Рекорд скорости на автомобиле на льду
Шинники из Nokian установили мировой рекорд скорости на льду
Шинная компания Nokian установила новый мировой рекорд скорости на льду. Тест-пилот финского производителя Янне Латинен, управлявший седаном Audi RS6 прошлого поколения, разогнался до 335,713 километра в час, побив собственное предыдущее достижение на 4,103 километра в час.
Латинен использовал тот же автомобиль, что и во время установления предыдущего рекорда, зафиксированного в марте 2011 года. Однако в этот раз машина была обута в зимние 20-дюймовые шипованные покрышки Hakkapelitta 8 размерности 255/35 (два года назад на седан устанавливались Hakkapelitta 7). По словам представителей Nokian, на скорости свыше 320 километров в час шипа касались льда 43 раза в секунду.
Заезды проходили на льду Ботнического залива, где специалистами Nokian была подготовлена специальная трасса протяженностью 12 километров. Для того чтобы рекорд был зафиксирован лед должен быть прирордным и не покрыт какими-либо химическими веществами, улучшающими сцепление. Автомобиль должен был совершить два заезда в течение часа. После этого вычисляется средняя скорость. «Максималка» фиксировалась на отрезке в 0,9 километра.
В марте на льду озера Байкал участник чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC Роман Русинов установил российский рекорд скорости на льду. На суперкаре GT-R он разогнался до 294,8 километра в час.
Самый первый рекорд скорости передвижения на машине по льду был зафиксирован в 1995 году. Тогда суперкар Bugatti EB110 Supersport развил 296 километров в час.
MICHELIN и ледяные рекорды
Участники фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» в этом сезоне пополнили Книгу рекордов России сразу несколькими достижениями, причем в разных классах автомобилей. А помогли им в этом технологии, разработанные специалистами компании Мишлен.
Зимние соревнования на скорость по льду самого глубокого озера на планете придумал российский автомобильный журналист и автогонщик Андрей Леонтьев, установивший за рулем Porsche Panamera Turbo S абсолютный мировой рекорд скорости на скользком покрытии для автомобилей в заводской комплектации и без специальной подготовки — 295 км/ч. Организатором заездов является Группа LAV, а проводятся они по регламенту, установленному Международной автомобильной федерацией (FIA). На ледяной трассе размечается контрольный участок пути длиной 1 км, на котором участники соревнований должны показать максимально возможную скорость, причем в двух дисциплинах. В одном случае стартуя с места, а в другом — предварительно разогнавшись. Судьи, имеющие лицензию FIA и специальное омологированное оборудование, определяют среднюю скорость на километровом отрезке и готовят документально-фактологическую базу для Книги рекордов России.
Скоростной фестиваль на Байкале проводится в естественных условиях, без выравнивания покрытия и намораживания льда. Организаторы лишь расчищают снежные переметы, удаляют торосы и заливают водой глубокие трещины. Коэффициент сцепления в таких условиях в 150 раз ниже, чем на асфальте, и, чтобы разогнаться перед зачетным участком, а потом еще и остановиться, участникам требуется огромная дистанция. Риск возникновения боковых скольжений здесь тоже велик. Именно по этим причинам байкальская трасса вытягивается в длину более чем на десять километров и имеет специальную 300-метровую полосу безопасности.
Первым достижением 2019 года стал «ледяной» рекорд скорости на серийном внедорожнике Jeep Grand Cherokee SRT 8 Track Hawk, претендующем на звание самого мощного и динамичного транспортного средства в сегменте SUV. При старте с места на километровом ледяном участке пути пилот Андрей Леонтьев развил на нем скорость 100 км/ч, а с хода разогнался до 257 км/ч. Максимальная скорость во время заезда, попавшая в Книгу рекордов России, оказалась равной 280 км/ч.
В этом году впервые в мировой практике на Байкале был установлен рекорд скорости в классе электромобилей. Электрический кроссовер Jaguar I-Pace продемонстрировал эталонную разгонную динамику на льду, формально обойдя по цифрам многие суперкары с двигателями внутреннего сгорания, и под управлением пилота Максима Леонова развил скорость 202 км/ч.
