Развитие придорожной и авто туристической инфраструктуры

Развитие системы придорожного сервиса как элемента туристско-рекреационного комплекса региона

Придорожный сервис как интегрированная система в сфере услуг. Сравнительный анализ формирования данного пространства в мире и России, факторы, определяющие его состояние и развитие. Проблемы и перспективы развития придорожного сервиса Алтайского края.

РубрикаСпорт и туризм
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления28.08.2017
Размер файла60,9 K

Развитие придорожной и авто туристической инфраструктуры. Смотреть фото Развитие придорожной и авто туристической инфраструктуры. Смотреть картинку Развитие придорожной и авто туристической инфраструктуры. Картинка про Развитие придорожной и авто туристической инфраструктуры. Фото Развитие придорожной и авто туристической инфраструктуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Развитие системы придорожного сервиса как элемента туристско-рекреационного комплекса региона

придорожный сервис туристский рекреационный

В настоящее время значение и роль туризма для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности и взаимообогащения социальных связей между территориями переоценить невозможно. Современный туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, одним из главных инструментов которой является повышение качества туристских услуг.

Бесспорно, что для развития сферы отдыха и туризма необходима развитая инфраструктура и дорожная сеть. Дороги и придорожный сервис являются обязательным условием успешного развития туризма региона, а развитие сети придорожного сервиса является одним из условий, определяющих качество экономических, торговых и культурных связей между регионами Российской Федерации, важным фактором, влияющим на устойчивое развитие региональной экономики.

Актуальность исследования развития системы придорожного сервиса в Алтайском крае подтверждается реализуемыми в настоящее время на его территории «Специальной программой развития придорожного сервиса на дорогах Алтайского края до 2015 года» и «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года» в части комплексного развития дорожного сервиса и повышения безопасности дорожного движения. По протяженности дорог край занимает третье место в Российской Федерации.

К настоящему времени крайне мало исследований, посвященных комплексному изучению особенностей функционирования и развития объектов придорожного сервиса не только на территории Алтайского края, но и страны в целом.

Все вышеизложенное в совокупности с обозначенной актуальностью проблематики дипломной работы обусловило выбор темы, формулировку цели и задач исследования.

Цель дипломной работы: определить характер и влияние системы придорожного сервиса на развитие туристско-рекреационного комплекса региона.

Для достижения цели дипломной работы были поставлены и решены следующие задачи:

изучить основные подходы к формированию придорожного сервиса;

исследовать место придорожного сервиса в сфере услуг;

рассмотреть технические характеристики объектов придорожного сервиса;

проанализировать и оценить существующие подходы к классификации услуг придорожного сервиса;

определить и проанализировать основные факторы, влияющие на процесс развития придорожного сервиса;

выявить проблемы нормативно-правового обеспечения организации и развития сети предприятий придорожного сервиса;

определить фактическое размещение объектов придорожного сервиса в Алтайском крае;

определить плотность объектов дорожного сервиса в Алтайском крае;

изучить основные этапы развития туристско-экскурсионной отрасли в Алтайском крае;

рассмотреть характеристику современного туристско-рекреационного комплекса данного региона.

В качестве объекта исследования выступает туристско-рекреационный комплекс региона.

Предметом исследования является система придорожного сервиса региона.

Теоретическую и методическую основу дипломной работы составили:

научные труды отечественных ученых в области сервиса и туризма;

нормативные правовые акты Российской Федерации и Алтайского края по объекту исследования;

официальные материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и ее территориальных органов;

данные, опубликованные в монографиях и статьях, учебной литературе, периодической печати.

1. История развития и современные подходы к формированию придорожного сервиса

1.1 Придорожный сервис как интегрированная система в сфере услуг

Современное общество переживает переломный момент в своем социально-экономическом развитии, стоит на пороге новой ступени социально-экономического развития, для наименования которой используют различный терминологический аппарат: это и постиндустриальное общество, и информационная экономика, инновационная экономика, экономика знаний. Несмотря на многообразие концептов, все они фиксируют существенные перемены в экономическом развитии, в материальном производстве, труде. При этом концепция постиндустриального общества, в свое время, отметила необычайно возросшую роль сферы услуг в современном обществе, что прекрасно продемонстрировал Д. Бэлл в «Грядущем постиндустриальном обществе» [номер в списке].

