Как понять что сел аккумулятор на мотоцикле
Сел аккумулятор на мотоцикле, что делать
Мотоцикл это одно из современных средств передвижения.
Он уже давно зарекомендовал себя как наиболее оптимальный и безопасный способ перемещения в настоящее время.
Но, как и любое механическое средство, мотоцикл также имеет свойство ломаться.
Как завести
Например когда сел аккумулятор вашего мотоцикла, сильно не расстраивайтесь потому, что есть методы как завести ваш байк:
Убедитесь имеются ли какие-либо иные неполадки, которые не дают завестись байку. Прежде чем заводить с толкача, следует провести быструю диагностику. Например проверьте, возможно у вас просто закончился бензин — для этого просто посмотрите на датчик топлива.
Запустите первую или вторую передачу. Когда вы заводите мотоцикл с толкача необходимо поставить сравнительно небольшую передачу.
Нередко случается, что припаркованный байк стоит на нейтрали, в чем несложно удостовериться — просто толкните мотоцикл вперед. Нейтраль — это всего одна позиция селектора передач, когда байк можно катать как назад, так и вперед.
Выжмите рычаг сцепления и заводите с толкача. Для начала убедитесь, что у вас достаточно места впереди и устраните все преграды на пути.
Существует наиболее оптимальный метод получения нужной скорости: необходимо отыскать пригодный спуск и аккуратно съехать по склону.
Освободите сцепление, после того как достигнете нужной скорости и прибавьте газу. Если двигатель заведется, обратно выжмите сцепление, чтобы мотоцикл от вас не уехал.
В том случае если ваш аккумулятор сел, то некоторое время проедьтесь по местности, чтобы батарея как можно быстрее зарядилась.
Прежде чем выключить двигатель, вам необходимо понять, почему мотоцикл не запускался. Если байк начинает движение только с толкача, то неполадки находятся либо в аккумуляторе, либо в топливной системе, а значит вам необходимы услуги мастера.
Что входит в комплект детской мотоэкипировки для мотокросса, перечень необходимых элементов.
Гарнитура для шлема — самый полезный и востребованный гаджет для мотоциклиста, обзор популярных мотогарнитур для шлемов.
Не крутит стартер
Какие же действия нужно предпринять, если у вас не крутит стартер. Есть три способа устранения данной неполадки:
В то случае, когда стартер работает в удовлетворительном режиме, просмотрите топливный кран, если он перекрыт — откройте его. Если все в порядке, убедитесь, что имеется бензин в бензобаке.
Свечи зажигания
Когда вы все проверили, но проблема все равно есть, просматриваем свечи зажигания. Если мокрые и воняют бензином, то вы их залили.
Ошибочное выключение или вы ненормально запустили байк. Для того, чтобы устранить данную неполадку высушите свечи и установите их обратно, попытайтесь запустить байк. Когда мотоцикл завелся, необходимо заменить свечи, а после этого наслаждаемся ездой на мотоцикле.
Если вдруг, после всех манипуляций, байк все таки не заводится, то неполадки наверняка в топливной системе. В данном случае вам поможет только услуги мастера.
В том случае, когда свечи сухие, тогда убеждаемся в наличие искры. Необходимо выкрутить все свечи и поочередно вставлять на свои места, так чтобы провод касался с двигателем.
После всех манипуляций жмем на кнопку стартера и следим за свечами, вы должны увидеть цикличную синеватую искру.
Будьте внимательны! При запуске стартера браться руками за провод или свечу небезопасно – может ударить током.
Когда вы убедились, что искры везде идентичные — ставим свечи в их исходное положение и продолжаем отыскивать неполадки дальше. А если искра незаметна и проходит в различных местах, то заменяем свечи и пробуем запустить байк.
Когда неполадок со свечами не обнаружено, но завести все равно не получается, убеждаемся в нормальной подаче топлива. Если вы обнаружили проблему, то незамедлительно обращайтесь к специалисту, потому что данную неполадку устранить самостоятельно не получится.
И в завершении хотелось бы отметить. Не пытайтесь починить ваш мотоцикл самостоятельно, это может быть опасно для вас и вашего мотоцикла.
Доверьте данную работу специалистам, так как они больше разбираются в данной сфере и точно не навредят вашему мотоциклу. А вы будете с удовольствием ездить по дорогам.