Формула на льду? Такое в этом году тоже было! Пилот Степан Ануфриев попал в Книгу рекордов России, разогнав гоночный заднеприводный автомобиль Эстония-21 (класс — Формула-1600) до 166 км/ч. Средняя скорость Формулы на контрольном участке при старте с места составила 80 км/ч, а при старте с хода — свыше 120 км/ч.
Автомобили разных классов, с разными силовыми установками и типами привода на байкальском льду объединяло одно — серийные шипованные шины MICHELIN. Решение поставить именно на этого производителя было принято после прошлогодних сравнительных тестов, проведенных независимой финской компанией Test World. Шины MICHELIN X-Ice North 4, предназначенные для обычных легковых автомобилей, и MICHELIN X-Ice North 4 SUV, ориентированные на внедорожники и кроссоверы, опередили тогда своих рыночных конкурентов почти во всех дисциплинах. Они лучше тормозили, обеспечивали автомобилю более адекватную управляемость и позволяли эффективнее разгоняться. А в ходе эксплуатационных испытаний показали самую высокую потребительскую «живучесть»: повторные тесты на торможение, проведенные после ресурсного пробега продолжительностью 10 000 км, выявили еще больший отрыв от продукции других производителей, подтвердив высокую стабильность параметров. В чем секрет?
Во-первых, новое поколение шин MICHELIN семейства X-Ice North является рекордсменом по количеству шипов. На каждой из шин, в зависимости от размерности, их может быть от 250 до 300 штук (в среднем это на 30 процентов больше, чем у конкурентов), однако рекордный «зацеп» на льду обеспечивается не только этим.
Изменилась конструкция самого шипа, а именно — форма верхнего фланца, благодаря чему шип стал лучше держаться на своем месте. Твердосплавная вставка — та, которая вгрызается в лед, — теперь имеет специальный обод, отвечающий за «контактную геометрию». Как бы ни дышал протектор под нагрузкой, как бы ни играло посадочное место, такой шип работает строго радиально, не перекашивается и за лед всегда цепляется твердосплавной вставкой, обеспечивая максимально возможный «зацеп».
Эту технологию компания Мишлен разработала для шин спортивных автомобилей класса WRC, участвующих в чемпионате мира по ралли, и, обкатав ее в спорте, решила использовать на «гражданской» продукции — шинах MICHELIN X-Ice North 4 и MICHELIN X-Ice North 4 SUV. А еще новое поколение покрышек линейки X-Ice North получило измененный рисунок протектора, расположение шипов в котором просчитывалось с помощью математической модели. Специальная программа проанализировала 1400 потенциальных позиций и предложила оптимальный вариант установки шипа на каждом сегменте протектора — с акцентом на улучшение тормозных свойств на льду и снижение шума.
Также рисунок протектора дополнили ламелью с п-образными зубцами, форма которой позаимствована у шин MICHELIN линейки Pilot Alpin. Благодаря ей блоки протектора увеличили боковую жесткость и стали собраннее реагировать при выполнении резких маневров — это заметно улучшило управляемость на скользких покрытиях. Шины с шириной профиля более 255 мм получили дополнительные ребра в протекторе и стали равномернее распределять нагрузку в пятне контакта, обеспечивая более высокие сцепные свойства на любом типе зимнего покрытия.
Рекорд скорости на автомобиле на льду
Шины для легковых автомобилей / минивэнов / 4×4
18 рекордов скорости на льду Байкала
Впечатляющее количество рекордов установлено на естественном льду озера Байкал в 2020 и 2021 годах на фестивале скорости «Дни скорости на льду Байкала» на серийных шинах Continental.
Лёд озера Байкал – самая ровная и скользкая естественная поверхность. Уникальное место для демонстрации характеристик зимних шин.
Условия соревнований включают подготовку прямой трассы длиной 13 126 м на льду Байкала. Трасса размечается при помощи сертифицированных профессиональных геодезистов – это обязательное условие РАФ (Российской Автомобильной федерации). Фактически организаторы сертифицируют часть байкальского льда как гоночную трассу.
Все автомобили проходят строгую техническую комиссию, и все допущенные к соревнованиям пилоты имеют действующую гоночную лицензию.
Соревнования проходят в нескольких дисциплинах:
— попытки установления рекорда скорости на дистанции 1 км при старте с хода (средняя скорость на мерном участке 1 км при заездах в обе стороны);
— попытки установления рекорда скорости на дистанции 1 км при старте с места (средняя скорость на мерном участке 1 км при заездах в обе стороны);
— попытки достижения максимальной скорости на льду;
— наименьший тормозной путь со скоростей 60, 90 и 200 км/час для легковой и со скорости 80 км/ч для грузовой техники.