Рассматривая услуги как важнейший элемент сервисного общества, удовлетворяющий потребности, обратимся к следующему их определению: «к услугам относятся все виды труда, непосредственно не связанные с изменением и преобразованием форм материи и сил природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественной полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства. К услугам относят также и все виды труда, которые, будучи заняты собственно в материальном производстве, не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (транспорт, связь)» [номер].

Услугу можно определить также «как деятельность, связанную с обменом стоимостей, направленную на удовлетворение, выраженных в форме спроса, которая не сводится к передаче права собственности на некоторый материальный продукт» [номер].

С одной стороны, сфера услуг активно развивается под воздействием достижений научно-технического прогресса, в конечном итоге, ведущем все к большей степени информатизации и сервисизации общества в целом. С другой стороны развитие сферы услуг призвано, в свою очередь, обеспечить все большее повышение уровня и качества жизни россиян.

Понятие «качество жизни» охватывает и характеризует весь диапазон свойств жизни индивида, распространяется на все ее стороны. Отражает удовлетворенность индивида получаемыми материальными и духовными благами. «Отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни» [номер].

«Качество жизни» измеряется качественными показателями, в отличие от «уровня жизни». Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, числовыми показателями [номер]. Это показатели обеспеченности различными благами или объектами социальной инфраструктуры.

Проблемы качества и уровня жизни являются предметом изучения социальной экономики, категории чрезвычайно многогранной, охватывающей обширный круг экономических объектов и процессов, связанных с обществом.

Таким образом, изучение потребностей людей в различного рода услугах является важнейшей задачей социальной экономики. Этот раздел экономической науки изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей в тех или иных услугах, потребительские запросы, структуру потребления услуг, выделяет потребности различных социальных групп, регионов с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей услуг.

Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о состоянии и развитии социальной экономики судят по тому, как живут люди, насколько комфортны условия их работы и досуга. При всем многообразии жизненных проявлений можно формировать общее представление об условиях, в которых работают и отдыхают люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что им дает жизнь. Все это вместе взятое определяет качество жизни.

В конечном итоге качество жизни определяется качеством отраслей представляющих сферу услуг и включающих услуги сопровождающие человека от момента рождения до последних минут жизни. Структура сферы услуг представляется отечественными авторами по-разному, поскольку нет окончательно сформировавшегося подхода к их классификации.

К сфере услуг принято относить:

торговлю (оптовую и розничную);

услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, рестораны и т.д.);

связь и информационное обслуживание;

услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;

кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие услуги по обеспечению функционирования рынка;

образование, культура и искусство;

наука и научное обслуживание;

здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;

услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (услуги по поддержанию и ремонту жилищного хозяйства, производственно бытовые и коммунальные услуги);

услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги: парикмахерские, услуги фотоателье, чистка обуви и т.д.);

услуги государственного управления.

Такая отраслевая классификация сферы услуг в настоящее время действует во многих странах, в том числе в России.

Развитие сферы услуг происходит, с одной стороны, путем усиления разнообразия сервисной деятельности, отражая тенденцию специализации и диверсификации производства услуг, а с другой стороны, путем возрастания роли принципа кооперации и дополнительности, отражая тенденцию единства в разнообразии. Эти тенденции проявляются в усложнении многофункциональной зависимости одних услуг от других в самых разнообразных сферах. К настоящему времени уже можно наблюдать несколько разных видов комплексов в сфере сервиса, обладающих определенной спецификой в организационном построении, поведении на рынке, возможностях развития. «Поскольку комплексное обслуживание создает определенные удобства и выгоду потребителям услуг и приводит к заметному социально-экономическому эффекту, то поэтому результативное функционирование комплексных структур имеет большое практическое значение. В то же время ряд теоретических вопросов, связанных с формированием, классификацией и принципами управления комплексными предприятиями в сфере услуг в современных условиях остаются малоизученными [номер]».

