Рекорд скорости парового автомобиля
Автомобиль на паровом двигателе побил рекорд скорости
Англичане сделали гоночный болид на паровом двигателе, который разогнался до среднего максимума 225 км/ч и побил рекорд скорости столетней (!) давности, пишет New Scientist.
Двигатель автомобиля жжёт природный газ для нагрева воды в 12 котлах каждый размером с портфель. Под давлением пар разогревается до 400°C и с огромной мощью вырывается из котлов на двухступенчатую турбину, которая вращается на 13 000 оборотах в минуту, передавая крутящий момент на колёса.
Рекорд скорости официально зарегистрировали 26 августа 2009 года специалисты Международной федерации автоспорта (FIA). По их требованиям, автомобиль должен был проехать трассу 1,6 км дважды в течение часа в прямом и противоположном направлениях, чтобы сильный калифорнийский ветер не повлиял на результат.
За две попытки трёхтонный 7,6-метровый Charles Burnett III смог разогнаться до 219 и 243 км/ч. Он уложился в восемь минут, хотя перед заездом на трассу ему требовалось 4 км для разгона и столько же для последующего торможения.
Предыдущее достижение скорости паровых машин 204 км/ч принадлежало модифицированному автомобилю популярной марки Stanley Steamer и держалось аж с 1906 года. В те времена паровые двигатели считались наиболее перспективной технологией для автомобильного транспорта. Всё изменилось к 1920-м годам в связи с усовершенствованием двигателя внутреннего сгорания и удешевлением бензина.
У Charles Burnett III теоретический предел скорости составляет 274 км/ч, так что его создатели намерены повторить попытку, даже если FIA в ближайшие дни официально зарегистрирует рекорд 225 км/ч.
Рекорды скорости паровых двигателей (6 фото)
Чем сейчас представляется автомобиль с паровым двигателем? Чем-то архаичным, примитивным медленным и неуклюжим. И трудно ныне поверить в то, что в начале 20-го века в бесспорное лидерство паровых автомобилей на тогдашних гонках, где они влегкую обходили машины с ДВС. Это кажется нам уже чем-то удивительным. А ведь так и было — и не в последнюю очередь за счет огромного крутящего момента паровых машин и отсутствию провалов мощности при переключении передач в КПП.
Построенный Россом паромобиль взял все призы на гонках, опередив многих именитых соперников. Машина была весьма оригинальной конструкции: двухмоторной. Вместо мертвой массы дифференциала у построенной им в содружестве с известными конструкторами паромобилей братьями Стэнли гоночной машины имелось два независимых привода на каждое из ведущих колес. Сыграла свою роль и весьма совершенная аэродинамическая форма паромобиля: машина была бесконденсаторной, а потому придумывать, как урезать лоб радиатора, чтобы он не слишком мешал, не требовалось.
Итог — закономерен: в турне по побережью, т.н. «Ormond Beach» — Стенли Росс на «Wogglebug» ставил рекорды за рекордом. В том же 1905 году им установлен рекорд скорости США — 92,436 миль/ч (148,7км/ч) и мировой рекорд скорости на земле — 94,737 миль/ч (152,43 км/ч).
Очевидно, вдохновленные успехом Росса, братья Стэнли в 1906 году построили паромобиль изначально нацеленный на установление нового мирового рекорда скорости – «Stanley Rocket». Паромобиль проезжал на одной заправке водой 50 миль, необходимое для движения давление пара — 70 бар — достигалось за 10-15 минут от запуска машины. Для пилотирования экстремальной техники был выбран гонщик Фред Марриотт, а для установления рекордного показателя – флоридский пляж Ормонд, расположенный недалеко от Дайтона-бич. С первого же раза «Ракете» братьев Стенли с Марриоттом за рулем удалось разогнаться до 205,4 километра в час – на тот момент быстрее не ездил еще никто!
Год спустя конструкторы и бесстрашный пилот решили преодолеть на паромобиле рубеж в 300 километров в час. Для этого давление пара, подаваемого из котла в двигатель, было увеличено с 70 до 90 бар. Развив более 240 километров в час, машина подскочила на кочке, перевернулась и развалилась на части. Фред получил серьезные травмы, но, тем не менее, пообещал продолжить гоняться. Однако братья Стэнли после этой неудачи отказались от погони за мировым рекордами скорости из-за их опасности.