В 2021 году в классе легковых автомобилей борьба развернулась вокруг магического числа 300 – именно три сотни километров в час стали рубежом, который пытались преодолеть некоторые претенденты на рекорд.
Как выглядят заезды в цифрах
Представлены рекорды, установленные на серийных зимних шинах Continental в рамках мероприятия:
1. А. Леонтьев, средняя скорость на дистанции 1 км с хода – 274,977 км/ч
2. А. Леонтьев, средняя скорость на дистанции 1 км с места – 114 км/час
3. А. Леонтьев, максимальная скорость для SUV на льду 298 км/час.
4. М. Леонов, средняя скорость на километре с хода в 271,268 км/час.
Bentley Continental GT устанавливает рекорд скорости на льду
Для полной остановки массивного купе с 300 километров в час до нуля Канккунену понадобилось менее 600 метров. Очень неплохо.
Финляндия, замёрзшее Балтийское море близ города Оулу (Oulu) и автомобиль, несущийся по льду со скоростью около 300 километров в час под управлением гонщика и бизнесмена Жильдо Палланка-Пастора (Gildo Pallanca-Pastor)… Это происходило в марте далёкого 1995 года, тогда не было никаких тысячесильных Veyron. Но имелся EB110 SS с мотором мощностью 592 «лошади», который установил рекорд скорости на льду, равный 296,34 километра в час.
Двенадцать лет этот результат оставался непревзойдённым, но на прошлой неделе ситуация изменилась. Четырёхкратный победитель чемпионата мира по ралли Юха Канккунен (Juha Kankkunen) в том же самом месте, но за рулём уже более гражданского автомобиля — Bentley Continental GT — обновил достижение.
Стоит заметить, что Continental GT был вполне себе серийным. С минимальным количеством доработок. Для уверенности гонщика в завтрашнем дне полноприводное купе наделили каркасом безопасности, снабдили аэродинамическими прибамбасами, а также залили в бак специальное топливо, выдерживающее низкие температуры. Остальная техническая начинка Bentley сохранила свою девственность.
После установления рекорда, член правления компании доктор Ульрих Эйхорн (Dr. Ulrich Eichhorn) с улыбкой до ушей заявил:«Благодаря этим заездам мы смогли раскрыть весь потенциал автомобилей Bentley в экстремальных условиях. Но мы не рекомендуем владельцам Bentley ездить по льду на таких высоких скоростях».
Гонка 1000 километров по льду Байкала. Как мы предприняли попытку установления рекорда скорости
В этом году нам посчастливилось принять участие в рекордной 1000-километровой попытке на установление лучшей средней скорости во время «Дней скорости на льду Байкала». Рассказываем о том, как это было.
Перед участниками рекордной попытки-2020 стояла непростая задача. Нам нужно было превзойти предыдущие показатели, которые занесены в записи рекордов РАФ и FIA в 2017 году. Предыдущий рекорд также устанавливали на Байкале. В нем участвовали три пилота на автомобиле Bentley Flying Spur, а средняя скорость в тот раз составила 91,6 км/ч. Не спешите говорить, что это очень мало: ведь в расчет берется не только время, проведенное непосредственно на ледовой трассе, но и все те минуты, которые уходят на дозаправку, смену пилотов и прочие необходимые действия, когда скорость автомобиля равняется нулю. Да и на самой кольцевой трассе с минимальным сцеплением не всегда возможно поддерживать высокую скорость: в поворотах приходится тормозить, чтобы не наделать ошибок и не вылететь с траектории.
В чем основные отличия «Байкальской мили» от «Дней скорости на льду Байкала»?
В этом году (равно как и в прошлом на льду Байкала) практически параллельно происходило два мероприятия: «Байкальская миля» и «Дни скорости на льду Байкала». Чтобы вы не запутались в них, предлагаем вам узнать, чем они отличаются.
Фестиваль скорости «Байкальская миля» проходит уже второй год на бурятской стороне озера около села Максимиха, примерно в 200 км от Улан-Удэ. Его организаторы — известный custom-байкер и владелец ателье Fine Custom Mechanics Сергей Мальцев и не менее известный мотопутешественник и организатор выставок «Мотозима» и «Мотовесна» Дмитрий Хитров.