Тенденции к формированию комплексов обслуживания характерны и для развития придорожного сервиса, сложившегося и рассматривающегося как интегрированная система из совокупности различных рыночных сегментов сферы услуг (рис. 1).

В ряде работ рассматривается эта составляющая сферы услуг, в частности Виноградова М.В. предлагает следующее определение и структуру. «Услуга придорожного сервиса, определена как работа по удовлетворению потребностей человека и обслуживанию транспортного средства в пути (дороге). Услуги придорожного сервиса относятся к услугам, сопровождающим и / или предваряющим процесс перемещения и перевозки человека. Следовательно, структура услуг в системе придорожного сервиса будет определяться структурой самого придорожного сервиса и возникающими потребностями человека по обслуживанию транспортных средств и удовлетворению собственных нужд и потребностей в пути (дороге)» [номер].

Таблица 1. Структура услуг в системе придорожного сервиса [источник]

1. Продажа транспортных средств, запасных частей, материалов

1.1. Торговля транспортными средствами, запасными частями, комплектующими и материалами

1.2. Диагностика и замена бракованных запасных частей, комплектующих и материалов

1.3. Оценка транспортных средств, запасных частей, комплектующих при вторичной продаже

1.4. Отзыв транспортных средств, по рекламации фирм-производителей

1.5. Постановка и снятие транспортного средства с учета в органах государственной регистрации

1.6. Предпродажная подготовка

1.7. Прокат транспортных средств

1.8. Консультации потребителя при покупке транспортного средства

2. Поддержание работоспособности и восстановление транспортных средств

2.1. Услуги по ремонту и обслуживанию транспортных средств

2.2. Техническая подготовка владельцев транспортных средств

2.3. Выпуск технической литературы

2.4. Аренда постов самообслуживания оснащенных необходимым оборудованием, приспособлениями, инструментами, приборами

2.5. Прокат оборудования, приспособлений, инвентаря, инструмента

2.6. Продажа оборудования, приборов, приспособлений, инструмента

2.7. Техническая консультация

3. Обеспечение технической эксплуатации транспортных средств

3.1. Продажа топлива, эксплуатационных материалов

3.2. Продажа аксессуаров

3.3. Услуги, обеспечивающие сохраняемость транспортного средства

3.4. Мойка и химическая чистка транспортных средств

3.5. Технический контроль и диагностика

4. Обеспечение использования транспортного средства

4.1. Услуги стоянок, гаражей

4.2. Строительство и оборудование дорог, остановок, стоянок

4.3. Продажа систем подогрева и кондиционирования

4.4. Установка систем обогрева и кондиционирования

4.5. Установка дополнительного оборудования, создающего удобства для пользователя транспортными средствами

4.6. Продажа дополнительного оборудования для транспортных средств

5. Обеспечение безопасности в пути (дороге)

5.1. Страхование имущества и жизни человека в пути (дороге)

5.2. Уборка и содержание в надлежащем состоянии дорог, остановок, стоянок

5.3. Организация движения и контроль за соблюдением правил движения

5.4. Утилизация транспортных средств, запасных частей, комплектующих, оборудования, вышедших из строя

5.5. Продажа средств приборов, приспособлений, обеспечивающих снижение загрязняющих выбросов при эксплуатации транспортных средств

5.6. Установка средств, приспособлений, приборов, обеспечивающих снижение количества загрязняющих выбросов

5.7. Контроль за соблюдением норм и стандартов содержания уровня загрязняющих веществ в выбросах

5.8. Строительство и оборудование шумоизоляционных заграждений вдоль транспортных путей

5.9. Подготовка и переподготовка водителей

6. Инфраструктура быта человека в пути (дороге)

6.1. Услуги общественного питания

6.2. Гостиничные услуги

6.4. Медицинские услуги

6.5. Информационные услуги (СМИ, телевидение, радио, системы навигации)

6.6. Услуги связи (телефон, почта, интернет)

6.8. Услуги прачечных

6.10. Ремонт одежды и обуви

6.11. Санитарно-гигиенические услуги

Представленная структура достаточно полно отражает спектр услуг придорожного сервиса. Однако, стоит отметить, что ряд услуг, оказываются объектами придорожного сервиса редко, в частности бытовые услуги, услуги досуга, развлечений, услуги проката автомобилей не нашли должного развития в отечественной практике.