Снегоход Каюр технические характеристики малогаборитной бюджетной модели.
Видео
Не все знают, как завести свой мотоцикл с толкача. Автор видео на практике покажет, как это сделать. Также вы узнаете основные ошибки новичков, которые еще не разу не заводили свой байк таким образом.
Как завести мотоцикл с севшим аккумулятором? Способы зарядки разряженной аккумуляторной батареи мотоцикла
Многие мотоциклисты сталкиваются с проблемой быстрой разрядки аккумуляторной батареи, что может происходить по ряду причин. Для зарядки севшего аккумулятора мотоцикла можно использовать различные устройства, в том числе автомобильный аккумулятор.
Что делать если аккумулятор сел или как завести мотоцикл с толкача?
Запустить двигатель с севшим аккумулятором можно только с толкача. Но вначале для исключения всех возможных проблем (когда завести байк нельзя в принципе), следует проверить:
При таком способе запуска необходимо поставить мотоцикл на вторую передачу, так как большинство байков легче всего заводятся именно на этой скорости, хотя можно завести и на первой.
После того как двигатель «схватится», надо выжать сцепление, чтобы мотоцикл от вас не «убежал» или не пришлось бежать за ним следом.
До запуска мотоцикла с толкача необходимо проверить территорию, чтобы на ней не было препятствий ни спереди, ни по бокам. Лучше всего разгонять мотоцикл таким способом, съезжая с небольшой горки.
Удерживая выжатое сцепление для того, чтобы мотор не заглох, дайте ему поработать на средних оборотах. Это хорошо подзарядит севший аккумулятор. После этого можно трогаться. Устойчивая работа не даст двигателю заглохнуть. Если вы не собираетесь никуда ехать, покрутите двигатель, хотя лучше покататься по кругу, чтобы основательно подзарядить АКБ.
Смотрите видео о том, как разогнать мотоцикл с отсутствующим аккумулятором:
Почему аккумулятор мотоцикла быстро разряжается?
Существует несколько основных причин того, что аккумуляторная батарея быстро садится:
Любой, даже самый качественный аккумулятор, при определенных обстоятельствах может быстро разрядиться и утратить свои функции.
В среднем качественный аккумулятор служит до 5 лет. Длительная и частая работа батареи, очень низкие и высокие температуры заметно сказываются на эксплуатационных качествах, снижают емкость АКБ, что ведет к ее быстрой разрядке.
Можно ли использовать автомобильный аккумулятор для подзарядки аккумулятора мотоцикла?
Практически все современные системы авто- и мототранспорта снабжены рабочим 12-тивольтовым напряжением. Различается лишь емкость батарей. Мотоциклисты со стажем считают, что возможно использование АКБ машины для подзарядки аккумулятора мотоцикла. Емкость батареи автомобиля, как правило, более высокая – значит, и энергетического запаса больше. При одинаковом рабочем напряжении необходимо лишь правильно осуществить процедуру и следить за тем, чтобы не спалить стартер от длительной прокрутки.
При соблюдении необходимых мер предосторожности сама процедура не вызовет никаких сложностей:
Обычно 20-30 минут работы хватает АКБ мотоцикла для подзарядки таким способом.
В ходе подзарядки из батареи происходит выделение газа, поэтому запрещено курить, поправлять зажимы, пользоваться зажигалкой – любая искра взрывоопасна!
Часто мотоциклистов интересует вопрос: можно ли подзарядить аккумулятор байка от зарядного устройства для аккумулятора автомобиля? При одинаковых емкостях АКБ обоих транспортных средств, как правило, при этом не возникает никаких сложностей и допустимо использовать одно зарядное устройство.
В случае разных емкостей батарей, чтобы при ускоренном процессе не случился перегрев пластин, мощность тока зарядного устройства должна регулироваться и находиться на уровне 1/10 от мотоциклетного АКБ. Это позволит сохранить эксплутационный ресурс последнего.
Способы оживления севшего аккумулятора мотоцикла
Для реанимации мотоциклетного аккумулятора понадобятся:
Когда все необходимое собрано, нужно определить причину разрядки аккумулятора и действовать, исходя из нее.