Участниками «Байкальской мили» являются преимущественно мотоциклисты (примерно 70%) и владельцы/пилоты других транспортных средств с разным количеством колес и даже без оных, как, например, лодки на воздушных подушках.
На самом деле это в первую очередь большая тусовка, но здесь происходят и замеры скорости, которые фиксируют в «Байкальской книге рекордов».
«Байкальская миля» создана по подобию рекордного мероприятия в Бонневилле, только на льду, и напоминает «Автоэкзотику» в ее лучшие годы.
Совсем другое дело — «Дни скорости на льду Байкала». Это академичное и закрытое для широкой публики событие, нацеленное на установление рекордов скорости на природном льду, которые фиксируются как в Российской автомобильной федерации, так и в FIA.
«Рекорды скорости на льду Байкала» с 2012 года проводит известный телеведущий, автоспортсмен и журналист Андрей Леонтьев и компания «LAV Productions» около острова Ольхон на льду Малого Моря, а на событии работают представители и судьи РАФ, которые официально фиксируют рекорды.
«Рекорды» уникальны именно своим подходом и результативностью, но машин и участников тут намного меньше. В их списке значатся как гражданские, так и гоночные автомобили категории TCR, карты, формулы и кит-кары вроде шорткатов.
В силу климатических особенностей и низких температур многие рекорды даются непросто, особенно это касается класса открытых автомобилей и картов.
Первые страницы истории
Событие 2012 года стало в некоем смысле пробным: здесь обкатывалась технология проведения подобных заездов. Тогда благодаря гильдии Ледовых капитанов Байкала и ее председателя Александра Бурмейстера была выбрана ровная ледовая площадка протяженностью более десяти километров, с помощью профессиональных геодезистов на ней построена разгонная трасса, а первым рекордным автомобилем стала Mazda MX5, предпринявшая рекордную попытку на льду в классе до двух литров.
На сайте Российской автомобильной федерации можно найти список всех национальных рекордов начиная с 1961 года. Свой первый репортаж об этом событии я опубликовала в 2013-м на портале Drom.ru, когда Роман Русинов разогнал Nissan GT-R до 301,325 км/ч (но в книге рекордов был зафиксирован результат в 294,8 км/ч). Здесь же мы рассказывали и про экспериментальный 2012-й год.
В тот раз для лучшего торможения к Mazda MX-5 был прикреплен тормозной парашют, однако опыт показал, что сильные порывы ветра при раскрытом парашюте создают лишь дополнительную опасность, и от него было решено в дальнейшем отказаться.
Основное большинство рекордов скорости на льду было установлено на дистанции длиной в километр с места и с хода, а вот пять лет спустя, в 2017 году, прошла и первая 1000-километровая кольцевая гонка, в которой на автомобиле Bentley Flying Spur участвовали Кирилл Ларин, Максим Леонов и Андрей Леонтьев.
Начинается все с разведки. Ее вот уже десять лет проводит Александр Бурмейстер и Гильдия ледовых капитанов Байкала. Разведка занимает порядка двух месяцев, и перед группой стоит задача найти ровную льдину, без торосов, разломов и щелей длиной минимум 13–14 и шириной 3–4 километра. После того как площадка найдена, начинается разметка трассы, для чего привлекают специалистов по геодезии.
Для установления рекорда скорости с хода автомобилю необходимо набрать определенную скорость к первой отсечке, и по льду, при низком коэффициенте сцепления это происходит не так быстро, как на асфальте. На торможение нужно еще больше времени. Несколько лет тому назад, когда во время заездов была достигнута скорость в 295 км/ч, 13 километров едва хватило на разгон и торможение.
Геодезисты размечают трассу с точностью до миллиметра. На мерном километре, который расположен примерно посередине трека, на входе и выходе устанавливают датчики хронометража. По правилам FIA, которыми руководствуются организаторы, пилот должен проехать по трассе в обе стороны: это исключает влияние попутного ветра.
Далее начинается непосредственная подготовка трассы: очистка ее от снега, срезка снежных переметов, которые на высокой скорости могут создать аварийную ситуацию. Также срезаются и ледовые стыки старых трещин. На всю эту работу уходит несколько дней, а затем официальные представители Российской автомобильной федерации проверяют трассу на соответствие всем условиям, включая безопасность, и выдают Сертификат.