Немаловажной является услуга по ремонту и восстановлению неисправных запасных частей и комплектующих, так как многие из них при своевременном и качественном ремонте сохраняют свои эксплуатационные свойства.

Продажа оборудования, приспособлений, инвентаря и различных приборов для осуществления работ по техническому обслуживанию и восстановлению работоспособности транспортных средств призвана удовлетворять потребности и их владельцев, и предприятий, оказывающих данный вид услуг, и входит в сегмент услуг торговли.

Структура услуг в блоке обеспечения технической эксплуатации транспортных средств учитывает, что сам процесс эксплуатации транспортного средства невозможен без снабжения его топливом и эксплуатационными материалами. Помимо услуг по продаже топлива и эксплуатационных материалов в данный блок вошли услуги по продаже аксессуаров для транспортных средств, услуги мойки и химической чистки, технический контроль и диагностика, а также услуги охраны.

Наиболее развитыми являются услуги общественного питания и торговли, хотя в большинстве случаев они сосредоточены вокруг крупных городов. Этот факт обусловлен тем, что в большом населенном пункте спрос на данные услуги значительно выше. Остальные услуги: гостиничные, информационные услуги, услуги связи и другие представлены слабее.

Он считает, что придорожный сервис следует рассматривать как интегрированную систему в сфере сервиса, включающую в себя несколько основных рыночных сегментов, обеспечивающих удовлетворение потребностей, возникающих у человека в пути, связанных с личными нуждами или с обслуживанием транспортного средства.

В работе Виноградовой М.В. приведены некоторые схемы, отражающие концептуальное понимание придорожного сервиса, на которых следует остановиться подробнее.

Известно, что конкурентоспособность любой торговой автомобильной фирмы во многом определяется уровнем развития автосервиса в части предпродажного обслуживания автомобиля, а также гарантийных взаимоотношений с предприятием производителей. Предприятия по техническому ремонту и обслуживанию автотранспортных средств являются основным звеном по оказанию комплекса услуг автосервиса широкого спектра, являющихся для них профильными. Именно они берут на себя основную нагрузку по удовлетворению потребностей автовладельцев в услугах автосервиса и реализуют функции поддержания и восстановления работоспособности автомобилей. Данный элемент в общей инфраструктуре придорожного сервиса представляет собой сеть станций технического обслуживания.

Развитая и разветвленная сеть АЗС, которые продают топливо и нередко реализуют и другие эксплутационные материалы являются основным звеном в формировании комплексов придорожного сервиса, косвенно воздействуя на спрос на весь перечень услуг.

Услуги мотелей, кемпингов, дорожных гостиниц направлены на обеспечения полноценного отдыха автовладельцев, водителей и их пассажиров. Часто в комплексе предоставляемых услуг таких предприятий могут быть услуги диагностики и мелкого ремонта. Торговые точки, реализующие продукты питания, а также предприятия общественного питания удовлетворяют потребность в пище, также дополняя комплекс услуг придорожного сервиса.

Таким образом, можно констатировать, что участниками рынка придорожного сервиса являются многие хозяйственные субъекты, относящиеся к различным отраслям и видам деятельности, однако все же, на наш взгляд, как было уже отмечено выше, основную долю среди них занимают предприятия АЗС и СТО, остальные виды услуг тяготеют к данным сегментам.

Предприятия придорожного сервиса по функциональному назначению разделяются на три группы:

1. Сооружения для обслуживания пассажирских перевозок (автобусные остановки, пассажирские автостанции, автопавильоны, мотели, кемпинги, предприятия торговли и общественного питания, площадки отдыха).