Но строить скоростные паромобили братья Стэнли не перестали. Именно на автомобиле их производства 14 мая 1913 года на гонках в Санкт-Петербурге, на Волхонском шоссе, преодолена скорость 202,1 км/ч. Это был один из первых российских рекордов скорости.
Рекорд скорости для паромобилей, установленный братьями Стэнли, продержался несколько десятилетий. В основном потому, что век пара прошел и паромобили редко кто строил. Пока в начале 80-х энтузиаст паротурбинных двигателей Джим Крэнк не решил побить «паровой» рекорд скорости 1906 года. Сам он построить гоночный паромобиль не смог, но сумел заинтересовать Боба Барбера, совладельца компании Barber-Nichols, производящей паротурбинные установки. В итоге рекродный паромобиль все-таки был построен и в августе 1985 года на бонневильском плато он преодолел зачетную милю со скоростью 234,3 км/ч.
Но международная автомобильная федерация FIA рекорд так и не признала. Дело в том, что Барбер совершил только один заезд, чего по американским правилам достаточно. А FIA регистрирует рекорды по двум заездам в противоположных направлениях, поэтому достижение Stenley Rocket официально считалось непревзойденным более века.
Самая же высокая скорость для паровых автомобилей на сегодняшний момент была достигнута в августе 2009 года болидом «Inspiration».
Этот похожий на истребитель гоночный паромобиль был разработан группой британских инженеров. Болид приводился в движение двумя турбинами, вращавшимися благодаря пару, подаваемому под давлением в 40 бар со скоростью в два маха из двенадцати высокоэффективных бойлеров. Общая мощность силовой установки «Inspiration» на выходе составляла около 360 лошадиных сил. Пилотом болида был Чарльз Барнетт.
Средняя максимальная скорость «Inspiration» в двух заездах составила 139,843 мили в час, или 223,748 километра в час. В первом заезде болид развил скорость 136,103 мили в час (217,7 километра в час), а во втором — 151,085 мили в час (241,7 километра в час).
Парная гонка: 300 км/ч на паровой машине
Автомобильные гонщики начала прошлого века были наслышаны о местечке Дайтона-Бич в штате Флорида. Бескрайний пляж с гладким, утрамбованным, словно бетон, песком отлично подходил для разгона до безумных скоростей. Поэтому начиная с 1902 года и вплоть до середины 1930-х годов сюда со всего мира привозили самые быстрые машины.
Шумахеры с топкой
В январе 1907 года любопытных на пляже было как никогда много. В этот день пилот Фрэд Мэрриотт собирался превзойти установленный им же мировой рекорд скорости. Годом ранее американский гонщик вошел в историю как первый в мире человек, преодолевший рубеж скорости в 200 км/ч (самолеты тогда еще не летали так быстро). На специально сконструированном рекордном паромобиле Stanley Rocket Мэрриотт разогнался до 127,7 миль/ч (205,4 км/ч).
После рекордного заезда Фрэд и братья Стэнли сразу приступили к форсировке машины. По их мнению, показанная скорость не в достаточной мере раскрывала потенциал паровых технологий. Инженеры и пилот считали, что путем доработки паромобиля можно было бы вплотную приблизиться к скоростному рубежу в 200 миль/ч (322 км/ч). Поднять мощность мотора решили за счет повышения давления пара. Если раньше котел поставлял в поршневую паровую машину пар под давлением 70 бар, нагретый до 400 °C, то теперь давление выросло до 90 бар. Вместе с разгонной повысили и тормозную динамику: под машину разработали более мощные тормозные механизмы.
Газеты того времени писали, что авария произошла на скорости под 190 миль в час. Специалисты в области паромобилей находят такие данные сомнительными, полагая, что в реальности авария случилась на скорости 130−140 миль в час. Так или иначе, но показанную до аварии скорость официально не признали. А серьезно пострадавший в аварии Фрэд Мэрриотт попыток улучшить свое достижение больше не предпринимал.