Если причина – замыкание пластин
Во время зарядки в одной из секций происходит закипание электролита сразу. В данной ситуации мотоциклисту не следует производить попытку зарядить аккумулятор, достаточным будет использование дистиллированной воды для промывки банки.
Осуществлять промывку необходимо до тех пор, когда увидите, что из банки прекратилось вымывание угольной крошки. Затем необходимо будет довести до требуемой плотности в аккумуляторной батарее и поставить на зарядку.
Если этот вариант окажет неэффективным, то лучше всего с таким аккумулятором в дальнейшем не иметь дел – его можно без сожаления выбросить. В данной ситуации, чтобы добраться до пункта назначения или до ближайшей мастерской, можно механическим способом замкнуть пластины, но подобный вариант годится только на дороге.
Засульфатированность пластин аккумулятора
Как правило, это заметно по значительному падению аккумуляторной емкости – показатель может приближаться к нулевой отметке. Для устранения возникшей проблемы будет полезно применить десульфатирующую присадку к электролиту. В большинстве случаев описание технологии очистки пластин аккумулятора имеется в прилагаемой инструкции по использованию присадки.
Следует рассмотреть лишь наиболее важные моменты:
После этого осуществляем «гонку» аккумуляторной батареи, выдерживая определенный цикл заряд/разряд. Суть данной процедуры состоит из последовательности операций: вначале производится зарядка и сразу же – разрядка, но не с помощью стартера мотоцикла (для этого можно, например, использовать лампочку стоп-сигнала). Разряжать необходимо до тех пор, пока в аккумуляторе не будет установлено напряжение в 10 вольт. Процедура повторяется до достижения электролита в аккумуляторной батарее номинальной плотности.
Что делать, чтобы аккумулятор не разряжался?
Для продления сроков эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо обеспечить ей необходимый уход и хранение. Аккумулятор для мотоциклов требует регулярной подзарядки. Это необходимо проделывать время от времени даже в том случае, если батарея не задействована и лежит на стеллаже. В зависимости от того, насколько высок уровень саморазрядки батареи, такую процедуру в среднем нужно проводить не менее 1 раза в 1,5 месяца, а иногда и чаще.
Если аккумулятор мотоцикла быстро разряжается, на то может быть несколько причин. Завести мотоцикл без аккумулятора можно, но не всегда этот способ срабатывает. Существует несколько способов оживления севшей аккумуляторной батареи, в том числе ее подзарядка от автомобильного аккумулятора или зарядного устройства.
Как понять что сел аккумулятор на мотоцикле
Задать вопрос и записаться на сервис Вы можете по телефону +7-921-953-69-17 или письмом all@freemoto.net
Если на Вашем мотоцикле пропала зарядка как определить, что случилось и что нужно менять?
Под понятием зарядка мы понимаем: что при работе мотора, генератор вырабатывает электрический ток, достаточный для питания всех электроцепей и зарядки штатного аккумулятора (АКБ).
Причиной прекращения работы реле регулятора и (или)генератора, часто становится не правильная установка дополнительного оборудования, например, если превысить расчетную мощность – генератор долго не проживет.
Как правило зарядка пропадает в одной из 3 причин:
1. Наука о контактах.
В эту неисправность отнесем все повреждения электропроводки, между генератором, реле регулятором (РР) и бортовой электросетью: обрыв, повреждение изоляции (короткое замыкание), плохие контакты в клемных колодках (разъединение, окисление или сгорание контактов).
один из таких случаев я описывал в статье.
Любое повреждение эл. проводки может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей мотоцикла! Настоятельно рекомендуем, продолжать эксплуатацию транспортного средства, только после устранения этих дефектов!
2. Не правильная работа реле регулятора.
Со временем электронные компоненты эл. схемы реле регулятора, меняют свои свойства (например: пробой диода, изменение емкости конденсатора или сгоревшее сопротивление…), в результате РР может занижать (мене 12,5 вольт) или завышать (более 15 вольт) напряжение, а также вовсе прекращать зарядку аккумуляторной батареи.
3. Сгоревший статор генератора.
Имеется ввиду не физическое сгорание проводов (они достаточно толстые и могут выдерживать большие нагрузки по силе тока), а при увеличении температуры повреждается изолирующий лак, возникает короткое замыкание между витками и корпусом катушек.