2. Сооружения для обслуживания подвижного состава: пункты технической помощи, автозаправочные станции, моечные пункты.

3. Сооружения для обслуживания грузовых перевозок: грузовые автостанции, диспетчерско-контрольные пункты.

Рассмотрим требования, предъявляемые к некоторым из перечисленных сооружений.

Для обслуживания участников движения:

Состоит, как правило, из трех планировочных зон:

— стоянки автомобилей с въездом и выездом,

Санитарно-гигиенические зоны оборудуются устройством туалетов, а также контейнерных площадок для сбора мусора. Площадки отдыха рекомендуется размещать в лесных массивах, у водоёмов с удалением от дороги на расстояние не ближе 15-30 м, с устройством разделительных зеленых полос для защиты от шума и выхлопных газов.

Кемпинги организуются по принципу частичного самообслуживания с расселением участников движения в легких домиках щитового типа со стоянкой автомобилей у мест проживания. Кемпинг, в основном, предназначен для автотуристов. В состав кемпинга входят:

— здание административно-хозяйственной службы,

— павильон бытового обслуживания,

Кемпинг является объектом сезонного действия на период наибольшего пика автотуристов.

В комплекс пассажирских станций входят здания станций, перроны для посадки и высадки пассажиров, площадки для стоянки автобусов и легковых автомобилей, проезды для прибытия отправления автобусов. В здании автостанций размещаются залы ожидания, кассы, диспетчерская, пункт питания, телефон, санузел, медпункт, комната отдыха.

Для обслуживания транспортных средств:

Автозаправочные станции (АЗС) — предназначены для обеспечения заправки всех видов транспортных средств горюче-смазочными материалами, продажи запасных частей, принадлежностей и автокосметики. В состав АЗС входит здание с помещениями для операторов и торговли фасованными смазочными материалами и автопринадлежностями, островки с раздаточными колонками для топлива, внутренние проезды и площадка-стоянка.

Для расширения услуг АЗС может включать один-два поста ремонта автомобилей и пост мойки. На АЗС должны быть предусмотрены устройства для подкачки шин автомобилей.

Моечные пункты — предназначены для механизированной мойки транспортных средств. Моечные пункты, как правило, устраиваются при станциях технического обслуживания, пунктах технической помощи, либо при автозаправочных станциях. Допускается устройство отдельных моечных пунктов с выполнением работ по дезинфекции и дезактивации транспортных средств по требованиям служб гражданской обороны и министерства чрезвычайных ситуаций.

1.2 Сравнительный анализ формирования придорожного пространства в мире Российской Федерации

Развитие сервиса на российских дорогах всецело зависело от состояния и развития самих дорог. Развитие дорог в России было непосредственно связано с развитием почты и способов ее доставки. Уже в XIII веке повоз вытесняется и замещается ямской гоньбой. Особые успехи по развитию ямской гоньбы и дорог были достигнуты во времена Ивана Грозного.

По указу царя Алексея Михайловича в 1665 г. в Москве была учреждена постоянная почтовая служба Ямской приказ.

Ямской двор состоял из нескольких изб, сенников и конюшен, обнесенных забором или огороженных плетнем. Площадь участка составляла 1/3-2/3 га. Дальнейшее развитие этот тип сооружения получил в России начиная с XVIII в. Именно со времен Петровских реформ, после указа 1724 г. стали «делать постоялые дворы по большим дорогам». Для нового вида дорожной службы стали разрабатываться «образцовые» (типовые) проекты станционных (почтовых) домов.

Образцовые станционные дома, строившиеся в России в первой половине XIX в., отличались высоки уровнем архитектурного решения. Объединялся целый комплекс построек: станционный дом с квартирой смотрителя и комнатами проезжающих, флигель для ямщиков, конюшни, каретные, сараи, амбары. Заметна тенденция создания «ансамбля почтового тракта».

В 30-х годах с началом автомобилизации и строительства автомобильных дорог в СССР появляются теоретические работы, обосновывающие необходимость культурного, художественного оформления, озеленения автодорог.