К 1910 году двигатели внутреннего сгорания стали уже достаточно совершенными, чтобы обойти паромобиль на гоночном треке. Поэтому в следующем десятилетии на знаменитом пляже соревновались уже привычные автомобили. Так волей судьбы Фред Мэрриотт вот уже 103 года продолжает оставаться самым быстрым человеком, ездившим на паровой тяге.
Рекордные паровозы так и не смогли перебить рекорд Stanley Rocket. Среди них быстрее всех летом 1938 года промчался паровоз Mallard (202,7 км/ч). Правда, в 1985 году американец Роберт Бэрбер в Бонневиле разогнался на сконструированном им паромобиле до 234 км/ч. Но этот рекорд так и не получил официального признания.
Паромобиль. Век XXI
До своего 105-летия рекорд Фрэда Мэрриотта едва ли доживет непобитым. Минувшей осенью на Британских островах испытали паровую машину, рассчитанную на достижение скорости 170 миль/ч (274 км/ч).
Идея экстравагантного проекта родилась одиннадцать с половиной лет назад, в июне 1997 года, во время беседы английского энтузиаста паровых машин Билла Рича и профессора Саунтгемптонского университета Нила Ричардсона. В ходе разговора Билл вспомнил, что рекорд 1906 года не побит до сих пор, и поинтересовался у профессора, насколько реально создать паровую машину, способную развивать скорость 170 миль/ч. Джентльменам стало интересно узнать, насколько паровик XXI века может быть совершеннее аппарата Stanley Steamer.
Осенью того же года мир с интересом наблюдал за событиями в пустыне Блэк-Рок (штат Невада). Там 15 октября 1997 года Энди Грин впервые в истории вышел на наземном аппарате на сверхзвук. Британия торжествовала. Англичанин Ричард Нобл — руководитель этого проекта — напомнил соотечественникам об эпохе промышленной революции, когда после изобретения парового двигателя в Британию со всего мира стали съезжаться инженеры и промышленники — перенимать опыт. «А почему бы не установить еще один мировой и исключительно британский рекорд?» — задумался Билл Рич.
Его приятель Нил Ричардсон тем временем заразил студентов идеей создания рекордной паровой машины. Многие из них выбрали эту тему для своих дипломных проектов. Работы дипломников были полны оригинальных технических решений, а самое главное — Нил Ричардсон видел, с каким интересом студенты брались за эту работу. В 1999 году с дипломами студентов ознакомился представитель известной автомобильной аристократической семьи лорд Монтегю (отец лорда был известным автомобильным историком, коллекционером старинных машин и основателем Национального автомобильного музея в Бельо). Тогда же и появилась идея доработать проекты дипломников и в действительности построить рекордный паромобиль.
Уже в 1999 году была собрана команда для установления нового парового рекорда — British Steam Car Challenge. Любопытно, что в ее состав вошло несколько специалистов, не так давно трудившихся на Ричарда Нобла, — те самые, кому британцы обязаны нынешним абсолютным мировым рекордом скорости.
Как это ездит?
По словам главного конструктора команды Глайна Боушера, сложнее всего было создать двигатель для паромобиля. Требовалась максимальная мощность при минимальных размерах и весе. Инженеры сразу отказались от поршневой паровой машины, которая использовалась на паровозах и рекордном Stanley Steamer. Вместо нее была применена паровая турбина, как и на паромобиле неофициального рекордсмена Боба Бэрбера. Причем конструкторам удалось сделать турбину максимально компактной — ее диаметр всего 33 см.
Как известно, паровая турбина работает эффективно только на высоких оборотах. Для обычной машины, какой являлся, например, гражданский Stanley Steamer, это было неприемлемо. В городских условиях скорость должна постоянно меняться. Но для рекордной машины — то что надо. Тем более что дизайнерам требовалось создать кокпит с великолепной аэродинамикой, поэтому менее габаритная турбина в качестве «сердца» машины подходила как нельзя кстати.