Метод диагностики:
• Проверяем напряжение на АКБ, без нагрузки (все электро-потребители выключены) должно быть 12-13.2 вольта. Во время старта (режим максимальной нагрузки) напряжение не должно падать менее 9,5 вольт. Если напряжение не соответствует необходимо зарядить или заменить батарею!
• Проверка зарядки. Проводим тест без нагрузки (для этого выключаем все потребители: свет, поворотники…) в 3 этапа на холостом ходу, на средних и высоких оборотах. Затем под максимальной нагрузкой (включаем: ближний, дальний, аварийку, нажимаем стоп…).
На всех режимах напряжение должно быть в диапазоне 12.7-14.5 вольт.
При низком напряжении разрядится аккумулятор, и ближайший запуск двигателя будет с толкача или прикуривателя, а позже двигатель может и вовсе не заводится. Как прикурить мотоцикл я описывал здесь.
Высокое напряжение приводит к выходу из строя АКБ, а при слишком высоком горят лампочки, релюшки и мозги (блок управления двигателем).
Система работает нормально? Хорошо!
Нет? – Идем дальше.
• Производим осмотр проводки. Если нашли повреждения проводки – устраняем и снова проверяем зарядку.
• Следующий тест: проверка сопротивления между обмотками генератора. Отсоединяем разъем от РР, к колодке приходи 3 одинаковых провода, обычно белого или желтого цвета, это фазы генератора, соединенные звездой. Измеряем сопротивление между этими проводами, сопротивление должно быть примерно одинаковое (точные данные Вы можете посмотреть в сервис мануале к мотоциклу), сопротивления (короткого замыкания) между обмотками и «массой» быть не должно!
Соединение трёх фаз звездой
Еще вариант проверить генератор: измерить напряжение между фазами на холостом ходу 13-20 вольт переменного тока при увеличение оборотов увеличивается напряжение до 80 вольт. Для этого отключаем все тот же разъем, заводим мотоцикл и мерием.
Важно: в момент измерений не замкнуть фазы между собой.
Важно: все отключения и соединения разъемов проводить при заглушенном двигателе и выключенном зажигании!
Если генератор в порядке переходим к проверке реле регулятора. Если нет, статор генератора под замену!
• На мотоциклы устанавливаются реле регуляторы четырех, пяти и семи контактные.
— 4х и 5ти контактные реле красный провод «+», корпус или зеленый провод «-» и 3 фазы с генератора
— 7 контактов 2 красных провода «+», 2 зеленых провода «-» и 3 фазы с генератора
Условная проверка (условная так как при соответствии нужному сопротивлению мы не можем на 100 % гарантировать регулировку напряжения в заданном диапазоне, а также при изменении температуры характеристики электрических компонентов могут меняться), выбираем на тестере режим прозвонки диодов, красный щуп тестера, прислоняем к контакту с зеленым проводом (минусовой провод), черный щуп на красный контакт реле (плюсовой контакт) сопротивление должно быть в диапазоне 1150-1700 ом, в обратном направлении сопротивления нет. Далее черный щуп переносим на разъемы куда приходят фазы с генератора (желтые или белые 3 провода) по очереди диапазон 500-1100 ом. Между фазами и в обратном направлении сопротивления нет. Разброс сопротивления по фазам должен быть минимальным. При любых отклонениях реле необходимо поменять. Более точные данные смотрите в servis manual к нужной модели.
Наши механики помогут точно определить и устранить неисправность электро проводки Вашего мотоцикла.
Возможно Вам будут интересны другие наши статьи:
Как понять что сел аккумулятор на мотоцикле
Возможно ли использовать автомобильное зарядное устройство для зарядки мото аккумулятора?
Можно, если емкость аккумуляторов отличается незначительно. Или, если в зарядном устройстве предусмотрена регулировка тока заряда. В случае ускореной зарядки аккумулятора его ресурс существенно снижается. Помните, что оптимальный ток заряда должен составлять 1/10 от емкости аккумулятора в Амперах!
Зачем нужно поддерживать уровень электролита?
В свинцово-кислотных аккумуляторах используется электролит, который представляет собой разбавленную водой серную кислоту. В процессе эксплуатации вода испаряется, а концентрация серной кислоты повышается. Концентрированная кислота способна разъедать внутренние элементы аккумулятора, что приводит к образованию осадка, который впоследствии может привести к его замыканию.