Эти принципы реализуются на практике вначале именно как форма украшения дороги: белой краской окрашивают деревья и столбики, выкладывают лозунги. Это еще пока эстетически наивные мероприятия, однако уже в 30-е годы вдоль дорог появляются специально устроенные места отдыха с минимальным набором малых форм: скамьи, столбы, грибки.

Война и последующие «революционные преобразования» надолго отложили реализацию планов благоустройства дорог. Плотность сети дорог и их благоустройство в России на многие десятилетия, и по сей день, разительным образом отстают от стандартов большинства зарубежных стран.

С 1991 года начинается новый этап в развитии дорожного хозяйства, создается новая законодательная база и система целей дорожного развития.

С 2000-х гг. и по настоящее время проблема благоустройства придорожного пространства в современной России стала наиболее актуальной.

За рубежом придорожный сервис развивался десятилетиями и является серьезным участником национальных экономик. Например, в США придорожная инфраструктура имеет длительную историю. Она отмечается многофункциональностью и представлена различными предприятиями сервиса и объектами быта. Во-первых, важную роль в дорожном комплексе США занимают платные автодороги. Во-вторых, в стране реализуется принцип концессий на платных автострадах, то есть участки вдоль дорог сдаются в аренду частным лицам, а не муниципальным органам [3, с. 98].

Именно поэтому в Северной Америке придорожный сервис представлен не отдельно стоящими объектами, как в большинстве случаев в российской практике, а крупными сервисными зонами, расположенными на съездах с крупных автомагистралей. Все путешественники или водители-профессионалы имеют возможность получить полный набор необходимых услуг, предлагаемых как автозаправочными станциями, так и ремонтными мастерскими, магазинами, предприятиями питания и бытового обслуживания, средствами размещения и т.п. [3, с. 99].

Все дороги в США делятся на межштатные, федеральные, штатные и местные. Платные участки хайвэев (скоростных автомагистралей) называются Toll Roads. Оплачиваются они при выезде. Если въезжаете не с самого начала такой дороги, то на въезде получаете квитанцию с номером въезда, а при выезде оплачиваете в зависимости от проезда. Стоимость разная.

Необычно ещё для российского обывателя, что на горных дорогах, например, в Северной Каролине существуют специальные съезды вправо, вверх с дороги в горы. Они созданы с целью помочь остановиться большегрузным автомобилям, если те вдруг сильно разогнались или у них отказали тормоза.

Вдоль дорог, редко посередине дороги (для подъезда с обеих сторон) оборудованы «Зоны отдыха» (Rest Area или Welcome Center). В них обычно входят небольшие зоны для пикника (столы и скамеечки под крышей), места выгула собак, парковки, в том числе для ночёвки большегрузных автомобилей и RV, бесплатные туалеты, иногда маленькие ресторанчики и, обычно при въезде в штаты, информационные центры. Всегда установлены высокие флагштоки с государственным флагом и флагом штата.

На выездах с дорог (Exit) придорожный бизнес просто процветает. Здесь расположены заправки (обычно с маленькими магазинчиками и бесплатными туалетами), станции техобслуживания, ресторанчики, мотели, отели, магазины, в общем, всё необходимое для путешественников. Информацию о том, что имеется на данном выезде можно получить прямо на дороге, где на придорожных информационных знаках всё чётко обозначено.

В мировой практике существует тенденция строительства в населенных пунктах вдоль дорог малых гостиниц, не более 20-30 номеров в каждой.

В этих гостиницах проезжающие останавливаются ночью, получают комнату и место для автомобиля в расположенном рядом боксе или под открытым навесом. Гостиницы оборудованы отоплением, водопроводом, канализацией. Имеются места для ванны, для приготовления пищи.

На дорогах США сейчас насчитывается около 20000 таких гостиниц.