Рекордные попытки Байкала-2020
В этом году сюда привезли Subaru WRX STi на газобаллонном оборудовании, Short Cut Classic и Jaguar F-Pace. Был еще карт SODI RT8, но, пожалуй, главный интерес вызывали три новеньких Hyundai i30 N, на каждом из которых участникам рекордной попытки предстояло проехать в общей сложности не менее 1000 км. Впрочем, один из Hyundai также принимал участие в скоростных заездах по прямой на один километр.
На открытом шорткате и карте пилотам было тоже не слишком комфортно. Даже скорость в 150 км/ч для пилота Сергея Ларина в таких условиях стала серьезной проверкой: сильный встречный ветер, постоянно запотевающий от дыхания визор шлема, тонкий омологированный комбинезон — все это осложняло условия заезда.
Что касается Марии Леонтьевой на карте, чья максимальная скорость превысила 82 км/ч, то ей в полностью открытой машинке было и вовсе тяжело, и после заездов приходилось отогревать руки и ноги, которые буквально теряли чувствительность, в отапливаемой юрте.
Илья Кашин на Jaguar F-Pace развил среднюю скорость на дистанции в один километр с хода более 200 км/ч, максимальная скорость превысила 220 км/ч.
Максим Леонов на Hyundai i30 N показал среднюю скорость на дистанции в один километр с хода скорость более 220 км/ч, максимальная скорость превысила 230 км/ч.
Еще в один из дней проходили испытательные заезды на торможение на резине Continental Ice Contact 2 — и это тоже был интересный и необычный эксперимент, выполненный по заказу представительства шинной компании. Торможение проводилось по прямой с выжиманием педали тормоза в пол со скоростей 60 км/ч, 80 км/ч, 100 км/ч и 200 км/ч. При этом водитель должен был держать руль прямо и не подруливать для выпрямления траектории. Давление в колесах автомобиля Jaguar F-Pace поддерживалось на заданных стандартных цифрах, для замеров тормозного пути были приглашены специалисты по геодезии со специальными приборами. Тормозной путь с 60 км/ч по льду составил около 57,5 метра, с 80 км/ч — 134 метра, со 100 км/ч — 199 метров и с 200 км/ч — 555,5 метра.
— Это очень хороший показатель для зимних шин, — прокомментировал результаты замеров кандидат технических наук, инженер Лаборатории спортивных автомобилей МАДИ Максим Топорков. — На такой поверхности коэффициент сцепления составляет 0,2, и тормозной путь в 57,5 метра с 60 км/ч до остановки демонстрирует высокое качество зимней резины.
Что касается экологии, то позвольте в этот раз обойти подробным вниманием экологическую составляющую этих заездов и лишь упомянуть, что из года в год здесь ничего не меняется: организаторы продолжают тщательно собирать мусор, технические жидкости и прочие отходы жизнедеятельности в специальные контейнеры и затем вывозят и утилизируют это далеко от озера.
Для участия в 1000-километровом заезде было выбрано три автомобиля Hyundai i30 N, укомплектованные двигателем 2,0 л турбо мощностью 275 л.с. и механической коробкой передач.
Все три были «обуты» в разную резину — Continental Ice Contact 2, Michelin X-Ice North 4 и Nokian Hakkapeliitta IX. В рекордной попытке участвовал автомобиль на шинах Continental №1, остальные выполняли тестовые задачи.
Для заезда была построена кольцевая трасса протяженностью 7900 метров с поворотами как в правую, так и в левую сторону, двумя длинными дугообразными поворотами на дальних концах трассы и длинной прямой свыше километра с возможностью разогнаться примерно до 190–200 км/ч.
В заезде участвовали шесть непрофессиональных пилотов: Илья Кашин, Михаил Кулешов, Сергей Ларин, Максим Леонов, Андрей Леонтьев и я, Мария Мельникова. График наших заездов был составлен так, что каждый проезжал на каждом автомобиле по одной сессии, что в сумме составляло примерно 500 км. Каждая сессия длилась примерно полтора часа, т. е. в целом мы провели на льду за рулем Hyundai i30 N примерно по 4,5 часа.