Что делать, если понизился уровень электролита в аккумуляторе?
Необходимо приобрести дистиллированную воду и долить ее в аккумулятор. Электролит представляет собой разбавленную серную кислоту. В процессе эксплуатации аккумулятора происходит лишь незначительное испарение воды, которую и требуется доливать. Ни в коем случае нельзя доливать новый электролит, только дистиллированную воду! Нужно периодически проверять плотность электролита специальным устройством, выполняйте проверку в соответствии с инструкцией, прилагаемой к аккумулятору!
Шум при зарядке аккумулятора?
Во время зарядки аккумулятора, электролит вступает в реакцию со свинцовыми пластинами, составляющая его кислота выделяет газ в виде пузырьков. Т.е. то, что вы слышите является процессом слабого газообразования в аккумуляторе.
Объясните различия в обозначениях аккумуляторов CTX12-BS и YTX12-BS?
Первая буква в маркировке обозначает идентификатор производителя. Разные производители используют разные буквы. Например, YX12-BS – обозначает аккумулятор Sprint, CTX12-BS – Exide, GTX12-BS – Delco. Эти обозначения действительны для большинства свинцово-кислотных и гелиевых аккумуляторов. Но есть исключения.
Как проверить полностью ли заряжен мото аккумулятор?
Напряжение на полностью заряженном аккумуляторе должно быть не ниже 12,8 Вольт. 12,5 Вольт соответствует полузаряженной батарее.
На мотоцикл установлен новый аккумулятор, но каждый раз после зарядки он быстро разряжается. Какие причины?
Причин быстрой разрядки аккумулятора может быть несколько. Далее перечислим наиболее распространенные:
– Неисправная сигнализация или сигнализация, включенная на длительное время.
– Неисправное реле заряда может привести к тому, что аккумулятор попросту не будет подзаряжаться от генератора во время поездки. Проверить работоспособность этого устройства можно, если включить фару и повысить обороты двигателя – яркость должна увеличиться. Если яркость уменьшается – скорее всего ваш регулятор нуждается в замене.
– Неисправный генератор. Чтобы проверить его работоспособность, достаточно померять напряжение на аккумуляторе, при работающем реле-регуляторе и генераторе должно быть 13,6 Вольт.
Как завести машину, если сел аккумулятор
И как понять, когда его пора менять
Однажды это произойдет. С вами лично, с соседом или коллегой. В самый неподходящий момент машина не заведется из-за разряженного аккумулятора.
Как понять, что аккумулятор сел
Понять, что сел аккумулятор, несложно. Вот несколько признаков:
Причины разрядки аккумуляторов
Аккумулятор может разрядиться из-за невнимательности водителя, старости или неисправной электрики автомобиля. Первая причина — самая обидная.
Потребители электричества, которые забыли выключить. Это нормально для бюджетных авто с несложной электрикой, особенно для отечественных. В такой машине можно оставить включенными, например, габаритные огни или аудиосистему. Этого достаточно, чтобы за несколько часов полностью разрядить аккумулятор. Иномарки давно умеют принудительно отключать питание большинства систем при закрытии центрального замка.
Электроэнергию может потреблять охранный комплекс или автономная система прогрева двигателя и салона. Они могут разрядить аккумулятор, если автомобиль используют для коротких городских поездок или оставляют надолго при температуре ниже −20 °C.
Мороз. Чем ниже температура, тем больше нагрузка на аккумулятор. После ночной стоянки для пуска автомобиля требуется больше энергии: масло в двигателе становится гуще. При этом в самом аккумуляторе замедляются все электрохимические реакции — примерно в 2—4 раза при понижении температуры на каждые 10 градусов. Именно поэтому зимой аккумулятор отдает и принимает энергию гораздо хуже, чем летом.
Неисправность в электрике автомобиля. Это могут быть проблемы с проводкой: перетерся или оборвался провод, окислились контакты, нарушилась целостность изоляции. Может быть неисправность одного из электронных блоков. Понять, что с электрикой что-то не так, можно по неадекватной работе электрооборудования. Вот некоторые признаки:
В любой подобной ситуации записывайтесь к диагносту и автоэлектрику.