В Европейских странах также наблюдается комплексный подход к развитию придорожной инфраструктуры. Наряду со стандартными автозаправочными станциями и мотелями свои услуги представляют оригинальные ресторанные комплексы с развитой развлекательной составляющей. Например, в такой туристской стране как Италия места отдыха расположены через 30-50 километров. Причем они обустроены по единому проекту, имеют одинаковую планировку зданий и прилегающих территорий со стандартным набором услуг [17, с. 81].

В 1971 г. на 1900 км основной сети итальянских автомобильных магистралей, по которым каждый день проезжало примерно 600 тыс. автомобилей, имелось 137 станций обслуживания, 155 бензозаправочных пунктов, 49 ресторанов и 78 закусочных, 32 ремонтные мастерские, 5 мотелей, 25 универсальных магазинов самообслуживания, 19 пунктов красного креста.

Власти Италии впервые установили на своих автодорогах специальные щиты. На них помещены кнопки с символическими изображениями красного креста или разводного ключа, нажим которых указывает цель вызова. Наиболее современные системы сигнализации, разработанные в США, используют радиопередатчики, работающие от батарей.

Довольно быстрыми темпами подтягиваются к западному уровню и Польша. На центральных трассах в Польше очень уютно, много пунктов питания, АЗС, гостиниц, достаточно санузлов и душевых кабин. Еще много моек для большегрузного транспорта, возможно, даже больше, чем в Германии, и в значительной степени дешевле. В Польше немало охраняемых стоянок для дальнобойщиков. Водителям очень важно знать, что ты можешь остановиться и спокойно отдохнуть, не заботясь о сохранности машины и груза.

Таким образом, во всем мире к развитию придорожной инфраструктуры подходят комплексно: помимо стандартных автозаправок и мотелей можно встретить оригинальные ресторанные комплексы с развитой развлекательной составляющей. Как правило, в такие объекты включены и гостиницы. Но сегодня придорожный инфракомплекс стал постепенно расширяться. Тем не менее по сравнению с западными странами и США данный сегмент в России представлен слабее. Если АЗС и станции техобслуживания встречаются на крупных трассах уже достаточно часто, то сегмент средств придорожного размещения, таких как кемпинги и мотели, представлен в меньшей степени.

Положительный зарубежный опыт обслуживания движения по дорогам заслуживает применения в наших условиях на всех дорогах.

1.3 Основные факторы, определяющие состояние и дальнейшее развитие придорожного сервиса

Функционирование придорожного сервиса, обеспечивают такие сферы как: транспорт, торговля, общественное питание, услуги размещения. Каждый из этих сегментов и все они в комплексе развиваются под воздействием многочисленных внешних и внутренних факторов. Проанализируем эти факторы, оценивая по возможности степень их влияния.

Прежде всего, остановимся на мнении авторов, затрагивавших проблемы развития придорожного сервиса и факторов, способствующих этому. В диссертационном исследовании Виноградовой М.В. развитие придорожного сервиса связывается с:

1. Развитием автосервиса, как основной составляющей.

2. Разгосударствлением и приватизацией транспортных предприятий и организаций.

3. Увеличением доли автомобильных перевозок в общем грузообороте страны.

4. Развитием международных транспортных коридоров.

5. Ростом благосостояния населения.

6. Развитием туризма.

Нельзя не согласиться с выше высказанными положениями. Однако, на наш взгляд, перечисленные факторы необходимо дополнить, более четко структурировать, а некоторые из них проиллюстрировать последними данными или примерами, характеризующими тенденции их развития.

Прежде всего, необходимо отметить, что придорожный сервис подвергается воздействию как внутренних, обусловленных характеристиками объекта исследования факторов, так и внешних, обусловленных объективными реалиями современного общества.

Рост ВВП и улучшение экономического положения хозяйствующих субъектов ведет к развитию транспортных магистралей страны, увеличению грузооборота, увеличению транспортных средств во владении юридических лиц.

Рост НД на душу населения в конечном итоге приводит к увеличению количества транспортных средств, увеличение расходов на платные услуги, входящие в структуру придорожного сервиса, так и на услуги, косвенно влияющих на его развитие (в частности внутренний туризм).