В отличие от паровозов, где в качестве топлива использовался уголь, здесь применяется сжиженный газ. От него работает 12 парогенераторов суммарной производительностью 3 МВт теплоты! Чтобы неспециалисты могли оценить, как это много, разработчики не поленились перевести мегаватты в. чашки чая. Если аппарат использовать для приготовления кипятка, то каждую секунду он будет выдавать 23 чашки горячего чая.
Проект British Steam Car Challenge собрал вместе интересных людей, увлеченных паровыми технологиями и высокими скоростями.
Главный поклонник паровых машин в команде — Билл Рич. После того, как в 1963 году Биллу посчастливилось прокатиться на паромобиле Stanley, в его жизни появилось новое увлечение. Однако реализовать мечту — приобрести паромобиль — ему удалось только в 1987 году. Это был 20-сильный Stanley 1916 года выпуска. Сегодня в собственности Билла уже несколько паровиков, а еще он возглавляет Клуб паромобилей Великобритании, объединяющий около 350 поклонников таких машин по всему миру.
Выход на высокие скорости — любимое дело Дона Уэльса, племянника Дональда Кэмпбелла и внук сэра Малькольма Кэмпбелла — оба в свое время установили мировые рекорды скорости на суше и на воде. На счету Дона пока только национальные рекорды, которые он установил на скоростном электромобиле Bluebird Electric. Покорить мировой рекорд скорости на электротяге британцам пока тоже не удалось: сегодня этот рекорд принадлежит команде студентов Университета Огайо. В 2004 году построенный ими электромобиль Buckeye Bullet развил скорость 508,5 км/ч.
Если же использовать паровую машину по назначению, то каждую минуту в тонких трубках парогенераторов (общей длиной 3 км!) 40 л воды превращаются в пар с температурой 400 °C и давлением 40 бар. Образующийся пар через четыре сопла подается на двухступенчатую паровую турбину. Та, раскручиваясь до 13 000 оборотов в минуту, через понижающую передачу (4,5 к 1) вращает задние колеса. Мощности турбины — 360 л.с. — согласно расчетам, достаточно, чтобы разогнать трехтонный аппарат длиной 7,7 м до скорости 274 км/ч. Пусть вас не смущает высокий вес машины — его компенсирует замечательная с точки зрения аэродинамики форма: коэффициент аэродинамического сопротивления Сх равен всего лишь 0,2.
В планах команды — побить рекорд 103-летней давности уже в этом году, и если все удастся, то команда не исключает, что попробует осуществить мечту Фрэда Мэрриотта — проехать на паре со скоростью 200 миль в час.
1000 миль в час на автомобиле
Пока команда British Steam Car Challenge готовится к преодолению парового рекорда, знаменитый британец Ричард Нобл в очередной раз собирается улучшить абсолютный мировой рекорд скорости на суше. Недавно был анонсирован проект создания нового сверхзвукового рекордного аппарата — Bloodhound SSC. Инициатор идеи – министр науки Великобритании лорд Пол Дрейсон. Цель проекта – завоевать внимание нынешних школьников и побудить их сделать карьеру в области науки и техники. Поэтому к участию в проекте будут широко привлекаться школьники и студенты. В обучающих целях при базе команды даже откроют образовательный центр. Проект обещает обрести национальную значимость. В нем будут принимать участие и Министерство науки, и ведущие британские ВУЗы, а реактивный двигатель команде предоставит Министерство обороны.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Версия 1904 года со спицованными колесами
Чем сейчас представляется автомобиль с паровым двигателем? Чем-то архаичным, примитивным медленным и неуклюжим. И трудно ныне поверить в то, что в начале 20-го века в бесспорное лидерство паровых автомобилей на тогдашних гонках, где они влегкую обходили машины с ДВС. Это кажется нам уже чем-то удивительным. А ведь так и было — и не в последнюю очередь за счет огромного крутящего момента паровых машин и отсутствию провалов мощности при переключении передач в КПП.
Построенный Россом паромобиль взял все призы на гонках, опередив многих именитых соперников. Машина была весьма оригинальной конструкции: двухмоторной. Вместо мертвой массы дифференциала у построенной им в содружестве с известными конструкторами паромобилей братьями Стэнли гоночной машины имелось два независимых привода на каждое из ведущих колес. Сыграла свою роль и весьма совершенная аэродинамическая форма паромобиля: машина была бесконденсаторной, а потому придумывать, как урезать лоб радиатора, чтобы он не слишком мешал, не требовалось.