Достаточно часто дело в генераторе: он отвечает за преобразование механической энергии в электрическую — заряжает аккумулятор и питает электрические системы автомобиля, пока запущен двигатель. Это происходит через приводной ремень, который связан с навесным оборудованием двигателя. Ремень может лопнуть или слететь из-за какого-нибудь шкива или ролика — тогда абсолютно исправный генератор не сможет питать электросистемы автомобиля.
Генератор может перестать работать во время движения автомобиля. Когда это происходит, электрика автомобиля питается от аккумулятора и заряда хватает совсем ненадолго. Бортовой компьютер просигналит, что аккумулятор не заряжается: на приборной панели начнут загораться красные и желтые значки — это постепенно отключаются электрические системы.
Что-то отключает бортовой компьютер, что-то перестает работать из-за недостатка энергии. В этом случае важно остановиться, заглушить мотор, вызвать эвакуатор и направить автомобиль в сервис. В лучшем случае автомобиль встанет в левой или средней полосе, в худшем — перегреется двигатель. Например, если лопнувший ремень генератора был связан со шкивом помпы, благодаря которой работает система охлаждения.
Хотите купить машину?
Когда менять аккумулятор
Если с машиной и всеми ее системами все в порядке, то дело в самом аккумуляторе. В интернете, курилках офисов и гаражах очень противоречивая информация о сроках эксплуатации АКБ — от пары лет до «мой отец 10 лет на одном отъездил». Гост определяет срок службы обслуживаемых аккумуляторов как 24 месяца при пробеге до 90 000 км за этот период или 12 месяцев при пробеге до 150 000 км, а обслуживаемых — 48 месяцев при пробеге за это время до 100 000 км. На практике очень влияет состояние электросистемы автомобиля, количество потребителей и характер поездок.
Перечислим основные причины, почему аккумулятор может выйти из строя. Когда речь идет о личном автомобиле, в каждом из перечисленных ниже случаев целесообразно купить новый аккумулятор.
Сульфатация пластин. В аккумуляторе автомобиля протекает сложная электрохимическая реакция, которая при разряде происходит в одном направлении, а при заряде — в противоположном. Когда аккумулятор отдает энергию, то есть всегда, когда двигатель автомобиля не запущен, на свинцовых пластинах в нем оседают сложные эфиры серной кислоты, которая входит в состав электролита. Чем больше кристаллов, тем ниже эффективность аккумулятора: уменьшается площадь контакта пластин с электролитом, из-за чего падает емкость. О сульфатации пластин говорят два косвенных признака: на крышке, скорее всего, появится белый налет, а сам аккумулятор будет разряжаться за ночь — утром машину будет не завести.
Главные причины сульфатации — полный и продолжительный разряд батареи или ее хронический недозаряд. Избежать этого достаточно просто: если машину приходится оставлять надолго без движения, скидывайте с аккумулятора клеммы. Если аккумулятор хранится отдельно, следите, чтобы он был заряжен.
Если сульфатация все же случилась и аккумулятор утратил свои свойства, проще купить новый. Есть сложный вариант — заняться десульфатацией самому или обратиться в специализированную мастерскую. Процесс длительный и трудоемкий, может занимать от двух дней до недели: это особые циклы из разряда и заряда аккумулятора без гарантии на успех. Существуют бытовые зарядные устройства со специальными программами, например «Автоэлектрика Т-1013Р», но при цене 7000—10 000 Р такая покупка нецелесообразна. За те же деньги проще купить хороший аккумулятор.
Короткое замыкание. Положительные и отрицательные пластины внутри исправного аккумулятора изолированы друг от друга и не соприкасаются. Короткое замыкание происходит, когда между ними появляется проводник. В обычной электросети при замыкании срабатывает автомат, горит предохранитель или проводка. У аккумуляторов есть менее явные признаки:
Короткое замыкание характерно для сильно изношенных или механически поврежденных аккумуляторов. Так бывает, если заряжать аккумулятор повышенным зарядным током или уронить его. Нет способа восстановить такой аккумулятор — его придется заменить.
Осыпание активной массы. Пластины аккумулятора покрывают активной массой, чтобы они были более эффективными. Для положительного электрода это перекись свинца, а для отрицательного — чистый свинец. Когда говорят, что активная масса осыпалась, подразумевают, что покрытие отделилось от пластин. Вот причины, по которым это может произойти:
Все это может произойти с батареями, которые отработали больше половины своего ресурса. Как и при коротком замыкании, осыпание активной массы невозможно починить — придется купить новую батарею.