Нашей задачей было придерживаться максимально возможной скорости, при этом распределять силы так, чтобы весь заезд удерживать высокий темп. Требовалось добиться того, чтобы общая средняя скорость за всю гонку превысила предыдущий рекорд.
Да, возможно, если бы конфигурация трассы состояла из круга или овала, где можно максимально комфортно придерживаться высоких скоростей, наш результат был бы выше, но перед нами стояли и другие задачи: сравнить между собой три разных шинных бренда и… получить удовольствие от управления автомобилем.
Перед стартом заездов у каждого из пилотов была возможность проехать по два пробных круга, чтобы ознакомиться с трассой, затем был дан старт заезда. Мы стартовали по очереди с интервалом в 6,5 минуты друг от друга. Предполагалось, что таким образом мы сможем избежать обгонов более медленных пилотов более быстрыми, а также ожидания своей очереди на заправке, которая по плану должна была происходить на смене пилотов. Тем не менее расход топлива не у всех был одинаковый: кто-то больше разгонялся и тормозил, кто-то лучше придерживался средней скорости. Так что у некоторых пилотов топливо заканчивалось еще до финиша их отрезка, и организаторам приходилось на ходу разруливать ситуации, когда две машины могли одновременно оказаться «в паддоке».
Мы стартовали с разгонной прямой, на которой дежурил судейский автомобиль и была установлена отсечка времени, здесь же в стороне была оборудована заправка. Еще два судейских автомобиля стояли в дальних концах трассы. Эта необходимость была обусловлена тем, что местные с удовольствием использовали проложенную трассу для своих транзитных поездок, и это создавало потенциальную угрозу столкновений.
Мне повезло открывать этот заезд под взмах флага: я вышла первой на трассу на автомобиле № 1 «Continental». В начале заездов практически вся трасса полностью была покрыта снегом — за исключением прямика, который использовался до этого для рекордных заездов по прямой. Но уже к концу моей первой смены мы «протоптали» довольно широкую ледовую колею и разбили снежную целину в районе поворотов. Первая смена вообще была самой сложной, т. к. надо было приноровиться не только к незнакомому автомобилю, но и к практически незнакомой трассе, понять оптимальные скорости, точки торможения и апексы. Главное отличие от нормальной кольцевой асфальтовой гонки в том, что ты раньше тормозишь и раньше поворачиваешь, выбирая траекторию с запасом. Впрочем, в течение гонки все очень сильно меняется, да и разные шины заставляют менять стиль управления автомобилем.
В качестве предварительного итога хочется отметить, что средняя скорость по итогам заезда составила свыше 110 км/ч, а это означает, что если РАФ признает попытку состоявшейся, то очередной рекорд будет зафиксирован.
Во время написания этого материала я прекрасно отдавала себе отчет в том, что оппоненты могут сказать: «Подумаешь, что такое 110 км/ч?».
Да, вероятно, это не так уж и много. Но, во-первых, это все же была средняя скорость с учетом остановок, к тому же это были заезды на льду, где коэффициент сцепления совсем низкий. Во-вторых, история пишется не сразу, и всегда нужно с чего-то начинать. Зато теперь у нас есть еще один рубеж, который будет интересно преодолеть в дальнейшем. Ну и, в-третьих, рекорды — это тоже дисциплина автоспорта, а автоспорт это в любом случае здорово.
Андрей Леонтьев о рекордных автомобилях Subaru WRX STI и Short Cut Classic:
«Серийный Subaru STI был переоборудован для работы на сжиженном пропане. В теории это сулило не только снижение вредных выбросов, но и прирост мощности. И действительно, замеры на стенде перед отправкой машины на Байкал показали +40 лошадиных сил, а на ледовых тренировках машина ехала быстрее 260 км/ч. Но накануне зачетных заездов выпало много снега, а ночью грянул 30-градусный мороз. К сожалению, перенести зачетный заезд можно лишь предупредив РАФ за 48 часов. Из-за мороза мощность машин с интеркулерами резко упала: нет рабочей температуры — нет давления в турбине, нет давления — нет мощности. Экстренная замена форсунок на более производительные, проведенная в полевых условиях, дала незначительный эффект, но на зачетном заезде смогли показать только 237 км/ч. Тем не менее эксперимент можно с уверенностью назвать успешным, и он получит свое развитие в следующих ледовых стартах».