Итог — закономерен: в турне по побережью, т.н. «Ormond Beach» — Стенли Росс на «Wogglebug» ставил рекорды за рекордом. В том же 1905 году им установлен рекорд скорости США — 92,436 миль/ч (148,7км/ч) и мировой рекорд скорости на земле — 94,737 миль/ч (152,43 км/ч).
Очевидно, вдохновленные успехом Росса, братья Стэнли в 1906 году построили паромобиль изначально нацеленный на установление нового мирового рекорда скорости – «Stanley Rocket». Паромобиль проезжал на одной заправке водой 50 миль, необходимое для движения давление пара — 70 бар — достигалось за 10-15 минут от запуска машины. Для пилотирования экстремальной техники был выбран гонщик Фред Марриотт, а для установления рекордного показателя – флоридский пляж Ормонд, расположенный недалеко от Дайтона-бич. С первого же раза «Ракете» братьев Стенли с Марриоттом за рулем удалось разогнаться до 205,4 километра в час – на тот момент быстрее не ездил еще никто!
Год спустя конструкторы и бесстрашный пилот решили преодолеть на паромобиле рубеж в 300 километров в час. Для этого давление пара, подаваемого из котла в двигатель, было увеличено с 70 до 90 бар. Развив более 240 километров в час, машина подскочила на кочке, перевернулась и развалилась на части. Фред получил серьезные травмы, но, тем не менее, пообещал продолжить гоняться. Однако братья Стэнли после этой неудачи отказались от погони за мировым рекордами скорости из-за их опасности.
Но строить скоростные паромобили братья Стэнли не перестали. Именно на автомобиле их производства 14 мая 1913 года на гонках в Санкт-Петербурге, на Волхонском шоссе, преодолена скорость 202,1 км/ч. Это был один из первых российских рекордов скорости.
Рекорд скорости для паромобилей, установленный братьями Стэнли, продержался несколько десятилетий. В основном потому, что век пара прошел и паромобили редко кто строил. Пока в начале 80-х энтузиаст паротурбинных двигателей Джим Крэнк не решил побить «паровой» рекорд скорости 1906 года. Сам он построить гоночный паромобиль не смог, но сумел заинтересовать Боба Барбера, совладельца компании Barber-Nichols, производящей паротурбинные установки. В итоге рекродный паромобиль все-таки был построен и в августе 1985 года на бонневильском плато он преодолел зачетную милю со скоростью 234,3 км/ч.
Но международная автомобильная федерация FIA рекорд так и не признала. Дело в том, что Барбер совершил только один заезд, чего по американским правилам достаточно. А FIA регистрирует рекорды по двум заездам в противоположных направлениях, поэтому достижение Stenley Rocket официально считалось непревзойденным более века.
Самая же высокая скорость для паровых автомобилей на сегодняшний момент была достигнута в августе 2009 года болидом «Inspiration».
Этот похожий на истребитель гоночный паромобиль был разработан группой британских инженеров. Болид приводился в движение двумя турбинами, вращавшимися благодаря пару, подаваемому под давлением в 40 бар со скоростью в два маха из двенадцати высокоэффективных бойлеров. Общая мощность силовой установки «Inspiration» на выходе составляла около 360 лошадиных сил. Пилотом болида был Чарльз Барнетт.
Средняя максимальная скорость «Inspiration» в двух заездах составила 139,843 мили в час, или 223,748 километра в час. В первом заезде болид развил скорость 136,103 мили в час (217,7 километра в час), а во втором — 151,085 мили в час (241,7 километра в час).
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Версия 1904 года со спицованными колесами
Чем сейчас представляется автомобиль с паровым двигателем? Чем-то архаичным, примитивным медленным и неуклюжим. И трудно ныне поверить в то, что в начале 20-го века в бесспорное лидерство паровых автомобилей на тогдашних гонках, где они влегкую обходили машины с ДВС. Это кажется нам уже чем-то удивительным. А ведь так и было — и не в последнюю очередь за счет огромного крутящего момента паровых машин и отсутствию провалов мощности при переключении передач в КПП.