Выкипание электролита. Процесс похож на кипение воды, но увидеть его можно только у обслуживаемых аккумуляторов — через крышку одной из секций. В необслуживаемых остаются только косвенные признаки, например зеленый или белый налет на клеммах и около них. Электролит на 60% состоит из воды и на 40% из серной кислоты. Вода выкипает, то есть распадается на кислород и водород. Это происходит при перезарядке аккумулятора, если на его клеммы подается напряжение больше 14,4 В — его может давать неисправный генератор или неисправное внешнее зарядное устройство.
Кипение нарушит баланс воды и кислоты в аккумуляторе, кислота начнет растворять пластины и повредит их, может возникнуть короткое замыкание. Если электролит будет кипеть незначительно, будет только коррозия клемм аккумулятора и контактных проводов. Для необслуживаемых батарей это однозначный повод поменять батарею. Перед этим важно устранить причины перезарядки, иначе следующий аккумулятор быстро придет в негодность.
Что делать, если аккумулятор сел, а ехать нужно
Не стоит делать что-то с автомобилем и аккумулятором, если нет инструментов и приспособлений, а также уверенности в том, что вы поступаете правильно. Есть риск повредить проводку или электронные блоки автомобиля. Выгоднее вызвать эвакуатор или службу помощи на дорогах.
Что бы вы ни делали с аккумулятором, важно, чтобы ключ зажигания был у вас в руках — его нельзя оставлять в автомобиле, потому что в любой момент может сработать центральный замок. В идеале держите открытой одну из дверей, кроме водительской, если это возможно и никому не мешает.
Попытаться завести машину можно несколькими способами: прикурить с проводами или без них, завести с толкача или с помощью пуско-зарядного устройства. Расскажу о каждом способе подробно.
Прикуривание с проводами
Чтобы зарядить аккумулятор, нужны внешний источник энергии, например другая машина, и специальные провода с зажимными клеммами-крокодилами.
Заранее осмотрите автомобиль и продумайте подключение проводов. В современных авто аккумулятор может быть под капотом, в багажнике или нише для запасного колеса. Необязательно подключаться к АКБ — под капотом могут быть специальные контактные участки. Где аккумулятор и куда подключаться — читайте в инструкции к автомобилю или ищите информацию в сети.
Автомобиль-донор должен быть аналогичного или более высокого класса. Важно, чтобы этот автомобиль потреблял такое же топливо, что и ваш. Не стоит прикуривать большой рамный внедорожник от Киа Рио: автомобили должны потреблять примерно одинаковое количество тока, аккумуляторы должны быть идентичны. Также не стоит прикуривать дизельный Мерседес E-класса от точно такого же внешне, но бензинового E-класса: у дизельных авто другой пусковой ток, на них ставят аккумуляторы большей емкости. Если не учесть эти моменты, есть риск получить два недвижимых автомобиля с разряженными аккумуляторами.
Продумайте взаимное расположение автомобилей. Иногда длины проводов не хватает, например в тесном дворе в окружении других авто. Провода должны быть плотно зафиксированы на клеммах.
На автомобилях должно быть выключено зажигание. Это убережет электросистемы обеих машин от перепадов напряжения, которые могут негативно сказаться на оборудовании, а также не позволит расходовать энергию аккумулятора автомобиля-донора.
Подождите 2—3 минуты. Это позволит осмотреться и убедиться, что все подключено правильно, а также облегчит запуск.
Попробуйте завести машину с севшим аккумулятором, но не держите ключ повернутым или кнопку зажигания нажатой дольше трех секунд. Если двигатель не завелся, повторите операцию еще раз, но не больше. Если получилось, не глушите двигатель. Аккуратно отключите провода — сначала красный с клемм «плюс», а потом черный с клемм «минус».
Если не получилось, убедитесь, что в автомобиле-реципиенте выключены все потребители электроэнергии. Выньте ключ из замка зажигания.
Заведите автомобиль, от которого прикуриваете, и подождите 15 минут. Это позволит немного зарядить севший аккумулятор. Заглушите донора.