Рост инфляции снижает покупательскую активность, и, к сожалению, практически сводит на нет позитивный фактор роста национального дохода на душу населения.

Рост инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры связан с повышенным вниманием государства к этой проблеме.

Развитие техники и технологии, доля прогрессивного оборудования в общем объеме используемых технических средств при оказании услуг и т.п., являются показателями характеризующими развитие придорожного сервиса. Это относится ко всем составляющим сегментам рассматриваемого рынка. Развитие системы современных по последнему слову техники оснащенных АЗС, применение достижений НТП на СТО также весьма важно для технического обслуживания и ремонта автомобилей и приводит к расширению номенклатуры оказываемых услуг (ремонт электрических систем, диагностика автомобиля и т.д.). НТП в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании тоже имеет свои проявления.

К показателям, отражающим влияние социально-культурных факторов на придорожный сервис, в рассматриваемом случае относятся показатели обеспеченности теми или иными благами и показатели отражающими качество и уровень жизни. В данном случае можно говорить об обеспеченности населения транспортными средствами, интенсивности использования транспортных средств, структуре и «возрасте» транспортных средств, количестве объектов придорожного сервиса на АЗС, СТО, мотелей, магазинов, рынков и пр.

Показатели, определяющие географическое размещение предопределяют развитость транспортных магистралей в зависимости от ландшафта местности, а также учитывают возможное влияние на спрос климатических условий (услуг сезонного характера потребления). Их необходимо также принимать в расчет.

Таким образом, необходимо принимать во внимание достаточно многочисленные внешние и внутренние факторы, которые постоянно изменяются. Следовательно, необходим постоянный мониторинг рынка услуг придорожного сервиса.

Следует подчеркнуть, что сфера придорожного сервиса сегодня должна рассматриваться не только как фактор, обеспечивающий решение социальных задач по удовлетворению, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов и новых налоговых платежей в государственные бюджеты.

2. Туристско-рекреационный комплекс Алтайского края и его характеристика

2.1 Основные этапы развития туристско-экскурсионной отрасли в Алтайском крае

История освоения и развития Алтая как туристского региона насчитывает не один десяток лет и неразрывно связана с общегеографическими исследованиями. Благодаря усилиям ученых и натуралистов Алтай и его природа стали известны широкому кругу не только научной общественности, но и любителям активного отдыха, спортсменам.

Зарождение туризма на Алтае относится к первому десятилетию ХХ в., когда стали систематически организовываться разнообразные познавательные и развлекательные походы и экскурсии в горы, к Телецкому озеру, в Белокуриху и Колывань, организаторами которых чаще всего были педагоги.

В 1930 г. в стране происходят важные изменения структуры руководства туризмом. Именно в этом году Общество пролетарского туризма (ОПТ), созданное в 1929 г., было объединено с акционерным обществом «Советский турист» во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) [2]. Новая туристская организация осуществляла свои управленческие функции по территориальному принципу. Среди новых задач ОПТЭ были развитие массового туристского движения в сочетании с воспитательной и идеологической работой.

Летом 1933 г. группа альпинистов-участников первого учебного сибирского похода ОПТЭ под руководством В.М. Абалакова успешно штурмовала Восточную вершину Белухи. В 1935 г. редакция газеты «Советская Сибирь» и Западносибирский ОПТЭ организовали первую Всесибирскую альпиниаду на Белуху для 84 туристов, которую возглавил И.И. Долгих, в прошлом командир партизанского отряда, хорошо изучивший Алтай в годы гражданской войны [3].

Первая туристская организация, целенаправленно занимавшаяся развитием туризма и экскурсий на Алтае, была создана в 1959 г. Алтайское краевое бюро туристских путешествий находилось в г. Бийске в помещении Бийской туристской базы, и директором его был назначен А.С. Клочков [6]. Просуществовало Бюро туристских путешествий не долго. В соответствии с постановлением Президиума ВЦСПС от 27 ноября 1959 г. в г. Барнауле при краевом совете профессиональных союзов было организовано Алтайское краевое туристско-экскурсионное управление [7].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *