материальных благ, получила название:

1) « просвещенное правление »

2) « политика самоусиления »

3) « Новый курс » Цыси

4) « движение тайпинов »

В восстании сипаев в отличие от восстания тайпинов приняли участие:

4) все жители страны

В Тройственный союз входили:

1) Англия, Россия, Франция

2) Япония, Германия, Италия

3) Германия, Франция, Россия

4) Германия, Италия, Австро-Венгрия

Расположите в хронологической последовательности периоды французской истории. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

__ Третья республика

__ «100 дней » Наполеона

Расположите в правильной последовательности причины роста городов в Новое время. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

__ миграция сельского населения

__ рост продуктивности сельского хозяйства

__ рост числа свободных рабочих рук в деревне

__ внедрение передовых методов ведения сельского хозяйства

Какие названия соответствуют разным формам монополистических объединений? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

Какие черты присущи модернизированному обществу? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) отсутствие миграции населения

2) господство рыночного хозяйства

3) предоставление личности прав и свобод

4) зависимость личности от социальной группы

5) полный контроль государства над жизнью общества

Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1) использование должностными лицами своего положения с целью обогащения

2) политический режим, основанный на беспрекословном подчинении власти

3) взгляды и действия, направленные на коренное изменение существующего порядка с помощью решительных методов

4) увеличение военной мощи государства, подчинение всех сторон жизни военным целям

Установите соответствие между деятелем культуры и областью творчества. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Как называется международный конгресс, о котором идет речь в отрывке из документа?

Когда « корсиканское чудовище » оказалось, наконец, в надежном заточении, был немедленно созван. большой конгресс крупных и мелких деспотов, для того чтобы разделить награбленное добро и денежные премии и выяснить, в какой мере может быть восстановлено дореволюционное положение вещей. Народы покупались и продавались, разделялись и соединялись, исходя только из того, что больше отвечало интересам и намерениям их правителей.

1) (1 б.) Верные ответы: 1;

2) (1 б.) Верные ответы: 3;

3) (1 б.) Верные ответы: 4;

4) (1 б.) Верные ответы: 4;

5) (1 б.) Верные ответы: 2;

6) (1 б.) Верные ответы: 4;

7) (1 б.) Верные ответы: 2;

8) (1 б.) Верные ответы: 2;

9) (1 б.) Верные ответы: 4;

10) (1 б.) Верные ответы: 2;

11) (1 б.) Верные ответы: 4;

12) (1 б.) Верные ответы: 3;

13) (1 б.) Верные ответы: 2;

14) (1 б.) Верные ответы: 1;

15) (1 б.) Верные ответы: 2;

16) (1 б.) Верные ответы: 4;

17) (1 б.) Верные ответы: 1;

18) (1 б.) Верные ответы: 4;

19) (1 б.) Верные ответы: 1;

20) (1 б.) Верные ответы: 1;

21) (1 б.) Верные ответы: 4;

22) (1 б.) Верные ответы: 4;

23) (1 б.) Верные ответы: 1;

24) (1 б.) Верные ответы: 4;

25) (1 б.) Верные ответы:

26) (1 б.) Верные ответы:

27) (1 б.) Верные ответы: 3; 4;

28) (1 б.) Верные ответы: 2; 3;

29) (1 б.) Верные ответы:

30) (1 б.) Верные ответы:

31) (1 б.) Верный ответ: «Венский».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть картинку Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Картинка про Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть картинку Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Картинка про Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть картинку Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Картинка про Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Тематический тест по всеобщей истории для 9 класса «Тест 31. Итоговый по курсу История Нового времени. 1800-1900 Вариант 2»

Тематический тест по всеобщей истории для 9 класса «Тест 30. Международные отношения. дипломатия или войны. Вариант 2»

Тематический тест по всеобщей истории для 9 класса «Тест 30. Международные отношения. дипломатия или войны. Вариант 1.»

Тематический тест по всеобщей истории для 9 класса «Тест 29. Африка. континент в эпоху перемен Вариант 2»

Тематический тест по всеобщей истории для 9 класса «Тест 29. Африка. континент в эпоху перемен Вариант 1.»

Тематический тест по всеобщей истории для 9 класса «Тест 28. Индия. насильственное разрушение традиционного общества Вариант 2.»

Тематический тест по всеобщей истории для 9 класса «Тест 28. Индия. насильственное разрушение традиционного общества Вариант 1»

Тематический тест по всеобщей истории для 9 класса «Тест 27. Китай. традиции против модернизации Вариант 2»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5403738 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть картинку Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Картинка про Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть картинку Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Картинка про Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть картинку Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Картинка про Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины

НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием

Время чтения: 2 минуты

Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть картинку Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Картинка про Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть картинку Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Картинка про Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Смотреть картинку Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Картинка про Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины. Фото Развитие металлургии в 19 веке способствовало создание паровой машины

Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Металлообрабатывающие станки

Различного рода машины и механизмы изготовлялись преимущественно из металла. Это требовало соответствующего развития машиностроения как особой отрасли производства. В 19 веке появились новые типы металлообрабатывающих станков.