Попробуйте завести автомобиль-реципиент еще раз. Если завелся — отлично. Не глушите, отключайте провода от клемм: сначала от «минус», а потом от «плюс». Если не завелся, причина может быть глубже и серьезнее, чем просто аккумулятор. Звоните в сервис.
Прикуривание без проводов
Это более экстремальный способ, не стоит применять его без крайней необходимости. Если можете съездить на такси за проводами или новым аккумулятором, вызвать техпомощь или эвакуатор, то так и сделайте. Если выбора нет, действуйте по следующему алгоритму:
Запуск с толкача
Эта часть статьи будет полезна только для обладателей авто с механической коробкой переключения передач. Этот способ не подойдет для других типов коробок — роботов, вариаторов, классических автоматов — из-за особенностей устройства таких трансмиссий. Мотор и колеса автомобиля с механической коробкой передач связаны через планетарную систему шестерней в обе стороны. Работает мотор — крутящий момент передается на колеса и наоборот — если крутятся колеса, можно раскрутить мотор. Толкая автомобиль, мы делаем то, что должен был сделать стартер — проворачиваем маховик двигателя.
Приступайте к работе, только если уверены, что ваших навыков достаточно, чтобы управлять автомобилем в нестандартной ситуации. Также пригодятся помощники — 2—3 человека или еще один автомобиль с водителем и надежным тросом.
Убедитесь, что маневры для запуска автомобиля будут безопасны для вас, ваших помощников и окружающих. Не стоит делать это на улице с оживленным движением, тем более на загородном шоссе.
Порядок действий таков. Сядьте за руль автомобиля, выключите все потребители электроэнергии. Опустите боковые стекла: это позволит вам лучше слышать помощников. Не забудьте снять с ручного тормоза, переключите коробку передач в нейтральное положение.
Если вам помогают пешеходы. Предупредите их, что не стоит упираться в фонари — задние фары — автомобиля или какие-либо хрупкие элементы вроде стекол. Лучше надавить в стойки кузова или крышку багажника, в общем, в любое железо.
В остальном действовать нужно так:
Если вам помогает автомобиль с тросом. Заранее договоритесь об условных знаках с тем, кто вас буксирует. Например, два гудка — команда, что пора останавливаться.
Будьте готовы сами и предупредите водителя буксира, что до момента запуска двигателя тормозная система автомобиля, который буксируют, намного менее эффективна: при заглушенном двигателе не работает вакуумный усилитель тормозов — давить на педаль тормоза для остановки придется изо всех сил. К сожалению, любое резкое торможение переднего автомобиля может привести к аварии: маловероятно, что водитель автомобиля, который буксируют, сможет оттормозиться.
В остальном план такой:
Запуск с помощью пуско-зарядного устройства
Такие устройства одновременно заряжают аккумулятор автомобиля и способствуют его запуску. Пользоваться просто — достаточно подключить устройство к машине поверх проводов на аккумуляторе. Есть три типа.
Импульсные, или трансформаторные, зарядно-пусковые устройства — зарядные устройства с функцией запуска двигателя. В основном нужны, чтобы зарядить аккумулятор дома. Способны только дополнить частично разряженный аккумулятор и добавить пусковой ток. При полном разряде бесполезны — придется снимать аккумулятор и заряжать его. Компактны и универсальны, но требуют подключения к сети 220 В и не имеют аккумулятора.
Пуско-зарядные устройства со встроенным аккумулятором могут запустить автомобиль даже с полностью разряженным аккумулятором. Подходят также для поддержания напряжения в электросистеме автомобиля, например при обновлении программного обеспечения электронных блоков. Но полностью зарядить аккумулятор от такого устройства не получится. Обычно ПЗУ с аккумулятором используют в автосервисах и автосалонах: их не очень удобно возить с собой из-за габаритов. Для запуска двигателя устройство подключают к клеммам автомобиля, для поддержания напряжения в бортовой сети — в гнездо прикуривателя.
Мощные внешние аккумуляторы дополняют разряженную батарею автомобиля. Созданы только для запуска двигателя, неспособны на продолжительный заряд аккумулятора. Необходимо следить, чтобы внешний аккумулятор был заряжен, особенно если хранится в машине зимой. Обычно хватает на 10—15 стартов. Подключение и способ запуска аналогичны пуско-зарядным устройствам: подключить поверх проводки автомобиля к клеммам АКБ, попробовать запустить двигатель.