Построенный Россом паромобиль взял все призы на гонках, опередив многих именитых соперников. Машина была весьма оригинальной конструкции: двухмоторной. Вместо мертвой массы дифференциала у построенной им в содружестве с известными конструкторами паромобилей братьями Стэнли гоночной машины имелось два независимых привода на каждое из ведущих колес. Сыграла свою роль и весьма совершенная аэродинамическая форма паромобиля: машина была бесконденсаторной, а потому придумывать, как урезать лоб радиатора, чтобы он не слишком мешал, не требовалось.
Итог — закономерен: в турне по побережью, т.н. «Ormond Beach» — Стенли Росс на «Wogglebug» ставил рекорды за рекордом. В том же 1905 году им установлен рекорд скорости США — 92,436 миль/ч (148,7км/ч) и мировой рекорд скорости на земле — 94,737 миль/ч (152,43 км/ч).
Очевидно, вдохновленные успехом Росса, братья Стэнли в 1906 году построили паромобиль изначально нацеленный на установление нового мирового рекорда скорости – «Stanley Rocket». Паромобиль проезжал на одной заправке водой 50 миль, необходимое для движения давление пара — 70 бар — достигалось за 10-15 минут от запуска машины. Для пилотирования экстремальной техники был выбран гонщик Фред Марриотт, а для установления рекордного показателя – флоридский пляж Ормонд, расположенный недалеко от Дайтона-бич. С первого же раза «Ракете» братьев Стенли с Марриоттом за рулем удалось разогнаться до 205,4 километра в час – на тот момент быстрее не ездил еще никто!
Год спустя конструкторы и бесстрашный пилот решили преодолеть на паромобиле рубеж в 300 километров в час. Для этого давление пара, подаваемого из котла в двигатель, было увеличено с 70 до 90 бар. Развив более 240 километров в час, машина подскочила на кочке, перевернулась и развалилась на части. Фред получил серьезные травмы, но, тем не менее, пообещал продолжить гоняться. Однако братья Стэнли после этой неудачи отказались от погони за мировым рекордами скорости из-за их опасности.
Но строить скоростные паромобили братья Стэнли не перестали. Именно на автомобиле их производства 14 мая 1913 года на гонках в Санкт-Петербурге, на Волхонском шоссе, преодолена скорость 202,1 км/ч. Это был один из первых российских рекордов скорости.
Рекорд скорости для паромобилей, установленный братьями Стэнли, продержался несколько десятилетий. В основном потому, что век пара прошел и паромобили редко кто строил. Пока в начале 80-х энтузиаст паротурбинных двигателей Джим Крэнк не решил побить «паровой» рекорд скорости 1906 года. Сам он построить гоночный паромобиль не смог, но сумел заинтересовать Боба Барбера, совладельца компании Barber-Nichols, производящей паротурбинные установки. В итоге рекродный паромобиль все-таки был построен и в августе 1985 года на бонневильском плато он преодолел зачетную милю со скоростью 234,3 км/ч.
Но международная автомобильная федерация FIA рекорд так и не признала. Дело в том, что Барбер совершил только один заезд, чего по американским правилам достаточно. А FIA регистрирует рекорды по двум заездам в противоположных направлениях, поэтому достижение Stenley Rocket официально считалось непревзойденным более века.
Самая же высокая скорость для паровых автомобилей на сегодняшний момент была достигнута в августе 2009 года болидом «Inspiration».
Этот похожий на истребитель гоночный паромобиль был разработан группой британских инженеров. Болид приводился в движение двумя турбинами, вращавшимися благодаря пару, подаваемому под давлением в 40 бар со скоростью в два маха из двенадцати высокоэффективных бойлеров. Общая мощность силовой установки «Inspiration» на выходе составляла около 360 лошадиных сил. Пилотом болида был Чарльз Барнетт.
Средняя максимальная скорость «Inspiration» в двух заездах составила 139,843 мили в час, или 223,748 километра в час. В первом заезде болид развил скорость 136,103 мили в час (217,7 километра в час), а во втором — 151,085 мили в час (241,7 километра в час).