В 1817 г. Р. Робертс создал один из первых строгальных станков для обработки деталей с плоскими поверхностями.

В 1818 г. Э. Уитни построил фрезерный станок с многорезцовым режущим инструментом (фрезой).

В 1835 г. английский инженер Джозеф Витворт запатентовал автоматический токарный винторезный станок.

Швейцарец Иоганн Георг Бодмер получил в 1839 г. патенты на карусельный станок (станок с вертикальной осью для обработки крупных машинных деталей).

В те же годы английский инженер Джемс Нэсмит построил долбежный станок (с вертикальным движением резца). Ему же принадлежит конструкция парового молота. Важным техническим фактором, способствовавшим широкому производству машин служила тенденция к стандартизации и взаимозаменяемости деталей машин.

Паровая машина

Поршневая паровая машина двойного действия с расширением пара являлась основным типом двигателя в 19 в. Элементы паросиловой установки — котел, собственно паровой двигатель, передаточный механизм — подвергались непрерывным усовершенствованиям. Паровые машины с повышенным давлением строились в Америке, Англии, Германии.

Так, Дж. Перкинс в США в 1822 г. и Э. Альбан в Германии в 1828 г. создали паросиловые установки высокого давления — до 45-50 атмосфер. В России над созданием котлов высокого давления тогда же работал С. В. Литвинов. Во 2-й пол. 19 в., после исследований, проведенных в 1850-х гг. во Франции Г. А. Гирном, началось применение перегретого пара в целях дальнейшего повышения кпд паровых двигателей. Отдельные паросиловые двигатели уже имели мощность более 1000 лошадиных сил. При фабриках и шахтах устраивался особый корпус, где размещались котельная и машинное отделение. Наряду со стационарными паросиловыми установками в практику входят локомобили — передвижные несамоходные паросиловые установки, используемые в сельском хозяйстве и в строительстве.

Двигатели 19 века

Транспорт также требовал более мощных двигателей: мирная торговля и связи между отдельными районами росли так бурно, что возникла потребность в более усовершенствованных транспортных средствах. В связи с этим научно-техническая мысль направлялась на поиски нового, более легкого источника энергии. Таким источником явился двигатель внутреннего сгорания — сначала газовый, разработанный в 1860-1867 гг. Ж. Ж. Э. Ленуаром во Франции и Н. А. Отто и Э. Лангеном в Германии, а позднее — работающий на жидком топливе.

Одним из наиболее распространенных и самых эффективных двигателей внутреннего сгорания стал двигатель, предложенный немецким изобретателем Рудольфом Дизелем в 1897 г. В нем впервые сочетались ранее известные и уже осуществленные в других двигателях принципы предварительного сжатия воздуха, непосредственного впрыска топлива, самовоспламенения топлива и др. Двигатель отличался высоким КПД. После внесения в него ряда конструктивных усовершенствований, двигатель стал надежно работать на нефти, благодаря чему получил широкое распространение в промышленности и на транспорте.

Одновременно развивались и электродвигатели, превращавшие электрическую энергию в механическую. В 1834 г. практически применимый электромагнитный двигатель построил Б. С. Якоби, выдающийся русский ученый и конструктор. В 1838 г. двигатель этот был использован для приведения в движение гребных колес небольшого судна на р. Неве.

Во 2-й пол. 19 в. электроэнергия становится новой энергетической основой промышленности и транспорта. Поэтому важной проблемой было получение достаточного количества электроэнергии. В 1870-1873 гг. появились первые динамо-машины, которые стали использоваться не только как генераторы электроэнергии, но и как электродвигатели. В нач. 1890-х гг. была решена важнейшая проблема — осуществление передачи электроэнергии по проводам на значительные расстояния. Это позволило сосредоточить производство электроэнергии на особых предприятиях — электростанциях. Промышленные предприятия избавлялись таким образом от необходимости сооружения собственных энергетических станций.

Для увеличения выработки электроэнергии требовалось увеличение мощности первичных двигателей, приводивших в действие генераторы электрического тока. Нужно было также преодолеть громоздкость двигателей, сделать их более компактными и экономичными. (Например, электростанция в Нью-Йорке мощностью 30 тыс. кВт в 1898 г. занимала здание в несколько этажей, где размещались 12 паровых машин и 87 котлов.) В 1899 г. на тепловой электростанции в Германии была успешно испытана многоступенчатая паровая турбина английского инженера Ч. Парсонса, после чего началось широкое применение тепловых турбин. К этому же времени относится разработка новых конструкций гидравлических турбин. Такие турбины были установлены на Ниагарской гидроэлектростанции в 1896 г.

Металлургия

Быстрый рост машиностроения и металлообработки в 19 века требовал резкого увеличения добычи руды и каменного угля, выплавки чугуна, выделки железа и стали. Важную роль в развитии металлургии сыграло железнодорожное строительство. Огромный спрос на рельсы, скрепления, части мостов и т. п. обусловил внедрение новых технологических процессов в металлургии. Совершенствовались конструкции доменных печей, стали использоваться методы горячего дутья, использование раскаленных газов для подогрева воздуха, подаваемого в домны.

П. П. Аносов, русский металлург, впервые применил микроскопический анализ булатов (разновидность высококачественных сталей) и предложил новые технологические процессы их производства. Последователь Аносова, П. М. Обухов, разработал способ изготовления легированных сталей, т. е. сталей с одной или несколькими присадками (хром, марганец, титан и др.), заметно улучшающими их свойства.

Новый, более быстрый и эффективный способ передела чугуна на железо и сталь ввел в сер. 1850-х гг. 19 в. английский изобретатель Генри Бессемер. В 1860-х гг. французские инженеры Эмиль Мартен и его сын Пьер получили литую сталь в отражательной печи с воздухонагревательной установкой, изобретенной немецкими инженерами братьями Вильгельмом и Фридрихом Сименсами. В этой печи, получившей название мартеновской, и введенной в эксплуатацию с 1864 г., сталь получалась сплавлением чугуна со старым железным ломом. С 1865 по 1870 гг. мировое производство стали в результате распространения мартеновского и бессемеровского способов возросло на 70% и продолжало увеличиваться.

В 1878 г. английский изобретатель С. Дж. Томас ввел новый «томасовский» метод передела фосфористых сортов чугуна в сталь, позволявший освобождать выплавляемый металл от серы и фосфора. В 1898-1900 гг.

Э. Стассано в Италии и Л. Эру во Франции выполнили две практически пригодные конструкции дуговых плавильных электропечей.

Технические новшества коснулись также цветной металлургии, в частности, новый способ получения алюминия немецкого химика Ф. Велера и технологические усовершенствования, предложенные французским геологом А. Э. Сен-Клер Девилем и русским химиком Н. Н. Бекетовым (1880-е гг.), позволили впоследствии превратить алюминий из металла, приравненного по цене к драгоценным, в один из наиболее дешевых и распространенных металлов. Значительно усовершенствовались также методы электролитического производства меди, примененного впервые в 1878 г. Первый электролитический завод по производству меди в России был построен в 1890 г.

Химическая промышленность

В новых отраслях производства, достигших значительных успехов в годы промышленного переворота, видное место заняла химическая промышленность, производящая вещества, необходимые для производства стекла, взрывчатых веществ, красок, отбеливателей, искусственных удобрений, фармацевтических препаратов и т. п. Практическое значение начала приобретать химия синтетических веществ — пластмасс, изоляционных материалов, искусственного волокнаи т. д.

В 1869 г. американский химик Дж. Хайетт получил целлулоид. С 1890-х гг. на основе разработанного французским инженером Г. Шардоне метода изготовления искусственного волокна из нитроцеллюлозы началось производство т. н. нитрошелка.

В 1899-1900 гг. работы русского ученого И. Л. Кондакова открыли возможность получения синтетического каучука из углеводов (практически это было осуществлено позднее в Германии). Тогда же были предложены способы изготовления аммиака — исходного вещества для производства азотной кислоты, необходимой в производстве красителей, удобрений и взрывчатых веществ. В конце века во многих странах в связи с распространением двигателей внутреннего сгорания и возрастанием потребности в легком жидком топливе начались поиски способов переработки нефти, обеспечивающих повышенный выход бензина. Д. И. Менделеевым был предложен метод разложения нефти при высоких давлениях и температурах, т. н. крекинг-процесс, развитый затем многими учеными, в частности В. Г. Шуховым.

Полиграфическая и бумажная промышленность

С первых десятилетий 19 в. появилось много типов наборных машин, преимущественно в Англии. Были усовершенствованы типографские станки, превращавшиеся в скоропечатные машины. В 1860-х гг. в США и Европе появились ротационные машины, печатавшие одновременно на обеих сторонах бумажной ленты, разматываемой с рулона и прижимаемой к двум барабанам с надетыми на них печатными формами. В результате резко возросла производительность типографий. Развитие полиграфии стимулировало и бурный рост бумажной промышленности. Стала все шире применяться выделка бумаги из древесной массы, впервые предложенная Ф. Келлером в Германии в 1844 г. Наряду с литографией получают все большее применение химические и фотомеханические способы изготовления клише, основанные на гальванопластике и фотографии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *